Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

Это продолжение статьи о румынских фрегатах. Первая часть находится ТУТ.

Короли и королевы

Как вы уже знаете из предыдущих частей, краса и гордость всего румынского народа фрегат Мэрэшешть (F 111) на протяжении практически 20 лет являлся единственным и самым крупным военным кораблём за всю историю ВМС Румынии.


Поэтому в период с 1985 по 2004 годы этот корабль являлся флагманом ВМФ Румынии, пока в его состав не вошла “королевская чета”: фрегаты “Реджеле Фердинанд” (Regele Ferdinand) и “Реджина Мария” (Regina Maria). Именно тогда была создана флотилия фрегатов (Flotila de fregate) и Мэрэшешть уступил место флагмана “Фердинанду”.

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

Флагман румынских ВМС фрегат “Regele Ferdinand” (F221).


Британские отставники или “Вторая часть Марлезонского балета”

14 января 2003 года Румыния заключила с Великобританией контракт, предметом которого был покупка двух фрегатов типа 22 (Type 22) для нужд ВМС Румынии. Речь шла о покупке “Кораблей Её Величества” HMS Coventry (F98) и HMS London (F95) за 116 млн. Фунтов стерлингов. Корабли не были новыми: их ввели в эксплуатацию в 1986 году и выведены из состава ВМФ Великобритании в 2002-м году.

Этот контракт стал частью международного скандала. Всё началось с того, что в 1997 году Великобритания сократила численность Королевского флота с 137 до 99 кораблей, и выведенные из состава ВМФ корабли выставила на продажу. Так называемый “теневой” министр обороны и будущий министр обороны, британский консерватор Лиам Фокс (Liam Fox) опубликовал в авторитетной ежедневной газете “Daily Mail” статью, в которой обвинил официальный Лондон в том, что выручка от продажи 38 кораблей составила 580 млн. фунтов стерлингов. Из этой суммы пятую часть (116 млн.) составили деньги за продажу Румынии всего 2-х кораблей, причём из отправленных Румынией 116 млн. в бюджет Великобритании дошли только 200 тысяч фунтов. Выгодная, однако, сделка!

Лиам Фокс обвинил в махинациях и нанесении ущерба государству известную британскую кампанию BAE Systems plc. Судя по всему, кинули «лиса» и не поделились, а тот поднял вой в прессе…

* Fox (англ.) — лиса.

Экскурс в историю

Про этот тип кораблей на русском мало что написано, поэтому выкладываю всё, что нашёл, перевёл и систематизировал.

Фрегаты типа 22 (Type 22 Broadsword) — класс фрегатов, построенных для нужд Королевского военно-морского флота Великобритании. Они строились тремя сериями, каждая серия (подкласс) отличались как водоизмещением, так и техническим оснащением, установленными силовыми установками и вооружением.

Всего было построено 14 фрегатов типа “22”:
1-я серия (Batch 1): 4 корабля подкласса “Broadsword” станд. водоизмещением 4,400 тонн (бортовые номера F88 — F91);
2-я серия (Batch 2): 6 кораблей подкласса “Boxer” станд. водоизмещением 4,800 тонн (бортовые номера F92 — F98);
3-я серия (Batch 3): 4 корабля подкласса “Cornwall” станд. водоизмещением 5,300 тонн (бортовые номера F99 — F87).

После сокращения численности Королевского флота 7 кораблей из первых 2-х серий были проданы и состоят на вооружении следующих государств:
Бразилия: 4 корабля: “Greenhalgh” (ex-Broadsword), “Dodsworth” (ex-Brilliant), “Bosísio” (ex-Brazen) и “Rademaker” (ex-Battleaxe);
Чили: 1 корабль: “Almirante Williams” (ex-Sheffield);
Румыния: 2 корабля: Regele Ferdinand (ex-Coventry) и Regina Maria (ex-London).

Ещё 2 фрегата были использованы в качестве кораблей-мишеней и потоплены, а оставшиеся 5 были сданы на слом.

Утилизацией сданных на слом кораблей Её Величества на протяжении многих лет занимается турецкая компания LEYAL Ship Recycling Ltd. Это одна из крупнейших профильных компаний и её мощности позволяют перерабатывать до 100 тыс. тонн чёрных и цветных металлов в год.

Один из проданных Румынии фрегатов, а именно Coventry (F98), за время своей службы под флагом Великобритании прошёл 348,372 морских миль и провёл в море более 30 тысяч ходовых часов.

Другой из проданных Румынии кораблей, HMS London (F95), во время первой войны в Персидском заливе являлся флагманом Королевского флота. Два других фрегата первой серии (HMS Brilliant и HMS Broadsword) участвовали в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендами.

Во время конфликта на Фолклендах HMS Broadsword (F88) получил повреждения, но был отремонтирован. 11 лет спустя Бродсуорд снова вышел на тропу войны, но на этот раз в Адриатике (операция “Схватка”, Югославия 1993 г.). Затем, 3 года спустя, в 95 году фрегат F88 продали Бразилии.
Умеют они торговать секонд-хэндом…

Последний фрегат типа 22 был выведен из состава ВМФ Великобритании 30 июня 2011 года. Это был головной корабль 3-й серии HMS Cornwall (F99). Фрегат не удалось продать, поэтому его сдали на слом.

Фрегаты типа 22 являлись самыми крупными и хорошо оснащёнными кораблями, состоявшими когда-либо на службе Её Величества, так как их прямые преемники, фрегаты типа 23 (Type 23) из экономических соображений были поменьше, да и оснащены поскромней.

Фрегаты типа 22 — многоцелевые корабли, но разрабатывались они с учётом технологических достижений СССР в конце “холодной войны” в первую очередь для борьбы с советскими субмаринами.

В то время общая оборонная доктрина определяла им следующую цель: будучи приданными американским ударным соединениям, прикрывать их от советских атомных подлодок.

Фрегаты типа 22 разрабатывались в качестве замены своим предшественникам, целого семейства фрегатов типа 12: Уитби (Type 12), Ротсей (Type 12M) и Линдер (Type 12I). В послевоенный период это самый многочисленный тип британских крупных боевых кораблей и в то же время (по мнению самих британцев) один из наиболее удачных типов британских фрегатов.

Вследствие заката эпохи корабельной артиллерии и развития корабельных радиоэлектронных средств и управляемого ракетного оружия (УРО) — британские эскадренные миноносцы были поделены на узкоцелевые подклассы.

Для обеспечения противолодочной обороны (anti-submarine escorts) был выделен новый самостоятельный класс: фрегат, а для обеспечения противовоздушной обороны (air defence ships) — эсминец ПВО.

Таким образом, сначала фрегаты типа 22 создавались как корабли ПЛО (ASW vessels), но со временем получила развитие концепция многоцелевых фрегатов (general-purpose frigates) и корабли типа 22 были довооружены и переклассифицированы в фрегаты общего назначения, а различия между подклассами размылись.

О роли фрегатов типа 22 в структуре ВМФ тех лет можно судить из списка требований главного морского штаба Её величества, составленном в 1967 году.

После закрытия проекта CVA-01* Королевский ВМФ провёл полную переоценку относительно требований для кораблей будущего надводного флота, и пришли к выводу, что флоту необходимы следующие пять новых типов кораблей:

1). Крейсеры-вертолётоносцы (противолодочные крейсера) с многочисленной авиагруппой, состоявшей из вертолётов ПЛО. В итоге это требование привело к созданию лёгких авианосцев типа “Инвинсибл”.
2). Эсминцы ПВО: меньшие по размерам и более дешёвые, чем эскадренные миноносцы типа “Каунти” — привело к созданию эскадренных миноносцев типа 42.
3). Фрегаты УРО: многоцелевые корабли водоизмещением 3000÷6000 т, с ракетным вооружением в качестве возможного преемника фрегатов класса “Leander” (Тип 12) — привело к созданию фрегатов типа 22.
4). Патрульные фрегаты: более дешевые, чем фрегаты класса “Leander” — привело к созданию фрегатов типа “Амазон” (проект 21).
5). Минные тральщики: в качестве возможного преемника кораблей типа “Тон” (Ton-class minesweeper) — привело к созданию тральщиков-искателей мин типа “Хант”.

* Проект CVA-01 — Строительство тяжёлых ударных авианосцев типа “Куин Элизабет”. Запущен в середине 1960-х годов, прекращён (до начала строительства головного корабля) в феврале 1966 года.

Для отражения атак с воздуха и поражения различных воздушных целей в состав вооружения перспективных авианосцев (будущий тип “Инвинсибл”) были предусмотрены до 2-х ПУ для ЗРК Sea Dart с боекомплектом до 36 ЗУР. А среди других новых типов кораблей — увеличенным боекомплектом ракет для ЗРК Си Дарт (20-22 ракеты) должны были оснащаться естественно, эсминцы ПВО. Ведь их основная задача — обеспечение ПВО корабельных группировок, поэтому каждый британский авианосец должен был уходить на боевую службу в отдаленные районы Мирового океана в сопровождении эсминца ПВО.

Хоть фрегаты типа 12 значительно уступают своим преемникам, фрегатам типа 22 по тоннажу, но в подводных обводах корпусов фрегатов этих типов просматривается известное сходство.

Так как в 1960 году департамент проектирования Адмиралтейства был загружен, а работы по проектированию фрегатов УРО (тип 22) затягивались, необходимо было компенсировать недостаток кораблей этого типа. Поэтому в качестве временной меры у частной судостроительной компании была куплена проектная документация на строительство другого типа кораблей. Позже они стали известны как фрегаты класса “Амазон” или “Тип 21”.

Кто проектировал тип 22, не ясно, но известно, что доработкой документации занимались специалисты компании Ярроу из Глазго, а контролировал и отвечал за проект один из отделов Адмиралтейства (Ship Department). Проектирование фрегатов УРО (тип 22) затягивало строительство патрульных фрегатов (тип 21) и необходимых “уже вчера” эсминцев ПВО (тип 42).

Кораблестроители

Постройкой большинства фрегатов типа 22 (10 из 14) занималась солидная компания, основанная в 1865 году: верфь Ярроу из Глазго, что в Шотландии (Yarrow Shipbuilders Limited). За свою долгую историю верфь Ярроу сменила несколько имён: вначале она именовалась “Upper Clyde Shipbuilders”, затем “British Shipbuilders”, потом “GEC Marconi Marine” и, наконец, в 1999 она получила название “BAE Systems”.

Ещё 3 фрегата, Sheffield (F96); Coventry (F98) и Chatham (F87), были построены одной из известнейших судостроительных компаний мира, британской фирмой Swan Hunter, основанной в 1880 году. В XXI веке Сван Хантер закрыла своё судостроительное производство и сосредоточилась только на проектировании.

А ещё более старая и не менее уважаемая компания (основана в 1828 г.), Cammell Laird, уже к шапочному разбору получила скромный заказ на постройку предпоследнего фрегата третьей серии Campbeltown (F86). В 1986 году она была приватизирована и была поглощена компанией Vickers Shipbuilding & Engineering Ltd (VSEL). С 1987 по 1993 гг. со стапелей Кэммелл Лэрд сошли 3 субмарины типа «Апхолдер», а затем компания VSEL закрыла принадлежащую ей верфь Cammel Laird.

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая


Что в имени тебе моем?

Изначально планировалось давать новым типам фрегатов названия в алфавитном порядке. Так, названия всех новых патрульных фрегатов (тип 21) начинались на букву “А”: Amazon (F169), Antelope (F170), Ambuscade (F172) и так далее. Всего было построено 8 патрульных фрегата и названия всех восьмерых начинались на букву “А”. Поэтому названия всех новых фрегатов УРО (тип 22) должны были начинаться на букву “Б”.

Сначала так и было, и корабли 1-й серии получили следующие названия на букву “Б”: Broadsword (F88), Battleaxe (F89), Brilliant (F90) и Brazen (F91). Первые 3 корабля 2-й серии тоже получили свои имена, начинающиеся на букву “В”: Boxer (F92), Beaver (F93), Brave (F94), но вмешалась война: Великобритания боролась с Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами. Среди потерь британской короны числились 2 новеньких эсминца ПВО 42-го типа HMS Sheffield (D80) и HMS Coventry (D118). Поэтому было принято решение переименовать 2 строящихся фрегата в честь затонувших эсминцев. В результате фрегат с бортовым номером F96, получивший вначале имя Bruiser, был переименован в Шеффилд, а Боудикка (F98) — в Ковентри. Заказанный чуть ранее Бладхаунд (F98), к постройке которого ещё не успели приступить, тоже переименовали и дали ему имя London.

Так как на их будущих преемниках, фрегатах “типа 23”, было заранее решено отказаться от названий в алфавитном порядке, а решили именовать все 16 кораблей в честь британских герцогов, то тип 23 известен и как фрегаты класса “Дюк”: (англ. Duke — Герцог). Поэтому головной корабль класса “Дюк” (F230) назвали Norfolk — в честь герцога Норфолка; F233 — Marlborough, в честь герцога Мальборо, F231 — Argyll, в честь герцога Аргайла, и так далее.

Ну, а алфавитную прогрессию в названиях продолжили уже фрегаты 3-й серии (подкласс “Cornwall”), но имена всех кораблей этой серии начинались уже на букву “С”: Cornwall (F99), Cumberland (F85), Campbeltown (F86) и, наконец, замыкающий, Chatham (F87). Первые 2 корабля были названы в честь тяжёлых крейсеров типа “Каунти” времён Первой мировой.

Интересные факты

Официальным спонсором (дословный перевод с англ.), но, скорее всего, официальным лицом головного корабля 3-й серии (Корнуолл, F99) была Её Высочество принцесса Диана Уэльская. После того, как леди Дина вышла замуж за принца Чарльза, она получила все титулы мужа, в том числе и титул герцогини Корнуольской. В церемонии торжественного спуска на воду фрегата F99 принцесса Диана играла главную роль.

Оставшиеся 2 корабля были названы в честь британских городов Кэмпбелтаун и Чатем. Имя Кэмпбелтаун уже носил другой корабль: эсминец. Он был построен в США, в 1919 году, и, находясь на службе у дядюшки Сэма, был известен как USS Buchanan (DD-131). Затем, после Дюнкеркского разгрома, в сентябре 1940 года его передали ВМФ Великобритании и он был переименован в HMS Campbeltown (I42).

Именно этот устаревший эсминец 28 марта 1942 года принял участие в операции “Колесница”, в ходе которой английскому эсминцу с американской родословной удалось протаранить шлюзы дока Сен-Назер. Затем сдетонировал спрятанный на его борту заряд ВВ. Благодаря гибели эсминца Кэмпбелтаун (I42) и самопожертвованию находящегося на его борту десантникам был выведен из строя до самого конца войны единственный сухой док на всём побережье Атлантики, который был способен принимать линкор “Тирпиц” — самый мощный корабль Кригсмарине, оставшийся после потопления “Бисмарка”.

Ну, а последний корабль типа 22 (F87) был назван в честь старейшей судостроительной верфи Великобритании: она находилась в городе Чатеме (графство Кент). Верфь в городе Чатеме была основана в 1570-м и ликвидирована в 1984-м: буквально за 1 год до размещения заказа на постройку F87. Вот и увековечили память судостроителей Чатема…

Спонсором (официальным лицом) фрегата Чатем (F87) является леди Рони Освальд, супруга верховного главнокомандующего и первого морского лорда адмирала сэра Джулиана Освальда.

К слову сказать, к алфавитной системе вернулись уже в 21-м веке.
Всем эскадренным миноносцам 45-го типа (англ. Type 45 destroyer), также известных как эсминцы типа ‘Дэринг”, давали имена английских эсминцев 30-50 годов прошлого века, которые начинались на букву “Д”: HMS Дэринг (D32), HMS Даунтлесс (D33), HMS Даймонд (D34), HMS Дрэгон (D35), HMS Дефендер (D36) и HMS Дункан (D37).

Начало строительства

Заказ на постройку первого фрегата типа 22 был отдан верфи Ярроу в 1972. На ней построили все 4 корабля первой серии и следующие 4 из второй серии. Так как местом постоянного базирования кораблей типа 22 была выбрана ВМБ Королевского флота Девонпорт, то длина кораблей была продиктована габаритами выделенных для них крытых доков (Devonport Frigate Refit Complex).

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

Лёгкий крейсер HMS Cleopatra в одном из крытых доков ВМБ Девонпорт. 1977-й год. Фото: Michael Walters


Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

3 крытых сухих дока ВМБ Девонпорт


Для того, чтобы минимизировать длину валов, машинные отделения располагались в отсеках, расположенных максимально близко к корме. Корабли должны были оснащать двумя пятилопастными винтами с регулируемым шагом. А на корме, за полётной палубой, было решено выделить место под вертолётный ангар практически на всю ширину корабля для размещения двух палубных вертолётов.

На кораблях первой серии была установлена Боевая информационно-управляющая система (БИУС) CAAIS от Ferranti, а в качестве энергетической установки — 2X турбины Rolls-Royce Spey SM1A (37,540 shp / 28 MW) и 2X Rolls-Royce Tyne RM3C (9,700 shp/ 7.2 MW).

Работы по выполнению заказа на постройку кораблей первой серии шла рывками, с частыми остановками и согласованиями из-за их сравнительно высокой стоимости. Дело в том, что их предшественники, фрегаты типа “Линдер” (Type 12), обошлись британской короне по 10 млн. фунтов, новые патрульные фрегаты типа “Амазон” (проект 21) обходились по 20 млн. фунтов каждый, а при размещении заказа на первый фрегат типа 22 стоимость единицы была оговорена сумма в размере 30 млн. фунтов. Но реальная стоимость первого фрегата типа 22 HMS Broadsword после его ввода в эксплуатацию в 1979 году составила с учётом инфляции аж 68 млн. фунтов.

К примеру, эсминец ПВО HMS Glasgow (тип 42), который был введён в эксплуатацию в том же 1979 году — обошёлся казне в 40 млн. фунтов. Эсминцы — вещь хорошая, но морской сверхдержаве фрегаты тоже нужны. Поэтому за постройку первого фрегата типа 22 всё-таки постоянно доплачивали. Остаётся только гадать, какими сценами сопровождалось вышибание очередного транша.

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

Схема фрегата типа 22 “HMS Broadsword” 1-й серии


После постройки 4-х фрегатов типа 22 (1-я серия, подкласс “Broadsword”) крытые доки ВМБ Девенпорт, предназначенные для фрегатов (Devonport Frigate Refit Complex), решили увеличить в длину (и, скорее всего, в глубину тоже).

Поэтому после удлинения доков появились возможность строить и обслуживать в них корабли большего водоизмещения. И если общая длина фрегатов 1-й серии (подкласс “Broadsword”) составляла 131 метров при стандартном водоизмещении 4,400 тонн, то длина фрегатов 2-й серии (подкласс “Boxer”) составляла 146,5 метров при водоизмещении 4,800 тонн.

Отличия между подклассами

На кораблях 2-й серии (подкласс “Boxer”) удлинили (заострили) форштевень.
Острый форштевень должен был обеспечить кораблям хорошие мореходные качества. Но вместе с длиной корабля и его водоизмещением увеличилась и его осадка: если у фрегатов 1-й серии составляла 6,1 метра, то у 2-й (и последующей 3-й серии) — уже 6,4 метра.

В 1982 году (год размещения заказа на HMS “London”) стоимость одного фрегата типа 22 выросла чуть ли не вдвое и достигла цифры £127 млн. фунтов стерлингов. Но это был не предел: общая стоимость фрегата Boxer (F92) после его ввода в эксплуатацию в 1983 году составила с учётом инфляции £147 млн.

Дороже всех обошёлся 3-й корабль Brave (F94): он обошёлся в £166 млн. фунтов стерлингов. Возможно, из-за того, что на нём были установлены турбины Rolls-Royce Spey SM1C.

* Вполне возможно, что начиная с 2-й серии кораблестроители уменьшили высоту вертолётных ангаров и в них уже не могли помещаться более высокие Westland Sea King, а только Westland Lynx. По крайней мере я нашёл информацию об этом в описаниях HMS Boxer (F92) и HMS Beaver (F93).

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

Схема фрегата типа 22 HMS “London” 2-й серии


И раз я заговорил об отличиях между подклассами, позвольте несколькими словами выделить основные отличия 3-й серии. Этот подкласс — самый хорошо вооружённый из всех трёх построенных серий. Они ими стали благодаря выводам, сделанным после завершения конфликта на Фолклендах.

После той войны стало очевидно, что, помимо ракетного вооружения на британских кораблях необходима ствольная (универсальная) артиллерия и более эффективные средства ПВО ближнего радиуса действия. Артиллерия универсального назначения пригодилась бы для ведения огня по береговым целям, а усиленная зенитная артиллерия — в первую очередь для противоракетной обороны кораблей, а также для поражения других воздушных целей и лёгких надводных сил противника.

Поэтому вооружение на фрегатах 3-й серии (подкласс “Cornwall”) отличалось от кораблей первых двух серий. На носу вместо ПУ для ПКР Exocet установили 114-мм корабельную универсальную установку 114 mm/55 Mark 8. Вдобавок корабли оснастили 30-мм ЗАК с вращающимся блоком стволов Goalkeeper, он же Sea Vulcan 30.

*30-мм 7-ствольный зенитный автомат “Голкипер” является модификацией авиационной пушки GAU-8 Avenger, которая устанавливается на американских штурмовиках A-10 Тандерболт.

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

30-мм 7-ствольный зенитный автомат “Голкипер”


Основное вооружение фрегатов 3-й серии состояло из:
2х ПУ для ПКР RGM-84 Harpoon;
2х ПУ ЗРК ближнего радиуса действия GWS-25 Sea Wolf;
2х трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата Plessey STWS Mk 2;

Также на кораблях были установлены:
2х 8-ствольные 130-мм ПУ ИК-помех BAE Systems Corvus;
2х 6-ствольные 130-мм ПУ для выстреливания дипольных отражателей BAE Systems Mark 36 SRBOC.

Длина кораблей 3-й серии (подкласс “Cornwall”) увеличилась на 2 метра и составила 148,1 метров при водоизмещении 5,300 тонн и осадке 6,4 метра.
А форштевень в подводной части заканчивался булем (каплевидное утолщение), форма которого оптимальна с точки зрения гидродинамического сопротивления. В буле вполне могли разместить гидролокатор. На кораблях 3-й серии установлены 2 турбины Rolls-Royce Spey SM1A и 2 маршевые Rolls-Royce Tyne RM3C.

Румынские фрегаты в 21-м веке. Часть первая

Схема фрегата типа 22 HMS “Cornwall” 3-й серии


Автор выражает благодарность Bongo за консультации.


Продолжение следует…

Источники:
Norman Friedman “The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems, 1997-1998”
http://ro.wikipedia.org/wiki/Fregata_M%C4%83r%C4%83%C8%99e%C8%99ti
http://ro.wikipedia.org/wiki/IAR_330
http://ro.wikipedia.org/wiki/NMS_M%C4%83r%C4%83%C8%99e%C8%99ti
http://it.wikipedia.org/wiki/Sparviero_%28esploratore%29
http://es.wikipedia.org/wiki/Clase_Ceuta
http://en.wikipedia.org/wiki/M%C4%83r%C4%83%C8%99ti-class_destroyer
http://www.helis.com/database/sys/386/
http://www.sirmarfittings.com/brave.html
http://ro.wikipedia.org/wiki/Fregata_Regele_Ferdinand
http://ro.wikipedia.org/wiki/Fregata_Regina_Maria
http://www.neodacii.com/content/istoricul-fregatei-marasesti
http://www.navweaps.com/We
http://topwar.ru/39218-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-voenno-morskih-sil-rumynii-2013.html
http://zonwar.ru/morskoj/Fregati/Broadsword.html
http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/spravochniki_dzhein_boevye_korabli/p162.php
http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/spravochniki_dzhein_boevye_korabli/p162.php
http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/regina-maria
http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/marasesti
http://blackseaships.ru/korabli/rus/Rom_F111.html
http://www.tehnomil.net/2012/08/05/genealogia-turelelor-telecomandate-romanesti/
http://www.tehnomil.net/2012/05/30/variante-pentru-modernizarea-fregatelor-t22/
www.aripi-argintii.ro/aparatdezbor.php?p=52
http://www.rumaniamilitary.ro/puma-naval-sm-sau-super-puma
https://resboiu.wordpress.com/2011/07/22/regele-s-a-intors-marasestiul-a-plecat/
http://www.acttm.ro/en/research-centers/ccsfn/results
http://www.rumaniamilitary.ro/un-elicopter-antisubmarin-puma-naval-prima-varianta
http://www.losbarcosdeeugenio.com/barcos/en/ro/rom_F222.html
http://win.storiain.net/arret/num190/artic3.asp
http://flot.com/publications/books/shelf/narusbaev/6.htm
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=380489
http://www.worldwar2.ro/operatii/?language=ro&article=776
http://www.naviecapitani.it/gallerie%20navi/navi%20militari%20storiche/schede%20navi/S/Sparviero%20-esploratore.htm
http://forum.worldofwarships.eu/index.php?/topic/69-marasti-class-destroyer/
http://forum.worldofwarships.eu/index.php?/topic/69-marasti-class-destroyer/
http://www.armada.mde.es/ArmadaPortal/page/Portal/ArmadaEspannola/_inicio_enlaces/prefLang_en/
http://www.kbismarck.com/mgl/destruc.htm
http://observator.ro/datoria-de-peste-144-milioane-lei-a-snm-stearsa-cu-buretele-74103.html
https://ziaruldeinvestigatii.ro/blog/posts/statul-ascunde-de-investitori-datoriile-santierului-naval-mangalia
http://incomemagazine.ro/articles/santierul-naval-militar-din-mangalia-a-obtinut-un-contract-de-la-mapn
http://www.mangaliaparc.ro/index.html
http://www.marina.difesa.it/storiacultura/storia/almanacco/Pagine/ABCD/aquila_esploratore.aspx
http://www.marina.difesa.it/storiacultura/storia/almanacco/Pagine/EFGHI/falco.aspx
http://www.marina.difesa.it/storiacultura/storia/almanacco/Pagine/PQRS/sparviero_avviso.aspx
http://www.tehnomil.net/2012/05/30/variante-pentru-modernizarea-fregatelor-t22/
http://www.armada.cl/armada/unidades-navales/superficie/fragatas/ff-19-almirante-williams/2014-04-15/111211.html
http://www.armada.cl/armada/unidades-navales/aviacion-naval/helicoptero/sh-32-cougar/2014-04-17/161222.html
http://www.taringa.net/posts/offtopic/18611532/Armada-de-Chile-SH-32-Cougar-helicoptero-ASW-y-ASuW.html
http://www.defensa.pe/forums/showthread.php/2887-La-fragata-Williams-y-su-modernizaci%C3%B3n
http://romaniaforum.info/board3-marina-romana-romanian-navy/board636-armament-naval/board683-elicoptere-navale-maritime-helicopters/1480-i-a-r-330-puma-naval/#post4232
http://www.hollilla.com/reader.php?action=thread&thread=2982825&offset=630
Автор: Михаил Задунайский
Перевод: Михаил Задунайский

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. Bongo 1 марта 2016 06:47
    Ну вот мы и дождались продолжения о современном состоянии румынского флота. fellow С уверенностью можно сказать, что многим авторам пишущим на ВО стоит равняться на данную глубоко проработанную публикацию. good Список использованных автором источников поражает! belay
    1. Mister X 1 марта 2016 11:13
      hi
      Спасибо, Сергей!
      Ты вгоняешь меня в краску...
      1. Bongo 1 марта 2016 13:04
        Цитата: Mister X
        Спасибо, Сергей!
        Ты вгоняешь меня в краску...

        Да ладно, не скромничай. Статья действительно сделана очень качественно. good Меня другое удивляет, как это ты оказался на сайте в рабочее время? С меня пример стал брать? lol
        1. Mister X 1 марта 2016 13:16
          Воровито оглядываясь по сторонам, я захожу на ВО через анонимайзер и слежу за реакцией моих читателей.
          Я ведь полгода работал над этой статьёй и мне не терпится увидеть результат.
    2. Лiцьвiн 1 марта 2016 20:49
      М-да, "РУМЫНСКИЕ (!!!!!!!) фрегаты в 21 веке" серьезный вызов на Черном море.
      Мне это напоминает "знаменитые румынские танки под Севастополем в 1941 году". Неужели "цыгане" научились строить в 21 веке такие же "великолепные" фрегаты, какие "великолепные" танки они строили в 20 веке!!!
      Русский Черноморский флот должен срочно спрятаться в Севастопольских бухтах - "цыганские фрегаты в 2016 году" ента вам "не "Гебена" с "Бреслау" по морю гонять всей броненосной эскадрой в 1916 году".

      Если честно, то мне как бывшему военмору словочочетание "румынский фрегат" почему-то созвучно словосочетанию "монгольская подлодка" laughing laughing laughing

      Статья хорошая, тема раскрыта достаточно профессионально, автору жирный "+", к сожалению можно только один "+"поставить.
      1. НЕЗНАКОМЫЙ 1 марта 2016 22:32
        Цитата: Лiцьвiн
        Неужели "цыгане" научились строить в 21 веке такие же "великолепные" фрегаты, какие "великолепные" танки они строили в 20 веке!!!

        Новую "Марьяту" норвежцы почему-то заказывали в Румынии и однако "цыгане"(румыны и молдаване европеоиды,другие, но европеоиды,вы белорусы ,если присмотреться, тоже немножко другие,наверное влияние балтской составляющей) справились
        1. Mister X 1 марта 2016 23:45
          Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
          Новую "Марьяту" норвежцы почему-то заказывали в Румынии

          Норвежцы не зря это сделали.
          Marjata построена на верфи в румынском городе Тулча (Şantierul Naval Tulcea).
          С 2000 года 69,99 % акций этого предприятия принадлежали норвежской компании Aker Brattvaag AS.
          Правда, в 2007 норвежцы продали 39,2 % своих акций южно-корейской STX Shipbuilding
          и Aker Yards сейчас принадлежит 30.79 % акций, а остальное - румынскому государству.
      2. Mister X 1 марта 2016 23:29
        Цитата: Лiцьвiн
        Статья хорошая, тема раскрыта достаточно профессионально

        hi Спасибо!
        Цитата: Лiцьвiн
        автору жирный "+", к сожалению можно только один "+"поставить.

        У Вас есть возможность плюсануть остальные части статьи (их всего 4). feel
        1. Лiцьвiн 2 марта 2016 08:03
          Что и сделаю... hi
  2. Александр72 1 марта 2016 08:57
    М-даа. Великие мореплаватели - румыны. А я всегда считал и считаю, что это "итальянцы - такие морские румыны".
    Потомки гордых даков сменили одно старье (собственной постройки) на другое (уже импортное - британской постройки). В составе ВМС социалистической Румынии или СРР состояло 4 фрегата типа "Admiral Petre Barbuneanu" (он же проект 1048, он же Tetal-I в НАТОвской классификации) и 2 (из 4 первоначально заказанных) типа "Contre-admiral Eustatiu Sebastian"(он же проект 1048М, он же Tetal-II в НАТОвской классификации). Разработка и строительство этих кораблей явилось следствием демонстративно самостоятельной политикой руководства Румынии в рамках Варшавского Договора. Вместо экономически более выгодной и целесообразной покупки советских кораблей проекта 1069, румыны решили самостоятельно разработать и построить корабли-фрегаты на собственных верфях. Румыны разрабатали новые фрегаты (правда при помощи советских специалистов) на базе советских же кораблей - СКР проекта 1069 и МПК проекта 1124.
    Эти румынские фрегаты вступили в строй в период с 1984 по 1987 годы - корабли типа "Admiral Petre Barbuneanu", и с 1989 по 1997 годы - корабли типа "Contre-admiral Eustatiu Sebastian". Конечно эти фрегаты вдвое уступали по водоизмещению британским "Бродсуордам" и не обладали такой же высокой мореходностью (что на мой взгляд для закрытого морского ТВД, как Черное море, некритично), и не были вооружены ПКРК и ЗРК, а также не имели БИУС (а это уже недостаток, хотя в принципе, устранимый в процессе модернизации (особенно с применением современных технологий). Другой недостаток румынских фрегатов проектов 1048 и 1048М - низкая скорость надводного хода - не более 24 узлов, обусловленная применением дизельной ЭУ. Однако эти кораблики румыны большей частью уже порезали на иголки, чтобы заменить их на такие же древние (но уже британские) корабли.
    На фото фрегат типа "Admiral Petre Barbuneanu":
    1. Mister X 1 марта 2016 11:51
      Цитата: Александр72
      4 фрегата типа "Admiral Petre Barbuneanu" (он же проект 1048, он же Tetal-I в НАТОвской классификации)

      hi
      Про корветы класса Tetal-I и Tetal-II я упомянул в заключительной, 4-й части.
  3. Belimbai 1 марта 2016 09:23
    А как все хорошо начиналось:"Румынские фрегаты в 21-м веке....".)))))
    1. zyablik.olga 1 марта 2016 09:46
      Цитата: Belimbai
      А как все хорошо начиналось:"Румынские фрегаты в 21-м веке....".)))))

      Надо отдать Михаилу должное, в рунете других материалов на эту тему нет. Автор хоть и пишет с изрядной долей сарказма, но без охаивания, что к сожалению бывает в других публикациях о вооруженных силах стран НАТО, когда-то входящих в Восточный блок.
      1. Mister X 1 марта 2016 11:19
        Цитата: zyablik.olga
        в рунете других материалов на эту тему нет.

        Ольга, я всегда стараюсь освещать малоисследованные темы.

        Цитата: zyablik.olga
        Автор хоть и пишет с изрядной долей сарказма, но без охаивания

        А что касается сарказма - это личное.
        Дело в том что из Молдавии и нам уже 25 лет пытаются навязать братство с румынами.
        Сарказм - это моя ответная реакция.
        Целую ручки!
        love
        1. Bongo 1 марта 2016 13:06
          Цитата: Mister X
          Целую ручки!

          Не приставай к моей девушке! angry laughing
          1. Mister X 1 марта 2016 13:18
            Цитата: Bongo
            Не приставай к моей девушке!

            Вот оно чо, Михалыч!
            Пардон муа...
            1. Bongo 1 марта 2016 13:21
              Цитата: Mister X
              Вот оно чо, Михалыч!
              Пардон муа...

              А то ты не знал?
              1. Mister X 1 марта 2016 13:41
                Цитата: Bongo
                А то ты не знал?

                На сайте же есть пару девиц, которые комментируют и даже публикуют статьи.
                Не сразу догадался.
  4. Mera Joota 1 марта 2016 10:13
    Михаил забыл сказать, что Бродсвворды были фактически разоружены при продаже румынам. На них только артиллерия, торпеды и вертолёты остались. Может у румын свои планы на них по довооружению, но пока ходят пустыми.

    1. Mister X 1 марта 2016 11:22
      Цитата: Mera Joota
      Михаил забыл сказать, что Бродсвворды были фактически разоружены при продаже румынам.

      hi
      Не забыл, просто не поместилось в первую часть.
      Читайте об этом и о многом другом в следующих частях.
  5. Сергей-8848 1 марта 2016 12:52
    Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет. (слова главного экономиста села Простоквашино кота Матроскина)— А давай, Шарик, мы тебя продадим.
    Так и с британским добром, распроданным вновь приобретённым "союзничкам" - без их утилизации подобным образом не видать бы королевским верфям новых заказов. А так - и у румын есть чем хвастаться, и у британцев место освободилось под что-либо более современное.
    P.S. Могли бы и цыганам продать. А что - народ есть, а флота нет (как и всего остального). Вспомнилось в силу их некоторой общности, которая всё же есть.
    1. Mister X 1 марта 2016 13:08
      Цитата: Сергей-8848
      без их утилизации подобным образом

      hi
      Когда в британском парламенте обсуждали дефицит оборонного бюджета, разговор коснулся и содержания кораблей Type 22.
      Во время доклада был использован термин "оптимальная утилизация".
      Читайте об этом в следующих частях...
  6. Лiцьвiн 2 марта 2016 07:59
    Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
    Цитата: Лiцьвiн
    Неужели "цыгане" научились строить в 21 веке такие же "великолепные" фрегаты, какие "великолепные" танки они строили в 20 веке!!!

    Новую "Марьяту" норвежцы почему-то заказывали в Румынии и однако "цыгане"(румыны и молдаване европеоиды,другие, но европеоиды,вы белорусы ,если присмотреться, тоже немножко другие,наверное влияние балтской составляющей) справились

    Как и вы "русские", если присмотреться, тоже немножко другие - в большей части финно-угры. Славяне, пришедшие "осваивать" Русь, были в подавляющем меньшинстве по числености. Тоже и у нас, литвинов-беларусов - в основе нашего этноса большей частью заложены гены самого большого племенного союза балтов - племен ятвягов, в свое время населявших территорию от Балтики и до Смоленска. Полабские и поморские славяне, вытесненные из Западной Европы германцами, основали наши древние княжества не в пустыне, а на уже заселеной балтами территории. Приэтом в большей степени произошла мирная ассимиляция двух этносов. К слову, беларуский язык и есть симбиоз двух древних языков славян и ятвягов об этом говорят особенности произнсения многих слов, а также наличие таких двойных звуков как "дж" и дз" - это от балтов. Большинство гидронимом и топонимой на территории современой Беларуси - это балтские названия, в основном ятвяжские, реже - прусские. К слову - славяне и балты в этногенетическом плане самые ближайшие родичи.

    Что до "цыган" - это ж шутка, так румын шутливо называлие еще во время войны.
    В Румынии сейчае есть "инициативная группа товарисчей", которые хотят переименовать свое государсво, отрекшись от "корня" - "Рим" и "ромалы" (цыгане), и вернуть этой территории исторически правильное название - Дакия. Так они назывались еще во время римской оккупации. Вот когда станет Румыня Дакией, тогда и "цыганами" быть перестанут. laughing

    Что до румынского флота - ну смешно, просто смешно. Так же смешно, как и их судстроительная промышленность. Почему норвежцы заказали корабль в Румынии - да потому что его себестоимость будет значительно меньше, чем строить в какой-нибудь западноевропейско стране.
    1. andj61 2 марта 2016 08:35
      Цитата: Лiцьвiн
      Как и вы "русские", если присмотреться, тоже немножко другие - в большей части финно-угры. Славяне, пришедшие "осваивать" Русь, были в подавляющем меньшинстве по числености. Тоже и у нас, литвинов-беларусов - в основе нашего этноса большей частью заложены гены самого большого племенного союза балтов - племен ятвягов, в свое время населявших территорию от Балтики и до Смоленска.

      Откуда у Вас такие сведения по истории? Если бы славян было меньшинство, то они неизбежно бы растворились в море угро-финов! А этого не прпоизошло - значит, славян было больше. Там же, где было много, то есть преобладающее число угро-финов - Мордовия, Мари,Удмуртия - там они и остались. Точно так же и про ятвягов. Если уж угро-фины на Русской равнине жили в больших количествах, то ятвягов здесь не было и в помине - за исключением небольшого количества в Поруссии - нижнем течении Немана и Зап Двины. Там же жили и другие литовские племена - жемайты-жмудины, аукшайты,дзуки. Вот этх-то дзуков одни ученые считают аукшайтами, а другие - чисто славянами-литвинами, а не литовцами - именно за "дзуканье", которое сейчас встречается только у белорусов. Отмечу, что дзуков всё-таки аукшайтами считают, а не ятвягами. При этом литовские племена не шибко отличались от латышских, входя с ними в одну языковую группу. А где-то 1500 лет назад все они вместе со славянами были единым народом.
      Интересно также, как это германские племена вытесняли славянские из Полабья и Поморья? Не вытеснялись, а уничтожались либо ассимилировались. И чисто немецкие баронские фамилии фон Бюллов, фон Белков, а также Вирхов, Дмитров, Грабов, Гамов и т.д. очень красноречиво об этом говорят. Фамилия последнего премьер-министра ГДР Модров. И поднимите исторические данные по войнам 16-18 векеов в Северной Европе. Там очень много данных имеется о фактическом уничтожении местного славянского населения Поморья в многочисленных шведско-датско-польско-немецких войнах.
      А насчёт того, что белорусский - это симбиоз славянского и ятвяжского... Если бы Вы в 60-х годах побывали в различных деревнях в Брянской, Смоленской, Гомельской, Могилёвской, Сумской, Черниговской областей, Вы бы поняли, что нет отдельного русского, украинского и белорусского языков. В каждой деревне говорили до конца 70-х по-своему, и очень сильно эти языки отличались друг от друга даже на расстоянии десятка километров. Очень много общего, но это один меняющийся в зависимости от территории язык.
      Как мне в начале 70-х говорил мой прадед, который ещё в 19 веке родился - Мы все - православные русские, а украинцев и белорусов коммунисты выдумали. А свой язык в каждой округе имеется.
      Тогда, по детству, я с ним спорил, а теперь понимаю, что он прав.
      И более-менее единообразно в деревнях стали разговаривать только к началу 80-х, когда телевидение пришло в каждый дом.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня