Полувооруженные силы

65
Грузия может похвастаться своей армией, но не больше

ВС Грузии, как и многие другие постсоветские армии, строились из состояния полного хаоса, став синтезом остатков Советской армии и местного народного ополчения. В грузинском случае добавилась еще местная специфика: страна в начале 90-х переживала тройную гражданскую войну – за власть в Тбилиси, за удержание Абхазии и Южной Осетии.

Первая из этих войн стала в значительной степени причиной проигрыша двух других. После этого на 10 лет грузинская армия осталась по сути законным бандформированием, крайне недофинансированным и абсолютно недееспособным.

Пришедший к власти в конце 2003 года Саакашвили добился радикального изменения ситуации в стране и в армии в частности.

И создал, и угробил


Благодаря улучшению экономической обстановки и обузданию «низовой» коррупции финансирование ВС возросло даже не в разы, а на порядки. Появилась западная военная помощь, масштабы которой, впрочем, у нас сильно преувеличены (в реальности она составляла несколько процентов от оборонного бюджета страны). Грузия начала в массовом порядке закупать оружие за границей, в первую очередь в Чехии и на Украине, в числе других поставщиков были Болгария, Сербия, Греция, Турция, Израиль, США. Приобреталось почти исключительно бывшее советское либо созданное на его основе восточноевропейское, которое модернизировалось с использованием западных технологий. Хотя в Грузии формально сохранился воинский призыв, боевые части комплектовались контрактниками, то есть по сути были профессиональной армией.

В целом ВС Грузии за 4,5 года очень далеко ушли от состояния времен Шеварднадзе. Тем не менее их потенциала было недостаточно для установления эффективного контроля над Абхазией, Южной Осетией и для войны с ВС РФ. Но решающую роль в дальнейшем развитии событий сыграл субъективный фактор.

Саакашвили испытывал сильное головокружение от успехов (которые в политике и экономике у него действительно были), при этом отличался явной психологической неустойчивостью, полной некомпетентностью в военных вопросах (чего, разумеется, абсолютно не понимал) и истовой верой в Запад. Он совершенно серьезно полагал, что создал современную профессиональную сетецентрическую армию, которая не только мгновенно разгромит ВС Абхазии и Южной Осетии, но и при необходимости без особого труда выиграет у ВС РФ. А уж в случае каких-то крайне маловероятных непредвиденных обстоятельств на помощь, безусловно, немедленно придет НАТО. Кстати, ничего особенно смешного в этом нет, ведь и у нас значительная часть населения абсолютно уверена в преимуществе профессиональной армии, в гигантской боевой мощи НАТО и его агрессивной сущности. Другое дело, что президент страны не должен руководствоваться обывательскими представлениями, а обязан видеть реальность. Но грузинам не повезло с президентом, хотя в тот момент им еще так не казалось.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года почти все военно-политическое руководство Южной Осетии сбежало из Цхинвали в Джаву. Тем не менее грузинские войска увязли в уличных боях с практически неуправляемыми осетинскими ополченцами. А затем в бой вступили ВС РФ.

Вопреки устойчивому мнению никакого численного превосходства на земле российские войска не имели. Были очень большие проблемы и в воздухе. Тем не менее война закончилась сокрушительным разгромом «современной профессиональной» армии Грузии, которая на третий день войны по сути просто распалась, прекратив всякое сопротивление и бросив огромное количество оружия, боеприпасов и полностью исправной техники. Что, кстати, подтвердило известный факт: при прочих равных условиях призывная армия всегда победит наемную (профессиональную) хотя бы за счет гораздо более высокой мотивации личного состава.

А НАТО, разумеется, пальцем не шевельнуло ради Грузии. Об этом можно было легко догадаться, если руководствоваться не пропагандой, а реальностью. Более того, по окончании войны альянс ввел негласный, но жесткий мораторий на поставку стране вооружений. Так что звучащие порой заявления, будто Грузия к настоящему моменту восстановила свою боевую мощь, совершенно абсурдны.

Коробка с солдатиками

Сухопутные войска после войны 2008 года являются единственным видом ВС Грузии. В их составе 13 бригад – 5 пехотных (1-я – Коджори, 2-я – Сенаки, 3-я – Кутаиси, 4-я – Вазиани, 5-я – Гори), 2 артиллерийские (1-я – Вазиани, 2-я – Хони), ССО, ПВО, инженерная (все – Тбилиси), авиационная (Марнеули), 2 резерва (10-я – Сенаки, 20-я – Телави).

Танковый парк включает 124 Т-72 (часть из них модернизирована с помощью Израиля) и 19 устаревших Т-55АМ, находящихся на хранении. Это примерно половина того, что было у Грузии по состоянию на 7 августа 2008 года. Имеется до 78 БРМ (11 БРМ-1К, 17 БРДМ-2, до 50 отечественных «Дидгори-2»), 121 БМП (71 БМП-1, 43 БМП-2, 7 собственных «Лазика»), до 300 БТР (11 МТЛБ, 4 БТР-60, 49 БТР-70, 18 БТР-80, 92 турецких «Кобра» и 70 «Эдждер», до 60 собственных «Дидгори-1/3»). Артиллерия насчитывает 48 САУ (12 2С1, 13 2С3, 1 2С19, 21 чешская «Дана», 1 2С7), 109 буксируемых орудий (84 Д-30, 3 2А36, 10 2А65, 12 Д-20), 181 миномет (145 37М, 6 2С12, 30 М-43 и чешских М-75), 43 РСЗО (21 БМ-21, 18 чешских RM-70, 4 израильских LRAR-160). В наличии около 320 ПТРК («Малютка», «Фагот», «Конкурс») и 80 ПТО (до 40 МТ-12, 40 Д-48).

Полувооруженные силыВойсковая ПВО располагает 12 ЗРК «Стрела-10», 40 ПЗРК «Стрела-2», 15 ЗСУ «Шилка», 45 зенитными орудиями (15 С-60, 30 ЗУ-23).

ВВС как вид ВС упразднены. В авиабригаде в составе сухопутных войск единственными боевыми самолетами являются 12 Су-25 (в том числе 7 модернизированных Су-25КМ, 2 учебно-боевых Су-25УБ). 10 аналогичных штурмовиков приобретены в Болгарии в нелетном состоянии как источник запчастей. Есть 4 транспортных самолета (3 Ан-2, 1 Ту-134) и 11 учебных (8 L-39С, 3 Як-52, до 9 крайне устаревших L-29, возможно, находятся на хранении), 5 боевых вертолетов Ми-24 и 1 Ми-35, до 6 спасательных Ми-14, 26 многоцелевых и транспортных (15 Ми-8, 9 американских UH-1Н, 2 французских AS332L). В авиации погранвойск имеется 2 патрульных самолета Ан-28, 4 вертолета Ми-2 и 3 Ми-8.

ПВО включает 1 или 2 дивизиона (по 6 ПУ и 3 ПЗУ в каждом) ЗРК «Бук-М1» и максимум 7 дивизионов (до 28 ПУ) ЗРК С-125, 13 ЗРК «Оса», 5 израильских ЗРК «Спайдер», 80 ПЗРК (50 «Игла», 30 польских «Гром»).

ВМС Грузии после потери в августе 2008-го большей части боевых катеров были упразднены как вид ВС, оставшиеся корабли переданы береговой охране. Сейчас в ее составе 19 сторожевых (2 греческих типа «Дилос», 1 турецкий АВ-30 «Тюрк» и 2 MRTP-33, 1 бывший немецкий тральщик типа «Линдау», 1 советский проекта 205П и 8 проекта 1400М, 2 американских типа «Пойнт» и 2 «Донтлесс») и 4 десантных катера (2 проекта 106К, 2 проекта 1176).

Почти вся эта техника советская по происхождению и времени производства. На ее основе строить современную сетецентрическую армию невозможно, чего Саакашвили так и не понял. Собственный ОПК дела точно не исправит. Хотя стране достался Тбилисский авиазавод, где в советское время собирались Су-25, наладить их производство без российских комплектующих Грузия, естественно, не сумела. В последние годы на Тбилисском танкоремонтном заводе созданы собственные БМП «Лазика» и БТР «Дидгори» нескольких модификаций, но ни по количеству, ни по качеству они не могут всерьез укрепить военный потенциал страны.

Смерть на чужой войне


Разумеется, о приеме Грузии в НАТО не может быть и речи хотя бы по чисто формальным причинам – у нее не урегулированы территориальные проблемы. Реальная причина в том, что ни США, ни тем более Европа не собираются не то что воевать, но получить хотя бы теоретический риск конфликта с Россией из-за какой-то Грузии. И уж тем более не может быть и речи о том, чтобы она сама вернула Абхазию и Южную Осетию военным путем (популярные в некоторых СМИ разговоры о том, что Тбилиси готовится к реваншу, в расчет принимать не стоит). Для создания дееспособных ВС у страны нет ресурсов, НАТО никакой помощи оказывать не собирается. Нынешние руководители в Тбилиси ничуть не менее антироссийские и прозападные, чем Саакашвили, но для них это все-таки политический курс, а не психический диагноз. Соответственно никакую войну они не планируют, понимая ее полную безнадежность.

Впрочем, совершенно новая ситуация сложится в случае начала вооруженного конфликта России с Турцией из-за коренных противоречий в Сирии (он, разумеется, отнюдь не неизбежен, но и не исключен). Грузия в географическом плане окажется между двумя противниками, заодно блокируя для России коммуникации со своей 102-й военной базой в Армении. Одним этим фактом автоматически окажется на стороне Турции, поэтому в Тбилиси может возникнуть соблазн попросить у Анкары помощи в возвращении своих бывших автономий. Правда, в этом случае Грузия сама себя подставляет под полномасштабный удар. И на сей раз в отличие от августа 2008-го в Кремле не примут политического решения остановить войска в 40 километрах от Тбилиси. Наоборот, решат пробить Грузию насквозь, установив тем самым прямую связь с Арменией.

Сложно сказать, закончится ли на этом грузинская государственность или страна потеряет какие-то территории (например Аджарию, населенную армянами Джавахетию). Но экономический ущерб в любом случае будет гигантским. Окончательно прекратят существование и ВС Грузии. И уж тем более придется забыть о возвращении автономий.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +47
    27 февраля 2016 06:30
    Маленьким государствам нужна не армия, а грамотная дипломатия и дружба с сильным соседом. Но грузины пока этого не поняли.
    1. +8
      27 февраля 2016 08:42
      именно, вопрос в том что и многие другие маленькие государства, этого не понимают, зачем-то тратя силы на армию, хотя можно просто договариваться, кооперироваться и быть нужным всем. тогда сами придут защищать если нападёт кто нибудь. у грузии так вообще лафа, даже если армию распустят, в регионе некому на них нападать.
      1. +5
        27 февраля 2016 09:37
        Наличие вооруженных сил - это один из элементов государственного суверенитета и от них не откажется, даже маленькое государство, чтобы создать хотя бы видимость этого суверенитета. Вопрос эффективности ВС, в данном случае во главу угла не ставится. Хотя, можно иметь сравнительно небольшую, но достаточно эффективную армию, всё зависит от психологической мотивации и морального настроя. Если за основу брать защиту своей территории, а не идеи захвата чужих, то это возможно.
        Распускать армию грызуны не станут, потому-что придется трудоустроить большое колличество "бездельников" или увеличить армию активно недовольных безработных. А это тоже не выгодно для государства, т.к. может спровоцировать беспорядки с попытками замены власти.
        1. +16
          27 февраля 2016 10:40
          Стучатся в ворота Рая грузинские солдаты, в окошко выглядывает апостол Петр.
          Петр: - кто такие?
          Грузины: - мы погибшие солдаты, впусти нас.
          Петр: - Ничего не знаю, топайте куда хотите. Сакашвилли только-что по телевизору выступал, сказал потерь нет.

          belay
          1. 0
            27 февраля 2016 15:15
            вся суть военной политики
      2. 0
        27 февраля 2016 09:41
        Точно, а могут прийти пораньше нападения, типа для защиты, а на деле случится оккупация. Армия нужна не только для войны, она мобилизует население, держит его в тонусе. А иначе - полный развал и гедонистическое общество.
        1. +1
          27 февраля 2016 15:15
          я понимаю если бы грузия находилась где-нибудь в африке, с тамошними соседями и авианосцы с бомбардировщиками не помешают, но в странах как грузия, правильнее делать ставку на полицию. типа внутренних войск. молодцы что ввс и вмф расформировали и не позорятся, как украина со своими адмиралами без кораблей. и готовить их к партизанской войне. в любом случае, в ваших условиях и псевдоармия не поможет. и уж тем более не защищает от полного развала и гедонизма, это решается вообще в другой плоскости.
      3. +2
        27 февраля 2016 09:54
        Цитата: руслан
        именно, вопрос в том что и многие другие маленькие государства, этого не понимают, зачем-то тратя силы на армию, хотя можно просто договариваться, кооперироваться и быть нужным всем. тогда сами придут защищать если нападёт кто нибудь. у грузии так вообще лафа, даже если армию распустят, в регионе некому на них нападать.

        Если, конечно, не считать Турцию...
      4. +1
        27 февраля 2016 13:27
        Польша однажды договорилась.
        1. 0
          28 февраля 2016 00:09
          Цитата: Вадим42
          Польша однажды договорилась.

          поляки хотели Российской земли(С) хотели с Алоизычем договориться дружить против России. а армия у ни тогда была норм.
    2. +1
      27 февраля 2016 09:36
      Все они поняли... выбор делать-это волю иметь, а так в проруби проболтаться можно... куда прибъет.. грузинская дипломатия
    3. +1
      27 февраля 2016 10:51
      В ночь с 7 на 8 августа 2008 года почти все военно-политическое руководство Южной Осетии сбежало из Цхинвали в Джаву. Тем не менее грузинские войска увязли в уличных боях с практически неуправляемыми осетинскими ополченцами. А затем в бой вступили ВС РФ.

      А Баранкевич А.К.? И сожженные им танки на перекрестке Московской и Миротворцев?
    4. +7
      27 февраля 2016 11:18
      Цитата: Sensatus
      Маленьким государствам нужна не армия, а грамотная дипломатия и дружба с сильным соседом.


      Но ведь ТАК! хочется представить себя ВЕЛИКИМ, который что-то решает в этом мире, а то всё "белеет мой парус такой одинокий на фоне стальных кораблей...".
    5. +5
      27 февраля 2016 13:01
      Благодаря улучшению экономической обстановки и обузданию «низовой» коррупции финансирование ВС возросло даже не в разы, а на порядки. Появилась западная военная помощь, масштабы которой, впрочем, у нас сильно преувеличены (в реальности она составляла несколько процентов от оборонного бюджета страны).
      Да ладно! А откуда в Грузии деньги? Что это за продукция произведя которую грузия получила средства на Армию? Мандарины продали или винище с борожоми? Нету ничего ценного у этих голодранцев! Все деньги им дал дяд сэм , и тщательно проконтролировал чтоб их не разворовали местные , а пустили на то что выделено , а именно на Армию и создание образцовой витрины американской помощи ( полиция, дороги, пенсии) .. НО! Сама цель этих денег была подготовка пушечного мяса для борьбы с Россией, да США просчитались не на тех поставили уж больно убоги грузины как солдаты , читать русскую классику надо было ".. недолго длился бой , бежали робкие грузины.." Сегодня и сейчас ставка сделана на хохлопов , да тоже себя не особо оправдало, но там еще ничего не закончилось в отличии от грузии..
    6. +7
      27 февраля 2016 16:08
      Да мы их сами испортили. В их среде много разговора про империализм, в котором на самом деле метрополии всегда живут хуже центра, а у нас было наоборот. Водопад из незаслуженных благ, сваливший в советское время, на Грузию сделал их неадекватными и , хотя они уже живут в другом измерении, память об их счастье до сих пор жива. Пробовали подключится у США, вместо России, не получилось конечно. Хоть поняли, что такое империализм на этом примере?
      А зря. В случае с заварухой с Турцией, у Грузии отличные шансы на расширение за счет своих исторических территорий, утерянных при большевиках. Такая же ситуация с Арменией, которая понимает ситуацию.
  2. +2
    27 февраля 2016 06:48
    Наоборот, решат пробить Грузию насквозь, установив тем самым прямую связь с Арменией.

    Конечно, сильно сказано. И возможно хотелось бы так. Но не все так просто на самом деле.
    А то, что если Грузия "заганашится", получит сразу и много - это точно! angry
  3. aba
    +4
    27 февраля 2016 06:48
    После этого на 10 лет грузинская армия осталась по сути законным бандформированием

    Теперь понятно откуда пристрастие к джипам в грузинской армии. laughing
  4. 0
    27 февраля 2016 07:14
    Коротко об Украино-Грузинских Отношениях:

    Едут в купе Тарас и Гиви. Гиви чачу достал, персики кинжалом нарезал, Тараса угощает. Тарас кинжал увидел, думает как бы выманить. Достал сало, кинжалом режет и говорит: "Гиви, подари кинжал, все равно выбросишь, я же им сало резал". "Нэ нэ виброшу. Я им яйца брею".
    1. +17
      27 февраля 2016 08:18
      А с каких пор в Грузии резать сало кинжалом грех? Грузины Християне.
      1. +3
        27 февраля 2016 10:30
        Ислам является второй по величине и значению религией на территории современной Грузии. По данным переписи населения 2002 года ислам исповедовали 9,9 % населения страны (около 0,4 млн чел.)
        1. +1
          28 февраля 2016 20:04
          Это азербайджанцы Грузии и часть грузин-аджарцев.
    2. +4
      27 февраля 2016 08:45
      ошибочный анекдот, грузины не мусульмане, сало им не противопоказано. кого из мусульман заменили на грузин? кто в оригинале?:)
  5. +22
    27 февраля 2016 07:19
    Такое пожелание - учиться военному делу,оставили на территории военной базы в грузинском городе Гори,бойцы 71-го Гвардейского мотострелкового краснознаменного ордена Кутузова полка, постоянно дислоцированного в н.п. Ханкала.
  6. +6
    27 февраля 2016 07:26
    маленькие государства в принципе не могут иметь армию . способную противостоять один на один армии великих держав. поэтому должны входить в блоки. понимая . что будут разменной монетой в серьёзной войне. такова жизнь.
  7. +11
    27 февраля 2016 07:32
    когда разваливали Союз всем этим дуремарам рассказывали сказки о том что они "никогда не будут участвовать в имперских войнах"...экстазу было!
    однако у дяди Сэма их судьба - пушечное мясо да и то дрянное...
  8. +6
    27 февраля 2016 07:35
    Нынешние руководители в Тбилиси ничуть не менее антироссийские и прозападные,но для них это все-таки политический курс, а не психический диагноз. ..Нет...всё таки диагноз...
  9. +3
    27 февраля 2016 07:45
    Цитата: Sensatus
    Маленьким государствам нужна не армия, а грамотная дипломатия и дружба с сильным соседом. Но грузины пока этого не поняли.


    Всё верно, только и нам не стоит забывать о дипломатии - в данном случае это весьма перспективное направление).
  10. +3
    27 февраля 2016 08:38
    мда..раньше грузины в грузии жили и были в составе могучей державы.. в шоколаде были..а теперь в джорджии.. laughing
    1. +9
      27 февраля 2016 09:14
      Вот пусть там и живут толку от ни какого одних воров в законе было больше чем во всем союзе.
  11. +2
    27 февраля 2016 08:45
    Что, кстати, подтвердило известный факт: при прочих равных условиях призывная армия всегда победит наемную (профессиональную) хотя бы за счет гораздо более высокой мотивации личного состава.

    Ничего подобного.
    Это то же самое, что утверждать, что любитель всегда лучше специалиста.
    Попробуйте применить это утверждение к науке, производству, музыке и пр.

    К тому же история, как правило, показывает обратное.
    1. +4
      27 февраля 2016 10:10
      Цитата: ArcanAG
      Что, кстати, подтвердило известный факт: при прочих равных условиях призывная армия всегда победит наемную (профессиональную) хотя бы за счет гораздо более высокой мотивации личного состава.

      Ничего подобного.
      Это то же самое, что утверждать, что любитель всегда лучше специалиста.
      Попробуйте применить это утверждение к науке, производству, музыке и пр.

      К тому же история, как правило, показывает обратное.

      Ничего подобного история не показывает... Это, кто как смотрит и с какой стороны на этот вопрос... Титаник построили профессионалы, а Ковчег любитель! Сам лично считаю себя любителем (не получал никакого профессионального образования), но 80% профессионалов заткну за пояс (даже с более высшим образованием) в сфере своей деятельности. Не спорю, что порой испытываю недостаток именно системного образования, но этот недостаток не носит принципиального характера... Иногда, даже, серьёзно выручает при возникновении необходимости принятия не стандартных решений... Ибо сознание не блокируется запретами!
    2. +1
      27 февраля 2016 10:13
      Про примеры о науке, производстве, музыке не проходят, там не убивают насовсем, Ждем примеры в студию..
    3. +2
      27 февраля 2016 10:16
      Кстати, когда Суворов брал Измаил, гарнизон которого насчитывал 40 тыс., с 25 тыс. войском - по всем правилам военного искусства, он просто не должен был этого делать (с точки зрения профессионала!) и никак не мог победить! Однако, история говорит об обратном!!!
      1. +1
        27 февраля 2016 11:04
        Исключения лишь подтверждают правила. recourse
      2. +2
        27 февраля 2016 16:17
        Как раз Суворов А.В. и был профессионалом с большой буквы.
        Кратко и понятно объяснял преимущество профессионала: Не числом, а УМЕНЬЕМ.
    4. 0
      27 февраля 2016 10:29
      Цитата: ArcanAG
      Что, кстати, подтвердило известный факт: при прочих равных условиях призывная армия всегда победит наемную (профессиональную) хотя бы за счет гораздо более высокой мотивации личного состава.

      Ничего подобного.
      Это то же самое, что утверждать, что любитель всегда лучше специалиста.
      Попробуйте применить это утверждение к науке, производству, музыке и пр.

      К тому же история, как правило, показывает обратное.


      Есть такой исторический пример, не способный ответить на вопрос: какая профессиональная армия одержала победу над не профессиональными партизанами Афганистана? Да, и не только Афганистана!)))) Так что, относительно истории - вы тут "перегнули"...)))
    5. 0
      28 февраля 2016 01:45
      К тому же история, как правило, показывает обратное.

      Российская история как раз подтверждает превосходство призывной армии! И как раз за счет мотивации л/с.
      "Много желающих воевать за деньги, нет желающих погибать за деньги!" А за Родину?
  12. +3
    27 февраля 2016 09:49
    В исторической перспективе Грузия может сохранить свою независимость лишь в союзе с Россией, как это уже было в прошлом...
  13. +12
    27 февраля 2016 11:03
    Быть вассалами России, выгодно народам, но не выгодно элитам. Быть вассалами США, выгодно элитам, но не выгодно народам.
  14. +6
    27 февраля 2016 11:10
    К стати, армия была разгромлена, а к чему это привело? Практически ни к чему. "Наши западные партнёры" попросили путина сделать вид что ничего не было, Путин с удовольствием согласился. Ладно, политические плоды победы не были получены, достижения войны никак не были зафиксированы, разгромленная грузия по прежнему претендует на осетию и абхазию, никаких договоров по их статусу проигравший не подписывал. Но, хотя бы полностью разоружить разгромленного противника можно было? Допустим нет профессионала способного составить и заключить нормальный мирный договор, но тут же просто надо было отдать приказ военным на полный вывоз вооружений, трофеи - это святое, а что нельзя вывести - всё взорвать, это же просто. Ничего этого тоже не было. Зачем воевать, лить кровь, если руководство страны потом тупо и бездарно сливает итоги любой военной победы?
    1. +2
      27 февраля 2016 16:21
      В то время ГлавкоВерхом был Медведев, а не Путин. Западные партнеры это знали.
    2. 0
      28 февраля 2016 00:40
      Скажите, а вы владеете полной информацией чтобы делать такие выводы?
      Я вот слышал, что официального объявления войны не было. Приказа об атаке Грузии и грузинского войска - тоже не было. И что генерал Николай Егорович Макаров ввел войска на свой страх и риск. То есть - могло быть так - либо грудь в крестах, либо - голова в кустах... Вот и думайте дальше. А с Храмчихиным А. - автором статьи - согласен полностью.
    3. 0
      28 февраля 2016 01:59
      ...Практически ни к чему. "Наши западные партнёры" попросили путина сделать вид что ничего не было...

      Путин и 08.08.08 слил? Ну-ну...Вы бы хоть погуглии, кто был Президеном. Или Путин отвечает за все и всегда, как на Украине например?
      Зачем воевать, лить кровь, если руководство страны потом тупо и бездарно сливает итоги любой военной победы?

      Т.е. независимая Абхазия и Ю.Осетия "тупые и бездарные итоги"? Или надо было оккупировать и кормить Грузию под дружный вой и стенания Запада и либералов?
  15. 0
    27 февраля 2016 11:19
    Цитата: chunga-changa
    Но, хотя бы полностью разоружить разгромленного противника можно было?

    А смысл? Сами по себе их ВС не опасны, а если в США решат их вооружить, то вооружат.
    1. +2
      27 февраля 2016 13:33
      Не очень опасны и совсем не опасны - разница есть?
      А совсем не опасны и полностью деморализованые?
      А совсем не опасные и полностью деморализованые. Подписавшие договор про признание независимости Абхазии и Ю.Осетии. Выплачивающие родственникам убитых Российских миротворцев и осетин многомиллионные компенсации. Выплачивающие контрибуцию России и Ю.Обхазии за другие убытки. Внесшие в конституцию статьи о запрете создания вооружённых сил. С запретом вступать в НАТО. С созданием нашей базы. С созданием экстерриториального коридора до Армении? Разницу чувствуете?
      Всё это можно было сделать с полностью разгромленной страной агрессором. Победитель в войне имеет право диктовать побеждённым любые условия, а если представитель побеждённых их не принимает - страна просто оккупируется и вводится правление оккупационной администрации. У америки любая выигранная война всегда заканчивается именно этим. У нас - нет.
      "Наши гении" решили что всё это не нужно, само как нибудь рассосётся.
      1. 0
        27 февраля 2016 14:28
        Цитата: chunga-changa
        Всё это можно было сделать с полностью разгромленной страной агрессором

        Проблема в том, что настоящим агрессором были США, а их разгромить проблематично.
        1. +2
          27 февраля 2016 15:44
          Согласно всем хитрым планам - да, америка везде, Обама лично всем алкашам в штаны ср..т, и лично в 2008 на Цхинвали напал. Это однако не помешало взять Крым в 2014м. Как так получается - если есть желание, всё нормально выходит, если нет - начинаются хитрые планы и почему не получилось, америка...Обама...инопланетяне...плохие танцоры.
          Если вы не считаете, что мы можем разгромить армию грузии, но не можем принудить её к политическому миру на наших условиях, то может хватит говорить про величие россии, вторую сверхдержаву и прочее. Тогда получается надо знать своё место и не лезть к взрослым?
          1. 0
            27 февраля 2016 18:43
            Цитата: chunga-changa
            Это однако не помешало взять Крым в 2014м

            В Крыму практически 100% поддержка населения, плюс была военная инфраструктура, плюс сформированы специальные подразделения подготовленные для вежливой работы. Если для жители в Цхинвали наши были спасителями, то в Тбилиси расклад был бы иной, так что аннексировав Грузию, как предлагали некоторые, мы получили бы геморрой на десятилетия вперёд.
            Цитата: chunga-changa
            но не можем принудить её к политическому миру на наших условиях

            Нет такой страны как Грузия, название на карте есть, а независимого государства нет. И Россия заключила мир, не с марионетками, а с их хозяином, которому на благополучие его пешек ... В общем не интересует.
            1. +1
              27 февраля 2016 19:15
              Вот чем мне нравится наш Верховный, так это взвешенностью и своевременностью действий. Думаю никто из присутствующих не предполагал что ВКС масштабно будут вести военные действия. Подошло время - вернули Крым, подошло время - отстаиваем Сирию, а Югославию жалко, не срослось. Всему СВОЁ время.
  16. 0
    27 февраля 2016 11:27
    1. Как то разговаривал со знакомым, который проходил службу по контракту в Южной Осетии. Там же он достаточно хорошо общался с местным населением. Ранее мне доводилось слышать и читать из различных СМИ об успехах Саакашвили по борьбе с коррупцией и об эффективной реформе полиции. Так как достоверность этих фактов меня очень сильно интересовала. В личном разговоре когда я спросил у своего знакомого на эту тему о том что "правда ли то что Саакашвили искоренил коррупцию и очистил полицию", он посмотрел на меня как на дурака и сказал: "Ты че?! Какой там! Еще как берут (взятки)!" На смой вопрос про отношение простых грузин к Саакашвили, он сказал что "простые грузины его ненавидят". 2. В 2003 году США подарило Грузии 12 вертолетов "Апач". В этой статье данный факт и их дальнейшая судьба не упоминается. Говорят что вроде бы они были уничтожены российской авиацией в первый же день на аэродроме.
  17. +4
    27 февраля 2016 12:00
    Грузинский спецназ на задании. Все собрались, нет только самого главного спецназовца Вано. Час спустя появляется Вано. — Слущай, Вано, пачему так долго? — Да панимаишь, паставил будильник на восем, праснулса, памылса, паел, адэлса, взал автомат, сдэлал боевую раскраску, подошел к зеркалу и ..... ты нэ поверишь, обосрался!!!
  18. +3
    27 февраля 2016 12:19
    Выход у них один вступить в ОДКБ и не ломать себе голову, заниматься любимым делом, торговать на радость всем, жить и радоваться, шас Россия покрепчает сами прибегут(
    1. +1
      27 февраля 2016 15:57
      Уважаемый беспредел

      Вы говорите вступить в ОДКБ, а что им делать с Южной Осетией и Абхазией?
  19. +3
    27 февраля 2016 14:36
    Не надо тешить себя надеждами, что Грузия не может быть принята в НАТО! Если захотят, то примут и Грузию, и Молдавию, и Украину! Они сами себе пишут правила, а международное право это удел слабых!
  20. +1
    27 февраля 2016 15:04
    ....Мотивация?...У грузин?!...
    Вспомнился фильм "Отец солдата".... Сейчас пересмотрю...
  21. 0
    27 февраля 2016 17:57
    "в гигантской боевой мощи НАТО и его агрессивной сущности" - а что, разве НАТО белое и пушистое?
    1. +1
      27 февраля 2016 19:04
      Цитата: Type 63
      разве НАТО белое и пушистое?


      согласен, неудачный оборот: агрессивной сущности у них хватает, просто мозги не настолько отморожены, и главное - очко не железное, чтобы с Россией связываться!
    2. Комментарий был удален.
  22. 0
    27 февраля 2016 19:28
    ...Встрёнулись... "генацвале! может отойдёте укрцавад... - Ти кто?! - Друг...- Друга-недруга фсех убьём!!! - батоно! есть решение - оставляете снаряжение оружие прибамбасы и валите... да! и чачу... мы вас не тронем..."Отвечаешь командир?!..." Зуб даю не сойти мне с места.... - "Мамой поклянись!" - Нет у меня мамы....- валите - нет у вас вариантов - сожжём
  23. 0
    27 февраля 2016 23:11
    Цитата: Sensatus
    Маленьким государствам нужна не армия, а грамотная дипломатия и дружба с сильным соседом. Но грузины пока этого не поняли.

    А как же Израиль? ))) И государство маленькое и соседи ни приведи господь... И ресурсов у них не так много, а громят армии которые и по количеству и по качеству оружия превосходят Израиль в разы...
    1. 0
      28 февраля 2016 01:33
      Это до первого хорошего пинка. Ресурсы мобрезервы....- шандец.. топливо снаряды бинты вода вода!!!... и без поддержки США - ....сидите тихо...и не воняйте
  24. +1
    28 февраля 2016 10:50
    Цитата: Sensatus
    Маленьким государствам нужна не армия, а грамотная дипломатия и дружба с сильным соседом. Но грузины пока этого не поняли.

    Поняли и как раз из за того что поняли, хотим держатся от вас по дальше.
    1. 0
      28 февраля 2016 15:02
      ...Кровь кровь моего помохи... Никто не упомянет про те дела.... Я ей напитался...фкусс-спесфиссский...Жара мухи запах кордита... пить пить патроны... и это блин грузины?!! "сержант Махарашвили"?!!!....Не прощу
  25. 0
    28 февраля 2016 14:29
    Израиль?.... Хммм...Против всей этой арабской шушеры?.... Вопрос дней, если не часов - даже брызог не будет и никакой Негев им не поможет.... тоже мне придумали орудие судного дня...
  26. 0
    28 февраля 2016 15:01
    Цитата: chikod
    Поняли и как раз из за того что поняли, хотим держатся от вас по дальше.

    Так вот и держитесь , только молча, а то и большому медведю может в конце концов надоесть постоянный лай и вой всяких шавок.
    1. +1
      28 февраля 2016 16:45
      Цитата: Alget87

      Так вот и держитесь , только молча, а то и большому медведю может в конце концов надоесть постоянный лай и вой всяких шавок.

      Ок, спасибо за совет.