Иранский подводный аппарат Taedong-B

Иранский подводный аппарат Taedong-B

Обозначение разведывательного сообщества «Taedong-B» отсылает к катеростроительной верфи в Северной Корее, где это судно было построено. В рамках поставок вооружений два таких аппарата были поставлены в Иран в 2002 году. В иранских вооруженных силах он был переименован в Kajami Class, а позднее получил название Zulfikar. Интересно, что эти аппараты эксплуатируются корпусом стражей исламской революции, а не как логично было бы предположить флотом или морской пехотой.

Иранские СМИ и интернет заявляют, что его иранское происхождение определенно является ошибкой. Его конструкция тесно связана с улучшенными подводными аппаратами для заброски агентов I-SILC (Improved Submersible Infiltration Landing Craft), состоящими на вооружении Северной Кореи и Вьетнама. I-SILC представляет собой дальнейшее развитие малоразмерного судна для заброски агентов в Южную Корею. Ранние проекты представляли собой быстроходные катера, замаскированные под рыбацкие лодки, но к 80-м годам прошлого века некоторые варианты уже стали полупогружными. В 90-х годах они стали полностью подводными, но не могли двигаться под водой. Режим погружения использовался только для избежания столкновения и скрытого ожидания возле берега. Учтя опыт инцидента 1996 года, когда возле южнокорейского побережья в 150 км юго-западнее Пусана затонул один и аппаратов I-SILC, следующие модели могли уже двигаться под водой благодаря электрической движительной установке. Для того чтобы упростить конструкцию и снизить стоимость, основные дизельные двигатели вращают гребные винты, а электродвигатели вращают подруливающие винты. Подруливающие винты в направляющих насадках не управляются, но небольшие рули, установленные сразу за ними, частично компенсируют этот недостаток.

Иранский подводный аппарат Taedong-B

Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B

Taedong-B вооружен северокорейскими торпедными аппаратами внешней установки для легких торпед диаметром 324 мм с цилиндрами импульсного пуска. Такой тип судна мог бы получить определение «торпедная лодка», но с логической точки зрения это легкое вооружение предназначено только для самообороны. Основной сферой деятельности иранских подводных аппаратов Taedong-B являются специальные операции.

Иранский подводный аппарат Taedong-B
Иранский подводный аппарат Taedong-B

Характеристики (требуют уточнения)
Длина: 17 метров
Ширина: 3,3 метра
Высота: 3,5 метра
Водоизмещение: 22 тонны
Скорость: 40 узлов максимальная на поверхности, ~3 узла под водой
Продолжительность плавания: нет данных (скромная)
Максимальные рабочие глубины: 3 метра с воздухозаборной трубой, 20 метров максимальная (оценка базируется на аппарате I-SILC)
Экипаж: 8 (4 экипаж, 1-2 прикрытие, 1-3 агента)
Вооружение: 2 x 324 мм легкие торпеды. Возможно укладка в корпусе переносного зенитного ракетного комплекса или гранатометов РПГ и оружия экипажа.
Силовой блок: 2 x дизельных двигателя (нет данных) плюс два электродвигателя
Сенсоры: базовая видеокамера, радиолокационная станция обнаружения надводных целей и навигации, эхолот

Иранский подводный аппарат Taedong-B


Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.wikipedia.org
www.iranmilitaryforum.net
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. lilian 25 февраля 2016 06:42
    Ничего себе. Не ожидал от северокорейцев.
    Аналоги этому погружаемому катеру есть? Кто знает?
    1. tchoni 25 февраля 2016 07:24
      В свое время разрабатывался в СССР проект ныряющего ракетного катера. Но, слава богу, он так и остался на стадии проекта. Еще были проекты ныряющих самолетов... Но, то же исключительно бумажные
      1. lilian 25 февраля 2016 09:02
        Насчет подводного самолета - согласен. Но что плохого в погружаемом катере?
        1. tchoni 25 февраля 2016 12:19
          Плохое в погружаемом катере то, что он сочетает в себе все сложности и проблемы подводной лодки и катера не получая при этом приимуществ ни первого ни второго.
          Так винты, энергетическая установка, обводы корпуса катера, рассчитанного на большую скорость надводного хода будут, скорее всего очень неэффективны и шумны при ходе подводном. И, наоборот, лишний вес и объем балластных цистерн, оборудования жизнеобеспечения и пр приводят к тому, что катер не может показать высоких скоростных характеристик при надводном движении...
          1. Талгат 25 февраля 2016 17:08
            Плюс в том, что такие страны как КНДР или Иран реально не сидят и не ждут пока им Китай или Россия поставят, а берут часть мелочей на себя - Иран делает беспилотники (кстати - применяет в Сирии) ряд другой техники, КНДР ракеты (из за "санкции" ни Россия ни Китай не смогут им поставлять) и заодно делится технологиями с Ираном

            Конечно же основные вещи - ПВО и Авиацию (после снятия санкции?) Ирану придется закупать в России
            Или же Россия (или Китай) и Иран найдут способ обойти "грозные окрики вашингтонского обкома" - поставить в Иран двигатели авионику - и передать технологии по планеру - получится как бы "Иранский истребитель"
      2. Серый брат 25 февраля 2016 10:07
        Цитата: tchoni
        . Но, слава богу, он так и остался на стадии проекта.

        Зато носитель водолазов "Тритон", похоже не остался.

        Испытания погружающегося катера "Тритон-НН", 2008 г. (http://otvaga2004.mybb.ru/).
        1. killganoff 25 февраля 2016 12:37
          В сравнении с Советской "Пираньей" пр.865, "Тритон" - самоделка контрабандиста-любителя.
          1. Серый брат 25 февраля 2016 13:04
            Цитата: killganoff
            В сравнении с Советской "Пираньей" пр.865, "Тритон" - самоделка контрабандиста-любителя.

            Это понятно. Но "Пиранье" надо своим ходом до места идти, а "Тритон" можно на корабле-носителе перевозить.
          2. Талгат 25 февраля 2016 17:02
            Цитата: killganoff
            В сравнении с Советской "Пираньей" пр.865, "Тритон" - самоделка контрабандиста-любителя.



            Но ведь некорректно сравнивать разные по классу и назначению аппараты

            Если сравнивать с Пираньей - то у Иранцев есть малые подлодки во множестве - очень похожие внешне по габаритам
      3. iConst 25 февраля 2016 10:40
        Цитата: tchoni
        В свое время разрабатывался в СССР проект ныряющего ракетного катера. Но, слава богу, он так и остался на стадии проекта.
        - Чего вдруг? Катер погрузившийся на небольшую глубину будет незасекаем ни АВАКСом ни другими средствами. Только визуально сверху при чистой воде и точным пролетом над ним - трудновыполнимое условие.

        Мое твердое убеждение, что развитие военной техники будет идти в сторону роботизированных малых объектов.

        Этому способствует развитие ИИ, компактных и мощных силовых источников и агрегатов, коммуникационные возможности.

        С десятком ныряющих катеров-роботов в море или мини-танков на поле боя будет справиться на порядки сложнее, а эффект несомненно выше, чем с одной посудиной или супертанком равными по огневой мощи с этой "сворой".

        При этом суммарные затраты будут не сильно больше (если вообще больше), но профит превысит стоимость.
        1. tchoni 25 февраля 2016 12:42
          Цитата: iConst
          Чего вдруг? Катер погрузившийся на небольшую глубину будет незасекаем ни АВАКСом ни другими средствами. Только визуально сверху при чистой воде и точным пролетом над ним - трудновыполнимое условие.

          Только слышен он будет любым ГАС как бы не дальше чем авакс его увидит. Причем как в надводном, так и в подводном режимах
          1. iConst 25 февраля 2016 13:46
            Цитата: tchoni
            Только слышен он будет любым ГАС как бы не дальше чем авакс его увидит. Причем как в надводном, так и в подводном режимах

            По ГАСу ПКР не наведешь. И потом - не нужно недооценивать постановку помех, если что. Это даже проще, чем РЭБ.
            1. tchoni 25 февраля 2016 15:13
              пкр на катер тратить - хто из пушки по воробъям палить.
              А, послать сторожевик в район с непонятной суетой - запросто. Или патрульный самолет (вертолет).
              Вообще, высадка всяко-разно агентов диверсантов это дело тихое и тайное. И лучше его вообще проводить к району внимания не привлекаЯ. А для этого субмарина более подходящий вариант.
  2. кеп 25 февраля 2016 09:22
    Для диверсантов подойдет.Даже если эта штука одноразово сработает по крупной цели.
    Уйти после диверсии проблема,даже для скоростных аппаратов.Скорее всего лодка "камикадзе".
  3. Мистер ПИП 25 февраля 2016 09:34
    Футуристическая штучка, но большой вопрос не только в востребовательности, но и в качестве - 2 дизеля (ТТХ - "засекречены" - чего там может быть секретного в ТТХ дизеля сами думайте) - "скромная" ПП (наверное очень скромная) - а вообще интересно, что за торпеды, судя по наличию РПГ наверное тоже "скромные" (РПГ на катере!) - а вообще задумка интересная, конечно.
    1. Серый брат 25 февраля 2016 10:11
      Цитата: Мистер ПИП
      чего там может быть секретного в ТТХ дизеля сами думайте)

      Расход топлива. Если его знать то можно дальность хода определить.
  4. инженер 25 февраля 2016 11:33
    аваксом не определить. но любой подводный обьект идущий на дизелях шумит так . что у акустики за 500 километров 'уши вянут' и в обнаружении и поражении нет ничего сложного.
  5. Dimon19661 25 февраля 2016 14:39
    Ничего хорошего.Очередное чудо оружие корейских товарищей,устаревшее лет так 60 назад.Серьезные производители оружия подобными гибридами не занимаются несколько десятков лет ввиду их крайне низкой эффективности,надежности,отвратительных условий работы экипажа.А если сюда еще добавить устаревшие технологии ,то боевая ценность подобных аппаратов стремится к нулю.
  6. oxotnuk86 25 февраля 2016 21:47
    Не зная ТТХ кроме масса-габарита, для каких целей этот аппарат приобретён( сделан) уже хаим. Упускаем ключевой момент аппарат для " Стражей исламской революцыи" а это элита вооружённых сил Ирана, значит он необходим.
  7. Sergey_G_M 26 февраля 2016 22:06
    Со всем уважением к комментаторам все таки выскажу свою точку зрения. Да мини субмарины лучше, но и на порядок дороже, да катера быстрее, но и заметнее. Этот аппарат узко специализирован по району применение - например для иранцев это персидский залив, да он слышен, но на фоне того количества кораблей и катеров в районе действия это уже не так важно, зато имея пару десятков таких катеров иранцы смогут существенно нарушить судоходство в персидском заливе и нанести некоторые неприятности своим противникам. Этот корабль дешев, его легко спрятать на месте базирования, так что мне кажется по параметру цена-эффективность он для иранцев (опять же учитывая его район применения) очень хорош.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня