Четыре «практики» управления общественным мнением

" ... Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным".
(Борис Годунов. А.С. Пушкин)



Все знают (и на ВО об этом уже рассказывалось), что сегодня в мире бушуют «информационные войны» и ущерб от них сопоставим с ведением настоящих военных действий. Но… то, что мы видим, это результат неких сугубо теоретических построений. То есть в основе любой практики лежит определенная теория. И чем она не лучше, тем эффективнее практика. Так вот на какой теоретической основе сегодня работают технологии управления общественным мнением?


Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из фильма «Плутовство или хвост виляет собакой»: ну просто очень напуганная албанская девушка очень трогательно прижимает к себе белого кота. Каждый, кто это видел, невольно думал: «А ведь я-то живу лучше, чем она и как хорошо, что я живу в Америке с сильной армией, с сильным президентом!»

Рассматривая такой социальный феномен, как коммуникация в обществе, известный американский теоретик в области массовых коммуникаций Джеймс Груниг нашел, что существует всего четыре главные модели PR-практик, состоящие из асимметричных и симметричных массовых коммуникаций.

Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из фильма «Плутовство или хвост виляет собакой»: а вот так этот кадр делали на микшерском пульте. Сначала кот должен был иметь другую окраску, но президент лично распорядился, что котик стал белым. И он стал!

Первая «практика» или модель – это всем известные манипуляция и пропаганда. Типичный пример таких коммуникаций, это реклама, стимулирование продаж товаров посредством БТЛ-акций, пропаганда и агитация. Поскольку люди путаются с этими двумя понятиями, то следует пояснить их различия следующим примером: «Мойте руки перед едой!» (это пропаганда, причем пропаганда здорового образа жизни); «Мойте руки перед едой мылом «Соуп» – агитация, то есть вы агитируете человека не «вообще», а за какое-то конкретное действие. Данная практика относится к асимметричным моделям. Почему? Да потому, что поток информации идет только в одну сторону – от источника к получателю. Объективность транслируемой информации значения не имеет – главное - это навербовать сторонников. Хотя бы одного, потому, что известно: надо 1000 человек, чтобы построить мост, но нужен только один, чтобы его взорвать! Этические аспекты и всякая логика в данном случае просто игнорируются. Пример – советские агитационные плакаты периода гражданской войны. Вспомните, какими на них были изображены «буржуи». Все толстые как «сеньор Помидор» из сказки Джанни Родари, и в цилиндрах! То есть… вот куда пошел весь «дефицит продуктов». Хотя понятно, что такие люди, как Черчилль были исключением из правила, а большинство капиталистов-буржуев очень следили и за фигурой, и за здоровьем! Но нужен был эффективный, понятный народу образ, вот его и создали.

Вторая «практика» она… «честнее». Это практика информирования общественности. Цель ее противоположна предыдущей практике, поскольку речь идет о максимальном честном и правдивом освещении событий. Сегодня такая модель PR-работы с населением массово используется госучреждениями, общественными организациями, а также журналистами и СМИ. Но… вот мы даем программу новостей. И в ней сначала все плохо, плохо, плохо! Все – правда! Плохо «там», или же напротив – «плохо в России», а «русские сумрачные, неулыбчивые люди, которые пьют водку прямо из самовара». Правда, подобных откровений про нас «там» встречается все реже, но… всегда можно найти «плохо» и «хорошо», чтобы дозировать информацию таким образом, чтобы вызвать у человека сначала страх, неуверенность, а затем показать, «как спастись». Лучше всего о такой вот работе СМИ рассказывается в кинофильме «Плутовство или хвост виляет собакой» и в телесериале Стивена Фрая и Джона Берда «Абсолютная власть». Здесь тоже наблюдается асимметричность. Коммуникатор считает, что он знает то, что надо общественности и решает, что ей давать, а что нет. А телеопросы онлайн? Разве они ничего не значат? По большому счету ничего! Кстати, знаете, почему настоящие пиарщики-профессионалы говорят только правду? Потому что доказано: непрофессионал, чтобы вы ему «из чужой оперы» не сказали, забудет практически все ровно через 90 дней! А если пройдет 180? То ему все это же самое можно будет повторить опять, и он что-то знакомое уловит, да, очень обрадуется, и вы станете… его лучшим другом!

Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из телесериала «Абсолютная власть»: вот они – люди, у которых в руках реальная власть над Англией, но никто этого, кроме них самих, увы, не понимает!

Третья практика PR-деятельности интереснее и сложнее. Он предусматривает организацию двухсторонней асимметричной коммуникации между информатором и общественностью. Как это понять? А вот как: прежде, чем давать информацию, мы исследуем нашу общественность. Для этого проводятся социологические опросы, организуются фокус-группы, интервью и так далее. Потом информация подбирается так, чтобы убедить нужные группы в том, что нужно информатору. То есть это уже не пропаганда. Интерес масс учитывается! Как правило, сегодня в России (и вообще в мире) такую форму коммуникаций используют коммерческие фирмы. О том, как это делается, очень хорошо показывается в кинофильме «Кейт и Лео».

Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из фильма «Кейт и Лео»: необычная одежда может привлечь не только полицейских, но и потенциальную аудиторию нового сорта маргарина!

Четвертая «практика» самая сложная. Она носит название двухсторонней симметричной модели. Осуществляя ее, источник информации (фирмы или государственное учреждение) старается наладить такие партнерские отношения с общественностью, которые были бы приемлемы для обеих сторон. Обе стороны коммуникации воспринимаются как равноправные партнеры. Но Д. Груниг указывает, что эта модель очень редко доминирует над всеми остальными, поскольку требует постоянного поиска компромиссов, а это утомительно, особенно когда нужно «искать компромисс с дураками».

Применение всех этих практик происходит в рамках всего двух стратегий: рациональной или предметной, когда на аудиторию воздействуют не только словами, но и чертежами, графиками, схемами и таблицами, и эмоциональной, когда коммуникатор обращается к чувствам через подсознательный ассоциативный ряд – то есть использует рисунок, символ, музыку, цветовую гамму. Последняя имеет очень сильное воздействие и человек пред ней практически беззащитен! Иногда обе эти стратегии используются одновременно и тогда эффективность PR-воздействия резко возрастает. Очень хорошо показана сила эмоционального воздействия СМИ в кинофильме «Переключая каналы». Там эмоциональность всего одной телевизионной передачи решает судьбу человека.

Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из фильма «Переключая каналы»: самое забавное, что такое на ТВ бывает сплошь и рядом. За десять лет работы на ТВ Пензы (и три года в Куйбышеве) довелось видеть еще и не такое… Так что фильм хотя и американский, но очень правдивый.

Ну, а вот несколько примеров из реальной жизни. Вторая половина 90-ых прошлого века. Россия, предвыборная гонка Ельцина, Зюганова, Лебедя, Явлинского и Жириновского. Как отнять голоса у всех последних и передать их первому? Один из информационных способов – социологический опрос. Необычный. Жителям одной из областей предлагают ответить на вопросы: с каким животным, растением, запахом, вкусом, цветом и… автомобилем ассоциируется у вас тот или иной кандидат. Сознание у людей раскрепощается, и оттуда вылезают находящиеся в сознании мыслеобразы: Ельцин – цвет черный (полное доминирование), дерево – дуб (самое крепкое дерево в России), животное – медведь («царь леса»), автомобиль – танк (все помнят кадры, как он с танка раздает листовки). Зюганов – цвет красный (цвет крови), Явлинский – зеленый, яблоня, кислый вкус («яблоко зеленое»), Лебедь – птица, цвет – белый, автомобиль – БТР. Жириновский – коричневый («омоем ноги в Индийском океане!», автомобиль… «Мерседес» – вот как круто! А теперь вопрос: может ли президент России быть птицей? Кислым зеленым яблоком? Коричневым «Мерседесом»? И разве может от него пахнуть… кошками?

Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из фильма «Переключая каналы»: на экране Кэтлин Тернер в популярной роли телеведущей новостного канала. Лицо, как вы видите, очень многозначительное. Ну прямо как у нашей Меньшовой. Сейчас она всем задаст!

Это наиболее типичные показатели. Обмана нет. Все опросные листы налицо! Теперь берем и пишем статью об этом опросе и все эти показатели даем в диаграммах. Но называем ее так: «Зюганов пахнет кошачьей мочой, а Жириновский этилированным (!) бензином!» Естественно, что статью с таким заголовком прочитают все. И там будет честно написано, что про мочу написал всего один человек. Но… что люди из всего этого запомнят? Ведь читают они чаще всего невнимательно! А подсознательно они запомнят, кто доминирует и… как же можно пойти против такой доминирующей личности?

Другой пример еще интереснее. В некоей области, субъекте РФ проходили перевыборы губернатора. Как сделать так, чтобы главы районов агитировали за него не по приказу, а… вполне искренне? Как им эту самую искренность навяжешь, если у многих голова типа «а еще я туда ем»? Нашли способ! Взяли студентов специальности «PR и реклама» и дали им задание съездить к каждому из глав районных администраций и взять у них «глубинное интервью» как у «лидеров мнений». Предварительно им позвонили и предупредили о том, что к ним приедет интервьюер проводить опрос, потому что он «лидер мнений» и его мнение очень важно. А доброе слово и кошке приятно, а не то, что главе районной администрации. Интервьюеров привозили на крутых машинах, соответствующим образом одетыми, а задача у них была все записывать на бумагу (не на диктофон!), внимательно их слушать и поощрять: «Да-да, как верно вы это говорите; Продолжайте, это так интересно; А?!; О?!; В самом деле?» – ну и так далее. Чтобы не ударить в грязь лицом «начальники» отменяли приемы – «у меня интервьюер от губернатора, ему важно знать мое мнение», кормили их вкусным обедом, а главное – болтали с ними как минимум по два часа! «Тяжело столько времени слушать дурака!» – признавались они потом. Но зато все это время опрашиваемый испытывал полный драйв – «меня слушают, мое мнение ценно, им интересуются, ах – я такой значимый!» А что главное для человека в жизни? Нет, не еда и даже не водка, и не секс… а чувство собственной значимости! Вот тут им и дали ее испытать по полной! Вспомните рассказ Н.В. Гоголя «Шинель» – вот это как раз из «той оперы». Естественно, что никто и читать-то не стал весь это рукописный бред. Все пошло в мусорную корзину. Но зато такие «авторитетные лидеры мнений» свой «звездный час», свою «эйфорию» и свой «адреналин» отработали по полной! Агитировали не за страх, а за совесть и вполне искренне. Ведь каждый помнил, как по приказанию губернатора его внимательно слушал интервьюер, как ему это было приятно. И это только лишь пара примеров на четыре основополагающие практики управления общественным мнением.

Четыре «практики» управления общественным мнением

Кадр из телесериала «Абсолютная власть»: неважно, что ты скажешь журналистам (в конце концов они и сами все напишут, как надо!), главное, чтобы «костюмчик сидел», а еще (пардон!) волосы из ноздрей не торчали. Это разрушает эстетический образ!
Автор: Вячеслав Шпаковскокий


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. Прадед Зевса 9 марта 2016 06:41
    Хорошая статья,нового нечего не узнал,но суть в том что миром правят зло и деньги.
    1. Michael67 9 марта 2016 08:41
      А кто владельцы каналов вещающих на территории РФ?
      Когда смотрю даже первые каналы, порой (уже каждый день) приходит ощущение, что я не в России, что вокруг черти с нежитью на крови пляски устроили...
      1. bazilio 9 марта 2016 16:24
        Цитата: Michael67
        А кто владельцы каналов вещающих на территории РФ

        Незнаю как на данный момент, но лет 8-10 назад владельцами ЗАО "Первый канал" была зарегенная в офшоре фирма RODINA LIMITED, что в переводе "Общество с ограниченной ответственностью РОДИНА")))))
  2. Добрый кот 9 марта 2016 06:41
    Давайте оставаться людьми,имеющими собственное мнение,несмотря на все способы зомбирования!
    1. Hrad 9 марта 2016 13:36
      Вот интересно!
      А на основании чего у Вас создалось "собственное мнение"? С неба упало? Книжки читали? Опять таки, какие книжки и каких авторов читали. Кто вас читать научил? И кто Вам говорил:"Ту книжку не читай, той не верь, а читай только то, что я считаю правильным!" Сложный вопрос.
    2. gladcu2 10 марта 2016 00:14
      Добрые Кот

      Надо уметь различать мнение и знание.

      Сто раз рассказывал анегдот от Гоблина. Расскажу 101.

      Выбирают председателя в колхозе.

      Пастух.
      - Рабиновича нельзя, у него дочь проститука.
      Рабинович, тихо...
      - У меня нет дочери.
      Пастух, пафосно.
      - Ну я свое мнение высказал, а вы делайте как хотите.
  3. Мэнгел Олыс 9 марта 2016 07:21
    Есть такое понятие, как «Эффект Люцифера». Это понятие подразумевает: в некоторых случаях вы можете взять нормальных людей из хороших школ, счастливых семей и благополучных кварталов и сильно повлиять на их поведение,вызывая агрессивность всего лишь изменив непосредственные условия их окружения. В начале 1970-х годов группа ученых из Стэндфордского университета во главе с Филиппом Зимбардо устроила импровизированную тюрьму в подвале здания психологического факультета с целью изучения механизма превращения человека в монстра под влиянием обстановки.Результаты были ошеломляющими. Есть еще "Окно Овертона", при котором твоя голова превращается в "зомбоящик". wassat
  4. Тот же ЛЕХА 9 марта 2016 07:27
    smile
    Все эти практики рушатся как карточный домик когда случается вот такой облом.

    1. kalibr 9 марта 2016 07:34
      Нет, ничего не рушится. Это Вакм хочется, чтобы они рушились. На самом деле через 90 дней люди все это забудут и все пойдет своим чередом. И ведь пошло, не так ли?
      1. Тот же ЛЕХА 9 марта 2016 07:56
        Нет, ничего не рушится. Это Вакм хочется, чтобы они рушились. На самом деле через 90 дней люди все это забудут


        Правильно если сидеть и ничего не делать конечно забудут...
        ну так надо регулярно напоминать таким людям что есть что.
        1. kalibr 9 марта 2016 08:03
          Да и это тоже верно! Но это деньги! И большие! Жаба душит...
  5. rotmistr60 9 марта 2016 07:54
    через 90 дней люди все это забудут

    Правильно было сказано в статье 90-180 дней и забудут. Вспомним "Боинг" сбитый над Украиной. Эта трагедия сыграла свою главную роль для запада в течении первого месяца - виновата Россия. Потом расследование стало затягиваться, сначала раздавались какие-то голоса в СМИ, потом все смолкло, а осадок (виновата Россия) остался. Я уже который раз пишу о том, что пора и нам вести такую же агрессивную пропаганду без оглядки на то, "а что они (запад) подумают".
    1. kalibr 9 марта 2016 08:06
      И Вы совершенно правы, но это деньги и немалые! И люди... умелые, и начальники, которые должны их слушать, а они (начальники) очень часто сами все знают и "хотели как лучше, а вышло...". Не принято как-то в России доверять профессионалам, разве что зубным врачам и проктологам!
  6. Pvi1206 9 марта 2016 08:10
    Хорошо человек живёт или плохо в большей степени зависит от того, что он сам думает об этом.
    Пропаганда нацелена именно на формирование мнения человека о самом себе.
    Рецепт правильной жизни прост: будь доволен тем, что имеешь (у многих и того нет) и стремись к лучшему, в любой ситуации оставаясь человеком.
    Для этого необходимо постоянно подавлять в себе гордость, зависть, ненависть и всё другое, что нам отравляет жизнь.
    А это значит - жить по заповедям Господним.
    1. gladcu2 10 марта 2016 00:19
      PVI

      Но как можно подавлять в себе гордость?

      В заповядях есть слово "гордыня", подразумевает ненависть.

      Гордость, это человечность.
  7. Belousov 9 марта 2016 08:48
    Увы, информационные войны мы проигрываем с треском. Но рассчитывать на иное сложно, учитывая сколько фактических предателей страны сидит во властных кабинетах. Нам делают вид борьбы, напряженной борьбы, но по факту все сливают. Например предоставление трибуны украинским нацистам, но при этом нет никого от народного ополчения. Вот и делайте вывод...
  8. vladimirvn 9 марта 2016 09:06
    Цитата: Belousov
    Увы, информационные войны мы проигрываем с треском.

    Не согласен. Успехи у нас есть и немалые. Одна Рашен Тудей с ее аудиторий чего стоит. А недовольные голоса европейских политиков о диктате США? А спецоперации на уровне войны в Сирии? А умиротворение собственного населения? laughing
    1. varov14 9 марта 2016 12:40
      Информационную войну мы точно выигрываем, особенно с умиротворение собственного населения, победы налицо. Правда патриоты несколько странные, в зависимости от содержания статьи, вот сейчас например. Придерживаясь определенной, выбранной позиции либо Мерседес, либо тазик с болтами - правда провокации пожалуй не возбраняется под нужным соусом и все-таки линия одна.
      1. gladcu2 10 марта 2016 00:24
        varov14

        Для немногих скажу. Если просмотреть статьи, на патриотических сайтах критикующих правительство и ВВП в том числе.
        Станет безнадежно и страшно.

        С этой точки зрения, настоящая статья, дает почву для размышления.
  9. Был Мамонт 9 марта 2016 09:11
    ПИ-ар. Для меня это аналог связки слов ложь-деньги-власть.
    Самая успешная и разрушительная акция прошла в 1991 году.И в соответствии с законами жанра продолжается по сей день.Ельцин-центр, прошедший юбилей Горбачева, будущий -Солженицина... .
    1. kalibr 9 марта 2016 09:59
      Это Вы тут не совсем правы. Настоящий пиарщик-профессионал никогда не опускается до лжи. Ложь - удел троечников. А они есть и среди инженеров и врачей.
      1. Капитан Нэмо 9 марта 2016 13:28
        Цитата: kalibr
        Это Вы тут не совсем правы. Настоящий пиарщик-профессионал никогда не опускается до лжи. Ложь - удел троечников. А они есть и среди инженеров и врачей.

        Ну как то не связывается "пиарщик-профессионал" и "опускается до лжи".
        Это тогда получается, что со своего младенчества, тот "пиарщик" ни когда не врал, и не воровал соседских яблок у "дяди Вани". И он есть ни кто иной как сын самого Господа-Бога, который знает что такое правда, а что лож. Думаю, что далеко не всегда, излагающий лож знает о том, что он врёт.
  10. Алекс фон Дорн 9 марта 2016 09:13
    Необходимо учиться фильтровать информацию и понимать в данном конкретном случае кому это выгодно и почему. Картина мира значительно упростится. Хорошо умели читать между строк при социализме - коммунизме, нужно учиться и сейчас.
    1. varov14 9 марта 2016 13:05
      Не надо мифов, иначе страна не бвла-бы разрушена, или читали избранные - разрушители? Человека легко завести, на этом построены все современные политические ток-шоу. Две линии, две полуправда, но одной ты явно сочувствуешь, так как она отражает твою внутреннюю правду, если она совпала с линией власти, то ты эту правду экстраполируешь на все дела власти, хотя они могут приходить в явное противоречие с твоими помыслами, но возникает мысль, а вдруг ты не прав. Просто как яйцо, поэтому и манипулируют общественным сознанием, все мы зомби.
  11. Гомель 9 марта 2016 09:20
    Замечательная статья, автору плюс
  12. в.казаков 9 марта 2016 11:42
    Статья актуальная. Ничего нового добавить не могу, просто я избрал метод борьбы-не включать телевизор.
  13. Donskoi 9 марта 2016 13:18
    На Украине как раз последний пример из статьи получил массовое, глобальное применение - толпы людей, окрыленные своей "значимостью", мерзли и жгли шины, показывая аплодирующему западу своё величие, значимость. Не понять было глупым, что по их психике методиками всякими "ездят", что эуропейский бомонд потирает липкие ручки в предвкушении бонусов после захвата рынка
  14. блэк 9 марта 2016 16:46
    Проверено, что все эти практики плохо воздействуют на людей привыкших навязывать своё мнение, или на людей профессионально работающих с ложью. Например на оперов и следователей.
    1. kalibr 13 марта 2016 08:35
      Это так! Я, например, когда новости по ТВ смотрю только на то и обращаю внимание, какой метод где применен, профессионально или нет подано, как бы я сделал.
  15. Reptiloid 9 марта 2016 23:33
    Статья понравилась.Также в интернет-магазине появилась Ваша книга,Вячеслав, о PR.
  16. gladcu2 10 марта 2016 00:30
    Никак не выходит из головы одна из перадач новостей Программы Время.

    В первом репортаже ВВП выслушивает губернатора о аномалии. Выброс газа.

    Сразу следующий, рабочие шахты в Воркуте в открытую обвиняют администрацию шахты в нарушении техники безопасности.

    И...? Что? Ну и....?...

    Ничего.
    1. kalibr 13 марта 2016 08:37
      А помните рухнула крыша над каким-то бассейном? Чем дело кончилось? Кого наказали, в чем причина? СМИ этого не сообщают. А как кричали - рухнуло, рухнуло...
  17. но все же 10 марта 2016 00:41
    Отличная статья. Но комментариев маловато в сравнении с "горячими темами", где народ любит "душу отвести". В качестве примера одного из свежайших образцов внушений СМИ - одна из самых бурно обсуждаемых "новостей" 3 марта сего года. А в одной из популярнейших газет замглавредактора политического отдела постарался даже статью написать, основываясь на "новости" 3 марта...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня