Особенности боевого применения торпедных катеров на Черном море

51
Особенности боевого применения торпедных катеров на Черном море


В 1928 году под руководством известного авиаконструктора А.Н. Туполева был сконструирован и построен первый советский торпедный катер «АНТ-4». Затем последовала крупная серия катеров типа «Г-5», количество которых позволило создать на флотах (кроме Северного) бригады и отдельные дивизионы торпедных катеров. На Черноморском флоте перед Великой Отечественной войной имелись 2 бригады, отдельные дивизион и отряд торпедных катеров.

Основополагающими документами по боевому применению торпедных катеров были временный Боевой устав Морских Сил РККА 1937 г. (БУ МС 37) и Наставление по боевой деятельности торпедных катеров (НБТКА). В них отмечалось основное назначение катеров: нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и транспортным судам противника. Кроме того, говорилось, что торпедные катера могут быть использованы для противолодочной обороны эскадры, поддержки дозоров, постановки дымовых завес и быстрой переброски диверсионных и десантных групп. На основании этих положений в процессе боевой подготовки главное внимание личного состава сосредоточивалось на отработке стрельб по крупным быстроходным боевым кораблям и судам. Однако уже в первые дни Великой Отечественной войны, вместо ожидаемых атак больших кораблей и транспортов противника, черноморским катерникам пришлось решать новые задачи. Надводные корабли противника не решались на активные действия на наших коммуникациях. Однако и советские торпедные катера, базирующиеся в Очакове и Севастополе, не могли выходить на вражеские коммуникации между Сулиной и Констанцей, так как расстояние до этого района значительно превышало их тактический радиус.

В период обороны Одессы (5 августа - 16 октября 1941 г.), а затем и Севастополя (30 октября 1941 г. - 4 июля 1942 г.), основными задачами торпедных катеров были: постановка дымовых завес для прикрытия боевых кораблей и транспортных судов от вражеского артиллерийского огня при входе и выходе их из Одессы и Севастополя; участие в конвоировании судов на коммуникациях Одесса-Севастополь; несение дозорной службы с одновременным поиском подводных лодок самостоятельно или совместно с катерами-охотниками МО-4; разминирование фарватеров от донных неконтактных мин взрывами глубинных бомб.

Выполнение этих задач требовало от командования, штабов соединений и, особенно, от непосредственных исполнителей, поиска новых тактических приемов и способов действий. К примеру, во время предвоенной боевой подготовки катерники приобрели навыки в тактических приемах постановки дымовых завес при атаках кораблей в море. Однако постановка дымзавес на подходных к военно-морским базам фарватерах в 1941 и 1942 годах производилась под прицельным огнем противника, причем, возможностей маневрировать курсами не имелось. Поэтому командирам катеров пришлось произвести десятки экспериментов, в результате чего был найден наилучший вариант: сбивать прицельный огонь, маневрируя только скоростями. При неподвижном заградительном огне катера на короткое время скрывались за дымзавесой и, как только противник прекращал обстрел, они на высокой скорости продолжали ставить дымы. Следует сказать, что новый тактический прием постановки дымзавес применялся и в последующем, когда катерам приходилось действовать вблизи берега, в стесненных для маневрирования условиях.

Наиболее трудным оказалось изыскание тактических приемов, когда торпедные катера являлись в конвоях единственными кораблями охранения и вынуждены были защищать транспортные суда от ударов вражеских самолетов.

Эффективными были действия торпедных катеров в борьбе с субмаринами, идущими под перископом или в надводном положении. В таких случаях, используя высокую скорость, катерники немедленно атаковали их и заставляли уходить с курса конвоев. Для уничтожения неконтактных мин применялись глубинные бомбы. Бомбометание заминированных водных участков производилось группами, состоявшими из 2-4 катеров.
Задачи, решаемые советскими торпедными катерами, расширились с осени 1942 года. К этому моменту общая обстановка на Черноморском театре резко изменилась в худшую для нас сторону. Противник захватил Крымский и Таманский полуострова, на которых остались аэродромы, порты и базы.



Немцы продолжали наращивать свои морские и воздушные силы, действовавшие на наших коммуникациях и наносящих удары по базам на побережье Кавказа, где сосредоточились корабли Черноморского флота. К концу 1942 года вражеский флот на Черном море пополнился семью канонерскими лодками, 15 торпедными катерами, 11 подводными лодками, более чем сотней быстроходных десантных барж (БДБ), 130 катерами тральщиками и сторожевиками. В это же время между портами Крыма и Таманского полуострова противник вел интенсивную переброску войск и боевой техники. Естественно, что все это вызвало рост напряженности боевых действий торпедных катеров. Так, с июля 1942 г. по март 1943 г. на наших прибрежных коммуникациях, в первую очередь между Туапсе и Сухуми, где был явный недостаток противолодочных сил, вражеские подводные лодки развернули большую активность. В борьбу с ними включились торпедные катера. Располагаясь на базе в Туапсе и частью сил в Сочи, они на высокой скорости строем фронта производили поиск подлодок по курсу движения наших конвоев, а также выполняя профилактическое бомбометание, загоняя субмарины на глубину и не допуская их всплытия с целью атаки. Такой способ оказался действенным. В заданном районе катера выполняя по нескольку галсов, облегчая действия, сопровождавших конвои, сил охранения.

В одно время подводные лодки противника в темное время суток стали обстреливать из орудий идущие по прибрежной железной дороге поезда. По предложению командира дивизиона капитан-лейтенанта В.А. Рыбакова их стали конвоировать торпедными катерами. Последние следовали вдоль берега уступом, несколько впереди поезда, но с одинаковой скоростью с ним, вынуждая противника уходить на глубину. При этом удаленность торпедных катеров от берега определялась возможностями артиллерийских систем, установленных на подводных лодках. Угроза обстрелов наших железнодорожных составов катерниками была ликвидирована.

Стоит остановиться и на ударах торпедных катеров по кораблям и транспортным судам, стоящим в портах. Такие удары назывались набеговыми действиями. Следует сказать, что в межвоенные годы многие специалисты считали набеги катеров на хорошо защищенные порты практически невозможными. В мирное время отработке таких задач не уделялось необходимого внимания. «БУ МС 37» предусматривал лишь нападение в ходе войны на якорную стоянку кораблей. Однако боевые действия внесли в теоретические положения соответствующие коррективы. Обстановка на Черном море требовала от торпедных катеров нанесения ударов по кораблям, находившимся не только на рейдах. Первыми такую задачу выполнили экипажи отряда торпедных катеров старшего лейтенанта К. Кочиева, который разработал план набега на ялтинский порт. Командир 2-й бригады торпедных катеров С.С. Савин одобрил этот план. В ночь на 14 июня 1942 г. командир отряда на катере типа Д-3 вышел в море. Переход, длившийся семь с половиной часов, прошел благополучно. На подходе к порту катер сбавил ход до самого малого, включил глушители и с дистанции 1.5 кабельтова (270 м) атаковал торпедой баржу и потопил ее. Противник открыл по Д-3 сильный артиллерийско-пулеметный огонь. Отвечая стрельбой из пулеметов и прикрываясь дымзавесой, катер вышел из зоны обстрела и благополучно прибыл в базу.

Этот успех был достигнут в результате внезапности и тактически грамотных действий с К. Кочиева. Через три дня он на катере типа СМ-3 вместе с Д-3 вышел из Анапы в повторный набег на ялтинский порт, где, по данным авиаразведки, находились надводные корабли и подводная лодка. В 03 ч 45 мин у мыса Айтодор был обнаружен дозорный торпедный катер противника, который сделал световыми сигналами запрос и лег на параллельный курс. Боцман катера СМ-3 по приказанию командира, отвечая на запрос, делал перебои, изображая неисправность сигнального фонаря. Хитрость удалась. Приняв советские катера за свои, вражеский катер прибавил скорость. Определив, что проход в боковом заграждении открыт, командир отряда приказал торпедировать стоявшие у причала корабли. Впоследствии было установлено, что в результате атаки был потоплен буксир, повреждены подводная лодка и портовые сооружения. Опомнившись, фашисты открыли по катерам артиллерийский и пулеметный огонь, освещая их прожекторами. Маневрируя, отстреливаясь и прикрываясь дымзавесами, катера отошли в море. СМ-3 получил около 80 пробоин, пять человек из его экипажа было убито и трое ранено.



После восстановления боеспособности СМ-3 и Д-3 2 августа 1942 года вышли из Анапы в Феодосийский залив, где, по данным разведки, в бухте Двуякорной находились транспортные суда, прикрываемые береговой артиллерией и корабельными дозорами. Это мешало достижению внезапности. Однако погода (ветер северо-западный, 5-6 баллов, видимость - менее километра) помогла катерникам скрытно обойти дозоры. Вблизи берега, занятого немцами, они незамеченными подошли к бухте Двуякорной и произвели атаку двух барж, стоявших на якорях, и потопили их.

После оставления Анапы и Новороссийска катера Г-5 были перебазированы под Геленджик. Противник для перевозки воинских грузов морским путем активно использовал Анапу, порт которой имел мелководную акваторию. Эта особенность порта, а также огонь береговой и корабельной артиллерии значительно осложняли действия катеров, однако они, проявляя отвагу, инициативу и находчивость, прорывались в порт и топили вражеские суда. Только за один год, начиная с июня 1942-го, враг потерял 16 барж, груженных техникой, оружием и живой силой. Систематические набеги торпедных катеров вынудили немцев значительно сократить объемы перевозки морским путем оружия, войск и боеприпасов. Успех черноморцев в этом важном виде боевой деятельности мог быть значительно большим, при условии участия в набегах не двух-трех катеров, а десятков. Но потребность флота в них для выполнения других задач была также очень высокой. Например, в августе и сентябре 1942 года из 425 выходов катера 1-й бригады, только 42 выхода произвели для набеговых действий, а остальные - для конвоирования транспортов (176), различных перевозок (127), прикрытия дымзавесами портов (64) и т. д.

После захвата нашими десантниками в феврале 1943 года плацдарма под Новороссийском (Малая земля), торпедные катера использовались в конвоях на участке Геленджик-Мысхако. Важность выполнения этой задачи определялась тем, что жизнеспособность и успех боевой деятельности десантных войск на Малой земле находились в прямой зависимости от регулярного их снабжения по единственной морской коммуникации.

Торпедным катерам пришлось заново отрабатывать самостоятельные и совместные, с малыми охотниками МО, действия в период конвоирования судов. Тактика самостоятельных действий сводилась к следующему: обогнав вышедший из Геленджика конвой, они занимали линию дозора с целью недопущения прорыва противника за нее. С появлением вражеских кораблей катера стремительно атаковали их и срывали попытки помешать движению конвоя или выгрузке личного состава, вооружения и боеприпасов. При этом ставились дымовые завесы. Фашисты не решались их пересекать, опасаясь внезапного удара. Подобная тактика давала нашим катерникам возможность самостоятельно срывать замыслы превосходящего в силах противника, не допуская его к конвою на дистанцию торпедной и артиллерийской стрельбы. Катера типа МО являлись главным средством ведения артиллерийского боя. Закончив высадку личного состава на плацдарм, они располагались в центре линии дозора, а торпедные катера - справа и слева от них. Когда противник, связав боем наши сторожевые катера, частью сил стремился обойти дозор, в дело вступали торпедные катера, перехватывая врага и вынуждая его отходить в море.

В мае 1943 года в состав ЧФ прибыли шесть катеров, имеющие на вооружении установки РС (М-8-М), позволявшие поочередно или залпом выпускать 24 реактивных снаряда калибра 82 мм. Наличие на катерах трех боекомплектов делало их мощным средством борьбы с морским и наземным противником. Обладая опытом набеговых действий, черноморцы достаточно быстро освоили приемы нанесения огневых ударов реактивными снарядами по наземным объектам: скоплениям вблизи берега живой силы и техники, артиллерийским батареям, прожекторам, самолетам на аэродромах и др. Основная тактика действий сводилась к следующему: ударная группа из двух-четырех катеров вела огонь РС-ами, а 2-4 торпедных катера прикрывали ее дымзавесами и отвлекали внимание противника на себя. Именно таким способом в начале июня 1943 года в районе Южной Озерейки они нанесли удар по артиллерийской батарее и вывели ее из строя. Не менее результативные удары катера систематически наносили по аэродрому, анапскому порту и другим важным объектам. Гораздо труднее было бороться с небольшими высокоманевренными морскими целями, такими как вражеские торпедные и сторожевые катера и быстроходные десантные баржи. Однако черноморцы нашли способ поражать и такие цели, применяя залповый огонь.



Особенно эффективными были совместные действия торпедных и артиллерийских катеров против вражеских транспортов и малых судов в период освобождения Крыма весной 1944 года. В отличие от ударов по береговым целям в морских боях главной ударной силой были торпедные катера, а катера с РС-ми поддерживали их своим огнем. Дело в том, что в тот период враг усиленно охранял все транспортные суда. Чтобы сблизиться с ними на дистанцию 200-500 м, торпедным катерам нужно было преодолеть сопротивление кораблей охранения и выйти для атаки на курсовых углах 60-100°. Только такие малые дистанции и большие курсовые углы торпедного залпа обеспечивали наибольшую вероятность поражения цели, имевшей длину в подводной части 30-40 м, т. е. в 4,5-6 раз меньшую по отношению к той, которая предусматривалась довоенными правилами, таблицами стрельб и катерными прицелами. Для стрельбы же реактивными снарядами, курсовой угол и дистанция не имели такого принципиального значения. Поэтому катера с реактивными установками обычно располагались на острых курсовых углах и первыми завязывали бой с охранением, свободно маневрируя и оттягивая его на себя. Это позволяло торпедным катерам относительно спокойно сближаться с транспортом и с короткой дистанции топить его.

Как было сказано выше, торпедные катера привлекались для осуществления минных постановок в водах, контролируемых противником, на его фарватерах и у баз. Задача постановки мин оказалась для них новой и неожиданной. А поскольку пришлось ставить мины всех образцов, начиная с донных неконтактных и кончая якорными речными, то одновременно с отработкой способов действий, следовало решать многие технические вопросы размещения, крепления и сбрасывания мин за борт. От командиров требовали максимальной точности постановки мин в заданных точках (именно точках, а не районах) с соблюдением скрытности действий, а также недопущения боевого соприкосновения с противником. Чтобы выполнить все эти условия, пришлось решить целый комплекс технических и тактических проблем, начиная с тщательной подготовки весьма скудного навигационного оборудования катеров (всего два магнитных компаса), двойного определения девиации (с минами и без них) и кончая отработкой боевого обеспечения.

Первая постановка осуществлялась у Анапы и в Керченском проливе в ночь с 24 на 25 мая 1943 года 10-ю торпедными катерами, на каждом из которых было по четыре 500-килограммовых донных неконтактных мины. Их прикрывали 5 торпедных, 3 катера с реактивными установками и 2 катера типа МО. В период постановки мин ставились дымовые завесы. Два самолета МБР-2 отвлекали внимание противника бомбометанием по заранее намеченным береговым объектам - зенитным батареям. Через восемь дней стало известно, что на поставленных минах в Керченском проливе подорвались и затонули буксир, большая сухогрузная баржа и тральщик.

После первой успешной минной постановки по приказанию Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова с 14 июня по 28 августа 1-ая и 2-ая бригады торпедных катеров произвели еще 15 постановок большей частью контактных мин в Керченском проливе и на прибрежной коммуникации, идущей от него к Анапе. Всего было поставлено 456 мин и 160 минных защитников, которые вынудили противника усилить траление, привлекая для этого большое количество тральщиков и кораблей охранения. Фашистам даже приходилось иногда закрывать фарватеры, что отрицательно влияло на интенсивность перевозок воинских грузов.



Широко использовались торпедные катера в десантных действиях Черноморского флота. В довоенные годы считалось, что торпедные катера могут быть лишь средством быстрой переброски диверсионных и десантных групп. Эти теоретические положения подтвердились в период Керченско-Феодосийской десантной операции, но в дальнейшем их задачи значительно усложнились. Так, в Новороссийской десантной операции осенью 1943 года, главными из них были: разрушение и подавление огневых средств, расположенных на молах и берегу; уничтожение стального троса, преграждавшего вход в порт; уничтожение двух секций боно-сетевого заграждения внутри порта (противоторпедные сети, подвешенные на металлических шарах - «бочках»), Без успешного решения этих задач не могло быть и речи о высадке в порт, поэтому создавались специальные группы катеров: для ликвидации заграждений, атаки огневых средств на молах и на берегу, прорыва в порт. Катерники тщательно готовились к предстоящей операции. Самым сложным, оказалось «заставить» торпеды взрываться не при лобовом ударе о цель, а при погашении инерции на пологом берегу. Много экспериментов проделали моряки, чтобы найти способ подрыва преграждавшего вход в порт стального троса тралпатронами, а также уничтожения металлических шаров - «бочек» в порту. Все эти и другие весьма сложные технические проблемы (в том числе и такая, как буксировка быстроходными катерами катеров типа КМ и лимузинов), были решены. Немало труда катерники вложили в поиски наиболее эффективных тактических приемов действий, которые должны выполняться в считанные секунды.

После осуществления подготовительных мероприятий отряд боевого обеспечения (27 торпедных, 4 с реактивными установками, 2 типа КМ и 2 рейдовых катера) совершил скрытный переход и занял исходное положение. В 2 ч 44 мин 10 сентября начался бой за высадку десанта. Сразу же к входу в порт устремились группы разграждения. Они перебили трос, натянутый под водой между молами, уничтожили внутри порта большую часть металлических шаров - «бочек», поддерживавших противоторпедные сети. Одновременно 7 катеров нанесли торпедные удары по дотам на молах, разрушив почти все из них. Взрывами торпед было уничтожено много огневых точек и на берегу. Таким образом, главную задачу моряки выполнили успешно: ликвидировали наиболее опасные заграждения, мощные огневые средства на молах и на берегу. Было разрушено 22 дота и дзота, уничтожены 1 прожектор и 10 огневых точек, что позволило десантным отрядам осуществить высадку.

Катерники проявляли массовый героизм и мастерство. Вот один из примеров. У входных ворот в Новороссийский порт противник осветил прожектором катер лейтенанта Б.М. Першина и подбил его артогнем. Шедший рядом с ним торпедный катер лейтенанта Г.Ф. Майстеровича круто развернулся и выпустил торпеды в расположение прожектора и огневой точки. Через несколько секунд раздался мощный взрыв, прожектор потух и огонь прекратился. Эти разумные действия офицера оказали неоценимую услугу десантным отрядам: они уже не подвергались губительному кинжальному огню у входа в порт.



Особенно отличились катерники в ночь на 11 сентября, когда противник, оправившись от первых ударов и подтянув резервы, оказал сильное противодействие десантникам, многослойным огнем прикрывая подходы к порту, чтобы не допустить доставки туда войск второго эшелона. О какой-либо внезапности не могло быть и речи. Только смекалка и мужество черноморцев позволили им прорываться через «ворота смерти» (так назвали тогда кипящий от взрывов снарядов вход в порт) и доставлять пополнение. Командиры катеров применяли при этом такой способ: полным ходом шли по направлению к порту, на подходах к которому фашисты сосредоточивали максимум огня. Но с приближением к огневой завесе катера резко поворачивали к молу, стопорили ход. При этом враг терял их из виду, ослаблял или совсем прекращал огонь. Воспользовавшись этим, моряки успевали на большой скорости врываться в порт. Несмотря на потери, катерники сумели за одну ночь, с боем, высадить в порт 360 морских пехотинцев.

В последующих десантных действиях командование флота использовало эти катера как мобильные и надежные силы не только в целях боевого обеспечения, но и для самостоятельной высадки передовых отрядов. Так, 19 сентября, когда войска 318-й стрелковой дивизии вели бои на подступах к Анапе, торпедные катера, при поддержке артиллерийских катеров, прорвались к молу и высадили роту автоматчиков морской пехоты, которые быстро очистили порт от фашистов. В ночь на 27 сентября торпедными катерами с боем были высажены передовые отряды этой бригады в количестве 542 человек вблизи озера Соленое. Следует заметить, что в районе этого озера, впервые в практике торпедных катеров, пришлось высаживать десант днем, и под сильным огнем. Но и в таких условиях катерники, рассредоточившись по фронту, сумели высадить десантников без потерь, хотя сами и понесли потери в людях.

Немало новых тактических приемов было применено офицерами торпедных катеров в Керченско-Эльтигенской десантной операции. В мелководном Керченском проливе наши моряки нашли способ преодолевать противокатерные минные заграждения на больших скоростях и наносить удары по превосходящим силам, состоявшим из специальных артиллерийских БДБ, сторожевых и торпедных катеров. Используя торпедное оружие, они потопили и повредили 12 судов противника.

В годы войны торпедные катера Черноморского флота нашли широкое боевое применение. Во время обороны Одессы и Севастополя они несли дозорную службу, прикрывали дымовыми завесами боевые корабли при входе и выходе их из баз, участвовали в конвоировании наших судов и борьбе с вражескими подводными лодками, уничтожали донные неконтактные мины. Во время обороны Кавказа совершенствовалась тактика ударов торпедных катеров по защищенным портам и рейдам, конвоирования, использования их в десантных действиях и минных постановках. В период наступательных боев дальнейшее развитие получили совместные удары торпедных и артиллерийских катеров по кораблям противника на коммуникациях. 12 катерников за отвагу и мужество были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, сотни матросов, старшин и офицеров награждены орденами и медалями.



Источники:
Тарас А., Калмыков Д. , Калмыкова И. Тактика торпедных катеров ВМФ СССР. // История малых торпедных кораблей. Мн.: Харвест, 1999. С. 247-254.
Воронин К. На черноморских фарватерах. - М.: Воениздат, 1989. С. 11-12, 40-43, 106-110.
Проценко В. Тактика торпедных катеров черноморского флота. // Военно-исторический журнал. 1974. №12. С. 35-38.
Фарафонов М. Торпедные катера в бою. // Катера и яхты. 1975. №2.
Черников И. Оружие победы. Применение реактивных установок на торпедных катерах. // Катера и яхты. 1985. №3.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    24 февраля 2016 06:31
    Молодцы катерники!
    1. +6
      24 февраля 2016 11:35
      Вдвойне молодцы, ибо им приходилось использовать такой неудачный ТК, как Г-5 (с его отвратительной мореходностью при волнении и бугельными ТА) и, при этом добиваться побед.

      С другой стороны, все-таки, ни на Черном, ни на Балтийском морях сражений морских и не было. Набеговые операции, в основном, "флот против берега). Вот на СФ- совсем иное дело. Вот куда б крейсерские силы с ЧФ перебросить бы надо было, в свое время.
      1. +4
        24 февраля 2016 13:06
        Цитата: Bersaglieri
        ТК, как Г-5

        Даже часть предложения применить не смог, так как Г-5 были самыми скоростными катерами наверное в мире, а требовать от них мореходности всё равно как истребителей укорять, что они в 41-м не бомбили Берлин. Само создание торпедных катеров Г-5 зависело от мощности авиационных двигателей АМ-35. Он и создавался авиационным конструктором Туполевым. Скорость и ещё раз скорость, вот что закладывалось в ТТХ катера. Не хватало мощности промышленности, чтобы создавать в больших количествах катера "Д".
        1. +3
          24 февраля 2016 14:01
          Скоростной- не значит лучший, увы. Управляемость на полном ходу- околонулевая, устойчивость - below zero.Неудачная "скорлупка" закритических параметров. Не дело из реданного спортглиссера создавать ТК путем банальной форсировки ДУ, ой не дело...
          1. +1
            24 февраля 2016 18:47
            Тем более подвиг моряков краше.К сожалению это понимаем мы ,а не современная молодёжь.
        2. +2
          24 февраля 2016 15:59
          Цитата: shasherin.pavel
          Не хватало мощности промышленности, чтобы создавать в больших количествах катера "Д".

          Задним умом все грамотные...
    2. +6
      24 февраля 2016 14:38
      ""Молодцы катерники!""
      отчаянные люди...на таком кораблике в ветренную погоду и то опасно в море выходить а они ещё и воевали
    3. +1
      24 февраля 2016 18:38
      ЧФ конечно мог бы выступить и лучше в войну.
  2. +11
    24 февраля 2016 06:58
    Статья интересная! Автору плюс.Много интересного про катерников ЧФ читал у Л.Соболева.Много разных задач пришлось решать катерникам ЧФ.Ну а кому будет интересно,то могу порекомедовать справочники:Газенко."Торпедные катера",Тарас."История топедных катеров."Белавин."Боевые катера".Кстати и применили тортедные катера впервые на Чёрном море.Об этом подробно есть у Газенко.
    1. +4
      24 февраля 2016 09:48
      Добавлю еще несколько ссылок для любителей истории нашего флота в годы ВОВ:
      http://sovnavy-ww2.ho.ua
      http://www.navy.su/other/lost/index.htm

      Книги (если сможете найти, уже редкость):
      А. Широкорад, "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг"
      Богатырев С.В., Стрельбицкий К.Б., "Потери флотов противника на морских ТВД в 1941-1945 гг"
      1. +3
        24 февраля 2016 11:42
        А ещё есть художественная книга: И.Всеволожский - "Ночные туманы". Читал ещё в детстве. У кого дети пацаны - рекомендую подсунуть. hi
    2. -5
      24 февраля 2016 19:21
      статья - дешевая и тупая замполитовская агитка
  3. aba
    +10
    24 февраля 2016 07:05
    По молодости я неплохо рисовал и военная тематика наверное была на первом месте: танки, самолеты, корабли. Но среди морской тематики любимым были торпедные катера. Видимо за стремительность и важности тех задач, которые они выполняли.
    1. +4
      24 февраля 2016 08:19
      Цитата: aba
      По молодости я неплохо рисовал

      Если сохранилось, то в студию. Было-бы интересно посмотреть.
  4. +5
    24 февраля 2016 07:49
    Однозначно плюсую..Статья на высоте по информативности и подаче изложения..Спасибо!
  5. +5
    24 февраля 2016 08:14
    Экипаж торпедного катера дальнего действия типа СМ-3 занимается погрузкой торпеды на борт катера. Катер из состава одного из дивизионов 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота.
  6. Комментарий был удален.
  7. +5
    24 февраля 2016 08:22
    Советские торпедные катера Д-3 и Г-5 в Виртсу во время подготовки к высадке морского десанта на остров Муху (Моон) в Моонзундском архипелаге.
  8. +12
    24 февраля 2016 08:22
    Статья хорошая, но слишком официозная.
    Эффективными были действия торпедных катеров в борьбе с субмаринами, идущими под перископом или в надводном положении.
    ТКА на ЧФ ни одной субмарины не потопили.
    Только за один год, начиная с июня 1942-го, враг потерял 16 барж, груженных техникой, оружием и живой силой.
    В 1942 году на ЧФ ТКА потопили:
    1. Итал. СМПЛ СВ-5 13.06.1942, Ялта (об этом сказано в статье)
    2. БДБ MFP-334A 01.08.1942 бухта Двуякорная (об этом сказано в статье)
    3. ТКА S-27 05.09.1942 в районе Анапы.
    4. БДБ MFP-131 06.10.1942 в районе Анапы.
    Всё. 16 барж - это из области Суворовского "пиши супостата числом больше - чего его жалеть". Если уж считать баржи врага их в 1942 году погибло 9 на минах, 3 от действий авиации, 5 по причинам аварий. Ну и ТКА записали на свой счет 2 штуки. При этом в том же 1942 году советские ТКА потеряли 11 катеров типа "Г-5", 3 катера "Ш-4".
    Широко использовались торпедные катера в десантных действиях Черноморского флота.
    Особенно для этого подходили Г-5 лишенные палубы как таковой. О том, как сиделось десантникам в торпедных желобах, заливаемых на ходу морской водой говорить не приходится. И об их боеспособности после такого перехода на берегу тоже. Все это следствие того, что в предвоенные годы для флота было построено 0 (ноль!) десантных кораблей.
    1. +1
      24 февраля 2016 09:00
      Цитата: Alex_59
      ТКА на ЧФ ни одной субмарины не потопили.

      Ну в статье этого и не говорится:
      Эффективными были действия торпедных катеров в борьбе с субмаринами, идущими под перископом или в надводном положении. В таких случаях, используя высокую скорость, катерники немедленно атаковали их и заставляли уходить с курса конвоев.
    2. +4
      24 февраля 2016 09:22
      Цитата: Alex_59
      Особенно для этого подходили Г-5 лишенные палубы как таковой. О том, как сиделось десантникам в торпедных желобах, заливаемых на ходу морской водой говорить не приходится. И об их боеспособности после такого перехода на берегу тоже. Все это следствие того, что в предвоенные годы для флота было построено 0 (ноль!) десантных кораблей.

      Вот здесь я с вами не соглашусь.То что их было мало,то с этим согласен,что использовались как канонерские лодки,тоже согласен,что передали торговому флоту пять кораблей,тоже было.Но Эльпидифоры,прообразы универсальных кораблей для для Черноморского флота,были.И первые три корабля использовались и как десантные и как минно-тральные корабли.Вбейте в поисковик Эльпидифор,"Красная Аджария","Красная Абхазия" и вы попадёте на этот класс судов,предназначеный для действий на мелководье.А торпедные катера,действовать как десантные корабли не должны,у них свои задачи.И то что Г-5 и его предшественники КБ Туполева сделаны на базе поплавка гидросамолёта,это тоже не вина моряков.Им этот катер навязали.И сколько было дефектов у этих катеров,посмотрите в литературе.
      1. +5
        24 февраля 2016 09:39
        Цитата: Dart2027
        Ну в статье этого и не говорится:
        Эффективными были действия торпедных катеров в борьбе с субмаринами, идущими под перископом или в надводном положении. В таких случаях, используя высокую скорость, катерники немедленно атаковали их и заставляли уходить с курса конвоев.
        Этим вообще-то должны были заниматься МО. Но МО занимались десантами и перевозками, как более приспособленные корабли. Т.е. никто не знанимался теми задачами которые планировалось. Противолодочники занимались десантами и перевозками, торпедисты занимались борьбой с ПЛ. Привет наркому Кузнецову! Ну и еще надо учитывать, что реально активность немецких ПЛ на ЧФ в 41-м году была нулевой, в 42-м - низкой, а пик потопленного тоннажа пришелся аж на 1944 год. Пока это веселье не прервали сухопутные войска заняв Констанцу.
        Цитата: амурец
        То что их было мало,то с этим согласен,что использовались как канонерские лодки,тоже согласен,что передали торговому флоту пять кораблей,тоже было.Но Эльпидифоры,прообразы универсальных кораблей для для Черноморского флота,были.И первые три корабля использовались и как десантные и как минно-тральные корабли.Вбейте в поисковик Эльпидифор,"Красная Аджария","Красная Абхазия" и вы попадёте на этот класс судов,предназначеный для действий на мелководье.
        Эльпидифоры - корабли царского флота. Сколько десантных специализированных кораблей построили для красного флота - вот в чем вопрос! С 1920 по 1941 годы. Ну хорошо, не ноль, но очень мало. Это по сути баржи "СБ" 4 штуки, построены в 1940-1941 годах, все на БФ, в/и 720 тонн. Тип "Тендер" в постройке с 1942 года, пр. 165 - тоже с 1942 года. Что такое несколько Эльпидифоров на этом фоне? Реальные потребности флота в годы войны были таковы что через войну прошло:
        4 типа "СБ"
        2 типа "LCVP"
        25 трофейных типа MFP
        30 типа "LCI"
        13 типа "LCT"
        122 типа "Тендер"
        99 проекта 165
        12 типа "ДМБ"
        И этого не хватало, возили десант на катерах КМ, МО, Г-5, БО, 1124, 1125, Д-3 и т.д. Так что Эльпидифоры это два процента от потребности.
        1. +4
          24 февраля 2016 11:16
          Цитата: Alex_59
          Т.е. никто не знанимался теми задачами которые планировалось. Противолодочники занимались десантами и перевозками, торпедисты занимались борьбой с ПЛ.

          На КБФ ещё круче было - там драгоценные БТЩ летом-осенью 1941 использовали в роли быстроходных транспортов.

          Насчёт же МО - не всё так однозначно. Эти корабли изначально создавались как многоцелевые катера - патрульные, охотники, малые минзаги. Так что привлечение их к десантам было лишь делом времени.
          1. avt
            0
            24 февраля 2016 11:35
            Цитата: Alexey RA
            Насчёт же МО - не всё так однозначно. Эти корабли изначально создавались как многоцелевые катера - патрульные,

            Морпогран охраны НКВД в частности .Но получились , при слабом вооружении полуавтоматами 45мм, по факту кораблями ,,на все руки", да собственно как и торпедные катера.
            1. +2
              24 февраля 2016 13:50
              Цитата: avt
              Морпогран охраны НКВД в частности .Но получились , при слабом вооружении полуавтоматами 45мм, по факту кораблями ,,на все руки", да собственно как и торпедные катера.

              На Цусиме, помницца, писали, что для МПО НКВД МО тоже плохо подходили - "малые охотники" плохо управлялись на малых ходах, которые для МПО были крайне важны - подход/отход от досматриваемого плавсредства.
              А насчёт вооружения... дык, других вариантов-то не было. Либо 21-К, либо ничего. У нас даже ДШК не хватало. ИЧХ, в первую очередь ДШК шли для комплектации МО той самой МПО, ибо борьба с контрабандой - это доход в казну.
          2. 0
            24 февраля 2016 13:11
            Цитата: Alexey RA
            БТЩ летом-осенью 1941 использовали в роли быстроходных транспортов.

            Только для перевозки авиабомб для эскадрильи Преображенского, бомбы для Берлина. Только БТЩ могли пройти по минным полям.
            1. 0
              24 февраля 2016 13:43
              Цитата: shasherin.pavel
              Только для перевозки авиабомб для эскадрильи Преображенского, бомбы для Берлина. Только БТЩ могли пройти по минным полям.

              Не только. Ещё БТЩ использовались для снабжения Ханко.
              Причём способность пройти по минным полям здесь роли не играла: в операции 24-26.10.1941 шедшие с грузом 3 БТЩ (Т-210 "Гак", Т-215 и Т-218) шли под проводкой 2-х БТЩ (Т-203 "Патрон" и Т-217).
      2. avt
        +3
        24 февраля 2016 10:16
        Цитата: амурец
        .А торпедные катера,действовать как десантные корабли не должны,у них свои задачи.

        У крейсеров тоже как то свои , однако вот ,,Красный Крым"флотские остряки десантным крейсером прозвали . Жизнь заставит - не так раскорячишься ,ну не было в должном количестве и тогдашнем современном качестве десантных средств , не-бы-ло .Да собственно и сейчас нет , только крики о том что нам ,,Мистрали" не нужны и во льдах ониплавать не могут, как то затихли.
        Цитата: амурец
        .И то что Г-5 и его предшественники КБ Туполева сделаны на базе поплавка гидросамолёта,это тоже не вина моряков.Им этот катер навязали.

        fool Что заказали , по распоряжению конгениального маршала всех времен и народов Тухачевского , взяв за аналог аглицкий трофей , а не поплавок(так что сперва матчасть выучите , потом собственный глюк не придется за истину выдавать)то Дед и исполнил и исполнил ха-ра-шо . Потом ТТХ изменили и появились другие машины , те же Д , потом ,,Комсомольцы".
        Цитата: Alex_59
        Привет наркому Кузнецову!

        Еще один умник ,который лично видел как Кузнецов верстал корабельную программу и прям резал по живому корабельную программу , а потом, ну во время войны, участвовал в принятии решений по распределению сил и средств конкретных операций . wassat А может в первой части к Жданову вопрос зададите , а ко второй все таки и командованию флота ? Опять же - а что не сразу Сталину привет то не передаете ?
        1. +1
          24 февраля 2016 10:35
          Цитата: avt
          Еще один умник ,который лично видел

          Да, я умник. Я ни одну книгу прочитал по теме, и по Крымскому побережью лично ползал чтобы посмотреть как оно выглядело в реальности. У меня дед там кровь проливал, вот мне и интересно где и как это происходило. Наркома Кузнецова, конечно же лично не знал.
          Цитата: avt
          А может в первой части к Жданову вопрос зададите , а ко второй все таки и командованию флота ?

          Справедливое замечание. Обязуюсь исправиться. Фразу меняем на "привет товарищу Жданову, товарищу Сталину, товарищу Октябрьскому и товарищу Кузнецову".
          1. avt
            0
            24 февраля 2016 10:48
            Цитата: Alex_59
            у побережью лично ползал чтобы посмотреть как оно выглядело в реальности.

            Теперь , после ознакомления с театром боевых действий , самое время ознакомиться с конкретным состоянием тогдашних сил и средств на ЧФ и архивными документами , тогда вполне себе не привет слать будете
            Цитата: Alex_59
            . Фразу меняем на "привет товарищу Жданову, товарищу Сталину, товарищу Октябрьскому и товарищу Кузнецову".

            ваапче в порыве страсти , а может статью напишите с разбором оперативно тактического применения сил и средств флота с учетом технического состояния, базирования и первостепенности выполняемых задач поставленных флоту высшестоящим командованием к немедленному выполнению. Ну и выводы вполне себе обоснованные , по типу разбора неудачной высадки десанта в Петергоф, напишете .Тогда точно поверю что умник вполне конкретный, оперирующий фактами в динамике времени произошедших событий .
            1. 0
              24 февраля 2016 11:38
              Цитата: avt
              а может статью напишите с разбором оперативно тактического применения сил и средств флота с учетом технического состояния,

              Если честно, желание такое есть. Но каждый раз приступая к такой работе я понимаю, что для создания качественного материала я еще не обладаю достаточными знаниями. Есть наброски. Публиковать не хочу пока что.
              1. avt
                +2
                24 февраля 2016 15:40
                Цитата: Alex_59
                . Есть наброски.

                Прикиньте к наброскам какие и как подлодки немецкие попали на Черное море и чем они обстреливали побережье и железную дорогу , опять же для сравнения , на память не помню, но немецкие люрсены тоже не сплошь в торпедные атаки на транспорты ходили . Так что ничего сверх естественного и преступнорежимного нет в том , что исходя из наличия плавсостава торпедные катера шуганули всплывшую подводную лодку , да просто дозором прошлись ,особенно ежели это реально помогло и сопровождать бронепоездами по побережью не пришлось . Учтите тот факт что лишних орудий просто не было
                Цитата: shasherin.pavel
                Г-5 полностью повторял поплавки гидросамолётов своими обводами.

                Цитата: амурец
                .Во вторых:о том что за основу был взят увеличенный авиационный поплавок писал в своих воспоминаниях Н.С.Некрасов,руководитель группы,проектировавшей торпедные катера.

                И что ? Ну что такого супер преступного ? Поплавок он что ? Не для скоростного движения по воде был предназначен ?
                Цитата: амурец
                .И если Туполев выполнил работу хорошо,

                Не ,,если" ,а выполнил .
                Цитата: амурец
                ,то почему из 59-ти торпедных катеров Ш-IV на 22 июня 1941 года в строю осталось семь катеров на Балтике и пять катеров на ЧФ.
                А Г-5 не туполевские !?Ну которых было построено 329 катеров типа Г-5, из них 76 — в годы войны?Или туполевский исключительно
                Цитата: амурец
                из 59-ти торпедных катеров Ш-IV

                Да чего там мелочиться то - только ,,Первенец" wassat Опять же ничего что в соответствии
                Цитата: avt
                Что заказали , по распоряжению конгениального маршала всех времен и народов Тухачевского

                и сделали их для ближней зоны , а потом
                Цитата: avt
                о . Потом ТТХ изменили и появились другие машины , те же Д ,

                Дальнего действия типа Д-3 поступили на флоты в 1941 г. Их строили в деревянном корпусе с безреданными обводами и развитой килеватостью.Заметьте -в деревянном корпусе .
                Цитата: амурец
                Во первых:40 и 55-футовые английские катера делались из фанеры и красного дерева,а потому у них не было такого дефекта,как трещины корпусов в районе редана и под фундаментами двигателей.

                О ! Я-я-я дасист фантастишь дерево !Ничего что по мере приобретения опыта конструирования и учета всех факторов , включая электорохимическую коррозию, как то конструктора решали и решат подобные проблемы , опять же по мере выпуска качественного дюраля в те времена.
                1. 0
                  25 февраля 2016 07:12
                  Цитата: avt
                  Прикиньте к наброскам какие и как подлодки немецкие попали на Черное море и чем они обстреливали побережье и железную дорогу , опять же для сравнения

                  Немецкие ПЛ попали на ЧФ через Дунай в 42-м году. Это было всего несколько (точно не помню, от 5 до 7) устаревших лодок типа IIB. Единственным их артиллерийским вооружением был 20-мм зенитный автомат.
                  Цитата: avt
                  ак что ничего сверх естественного и преступнорежимного нет в том , что исходя из наличия плавсостава торпедные катера шуганули всплывшую подводную лодку , да просто дозором прошлись ,особенно ежели это реально помогло и сопровождать бронепоездами по побережью не пришлось .
                  Конечно ничего преступнорежимного в этом нет (я про режим кстати даже не упоминал). Это нормально, когда это разовый эпизод.
                  Но десант на Г-5 возить это просто жесть. Как впрочем и маршевое пополнение на крейсерах и эсминцах. Но это уже к катерам не относится и тема другого разговора.
        2. +1
          24 февраля 2016 13:00
          Цитата: avt
          Что заказали , по распоряжению конгениального маршала всех времен и народов Тухачевского , взяв за аналог аглицкий трофей , а не поплавок(так что сперва матчасть выучите , потом собственный глюк не придется за истину выдавать)то Дед и исполнил и исполнил ха-ра-шо . Потом ТТХ изменили и появились другие машины , те же Д , потом ,,Комсомольцы".

          Во первых:40 и 55-футовые английские катера делались из фанеры и красного дерева,а потому у них не было такого дефекта,как трещины корпусов в районе редана и под фундаментами двигателей.Во вторых:о том что за основу был взят увеличенный авиационный поплавок писал в своих воспоминаниях Н.С.Некрасов,руководитель группы,проектировавшей торпедные катера.И если Туполев выполнил работу хорошо,то почему из 59-ти торпедных катеров Ш-IV на 22 июня 1941 года в строю осталось семь катеров на Балтике и пять катеров на ЧФ.Ссылка:Газенко."Торпедные катера".Тоже самое пишет и Тарас:"История торпедных катеров".
          1. 0
            24 февраля 2016 17:20
            Цитата: амурец
            И если Туполев выполнил работу хорошо,то почему из 59-ти торпедных катеров Ш-IV на 22 июня 1941 года в строю осталось семь катеров на Балтике и пять катеров на ЧФ.

            А по той же причине, почему к началу войны половина эсминцев Северного флота либо находилась в ремонте, либо требовала его.
            В одном из номеров "Гангута" была статья по первым советским катерам. Так вот там отмечалось, что дюралевый корпус, при всём удобстве его строительства и других положительных характеристиках дюраля, требовал тщательного ухода и соблюдения условий межпоходного хранения катеров (особенно в оснее-зимне-весенне время). Ибо дюралевый корпус таки корродировал - не спасало даже покрытие из кузбасслака.
            ТКА после возвращения из каждого плавания требовалось под­нимать на береговую стенку, протирать керосином и хранить в крытых, хорошо вентилируемых помеще­ниях.

            При несоблюдении этих требований катера довольно быстро приходили в негодность.
            1. 0
              25 февраля 2016 00:00
              Цитата: Alexey RA
              При несоблюдении этих требований катера довольно быстро приходили в негодность.

              Вот здесь полностью с вами согласен.И не только про дюраль.За любым корпусом нужен уход.Я про то,что помимо низкой коррозионной стойкости материалов,корпус имел конструктивные просчёты,приводящие к трещинам,а так как судя по комментариям вы технарь,то прекрасно знаете что клин и вибрация разрушат любую конструкцию.И чем выше жёсткость,тем быстрее разрушится конструкция,в условиях высоких вибрационных нагрузок.
        3. +2
          24 февраля 2016 13:22
          Цитата: avt
          аглицкий трофей

          Г-5 полностью повторял поплавки гидросамолётов своими обводами. Гавриил своими 100 мм пушками разнёс аНглийские торпедные катера в щепки. Да и характеристики катеров того времени только для Первой мировой можно было назвать скоростными. Самая трудная задача была создание винтов, которые выдержали бы такие скорости. Эти разработки потом использовали для лидеров типа "Ташкент". Да знаю я... лидеры строили итальянские верфи, но только башни с орудиями и винты ставили наши отечественные. Решить задачу для винтов на скоростях свыше 35 узлов для длительного похода не смогли решить ни немцы, ни англичане. Только наши Г-5 и лидеры ходили на скоростях свыше 42 узла. Потом уже, после войны, такую же задачу решали для катеров на подводных крыльях.
          1. +1
            24 февраля 2016 17:12
            Цитата: shasherin.pavel
            Гавриил своими 100 мм пушками разнёс аНглийские торпедные катера в щепки.

            Стесняюсь спросить - а это тогда что?

            ПМСМ, какие-то крупные щепки у "Гавриила" получились. smile
  9. +3
    24 февраля 2016 08:25
    Советские торпедные катера Северного флота типа Д-3 в походе. На заднем плане катер с тактическим номером ТК-15.

    На переднем плане видны две 533-мм торпеды образца 1939 г., механизмы бугельных торпедных аппаратов бортового сбрасывания, вентиляционные головки и трубопровод дымовой аппаратуры.
  10. +3
    24 февраля 2016 09:55
    Служба на катерах была очень тяжелой.На таких маленьких кораблях в любую погоду в Черном море выполнять задачи просто небезопасно. А приходилось не только ходить, но и воевать. Железные были люди.
  11. +2
    24 февраля 2016 10:59
    Хитрая всё-таки штука - язык официальной истории. Например, в ней говорится о "торпедном катере типа СМ-3". У читателя создаётся впечатление, что таких ТКА было много - раз говорится о "типе".
    На самом же деле СМ-3 был единичным экспериментальным катером - опытным образцом, так и не пошедшем в серию.
    1. 0
      24 февраля 2016 11:48
      Цитата: Alexey RA
      Например, в ней говорится о "торпедном катере типа СМ-3". У читателя создаётся впечатление, что таких ТКА было много - раз говорится о "типе".
      Дак ведь и Д-3 упомянутый в статье был всего один на ЧФ. Остальные катера этого типа воевали на других театрах.
  12. -1
    24 февраля 2016 12:45
    Туполев конструируя самолёты и катера, по факту, о людях никогда не думал :о(((
    1. +2
      24 февраля 2016 13:54
      Цитата: Стойкость
      Туполев конструируя самолёты и катера, по факту, о людях никогда не думал :о(((

      Да-да-да... во всём виновато КБ. И как же такие самолёты и катера бли приняты на вооружение? Заказчик, испытывавший и принимавший изделия, ничего не видел и вообще был не в силах составить перечень замечаний - отклонений от ТЗ?
      1. +2
        24 февраля 2016 15:07
        Цитата: Alexey RA
        Да-да-да... во всём виновато КБ. И как же такие самолёты и катера бли приняты на вооружение? Заказчик, испытывавший и принимавший изделия, ничего не видел и вообще был не в силах составить перечень замечаний - отклонений от ТЗ?

        Я бы так не сказал.А вот то,что постоянно происходило изменение ТЗ,даже в постройке,так это российская болезнь.Не только советского периода но и царской России.И винить тут КБ нельзя,чьё бы КБ не было.И самый яркие примеры:Ил-2 и Ту-2.Посмотрите как они создавались и сколько раз заказчик менял ТЗ.То двигателей подходящих нет,то взгляды руководства вдруг поменялись.
        1. +2
          24 февраля 2016 17:26
          Цитата: амурец
          .И винить тут КБ нельзя,чьё бы КБ не было.И самый яркие примеры:Ил-2 и Ту-2.Посмотрите как они создавались и сколько раз заказчик менял ТЗ.То двигателей подходящих нет,то взгляды руководства вдруг поменялись.

          Кхм... с Ил-2, согласно Перову/Растренину, косяк был во многом именно КБ. Ибо Ильюшина поджимали сроки - он всеми силами пытался выиграть конкурс на штурмовик. И для того, чтобы вписаться в ТЗ, он не стал дожидаться более мощного движка, а выкинул второго члена экипажа вместе с оборонительной огневой точной.
  13. +1
    24 февраля 2016 12:48
    Статья праздничного панегирического типа - героизм, железные люди, в праздник она и понятна и уместна, тем более что и героизм и личное бесстрашие действительно имели место.
    Хотя конечно она здорово далека от действительности по существу. Уже давно есть нормальные разборы деятельности флота в ВОВ. Катера характеризуются высокими собственными потерями при минимальном эффекте. Тут и недостатки конструкции и непрофильное использование. Флот пал жертвой предвоенной концепции развития. Предполагалось что ЧФ будет препятствовать прорыву в Чёрное море мощного итало-турецко-немецкого флота и содействовать успешному наступлению на суше, на это была заточена учёба и состав. В действительности первый год противника на море тупо не было, а вместо перебазирования в Констанцу и блокирования Босфора, были задачи снабжения и защиты своих баз. После разгрома основных сил ЧФ авиацией противника и взятия Севастополя, появились "баржи", "катера" и ПЛ противника в более менее товарных количествах. В общем пришлось микроскопами даже не забивать гвозди, а закручивать шурупы, естественно получалось так себе.
  14. +4
    24 февраля 2016 15:49
    Памятник ТК-718, Новороссийск.
    1. avt
      0
      24 февраля 2016 21:16
      Цитата: домохозяйка
      Памятник ТК-718, Новороссийск.

      ,,Комсомолец" и походу проект 123К уже после 1950-го ,Ну судя по ,,Зарнице", которая РЛС.123-е шли уже на ближнюю зону вместо туполевских . Причем и с глубинными бомбами - затарили ими во время войны laughing в ущерб дальности и скорости.Проект довоенный , но поскольку серия Г5 была , то выпускали и те и другие и
      Цитата: амурец
      Во первых:40 и 55-футовые английские катера делались из фанеры и красного дерева,а потому у них не было такого дефекта,как трещины корпусов в районе редана и под фундаментами двигателей

      все как есть дюралевые . wassat 123 бис-енята с Паккартами ленд лизовскими и ... 1946 года выпуска .
  15. +2
    24 февраля 2016 15:50
    Торпедный катер Г-5 бвыл в принципе практически бесполезным кораблем,который мог проводить набеговые операции в условиях спокойного моря,на небольшом удалении при полном отсутствии противодействия со стороны флота противника.Как десантный корабль он был также неудовлетворителен .
    Немцы использовали быстроходные десантные баржи,которые легко доставлялись ЖД на любой театр военных действий.

    Практически неуязвимые из-за малой осадки (1,45 м в корме и меньше метра — в носу) для торпед, MFP превосходили различные катера противника по мощи артиллерийского вооружения, в то же время будучи достаточно защищёнными от огня легкого оружия. Количество огневых средств ПВО, размещённых на MFP, с учётом сравнительно небольших размеров барж, делали их очень сложными целями для авиации противника.

    Использовались самоходные баржи и паромы также в Средиземном и Баренцевом морях.

    На новых театрах боевых действий практически все средние десантные средства немцы применяли в основном для транспортировки войск и грузов, а также для прикрытия прибрежных конвоев.

    Здесь следует учесть, что, во-первых, после «Везерюбунга» Германия не проводила больше ни одной крупной морской десантной операции, а во-вторых, для небольших тактических и диверсионных десантов Кригсмарине располагал значительным количеством мелких катеров и плашкоутов.

    Германский малый десантный катер имел водоизмещение в грузу около 40 т при длине 18,7 м и углублении 0,4 м. Два бензиновых мотора общей мощностью 180 л.с. позволяли развивать скорость 13 узлов. Катер вооружался одним 20-мм зенитным автоматом и мог перевозить 50-70 человек.

    Для небольших десантных операций использовали так называемый «штурмовой бот» — легкую алюминиевую лодку, снабженную подвесным мотором, которая могла принять шесть солдат с легким вооружением. В спокойных прибрежных водах бот мог развивать до 18 узлов, являясь самым скоростным из высадочных средств второй мировой войны.
    1. +3
      24 февраля 2016 17:30
      Цитата: Dimon19661
      Торпедный катер Г-5 бвыл в принципе практически бесполезным кораблем,который мог проводить набеговые операции в условиях спокойного моря,на небольшом удалении при полном отсутствии противодействия со стороны флота противника.

      Так он и предназначался для работы в прибрежной зоне и обороны своих баз. Как и ПЛ-"малютки".
      Вечно у нас так: сначала пытаются забивать молотком шуруп, а потом сетуют, что шурупы плохие - не держатся и плохо забиваются. smile
  16. -1
    24 февраля 2016 19:15
    очередной тупой высер "ЫнжЫнЭра-тЫхнолога"

    рецепт "варева" у афффтора прост - выдрать несколько листков из одной книжки, потом из другой, пописять и покакать и все это "взбить миксером"

    какие нафиг "эффективные действтия" ТКА против ПЛ?!?!?
    какое нафиг "эффективное применение" НУРС с нестабилизированной катерной ПУ?!?!?

    в опусе нет НИЧЕГО о проблемах применения катеров (мореходность, дальность, "мессера", дифицит ДШК, "мы воюем на телегах против танков" - КЧФ Владимирский про бои в Кречченском проливе)
    1. 0
      24 февраля 2016 22:36
      Вы неправы - приведенные автором факты свидетельствуют о высокой эффективности применения скоростных плавсредств при высадке морского десанта для захвата ключевых объектов обороны противника - портов, да ещё и в условиях неподавленного огневого противодействия.

      Вывод из фактов однозначный - командование ЧФ абсолютно рационально использовало тот технический потенциал, который был в его распоряжении.

      Если исходить из претензий к автору статьи, то можно подумать, что ЧФ в 1930-40 годах был един в трех лицах - заказчика, производителя и эксплуатанта боевой техники laughing
  17. 0
    24 февраля 2016 23:13
    На втором фото, сверху, как раз катер (и пл на дальнем пирсе) Северного флота... Екатерининская гавань довольно узнаваема.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»