Military Review

Radar on board

17
Radar on board



Today aviation inconceivable without radar. The airborne radar station (BRLS) is one of the most important elements of the electronic equipment of a modern aircraft. According to experts, in the near future radar systems will remain the main means of detecting, tracking targets and guiding them to a controlled weapons.

We will try to answer the most common questions about the work of the radar on board and tell you how the first radars were created and how promising radar stations can surprise them.

1. When did the first radar on board appear?

The idea of ​​using radar on airplanes came several years after the first ground-based radar appeared. In our country, the ground station Redut became the prototype of the first radar station.

One of the main problems was the placement of the equipment on the plane - a set of the station with power sources and cables weighed about 500 kg. It was unrealistic to install such equipment on a single-seat fighter of that time, so it was decided to station the station in a double Pe-2.



The first domestic airborne radar called the Gneiss-2 was put into service in the 1942 year. Within two years, more than 230 Gneiss-2 stations were released. And in the victorious 1945 year, Phazotron-NIIR, now part of KRET, began serial production of the Gneiss-5s aircraft radar. Target detection range reached 7 km.

Abroad, the first AI Mark I radar - the British - was put into service a little earlier, in 1939. Because of its heavy weight, it was installed on Bristol Beaufighter heavy fighter-interceptors. In 1940, the new model, “AI Mark IV”, entered service. It provided target detection at a distance of up to 5,5 km.

2. What is onboard radar?


Structurally, the radar station consists of several removable units located in the nose of the aircraft: a transmitter, antenna system, receiver, data processor, programmable signal processor, consoles and controls and displays.

Today, almost all airborne radar antenna system is a flat slit antenna array, Cassegrain antenna, passive or active phased antenna array.



Modern radar systems operate in a range of different frequencies and allow detecting air targets with EPR (Effective dispersion area) of one square meter at a distance of hundreds of kilometers, and also provide support for dozens of targets during the passage.

In addition to target detection, today radar radios provide radio correction, flight mission and target designation for the use of guided airborne weapons, perform mapping of the earth's surface with a resolution of up to one meter, and also solve auxiliary tasks: following the terrain, measuring its own speed, height, drift angle and others .

3. How does an airborne radar work?


Today, modern fighters use pulse-Doppler radar. The title itself describes the principle of operation of such a radar station.

The radar station does not operate continuously, but with periodic shocks — pulses. In today's locators, the sending of an impulse lasts only a few millionths of a second, and the pauses between pulses last a few hundredths or thousandths of a second.

Having encountered any obstacle on the way of their propagation, the radio waves are scattered in all directions and are reflected from it back to the radar station. At the same time, the radar transmitter automatically turns off, and the radio receiver begins to work.

One of the main problems of pulsed radar is to get rid of the signal reflected from fixed objects. For example, for airborne radars, the problem is that the reflection from the earth’s surface obscures all objects lying below the plane. This interference is eliminated using the Doppler effect, according to which the frequency of the wave reflected from an approaching object increases, and from the outgoing object decreases.

4. What do the X, K, Ka and Ku ranges in the characteristics of the radar?


Today, the range of wavelengths in which airborne radar stations operate is extremely wide. In the characteristics of the radar station range is indicated in Latin letters, for example, X, K, Ka or Ku.

For example, the Irbis radar with a passive phased antenna array, mounted on the Su-35 fighter, operates in the X-band. At the same time, the detection range of the Irbis air targets reaches 400 km.



X-band is widely used in radar. It extends from 8 to 12 GHz of the electromagnetic spectrum, that is, these are wavelengths from 3,75 to 2,5, see. Why is it named that way? There is a version that during the Second World War, the range was classified and therefore received the name X-band.

All names of the ranges with the Latin letter K in the name have a less mysterious origin - from the German word kurz ("short"). This range corresponds to the wavelengths from 1,67 to 1,13, see. In combination with the English words above and under, the Ka and Ku bands, which are respectively “above” and “below” the K-band, received their names.

Ka-band radars are capable of operating at short distances and making ultra-high resolution measurements. Such radars are often used to control air traffic at airports, where using very short pulses - a few nanoseconds in length - determine the distance to the aircraft.

Often Ka-band is used in helicopter radar. As is known, for placement on a helicopter, the radar antenna should be small. Given this fact, as well as the need for an acceptable resolution, the millimeter wavelength range is applied. For example, the Ka-52 “Alligator” combat helicopter is equipped with the “Crossbow” radar complex operating in the eight-millimeter Ka-band. This radar developed by KRET provides the Alligator with enormous opportunities.



Thus, each range has its advantages and, depending on the conditions of placement and tasks, the radar station operates in different frequency ranges. For example, obtaining high resolution in the front sector of the review realizes the Ka-band, and increasing the range of the radar makes the X-band possible.

5. What is PAR?


Obviously, in order to receive and emit signals, any radar needs an antenna. To fit it into the plane, they invented special flat antenna systems, and the receiver and transmitter are located behind the antenna. To see different targets with radar, the antenna needs to be moved. Since the radar antenna is massive enough, it moves slowly. At the same time, the simultaneous attack of several targets becomes problematic, because a radar with a conventional antenna keeps only one target in the “field of view”.

Modern electronics has allowed to abandon such a mechanical scan in radar. It is arranged as follows: a flat (rectangular or round) antenna is divided into cells. In each such cell there is a special device - a phase shifter, which can change the phase of an electromagnetic wave that enters the cell at a given angle. The processed signals from the cells arrive at the receiver. This is how you can describe the work of a phased antenna array (PAA).

And more precisely, a similar antenna array with many phase shifters, but with one receiver and one transmitter, is called a passive HEADLAMP. By the way, the world's first fighter equipped with a radar from a passive phased array is our Russian MiG-31. It was installed radar "Barrier" developed by the Research Institute of Instrument Engineering them. Tikhomirov.



6. What is AFAR for?


Active phased array antenna (AFAR) is the next stage in the development of passive. In such an antenna, each cell of the array contains its own transceiver. Their number may exceed one thousand. That is, if a traditional locator is a separate antenna, receiver, transmitter, then in AFAR a receiver with a transmitter and an antenna are “scattered” into modules, each of which contains an antenna slot, a phase shifter, a transmitter and a receiver.

Previously, if, for example, the transmitter failed, the plane became “blind”. If one or two cells, even a dozen, are affected in AFAR, the rest continue to work. This is the key advantage of AFAR. Thanks to the thousands of receivers and transmitters, the reliability and sensitivity of the antenna is increased, and it is also possible to operate at several frequencies at once.



But most importantly, the structure of the AFAR allows the radar to simultaneously solve several problems. For example, not only to serve dozens of targets, but also in parallel with the review of space, it is very effective to defend oneself from interference, interfere with enemy radars and map the surface, getting high-resolution maps.

By the way, Russia's first airborne radar with AFAR was created at the KRET enterprise, at the Fazotron-NIIR corporation.

7. What radar will be on the fifth-generation fighter jet PAK FA?


Among the promising developments of KRET are conformal AFAR that can fit into the fuselage of the aircraft, as well as the so-called "smart" airframe of the airframe. In the next generation of fighters, including the PAK FA, it will become like a unified receiving-transmitting locator, providing the pilot with full information about what is happening around the aircraft.

The PAK FA radar system consists of a perspective X-band AFAR in the nose compartment, two side-view radars, and an L-band AFAR along the flaps.

Today, KRET is also working on the creation of a radiophotonic radar for the PAK FA. The concern intends to create a full-scale model of a radar station of the future before 2018.

Photonic technologies will expand the capabilities of the radar - to reduce the weight more than twice, and increase the resolution capacity tenfold. Such radars with radio-optical phased antenna arrays are capable of making a kind of “X-ray photograph” of airplanes located at a distance of more than 500 kilometers, and give them a detailed, three-dimensional image. This technology allows you to look inside the object, find out what equipment it carries, how many people are in it, and even see their faces.
Originator:
http://rostec.ru/research/tecnology/4517745
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Internal combustion engine
    Internal combustion engine 27 February 2016 06: 54 New
    +3
    The speed of evolution of radars is simply amazing. And I am glad that our designers are ahead of the whole planet.
    1. Mera joota
      Mera joota 27 February 2016 09: 37 New
      -1
      Quote: ICE
      And I am glad that our designers are ahead of the whole planet.

      What is your conclusion based on?
      1. aiw
        aiw 27 February 2016 20: 14 New
        0
        Whose was the first production aircraft with HEADLIGHTS? Who invented the electronic warfare, who is now the leader in the development of electronic warfare? Well, radio photonics is of course the cutting edge ....
      2. Rossiyanin
        Rossiyanin 27 February 2016 23: 43 New
        0
        In the production of the latest and unique technology for the MO and Navy.
  2. The comment was deleted.
  3. afrikanez
    afrikanez 27 February 2016 07: 27 New
    +3
    This technology allows you to look inside the object, find out what equipment it carries, how many people are in it, and even make out their faces.
    When you read about this, it seems that he has looked into the future and it is very pleasing. good Now it’s even hard to imagine what a 6th generation aircraft will be like (meaning radar). As they say: wait and see, it remains only to live to this point.
  4. Aaron Zawi
    Aaron Zawi 27 February 2016 09: 18 New
    16
    Great article. Such a public educational program is simply necessary. And then part of the forum participants write this ... request
  5. Fitter65
    Fitter65 27 February 2016 09: 32 New
    +4
    decided to place on a double Pe-2.
    The Pe-2 was three seater. The crew consisted of a pilot, a navigator in the front cockpit and a radio gunner located in the rear. The two were local heavy Pe-3 fighter, although it was created on the basis of the Pe-2, but this was not much different the car, with its own differences. Why it was assigned its own index. here on Pe-3 and the first radars were installed, and since the Pe-3 was not satisfactory in its characteristics, later they began to install radars on the A-20 which was supplied to us by lenlysis .And so I liked the article ...
  6. The comment was deleted.
  7. Mountain shooter
    Mountain shooter 27 February 2016 09: 39 New
    +2
    AFAR antennas are just some kind of magic, and radio-optical ones are generally at the limit of understanding. The good news is that our radiophysics is quite at the world level, and DOES NOT YET TO "partners" in product quality. On the PAK FA, side-scan antennas (as they say) are built into the skin, the aircraft generally has a circular view. In combination with super-maneuverability and the latest weapons, it is generally a "dragon-thundering", not an airplane. Our hello to the hegemon.
  8. gregor6549
    gregor6549 27 February 2016 13: 17 New
    0
    Quote: afrikanez
    This technology allows you to look inside the object, find out what equipment it carries, how many people are in it, and even make out their faces.

    How can a person who claims knowledge of radio electronics in general and in radar in particular write such nonsense?
    1. aiw
      aiw 27 February 2016 20: 16 New
      +1
      Apparently, the author thus wanted to explain about what gives a high resolution.
  9. tchoni
    tchoni 27 February 2016 13: 43 New
    +2
    Well, look inside, say, a tank, this is anryl, but radar images and portraits are a reality. They can be used to recognize visible objects.
    1. gregor6549
      gregor6549 27 February 2016 14: 28 New
      0
      Yes, the reality realized in the experiments of 30 years ago. But the question rests on the wavelength. In order to get a distinct r / l image, you need a millimeter wave range, and this range with a range acceptable for aircraft systems is not good friends. Therefore, modern aircraft radars are mainly centimeter range. And in this range, solving the problem of obtaining r / l images with a high level of resolution in real time is very problematic
      1. tchoni
        tchoni 27 February 2016 15: 25 New
        +3
        Not in the wavelength, but in the aperture of the antenna array. It is the ratio of the aperture to the wavelength that determines the resolution of the radar. It is no coincidence that in the systems of radar reconnaissance of terrain like the same jistars, aperture synthesis is used for side-scan radars.
        1. gregor6549
          gregor6549 27 February 2016 15: 37 New
          +2
          Everything is correct, for the R / L systems of the side view with the synthesized aperture, obtaining a detailed r / l / image of the area is quite possible and has been implemented for a long time. But we are talking about airborne radar fighters and similar aircraft where the aperture of the radar antenna is determined by the cross section of the nose of the fuselage i.e. very small and the wavelength range used in such radars no matter how centimeter. So what r / l / images in such radars are in question, who needs them there and who will deal with them in aerial combat. There, it would be time to simply discover the target, determine its state affiliation and set someone else's target for auto tracking / autocapture, while managing to pilot the plane.
          1. tchoni
            tchoni 27 February 2016 16: 55 New
            +2
            Well, how can I tell you ... A modern aircraft needs radars not only in battle, but also in reconnaissance, navigation, and even terrain mapping. In the end, if the radar is conformal (and they promise us in the fifth generation) why not implement these functions of a detailed view of the area with aperture synthesis :-)
          2. sharp-lad
            sharp-lad 27 February 2016 23: 49 New
            +1
            As far as I understand, the pilot will receive information summarized by the onboard intelligent system with recommendations for subsequent actions. This is no longer a secret and has long been used on aircraft of previous generations. More detailed information collected during the flight will generate adequate recommendations to the pilot and will help in determining goals and their ranking. And who said that there is enough information about the enemy before, during and after the clash? hi
  10. xam0
    xam0 28 February 2016 00: 37 New
    +1
    Many thanks to the author of the article for a rather short, but informative article in which the history, present and future development of the radar station fits.
    I'm not special on them, but I always wondered what was hidden behind the mean ones. radar characteristics of modern aircraft, what distinguishes different types. Now much becomes clear, and many of the modern characteristics of the radar are simply impressive. I hope that in the future our planes will be equipped with the most advanced equipment so that we are always at least one step ahead of our enemies. Thanks again!
    1. gregor6549
      gregor6549 28 February 2016 10: 16 New
      0
      And I want to, but the harsh reality is that in terms of radar, we, often ahead of the West in technical ideas, as a rule were behind in terms of their implementation. And above all, because of the constant lag in the development and production of the element base. And without it, the most beautiful idea cannot be realized. Of course, through incredible tricks, domestic designers managed to provide the main performance characteristics of airborne radars comparable to their western counterparts, except for overall dimensions, but they also had to pay for this with a reduction in fuel supply, and a reduction in ammunition stock, etc. And if in terrestrial systems the element base problem was solved relatively harshly just (for example, by introducing into the system a pair of three additional mobile units, then, unfortunately, you won’t fasten the trailer to the fighter.

Радары на борту

Радары на борту


Сегодня авиация немыслима без радаров. Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) является одним из самых важных элементов радиоэлектронного оборудования современного летательного аппарата. По мнению экспертов, в скором будущем БРЛС останутся основным средством обнаружения, сопровождения целей и наведения на них управляемого оружия.

Мы попытаемся ответить на самые распространенные вопросы о работе РЛС на борту и рассказать, как создавались первые радары и чем смогут удивить перспективные радиолокационные станции.


1. Когда появились первые радары на борту?

К идее использования радиолокационных средств на самолетах пришли несколько лет спустя после того, как появились первые наземные РЛС. У нас в стране прототипом первой БРЛС стала наземная станция «Редут».

Одной из основных проблем стало размещение аппаратуры на самолете – комплект станции с источниками питания и кабелями весил примерно 500 кг. На одноместном истребителе того времени установить такую аппаратуру было нереально, поэтому станцию было решено разместить на двухместном Пе-2.

Радары на борту


Первая отечественная бортовая радиолокационная станция под названием «Гнейс-2» была принята на вооружение в 1942 году. В течение двух лет было выпущено более 230 станций «Гнейс-2». А в победном 1945 году «Фазотрон-НИИР», ныне входящий в КРЭТ, начал серийный выпуск самолетной радиолокационной станции «Гнейс-5с». Дальность обнаружения цели достигала 7 км.

За рубежом первая авиационная РЛС «AI Mark I» – британская – была передана на вооружение немного раньше, в 1939 году. Из-за большого веса ее устанавливали на тяжелые истребители-перехватчики Bristol Beaufighter. В 1940 году на вооружение поступила новая модель – «AI Mark IV». Она обеспечивала обнаружение целей на дальности до 5,5 км.

2. Из чего состоит бортовая РЛС?


Конструктивно БРЛС состоит из нескольких съемных блоков, расположенных в носовой части самолета: передатчика, антенной системы, приемника, процессора обработки данных, программируемого процессора сигналов, пультов и органов управления и индикации.

Сегодня практически у всех бортовых РЛС антенная система представляет собой плоскую щелевую антенную решетку, антенну Кассегрена, пассивную или активную фазированную антенную решетку.

Радары на борту


Современные БРЛС работают в диапазоне различных частот и позволяют обнаруживать воздушные цели с ЭПР (Эффективная площадь рассеяния) в один квадратный метр на дальности в сотни километров, а также обеспечивают сопровождение на проходе десятки целей.

Кроме обнаружения целей, сегодня БРЛС обеспечивают радиокоррекцию, полетное задание и выдачу целеуказания на применение управляемого бортового оружия, осуществляют картографирование земной поверхности с разрешением до одного метра, а также решают вспомогательные задачи: следование рельефу местности, измерение собственной скорости, высоты, угла сноса и другие.

3. Как работает бортовой радиолокатор?


Сегодня на современных истребителях используются импульсно-доплеровские РЛС. В самом названии описан принцип действия такой радиолокационной станции.

Радиолокационная станция работает не непрерывно, а периодическими толчками – импульсами. В сегодняшних локаторах посылка импульса длится всего лишь несколько миллионных долей секунды, а паузы между импульсами – несколько сотых или тысячных долей секунды.

Встретив на пути своего распространения какое-либо препятствие, радиоволны рассеиваются во все стороны и отражаются от него обратно к радиолокационной станции. При этом, передатчик радара автоматически выключается, и начинает работать радиоприемник.

Одной из основных проблем импульсных РЛС является избавление от сигнала, отражающегося от неподвижных объектов. Например, для бортовых РЛС проблема в том, что отражение от земной поверхности затеняет все объекты, лежащие ниже самолета. Эти помехи устраняют, используя эффект Доплера, согласно которому частота волны, отраженной от приближающегося объекта, увеличивается, а от уходящего объекта – уменьшается.

4. Что означают Х, К, Ка и Кu диапазоны в характеристиках РЛС?


Сегодня диапазон длин волн, в котором работают бортовые радиолокационные станции чрезвычайно широк. В характеристиках РЛС диапазон станции указывается латинскими буквами, к примеру, Х, К, Ка или Кu.

Например, РЛС «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, установленная на истребителе Су-35, работает в X-диапазоне. При этом дальность обнаружения воздушных целей «Ирбиса» достигает 400 км.

Радары на борту


X-диапазон широко используется в радиолокации. Он простирается от 8 до 12 ГГц электромагнитного спектра, то есть это длины волн от 3,75 до 2,5 см. Почему он назван именно так? Есть версия, что во время Второй Мировой войны диапазон был засекречен и поэтому получил название X-диапазона.

Все названия диапазонов с латинской буквой К в названии имеют менее загадочное происхождение – от немецкого слова kurz («короткий»). Этот диапазон соответствует длинам волн от 1,67 до 1,13 см. В сочетании с английскими словами above и under, свои названия получили диапазоны Ka и Ku, соответственно находящиеся «над» и «под» K-диапазоном.

Радары Ka-диапазона способны работать на коротких расстояниях и производить измерения сверхвысокого разрешения. Такие радиолокаторы часто применяются для управления воздушным движением в аэропортах, где с помощью очень коротких импульсов – длиной в несколько наносекунд – определяется дистанция до самолета.

Часто Ка-диапазон используется в вертолетных радарах. Как известно, для размещения на вертолете антенна БРЛС должна иметь небольшие размеры. Учитывая этот факт, а также необходимость приемлемой разрешающей способности, применяется миллиметровый диапазон длин волн. К примеру, на боевом вертолете Ка-52 «Аллигатор» установлен радиолокационный комплекс «Арбалет», работающий в восьмимиллиметровом Ка-диапазоне. Этот радиолокатор разработки КРЭТ обеспечивает «Аллигатору» огромные возможности.

Радары на борту


Таким образом, каждый диапазон имеет свои преимущества и в зависимости от условий размещения и задач, БРЛС работает в различных диапазонах частот. Например, получение высокой разрешающей способности в переднем секторе обзора реализует Ка-диапазон, а увеличение дальности действия БРЛС делает возможным Х-диапазон.

5. Что такое ФАР?


Очевидно, для того чтобы принимать и излучать сигналы, любому радару нужна антенна. Чтобы уместить ее в самолет, придумали специальные плоские антенные системы, а приемник и передатчик находятся за антенной. Чтобы увидеть разные цели радаром, антенну нужно двигать. Так как антенна радара достаточно массивная, двигается она медленно. При этом, становится проблематична одновременная атака нескольких целей, ведь радар с обычной антенной держит в «поле зрения» только одну цель.

Современная электроника позволила отказаться от такого механического сканирования в БРЛС. Устроено это следующим образом: плоская (прямоугольная или круглая) антенна разделена на ячейки. В каждой такой ячейке находится специальный прибор – фазовращатель, который может на заданный угол изменять фазу электромагнитной волны, которая попадает в ячейку. Обработанные сигналы из ячеек поступают на приемник. Именно так можно описать работу фазированной антенной решетки (ФАР).

А если точнее, подобная антенная решетка со множеством элементов-фазовращателей, но с одним приемником и одним передатчиком называется пассивной ФАР. Кстати, первый в мире истребитель, оснащенный радиолокатором с пассивной ФАР, – наш российский МиГ-31. На нем была установлена РЛС «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова.

Радары на борту


6. Для чего нужна АФАР?


Активная фазированная антенная решетка (АФАР) является следующим этапом в развитии пассивной. В такой антенне каждая ячейка решетки содержит свой приемопередатчик. Их количество может превысить одну тысячу. То есть, если традиционный локатор – это отдельные антенна, приемник, передатчик, то в АФАР приемник с передатчиком и антенна «рассыпаются» на модули, каждый из которых содержит щель антенны, фазовращатель, передатчик и приемник.

Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился «слепым». Если в АФАР будут поражены одна-две ячейки, даже десяток, остальные продолжают работать. В этом и есть ключевое преимущество АФАР. Благодаря тысячам приемникам и передатчикам повышается надежность и чувствительность антенны, а также появляется возможность работать на нескольких частотах сразу.

Радары на борту


Но главное, что структура АФАР позволяет РЛС параллельно решать несколько задач. Например, не только обслуживать десятки целей, но и параллельно с обзором пространства очень эффективно защищаться от помех, ставить помехи радарам противника и картографировать поверхность, получая карты высокого разрешения.

Кстати, первую в России бортовую радиолокационную станцию с АФАР создали на предприятии КРЭТ, в корпорации «Фазотрон-НИИР».

7. Какая РЛС будет на истребителе пятого поколения ПАК ФА?


Среди перспективных разработок КРЭТ – конформные АФАР, которые смогут вписываться в фюзеляж летательного аппарата, а также так называемая «умная» обшивка планера. В истребителях следующего поколения, в том числе и ПАК ФА, она станет как бы единым приемо-передающим локатором, предоставляющим пилоту полную информацию о происходящем вокруг самолета.

Радиолокационная система ПАК ФА состоит из перспективной АФАР X-диапазона в носовом отсеке, двух радаров бокового обзора, а также АФАР L-диапазона вдоль закрылков.

Сегодня КРЭТ также работает над созданием радиофотонного радара для ПАК ФА. Концерн намерен создать натурный образец радиолокационной станции будущего до 2018 года.

Фотонные технологии позволят расширить возможности радара – снизить массу более чем вдвое, а разрешающую способность увеличить в десятки раз. Такие БРЛС с радиооптическими фазированными антенными решетками способны делать своеобразный «рентгеновский снимок» самолетов, находящихся на удалении более 500 километров, и давать их детализированное, объемное изображение. Эта технология позволяет заглянуть внутрь объекта, узнать, какую технику он несет, сколько людей в нем находится, и даже разглядеть их лица.
Первоисточник: http://rostec.ru/research/tecnology/4517745


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. ДВС 27 февраля 2016 06:54
    Скорость эволюции радаров просто потрясающая. И радует, что впереди всей планеты идут наши конструкторы.
    1. Mera Joota 27 февраля 2016 09:37
      Цитата: ДВС
      И радует, что впереди всей планеты идут наши конструкторы.

      На чем основывается ваш вывод?
      1. aiw 27 февраля 2016 20:14
        Чей был первый серийный самолет с ФАР? Кто придумал РЭБ, кто сейчас лидерует по разработке РЭБ? Ну и радиофотоника это конечно передний край....
        aiw
      2. Rossiyanin 27 февраля 2016 23:43
        На производстве новейшей и уникальной техники для МО и ВМФ.
  2. Комментарий был удален.
  3. afrikanez 27 февраля 2016 07:27
    Эта технология позволяет заглянуть внутрь объекта, узнать, какую технику он несет, сколько людей в нем находится, и даже разглядеть их лица.
    Когда читаешь про такое, кажется что в будущее заглянул и это очень радует. good Теперь даже трудно себе представить, что будет представлять из себя самолет 6 поколения (имеется ввиду РЛС). Как говорится: поживем увидим, осталось только вот дожить до этого момента.
  4. Арон Заави 27 февраля 2016 09:18
    Отличная статья. Такой общедоступный ликбез просто необходим. А то часть участников форума такое пишут... request
  5. Fitter65 27 февраля 2016 09:32
    решено разместить на двухместном Пе-2.
    Пе-2 был трёх местным.экипаж состоял из лётчика,штурмана-в передней кабине и стрелка-радиста находящегося в задней.Двух местным был тяжёлый истребитель Пе-3,хотя и созданный на базе Пе-2 но это,была уже не много другая машина,со своими отличиями.Почему ей и был присвоен свой индекс.вот на Пе-3 и устанавливались первые РЛС,а так как Пе-3 не удовлетворял по своим характерристикам,то позже РЛС стали устанавливать на А-20 который поставлялся нам по ленлизу.А так статья понравилась...
  6. Комментарий был удален.
  7. Горный стрелок 27 февраля 2016 09:39
    Антенны АФАР - это прям волшебство какое то, а уж радиооптические - вообще на пределе понимания. Радует то, что наша радиофизика вполне на мировом уровне, и НЕ УСТУПАЕТ "партнёрам" по качеству изделий. На ПАК ФА антенны бокового обзора ( как пишут) вмонтированны в обшивку, самолёт вообще имеет круговой обзор. В сочетании со сверхманевренностью и новейшим вооружением - вообще "дракон-громовержец", а не самолёт. Наш привет гегемону.
  8. gregor6549 27 февраля 2016 13:17
    Цитата: afrikanez
    Эта технология позволяет заглянуть внутрь объекта, узнать, какую технику он несет, сколько людей в нем находится, и даже разглядеть их лица.

    Как человек, претендующий на знание радиоэлектронике вообще и в радиолокации в частности может писать такую чушь?
    1. aiw 27 февраля 2016 20:16
      Видимо автор таким образом хотел объяснить про то, что дает высокая разрешающая способность.
      aiw
  9. tchoni 27 февраля 2016 13:43
    Ну, заглядывать внутрь, скажем, танка, это анрил, а вот радиолокационные изображения и портреты - это реальность. Могут быть использованны для распознавания видимых объектов.
    1. gregor6549 27 февраля 2016 14:28
      Да реальность реализованная в экспериментах лет 30 тому назад. Но вопрос упирается в длину волны. Для того чтобы получить внятное р/л изображения нужен миллиметровый диапазон волн а этот диапазон с приемлемой для самолетных систем дальностью плохо дружит. Поэтому современные самолетные РЛС в основном сантиметрового диапазона. А в этом диапазоне решение задачи получения р/л изображения с высоким уровнем разрешения в реальном масштабе времени весьма проблематично
      1. tchoni 27 февраля 2016 15:25
        Не в длинну волны, а в апертуру антенной решотки. Именно отношение апертуры к длинне волны определяет разрешающую способность РЛС. Неслучайно в системах радолокационной разведки местности типа того же джистарса применяют синтез апертуры для РЛС бокового обзора.
        1. gregor6549 27 февраля 2016 15:37
          Все правильно, для Р/Л систем бокового обзора с синтезированной апертурой получение детального р/л/ изображения местности вполне возможно и реализовано уже давно. Но мы то говорим о бортовых РЛС истребителей и им подобным самолетам где апертура антенны РЛС определяется поперечным сечением носовой части фюзеляжа т.е. весьма мала а диапазон волн, используемый в таких РЛС как ни крути сантиметровый. Так о каких р/л/ изображениях в таких РЛС идет речь, кому они там нужны и кто с ними будет разбираться в воздушном бою. Там бы успеть просто обнаружить цель, определить ее госпринадлежность и поставить чужую цель на автосопровождение/автозахват, успевая при этом пилотировать самолет.
          1. tchoni 27 февраля 2016 16:55
            Ну, как вам сказать... Рлс современному самолету нужна не только в бою, но и при ведении разведки, навигации и даже картографирования местности. В конце концов, если рлс будет конформной (а нам это в пятом поколении обещают) почему не реализовать эти функции детального обзора местности с синтезом апертуры :-)
          2. sharp-lad 27 февраля 2016 23:49
            На сколько я понимаю, пилот будет получать обобщённую бортовой интеллектуальной системой информацию с рекомендациями по последующим действиям. Это уже не секрет и давно используется на самолётах предыдущих поколений. Более детальная информация собранная в полёте позволит генерировать адекватные рекомендации пилоту и поможет в определении целей и их ранжированию. Да и кто сказал, что информации о противнике до, во время и после боестолкновения бывает достаточно? hi
  10. xam0 28 февраля 2016 00:37
    Большое спасибо автору статьи за достаточно короткую, но познавательную статью в которой уместилась история, настоящее и будущее развитие БРЛС.
    Я не спец по ним, но всегда интересовало , что скрывается за скупыми тех. характеристиками РЛС современных самолетов, чем отличаются различные типы. Теперь многое становится понятным , а многие современные характеристики РЛС просто впечатляют. Надеюсь что и в дальнейшем наши самолеты будут оснащаться самым совершенным оборудованием, чтоб мы всегда были хоть на шаг, но впереди наших врагов. Еще раз спасибо!
    1. gregor6549 28 февраля 2016 10:16
      И мне хочется, но суровая реальность такова что в части РЛС мы, часто опережая Запад по техническим идеям как правило отставали в части их реализации. И прежде всего по причине постоянного отставания в части разработки и производства элементной базы. А без нее самые красивые идею реализовать невозможно есть. Конечно путем невероятных ухищрений отечественным конструкторам удавалось обеспечивать сравнимые с западными аналогами основные ТТХ бортовых РЛС, кроме весо габаритных, но за это приходилось платить и сокращением запаса топлива, и сокращением запаса боеприпасов и т д. И если в наземных системах проблема с элементной базой решалась относитерльно просто (например ввдением в системы пары тройки доп подвижных единиц, то к истребителю прицеп, увы, не пристегнешь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня