Су-34: новейший российский бомбардировщик



Наш новый ударный самолет предназначается для поражения точечных сильнозащищенных целей днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения, классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия. Су-34 называют непосредственным преемником Су-24, но схожесть индексов и отчасти назначения не должны вводить в заблуждение — между этими боевыми машинами конструкционной преемственности не существует. Су-24 разрабатывался в 1960-е годы как советский ответ на революционное семейство F-111, созданное в стенах американской корпорации General Dynamics. F-111 Aardvark в разных модификациях выполнял целый диапазон задач: от тактического бомбардировщика до разведывательного самолета и бомбардировщика стратегического (FB-111FA) и воплощал в себе несколько революционных технологий, как то: применение двухконтурных ТРД с форсажной камерой, РЛС слежения за рельефом местности и изменяемая геометрия крыла. F-111 оказался настолько удачной машиной, что советские авиаконструкторы решили если не повторить ее, то, во всяком случае, построить самолет с аналогичными возможностями на основе схожих конструкторских решений. Так появился Су-24 — тактический фронтовой бомбардировщик.


Немного статистики

На вооружении ВКС России находятся 83 Су-34 (75 серийных и 8 опытных предсерийных образцов). Один самолет потерян. 4 июня 2015 года при посадке на аэродроме в Воронежской области у Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Самолет выкатился за пределы полосы и перевернулся.
Другая родословная


О Су-34 тоже пишут как о фронтовом бомбардировщике, и в этой роли он вполне может использоваться, однако стоит вспомнить, что его прототип на этапе разработки назывался Су-27ИБ. ИБ — значит «истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман — это конструктивное развитие истребителя Су-27, а тот был создан в 1970-е годы в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик, или, как называют его в США, многоцелевой ударный самолет F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), который, очевидно, и стоит считать ближайшим американским аналогом нашего Су-34.
Strike Eagle отправился в первый полет в 1986 году, а в 1988-м уже был принят на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.

Су-34: новейший российский бомбардировщик

Бронированный дом
Защищенная титановой броней просторная кабина Су-34 — пожалуй, одна из самых интересных особенностей ударного самолета. В кабине можно сидеть, лежать и стоять. Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

Тем не менее работа сделана, и этому можно только порадоваться. «Трубкозуб» F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно стоит в музеях, а наш героический «бомбер» все еще летает, хотя давно морально устарел. К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских боевых группировок в Сирии.


Больше колес!
В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.


Шестикрылый серафим

Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.

Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.

Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.

Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.

По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.

Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.


Проверка боем
Су-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.

Крылатая электроника

Впрочем, эффективность нанесения ударов зависит в наши дни не только от качества и номенклатуры боеприпасов, но также от систем прицеливания и в целом от «продвинутости» бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме РЛС с дальностью обзора по наземным целям 120 км и с возможностью одновременного обстрела четырех целей, БРЭО включает в себя систему радиоэлектронной борьбы «Хибины-10В» (радиотехническая разведка, постановка активных помех), а также тепловизионные и телевизионные системы прицеливания.

Стоит отметить, что именно электроника, в отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия, ставят БРЭО иностранных конструкций. Несмотря на то что Су-34 был официально принят на вооружение лишь в 2014 году, первые партии перспективного ударного самолета стали поступать в войска уже в нулевые годы нынешнего века. В первые годы эксплуатации Су-34 выявились разнообразные «детские болезни» машины, и касались они, в частности, нестабильной работы РЛС и прицельного комплекса, что становилось серьезным препятствием для нанесения высокоточных ударов.

В начале нынешнего десятилетия по итогам первых лет применения, в том числе (неофициально) в ходе российско-грузинского конфликта 2008 года, самолет претерпел модернизацию, получив, в частности, новые высокотемпературные двигатели АЛ-31Ф-М1, обновленную станцию предупреждения об облучении и газотурбинную вспомогательную силовую установку. Сообщают также, что в рамках модернизации были обновлены навигационные и прицельные системы, и их возможности сейчас как раз и тестируются в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории Сирии. Вместе с тем известно, что в КБ «Сухой» разрабатывается новая, модернизированная версия ударного самолета — Су-34М, в которой, в частности, предусмотрена установка более совершенных систем БРЭО. Новая модификация должна быть готова к 2016−2017 годам, а к ее производству приступит тот же Новосибирский авиационный завод, который строит и базовую версию. Впоследствии до уровня Су-34 предполагается модернизировать весь наличный парк Су-34.

Как бы то ни было, до тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34 остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на вооружении российских ВКС. Обладая множеством серьезных преимуществ перед аналогичными самолетами предыдущего поколения и во многом не уступая иностранным конкурентам (а в чем-то их превосходя), Су-34 несомненно сыграет заметную роль в укреплении обороноспособности страны. А устранение недостатков и недоработок конструкции — это вопрос роста технологической компетенции нашего оборонпрома.
Автор:
Олег Макаров
Первоисточник:
http://www.popmech.ru/weapon/235869-su-34-noveyshiy-rossiyskiy-bombardirovshchik/#full
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Evgesh91 Офлайн
    Evgesh91 (Евгений) 28 февраля 2016 05:49
    +3
    кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере -разве уже установлена? ее же вроде только дорабатывают
    1. kot11180 Онлайн
      kot11180 (kot11180) 28 февраля 2016 17:14
      +3
      В кормовой балке вспомогательная силовая установка (ГТД)
      1. opus Офлайн
        opus (Антон) 28 февраля 2016 22:17
        +5
        Цитата: kot11180
        балке вспомогательная силовая установка (ГТД)

        ТА14-130-35

        находится ближе к килям.


        ему РП обтекатель на балке не нужен


        там где "человек в белом" он находится


        вот в низ выходит "выхлопная труба" потом чз 4 щели наружу

        1. AKuzenka Офлайн
          AKuzenka (Александр) 3 марта 2016 22:59
          0
          Статья неплохая, но автору надо работать над изложением. То он пишет, что с Су-24, нет преемственности, в следующем абзаце, что "конструктивное развитие".
    2. opus Офлайн
      opus (Антон) 28 февраля 2016 20:56
      +5
      Цитата: Evgesh91
      -разве уже установлена? ее же вроде только дорабатывают

      Н-012 — РЛС (разработка НИИР "Рассвет",производства "Пульсар"),опробована на РЛСУ-27 (Су-27М)
      все есть:





      и лючек доступа и РП обтекатель балки

      ее же планировали на Су-35 разместить,опять же в хвостовой балке


      ------------------------
      На СУ-34М вероятно будет адаптирована малогабаритная БРЛС МФ2


      1. silver_roman Офлайн
        silver_roman (Роман) 29 февраля 2016 11:21
        0
        Цитата: opus
        На СУ-34М вероятно будет адаптирована малогабаритная БРЛС МФ2

        это уже по ходу полноценная АФАР.
        Правда не маловата ли она?
        1. Фалкон Офлайн
          Фалкон 29 февраля 2016 11:57
          +2
          Цитата: silver_roman
          это уже по ходу полноценная АФАР.


          Это вообще щелевая антенна, даже не ПФАР
        2. opus Офлайн
          opus (Антон) 29 февраля 2016 13:31
          +2
          Цитата: silver_roman
          это уже по ходу полноценная АФАР.

          Модуль МБРЛС Ка–диапазона МФ2–1 – основная часть РЛС с фронтальной волноводно-щелевой антенной решёткой (ВЩАР) с механическим сканированием.


          Цитата: silver_roman
          Правда не маловата ли она?

          масса малогабаритной двухдиапазонной БРЛС «Когитор» (МФ2)
          составит не более 55-60 кг и она будет обладать дальностью действия в зависимости от задачи - от 0,2 до 28 км в Ка-диапазоне и до 160 км в Х-диапазоне.

          Имеется возможность поставки БРЛС в однодиапазонном варианте. При этом месса с модулем Ка-диапазона составит около 23 кг, а с модулем Х-диапазона - не более 35 кг.

          корпорация «Фазотрон-НИИР» планирует адаптировать радар МФ2 для установки на модернизированном двухместном штурмовике Су-25УБ. Радар обеспечивает всепогодное применение штурмовика, в том числе ночью.

          Цитата: Фалкон
          Это вообще щелевая антенна, даже не ПФАР

          модуль МФ2–2 бокового обзора Х–диапазона ...
          а это "кусок" БРЛС Жук-АЭ/FGA-35 с АФАР( конечно не 1148 штукППМ)


          КРЭТ видимо разницы (м/у щелью и ФАР)не видит

          http://kret.com/product/10152/
  2. report4 Офлайн
    report4 28 февраля 2016 06:03
    +21
    Сегодня похоже ночь, когда самые дилетанты выкладывают свои "статьи"
    После "К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ." - дальше можно не читать. Автор абсолютно не в теме, что происходит в современной авиации.
    1. Dimon19661 Офлайн
      Dimon19661 28 февраля 2016 09:11
      +4
      Наш старый бомбардировщик слишком тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских боевых группировок в Сирии.



      Меня вот это добило,кто вообще такие статьи пропускает?
    2. spech Офлайн
      spech (Владимир) 29 февраля 2016 07:42
      +3
      Сегодня похоже ночь, когда самые дилетанты выкладывают свои "статьи"
      После "К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ." - дальше можно не читать. Автор абсолютно не в теме, что происходит в современной авиации.

      источник гляньте, попмех am
      там всегда "адекватные" статьи.
  3. cyber Офлайн
    cyber 28 февраля 2016 06:26
    0
    Стоит отметить, что именно электроника, в отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия, ставят БРЭО иностранных конструкций.


    А причина разве не в том, что не хотят "светить" раньше времени свои БРЭО? С чего вы взяли что наши БРЭО хуже? winked
    1. Cap.Morgan Офлайн
      Cap.Morgan (Александр) 28 февраля 2016 10:47
      0
      Наоборот кстати , это говорит о том что есть доступ к иностранному оборудованию и комплектующим.
  4. Termit1309 Офлайн
    Termit1309 (Александр) 28 февраля 2016 07:01
    +3
    Впоследствии до уровня Су-34 предполагается модернизировать весь наличный парк Су-34.
  5. rpek32 Офлайн
    rpek32 (Владимир) 28 февраля 2016 07:09
    +12
    . Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

    если что, то "туалетом" зовется это. и фактически их два laughing
    1. Mera Joota Офлайн
      Mera Joota (Mera Joota) 28 февраля 2016 08:35
      +3
      Цитата: rpek32
      если что, то "туалетом" зовется это. и фактически их два

      Там наверно ошибка, на САНБАЧОК, а ССАНБАЧОК должно быть...
    2. 0255 Офлайн
      0255 (не должно) 28 февраля 2016 10:24
      +15
      Цитата: rpek32
      . Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

      если что, то "туалетом" зовется это. и фактически их два laughing

      Лучше санбачок, чем авиационные памперсы, как в странах НАТО.
  6. Удав КАА Онлайн
    Удав КАА (Александр) 28 февраля 2016 07:21
    +4
    Я не волшебник. Я только учусь (с)

    Наш новый ударный самолет предназначается для поражения точечных сильнозащищенных целей днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения, классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия.
    И это здорово!
    Но невольно возникает вопрос: прежде, чем уничтожить *подводную* (та, которая под водой, а не на подводе!) цель, ее нужно обнаружить. Визуально, при идеальных условиях прозрачности воды -- до 50-60м, а дальше? АРЛС? Так даже СДВ только на 10-12м проникают в этот электролит...
    Так чем же он обнаруживает лодки под водой?
    И второе. Если он используется только как платформа для доставки средств поражения в район подводной цели, а применяет его по ВИИ (ЦУ другой системы), то с таким же основанием можно противолодочным (для уничтожения подводных целей!) считать и АН-12. На него еще больше можно загрузить и ГБ и поле РГАБами поболее "засеять!"
    Если кто-то из сталинских (пардон, путинских!) соколов знает по данному вопросу больше, очень прошу поделиться, ПЛЗ!
    С глубоким уважением, hi
    1. Ruslan67 Офлайн
      Ruslan67 (Руслан) 28 февраля 2016 07:27
      +3
      Цитата: Удав КАА
      Если кто-то из сталинских (пардон, путинских!) соколов знает по данному вопросу больше,

      Ну хватит докапываться sad Урррааа!!! laughing
      Привет drinks
    2. opus Офлайн
      opus (Антон) 28 февраля 2016 22:29
      +3
      Цитата: Удав КАА
      Так чем же он обнаруживает лодки под водой?

      тем же самым,чем и вертолеты/авиация ПЛО радиоакустическими и р-телеметрическими сбрасываемыми буями
      см. номенклатуру вооружения СУ-34

      см. "радиобуи"

      Радиогидроакустический буй РГБ-1А

      Авиационный радиогидроакустический буй пассивного типа ненаправленного действия для обнаружения подлодок в погружённом положении по создаваемым ими шумам и передачи соответствующей информации по радиолинии о наличии подлодки в радиусе его действия.
      ТХ: длина кабеля = 35-70 м, дальность обнаружения ПЛ = 2 км, время непрерывной работы = 2,5 ч, время работы на излучение = 45 мин., время самоликвидации = 3 ч, дальность связи = 40 км, высота сброса = 200-2000 м, масса = 15 кг, скорость сброса с носителя = 700 км/ч, скорость приводнения = 35 м/с, высота волн = до 5 баллов, комплект = 24 шт.

      ну и тд
      Радиогидроакустический буй РГБ-25


      Радиогидроакустический буй РГБ-55А

      Радиогидроакустический буй РГБ-16-1


      Радиотелеметрический буй РТБ-91

      Автономное устройство одноразового применения для снятия и передачи на борт самолёта данных о вертикальном распределении скорости распростанения звука в морской воде, используемых при поиске подлодок противника.
      ТХ: диапазон измерения скорости распространения звука = 1400-1550 м/c, дальность связи = 40 км, время работы = не более 10 мин., время готовности к работе = не более 3 мин., высота сбрасывания = 200-2000 м, масса = 13,5 кг, время самоликвидации = 6 ч, дальность связи = 45-60 км, скорость сбрасывания = до 700 км/ч, солёность моря = 19-40 %, высота волн = до 5 баллов, гидростатическое давление = от 0 до 20 кг/куб.см, глубина непрерывного определения вертикального распределения скорости распростанения звуа = 5-200 м, масса буя = 14,5 кг, комплект = 2 шт.


      Конечно не столько СКОЛЬКО на Ту-142М3

      однако....
      1. opus Офлайн
        opus (Антон) 28 февраля 2016 22:41
        +5
        Однако контейнер с радиогидроакустическими буями РГБ-НМ-1

        как на Ка-27ПЛ (без тары/контейнера ессно)

        Цитата: Удав КАА
        И второе. Если он используется только как платформа для доставки средств поражения в район подводной цели, а применяет его по ВИИ (ЦУ другой системы), то с таким же основанием можно противолодочным (для уничтожения подводных целей!) считать и АН-12.

        не можно.
        На АН-12 нет СУО и нет пилонов для подвески,и радиоканала приема данных с буя то же НЕТ
        Нет
        Универсальная малогабаритная торпеда УМГТ-1

        Противолодочная авиабомба ПЛАБ-250-120


        Авиационная противолодочная ракета АПР-2

        Предназначена для поражения подлодок на глубинах от 8 до 600 метров, идущих со скоростью до 80 км/ч.
        ТХ: масса = 560 кг, скорость хода = до 115 км/ч, глубина хода = 8-600 м, масса БЧ = 60 кг, время самоликвидации = 15 мин., радиус реагирования АСН = 11,5 км, радиус реагирования АНДЦ = 0,5-2 м, условная вероятность поражения цели типа ПЛ = 0,8.


        А на СУ-34 есть
        Цитата: Удав КАА
        Если кто-то из сталинских (пардон, путинских!) соколов

        ПРОШУ не считать меня "соколом" ("сталинским " / "путинским") belay
  7. Mera Joota Офлайн
    Mera Joota (Mera Joota) 28 февраля 2016 08:38
    -2
    В 1990г.(на сколько помню) мой товарищ работавший на Чекалде (НАПОиЧ) рассказывал какой на заводе был шухер когда с Су-27ИБ кто то из рабочих скоммунизмил бортовой компьютер, поэтому фраза
    Су-34: новейший российский бомбардировщик
    у меня всегда вызывает горькую ухмылку.
    1. opus Офлайн
      opus (Антон) 29 февраля 2016 02:09
      +2
      Цитата: Mera Joota
      у меня всегда вызывает горькую ухмылку.

      а есть ЕЩЕ более новый
      Цитата: Mera Joota
      российский бомбардировщик

      ?

      или чего то мы пропустили?
  8. da Vinci Офлайн
    da Vinci (Сергей) 28 февраля 2016 10:38
    +4
    Мужики! Су-34 очень хороший самолет, мне очень нравится!!! Но первый полет - 13 апреля 1990 года. Называть его новым - это вершина цинизма. Так могут заявлять те, кто до сих пор получает премии, звания и ордена от наследства СССР, а сам ничего толкового сделать не может. angry
    1. Cap.Morgan Офлайн
      Cap.Morgan (Александр) 28 февраля 2016 11:23
      0
      Цитата: da Vinci
      Мужики! Су-34 очень хороший самолет, мне очень нравится!!! Но первый полет - 13 апреля 1990 года. Называть его новым - это вершина цинизма. Так могут заявлять те, кто до сих пор получает премии, звания и ордена от наследства СССР, а сам ничего толкового сделать не может. angry

      Ну во первых сейчас самолёты, несмотря на компьюторное моделирование, разрабатывают десятилетиями.
      Это 100 лет назад всё делалось по наитию , на коленке..
      Второе - планер самолёта долго не устаревает. Меняется начинка - двигатели, электроника... так что самолёт несмотря на долгие сроки проектирования может быть вполне современным.
    2. aleksey980 Офлайн
      aleksey980 (Алексей) 28 февраля 2016 17:39
      +2
      Писал, конечно, тот ещё "эксперт", но тем не менее:
      Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.
      1. da Vinci Офлайн
        da Vinci (Сергей) 28 февраля 2016 17:50
        0
        Простые вычисления. 24 года - много или мало? 1917+24=1941. 1945+24=1969. Теперь сравните уровень развития техники и технологии: 1917 и 1941; 1945 и 1969! Почувствуйте разницу!!! И Сталин здесь не причем. wink
        1. aleksey980 Офлайн
          aleksey980 (Алексей) 29 февраля 2016 00:16
          +2
          Э-э-э... Вы что курите? При чём тут Сталин? what Людям жрать нечего было. Какая нах оборонка? Не помершие сразу НИИ и заводы держались вообще непонятно на чём! Не знаю как Вы, а я прекрасно помню время, когда большинство жрали практически только то, что удавалось вырастить в огороде. Про город ничего не скажу, жил 90-е в деревне и маленьком городке, мало отличавшимся от деревни. Так что вычеркните из истории разработок, примерно лет 10 и ещё на 5-8 лет сделайте поправку на нищенский военный бюджет, который наращивали далеко не одномоментно.
    3. vladimir_krm Офлайн
      vladimir_krm (Владимир) 29 февраля 2016 10:18
      0
      Цитата: da Vinci
      Но первый полет - 13 апреля 1990 года

      В один год с Ф-22 :) Хряптор - старьё?
    4. Bad_gr Офлайн
      Bad_gr (Владимир) 29 февраля 2016 14:38
      +3
      Цитата: da Vinci
      Но первый полет - 13 апреля 1990 года. Называть его новым - это вершина цинизма.
      Самолёт - это не только планер, но и его начинка. А она менялась постоянно. Менялись двигатели, менялась кабина, расположение агрегатов, форма баков. Я уж молчу про то, что связано с вооружением.


  9. Лiцьвiн Офлайн
    Лiцьвiн 28 февраля 2016 14:12
    +1
    Хороший самолет, нужный и своевременный. Су-24 давно пора на покой - в музеи. У нашего земляка, беларуса Павла Осиповича Сухого, в КБ "Сухой" остались хорошие ученики, которые делают лучшие в мире самолеты в своих классах. Отличная конструкторская школа осталась. hi
  10. iouris Онлайн
    iouris (iouris) 28 февраля 2016 14:12
    +1
    Хорошая традиция: раз в квартал рассказывать "новое" о "новейшем российском бомбардировщике Су-34", сравнивая его с F-15 Eagle. Интерес представляет Су-34, как стратегический бомбардировщик.
    Хотелось бы услышать о боевой эффективности (полезный эффект\затраты) в Сирии.
    1. Тибидох Офлайн
      Тибидох (Александр) 28 февраля 2016 19:11
      0
      Цитата: iouris
      Интерес представляет Су-34, как стратегический бомбардировщик.

      Прошу пардону, но он фронтовой.
      Цитата: iouris
      Хорошая традиция: раз в квартал рассказывать "новое" о "новейшем российском бомбардировщике Су-34", сравнивая его с F-15 Eagle.

      Уместный сарказм! drinks
  11. Bongo Офлайн
    Bongo (Сергей) 28 февраля 2016 14:22
    +5
    Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере.

    Дочитав до этого места, пришел к выводу, что автор абсолютно "не в теме". negative Статья - пересказ во многом недостоверной информации циркулирующей в сети, однозначно "-".
    1. opus Офлайн
      opus (Антон) 29 февраля 2016 03:51
      +2
      Цитата: Bongo
      Дочитав до этого места, пришел к выводу, что автор абсолютно "не в теме"

      А ,что не так?

      Н-012 — РЛС




      РЛСУ на это расчитана, БЦВМ "Аргон" тянет
      1. Bongo Офлайн
        Bongo (Сергей) 29 февраля 2016 06:46
        +1
        Цитата: opus
        А ,что не так?

        Н-012 — РЛС

        Только на серийных машинах её нет. no
        1. opus Офлайн
          opus (Антон) 29 февраля 2016 13:07
          +1
          Цитата: Bongo
          Только на серийных машинах её нет

          Не знаю.
          фото со сборки.
          это не серийные?
          На выставку? Ее наверное нет на тех ДВУХ первых, так на них много чего нет.
          А чего ей не быть?
          Н-012 — РЛС (разработка НИИР "Рассвет",НПП "Пульсар" производит- если не ошибаюсь или ОАО "ЦНПО "Ленинец"),опробована и устанавливалась на РЛСУ-27 (Су-27М) в древних годах.
          Хотели и на Су-35 ее,на некоторых бортах была.
          РЛС «Ленинец В005»?

          Н-012 — РЛС обзора задней полусферы Су-34
          Н-014 — РЛС обзора задней полусферы Су-27М
        2. 5234 Офлайн
          5234 (Эдуард) 29 февраля 2016 23:27
          0
          Шпионам знать и не положено...
    2. 5234 Офлайн
      5234 (Эдуард) 29 февраля 2016 23:26
      0
      Уж,чья бы корова, мычала.....
  12. nazar_0753 Офлайн
    nazar_0753 (Гордеев Назар) 28 февраля 2016 14:53
    0
    Как бы то ни было, до тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34 остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на вооружении российских ВКС.

    Что-то не понял. А как же Су-35С? hi
    1. Змей Горыныч 28 февраля 2016 15:23
      +1
      а су 35, миг29? Разве они менее совершенней?
  13. сибиралт Офлайн
    сибиралт (Олег) 28 февраля 2016 16:42
    -1
    Цитата: 0255
    Цитата: rpek32
    . Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

    если что, то "туалетом" зовется это. и фактически их два laughing

    Лучше санбачок, чем авиационные памперсы, как в странах НАТО.



    Тогда проще летать с расстегнутой ширинкой, или вовсе без штанов. laughing Чем памперсы хуже?
    1. Тибидох Офлайн
      Тибидох (Александр) 28 февраля 2016 19:05
      +5
      Цитата: сибиралт
      Тогда проще летать с расстегнутой ширинкой, или вовсе без штанов.

      Да Вы шо, уважаемый?! А если, не дай Бог, катапультироваться придется... без штанов. Это ж срамота какая-то получается. belay

      Цитата: сибиралт
      Чем памперсы хуже?

      Отсутствие памперсов = отсутствие госзакупок памперсов = отсутствие коррупционной составляющей. good
  14. Комментарий был удален.
  15. Mavric Офлайн
    Mavric (Анрей) 29 февраля 2016 06:52
    +3
    А с чего это вдруг Су-34 стал трипланом? Вас послушать так Су-27 биплан ;) Всю жизнь данная конструкция называлась монопланом (одно несущее крыло). ПГО (переднее горизонтальное оперение) никоим образом к несущему крылу не относится, тем более стабилизатор. Примером биплана можно назвать наш И-15 (2 несущих крыла), трипланом Fokker Dr. I (три несущих крыла).
Картина дня