Отечественный пример цивилизованного отношения к истории

После развала СССР по осколкам советской империи прокатилась волна борьбы с «коммунистическим наследием». Под дружное улюлюканье демократов «первой гильдии» сносили памятники, переименовывали улицы, города и прочие географические объекты. Больше всех досталось «дедушке» Ленину. Причём, как показывает статистика, наиболее массовая волна сноса памятников Ильичу в начале 90-х прокатилась по Западной Украине, когда за один только 1991 год в городах и весях региона с постаментов были сброшены более 250 памятников "вождю мирового пролетариата". Не обошла стороной тенденция и новую Россию, хотя, опять-таки если верить статистике, то российский масштаб «декоммунизации» всё же до украинского явно не дотягивал.

От 5,5 тысяч памятников Ленину на территории Украины осталось к нынешнему дню менее шестой части, причём местные администрации в ряде случаев снос бетонных, бронзовых, каменных, гипсовых и прочих «вождей мирового пролетариата» пытаются выдавать чуть ли не за главное достижение майданного переворота.


Справедливости ради, нужно сказать, что «вождь мирового пролетариата» и сам грешил карательными действиями в отношении истории страны, и уж для кого-кого, а для него снос памятников «прошлых режимов» был делом практически житейским. И нынешняя Украина, снося ленинские монументы и занимаясь переименованием географических объектов, сама того не замечая, фактически выполняет один из ранних советских лозунгов: «до основанья, а затем...» И, надо признать, «до основанья» у Киева пока получается весьма бодро и эффектно, а вот с ответом на вопрос, когда же последует упомянутое «а затем...» и что, собственно, вообще «затем» ожидается – явные проблемы. Тут киевским насекомым до ленинских и постленинских масштабных программ (экономических, социальных, военно-технических и прочих) и результатов их выполнения явно далеко... Масштаб не тот – и хутор, что называется, рулит вовсю...

И нынешняя (очередная) волна так называемой «декоммунизации», которая накрывает с головой Украину, приводит к вопросу: а есть ли пример того, когда к истории страны, какими бы ни были её периоды, можно и нужно относиться бережно, хотя бы потому что это именно история, и предпринимать попытки её постоянного переписывания – глупейшее из занятий.

Обычно, когда речь заходит о трепетном отношении к истории, о попытках сохранять в народной памяти самые различные её этапы, вспоминают Китай – страну, в которой находится место и многочисленным памятникам Мао, и монументам религиозного характера, и объектам культурной эпохи Китая современного. Однако зачем ходить так далеко, когда и в нашей стране хватает мест, где к истории относятся с большим уважением и настоящим трепетом, где люди не стремятся скидывать с постаментов символы прошлых эпох, а в меру своих возможностей заняты сохранением исторического наследия, сосредотачиваясь на созидании.

Одному из таких мест посвящён этот материал. Это один из древнейших русских городов, находящийся на Курской земле – всего в паре десятков километров от государственной границы с Украиной. Речь о древнем Рыльске, который за свою почти 900-летнюю историю ни разу не сменил своего названия, несмотря на то, что прошёл и через эпоху Смуты и царствование Лжедмитрия, и через отголоски дворцовых переворотов, и через революционные события начала XX века, и через тяготы, как и другие российские города, развала Советского Союза.

Сегодня этот совсем небольшой городок с населением около 16-17 тыс. человек превратился в пример того, как на гражданском и муниципальном уровне можно относиться к собственной истории. В городе исторические эпохи буквально соседствуют друг с другом. Украинским соседям, которые «до основанья, а затем...», следовало бы поучиться тому, как можно сохранять культурно-историческое наследие без излишней помпезности, и тому, как передавать потомкам то, что создавалось в более ранние эпохи.

Один из примеров исторической прагматики города – таблички с двойными названиями улиц (советскими и дореволюционными). Эта практика сегодня используется, конечно же, не только в Рыльске, но именно этот город стал один из первых в новой России населённых пунктов, власти которого не стали заниматься выкорчёвыванием истории, а решили подойти к делу по-настоящему цивилизованно.

Улица Свердлова – улица Васильевская. Улица Ленина – улица Преображенская. Улица Володарского – улица Полевая.

Отечественный пример цивилизованного отношения к истории




При этом необходимо отметить, что таблички с двойными названиями улиц – это отнюдь не элемент уличного декора. Они выполняют и вполне практичную функцию – отправления доходят до адресата при указании любого из двух вариантов названия улицы. Тот случай, когда и местному отделению «Почты России» можно выразить, как говорит современная молодёжь, респект.

В Рыльске есть особое место, которое вполне можно назвать исторической квинтэссенцией города. Это небольшая площадь у городского сада, на которой стоят три памятника абсолютно разных эпох.

Первый – памятник уроженцу (1747) города Григорию Шелехову (Шелихову) – великому русскому исследователю и путешественнику, которого в своё время поэт Державин назвал русским Колумбом. Шелехов – исследователь Курильских и Алеутских островов, основатель первых русских поселений в Северной Америке (Аляска), основатель Северо-восточной торговой компании, которая после его смерти была преобразована в Русско-американскую.



Второй – это монумент в честь героев, павших в боях Великой Отечественной, освободителям города от немецко-фашистской оккупации.



Третий – крест в память о воинах, сложивших головы в самые разные эпохи существования города. Это тематический монумент, который сам по себе является воплощением цивилизованного отношения к истории и православной культуре.



Буквально в 30 метрах от площади – белоснежный Успенский кафедральный собор, построенный в 1811 году, серьёзно пострадавший в советское время, и сегодня активно реставрируемый и восстанавливающий своё великолепие.



А всего в трёх-четырёх кварталах – главная городская площадь, на которой перед зданием рыльской администрации стоит памятник Ленину.



Это ли не пример цивилизованности, это ли не пример того, как страна должна относиться к своей истории – не пеняя на правителей и предков, а спокойно и методично занимаясь созиданием того, что мы сами передадим новым поколениям.
Автор:
Володин Алексей
Использованы фотографии:
"Военное обозрение"
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти