The Washington Post: у самого интригующего космического аппарата Америки есть невероятные корни времен Холодной войны

В середине января американское аэрокосмическое агентство NASA приняло решение подписать несколько крупных контрактов с частными компаниями космической отрасли. Среди прочих контракт получила компания Sierra Nevada Corporation, предлагающая проект многоразового космического аппарата Dream Chaser. Вскоре появились сведения о возможном появлении подобного договора между Sierra Nevada Corporation и Европейским космическим агентством. Пока специалисты обсуждают перспективны таких соглашений, в зарубежной прессе появились интересные публикации на тему происхождения проекта Dream Chaser.

16 февраля американское издание The Washington Post опубликовало статью Кристиана Дэвенпорта «The unlikely Cold War origins of America’s most intriguing spacecraft» («У самого интригующего космического аппарата Америки есть невероятные корни времен Холодной войны»). Автор этой публикации вспомнил историю проекта Dream Chaser, а также рассмотрел более ранние события, сопровождавшие программы освоения космического пространства. Как видно по заголовку, К. Дэвенпорт пришел к интересным выводам.

Свою статью автор The Washington Post начинает с напоминания о событиях прошлого. 1982 год. Русские явно что-то замышляют. Советский корабль в Индийском океане изо всех сил пытается поднять из воды нечто. Что именно достают моряки – определить не получается. Австралийскому самолету-разведчику удалось засечь странные действия советского корабля, а также сделать несколько снимков этой операции.


The Washington Post: у самого интригующего космического аппарата Америки есть невероятные корни времен Холодной войны
Прототип аппарата Dream Chaser. Фото Wikimedia Commons


Австралийские разведчики передали полученные фотографии своим американским коллегам из ЦРУ. Те, в свою очередь, привлекли к работам специалистов НАСА. Только совместная работа нескольких ведомство позволила установить истину и узнать, чем именно занимался советский корабль в Индийском океане. Как оказалось, советские моряки поднимали из воды аппарат БОР-4. Это был беспилотный летательный аппарат, созданный для проверки систем тепловой защиты. По данным НАСА, этот аппарат был создан на одном из ранних этапов разработки советского многоразового космического аппарата.

К. Дэвенпорт полагает, что фотографии 1982 года могли быть потеряны и забыты историками. Тем не менее, в середине января аэрокосмическое агентство объявило о сотрудничестве с несколькими частными организациями в рамках их новых проектов. Среди прочих, поддержку НАСА получит космический аппарат Dream Chaser. Исходя из характерного внешнего вида, автор называет это изделие «курносым аппаратом, происходящим от забытого советского космического самолета» (a snub-nosed craft derived from that lost Soviet space plane).

Получение поддержки NASA является большим достижением для компании Sierra Nevada, а также открывает новую главу в истории небольшого и интересного космического аппарата. Возобновление проекта Dream Chaser при поддержке НАСА теперь должно стать толчком для возобновления работ по многоразовой космической технике. Несколько частных компаний получат дополнительное финансирование от аэрокосмического агентства, что позволит им продолжить работы. Результатом этого должно стать создание полноценного средства доставки на орбиту грузов или космонавтов. К. Дэвенпорт напоминает, новые корабли должны доставить людей на орбиту уже в конце текущего десятилетия.

Завершив описание текущих успехов частных фирм космической отрасли, автор The Washington Post вновь возвращается к истории. Изучив имеющиеся изображения советского аппарата БОР-4, американские специалисты разработали собственный эскизный проект подобной техники. Анализ этой разработки показал, что такой аппарат должен иметь весьма высокие характеристики и хорошо показать себя в ходе эксплуатации. Как позже писали историки НАСА, советский проект открыл глаза американским ученым.

В течение длительного времени специалисты военно-воздушных сил США работали над проектом аналогичной техники, способной совершать многократные полеты в космос. Со временем к подобным работам присоединилось NASA с проектом HL-20, в основе которого лежали несколько фотографий советского аппарата. Предполагалось, что основной задачей такого «космического самолета» будет экстренная эвакуация астронавтов с космических станций. Тем не менее, проект HL-20 столкнулся с недостатком финансирования и другими проблемами иного характера, в результате чего был закрыт.

До определенного времени проект HL-20 оставался забытым, а построенный образец этого аппарата оставался не у дел. Ситуация изменилась лишь в середине двухтысячных годов. В то время Марк Сиранджело, руководитель одной из частных компаний космической отрасли, позже вошедшей в состав Sierra Nevada Corporation, занимался проработкой концепции перспективного космического аппарата. Узнав о проекте HL-20,М. Сиранджело добился возможности увидеть прототип. Единственный построенный образец простаивал в углу одного из ангаров НАСА под брезентом и его вид явно говорил, что про это изделие давно забыли. Образец около десяти лет был в подвешенном состоянии: его собирались отправить на свалку, но до этого так и не дошло.

The Washington Post: у самого интригующего космического аппарата Америки есть невероятные корни времен Холодной войны
Макет аппарата HL-20. Фото Wikimedia Commons


Несмотря на плохое состояние увиденного образца, руководитель компании космической отрасли заинтересовался им и продолжил работы в этом направлении. Новый проект компании Sierra Nevada предлагалось основывать на существующих разработках. Новый проект получил название Dream Chaser и был предложен НАСА. После завершения эксплуатации кораблей Space Shuttle разработка нового проекта продолжилась с удвоенными силами, в том числе при поддержке аэрокосмического агентства. Так, NASA вложило в Dream Chaser около 360 млн долларов.

К. Дэвенпорт напоминает, что государственная финансовая поддержка уже позволила нескольким частным компаниям продолжить разработку новых проектов космической техники и сдвинуть их с мертвой точки. К примеру, компании SpaceX и Blue Origin при государственной поддержке создают и строят ракеты-носители, которые смогут взлетать и садиться несколько раз, тем самым снижая стоимость эксплуатации.

Совместное предприятие компаний Boeing и Lockheed Martin, United Launch Alliance (ULA), занимается разработкой ракеты-носителя с возвращаемыми двигателями. Это означает, что после сброса ступени все ее агрегаты будут падать вниз, а двигатели смогут спускаться на парашютах. На определенной высоте их будут ловить специальные вертолеты с особыми крюками, которые смогут безопасно возвращать дорогие и сложные изделия на землю.

В конце февраля компания Virgin Galactic планирует представить широкой публике новый вариант проекта SpaceShipTwo. Аппарат этого типа предлагается запускать в космос не с земли, а с воздуха. Специальный самолет-носитель будет поднимать космический аппарат с ракетным блоком на высоту 50 тыс. футов, где будет начинаться его самостоятельный полет. Садиться SpaceShipTwo сможет на обычные взлетно-посадочные полосы.

Проект Dream Chaser объединяет некоторые основные идеи, используемые в новых проектах многоразовой космической техники. Космический аппарат этого типа предлагается запускать при помощи специальной ракеты-носителя с соответствующими креплениями на головной части. Возвращаться на Землю и садиться он будет подобно старым «Шаттлам». После этого аппарат вновь сможет совершить полет.

Несколько лет назад, напоминает автор, были некоторые сомнения в возможности решения поставленных задач. Аппарат Dream Chaser имеет сравнительно небольшие габариты и по своим размерам уступает списанным Space Shuttle. Возможность замены последнего первым могла быть поводом для сомнений. После объявления требований по созданию пилотируемого аппарата для перевозки астронавтов эти подозрения подтвердились. По результатам анализа проектов из конкурса выбыли две разработки, в том числе и Dream Chaser. Компания-разработчик тяжело восприняла эту новость.

В 2014 году аэрокосмическое агентство запустило новый конкурс, целью которого теперь было создание многоразового аппарата для перевозки грузов. Всего за несколько месяцев, до января 2015 года, следовало переработать имеющийся проект и представить новый вариант космического аппарата.

The Washington Post: у самого интригующего космического аппарата Америки есть невероятные корни времен Холодной войны
Аппарат БОР-4. Фото Buran.ru


На этот раз компания Sierra Nevada Corporation не только справилась с задачей, но и смогла выиграть конкурс NASA. Sierra Nevada примет участие в новой программе, к которой так же привлечены компании SpaceX и Orbital ATK. В обозримом будущем они должны будут завершить создание своих космических грузовиков, а также продемонстрировать их возможности на практике. Ориентировочно в конце 2019 года перспективная техника должна доставить на МКС запас продовольствия, иные припасы и научное оборудование. Руководство компании-разработчика проекта Dream Chaser в ближайшем будущем намерено не только развивать грузовой вариант аппарата, но и вновь предложить НАСА проект системы для перевозки людей.

Ссылаясь на портал Ars Technica, К. Дэвенпорт сообщает, что авторы проекта Dream Chaser проявили интерес не только к HL-20, но и к его советскому прототипу БОР-4. Еще в 2005 году М. Сиранджело ездил в Россию и встречался со специалистами, участвовавшими в разработке этой системы. Американский конструктор рассказал российским коллегам, что их разработка продолжает жить, чем сильно удивил их. Руководитель нового проекта пообещал, что в первый полет Dream Chaser возьмет на борт список инженеров, участвовавших в его создании, а также разрабатывавших БОР-4 и HL-20.

М. Сиранджело в одном из своих интервью говорил, что несколько лет назад ушел из жизни один из разработчиков проекта БОР-4. Его дочь написала американскому конструктору письмо, в котором говорилось, что для бывшего советского инженера было очень важно, чтобы на борту нового корабля присутствовал список всех участников проекта.

***

Публикация издания The Washington Post «The unlikely Cold War origins of America’s most intriguing spacecraft» весьма интересна, поскольку раскрывает подробности нового проекта, известные только специалистам и историкам космической отрасли. Тем не менее, изложенные в ней факты и сложная история новой разработки могут быть интересны и широкой общественности. Подобный закрученный сюжет, в котором соединены несколько проектов из двух стран, мог бы стать основой для неплохой книги.

Действительно, современный проект многоразового космического аппарата Dream Chaser восходит к более раннему HL-20, который, в свою очередь, являлся американской попыткой изучить особенности советской системы БОР-4. Напомним, с конца шестидесятых до середины восьмидесятых годов годов советская промышленность разработала и испытала несколько аппаратов серии БОР («Беспилотный орбитальный ракетоплан»), являвшихся масштабными макетами самолета системы «Спираль». До определенного времени зарубежные разведки не располагали подробными данными о проекте БОР, однако ситуация изменилась летом 1982 года.

The Washington Post: у самого интригующего космического аппарата Америки есть невероятные корни времен Холодной войны
БОР-4 после полета. Фото Buran.ru


3 июня 1982 года на полигоне Капустин Яр состоялся запуск ракеты-носителя «Космос-3М» с полезной нагрузкой в виде аппарата «Космос-1374», представлявшего собой изделие БОР-4. Космический аппарат выполнил суборбитальный полет продолжительностью 1,25 витка вокруг Земли, после чего приводнился в Индийском океане недалеко от Кокосовых островов. Советские корабли со специальным оборудованием нашли приводнившийся аппарат и подняли его из воды. Во время этой операции их заметил австралийский противолодочный самолет P-3, результатом чего стало появление первых фотоснимков новой советской разработки.

Впоследствии изучение полученных фотоматериалов привело к появлению проекта HL-20, на основе которого в середине двухтысячных разработали новый аппарат Dream Chaser. Советский проект «Спираль», в свою очередь, не был реализован в исходном виде, но поспособствовал появлению космического корабля «Буран».

Подобная «преемственность поколений» представляет определенный интерес, а также является поводом для критики. Фактически, идеи, появившиеся еще в шестидесятых годах прошлого века в Советском Союзе, лишь сейчас могут дойти до полноценного практического применения, однако реализуются специалистами США. Здесь можно было бы спросить, почему советские наработки не нашли применения в своей стране, но после некоторых изменений применяются зарубежными компаниями? Вряд ли ответ на этот вопрос будет простым и приятным.

При всех минусах подобной ситуации нельзя не отметить, что руководство компании Sierra Nevada с уважением относится к создателям предыдущих проектов, ставших основой для нового аппарата Dream Chaser. Так, в ходе первого полноценного космического полета в знак признательности планируется взять на борт список всех людей, которые участвовали в создании проектов, лежащих в основе Dream Chaser, в том числе советских специалистов.


Статья «The unlikely Cold War origins of America’s most intriguing spacecraft»:
https://washingtonpost.com/business/economy/for-maker-of-the-dream-chaser-life-changes-with-one-phone-call/2016/02/10/c17d9eec-cc4f-11e5-88ff-e2d1b4289c2f_story.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 43
  1. Alex_Rarog 29 февраля 2016 07:46
    Блин а я давно думал что кого-то он мне напоминает! ну матасники....
    1. Grenader 29 февраля 2016 08:10
      Даже комментировать не охота. Одно расстройство. Опять наши открытия и технологии служат кому угодно о не России. 100% продали проект супостату.
    2. Комментарий был удален.
    3. avt 29 февраля 2016 10:29
      Цитата: Alex_Rarog
      Блин а я давно думал что кого-то он мне напоминает!

      А ,,Лапоть" он и в Америке ,,Лапоть"
      avt
    4. Fregate 1 марта 2016 00:26
      Цитата: Alex_Rarog
      Блин а я давно думал что кого-то он мне напоминает!

      Точно. "Черный плащ" в мультике на таком летал. smile
      1. alex-defensor 1 марта 2016 02:00
        Успокойтесь, ничего никто не крал. Параллельное развитие.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/X-20_Dyna_Soar
    5. gergi 3 марта 2016 08:03
      Горбатую гниду надо распять за всё, что он сделал для наших заокеанских партнеров, мать их. Живет ещё паскуда, интервью даёт, как обустроить Россию. СССР уже обустроил.
  2. Инжeнeр 29 февраля 2016 09:05
    Автору следовало бы написать, что отцом сего аппарат является гениальные советский конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Только подумайте на сколько его мысль опередила время?!
    1. Вадим237 29 февраля 2016 10:36
      Да, уедь в 80ые годы этот человек в США у него были бы там очень плодотворные достижения в космической отрасли.
  3. Старый26 29 февраля 2016 09:05
    Цитата: Grenader
    Даже комментировать не охота. Одно расстройство. Опять наши открытия и технологии служат кому угодно о не России. 100% продали проект супостату.

    Так уж и продали? А может все проще? Используя фотографии американцы несколько изменили облик своих проектов? Тем более, что свои наработки у них уже были
    1. Серый брат 29 февраля 2016 11:28
      Цитата: Старый26
      Используя фотографии американцы несколько изменили облик своих проектов?

      Скорее всего так и есть. В СССР тоже так делали и не стеснялись - можно вспомнить "Буран", к примеру.
      1. SpnSr 29 февраля 2016 13:09
        Цитата: Серый брат
        Скорее всего так и есть. В СССР тоже так делали и не стеснялись - можно вспомнить "Буран", к примеру.

        вообще то, мне больше похоже, что Буран продолжение этой технологии, и был предназначен для этого летательного аппарата как своеобразный «авианосец»...
        1. Серый брат 29 февраля 2016 13:31
          Цитата: SpnSr
          , и был предназначен для этого летательного аппарата как своеобразный «авианосец»...

          С "продолжением" согласен, а с "авианосцем" нет.

          А так, вообще, полноразмерный макет под обтекателем "Союза" помещался.
          1. SpnSr 29 февраля 2016 19:47
            Цитата: Серый брат
            С "продолжением" согласен,

            к вашим словам
            1. SpnSr 29 февраля 2016 20:20
              а еще есть такая трактовка
            2. Red_Hamer 1 марта 2016 04:38
              Для всех "неверующих" в НАШ первоисточник, достаточно популярно! Сперли, нагло сперли, наши разработки! И дело не только в форме, а вообще, во всей концепции! Если наши не реанимируют проект, это будет мега-предательство! (А теперь, можете портить воздух про то, что "Россия- родина слонов". Не забывайте,при этом, в России находят остатки не только мамонтов, но и других слонов.)
        2. vladimir_krm 29 февраля 2016 20:45
          А я где-то читал, что Лозино-Лозинскому в ЦК поручили делать копию Шаттла: "Шоб було как у них". Его протесты, что это экономически невыгодно и не нужно, не слушали. И он делал Буран, а параллельно ему негласно продолжал свои разработки.
  4. NordUral 29 февраля 2016 09:09
    И комментировать нечего. На языке только матерные слова в адрес некомпетентного политического руководства СССР. Жаль, что так много наработок ушли у нас в небытие и болтовню либерастов.
  5. killganoff 29 февраля 2016 09:23
    И ведь ВЕСЬ имевшийся задел по наработкам в программах "Спираль", "Энергия" и "Буран" растрачен и распродан.
    Для кого наши отцы и деды трудились?!
    Три летных экземпляра "Буран" и еще восемь натурных макета для различных испытаний не смогли сохранить, потомкам остались лишь жалкие крохи.
  6. Комментарий был удален.
  7. BlackMokona 29 февраля 2016 09:43
    Россия великая страна, с огромными успехами и великой историей, ну зачем это РодиноСлонизм! sad
    Спираль был ответом на Американскую программу X-20 «Dyna Soar», а Бор создавался как прототип Спирали.
    Давайте не уподобятся всяким протоукрам, и прочим подобным ребятам, мы великий народ.
    1. gufo 29 февраля 2016 14:16
      Цитата: BlackMokona
      Спираль был ответом на Американскую программу X-20 «Dyna Soar», а Бор создавался как прототип Спирали.

      Хотел "урКапатреотам" "с верху на лысину плюнуть" но вы меня опередили smile
  8. Belousov 29 февраля 2016 09:56
    Опередили свое время на десятилетия. Как и экранопланы. Но список людей разбазаривших и продавших Родину надо вывешивать в каждой школе. Не только Горбачев с Ельциным, но и другие персонажи, например Бакатин, сдавший уникальную систему прослушки в американском посольстве и многие другие предатели.
    1. Вадим237 29 февраля 2016 10:40
      Это получается что надо вывешивать весь список учёных уехавших в 90ые работать заграницу, забрав с полки СССР все свои разработки.
    2. гурт 1 марта 2016 07:51
      Цитата: Belousov
      список людей разбазаривших и продавших Родину надо вывешивать в каждой школе.

      ЗАЧЕМ.? чтобы с детских времен прививать мысль,-что самый выгодный бизнес это торговля РОДИНОЙ. предателей карать надо ,а не создавать им рекламу....мало ли их вырастили на нашей земле
  9. сурож 29 февраля 2016 11:43
    "Пусть нас лапотной Россией называет Вашингтон!
    Мы сегодня запустили лапоть свыше 5 тонн!" - частушка из 60-х.
  10. Red_Hamer 29 февраля 2016 11:56
    Космический истребитель-перехватчик системы "Спираль". Проект закрыт в 80-х годах. Много чего у нас было,чего прокакали.
    1. гурт 1 марта 2016 07:53
      Цитата: Red_Hamer
      осмический истребитель-перехватчик системы "Спираль". Проект закрыт в 80-х годах. Много чего у нас было,чего прокакали.

      еще не вечер и не погасли краски дня.....
  11. Red_Hamer 29 февраля 2016 12:18
    Хотя, возможно реанимируют, в СМИ на днях информация мелькала, что-то делают подобное с современной начинкой.
    1. Вадим237 29 февраля 2016 13:07
      У нас Роскосмос в этом направлении ближайшие 15 лет точно ни чего делать не будет - почти все проекты закрываются.
      1. Комментарий был удален.
  12. Городовик 29 февраля 2016 13:06
    А что вы все начали кричать мол это наша разработка7 Единственное за что можно ухватится так это то что схожая аэродинамика. Но это не потому что мы такие гениальные. А потому что законы аэродинамики одиноквые что у нас что за океаном. Да возможно внешний облик создавался под влиянием БОРов. Но ведь этот корабль делали не по его чертежам. Не с его оборудованием.
    Почему же именно такая форма7 А потому что такая форма создает наибольшее аэродинамическое качество нежели шатлл если был бы подобных размеров. На этом аппарате оно создается так же и за счет корпуса.
    С вашими словами можно привести то что Буран это корабль созданный за счет американских разработок. Хотя немного правды в этом есть.
    1. SpnSr 29 февраля 2016 13:22
      Цитата: Городовик
      С вашими словами можно привести то что Буран это корабль созданный за счет американских разработок. Хотя немного правды в этом есть.

      ни кто не знает, кроме тех, кто занимался этим вопросом в свое время, иногда проскальзывает только одно, Буран был продолжением этого проекта, и предназначался для доставки на орбиту, если мне не изменяет память 2 или трех летательных аппаратов из проекта спираль!
      вот только почему был закрыт этот проект? может быть из за того, что наравне с беспилотными технологиями, параллельно шли разработки по борьбе с беспилотными л.а., пример тому «Автобаза».
      можно сказать, что развитие беспилотных технологий у сша, начинается после развала СССР, до этого у них гибли люди, а нам главное, чтобы сохранились основные секреты...
      1. voyaka uh 29 февраля 2016 16:01
        "можно сказать, что развитие беспилотных технологий у сша,
        начинается после развала СССР,"////

        Развитие беспилотных технологий в мире начинается с развитием компьютеров.
        Бурное развитие компов/чипов/ПО/микроплат/информатики/ (90-е годы) совпало по времени с развалом СССР.
        1. SpnSr 29 февраля 2016 19:11
          Цитата: voyaka uh
          Развитие беспилотных технологий в мире начинается с развитием компьютеров.
          Бурное развитие компов/чипов/ПО/микроплат/информатики/ (90-е годы) совпало по времени с развалом СССР.

          только Буран был беспилотный, а это до развала СССР ....
          а это может еще сказать, что именно секреты СССР, после его развала стали доступны остальным! wink это просто логика относительно
          совпало по времени с развалом СССР.
          ничто не смущает?

          я не преувеличиваю достижения, я делаю ударение на то, что не стоит преуменьшать ...
          1. BlackMokona 29 февраля 2016 20:02
            Цитата: SpnSr
            только Буран был беспилотный, а это до развала СССР ....

            Исторически первой разработкой в области автоматизации управления самолётом был автопилот, разработанный американским предприятием Sperry Corporation в 1912 году; он обеспечивал автоматическое удержание курса полёта и стабилизацию крена. Рули высоты и руль направления были связаны гидравлическим приводом с блоком, получающим сигналы от гирокомпаса и высотомера.

            В 1930-х годах автопилоты уже устанавливались на некоторые самолёты — в первую очередь, пассажирские лайнеры.

            В ходе Второй Мировой войны возросшие требования к авиатехнике (в первую очередь, к бомбардировщикам, соверщающим многочасовые дальние полеты) привели к разработке более совершенных автопилотов.

            В 1947 году самолёт C-54 ВВС США совершил трансатлантический перелёт полностью под управлением автопилота (включая взлет и посадку).[1]
            1. SpnSr 29 февраля 2016 20:11
              Цитата: BlackMokona
              В 1947 году самолёт C-54 ВВС США совершил трансатлантический перелёт полностью под управлением автопилота (включая взлет и посадку).[1]

              спасибо просвитили!
              "убедили", сша впереди планеты всей!
              вот только зачем они губили своих астронавтов, если обладали этими технологиями в 47 ?
              и первые бпла у сша начинают летать тольго в 21 веке, в тот момент как СССР использует эти технологии очень давно!
              1. BlackMokona 1 марта 2016 10:27
                Шатлы взрывались не из-за отсутствия автопилота, а из-за проблем с износом.
                Автопилот на Шатле тоже кстати был, но как и наши не доверяли автопилоту(помните, что на испытаниях когда его собирались взорвать иза за того ,что он совершил странный маневр по мнению людей на земле?) Так и Американцы, их космонавты отказывались садится полностью на автопилоте, наши космонавты в интервью говорили, что тоже будут садится на ручном режиме. Космонавты вообще ребята суеверные и любящие, чтобы все процессы шли под их чутким контролем , а не отдавались на волю разных железяк.
      2. Городовик 29 февраля 2016 23:32
        Воспоминания Лозино-Лозинского
        Генеральный конструктор Глушко посчитал, что к тому времени было мало материалов, которые бы подтверждали и гарантировали успех, в то время, когда полёты «Шаттла» доказали, что подобная «Шаттлу» конфигурация работает успешно, и здесь риск при выборе конфигурации меньше. Поэтому, несмотря на больший полезный объём конфигурации «Спирали», было принято решение выполнять «Буран» по конфигурации, подобной конфигурации «Шаттла».

        …Копирование, как это указано в предыдущем ответе, было, безусловно, совершенно сознательным и обоснованным в процессе тех конструкторских разработок, которые проводились, и в процессе которых было внесено, как уже было указано выше, много изменений и в конфигурацию, и в конструкцию. Основным политическим требованием было обеспечение габаритов отсека полезного груза, одинакового с отсеком полезного груза «Шаттла».

        …отсутствие маршевых двигателей на «Буране» заметно меняло центровку, положение крыльев, конфигурацию наплыва, ну, и целый ряд других отличий.


        Закрыт был потому что деньги тогда шли далеко не нанауку а кому-то в карман.

        Про развитие беспилотников. Ошибаетесь. США очень давно занимаются этим и технологии у них свои я уверен более чем. Прочитайте хотя бы о Интерстейт TDR-1. Другое что мы свои не смогли развивать.
        Смотрите трезво на цели а не через призму ура патритизма. Мы многого достигли. Но Приплетать чужие успехи это низко.
        1. SpnSr 1 марта 2016 07:56
          Цитата: Городовик
          Про развитие беспилотников. Ошибаетесь. США очень давно занимаются этим и технологии у них свои я уверен более чем. Прочитайте хотя бы о Интерстейт TDR-1. Другое что мы свои не смогли развивать.
          Смотрите трезво на цели а не через призму ура патритизма. Мы многого достигли. Но Приплетать чужие успехи это низко.

          сша хорошие пиарщики, а отсюда высказывания типа
          Цитата: Городовик
          Прочитайте хотя бы о Интерстейт TDR-1.

          и им подобные, может привести к чтению пиар брошур!
          1. Городовик 1 марта 2016 13:31
            Шта7 да американцы умеют пиарится. Но и достижения у них есть. И ваше подобное отношение мол это все реклама и вранье ведут к недооцененности. А что может быть хуже недооцененного противника7
  13. IrbenWolf 29 февраля 2016 15:57
    Стоило озаглавить статью в стиле: "Как продолбать перспекитвные наработки за 2 минуты..."
  14. oxotnuk86 29 февраля 2016 17:43
    Кто может, найдите статью про спираль, там много написано как делали "лапоть". Из того что помню: 1.посадку отрабатывали на юге.Садитца должен был на лыжу, что бы уменьшить трение полосу засыпали битыми арбузами. Лапоть подняли на самолёте и сбросили.Спланировал и сел нормально. После орбитального полёта в Индийском океане его ждала группа боевых кораблей, что бы убрать любознательных были произведены учения с боевой ракетной стрельбой. Ещё один момент когда его поднимали был окутан клубами жёлтого пара думаю остатки топлива наверно гептил. Эту статью с удовольствием прочитают.
  15. fzr1000 29 февраля 2016 18:40
    Очень даже вероятные. Промышленный шпионаж вечен.
  16. neo1200 1 марта 2016 12:20
    Ха,ха а в НАСА кризис, об этом свидетельствует, то обстоятельства, что в НАСА нет единой концепции пилотируемого корабля. Они отдали "старые идеи" "частным компаниям", чтобы в случае провала свалить всё грехи на эти компании, ибо репутация НАСА должна оставаться безупречной.
    1. BlackMokona 1 марта 2016 12:24
      У них есть Орион для исследований и пачка для коммерческих интересов и МКС.
  17. Bersaglieri 1 марта 2016 19:16
    Хм, а про Dyna Soar забыли все?
    http://buran.ru/htm/dynasoar.htm
    Или про Х-24?

    Вот тут, как мне кажется, лучшая на сегодняшний день подборка по многоразовым системам СССР /России, США и прочих:
    http://buran.ru/htm/family.htm

    Это называется " конвергенцией": законы аэродинамики одинаковы, однако. Так же были похожи "Шаттл" и "Буран"
    1. SpnSr 1 марта 2016 20:46
      что из этого используется?
  18. Горменгаст 6 марта 2016 15:02
    Как бы аме-ры ни пыжились, Дрим Чейсер ни в какое сравнение со Спиралью не идет. На Спирали было разворачивающееся крыло. При этом, аппарат, естественно, при посадке проходил в облаке 3000-градусной плазмы. Лозино-Лозинский ухитрился так выбрать геометрию аппарата, что узел поворота крыла находился в аэродинамической тени. И тем не менее, он грелся, и тем не менее он работал. Спираль сугубо технологична - она из металла вся; никаких плиток нет.

    Это два совершенно разных уровня технологии. Нет до сих пор металлического спускаемого аппарата - везде теплоизоляция, керамика, углепластик, обмазка. Все равно, как если бы аме-ры начали теперь хвастаться паровозом Стефансона. Все бы ржали только.
    Советская техника была велика!
  19. chatlanin60 5 апреля 2016 23:31
    У страны сегодня нет денег на создание подобных и других разработок для космоса, сейчас главная задача - перевооружить ВС РФ, обучить военных специалистов, когда враг категорически не пожелает начинать военные действия против России, тогда можно создавть такие вещи с учетом существующего опыта. Наши всегда сумеют удивить мир!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня