Авианосец российскому флоту?

Могучие, красивые военные корабли во все времена были визитной карточкой государства и предметом национальной гордости народа. В России тоже есть такие — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Оба корабля являются наследием великой страны Советского Союза. Идёт время, и всё чаще на страницах открытых СМИ поднимаются вопросы о модернизации и замене этих уникальных по-своему кораблей. Ведь они не только по флотской классификации тяжёлые, но и по экономическому бремени на флотский бюджет тяжелы. Большинство отзывов, мнений и комментариев сводится к тому, что Россия должна иметь один, два, три авианосца. Ура-патриоты, не заморачиваясь, аргументируют вопросами престижа: авианосцы есть и у Испании, и у Бразилии, и у Таиланда — значит, и великая Россия должна иметь такой корабль! Разве тут поспоришь против железного аргумента! Моряки из военных приводят доводы о необходимости создания зонтика ПВО над соединением корабельной группировки на переходе морем и о накапливании бесценного опыта использования палубной авиации для будущего. Тоже всё грамотно и на перспективу! Позволю себе не согласиться с большинством и попробую обосновать точку зрения о том, что России не нужны авианосцы.

В нынешней экономической ситуации в стране и в мире трудно с цифрами миллионов и миллиардов различных валют понять реальную стоимость затеи проектирования, строительства, оснащения и эксплуатации авианосца водоизмещением в 80-100 тысяч тонн в России. Понятно только, что по масштабам это будет сравнимо с сочинской зимней Олимпиадой, мостом в Крым или космодромом «Восточный», как по времени, так и по деньгам.


В настоящее время в России отсутствует опыт проектирования кораблей такого класса. Ссылки на советский опыт проекта «Ульяновска» всерьёз не воспринимаю. Мы не можем себе позволить в таком масштабе «первый блин комом», а школа нарабатывается десятилетиями. Поколение создателей «Варяга» ушло, так и не реализовав до конца мечту о первом настоящем авианосце.

Следующий, и самый главный, вопрос: где, кто и как построит авианосец. Николаевские верфи теперь — заграница, утрачены навсегда. Создание предприятия с соответствующей инфраструктурой с нуля для строительства одного-трёх кораблей на дальнем востоке или на севере страны могут просчитать экономисты. Цифры, скорее всего, будут астрономические, и дефицитный бюджет страны их просто не потянет, а надежды на зарубежных или своих инвесторов нет. Начать сотрудничество в таком вопросе, как строительство авианосца с зарубежными партнёрами, кто бы они ни были, значит наступать на те же грабли, что и в строительстве «Мистралей». Будет потрачена впустую куча денег, а главное, времени, с нулевым результатом.

Можно рассмотреть ещё один вариант. Дружественный Китай тоже мечтает об авианосном флоте. Подождём, пока китайцы построят себе что-нибудь лучше нашего авианесущего «Варяга», и закажем улучшенную, адаптированную под наши условия, версию китайского авианосца! Ведь не постеснялась же царская Россия накануне Русско-японской войны заказать в Англии, «фабрике мира», знаменитый крейсер «Варяг», а «фабрикой мира» сейчас является Китай!

2036 год! У России наконец-то в составе ВМФ числятся два авианосца: «Адмирал флота Кузнецов» и «Адмирал Макаров»! О дате и названии можно поспорить, фактом будет необходимость вывода из состава флота первого корабля. Он обеспечил преемнику подготовленную авиагруппу на современных летательных аппаратах, сохранён бесценный опыт. Но повседневная рутина ставит те же вопросы что и двадцать лет назад. Где будет родная гавань могучего корабля? Какова концепция боевого применения авианосной группы России?

На первый вопрос даст ответ время с учётом мудрости руководства страны и флота, которое позволило себе иметь полноценный авианосец, и, естественно, должно обеспечить достойное содержание и обслуживание столь дорогой и престижной махины. А вот для каких задач вся страна двадцать лет должна была потуже затягивать пояса? Морские волки сейчас вам с полной уверенностью и редким единодушием ответят, что в условиях вооружённого конфликта как на севере Атлантики, так и в Тихом океане единственная российская авианосная группа будет скорее дичью, а не охотником. Объединённый флот НАТО в Атлантике и союзные флота США, Японии, Южной Кореи и пр. в Тихом океане просто запрут единственный российский авианосец в базе. Ведь никто не планирует вывести единственную АУГ российского флота на рыцарский поединок с подобным соединением США или НАТО. Отсутствуют и планы десантных операций нашего флота на Гавайские острова или Мидуэй, которым может понадобиться создание зонтика ПВО и боевой устойчивости на переходе морем.

К сожалению надо признать, как сейчас, так и в обозримом будущем единственный российский авианосец не сможет выполнять боевые задачи по обеспечению разносторонней боевой подготовки сил флота и достойно демонстрировать флаг России в мировом океане. Применение французского авианосца в контртеррористической операции в Сирии не идёт ни в какое сравнение с эффективностью действий российской авиагруппы в этой же стране. Так и присутствие «Адмирала Кузнецова» в тех же водах вряд ли бы что изменило. А, скажем, принудить к миру зарвавшийся политический режим, как в Грузии или ещё где-либо, можно и без авианосной ударной группы.
Автор:
Кононов Андрей Владимирович
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

182 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти