Мирные и военные будни школы №4

В марте 1931 года в Липецке начали строить металлургический завод. Из разных городов ехали в Липецк лесорубы, рабочие, инженеры, строители. Они приезжали с семьями, привозили с собой детей. Селились в узких длинных бараках, построенных неподалёку от будущего завода, и в землянках, вырытых наспех. Тяжело жили, холодно, тесно. Но даже это было не главной житейской проблемой, с которой столкнулись новые липчане. Их детям нужно было учиться, а школы находились на другом - правом - берегу реки Воронеж, да и те были переполнены. И тогда заводчане решили отдать под школу один свой барак.

Смастерили скамейки и столы, поставили самодельные печи, в некоторых «классах» даже укрепили доски. И первого сентября 1931 года дети рабочих будущего завода сели за парты. Так открылась школа №4, в которой тогда было сто пятьдесят мальчишек и девчонок.

Завод рос, в Липецк всё прибывали люди, в школу чуть не каждый день приходили новые ученики. Теперь они занимались уже в двух бараках, но классов всё равно не хватало. Форточек на окнах не было, выйти на переменах в коридор подышать свежим воздухом ребята не могли – все они не поместились бы в узком коридорчике. Барак рассчитан от силы на сто пятьдесят человек, а в доме знаний уже учились более тысячи детей. И тогда директор Иван Иванович Кучин пришёл на собрание работников завода и сказал:


– Сделайте ребятам подарок – постройте школу! Нам не хватает места, занимаемся в несколько смен, допоздна. Учителя каждый день провожают ребят домой, чтобы они не заблудились в лесу (в те годы лес стеной окружал завод, Новолипецкий район не был застроен домами, как сейчас). Мальчишки колют дрова для печей, но в бараках всё равно холодно. Занимаемся в телогрейках, шапках. Подарите детям большой дом знаний!

Решение приняли единогласно, выделили строителей. Многие папы и мамы после работы на заводе шли помогать им, ведь каждому хотелось побыстрее подарить детям новую школу. И летом 1936 года на улице Парковой вырос дом знаний – просторный, удобный, светлый. Так у школы №4 началась новая жизнь.

Мирные и военные будни школы №4


Выпускники

С первых лет жизни школы как-то само собой определилось, что ребята и учителя особенно полюбили математику. В будущем, уже после войны, школа действительно стала первой в Липецке, открывшей профильные математические классы. А пока ребята просто, «безпрофильно», но с огромным удовольствием решали примеры, строили графики, находили корни уравнений…

Первыми выпускниками (школа тогда была семилетней) стали пятнадцать человек (речь идёт ещё о тридцатых годах). Одиннадцать из них решили быть учителями. Остальные выбрали другие профессии: Нина Фёдорова мечтала стать врачом, Саша Панов – лётчиком, Коля Абашин – строителем, Катя Старых – капитаном дальнего плавания. Мечты сбылись у всех, кроме Кати. Потому что четырнадцать ребят уцелели на Великой Отечественной войне, а Катя погибла…

Война унесла жизни многих воспитанников школы. Об этом расскажу чуть позже, а пока – вот о чём.

В годы войны школа не переставала работать ни на один день, несмотря на то, что мужчины ушли на фронт и учителей осталось мало. Занимались до ночи, писали, на чём придётся. И ждали писем. Удивительно, но выпускники писали с фронта не только родителям, но и учителям. Учителя берегли эти письма и непременно отвечали. Видимо, и те, и другие черпали друг в друге силы, чтобы жить и бороться с фашистами. А боролись они отчаянно…

...Лидия Смык окончила школу в конце тридцатых годов и стала учиться на врача. Началась война, и девушку из института направили в распоряжение Украинского штаба фронта. Здесь формировалась десантная бригада для работы в Чехословакии, то есть во вражеском тылу. Лида попала в бригаду имени Яна Гуса. Эта бригада должна была разведать всё, что можно, о фашистах и помочь чехам бороться с ними…

Лида редко могла писать домой, а в школу и вовсе не могла. В своих весточках она не объясняла маме настоящих причин такого молчания. Наоборот, успокаивала: «Не сердись на меня, теперь буду чаще писать. Целую крепко. Купила себе шерстяную кофточку».

Мирные и военные будни школы №4Шерстяную кофточку… Когда же она могла её купить? При заброске в Чехословакию у Лиды что-то случилось с парашютом, она отбилась от своих. Три осенних ночи провела в стогу, так как повредила ногу и не могла ходить. На четвёртый день Лиду нашли чешские партизаны, помогли вернуться в свою группу.

За полгода «гусевцы» создали в Чехословакии большую партизанскую бригаду, вместе уничтожили почти восемьсот фашистов, пустили под откос пятнадцать эшелонов, подбили четыре танка и десять бронетранспортёров, взорвали склад боеприпасов. Когда же Лида могла купить эту шерстяную кофточку?..

Фашисты напали на след штаба, загнали в лес, окружили. Семеро «гусевцев» девять часов бились с отрядом в триста человек. Расстреляли всё, до предпоследнего патрона в каждом оружии. Последний патрон каждый оставил для себя. Оттого-то и доложил начальству с такой досадой главарь пражского гестапо: «Захватить живыми не удалось, подошли лишь к мёртвым»…

Более сорока лет Лидия Смык считалась без вести пропавшей, подвиг её не был отмечен никакой наградой. Но в конце восьмидесятых годов школьный клуб «Поиск», которым руководит учитель физкультуры и ОБЖ Юрий Николаевич Панов, нашёл родных Лидии Александровны. Ребята написали в канцелярию президента Чехословакии и таким образом узнали о её судьбе. Собранные документы они отправили в Советское правительство и написали ходатайство о награждении своей выпускницы орденом Отечественной войны 1 степени. А потом обратились к главе Липецка с просьбой разрешить назвать школу в честь Лидии Александровны Смык. Так у дома знаний появилось новое имя.

Из-за нескольких уроков

Медленно, тяжело возрождалась после войны наша страна. Нужно было заново отстроить города, заводы, фабрики, здания. А ведь за этими заботами нельзя было забыть о том, что надо учить детей. Здесь – небольшое педагогическое отступление.

Прежде любой урок строился так: опрос домашнего задания, а потом – объяснение учителя. Получилось, что большинство ребят в самом уроке практически не участвовали, а были просто зрителями. Конечно, учителя не могли не заметить того, что уроки построены неправильно. И в середине пятидесятых годов в Липецке появились педагоги-новаторы, которые стали учить детей по-другому. Они строили занятия таким образом, что получались уроки-беседы, а участвовали в них почти все ребята класса. Тогда-то и родился термин, который теперь знает каждый школьник: «оценка за работу на уроке». Ведь на уроке действительно надо работать, а не только присутствовать.

Так вот, среди педагогов-новаторов были многие учителя 4-й школы. Мария Дмитриевна Качерина и Александра Гавриловна Безрукавникова воспитывали в ребятах любовь к русскому языку и литературе. Александр Иванович Бойков и Елена Сергеевна Тихомирова учили математике. А возглавил группу новаторов учёный-педагог, Константин Александрович Москаленко, именем которого теперь названа в Липецке педагогическая премия за большой вклад в профессию.
Именно в 4-ю школу приезжали «за липецким опытом» учителя из разных городов России, Узбекистана, Казахстана, Германии, Болгарии. В школьном музее хранятся записи-отзывы об этих мастер-классах. Вот один из них: «Из-за нескольких уроков можно было приезжать из далёкого Кавказа. Учителя школы №24 Северной Осетии, 16 ноября 1962 года».

Музей

А теперь вернёмся к клубу «Поиск», о котором уже начали рассказ. Силами именно этого клуба в школе был создан музей, в котором теперь хранится вся школьная летопись: документы, вещи, огромный фотоальбом. Прежде весь архив хранился в одном из кабинетов. Но в середине восьмидесятых случилась авария, школу затопило, почти все документы пропали. И тогда директор школы, Светлана Петровна Плакса, и Юрий Николаевич решили восстановить архив. Позвали на помощь ребят, которые и стали первыми воспитанниками клуба. Вместе разыскали многих выпускников, учителей, ушедших на пенсию. «Всем миром» за несколько лет воссоздали и приумножили архив. И стало ясно: не просто «склад бумаг», а настоящий музей истории школы. Так он и родился.

Теперь здесь несколько экспозиций: о войне, учителях, выпускниках. Каждая сделана с любовью. Портрет Лидии Смык Юрий Николаевич сам перерисовал на большой лист бумаги. Он же отретушировал почти все старые фотографии. Над стендом, посвящённом выпускнику школы, Герою Советского Союза, лётчику Вячеславу Витальевичу Маркину, висит деревянная модель «Ил-2», её смастерили ребята. Пропеллер у маленького самолёта особый – он включается и крутится, как у настоящего…

Есть стенды очень грустные. Они посвящены выпускникам, погибшим в горячих точках.

Помните, я упомянула о том, что в годы войны бывшие ученики писали в школу? Эта удивительная связь сохранилась и поныне.

Мирные и военные будни школы №4


Андрей Синячкин окончил школу в 2006 году. После первого курса института ушёл в армию, попал во Владикавказ. Летом 2008 года он во время отпуска пришёл в школу – повидаться с учителями. Разыскал Юрия Николаевича. Рассказал о том, как сложилась его судьба и о предстоящей поездке в Осетию. Андрей словно бы чувствовал, что видится со своими наставниками в последний раз. Десятого августа он погиб в Цхинвале. Андрей был наводчиком мотострелкового отделения, вёл огонь по грузинским захватчикам. Его машину подбили, Андрей мог бы скрыться. Но он продолжал вести огонь до прямого попадания из вражеского танка… Андрей посмертно награждён Орденом Мужества.

...Сегодня, когда разговариваешь с людьми и упоминаешь 4-ю школу, многие говорят: «Это та, которая фашистским крестом построена?» И далее рождаются всякие сплетни, которые и пересказывать-то стыдно. Но никаких «крыльев», как у свастики, у здания школы нет. А тем, кто эти сплетни выдаёт за правду, очень советую сходить в школьный музей.
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. parusnik 29 февраля 2016 07:45
    А тем, кто эти сплетни выдаёт за правду, очень советую сходить в школьный музей...Не пойдут они..зачем то правду знать..
  2. a.s.zzz888 29 февраля 2016 08:15
    Считаю, что такие музеи должны быть в каждой школе, т.к в любой из них можно рассказать о подвигах односельчан или однокашниках. Это память и уроки мужества подрастающим поколениям.
  3. РПК 29 февраля 2016 13:09
    Воспитываемые Сталиным, великие люди.Они всегда могли сделать больше обычных людских возможностей.Светлая Память о них!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня