Несъедобный… салад


«...и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню...»
(Первая книга царств 17:38)



Итак, речь, понятно, пойдет о шлеме, а не о салате, который назывался салад, что представляло производное от французского salade, а во французский язык это слово в свою очередь пришло из Италии, от итальянского celata. В немецком языке celata переиначилась в Schaller, а в Испании celata превратилось в испанский cabacete, впоследствии ставшем шлемом кабассет совершенно нового вида. Считается, что появился этот шлем в конце XIV — начале XVI вв., а свое происхождение ведет от бацинетов, хотя вполне возможно, что это были и простые шлемы серьвильеры (подшлемники), к которым приделали назатыльник. Кстати, именно наличие назатыльника (наиболее длинного у германских образцов), и делает салад саладом, хотя можно добавить сюда и ребро жесткости или «мыс» на его лицевую часть. Хотя известны варианты и специальных пехотных шлемов этого типа без забрала.

Несъедобный… салад


Давайте посмотрим на шлемы типа саллет и барбют, которые хранятся в музеях и, прежде всего, в Метраполитен-музее в Нью-Йорке, который обладает богатой коллекцией таких шлемов. И вот перед нами самый простой шлем саллет или салад, который от сервильера только тем и отличается, что имеет сзади назатыльник. Это шлем итальянский, произведен в Милане в 1470–80 гг. а вес его 1625 г.


С чем связано его появление? С тем, что именно в это время произошел решительный отказ от использования кольчуги в качестве основного средства защиты, пришедшийся как раз на первую половину ХV в. Ведь именно тогда появилось сразу несколько новых шлемов: бацинет – «бундхугель или «собачий шлем» и салле, саллет или салад (характерное название для русскоязычной литературы), ставший особенно популярным у германских рыцарей и оружейников.

Английские историки Д. Эдж и Д. Паддок сообщают, что эти шлемы впервые появились в Италии (где их называли селата) и даже указывают год – 1407, когда это случилось. Потом через Францию и Бургундию к 1420 г. они добрались до Германии и Англии, а уже десятилетие спустя сделались популярными уже по всем странам Западной Европы.

В конструкции салада весьма наглядно проявил себя творческий подход оружейников к усилению защиты головы и лица, без усложнения самой формы шлема. Поэтому он и получил форму полусферы, а для наблюдения прорези (или одну большую прорезь), и широкие поля, способные отвести в стороны направленные по нему удары. Ну, а далее начиналось самое интересное: если салад надеть, сдвинув на затылок, словно коринфский шлем из Древней Греции, то можно смотреть из-под него совершенно свободно. Но в бою его надевали на лицо поглубже, а для обзора использовали узкую поперечную щель. При этом та часть лица, где был нос, защищалась специальным выступом в форме буквы V, которым острия стрел и копий отбрасывались в стороны, а не вниз к шее. Кроме того, поскольку при этом шлем снизу был открыт, дышать в нем было намного легче, чем в закрытом бацинете или появившемся позднее шлеме армэ. Германские шлемы были весьма характерны из-за своего назатыльника, имевшего форму длинного вытянутого хвоста; а вот французские и итальянские своей формой больше всего были похожи на колокол.

Около 1490 года появился еще один тип, который назвали «черный салле», который либо красили в черный цвет, либо обтягивали вельветом (тоже черным, хотя цвет ткани роли не играл). Форма предличника, который выступал вперед острым углом, также была отлична от других образцов. Использовали этот шлем и конные воины, те же французские конные стрелки из лука, и рыцари, и даже имевшие доспехи пехотинцы. Понятно, что модники обтягивали его дорогими тканями, украшали вышивкой, а то и драгоценными камнями!

Правда, к концу ХV века шлемы такого типа стали уже довольно сильно различаться глубиной посадки на голову, поскольку пехотинцам глубоко сидевшие на голове шлемы, как у всадников, не требовались. Так как нижняя часть лица при его ношении оставалась открытой, оружейникам понадобилось ее защитить предличником, закрывавшем и подбородок, и шею, одновременно и спереди, и сзади, так как он состоял из передней и задней деталей, соединенных с кирасой.


Типичный германский салад с забралом, «хвостом» и предличником из Южной Германии:1480-90 гг. Музей Хиггинса. США.

Шлем салад был популярен и у пехоты, и среди рыцарей. Разница была в том, что последние довольно часто (хотя и не всегда) использовали варианты с небольшим забралом, а лучники и арбалетчики использовали варианты, оставлявшие лицо открытым, а салады, что носила обычная пехота, нередко имели еще и поля, которые делали их похожими на айзенхуты – «военные шляпы». Но салады с полями были в ходу и у рыцарей, а обтянутый тканью салад с открытым лицом использовался в качестве парадного шлема, который рыцари носили вне боя и в этом качестве был очень популярен.


«Саллет львиная голова»:1475–80 гг. Италия. Сталь, медь, золото, стекло, текстиль. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Так что, возникнув где-то в Италии, шлемы этого типа приобрели огромную популярность в первую очередь в Германии, где во второй половине XV века они стали чем-то вроде типичного германского шлема, ставшим характерной особенностью и готического доспеха, который, в общем-то, тоже ассоциируется с Германией. Ну, а позднее именно салад стал прототипом и знаменитой немецкой армейской каски.


Саллет с налобником франко-бургундского типа конца XV в. Считается, что сделан в Италии. Вес 1737 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Впрочем, помимо салада, пользовавшегося большой популярностью, как среди самых знатных рыцарей, так и среди самых бедных пехотинцев, и подобная же история произошла еще с одним шлемом, который также появился в Италии и также в конце XIV в., а именно – шлемом барбют. Свое название он получил от… торчавшей из него бороды, ведь «барба» - это «борода». Причина заключалась в его конструкции. Ведь это был по сути тот же «коринфский шлем» с Т-образной лицевой прорезью, в которую как раз борода и виднелась!


Барбют мастера Бернардино да Карнаго, Италия, Милан, ок.1475 г. Вес 2948 г.

Такое устройство облегчало дыхание и обзор. Такие шлемы в разных вариантах оказались опять-таки очень удобны, как для пехотинцев-латников, так и для стрелков – лучников и арбалетчиков, хотя использовали их также и рыцари. Например, именно барбютом укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Очень широко подобные шлемы распространились в Венеции, где их чаще всего также носили арбалетчики и тяжеловооруженная венецианская пехота. Об этом в книге «Венецианская империя. 1200 – 1670», указал Д. Николь, который написал ее в соавторстве с известным историком и художником К. Ротеро. Интересно, что в Германии барбюты называли «итальянским саладом» или «итальянским бацинетом».


Салад-бацинет с забралом: 1500–10 гг. Германия. Вес 2461 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Таким образом, в течение всего ХV в. именно итальянские оружейники являлись законодателями военной рыцарской моды. Но случалось и так, что они сами включали в свои доспехи детали, заимствованные уже у германских мастеров, поскольку этого требовали их заказчики. В свою очередь торговые связи Германии и Италии, сходившиеся во Фландрии, дали толчок развитию собственного производства в Антверпене, Брюгге и Брюсселе, откуда затем достаточно дешевые доспехи в массовом количестве продавались в Англию.


«Саллет со щеками»: 1470–80 гг. Милан. Вес 2658 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Такие шлемы носили в основном пехотинцы. Арбалетчики и лучники.

Здесь, в Голландии получили распространение латы смешанных форм, подобные тем, которые сегодня мы видим на картине голландского художника Фридриха Херлина «Святой Георгий и дракон» (1460), где изображен рыцарь в типичных итальянских «экспортных» латах, но в шлеме салле типично германо-итальянского образца.


Фридрих Херлин.» Св. Георгий и дракон».
Автор:
Вячеслав Шпаковскокий
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти