МТ-ЛБ и его модификации

Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был создан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году. Данная машина в первую очередь предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и использовалась в роли артиллерийского тягача, который перевозил расчет и боекомплект орудия. В ряде частей машина выполняла функцию легкого бронетранспортера и использовалась для перевозки десанта и грузов. МТ-ЛБ очень хорошо показал себе в вооруженных конфликтах и локальных войнах прошлых лет. Единственным его недостатком можно было признать слабое вооружение, но для артиллерийского тягача оно было вполне достаточным, более того сегодня в России создано несколько различных модификаций, получивших усиленное вооружение. Всего с момента начала эксплуатации в 1966 году было выпущено более 9 000 различных вариантов МТ-ЛБ. На 2010 год на вооружении российской армии находится около 4 000 подобных машин.

За свою более чем 40-летнюю историю эксплуатации МТ-ЛБ завоевал заслуженную популярность в войсках как в России, так и за рубежом. Наверное, называя свою машину «многоцелевым тягачом», создатели даже не догадывались, что на ее базе будет создано более 80 различных модификаций – от БТРов до боевых комплексов. На базе данного тягача были разработаны система ПВО 9А35 Стрела-10, противотанковый комплекс 9М144 Штурм-С, противобатарейная РЛС 1Л219 «Зоопарк», САУ 2С1 «Гвоздика» и множество других боевых машин. Даже сейчас этот тягач остается незаменимым в частях на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, где одним из важнейших показателей боевой эффективности техники является проходимость. Находится он на вооружении и созданных в России специализированных горных бригад.
МТ-ЛБ и его модификации
МТ-ЛБ первой серии

Компоновка и устройство


Компоновка МТ-ЛБ несколько необычна для советского танкостроения, так как трансмиссия в тягаче была расположена спереди, а двигатель был расположен в средней части машины с небольшим смещением к левому борту. Между трансмиссионным отделением и дизельным двигателем находится отделение управления. За счет того, что двигатель относительно продольной оси был смещен влево, в машине имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.

В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины, водитель слева, командир справа. Для удобства наблюдения машина оснащена двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые могут прикрываться броневыми заслонками. При этом наблюдение за дорожной обстановкой механиком-водителем ведется через 3 призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен на ТВН-2Б – прибор ночного видения. Справа на корпусе МТ-ЛБ в носовой части над местом командира смонтирована бронированная коническая башенка кругового вращения ТКБ-01. В башне смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение его на цель командир машины осуществляет в ручном режиме.

Десантное отделение оно же грузовое находится в корме МТ-ЛБ и первоначально использовалось для размещения в нем боекомплекта и артиллерийского расчета буксируемого орудия. В дальнейшем, когда машина стала использоваться в качестве бронетранспортера, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 пехотинцев в полной экипировке. Десант размещается на сидениях вдоль бортов машины, которые смонтированы поверх топливных баков. Для посадки/высадки пехотинцев и погрузки груза и имущества в корме корпуса имеется двустворчатая дверь, а также 2 люка в крыше десантного отделения. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и отопителем.
МТ-ЛБ и его модификации
МТ-ЛБМ 6МБ с поднятым водоотражающим щитком

Корпус транспортера сварной с использованием катаных броневых листов, которые обеспечивают защиту экипажа и десанта от пуль ручного стрелкового оружия, мин малого калибра и осколков артиллерийских снарядов. Машин имеет герметичный корпус, что позволяет ей преодолевать водные преграды вплавь. Общий вес машины составляет 9,7 тонн, полезная нагрузка достигает 2,5 тонн. При этом машина в состоянии тянуть прицеп весом до 6,5 тонн. Движение МТ-ЛБ по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед тем как преодолевать водную преграду в передней части корпуса поднимается специальный водоотражающий щиток, а с обеих сторон в корме корпуса опускаются и фиксируются специальные гидродинамические щитки. На случай попадания внутрь корпуса воды имеется водооткачивающая помпа.

Применение МТ-ЛБ оказалось особенно успешным зимой и в переходные времена года – начало весны и поздняя осень. Так как машина обладает отличными подвижными качествами и высокой проходимостью. На МТ-ЛБ установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность 19,6 л.с/т, которая в купе с низким давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам. Ширина стандартного трака составляет 350 мм., в то время как в заболоченных и заснеженных районах для повышения проходимости на нее могут устанавливаться гусеницы с увеличенной шириной траков 565 мм. МТ-ЛБ с такими гусеницами получил обозначение МТ-ЛБВ. Данная машина обладает давлением на грунт на уровне всего 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека. По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем с крутизной до 35°, при наличии прицепа до 25°.

Подвеска машины торсионная, независимая с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности. Оригинальная конструкция трансмиссия вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру разворот вокруг своей оси с радиусом, который равен 1/2 ширины машины. Этот факт имеет особое значение при перемещении по узким дорогам в лесистой или горной местности. МТ-ЛБ является, по сути, единственным средством передвижения в труднодоступных районах России. На Дальнем Востоке, Сибири, Крайнем Севере, горах Кавказа МТ-ЛБ используется мотострелковыми подразделениями в роли бронетранспортера.
МТ-ЛБ и его модификации
МТ-ЛБМ 6МА, принята на вооружение

Вторая жизнь МТ-ЛБ

С развалом СССР все заводы по производству машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок данной техники не производилось с 1990 года. При этом в стране осталось огромное количество машин, которые еще имели сроки эксплуатации более 10 лет. Было очевидно, что за прошедшие 40 лет с момента создания машины она заметно подотстала в техническом плане и уже не отвечала требованиям времени. Неудивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта и работ по повышению ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с сегодняшней действительностью.

В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности. Главной целью модернизированных на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ было повышение их огневой мощи. Для этого машины оснащались новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, кроме этого их ресурс восстанавливался на 80%. В кратчайшие сроки на предприятии были созданы 2 основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

Результатом одной из самых простых модернизаций стала машина МТ-ЛБВМК, которая получила новую башню с 12,7-мм пулеметом 6П49 «КОРД». Все остальные механизмы и системы МТ-ЛБ изменений не претерпели.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превращается в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника. Данные модификации достаточно широко используются в войсках, успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты. На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились и на отечественных выставках вооружений можно вживую посмотреть на другие варианты модернизации. По сути, МТ-ЛБ уже давно превратился из тягача/транспортера в полноценную боевую машину.
МТ-ЛБ и его модификации
МТ-ЛБМ 6МБ, принята на вооружение

МТ-ЛБМ 6М1А3 вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК. В этой версии МТ-ЛБ получает башню с 4 ПУ ПТУР «Корнет». И если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы наведения, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ установленный в башне и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т.д.). На данной версии ставится более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с., а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной.

Версия машины МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружается 23-мм автоматической пушкой КПВБ спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.

Версия МТ-ЛБМ 6М1Б2, по сути, превращается в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в 2-х плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине используются 30-мм автоматическая пушка 2А42 спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела, включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины.

Еще одной близкой версией является МТ-ЛБМ 6МБЗ. Данная машина получила более мощное вооружение – стабилизированную в 2-х плоскостях двуствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «КОРД» и автоматический гранатомет АГ-17. Следующая модификация 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение 2 ПЗРК «Игла».
МТ-ЛБ и его модификации
ЗРАК МТ-ЛБМ 6МБ5

Также на базе этого варианта был сделан полноценный ЗРАК - зенитно-артиллерийско-ракетный комплекс. В этой версии машина оснащается небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой и легкобронированными целями противника.

При всех своих замечательных качествах МТ-ЛБ обладает и достаточно существенным недостатком – слабый уровень бронирования. Его броня достаточно тонкая и пробивается бронебойными винтовочными пулями с дистанции в 200 м. Поэтому в настоящее время перед конструкторами ОАО «Муромтепловоз» стоит и задача повышения уровня защиты. По словам главного конструктора предприятия Сергея Серебрякова, наработки в этом направлении есть, и обеспечить машине дополнительное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных 12,7-мм пуль на любых дистанциях, возможно без потери подвижности машины. На данный момент можно с уверенностью сказать, что, не смотря на свой более чем преклонный возраст, модификации на МТ-ЛБ будут актуальны и востребованы еще достаточно длительное время.
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. vadimus 10 декабря 2011 09:37
    Нормальная тема. Брони только вокруг не хватает, но это не столь сложно довести до ума
    vadimus
    1. Vadivak 10 декабря 2011 20:08
      легкий - при габаритах 6.454х3.150 м он весит всего 9700 кг и создает давление на грунт 0.28 кгс/см2 (с грузом), что позволяет использовать его на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.
      гусеничный - создает в точке соприкосновения с поверхностью гораздо меньшее удельное давление, нежели колесная техника, кроме того, за счет большей площади поверхности соприкосновения имеет лучшую сцепляемость с грунтом.
      плавающий - есть возможность без мостов и понтонов пересекать небольшие водоемы.
      1. Гражданский 11 декабря 2011 17:19
        хотяб ДЗ навешать, для порядка
        1. Voodoopeople 12 декабря 2011 20:47
          Цитата: Гражданский
          хотяб ДЗ навешать, для порядка

          Зачем ему ДЗ? Модульное бронирование, решетчатые экраны - и харэ.
          Voodoopeople
  2. Sergh 10 декабря 2011 11:46
    Нравится мне этот автомобиль. Хорошая, мощная машина, приземестая. А с бронёй, дело поправимое, захотят, сделают.
    Sergh
    1. Voodoopeople 12 декабря 2011 20:48
      Цитата: Sergh
      А с бронёй, дело поправимое, захотят, сделают.

      МТЛБ это харьковское детя, так что в России могут только - модернизировать.
      Voodoopeople
  3. Андрей77 10 декабря 2011 13:46
    Вездеходу можно и не усиливать броню. Кто в здравом уме полезет в тайгу? А на европейском ТВД, такой "медведь" не сказать что не нужен, но можно что-нибудь подешевле и мобильнее.
  4. Виктор 10 декабря 2011 13:49
    Искренне рад рад за МТ-ЛБшку, реально классная машинюха. Многие порадуются за её новую жизнь. Ничего лучшего для условий севера и лесотундры пока в мире не придумано. По снегу не едет, а летит, болото не проблема. Теперь и вооружили как полагается. Спасибо конструкторам! Радостно что машина не ушла в прошлое!
  5. mar.tira 10 декабря 2011 13:57
    Да мужики! Эта машинка беда и выручка в моем краю,тайги и болот Мощная,и всепогодная как стратегический бомбардировщик Проламывается через все преграды,и выручает всех.Очень надежная и не прихотливая.Спасибо конструкторам за такое чудо.
    mar.tira
  6. Глеб 10 декабря 2011 14:07
    не знаю зачем усиливать броню???отродясь мы в десанте не ездили..всегда верхом..а вообще машина нормальная!!!в горах ни бардак ни бэтер не поднимался туда.куда она нас вытягивала..
  7. PSih2097 10 декабря 2011 14:28
    Маталыга - рулит... на нее б еще с орудийно-ракетный модуль с БМПТ.
    Этот:

    -- вообще бы была б "СКАЗКА"...
  8. FILIN 10 декабря 2011 16:53
    Можно бронировать накладными съемными панелями, такая концепция реализуется на немецком БМП " ПУМА".
    А вообще супер машина.Такой пластилин на ней месили
    FILIN
  9. Klibanophoros 11 декабря 2011 09:00
    Эх, создавали его как тягач, а использовали как БТР.... А почему? А потому, что штатные БТРы и БМП не удовлетворяли требованиям военных по перевозке личного состава.
    Отсюда кстати и слабая защита МТ ЛБ - по задумке не должен он под пулями ездить.
    1. Андрей77 11 декабря 2011 13:14
      Полностью согласен. Он и не должен, а пришлось... Дополнительная броня и оружие - хорошо, но насколько они поднимут массу (соответственно и давление на грунт)? Хороший вездеход легко превратить в посредственный БТР... Оставьте все как есть! Новый двигатель и электронную систему впрыска медведи и комары не оценят. Это тот случай, когда старый друг лучше новых двух.
  10. mox 11 декабря 2011 18:26
    МТЛБ, как база ЗРК "Стрела-10" отличная машина.
    mox
  11. Astrey 11 декабря 2011 22:24
    Легендарная машина. Ей бы пиара, и стала бы международным русским символом.
    1. ДимаЯ 12 декабря 2011 00:36
      Фины давно пользуются!
      ДимаЯ
      1. Андрей77 12 декабря 2011 13:26
        :) Америку не открыл. :))))
    2. Андрей77 12 декабря 2011 13:25
      Рынок сбыта ограничен. PR - деньги на ветер. Кому нужно, тот давно уже знает.
    3. Voodoopeople 12 декабря 2011 20:49
      Цитата: Astrey
      международным русским символом.

      Символом чего? Его в Украине делают.
      Voodoopeople
      1. Astrey 13 декабря 2011 21:34
        Смешные вы.

        Пиар - уникального продукта работает не на конкурентоспособность продукта (продукт уникален, ему не нужен пиар), а на повышение конкурентоспособности производителя.

        А вот здесь и начинается самое интересное. smile Повышается конкурентоспособность всей страны. Повышается ценность бренда. "Сделано в ..." Украине не нужен бренд "Украина". А у России есть претензии на советское наследие. И повышается конкурентоспособность украинского предприятия производителя и России - "Родины МТ-ЛБ".

        Знаю, на первый взгляд мои выкладки чушь - но что есть альтернатива? Пиарить "Калину"? Это было бы хорошо для "Калины" а не для России.
  12. dred 12 декабря 2011 20:32
    Больно стар.
    dred
    1. Voodoopeople 12 декабря 2011 20:50
      Цитата: dred
      Больно стар.

      - Для чего? он же транспортер-тягач. Жить еще 30 лет может однозначно.
      Voodoopeople
      1. borkovn 13 февраля 2012 23:51
        Нужни :новая броня/рейнметал/,новий двигатель/MTU-Германия/,новая трансмисия/от BAE-sistems/,новое вооружение из OTO-Melara и новие люди внутри..ВСЕ НОВОЕ!
        borkovn
  13. 443190 22 декабря 2011 22:42
    Их вообще-то весь прошлый год модернизировали на заводе в г.Энгельс.
    443190

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня