Military Review

Kremlin nuclear trump card

2
Kremlin nuclear trump cardDuring the Senate hearings on the ratification of the New START Treaty, many senators constantly express their disappointment at the fact that the agreement does not restrict Russia’s tactical nuclear warheads. Proponents of the new treaty are responding to the fact that the treaty’s orientation towards strategic nuclear weapons is a continuation of the tradition of all previous US-Russian arms control agreements. However, critics are rightly concerned that the number of strategic warheads has dropped to such a low level that the United States can no longer ignore Russia's overwhelming superiority in the field of tactical weapons.

Strategic nuclear weapons are designed to win wars by striking large cities, military bases and other "strategic" objects. In contrast, tactical weapons are designed for use on the battlefield. From a practical point of view, strategic nuclear missiles are aimed at the most important areas of Russia and the United States, while tactical nuclear missiles were intended for combat in Central Europe.

During the years of the Cold War, the United States and Russia were holding up a multitude of both strategic and tactical nuclear missiles. But US-Russian arms control has always focused on strategic weapons, since it was theoretically believed that tactical missiles were useless to maintain a nuclear world, provided both countries had much larger stocks of strategic missiles. Events on the battlefield were considered unimportant if Washington and Moscow were threatened with destruction using strategic nuclear missiles.

But what was true at the height of the Cold War, when both sides possessed tens of thousands of strategic nuclear warheads, turned out to be much less true as both sides reduced their strategic forces. During the administration of former US President George W. Bush, the maximum possible number of strategic missiles installed on launch sites was reduced from 6000 to 2200 on each side. The new START treaty lowers this “ceiling” even lower, to 1550.

Unfortunately, Russia has not responded to these strategic arms reductions with a reduction in its tactical arsenals. According to most estimates, today the United States is holding in Europe from 200 to 300 tactical nuclear missiles, while Russia's arsenal ranges from 2000 to 3000.

The Obama administration claims in the Senate that Russia's tenfold advantage in the field of tactical nuclear weapons insignificant from a military point of view and will remain insignificant, even if the strategic forces of the United States are reduced by about half the size of Russia's tactical forces, as required by the new START Treaty. But it is obvious that there comes a time when strategic arms reductions will be so deep - and the Russian advantage in tactical weapons so large - that this discrepancy can no longer be ignored.

Incredibly, the arms control community and even some of the US allies in Europe believe that the solution to this problem will be the unilateral withdrawal of American tactical warheads remaining on the European continent. They mistakenly assume that in response Russia will remove its warheads (at least, those that are deployed in the European part of the country). The Obama administration has not yet agreed to this decision, but has not rejected it, instead promising to strengthen consultations on this issue within NATO and urging Russia to hold talks on reducing tactical weapons.

Indeed, even persuading Russia to simply discuss the issue of tactical weapons will already be a significant achievement. The Bush administration has repeatedly tried to start such a discussion, but Russia has always refused, always insisting that there is nothing to talk about until the United States removes all of its tactical missiles from Europe, while Russia leaves its weapons in this theater of operations. With the coming to power of the Obama administration, Russia's position on this issue has not become more flexible. When the senators asked her why the new START Treaty mentions only strategic weapons, US Secretary of State Hillary Clinton admitted that "they [the Russians] were not ready to discuss tactical nuclear weapons."

This inflexibility reflects a disturbing reality. Russia pointedly did not become a supporter of the vision of a world without nuclear weapons proposed by Obama. On the contrary, as US Secretary of Defense Robert Gates frankly told the Senate: “Everything that we see indicates that they reinforce the importance and role of their nuclear missiles in the defense of Russia.” Representatives of the Russian authorities explain this by saying that the country's usual military potential has been seriously affected since the collapse of the Soviet Union, while the threats to Russian security have increased.

These perceived threats include not only China in the east and unstable Muslim regions in the south, but also NATO in the west. In fact, NATO has rather stabilized the western periphery of Russia, and did not become a threat to it, but the resentment for the loss of most of its former empire in favor of NATO prevents Moscow from recognizing this reality.

In an atmosphere where the threats perceived by Russia exceed its ability to defend itself with conventional means of defense, the Russian authorities see tactical nuclear missiles as a great leveler. The United States has little to offer to convince the Kremlin to reduce its tenfold superiority, not to mention the complete destruction of these missiles.

Washington would have even less to offer if the Obama administration would unilaterally withdraw American tactical missiles from Europe. Proponents of this idea misunderstand the very nature of the problem. In fact, Russia holds tactical nuclear weapons on the alert to counter the perceived threat from NATO.

For this reason, the new START Treaty is likely to be the latest arms control agreement signed with Russia for a long time to come. Another traditional agreement to reduce strategic armaments is not even discussed. Any future agreements will have to include the limitations of tactical weapons, but Russia seems determined to keep this nuclear trump card with it as long as it considers NATO a threat. To change this point of view will require much more than the reset buttons and one-sided concessions from the United States.
Author:
Originator:
http://www.inosmi.ru"rel =" nofollow ">http://www.inosmi.ru
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. танк
    танк 19 December 2011 14: 09
    -2
    By Stephen Reidmaker - go better tell the Iraqis what a wonderful democratic country with a solid economy and happy people you left after "withdrawing your troops." After these wars, the threat from NATO can be imaginary.
  2. bistrov.
    bistrov. 16 January 2012 14: 18
    +1
    For some reason, Mr. Stephen is modestly silent about the number of Tomahawk cruise missiles with nuclear warheads in service with the US Navy, which has surrounded Russia like crows from all sides. Russia, whose fleet is 10 times weaker, keeps its tactical nuclear warheads as opposed to the fleet of the United States, Japan, and China, which is not averse to grabbing a piece of Siberia.

Ядерный козырь Кремля

Ядерный козырь КремляВ ходе сенатских слушаний по ратификации нового Договора СНВ многие сенаторы постоянно выражают свое разочарование тем фактом, что соглашение никак не ограничивает тактические ядерные боеголовки России. Сторонники нового договора отвечают на это тем, что ориентация договора на стратегические ядерные вооружения является продолжением традиции всех предыдущих американо-российских соглашений по контролю вооружений. Однако критики справедливо обеспокоены тем, что число стратегических боеголовок упало до столь низкого уровня, что Соединенные Штаты больше не могут игнорировать подавляющее превосходство России в области тактических вооружений.

Стратегические ядерные вооружения предназначены для победы в войнах путем ударов по крупным городам, военным базам и другим «стратегическим» объектам. В отличие от них тактические вооружения разработаны для использования на поле боя. С практической точки зрения стратегические ядерные ракеты направлены на важнейшие районы России и США, в то время как тактические ядерные ракеты были предназначены для ведения боев в Центральной Европе.

В годы «холодной войны», Соединенные Штаты и Россия держали наготове множество как стратегических, так и тактических ядерных ракет. Но американо-российский контроль над вооружениями всегда концентрировался на стратегических вооружениях, так как теоретически считалось, что тактические ракеты бесполезны для поддержания ядерного мира при условии, что обе страны обладают гораздо большими запасами стратегических ракет. События на поле боя считались несущественными, если Вашингтон и Москва находились под угрозой уничтожения с помощью стратегических ядерных ракет.


Но то, что было верным в разгар «холодной войны», когда обе стороны обладали десятками тысяч стратегических ядерных боеголовок, оказалось гораздо менее верным по мере того, как обе стороны сокращали свои стратегические силы. В годы администрации бывшего президента США Джорджа У. Буша, максимально возможное число установленных на стартовые позиции стратегических ракет было уменьшено с 6000 до 2200 с каждой стороны. Новый договор СНВ опускает этот «потолок» еще ниже, до 1550.

К сожалению, Россия никак не ответила на эти сокращения стратегических вооружений сокращением своих тактических арсеналов. Согласно большинству оценок, сегодня Соединенные Штаты держат в Европе от 200 до 300 тактических ядерных ракет, в то время как арсенал России составляет от 2000 до 3000.

Администрация Обамы утверждает в Сенате, что десятикратное преимущество России в сфере тактического ядерного оружия незначительно с военной точки зрения и останется незначительным, даже если стратегические силы США будут сокращены примерно вполовину от размера тактических сил России, как того и требует новый Договор СНВ. Но очевидно, что наступает момент, когда сокращения стратегических вооружений окажутся столь глубокими – а российское преимущество в тактических вооружениях столь большим – что это несоответствие больше нельзя будет игнорировать.

Невероятно, но сообщество по контролю над вооружениями и даже некоторые из союзников США в Европе считают, что решением этой проблемы будет односторонний вывод остающихся на европейском континенте американских тактических боеголовок. Они ошибочно предполагают, что в ответ Россия удалит свои боеголовки (по крайней мере, те из них, что развернуты в европейской части страны). Администрация Обамы пока не согласилась с таким решением, но и не отвергла его, вместо этого пообещав усилить консультации по этому вопросу в рамках НАТО и призвав Россию провести переговоры по сокращению тактических вооружений.

И действительно, даже уговорить Россию просто обсудить вопрос тактических вооружений уже станет значительным достижением. Администрация Буша неоднократно пыталась начать подобное обсуждение, но Россия всегда отказывалась, всегда настаивая на том, что разговаривать не о чем, пока Соединенные Штаты не выведут из Европы все свои тактические ракеты, в то время как Россия оставит свое оружие в этом театре боевых действий. С приходом к власти администрации Обамы позиция России по этому вопросу не стала более гибкой. Когда сенаторы спросили ее, почему в новом Договоре СНВ упоминаются лишь стратегические вооружения, госсекретарь США Хиллари Клинтон признала, что «они [русские] были не готовы обсуждать тактическое ядерное оружие».

Эта непреклонность отражает тревожную действительность. Россия подчеркнуто не стала сторонником видения мира без ядерного оружия, предложенного Обамой. Напротив, как откровенно рассказал Сенату министр обороны США Роберт Гейтс: «Все, что мы видим, указывает на то, что они усиливают важность и роль своих ядерных ракет в обороне России». Представители российской власти объясняют это тем, что обычный военный потенциал страны серьезно пострадал с момента развала Советского Союза, в то время как угрозы российской безопасности выросли.

Эти предполагаемые угрозы включают в себя не только Китай на востоке и нестабильные мусульманские регионы на юге, но и НАТО на западе. На самом деле НАТО скорее стабилизировала западную периферию России, а не стало ей угрозой, но обида за потерю большей части своей бывшей империи в пользу НАТО мешает Москве признать эту действительность.

В атмосфере, где угрозы, ощущаемые Россией, превосходят ее способность защитить себя обычными средствами обороны, российские власти видят в тактических ядерных ракетах великий уравнитель. Соединенным Штатам практически нечего предложить, чтобы убедить Кремль сократить свое десятикратное превосходство, не говоря уже о полном уничтожении этих ракет.

Вашингтону было бы еще меньше, что предложить, если бы администрация Обамы в одностороннем порядке вывела американские тактические ракеты из Европы. Сторонники этой идеи неверно понимают саму природу проблемы. На самом деле, Россия держит тактическое ядерное оружие наготове, чтобы противостоять воображаемой угрозе со стороны НАТО.

По этой причине новый Договор СНВ, вероятно, станет последним соглашением о контроле над вооружениями, подписанным с Россией, на долгое время вперед. Еще одно традиционное соглашение по сокращению стратегических вооружений даже не обсуждается. Любые будущие соглашения должны будут включать на себя ограничения тактических вооружений, но Россия, похоже, полна решимости держать этот ядерный козырь при себе до тех пор, пока будет считать НАТО угрозой. Чтобы изменить эту точку зрения понадобится гораздо больше, чем кнопки перезагрузки и односторонние уступки со стороны США.
Автор: Стивен Рейдмейкер был помощником госсекретаря США по контролю над вооружениями с 2002 по 2006 год. Теперь он работает старшим советником фирмы BGR Government Affairs в Вашингтоне.
Первоисточник: http://www.inosmi.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.inosmi.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. танк 19 декабря 2011 14:09
    Автор Стивен Рейдмейкер-иди лучше рассказывай иракцам,какую прекрасную демократичную страну с прочной экономикой и счатливыми людьми вы оставили после "вывода ваших войск".После этих войн,как угроза со стороны НАТО вообще может быть мнимой.
    танк
  2. bistrov. 16 января 2012 14:18
    Почему-то мистер Стивен скромно умалчивает о количестве крылатых ракет "Томагавк" , с ядерными боеголовками ,находящихся на вооружении ВМФ США,который как воронье со всех сторон окружил Россию. Россия,флот которой слабее раз в 10, держит свои тактические ядерные заряды в противовес флоту США,Японии , да и Китая,который не прочь отхватить кусок Сибири.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня