Программа ATF, или первые шаги пятого поколения

10
В 1977 году с перерывом в несколько месяцев свои первые полеты совершили сразу два истребителя, которым было суждено стать основой соответствующей части отечественных ВВС. Это были Су-27 (первый вариант с таким названием) и МиГ-29. За океаном ожидали нечто подобное, поэтому примерно в то же время в коридорах Пентагона и «смежных» учреждений потихоньку ходили разговоры о замене текущему нынешнему четвертому поколению истребителей. Однако несколько лет это были всего лишь разговоры, пусть даже и ответственных чиновников.




До реальных решений дело дошло только в 1981. Тогда была официально начата программа ATF (Advanced Tactical Fighter – передовой тактический истребитель). Несмотря на значение буквы «F» в названии программы, она предусматривала создание, в первую очередь, ударного самолета. Почему-то атаку наземных целей американские умы из комиссии по требованиям посчитали более приоритетной задачей, нежели воздушные бои за превосходство в воздухе или прикрытие своих объектов. Наверное, в перспективе военных хотели отдать нишу перехвата самолетам F-15 и F-16, которые к тому времени должны были устареть, хотя истинные мотивы решения до сих пор не разглашаются. Тем не менее, в задание также попали чисто истребительные пункты: крейсерская скорость, превышающая скорость звука, использование взлетно-посадочных полос длиной не более 600 метров, высокая маневренность и т.д.
Через два года после начала программы был сформирован список конкурсантов. В него вошло семь фирм: Boeing, General Dynamics, Grumman, Lockheed, McDonnell Douglas, Northrop и Rockwell. Тогда же фирмы приступили к проработке вариантов облика нового самолета. Уже в ходе эскизного проектирования требования к ATF обновили. В 1984 году определили массовые параметры – максимальный взлетный вес теперь должен был быть около 22-23 тонн, скоростные параметры для малой высоты (скорость до 1,5М на высотах около 2000 футов – 610 метров) и радиус действия порядка 1300 километров. Также в техзадание добавили требование относительно малой радиолокационной заметности, обязательное использование электродистанционной системы управления и «удлинили» допустимую ВПП до 900-950 метров. Помимо всего этого военным понадобилась возможность летать на сверхзвуковых скоростях на малых высотах без использования форсажа. Имевшиеся двигатели не позволяли этого, поэтому заранее, в мае 83-го конструкторы-мотористы получили задание, получившее название JAFE (Joint Advanced Fighter Engine – двигатель для передового истребителя). С полным правом можно сказать, что современные критерии истребителя пятого поколения почти полностью «произошли» от ATF. Кроме технической стороны программы в 84-м поправили и тактическую. К этому времени американцы уже располагали какой-никакой информацией о новейших советских истребителях, и она их, по-видимому, не радовала. По крайней мере, так легче всего объяснить переориентирование ATF из в основном ударного самолета в истребитель завоевания превосходства с ударными функциями. Причем разработчикам было разрешено вообще не давать своим самолетам бомбардировочно-штурмовые возможности, если это требовалось для сохранения истребительных характеристик.

Программа ATF, или первые шаги пятого поколения


Эскизные проекты семи фирм вышли разными, некоторые из них даже напоминали чудо-самолет из фильма «Огненный лис». 31 октября 1986 года комиссия по проекту ATF вынесла решение относительно предварительных проектов. Из семи фирм в финал вышло только две – Lockheed и Northrop. При этом работать они были должны не в одиночестве: для помощи к первой компании «приставили» Boeing и General Dynamics, ко второй - McDonnell Douglas. Головные подрядчики программы получили по контракту на 818 миллионов долларов и 50 месяцев на доводку проекта, строительство и испытание прототипа, а также на все работы, связанные с ним. По истечении срока планировалось решить, какому самолету суждено пойти в серию, а какому стать музейным экспонатом. Также к этому времени определились с финалистами среди двигателей и предписали фирмам изготовить по два опытных самолета: один с моторами General Electric YF120, другой – с Pratt & Whitney YF119.

Отведенные сроки обе команды разработчиков использовали успешно, хотя временами приходилось поработать плотнее. Дело в том, что в ходе работы над конкурсными машинами, заказчик несколько раз корректировал требования. USAF можно понять: при добавлении на самолет некоторых весьма полезных вещах, таких как РЛС бокового обзора или оптико-локационной станции, обе машины получались не только тяжелее, но и значительно дороже. Тем не менее, в будущем финансовая сторона ATF все же окажется далеко не приятной заказчику, и количество серийных машин будут постепенно уменьшать.



Результатом работ обеих фирм стали четыре истребителя: два YF-22 «Локхида» и два нортроповских YF-23. Что интересно, «Двадцать третьи» имели собственные имена – Black Widow II («Черная вдова-2», в честь истребителя P-61 времен Второй Мировой) и Gray Ghost («Серый призрак»). Оба прототипа отличались только цветом (черный и серый соответственно) и двигателями: на «Вдове» это были PW YF119, а на «Призраке» - GE YF120. YF-22 хоть и имели такие же отличия в силовой установке, но собственных имен не получили. Первым в воздух поднялась «Вдова», состоялось это 27 августа 1990 года. Прототип «Локхида» полетел 29 сентября. Некоторый интерес представляет внешность самолетов. Поскольку заказчик требовал и радиолокационную малозаметность, то «Локхид» и «Нортроп» строили свои истребители в соответствии со своими наработками. В итоге YF-22 получил рубленые обводы, очень отдаленно напоминающие его «старшего брата» F-117, а YF-23 оказался более аккуратным и «зализанным», почти как недавно взлетевший B-2.



В ходе испытаний, в том числе и сравнительных, выяснилось, что двигатели Pratt & Whittney больше подходят для нового самолета, неважно какой именно фирмы. Также проявились некоторые преимущества YF-23 перед YF-22. В частности, самолет «Нортропа» при нормальном взлетном весе мог разгоняться без форсажа до больших скоростей и имел немного большую дальность. Кроме того, «Черная вдова-2» и «Серый призрак» были менее заметны для радаров, чем YF-22. Но по всем статьям YF-23 не побеждал. К примеру, он имел меньшую полезную нагрузку, а на его плоских соплах отклонялась только верхняя створка, и то, для реверса тяги на посадке, что не позволяло управлять вектором тяги. У YF-22, в свою очередь, качались обе поверхности. При этом, несмотря на соответствующие обвинения, маневренность и управляемость YF-23 была ничуть не хуже, чем у конкурента: V-образное хвостовое оперение с большим углом развала полностью компенсировало отсутствие управления вектором тяги. Однако на соответствующую настройку ЭДСУ понадобилось немало времени, что также могло подпортить репутацию самолета среди военных.

Еще одно, наверное, самое важное нововведение, примененное на YF-23, касалось бортовой электроники. Фактически, летчик на нем не управлял самолетом, но давал соответствующие команды бортовому компьютеру, который интерпретировал их в соответствии с текущей обстановкой и снабжал летчика всей необходимой информацией. Также разработчики аппаратуры предусмотрели перспективы для модернизации. По их замыслу, устаревшие блоки могли без особого труда заменяться на современные техническим персоналом авиачастей. Этакий персональный компьютер с крыльями. По тем временам идея для авиации очень смелая. Бортовая электроника YF-22 была немного проще и напоминала поздние самолеты четвертого поколения: тоже есть ЭДСУ, тоже есть системы управления вооружением и т.д., но летчик по-прежнему должен проделывать большинство вещей самостоятельно, пусть даже и при некоторой помощи электроники.

Но в апреле 91-го оказалось, что USAF пока не готовы эксплуатировать самолет с большим количеством абсолютно новых технологий и решений. Во всяком случае, именно так выглядит наиболее распространенная версия о причинах победы в конкурсе ATF самолета YF-22. Хотя, в то же время, историки авиации иногда ссылаются не на тягу военных к привычным вещам, а на желание поддержать «Локхид», который в то время не имел такого же «вкусного» контракта, как «Нортроп» в виде бомбардировщика B-2. Третья версия отказа от «Вдовы» и «Призрака» основывается на том факте, что более сложная машина требует большего количества доводок и, как следствие, больших финансовых вложений. Если парни из Пентагона и вправду боялись больших расходов… Знали бы они тогда, чем кончится история выигравшего самолета.

Можно долго спорить о причинах решения, но конкурс ATF был завершен. Однако по его окончании не случилось того, что обычно бывает. Никто не стал отправлять на авиазаводы чертежи и другую документацию, дабы там начали серийное производство. Отделение «Локхида» под названием Skunk Works опять вернулось к конструкторской работе: фактически YF-22 был только демонстратором планера и нескольких систем. К тому же военные всерьез «заболели» идеями управляющего компьютера, «стеклянной кабины» и концепцией First Look – First Kill (первым увидел – первым сбил). Итогом всех «доработок», больше похожих на создание нового самолета, стал первый F-22 Raptor, полетевший только в 1997 году.



А собственно программа ATF после выбора победителя в 91-м была закрыта за ненадобностью. Прототипы «Локхида» отправились на завод компании для дальнейших доработок, с «Черной вдовы-2» и «Серого призрака» сняли двигатели, сами же самолеты отправили на авиабазу Эдвардс для продолжения исследований. В настоящий момент Black Widow II находится в Национальном музее ВВС (г. Дейтон), а Gray Ghost – в Western Museum of Flight. F-22, как известно, получил почти все нововведения по части электроники, примененные на YF-23 и пошел в серию, но это уже другая история.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sergh
    +3
    10 декабря 2011 11:31
    Да, америкосы, что неговори, умеют самолёты делать! Представляю, если-бы (я сказал если) объединить вместе наши мозги, явно, класный самоль получился-бы... Да видать, не судьба.
  2. mar.tira
    +1
    10 декабря 2011 11:39
    Вообще всю историю наших противостояний,то они выходили вперед ,то мы.У них самолеты,у нас ракеты.И наоборот.Так что будем ждать что нибудь новенькое с нашей стороны,надеюсь без гонки вооружений и миллиардных затрат.
  3. +1
    10 декабря 2011 12:01
    Если и есть чему поучиться у америосов, так это моментальный ввод в эксплуатацию всех новейших разработок и в нужном кол-ве для нужд своей армии, а ни как у нас-поштучно.:
    1. m.metis2011
      0
      11 декабря 2011 01:35
      Denis,
      У них печатный станок,...
  4. snek
    +2
    10 декабря 2011 16:39
    Вдова, кончено, красавица.
    1. Anatoly
      +1
      11 декабря 2011 19:23
      Да.. красивый дизайн. Действительно -как дама в черном.
  5. ytqnhfk
    -1
    11 декабря 2011 01:33
    посмотрел тут про наш миг 25 вот это да по тем временам почти 3 скорости звука!Класс и самолет меньше намного!
  6. Alexandr_K
    +1
    11 декабря 2011 10:14
    Цитата: ytqnhfk
    посмотрел тут про наш миг 25 вот это да по тем временам почти 3 скорости звука!

    СР-71 летал ещё быстрее - 3,5 звука, и что?
    Цитата: ytqnhfk
    Класс и самолет меньше намного!

    Меньше чего? Этих американских самолётов? Иди учи матчасть, сынок.
  7. 0
    11 декабря 2011 15:18
    Alexandr_K, это вы учите матчасть. SR-71 оказался безумно дорогим штучным самолётом. Это раз. И МиГ-25 во время арабо-израильских войн достигал скорости М = 3.5, это два. Поэтому МиГ не зря носит звание самого быстрого серийного самолёта
  8. dred
    -3
    12 декабря 2011 20:31
    Согласен наш миг установил рекорд.
  9. Alexandr_K
    +1
    13 декабря 2011 17:28
    Цитата: Евгений46
    SR-71 оказался безумно дорогим штучным самолётом.

    СР-71 - это СЕРИЙНЫЙ самолёт!

    Цитата: Евгений46
    МиГ-25 во время арабо-израильских войн достигал скорости М = 3.5,

    НИКОГДА и НИРАЗУ МиГ-25 не летал с такой скоростью! УЧИ МАТЧАСТЬ!!!
    1. kPoJluK2008
      +2
      16 декабря 2011 21:56
      МиГ-25 самый быстрый истребитель в мире! он хотел сказать это!

      Реальная скорость МиГ-25 так и осталась невыясненной т.к. после отметки в 3320км\ч было отмечено оплавление фонаря!
      По заявлениям лётчиков, МиГ-25 легко мог выскочить за 3320км\ч, однако строевым лётчикам запрещали выходить за 3000км\ч
      1. Инсургент
        0
        3 марта 2012 23:58
        от ракеты всеравно неуйдеш хоть 4000 км в чяс

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»