Немецкие 88-мм самоходные зенитные установки

17
В немецкой армии периода Второй мировой войны обеспечению танковых и мотопехотных (панцергренадирских) частей противовоздушными, а также противотанковыми средствами обороны отводилось очень большое значение. И если в районах сосредоточения войск буксируемые зенитные орудия достаточно надежно прикрывали наземные части от авиации противника, то на марше проблема очень сильно осложнялась. Армии нужны были мобильные зенитные средства, у которых время реакции на воздушную угрозу (перевод из походного в боевое положение) было бы минимальным. Выход из ситуации немецкие конструкторы нашли в скрещивании шасси полугусеничных артиллерийских тягачей и танков с зенитными орудиями различного калибра.

Конечно же, немецкие конструкторы не могли оставить без внимания одно из самых известных орудий Второй мировой войны, знаменитую «восемь-восемь». Успех боевого применения зенитных орудий 8,8 cm FlaK 18/36/37 на всех театрах боевых действий был очевиден с самого начала. Орудие отлично зарекомендовало себя еще во время гражданской войны в Испании, а летом 1940 года 88-мм пушки буквально перещелкали хорошо бронированные французские танки. Нередко они становились жертвами именно этих зениток. Позднее они отлично зарекомендовали себя на Восточном фронте против советских танков Т-34 и КВ и в Африке, где «Лис пустыни» Роммель успешно гонял англичан, эффективно используя имеющиеся 88-мм зенитки против хорошо бронированных пехотных танков Matilda II.

Обладая отличными баллистическими характеристиками, орудие «восемь-восемь» полностью зависело от тягача и в случае его поломки или уничтожения при контрнаступлении противника отбуксировать орудие силами его расчета просто не представлялось возможным. Поэтому немецкие офицеры хотели добиться большей мобильности этой артиллерийской установки. Еще до польской кампании в Германии появились идеи установки 8,8 cm FlaK 18 на шасси полугусеничных бронетранспортеров или танков. Воплотить желания военных в жизнь оказалось непростой задачей, так как неприспособленное для этих целей зенитное орудие обладало большой массой и сильной отдачей.

Немецкие 88-мм самоходные зенитные установки
8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw


Выход из сложного положения удалось найти, использовав в качестве шасси для установки зенитки 18-тонный тяжелый артиллерийский тягач s.Zgkw.18t. Ходовая часть данного тягача была полугусеничной: передние колеса машины были направляющими, а гусеничное шасси (по 6 опорных катков на борт, размещенных в шахматном порядке) обладало торсионной подвеской. Каждая гусеница состояла из 47 звеньев, а длина контактной поверхности гусеницы с поверхностью равнялась 286 см. Полная масса боевой машины при установке зенитного орудия достигла 25 тонн. С установленным на тягаче 12-цилиндровым двигателем мощностью 230 л.с. скорость передвижения установки по шоссе составляла 35 км/ч (50 км/ч наибольшая), по пересеченной местности — 20 км/ч. Запаса топлива в размере 290 литров хватало на 250 км движения по дороге или на 100 км при движении по проселку.

Силовая установка и кабина тягача получили бронезащиту, а грузовой отсек получил откидные борта. Максимальная толщина бронелистов составляла 14,5 мм. Интересной особенностью машины было то, что вместо обычных решеток или жалюзи радиатор защищал уголок из бронелиста, который давал свободный доступ воздуху снизу и сверху. Рекордной была численность экипажа машины, который включал в себя 11 человек: механика-водителя, командира и 9 артиллеристов расчета.

Зенитное орудие 8.8 cm Flak 37 было установлено в кузове и оснащено бронещитом. При стрельбе по воздушным целям скорострельность орудия достигала 15-20 выстрелов в минуту. Максимальная досягаемость по высоте для зенитной гранаты составлял 10 600 метров, а эффективная досягаемость — 6000 метров. Отличительной особенностью орудия была высокая скорость полета снаряда — около 800 м/с. Для стрельбы использовались три основных типа боеприпасов: осколочная граната с винтовым дном 8,8cm Spz.Gr L/4,5 (могла оснащаться дистанционными взрывателями трех типов, сфера поражения — цилиндр 60х12 метров), цельнокорпусная осколочная граната (также три типа взрывателей) и бронебойный снаряд 8,8cm Pz.Gr. При всех своих преимуществах данная зенитка имела и недостатки. Максимальной скорострельности можно было добиться только в благоприятных условиях, а принимая в расчет лишь ручное наведение на цель и слабое бронирование, в открытом бою с противником у этой самоходки было не так много шансов уцелеть.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw


Работы по этой зенитной самоходной установке, которая получила официальное обозначение 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, начались еще в 1941 году, однако лишь 31 октября 1942 года первый прототип ЗСУ был предъявлен для проведения испытаний заказчику. Самоходная установка прошла испытания с переменным успехом, после чего Люфтваффе и Вермахт разместили заказ на производство 112 экземпляров. Но в ходе серийного выпуска с июля по сентябрь 1943 года удалось собрать всего 12 таких машин (по другим данным их было 14, однако в этом случае, скорее всего, были учтены и собранные ранее опытные образцы). Все собранные немцами самоходные зенитные установки были переданы в состав 1-й и 2-й батарей 304-го батальона тяжелой зенитной артиллерии. В сентябре 1943 года эта часть была подчинена 26-й танковой дивизии, которая вела боевые действия против союзников в Италии.

Не стоит путать ЗСУ 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw с другой боевой машиной, также построенной на базе полугусеничного тягача. Речь идет о 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8). Данная модель изначально строилась, как САУ, основной задачей которой должна была стать борьба с долговременными укреплениями противника и его бронетехникой. В качестве базы для этой самоходной установки использовался 12-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.8, который выпускался компанией Daimler-Benz с 1937 года. Данные тягачи имели фирменное обозначение DB s8, DB9 и DB10, в зависимости от года выпуска и уровня доработок конструкции.

Удачной эту боевую машину назвать было трудно. Ее бронирование было слишком слабым, а схема непрактичной. К тому же полная высота данной самоходки вместе с бронещитком орудия достигала 3225 мм, что делало такой важный параметр, как малозаметность, к ней полностью неприменимым. Несмотря на набор этих недостатков, 88-мм самоходная установка была принята на вооружение Вермахта в качестве временной меры. По различным данным компания Krupp в 1939-1940 годах выпустила 10 или 12 таких САУ на базе шасси тягачей DBs8 и DB9, хотя в некоторых источниках встречается цифра в 25 самоходок. Изначально все САУ были переданы в состав 8-го отдельного тяжелого дивизиона.

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)


Весной 1940 года этот дивизион был придан 2-й танковой дивизии, которая входила в состав 19-го корпуса. Командовал этим корпусом генерал Гейнц Гударин. Самоходка очень хорошо показала себя во Франции. Первый же опыт ее боевого применения оказался удачным. Днем 13 мая 1940 года данные САУ использовались для борьбы с долговременными огневыми точками противника на реке Маас. 88-мм зенитные орудия успешно справились с поставленной перед ними задачей, несколько снарядов расчеты всадили прямо в амбразуры огневых точек, заставив французских солдат на этом участке капитулировать. Самоходки прошли всю кампанию, с успехом применяясь и для борьбы с французскими танками. В дальнейшем они приняли участие во вторжении в Советский Союз. Последние из САУ данного типа были потеряны немцами в СССР лишь в марте 1943 года.

Pz.Sf.IVc

Все попытки установки отличного 88-мм зенитного орудия FlaK 18/36/37 на шасси полугусеничных тягачей были своего рода полумерой, неким эрзацем настоящей боевой машины. И хотя такое решение повышало мобильность замечательного универсального орудия, шасси тягачей просто не были рассчитаны на его массу. Это была достаточно тяжелая артсистема весом более 5 тонн. Понимая это, немецкие конструкторы старались создать специализированное гусеничное шасси, которое подошло бы для установки 88-мм зенитной пушки.

В 1942 году инженеры компании Krupp приступили к проектированию новой ходовой части для САУ, которая по схеме должна была быть близкой к ходовой среднего танка Pz.Kpfw.V. Применительно к одному борту она состояла из 8 опорных катков, которые были расположены в шахматном порядке, заднего направляющего и переднего ведущего колеса. Гусеничная цепь собиралась из стальных траков, обладавших шириной 520 мм. Корпус данной универсальной САУ, которая могла использоваться и в зенитных, и в противотанковых целях был очень близок по компоновке и конструкции к среднему танку Pz.Kpfw.IV. В передней его части располагалась трансмиссия, в средней части находилось боевое отделение, а в корме — моторный отсек. На крыше боевого отделения монтировалось модифицированное зенитное орудие Flak 18/36 с длиной ствола 56 калибров. Данное орудие было защищено с помощью лобового бронещита и двух бортовых и кормового бронещитов. Особенностью данной боевой машины было то, что в боевом положении боковые и кормовой бронещиты откидывались, образуя ровную площадку для работы расчета. Помимо этого раскладывание бронерубки позволяло орудию совершать полный оборот вокруг своей оси, что было очень важно, особенно при использовании Pz.Kpfw.IV в качестве самоходной зенитной установки.

Pz.Sf.IVc


Созданное конструкторами компании Krupp шасси получило обозначение Pz.Sf.IVc, а самоходное орудие получило официальное название Versuchsflakwagen 8.8cm FlaK auf Sonderfahrgestell. Опытный образец этой универсальной САУ поступил на испытания в конце 1942 года, где продемонстрировал достаточно хорошие результаты. Несмотря на это, заказа на серийный выпуск этой боевой машины так и не последовало. Причиной стало изменение технического задания, со временем зенитное орудие Flak 18/36 перестало обладать необходимой противотанковой эффективностью. По некоторым данным прототип данной САУ даже успел повоевать в Италии, будучи приписанным к 26-й танковой дивизии. Работы по доводке опытного образца данной боевой машины не прекращались в Германии вплоть до января 1945 года. В рамках модернизации на прототип устанавливалась и новая зенитная пушка Flak 41 того же калибра, обладающая большим калибром и лучшей баллистикой.

Во время опытных работ по проекту самоходке старались вернуть исключительно зенитную роль, оснащая её скорострельным 37-мм зенитным орудием. Помимо этого, шасси Pz.Sf.IVc было предложено использовать и в качестве транспорта вооружения. По проекту на нем планировалось разместить 105-мм гаубицу leFH43, которая при стрельбе опускалась бы на землю вместе с башней. Помимо этого, были созданы проекты ПТ-САУ (Panzerjaeger IV mit 8.8cm Pak 43) и ЗСУ на модернизированной версии шасси Gerät 042, которые планировалось оснастить 88-мм пушкой FlaK 43. Однако на практике все предложенные варианты боевых машин были отвергнуты техническим комитетом.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет


8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет


8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)


8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)


Pz.Sf.IVc


Pz.Sf.IVc


Pz.Sf.IVc с орудием Flak 41


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/8.8mm_flak37.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/sd.kfz.8_flak.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/flakpanzer_pz.sf.4c.htm
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_11_12/p8.php
http://www.vn-parabellum.com/ger/88-flak-37-sp-art.html
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 февраля 2016 07:23
    принимая в расчет лишь ручное наведение на цель и слабое бронирование, в открытом бою с противником у этой самоходки было не так много шансов уцелеть.

    Конечно было бы верхом безрассудности использовать такие машины в одном ряду с линейными танками, но при действиях из засад с заранее подготовленных позиций данные САУ были очень опасным противником. Тем более, что дальность прямого выстрела 88-мм зенитного орудия превосходила дальность многих танковых орудий.
    1. +3
      29 февраля 2016 12:33
      Вот, вот... немцы в критической ситуации выкатывали эти зенитки "на прямую наводку" против танков прям так в "зенитном варианте"...,характеристики орудия позволяли такое использование.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      1 марта 2016 11:49
      Цитата: Bongo
      Тем более, что дальность прямого выстрела 88-мм зенитного орудия превосходила дальность многих танковых орудий.

      Это зенитка. И рассматривать ее надо, как зенитку. А случаи уничтожения танков зенитками конечно были. И не так уж редко. Но это не их "специальность".
      Правда, в РККА основной противотанковой пушкой была и вовсе универсальная (т.е. с баллистикой танковой) ЗИС-3. Но это такая национальная специфика. У немцев же для этого были специальные ПАКи.
    4. Комментарий был удален.
  2. +1
    29 февраля 2016 07:40
    На маскировку таких слонопотамов наверное уходила куча времени.
  3. +1
    29 февраля 2016 08:42
    Pz.Sf.IVc - пт 5 уровня в WoT с мощной пушкой и картонной броней yes
  4. +1
    29 февраля 2016 08:42
    Странно, зенитка на базе Пантеры. Довольно дорого. Могли бы использовать шасси попроще.
    Вообще конечно идея правильная. Зенитные батареи могли двигаться в боевых порядках танковых дивизий, прикрывая их. Вдобавок эта самаоходка ещё и великолепное противотанковое средство.
    1. +5
      29 февраля 2016 10:20
      Вы внимательно читайте "В 1942 году инженеры компании Krupp приступили к проектированию новой ходовой части для САУ, которая по схеме должна была быть близкой к ходовой среднего танка Pz.Kpfw.V. "Не на БАЗЕ Пантеры,а похожа на ходовую Пантеры...Разницу ощущаете?
      Статья понравилась.Однозначно +
    2. +2
      29 февраля 2016 10:20
      Цитата: Cap.Morgan
      Странно, зенитка на базе Пантеры. Довольно дорого. Могли бы использовать шасси попроще.

      Дык... этот гроб на гусеницах разрабатывали в 1942, когда ещё были иллюзии, что "пантера" станет единым средним танком панцерваффе. Вот и поставили пушку на шасси, разработанное на базе танка, который гарантированно будет в производстве в следующие годы.
  5. +3
    29 февраля 2016 11:10
    фэйк, но тоже забавная идея:
    1. +3
      29 февраля 2016 15:34
      Цитата: shturman032
      фэйк, но тоже забавная идея:
      ЗСУ Т-34-88 Этот вариант переделки насколько известно существовал в единственном экземпляре. Его проделал некто Эрнест Альбер – главный механик 286 пехотного полка СС. Как видите, на шасси Т-34 была установлена зенитная 88 мм пушка, которая была грозным оружием как в борьбе с бронетехникой, так и авиацией. Эта машина была в составе 286 пехотного полка СС, и была захвачена в апреле 1945 года недалеко от Франкфурта-на-Одере. ЗСУ Т-34-20. Эту переделку осуществил так же Эрнест Альбер для своего подразделения. На этой машине вместо стандартной башни была смонтирована платформа с 20 мм автоматическими пушками. Машина так же была захвачена на юго-западе от Франкфурта-на-Одере.
      1. +2
        29 февраля 2016 19:19
        Так вот оригинал фото:
  6. +2
    29 февраля 2016 12:20
    ух ты..ФЛАК с откидными бортами вижу впервые, спасибо. good
  7. +3
    29 февраля 2016 13:00
    Я щас один умный вещь скажу, ну, а вы уж об..те. Тот же "тигр" можно рассматривать как ПТ-самоходку. Там с броней все ок. А вот то, что показано в статье - это машины прифронтовой зоны и каких либо серьезных приимуществ перед буксируемыми системами вряд ли будут иметь. А сложность исполнения будут иметь на порядок выше. Поэтому немцы, с, присущим им прогматизмом, так и оставили эти машины на уровне мелких серий.
    1. 0
      29 февраля 2016 15:48
      А ни кто и не собирался использовать их как ПТ САУ. Как я понял, данные "шушпанцеры" предполагалось использовать как прикрытие ПВО для маршевых колонн. Ну и поПТешить.
  8. -3
    29 февраля 2016 17:53
    Теория Блицкрига привела к тому,что немцам пришлось импровизировать, столкнувшись с реалиями на Восточном фронте.Странно,что некоторые"коряги"дожили до конца Войны.Ведь пара Ил2 могли бы загонять такого монстра легко.
  9. 0
    29 февраля 2016 23:27
    Мангал получился.
  10. +1
    1 марта 2016 11:41
    Цитата: Юферев Сергей
    принимая в расчет лишь ручное наведение на цель и слабое бронирование, в открытом бою с противником у этой самоходки было не так много шансов уцелеть.

    Чуть где появится кусочек брони, и сразу же выползает "открытый бой". Не предназначены они для открытого боя. Бронирование противоосколочное. Т.е. это те самые мешки с песком, которыми обкладывали возимые зенитки. Только позицию такой "обложенной" зенитки устраивать долго. А легкобронированной, значительно быстрее. Да и не везде песок найдешь. А возить эти мешки, броня меньше весит.
  11. 0
    1 марта 2016 19:59
    я не хочу умничать, но вот этого я не понял:"В рамках модернизации на прототип устанавливалась и новая зенитная пушка Flak 41 того же калибра, обладающая большим калибром и лучшей баллистикой." может имелось ввиду разные снаряды?
    1. +1
      3 марта 2016 11:25
      Цитата: lshka
      может имелось ввиду разные снаряды?

      Это другая пушка. Общий только калибр и некоторые элементы конструкции. Новый и патрон. Серия была Flak 41/KwK 43/Pak 43. В отличие от серии Flak 36/37-KwK 36-Pak 40.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      3 апреля 2016 12:20
      Flak 36 калибром 56мм, а Flak 41, соответственно, 71мм. В данном случае, калибр - расстояние в мм между нарезами в канале ствола, т.е. увеличиваются начальная скорость снаряда и дальнобойность, а в целом - могущество орудия. Снаряд также измеряется в калибрах. В этом случае - это диаметр тела снаряда. Он остался неизменным - 88мм.
    4. 0
      3 апреля 2016 12:20
      Flak 36 калибром 56мм, а Flak 41, соответственно, 71мм. В данном случае, калибр - расстояние в мм между нарезами в канале ствола, т.е. увеличиваются начальная скорость снаряда и дальнобойность, а в целом - могущество орудия. Снаряд также измеряется в калибрах. В этом случае - это диаметр тела снаряда. Он остался неизменным - 88мм.
  12. 0
    2 марта 2016 14:28
    В качестве Источника вы забыли указать sushpanzer.

    Часть фото оттуда и впервые в русскоязычном интернете появилась именно там.
  13. 0
    26 марта 2016 21:40
    Как ни крути и не обзывай эти девайсы, но именно такие зенитки, да ещё на самоходном ходу, стали одним из залогов успешных противотанковых действий немцев в 1940-42 гг. везде - и во Франции, и в Северной Африке, и на Восточном фронте. Без высочайшей насыщенности средствами ПТО их частей их же танки, сильнейшим образом уступавшие и французским, и советским, и части английских в 1940-42 гг., никаких блицкригов бы просто небыло.