Русская народная борьба (Среднее Зауралье) (1 часть)

37
Когда заходит речь о народной боевой традиции, сразу представляется кулачный бой. Так было и в 19-ом веке - Песня о купце Калашникове М. Лермонтова, так остается и сейчас - известная сцена из "Сибирского цирюльника" Н. Михалкова. Но была в народе достаточно широко распространена и борьба. Упоминается, что в дипломной работе А. Харлампиева описано около 20 видов народной борьбы и средств самозащиты. Где они? Как выглядели? Почему мы о них мало что знаем? На этот и другие вопросы отвечает Андрей Александров - историк, изучающий русскую народную борьбу, и специализирующийся на народной боевой традиции Среднего Зауралья.

Русская народная борьба (Среднее Зауралье) (1 часть)

АКВАРЕЛИ Ф.Г. СОЛНЦЕВА. ОДЕЖДЫ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. 1869 г. Ч.3


- Представьтесь, пожалуйста - расскажите о себе, как давно и почему вы заинтересовались народной борьбой.

- Я родился на Украине, в семье офицера советской армии, но исторические корни из Сибири и Поволжья. По профессии я историк-этнограф, занимаюсь полевой этнографией с 2001 года. Любовь к истории проявилась рано в 5 лет: впервые в журнале "Мурзилка" в 1980 г. узнал про Куликовскую битву, - "заболел" историей. Да и отец прививал любовь к истории и физическим упражнениям. Потом начал листать учебники сестры по истории, а в четвёртом классе решил, что стану археологом. После окончания школы поступил в Тюменский Государственный университет на факультет истории. Интерес к отечественным единоборствам начался с книг Лукашова М.Н., далее занятия по "Бузе", и свой собственный поиск для того, чтобы критически подойти к работам коллег по цеху в этой области и докопаться до истины. Этнографией занялся через шесть лет после окончания университета. Первая экспедиция была в родное село моего деда по матери, в с. Молчаново Тюменского района Тюменской области, и близлежащие села в 10-30 км. от Тюмени. Первый опыт был очень удачным: материал пошёл довольно легко, старики охотно делились информацией о своей жизни, о борьбе на опоясках, играх, силовых состязаниях, кулачных боях.



- Кстати, много еще стариков осталось, которые могут поделиться знаниями о народной традиции?

- Ещё остались, но последняя попытка показала, что материал трудно пошёл: старики умирают, болеют, ослабляется память, устают во время общения. Но бывают неожиданные открытия, упорство вознаграждается... От одного респондента всю полноту информации уже не взять...

- Традицию какого региона вы изучаете? В процентном отношении сколько вам удалось узнать о боевой традиции этих мест? По вашим прикидкам.
- В основном - Среднее Зауралье, точнее с/х юг Тюменской области, где проживает "старожилы" и "новопоселенцы" приехавшие во время Столыпинской реформы. Кроме этого собирал материалы в Лысогорском районе Саратовской области, на родине моего отца, а так же в Свердловской, Омской, Новосибирской области, Кургане... Думаю удалось узнать о местной традиции на 80- 90%. За много лет могу сказать что чаще всего информация однотипная, но нередко "выстреливает" новая терминология, приёмы, другие факты, так что этнографический вопросник постоянно приходится совершенствовать, расширять перспективы исследования. Я рассматриваю состязательно-прикладную культуру через призму всей жизни человека - это так называемый "биографический метод исследования". Сразу понимаешь - "рукопашка" вплеталась в канву жизни отдельных людей и всей общины, даже региона.

- Были ли попытки собрать народную боевую традицию в советское время? Исключая общеизвестный рассказ о создании самбо и попытки журналиста Б. Чеснокова. Ведь проводились многочисленные этнографические экспедиции.

- Нет, я в то время учился в школе.... А в советской этнографии этой темой занимались единицы. Н.П. Новосёлов, Б.В. Горбунов, Б. Чесноков, и, пожалуй, всё... В своих исследованиях я опираюсь не только на собственный этнографический материал, но и на материалы своих коллег и предшественников, на архивные материалы, материалы периодической печати до советского и советского периода, воспоминания, дневники, и прочее, и использую весь комплекс источников, чтобы восстановить из кусочков "исторического пазла" общую и точную картину. Всё остальные советские этнографы только лишь касались этой темы в ряду других тем исследования, глубоко не погружаясь в эту отрасль. Широко стали изучать эту тему только в конце 1980-х - 1990-е гг.

- Почему?

- Вопрос интересный, могу только предполагать. Б.В. Горбунов защитил первую свою диссертацию (кандидатскую) в 1989 г. До него этот материал никто так тщательно не обобщал. С другой стороны существовал строгий запрет на каратэ, и на другие единоборства которые могли спутать с каратэ, кроме того шла суровая борьба советской власти с хулиганством, так что многих тем этнографы даже не касались, да и народ до развала СССР на некоторые темы не очень был разговорчив, особенно те, кто участвовал в групповых драках, ходил с оружием. Ну а в 1990-х гг. на волне интереса к восточным единоборствам начался всплеск интереса к своей родной культуре...

- Кстати, не знаете, Н.П. Новоселов занимался практической реализацией своей диссертации, или все осталось на уровне теории?

- Насколько мне известно, Н.П. Новосёлов не занимался практической реализацией своей работы, написанной в 1946 г. Однако написание его работы по времени совпало с реализацией коллективного бокса (по сути коллективного кулачного боя) среди рядового состава СА и ВМФ на Дальнем Востоке в преддверии войны с Японией. Но это было воплощением идеи советского боксёра К.В. Градополова, который в 1930-е гг. объединил бокс и русский стеночный бой…

- В чем отличия русской народной борьбы от борьбы других народов?

У русских было несколько видов и разновидностей:
1) борьба на поясах, завязанных вокруг талии;
2) борьба на поясах, повязанных через плечо и вокруг талии;
3) борьба на поясах, повязанных крест-накрест через плечо и вокруг талии;
4) борьба с обоюдным фиксированным захватом одной рукой ворота;
5) борьба с обоюдным захватом двумя руками за плечи или ремни, пропущенные под плечи как лямки у ранца;
6) борьба с обоюдным захватом одной рукой за руку в районе локтя;
7) борьба с произвольным захватом за корпус или одежду противника;
8) борьба в обхват, и пр.

Наверняка есть такие разновидности, которые мы не зафиксировали вовсе, на этот счёт есть информация, но на данный момент ее недостаточно. У многих народов были похожие виды борьбы, но у всех есть отличия в технике. Для примера возьмём похожие виды борьбы на поясах у русских и казанских татар. Русские пояс завязывают узлом спереди, применяют приёмы ногами и седом с перекатом на спине, ведут борьбу в партере до удержания, в любом положении или на одной или двух лопатках, или на «четырех лопатках» - когда к земле прижаты и ягодицы и прочее. Поэтому набор технических приёмов и предпочтений разный. Татары пояс чаще всего не завязывают узлом, в большинстве борются без подножки, до броска или касания земли третьей точкой. Татары - мусульмане, традиция мусульман не допускает узлов в одежде (иначе Аллах не услышит молитву), поэтому даже ткани ткали так, чтобы не было ни одной нитки с узелком. Кроме того по шариату нельзя намеренно портить одежду, пачкать кровью и другими выделениями человека одежду (в такой одежде аллах не слышит), и наносить человеку травмы с деформацией членов тела и органов, особенно наносить удары в лицо (лицо - образ ангела). Поэтому пехлеваны в борьбе пытаются соблюсти правила шариата. Ислам не поощрял кулачные бои, а вот борьбу, скачки, воинские упражнения с клинком, и особенно стрельбу поощряют (последнее является уважительной причиной отсутствия на молитве). А вот у русских борьба не была так регламентирована православной верой.

- Народная борьба скорее силовая или техничная?

Борьба, для умеющих бороться - техническая, а для тех, кто не умеет, или не приспособился к захвату, например, за пояс двумя руками, или за ворот одной рукой, борьба будет больше силовой. К тому же большую роль играет вес соперника - в традиции не было весовых категорий, проигравший уходил, победитель оставался бороться со следующим соперником, до тех пор пока сам не уйдёт, или на него никто уже не выйдет. Для уставшего борца, даже техничного, борьба будет уже силовой.

- Что известно о древнерусской борьбе? Совпадает ли с тем, что вы нашли в экспедициях?

- О древнерусской борьбе мы можем судить только по кратким упоминания в летописях, например, «Повести временных лет» в сюжете борьбы Яна Усмаря с печенегом, и князя Мстислава Удалого с адыгом Редедей, а также по миниатюрам из летописей, фрескам Софийского собора в Киеве, барельефам Дмитровского собора во Владимире, иконописным клеймам борьбы Св. Нестора Солунского с гладиатором Лием, Св. Андрея Цареградского с бесом, Св. Иоакова с ангелом… В общем это похоже на то что мы находим в экспедициях, но уверенно говорить на 100% не могу, похожее - не всегда тождественное.

- Расскажите о видах борьбы славянских народов.

- У восточных славян, тех, кого сегодня называют украинцами, белорусами, русскими, различий в единоборствах практически не было. В Среднее Зауралье при Столыпине приехало много «новопоселенцев» которые приехали из Малороссийских и Западнорусских губерний Российской империи. Кстати украинцами и белорусами они себя не называли, в Сибири они называли себя русские, или по месту выхода в Сибирь - «могилёвские», «черниговские», "витебские», «волынские», или по местному прозвищу, данному сибиряками - «хохлы», «самоходы». По сходству говора «старожилы» так называли и «курских», «смоленских» и других представителей переходных широких диалектных зон. Термин «украинцы» и «белорусы» были навязаны во время переписи 1926 г. и политики коренизации 1920-30-ых гг., и потом подхвачены советской этнографией ставшей заложницей политики. Это было политическое разделение, обоснованное деятелями науки, и когда мы это понимаем, то становится ясным, почему у «отдельных» народов игры, рукопашные и силовые состязания у восточных славян одинаковы на 90-95%. «Новопоселенцы» избежали украинизации и белоруссофикации и не успели слиться со «старожилами» в т.ч. культурно, поскольку вскоре началась «великая война», революции и гражданская, а потом - коллективизация и прикрепление к колхозам. Так что их образ жизни оказался на радость этнографам законсервирован определёнными жизненными рамками.

Что касается сибирских казаков, то набор игр и состязаний у них тот же что и у крестьян, потому что казаки на 95% состояли из сибирских крестьян «старожилов», переведённых в воинское сословие, и таких крупных перевода за 19-ый век было 3. Если сравнивать рукопашные состязания сибирских казаков с уральскими, донскими и кубанскими по научным работам В.А. Печняка, В.В. Реммлера, А.В. Ярового, А.С. Александрова (мой однофамилец), сходство тоже очевидно, несмотря на местные региональные и сословные отличия. Мы находились в рамках большого единого этнокультурного пространства.

- А что насчет видов борьбы славянских народов в целом?

Первое описание приёмов у славян датируется VI веком. Византийский историк Прокопий Кесарийский дал описание пленения гота славянином, который в засаде схватил его руками и принёс в византийский лагерь. По всей видимости, речь шла о захвате поперёк корпуса с захватом и прижатием к телу обеих рук, и сдавливанием живота для лишения дыхания, и, скорее всего, сзади - так безопаснее для нападающего. Похожий захват провёл русский поединщик Ян Усмарь в Х в. (ПВЛ), который вначале удавил печенега руками, предварительно оторвав его от земли, а затем убил ударом о землю. Вероятно, из такого захвата и родилась борьба в обхват поперёк корпуса и борьба на поясах. В западнославянских языках термин «борьба» дословно переводится «за пояс». Например, «вольная борьба» будет звучать как «вольная за пояс», а «самбо» - «самбо за пояс». Из борьбы в обхват за талию, вероятно, появилась борьба в охапку с захватом через плечо поскольку рука во время такого захвата может гулять и часто уходит наверх, а потом – борьба за ворот, и на опоясках, с захватом повязанных через плечо и крест-накрест. Наши этнографические материалы показывают, что борьба с произвольным захватом появляется там, где исчезает пояс для фиксированного захвата, который направлял и ограничивал лишнюю свободу, что лучше для первоначального обучения.

- Так получается, что борьба не поясах не заимствована у кочевых народов? Если она есть у западных славян, которые с монголами практически не контактировали. Считается, что у кочевников понятно возникновение - чтобы противника с седла стащить.

- Такая борьба есть в Северной и Южной Америке, известна в Англии, во Франции, финнам, эстонцам, латышам, литовцам. Практика показывает, что захват за пояс на лошади опасен для хватающего: во-первых, в пешей борьбе очень сложно просунуть руки под пояс, а уж что говорить об этом во время скачки, а когда хватаешь на коне за пояс, приходится переваливаться, в связи с чем нападающего самого легко стянуть с лошади. Скорее, они сами использовали захват для захвата отступающего - со спины.

Во 2-ой части: народные ОФП и СФП, методика обучения, правила состязаний, "прикладной раздел" народной боевой традиции и многое другое
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Riv
    +1
    29 февраля 2016 07:58
    Ну вот опять... "Где то что то этакое существует, но толком никто ничего не знает." Приемы совершенно разные (сколько там способов завязывания поясов?), смешана в кучу татарская борьба с русской, традиции ислама и хорошо, что борьбу нанайских мальчиков не приплели.

    Если есть школа, то где занимаются ее ученики? Зал должен быть. На крайняк сойдет и садовый участок учителя, но если сегодня здесь, а завтра там, то это бомжи какие то получаются. Допустим, завтра Белов просветлится, решит бросить каратэ и заняться русской борьбой. Куда ему ехать?
    Что написал их учитель и старшие ученики? Было бы интересно почитать их исследования. Нету таких? Печально... Проводятся ли семинары? Вот Темный, к примеру, их проводит. На чем основаны традиции школы?

    И главное: как же она называется???
    1. +5
      29 февраля 2016 09:24
      Как сказал один умный человек: "Не, ради бога - уж все лучше чем алкоголизм с наркоманией. Или чего еще похуже, но... зачОдЪ за креативность" (с) . wink
      1. Riv
        +2
        29 февраля 2016 09:57
        Чем алкоголизм - конечно лучше. И много еще чего лучше. Но...
        Есть люди, которые занимаются каратэ. Они никогда ничего не достигнут, потому что занятие это - от нечего делать. Есть те, кто приходит в зал тренироваться. Они получают степени и пояса, но не знают, победят ли в очередной схватке. И есть люди, которые каратэ изучают. Они никогда не проигрывают бои, потому что никогда не сражаются ради ерунды.
    2. +4
      29 февраля 2016 13:48
      Подумай,умник! До революции 1917 года жизнь в деревне могла социально не меняться в течении столетия!Кулачные бои(в том числе и "стеношные"),ярморочная борьба были для сельчан обыденным явлением-школой являлась вся деревня!Всё "порушилось"после "октябрьской" революции и гражданской войны...плюс "стройки века",репрессии,В.О.В.,эвакуации."перемещённые лица"...Рушились вековые устои,терялись традиции...Кулачный бой на масленицу?Да вы okueli?! Это же хулиганство!Хулиганская драка!Куда милиция должна смотреть?Вот вам и основания для утверждений,что на Руси не было и нет "боевых единоборств"!Ну и що мне делать? Разве напомнить "про суслика"? "Видишь в поле суслика?Нет?А он там есть!"
      1. Riv
        +2
        29 февраля 2016 15:57
        Я никогда не смогу объяснить "профэссорам" русского стиля, что русский стиль никогда не сводился ни к бою без оружия, ни к бою с холодным оружием, ни к стрельбе из лука, ни к огнестрелу. Что стилю этому никак не менее тысячи лет и все их новомодные кундштюки - не более, чем испорченный воздух.

        Под русским стилем надо понимать комплексное обучение. И не какому то единоборству (на поясах, или на пальцах, если хотите), а полному спектру навыков, необходимых для победы поле боя. Именно на поле боя, а не на ярмарке под пиво. Первой из формализованных школ русского стиля была очевидно школа А.В.Суворова, с его "Наукой побеждать". Отбор в нее был крайне суровым: "Вот тебе три рекрута, сделай из них одного солдата." Что характерно: делали. Вот потому и ставил князь и Европу, и Турцию в те позы, в какие хотел. И после него еще сотню лет ставили.

        Так что желающим изучать русский стиль я бы посоветовал для начала послужить в Советской Армии годков этак пять. Там отбор был похожим, только отбирали из призывников и гораздо меньший процент. Жаль, что армии той больше нет. Современная российская, несмотря на все технические новинки, смотрится рядом с нею бледненько.
        1. +1
          1 марта 2016 03:31
          Цитата: Riv
          Жаль, что армии той больше нет. Современная российская, несмотря на все технические новинки, смотрится рядом с нею бледненько.

          Дык,кто бы спорил?! Но не я!Согласен! И солнце было ярче,и трава зеленее,и девушки сговорчивее ,и колбаса по 3 рубля.....
      2. 0
        29 февраля 2016 19:59
        Цитата: Nikolaevich I
        ярморочная борьба были для сельчан обыденным явлением-школой являлась вся деревня!Всё "порушилось"после "октябрьской" революции и гражданской войны

        Рушилась не только тогда. Христианам ненавязчиво запрещалось(и также не поощряется и сейчас) изучать боевые единоборства.
        1. +1
          1 марта 2016 03:58
          Цитата: Rivares
          Христианам ненавязчиво запрещалось(и также не поощряется и сейчас) изучать боевые единоборства.

          А мне как-то не "хочется" упрекать христианство в излишнем пацифизме...Если церковь и была "недовольна";то не "самим" кулачным боем,а "пережитком"язычества...в форме кулачного боя!"Сельские попы" могли иной раз "пожурить " "разгорячившуюся " паству;но "резких движений" не делали...на рожон не лезли! Потому и были кулачные бои в деревнях обыденным явлением до "соц.революции 17-го "; и некоторое время спустя... А в смутные времена при приближении супостатов монастыри "превращались" в крепости,а монахи-в воинов!При благословении высшего духовенства! Вот такова была "миролюбивая политика" церкви при необходимости защищать страну !
  2. +5
    29 февраля 2016 09:34
    Андрей Вадимович Грунтовский, г. Санкт-Петербург. Соревнования по северо-Западу по Русскому кулачному бою. Казаки Великого Новгорода у них школа хорошая. И дерутся своеобразно, сразу можно их узнать. Стеношные бои регулярно проходят как в Новгороде Великом, так и в Вологде и Санкт-Петербурге. Как по отдельности так и совместные стенки. Так что традиции были есть и будут. и это главное. по мне так пусть лучше ребята Бузой занимаются чем как мартышки прыгают в кимано на тхэквондо или там кароэйро ни какого практического применения. а тут интерес у ребят и к истории просыпается ну и к здоровому образу жизни.
    1. Riv
      0
      29 февраля 2016 09:50
      Нет, не лучше. По аналогии: можно учиться слесарному делу самостоятельно, или под руководством полупьяного сантехника.Кода нибудь станешь мастером. А можно учиться в ПТУ и выйти с рабочим разрядом, который твое мастерство подтвердит любому понимающему человеку. Можно на Луну отправить "Луноход", а можно сказать: "Зачем? Мне и отсюда все видно".

      Школа - это прежде всего дисциплина. Жесткие требования к новичкам и на порядок более суровые к мастерам. Какая может быть дисциплина в боях стенка на стенку? Игрушки все это.
      1. +5
        29 февраля 2016 10:15
        Ну цикл статей то в первую очередь не рекламный , а ознакомительный. Я , например, о многих видах единоборств о которых пишет автор и не слышал никогда. Понятно , что большинство этих стилей это разновидность исторической реконструкции ,а число стилей и школ , навыки которых могут реально пригодиться ограничено . Кроме того в армии как правило тем, кому надо, преподают концентрированную выжимку из разных школ и стилей , заточенную под убийство или обезвреживание противника. В полиции другие потребности и обучение немного другое, тк задача , как правило, обезвредить человека с минимумом увечий. В спорте - третья задача и основа все-таки зрелищность, иначе народ смотреть не будет. Для самообороны вообще другое обучение и специфические навыки, чтобы спастись и не сесть за превышение . Все эти типы школ развивались годами и шлифовались людьми, которые знают , что и для каких целей нужно людям.
        Вот я занимался дзюдо и каратэ , но в жизни мне куда больше помогла подаренная знакомым офицером методичка по рукопашному бою 70-х годов выпуска . Там все кратко и емко . Никаких эффектных па , только голый прагматизм и функционал.
      2. 0
        29 февраля 2016 10:35
        Дружище, стенка это традиция, и поверь это прежде всего дисциплина. не надо путать с фанклубами околофудбола. "ШКОЛ" как таковых нету, это что то восточное - ШКОЛА. тут именно Новгородская традиция кулачного боя, Вологодская, и т.д. посмотри ради интереса видео есть в сети разное. много конечно билеберды ввиде Кадочникова и иже с ним. А игрушки или нет... у нас ребята участвуют в соревнованиях с боксёрами, самбистами, рукопашниками, в ножевом бою и занимают призовые места. может это и игрушки. но от этих игр голова, мускулатура и главное дух - развиваются. и это главное. :)
        1. Riv
          +3
          29 февраля 2016 11:24
          Ну да... Дисциплина... Как и у любого реконструктора, или толкиниста. :)
          А уж призовое место в ножевом бою - в мемориз, однозначно.
          И да! Как же я забыл?! КАЗАКИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА... Про донских казаков слыхивал, про уральских тоже приходилось, а вот про великоновгородских - увы. Наверное это какое то новое казачество, ну типа еврейского.
          1. 0
            29 февраля 2016 11:49
            Ой зря вы подняли эту тему wink Сейчас понабегут эксперты с рассказами об новгородских ушкуйниках, от которых, якобы, и произошли донские казаки wink
            1. Riv
              +1
              29 февраля 2016 11:56
              Да набегали уже... Пусть себе думают. :)
              Наши люди легких путей не ищут. Так подумать: зачем бежать с Вятки на Дон, когда вся Вятка в острогах и поселках была? Отплыл на полсотни верст, построил избы - и живи. Помещиков там сроду не бывало.
              1. 0
                1 марта 2016 15:57
                Цитата: Riv
                Наши люди легких путей не ищут. Так подумать: зачем бежать с Вятки на Дон, когда вся Вятка в острогах и поселках была? Отплыл на полсотни верст, построил избы - и живи. Помещиков там сроду не бывало.

                Суръёзно laughing Видимо не знали этого люди в то время и бежали аж на Алтаи . Жаль вас тогда не было с разъяснением где избы строить.
              2. Комментарий был удален.
            2. 0
              1 марта 2016 15:55
              Цитата: Saling
              Сейчас понабегут эксперты с рассказами об новгородских ушкуйниках, от которых, якобы, и произошли донские казаки

              Может казаки и не от них пошли, но по сути это одно и тоже сословие . Название тут вообще не имеет значение . Вот взяли крестьян в Сибири записали в казаки и ничего всё нормально.
          2. 0
            29 февраля 2016 20:02
            Цитата: Riv
            И да! Как же я забыл?! КАЗАКИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА... Про донских казаков слыхивал, про уральских тоже приходилось, а вот про великоновгородских - увы

            Обогащу вашу копилку казаков.
            По русским же летописям, как до сих пор считалось, первое упоминание о казаках (рязанских) относится к 1443/1444 году
          3. 0
            1 марта 2016 15:53
            Цитата: Riv
            Про донских казаков слыхивал, про уральских тоже приходилось, а вот про великоновгородских - увы. Наверное это какое то новое казачество, ну типа еврейского

            Ну потому что казак это не национальность , а прежде всего сословие . Казаки до смуты неплохо так себе жили например в Москве . В Новгороде таких товарищеи называли ушкуиники .
  3. +1
    29 февраля 2016 11:11
    Спрос рождает предложение. Есть мода на возвращение к истокам - получите отличное разводилово на бабло. wink Главное побольше "древних славянских корней" или таинственных слов типа "СМЕРШ", "НКВД", "СПАС". Кстати существует три вида спаса: яблоневый, медовый и ореховый :-), а БУЗА - слово тюркского происхождения ))) Это название хмельного напитка. Прослеживаются корни школы пьяного мастера )))
  4. +3
    29 февраля 2016 11:19
    Как то прочитал в Огоньке перестроечных годов как в СССР создавали нации, а особенно национальную культуру. Был ещё жив Бухарин, который приехал в Бешкек и беседовал с местными на предмет народных танцев. Те говорят - нам сроду не до танцев было. Нам скот пасти надо, выживать постоянно. А Бухарин не унимался, -Ну, какие то национальные движения у вас есть? К пасущемуся коню вы просто подходите или как то по особому? -Ну, подбираемся тихонечко. - Вот вам и основа для национальных элементов танца.
    И сдаётся мне, что большинство собранного про русские стили борьбы тоже высосаны из пальца.
    Взять нашу Камчатку, вся местная энтография сплошной новодел, стилизованный под местный колорит. Но это очень востребовано. Расплодилось несколько ансамблей, без которых нет ни одного праздника, ездят (правда с не многочисленными) гастролями. Сувенирные лавки забиты "национальными" сувенирами. Как ещё школу корякской борьбы не придумали. ( Из-за того, что восточные единоборства на полуострове на высоте).
    Жизнь трудна и даже сера. Не до высокого искусства зачастую. Вполне хватает суровой окружающей красоты. А вот когда оторвался от привычной жизни и ностальгия гложет, появляются искусственные заменители. Я в детстве, в северном районе Омской области, слышал, как мужики под стопарик самогона что только не травили. Даже как медведя бороли. Приедь к ним в тот момент, распроси о стилях местной борьбы, такого бы рассказали, Япония отдыхает.
    1. Riv
      +2
      29 февраля 2016 11:35
      Борьба нанайских мальчиков. Не нами придумано... :)
    2. 0
      29 февраля 2016 11:53
      Что совсем нечего не осталось от " реализации коллективного бокса (по сути коллективного кулачного боя) среди рядового состава СА и ВМФ на Дальнем Востоке в преддверии войны с Японией"? wink. А как эффектно выглядело бы: коллективный кулачный бой ВМФ на подводной лодке. wink
    3. -1
      29 февраля 2016 15:10
      Нет, не высосано это из пальца. Просто затоптано основательно и запрессовано до сих пор. Причина? - Заниматься русскими единоборствами немыслимо без приобщения к национальной воинской культуре в частности, и к национальной культуре в целом. Да-да, именно к тем культурным "языческим" пластам, которые так не любят наши попы, и от которых так паникуют власть предержащие, стуча по столу 282-й статьей по поводу и без повода. Бузой в молодости пытался заниматься. Говорили, учить надо самое позднее лет с 11. Потому что стиль боя, - это не обучение "по разделениям", это надо чувствовать всем естеством, в этом надо жить, даже если в лес за дровами поехал. По сравнению с тем же стилем Кадочникова (а и этим занимался после института), - Буза, это небо и земля. Кадочников - производное, концепции боя типа Бузы - основа. Ясно, что не только Буза. Систем много. Есть с упором на кулачную технику, по тому же Белову. Есть кулачно-борцовские типа той же "бузы". Могу лишь согласиться, что в славянской традиции "чистой борьбы" я как то не наблюдал. Видимо, тысячи лет топтаться в паре на поляне было недосуг. Всё больше круговой бой, да прыганье с 2-мя мечами по конским спинам. Как то так. Нужно искать носителей традиции, и учиться. А гайки щас позакручены, это не расхлябанные 90-е. к примеру, вытыщишь рушник со свастикой, лик утереть, - потащат в судилище разные "экшперты".
    4. +1
      1 марта 2016 04:23
      Как-то и газетную статью читывал о том,что некий "малочисленный народ Севера" имеет свой,"коренной".самобытный стиль единоборства!Что ,владеющим этим стилем, и медведь был не страшен !Причём журналист "отмечал",что этот стиль в "наше время" разделился на "чиста" исконный самобытный стиль ("стародел"); и "новодел".то бишь "модернизированный" техникой каратэ. Вот вам и "борьба нанайских мальчиков" !К своему сожалению,не могу вспомнить ни народность,упоминаемую газетчиком;ни название этого "стиля"! Может,кому ещё попадалась на глаза эта "статейка"?
  5. -1
    29 февраля 2016 12:01
    :)))) ну парни развели канитель. Трепаться - не мешки ворочать:))) Хотя много справедливого в коментах есть, но я повторюсь лучше пусть борьба нанайских мальчиков будет - чем пивасик и танчики на диванчике:)))
  6. +1
    29 февраля 2016 12:43
    Так то оно так. Но есть такая русская поговорка : "Хотели как лучше...". Меня терзают смутные подозрения, пойдет ли это на пользу wink . Как то не получается без алкоголя у поклонников древних истоков wink Вон "единоборство" БУЗОЙ назвали )))) Буза - слабоалкогольный густой и сладкий напиток башкир, казахов, киргизов, татар, крымских татар. В татарском языке слово «буза» имеет и другое значение: скандал, шумный беспорядок. А как вы знаете "как вы яхту назовете.." wink Может все таки для здоровья добрых людей танчики спокойней будут.
  7. +2
    29 февраля 2016 16:08
    Вот реальная история народной борьбы. Реальная, причем история борьбы народа-воина, а не отчаянно надувающихся трусов, типа японцев и китайцев. Не было "школ" не было и не могло быть суперприемов, тайных техник, чудес...
    Почему все практически виды борьбы "на поясах"? Да потому, что так легче всего запретить борцам применение реально боевых техник. Это ж не японцы какие, шеи друг другу поскручивают с горячки, руки из суставов повырывают, ключицы вырвут из плеча! А тренировать силу, выносливость, координацию нужно и главное - надо дать возможность горячим бойцам стравить бурлящую силушку без смертоубийства.
    Заорали дружинники, затолкались, сейчас до сабель дойдет. Закричали мужики на празднике, того гляди кому башку открутят... ну тогда есть выход, кидают клич - выходи бороться! Вот и добро, повозятся могучие дядьки, устанут, вспотеют, вроде как один другого помял, типа победил. И ладно, и хорошо.
    А смертельный бой - то с оружием. И он реально насмерть, деревянными палками только дети баловались, а значит для всяких там соревнований (в нынешнем понимании) не годен, не класть же бойцов ради потехи. Это, и только это место может занимать борьба у народов, реально и жестко воюющих. Никаких тайных ударов "тухлый лосось падает с дерева". Не надо искать чудо-боя голыми руками, его нет, не было и не будет!
    Другое дело, что рукопашка необходима, и наш народ как никакой другой это понимал. Но настоящая, боевая, достигающая всех реальных целей рукопашка - это стеношный бой. И только. Все остальное - странные и нездоровые кадавры эпохи противоестественных запретов на оружие.
    1. +1
      1 марта 2016 04:55
      Я,думаю,что "отвергателям" русских стилей просто "не хватат романтизму"! То ли дело "Восток"(!):стиль камышового кота,которому прищемило "причиндалы" в развилке столетней смоковницы !Или,стиль неопохмелившегося монаха,у которого поутру "спёрли" заветную бутылочку "пивасика" ! Звучит ? Звучит ! А "удар чокнутого журавля клювом в опору ЛЭП"?Звучит ! А на Руси....? ...."Как дам,щас,в морду !" Где "романтизм"? Вот и не признают "отвергатели" "русские стили" !
      1. +1
        1 марта 2016 05:31
        P.S."Русских стилей не было и нет..." ? А чё было? Ничего ? А почему русский рукопашный бой всегда был эффективен против врагов и всегда страшен для них ? Почему противник страшился русского солдата в рукопашном бою ? И что такое "стиль"? В одних "рю-канах" заставляют "заучивать" на тренировках приёмы "по-штучно"....в других- "распределяют" приёмы по группам,основанным на одной базовой технике ;и "вдохновляют" учеников на освоение базовых техник...а есть и такие,что утверждают,что в единоборствах необходимо полагаться на природные инстинкты и "закреплённые" рефлексы .Получается,что "народ" может "понимать стиль"-каждый по-своему ! И ,если деревенская постоянная "практика стеношного боя " помогала солдатам русской армии "держать строй";приучала к "чувству локтя со товарищами";преодолевать страх,не бояться боли,крови-то чаво вам ещё надобно ?Какой ыщо "стиль"?
        1. 0
          3 марта 2016 19:22
          Цитата: Nikolaevich I
          Почему противник страшился русского солдата в рукопашном бою ?

          Я аж вернулся к теме. Какой рукопашный бой солдата? Драка в кабаке, что ли? Кто это на поле боя "страшился" безоружного солдата? Блин, поначитаются люди чумы какой то...
  8. +4
    29 февраля 2016 16:51
    Интересные комментарии - всяк горазд судить о чем не не знает.
    Не берусь судить потому что у любого народа существовала система выживания, а борьба на ярмарке это только кусочек общей системы. Как то раз поговорили мы с одним "спецом" большим любителем называться "ГУРУ" о боевых танцах. Как он расписал боевой гопак и капоэйру только
    не сумел ответить он на вопрос как он будет плясать гопак на скалах? На скалах надо на цыпочках как в лезгинке тропа узкая места мало. А марийская пляска- на песках да болотах не захочешь притоптывать будешь иначе в ноги увязнут.
    1. +1
      1 марта 2016 04:26
      Цитата: Таныш
      как он будет плясать гопак на скалах?

      Скалы в степях Украины? request recourse Круто !
  9. 0
    1 марта 2016 20:43
    Цитата: andrew42
    Нет, не высосано это из пальца. Просто затоптано основательно и запрессовано до сих пор. Причина? - Заниматься русскими единоборствами немыслимо без приобщения к национальной воинской культуре в частности, и к национальной культуре в целом. Да-да, именно к тем культурным "языческим" пластам

    То, что сейчас пытаются оптом скормить массам "определённые элементы" под видом "культурных исторических пластов", финансируется из США и является тупой, голимой, шитой белыми нитками анти-РПЦ пропагандой, которая ни к культуре, ни к истории никаким боком отношения не имеет. Реакция именно на это будет соответствующей.

    А гайки щас позакручены, это не расхлябанные 90-е. к примеру, вытыщишь рушник со свастикой, лик утереть, - потащат в судилище разные "экшперты".

    В России нет запрета на символ свастики, вы просто лжёте. Есть запрет на конкретные изображения, включающие свастику, являющиеся символами немецкого нацизма.
  10. 0
    3 марта 2016 23:39
    про шариат вообще ХА-ХА, особенно когда бой идет
  11. 0
    3 марта 2016 23:41
    нет таких правил у татар в борьбе, чтоб шариат примешивать fool
  12. 0
    5 марта 2016 06:05
    Надо посмотреть чем забавляются сельские пацаны того или иного народа. Если зоть как то борются, то там и есть какие то традиции в этой области.