279 КИАП

32
«Что такое 279 КИАП?» - спросите вы, уважаемый мой читатель. Расшифровываю: 279 Корабельный Истребительный Авиационный Полк в посёлке Североморск-3. Именно сюда мы из города Оленегорска отправились на автобусе на экскурсию. Изначально наша задача была такая: участие на открытии турнира по волейболу, «посвящённому дню защитника отечества». Два часа в пути, и, оставив за собой Мурманск и Североморск, мы въехали целой колонной из двух автобусов и нескольких легковых авто, собранных по дороге в одно целое, в посёлок Североморск-3. Первое, что нас встретило по прибытии, это памятная стела из Як-38, на пилонах которого подвешены аж четыре комплекта НУРСов. Там дальше свежей жёлтой краской блестит Спортивный зал, построенный в подарок посёлку и полку Сбербанком России. Для соревнований всё очень компактно и хорошо, но при минимальном присутствии зрителей. Посмотрели на тренировку команд и чуть не потеряли часть гостей, которые сидели на лавочках вдоль стен. Я сам, снимая на видео тренировку, едва успел спасти лицо и очки от мяча, летевшего мне в голову. Потому мы после открытия турнира отправляемся в следующий пункт нашей экскурсии.



Сели в автобусы и через некоторое время езды между сопками с редкими ёлочками и берёзками подъехали к «Летнему домику», как сообщала вывеска на стене, справа от двери. Не удержался и спрашиваю человека в форме техника в сумраке коридора: «Это у вас «лётный домик» … или «летний» домик?». Юмор принял и смеётся: «Лётный». Вот ведь к чему приводит пренебрежение к одной букве «Ё». Как вы поняли, мы посетили элитную авиационную часть.



На это указывали и Су-34 К (корабельные), с поднятыми по лифтовыми крыльями перед лётным домиком, Ка-52 под брезентом, стоящие в линию. Дальше были и Аны – четырёхмоторные, с которыми я бы лично с удовольствием сфотографировался, но стояли далеко и нас к ним не пустили. Сам «Лётный домик» показывал следы разрухи «Гробочёвского» периода. Хотя с одной стороны деревянные полы, как я убедился на собственном опыте, не так накапливают статистическое электричество, а это может быть немаловажным при той аппаратуре, которую мы увидели. Была там и небольшая комната с двумя тренажёрами, грушей в полный рост, сборными гантелями, на средней стояло по два круга с метками в «5 кг».

Для экскурсии в 60 человек здание, в котором лет двадцать ремонта не проводилось, было маловато, и, посетив комнату-гардероб с костюмами аэроразгрузки, большая часть вышла на улицу. Но одну из наших дивчин всё-таки одели в полную экипировку и на улице нас начали знакомить со всеми элементами экипировки. Даже четыре дырочки на шлеме имеют важное значение - при катапультировании они компенсируют часть удара воздушным потоком. Между головами детей видны сложенные крылья Су-34-ых.



Потом мы снова сели в автобусы и за окнами были видны Ил-18 в белой окраске или какая-то модель, усовершенствованная на базе Ил-18-го. Четырёхмоторные Ан-24 и вертолёты. Нас увезли в другой конец аэродрома к ремонтным ангарам. Здесь уже все желающие могли забраться в кабины Су-34К и Су-25К. Всего в четырёх или пяти километрах от аэродрома была видна сопка, за которой, как нам уже рассказали, Баренцево море, и его присутствие сказывалось в небольшом, но пронизывающем ветре. Мне даже немного жаль было технаря, что помогал детям и взрослым забираться в кабину Су-34К. Восторгу не было предела: «Помаши рукой влево, помаши рукой вправо». И вовсю работали фотоаппараты и мобильники. Судя по всему, лётчик сначала выпрямлялся в кабине, потом перекидывал левую ногу через борт и вставал на ступеньку, а уже потом ставил правую ногу на трапп. Сколько мороки было, чтобы усадить ребёнка в кабину, у которого длина ног не позволяла делать так, как взрослый лётчик. Было не раз, когда мы, взрослые становились снизу, готовые подхватить девочку или мальчика, и помогали им нащупать ногой ступеньку.



О высоте кабины можно судить по тому, как я, при росте 178 сантиметров касаюсь обтекателя локатора и свободно прохожу под фюзеляжем Су-34К до середины, ближе к хвосту уже надо немного пригнуться.



Су-25К, на фото - боевой самолёт корабельного базирования с гаком на хвосте. Под ним я, не пригибаясь, прошёл под крылом рядом с фюзеляжем. Красивый самолёт, и по-настоящему крепкий. При подходе к авианосцу у него скорость в 270 км., а посадочная 240 км. За 90 метров посадочной палубы он останавливается до нуля (по отношению к палубе). Скорость авианосца снижает торможение с 240 км до 56-ти скорости авианосца. Тем кто не врезался на скорости в 40 км., не понять… Надо представить, какие нагрузки испытывают и лётчики, и сам самолёт. Не зря же лётчиков, совершивших сто посадок на авианосец, можно по пальцам сосчитать. Я говорю «на авианосец», так как вы видите, что базируется корабельная авиация и на земле.

Для того чтобы представить прогресс, который прошла наша авиация, надо вспомнить, что сухой вес четырёхмоторного Пе-8 был 18 420 кг., что на две тонны меньше, чем Су-34К. Су-25 на метр длиннее Пе-2.



На хвостовом киле одна из эмблем эскадрильи полка, вторую сфотографировать не удалось, но мне сказали, что там изображён «тигр».

Когда все удовлетворили своё любопытство, мы на автобусах направились назад в Североморск-3, где нас ожидал тренажёр полётов. Ажиотаж среди детей был на грани фола, особенно, когда они выбирались из кабины тренажёра. Наблюдать за «полётом» можно было на стенде у оператора. На правом экране внизу отображается карта местности, на центральном - приборы в кабине: по центру два прибора высоты и авиагоризонта, второй прибор снизу слева показывает выпуск шасси и гака. Показали нам и «хулиганскую» запись, где Су-34, взлетая, поднимается в воздух, потом, теряя высоту, проносится через два ангара и после посадки выкатывается с полосы, останавливается в нескольких метрах от Ан-12 с работающими двигателями. Инструктор рассказал, что на некоторых экскурсантов запись производит такое впечатление, что они прямиком из кабины в туалет бегут.

После того как все прошли через тренажёр… одна из девочек (сказывается компьютерная подготовка): не только дозаправилась от Ил-76, но и совершила посадку на палубу «Кузнецова», с некоторым «подскоком», но посадила. Большая очередь на тренажёр раздробила группу на тех, кто уже «отлетался», и тех, кто ждал. Подойдя к Спортивному комплексу, отобедали гречневой кашей из походной кухни. Всем кто поздравлял бойцов «С Днём защитника отечества», сержант приказывал накладывать двойную порцию, что привело к моментальному уничтожению каши, а почти все наши десять несовершеннолетних экскурсантов, оставшиеся в очереди на тренажёр, оставались уже без каши. Но не зря же ещё Красная армия славилась девизом: «Солдат ребёнка не обидит». Достойные наследники Красной Армии в две минуты решили вопрос с полковником по мобильному, и два солдата повели всех наших детей в солдатскую столовую. А мы устроили фотосессию с нашим кормильцем. Надо было на стол поставить пару тарелок, а то он выделяется на снегу белым треугольником.

279 КИАП


Всё увиденное оставило самое хорошее настроение, но есть такое замечание к правительству: хотелось бы, чтобы помещения, где служат наши защитники, отвечали уровню и красоте нашей технике. Это ведь всё-таки мировая элита всей авиации.

В экскурсии участвовал и подборку сделал Шашерин Павел.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. gjv
    +1
    27 февраля 2016 07:05
    На хвостовом киле одна из эмблем эскадрильи полка, вторую сфотографировать не удалось, но мне сказали, что там изображён «тигр».

    1-ая «орлиная» эскадрилья.
    2-ая «тигриная» эскадрилья


    Видимо 2-ая эскадрилья была занята боевой работой и им было не до экскурсий.
    1. 0
      27 февраля 2016 23:10
      Они стояли дальше, а аэродром действующий, особо не побегаешь.
  2. gjv
    0
    27 февраля 2016 07:11
    Не удержался и спрашиваю человека в форме техника в сумраке коридора: «Это у вас «лётный домик» … или «летний» домик?». Юмор принял и смеётся: «Лётный». Вот ведь к чему приводит пренебрежение к одной букве «Ё».

    Павел, спасибо за интересный репортаж. И всё же юмор юмором, а здесь в грамматике русского языка не только Е-Ё, а ещё и Ы-И присутствуют, так что спутаться должно быть нереально. bully
  3. gjv
    +1
    27 февраля 2016 07:24
    Как вы поняли, мы посетили элитную авиационную часть.



  4. +17
    27 февраля 2016 07:32
    Единственная рекомендация автору - писать либо о вещах, которые интересны, либо повнимательней изучать и тщательнейшим образом документировать предмет репортажа.
    На это указывали и Су-34 К (корабельные)
    убило, а от
    Четырёхмоторные Ан-24
    чуть под стол не рухнул.
    Не стал ставить минус, в принципе репортаж понравился.
    1. +4
      27 февраля 2016 08:00
      Это точно, ни одного Су-34 на фото не увидел. Ну а про Ан-24 четырёхмоторный - это вообще фантастика. Не мешает подредактировать статью а то как то неправдоподобно получается.
      1. +1
        27 февраля 2016 15:05
        Это точно, ни одного Су-34 на фото не увидел.
        Скорее всего полк вооружен СУ-33,в ту же степь и
        После того как все прошли через тренажёр… одна из девочек (сказывается компьютерная подготовка): не только дозаправилась от Ил-76, но и совершила посадку на палубу «Кузнецова», с некоторым «подскоком», но посадила
        .Не составляет труда в наше время узнать что заправщик- ИЛ-78
        1. 0
          27 февраля 2016 23:46
          Цитата: svd-73
          ИЛ-78

          Жалко, что видео с тренажёра убрали, оно в конце статьи было, а то бы посмотрели на записи, Ил- какой. Это ж всё таки компьютерная графика, а не документальный фильм. А чем Ил-76 от 78-го отличается если на него со стороны заправочного шланга смотреть, я уж не знаю. Думаю и вы только догадываетесь о том какая модель грузовая, какая топливозаправщик.
        2. 0
          28 февраля 2016 08:00
          Мужики, я вам такую вещь скажу, вы только не обижайтесь... Но с 1939 года вышло постановление: Истребители должны носить нечётные номера, а бомбардировщики чётные. Потому МиГ-27 и 29 и так далее. Так вот, у этой модели, как сказали нам: удлинённые и усиленные стойки шасси... и под фюзеляжем, между двигателями длинная такая балка, изначально для БОЛЬШОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТЫ, с боеголовкой в 200 кг., взрывчатого вещества и с дальностью около 200 км. Это значит, что самолёт находясь над Кандалакшским заливом может топить корабли в Полярном. Вот только "Гробачёвские" времена не дали достроить эту ракету. Но хорошая такая балочка на фюзеляже осталась...я её сам руками трогал. Значит сама по себе, именно эта модель строилась не как истребитель, а как бомбардировщик и просто никак не может быть Су-33, а Су-34К. Тогда существует другая загадка: почему второй самолёт, который мы осматривали, носит название Су-25, если это штурмовик. А ведь у нас штурмовики все были Ил-2, Ил-8, Ил-10 - все с чётными номерами. А тут такая оказия штурмовик Су-25... Это кстати относится к вопросу: как мог штурмовик сбить Малоазийский "Боинг" над Окраиной, которую Рада хочет переименовать в "Россию", а нас переименовать в "Московию". Оказывается он не штурмовик, а истребитель переделанный в штурмовик. Штурмовиком стал, а истребительных наклонностей не потерял. Я почему и не люблю копаться в современной авиации, никогда не знаешь какую липу тебе подсунут на фотографии или в Т.Т.Характеристиках самолёта. Да напутал я с Ан-24... дак вы уж простите дедушку, сильно не пинайте, мне уж 58-й идёт, склероз иногда одолевает, особенно в современной технике.
      2. 0
        27 февраля 2016 23:20
        Ну уж... если лётчик полковник говорит, что я стою под Су-34, то мне ему не верить? И говорит это не мне а мэру Мурманска, с которым туда полковник приехал... Я просто рядом стоял и все его комментарии слушал. Вы уж тогда с полковником поспорьте прямо на его аэродроме.
    2. 0
      27 февраля 2016 23:15
      Но стоят там Ан-24, аэродром действовал ещё в годы ВОВ, и как нам рассказали: его не разу не бомбили, правда он был аэродромом подскока. Но там и Ан-12 стояли и Илы.
  5. +3
    27 февраля 2016 07:54
    В 80-х служил в этом замечательном месте. В те времена летали Як-38 (как на стелле) и Миг-21. Правда к концу службы Миги заменили на Су-25. Ну конечно и стратеги были, называли их старый полк, а "мелких" новый полк.
  6. +1
    27 февраля 2016 08:14
    Ил-18, наш неувядаемый долгожитель, в такой части - это, конечно, плюс великому самолету. Но вот очень хотелось бы взглянуть на четырехмоторный (!) Ан-24...Кстати, а какими мечами тренировались летчики? За статью несомненный плюс. Побольше бы таких.
    1. 0
      27 февраля 2016 23:22
      Цитата: netvrz
      а какими мечами

      Плюс за внимательность.
  7. +1
    27 февраля 2016 08:34
    . Четырёхмоторные Ан-24
    4-х моторный Ан-24 это конечно интересно.Статья конечно интересная,но вот такие ляпы...Ну написал бы просто 4-х моторные Аны кто знает тот поймёт что автор имел ввиду...Су-25К, на фото - боевой самолёт корабельного базирования с гаком на хвосте
    Скорее уж под "хвостом",правильно снизу в задней части фюзеляжа...
    1. gjv
      +2
      27 февраля 2016 08:48
      Цитата: Fitter65
      снизу в задней

      Тормозной гак закреплён в хвостовой части фюзеляжа с возможностью поворота вокруг поперечной оси летательного аппарата.
      А насчет типов ЛА, ну путается автор, не обладает знаниями. Зато поехал, не поленился фотографировать и репортаж с фотографиями опубликовать. Не ругайте пианиста, он играет как может.
    2. 0
      27 февраля 2016 23:25
      Цитата: Fitter65
      правильно с

      В хвостовой части фюзеляжа, только на аэродроме задняя часть гака крепится как раз под хвостом.
  8. 0
    27 февраля 2016 09:51
    Цитата: gjv
    Тормозной гак закреплён в хвостовой части фюзеляжа с возможностью поворота вокруг поперечной оси летательного аппарата.

    Вокруг подразумевает 360 градусов.Гак имеет угол отклонения только вниз и определённый угол от оси вправо-влево
  9. 0
    27 февраля 2016 09:58
    Вокруг чего он тут вокруг поворачивается или это была шутка юмора?
    1. gjv
      0
      27 февраля 2016 11:59
      Речь идёт о вращении балки гака вокруг чего - вокруг поперечной оси самолета. Что неясного? Ось поворота тормозного крюка расположена в продольных границах средней аэродинамической хорды крыла ЛА. Может быть так понятнее? request
      Угол поворота не надо "подразумевать". Укажите в технических характеристиках (При выпуске тормозного гака на Су-33К штанга поворачивается вниз на угол 60°).
      Цитата: Fitter65
      это была шутка юмора?

      Да, шутка - про "заднюю часть" bully . У большинства самолетов всё же хвостовая. hi
    2. Комментарий был удален.
  10. +1
    27 февраля 2016 19:44
    Какую только ерунду стали писать в авиа тематике!
  11. +1
    27 февраля 2016 21:23
    Паша,спасибо за труд. За то, что съездил с ребятишками на экскурсию.Молодец! Обращаюсь к критикам: - дорогие друзья, человек поделился с нами своими положительными эмоциями. Да, он дилетант в авиатехнике (как и я), но ведь это не аналитическая статья, а "сочинение на тему ..." Хуже, когда человек связанный с техникой, называет болты винтами, а винты - шурупами. В своей жизни таких людей повстречал достаточно.
    1. +2
      27 февраля 2016 23:39
      Я понимаю, что проще было выложить фотографии, но кто бы тогда и что понял. Лётчики говорят, что вы сидите в кабине Су-34 Корабельный, а мне возражают. Ну поторопился: экскурсия была 21 числа, хотел к Дню защитника Отечества выложить. Но статья зависла в личном кабинете, с прошлыми статьями такого не было. Может совещались, можно ли такие фотографии выкладывать на всеобщее обозрение. Мне вот не понравилось, что под Як-38 кассеты с НУРСасми подвесили на стеле, но майор - лётчик сказал, что так тоже летали. А вообще-то думаю, что из зависти тут зубоскалят, за опечатки хватаются. Почему никто солдат не похвалил, что детей без каши не оставили? Я вас спрашиваю - придирщики! Я больше авиацией ВОВ интересуюсь, да в современной авиации могу ошибаться.
  12. +1
    28 февраля 2016 11:54
    Цитата: shasherin.pavel
    Мужики, я вам такую вещь скажу, вы только не обижайтесь... Но с 1939 года вышло постановление: Истребители должны носить нечётные номера, а бомбардировщики чётные. Потому МиГ-27 и 29 и так далее. Так вот, у этой модели, как сказали нам: удлинённые и усиленные стойки шасси... и под фюзеляжем, между двигателями длинная такая балка, изначально для БОЛЬШОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТЫ, с боеголовкой в 200 кг., взрывчатого вещества и с дальностью около 200 км. Это значит, что самолёт находясь над Кандалакшским заливом может топить корабли в Полярном. Вот только "Гробачёвские" времена не дали достроить эту ракету. Но хорошая такая балочка на фюзеляже осталась...я её сам руками трогал. Значит сама по себе, именно эта модель строилась не как истребитель, а как бомбардировщик и просто никак не может быть Су-33, а Су-34К.


    Мужик не переживай! Но иногда лучше молчать, чем говорить.
    В следующий раз побывай на экскурсии, на корабле. Там Вам расскажут, что Су-33 только свободнопадающие бомбы в ПМУ днем может применять. Может расскажут про ап-ру "Тур",с вшитой программой автоматизации процесса боевого применения групп самолетов Миг-29К с различными вариантами подвески в том числе Ав.ПКР.
    Я там("Кузнезов") на экскурсии был более 20-ти лет назад, но предполагаю, что по причине отсутствия МиГ-29К в составе МА ВМФ,и необходимости глубокой модернизации Су-33 для БП Упр.АСП, с последующей сменной доктрины по применению авианосца(в качестве ударного),с внесением изменений в планы БП не только МА СФлота, но и его разнородных сил, отсутствия денег, - не чего не изменилось!

    А Су-33 имеет косвенное отношение к ПКР корабельного базирования. Группа сопровождает ПКР к цели.
    Видать Вы там не только кашу ели.
    drinks
    1. 0
      28 февраля 2016 17:36
      На Кузнецова была экскурсия в начале февраля, но я не поехал: того что меня интересует не покажут, а по палубе толкаться... Но вот экскурсия на подлодку К-22 произвела впечатление, много раз хотел себе представить размеры Крейсерской лодки "Катюши", но того что увидел хватило чтобы удивитьсяhttp://topwar.ru/uploads/images/2016/202/kssi725.jpg
    2. 0
      13 марта 2016 09:25
      Есть уже МиГи в составе МА ВМФ.
  13. 0
    28 февраля 2016 21:56
    Цитата: shasherin.pavel
    На Кузнецова была экскурсия в начале февраля, но я не поехал: того что меня интересует не покажут, а по палубе толкаться... Но вот экскурсия на подлодку К-22 произвела впечатление, много раз хотел себе представить размеры Крейсерской лодки "Катюши", но того что увидел хватило чтобы удивитьсяhttp://topwar.ru/uploads/images/2016/202/kssi725.jpg

    А это разве не Лунинская К-21 на фотке? В Североморске именно она в качестве музея стоит. Я по ней лазал когда музей только-только планировали открывать и лодка стояла в том виде, в котором ее с корабельного кладбища притащили, даже без рубки.

    Помню мы с пацанами на нее залезли пока вахтенный матрос варежкой щелкал. Так он нас потом отловил (гонял по всему пирсу, пока под обрез не загнал) и так уши надрал что красные два дня были. :-)
    1. 0
      28 февраля 2016 23:57
      Опять опечатка это К-21.
  14. 0
    28 февраля 2016 22:11
    Я был на "Киеве" еще когда классе в пятом учился. Красавец. Громадина такая - аж дух захватывало.

    НО самые мои яркие воспоминания с морской авиацией связаны с первым появлением "Киева" в Североморске. Я тогда первый класс заканчивал. "Киев" тогда только пришел на Северный флот, встал на рейде в Кольском заливе и летчики стали отрабатывать программу полетов.

    Представьте: весна, яркий солнечный день, голубое прозрачное северное небо. Мы с пацанами кораблики пускаем в лужах на ул. Душенова. И вдруг, прямо над нашими головами, на высоте наверное метров 150-200, со стороны залива с ревом проносится темно-синяя стальная птица Як-38. Пацанячьему восторгу не было предела - ура кричали как 9 мая на салюте. После этого половина моих дворовых друзей для флота была потеряна, поскольку они в один голос заявили: "Мы будем морскими летчиками!"

    Говорили что потом этого летчика комфлота драл как кота помойного за нарушение летного задания. И больше таких фокусов из них никто не откалывал. А мы... А мы наверное еще часа три пялились в небо в надежде: "А вдруг еще пролетит?"
  15. 0
    29 февраля 2016 01:55
    Единственный до последнего времени 279-ый полк корабельной авиации/ 2-3 месяца сформирован второй полк- 100-ый/ имеет на вооружении самолеты Су-33, безо всяких дополнительный индексов типа "К". Никаких Су-34 там никогда не было и не будет. Этот самолет/Су-33/,являясь в первую очередь истребителем, призванным обеспечить боевую устойчивость корабельной группы, для работы по "земле" несет только НУРы и свободнопадающие авиабомбы. Су-33 с большой натяжкой можно было бы назвать Су-27К, но и то не совсем верно. Не раз бывал в этом полку, знаком с бывшим командиром Евгением Кузнецовым, встречался и с нынешним комполка-Павлом П., и могу сказать, что никто из летчиков или инженеров полка не мог назвать Су-33 самолетом Су-34. Это всё одно, что назвать свой родной автомобиль Мерседес Ниссаном. Так что уважаемый Павел Шашерин ошибся. Также неверно Су-25 УТГ, который боевым является крайне условно, называет Су-25К. Так же как ошибочно называет подводную лодку-музей К-21 подводной лодкой К-22. В этом случае Павел признал неправоту, а в случае с Су-33 упорствует!)) Кстати, 100-ый полк имеет на вооружении 20 самолетов Миг-29К и 4 самолета Миг-29КУБ-кто-то в комментариях говорил, таковых не имеется. Эта информация тоже есть в открытом доступе.
    1. 0
      2 марта 2016 17:52
      МиГи -29 К поставлялись на Индийский авианосец...так почему бы ему не быть. Про Су-25 УГТ говорили, что с него сняли несколько "блоков" и что-то там ещё, но что боевым он является условно? он же там не один стоит, но разговор то о том, что штурмовик несёт индекс истребителя , как и вы написали Су-25, а это истребитель должен быть, штурмовики с чётными номерами, так почему он 25-тый? Мы этот спор решим лет так через ... когда его спишут из авиации.
  16. 0
    13 марта 2016 09:45
    Норм статья. Служил там, хороший гарнизон. Те кто знают сразу поймут насчет 34к и 33, а кто не ведает - интернет в помощь.