Арктические ПВО России: МиГ-31 и МиГ-31БМ

26


В Арктику начали возвращаться подразделения МО РФ и пограничных войск, некогда покинутые аэродромы сегодня восстанавливаются, стала серьезно развиваться гражданская и военная инфраструктура, воссоздается радиолокационное поле с полным покрытием территории, столь необходимое для решения задач ПВО. Традиционно у нас для усиления ПВО арктического района, который, вообще говоря, является проблемным, используются тяжелые дальние перехватчики. Это МиГ-31, а теперь в воздух поднялись еще и МиГ-31БМ — глубокая модернизация «родителя».

Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолеты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придет новый самолет ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году — это следует из заявления главкома ВВС РФ Виктора Бондарева.

В настоящее время ведется разработка концепции ПАК ДП, с тем чтобы в 2017—2019 годах завершить этап НИОКР, а с 2025—2026-го начать поставку самолетов в войска. До конца 2020-х ПАК ДП еще полетает вместе с МиГ-31БМ, но после произойдет полное обновление парка на ПАК ДП.

Отрадно было слышать заявление главы корпорации РСК МиГ С. Короткова на Aero India в 2015 году о том, что РСК МиГ уже начала работать над программой ПАК ДП. А отрадно потому, что РСК МиГ — признанный авторитет в создании лучших в мире перехватчиков, до уровня которых даже теперь не дотягивают самые современные зарубежные самолеты. А ведь свой первый полет серийный МиГ-31 совершил еще 40 лет тому назад — 16 августа 1975 года.

У РСК МиГ есть наработки, необходимый научно-технический задел и надежный помощник — авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде, который производил МиГ-31. То есть все, чтобы делать самолеты новых проектов.

Создание ПАК ДП настолько актуально, что уже целый ряд фирм высказал желание принять участие в проекте. Например, летом 2015 года генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова (разработчика БРЛС «Заслон» для МиГ-31) Ю. Белый заявил, что НИИП начал работы по определению облика радиоэлектронного комплекса (РЭК) для ПАК ДП и исследования по организации взаимодействия РЭК со всеми другими бортовыми системами.


Взгляд на север
Развитие авиационных систем дальнего перехвата вписывается в российскую программу по усилению военного присутствия и укреплению обороны в арктическом секторе.


Великие предшественники

Сегодня много говорят о необходимости сетевого управления и рекомендуют для этого использовать системы типа С41, говорят о необходимости ситуационного обеспечения на все 100%, о супервизорном управлении «сетевыми солдатами», а еще о групповых скоординированных действиях.

Но оказывается, что все это было у нас уже в 1970-х и при этом хорошо работало. Речь идет о системе ПВО «Заслон», в которую был встроен дальний перехватчик МиГ-31.

«Заслон» изначально был самой настоящей цифровой сетевой системой управления перехватчиками, которые работали в составе групп из четырех самолетов — командирского и трех ведомых. Группа была способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800−1000 км и могла поражать цели ракетами «воздух-воздух» на дальности 120 км.

МиГ-31 уже тогда демонстрировали эффективные групповые действия, имели систему поддержания строя и определения взаимных координат (ОВК), обладали хорошо защищенной аппаратурой передачи данных (АПД), пользовались мощной информационной поддержкой земли и самолетов ДРЛО типа А50. Тогда не было навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, но были неплохие радиосистемы ближней и дальней навигации РСБН / РСДН. Все это давало ситуационную осведомленность, позволявшую командиру группы, к которому поступала вся текущая информация, эффективно решать задачи целераспределения, выбора приоритетных целей и их поражения при координации действий группы.

На МиГ-31 в качестве бортовой информационной системы стояла БРЛС «Заслон» — первая в мире БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на реактивном истребителе. Она могла одновременно обнаружить десять целей и обеспечить ракетную стрельбу по четырем наиболее важным. Дальность обнаружения БРЛС составляла 120−130 км. Работе по целям в задней полусфере помогал выдвигаемый в поток теплопеленгатор 8ТП с дальностью действия 40−56 км в зависимости от метеоусловий.

С появлением на МиГ-31 модернизированных БРЛС «Заслон-М» возможности перехватчиков увеличились: обнаружение целей обеспечивалось уже на дальностях вдвое больших, чем давала исходная БРЛС, выросло число одновременно обнаруживаемых и сопровождаемых целей и число одновременно поражаемых, вдвое выросла дальность поражения.

Глубокая модернизация МиГ-31, в результате которой он становится МиГ-31 БМ, — это новая бортовая авионика, новая БЦВС, ПО, МКИО (мультиплексный канал информационного обмена), «стеклянная» кабина.

Дальнейший рост возможностей МиГ-31БМ будет связан с БРЛС «Заслон- АМ» с еще более увеличенной дальностью обнаружения (320 км) и дальностью поражения (290 км) одновременно уже десяти воздушных целей.

Итак, в системе «Заслон» вместе с МиГ-31 и МиГ-31БМ есть все элементы сетевого управления и обеспечения координированных групповых действий, и это можно рассматривать как весомый задел в работах по программе ПАК ДП, но уже с реализацией на новой элементной базе и по новым технологиям. Что ж, неплохое наследие великих предшественников.

Пришло время гиперзвука


Как только появилось официальное сообщение о запуске проекта ПАК ДП, в СМИ начались рассуждения о том, как его сделать и что он может из себя представлять. По крайней мере два момента требуют комментария. Первый — имя «МиГ-41» для перспективного перехватчика; второй — предложение создавать ПАК ДП на основе МиГ-31, например, на основе его корпуса. С МиГ-41 СМИ явно поторопились. Так может называться только серийный самолет, который уже начал поступать в войска. Когда самолет находится в стадии разработки в КБ, он идет под фирменным обозначением, и, например, в ОКБ им. А.И. Микояна будущий МиГ-31 шел как Е-155МП, а ПАК ФА испытывался как Т-50.

Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолета была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полета на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.

Но ПАК ДП, которому, например, придется иметь дело с гиперзвуковыми ударными БПЛА типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4−4,3 м (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается. Как на самом деле будет выглядеть самолет для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолете и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолета.

«Ледяная» война


Международное соперничество за ресурсы Арктики несомненно повлечет за собой применение самых последних достижений техники. Наши коллеги из Popular Mechanics представили небольшой обзор средств, которые будут наверняка использованы в борьбе за высокие широты. Он подготовлен при участии Сима Тека, военного аналитика международной разведывательной и консалтинговой компании Stratfor.



1. Спутники

Наземные передатчики в Арктике невидимы для военных спутников связи, находящихся на геостационарных орбитах в районе экватора из-за того, что их сигнал блокируется закругленной поверхностью Земли. Для наглядности представьте муху, кружащую вокруг яблока где-то посередине — она при всем желании не сможет увидеть плодоножку. ВМС США планируют создать геостационарную спутниковую группировку MUOS (англ. Mobile User Objective System), способную давать мощный сигнал, пробивающийся в самые труднодоступные районы на земле — даже на полюс (Россвязь намерена решить аналогичную проблему с помощью спутников связи на высокоэллиптических орбитах — Прим. ред.).

2. Беспилотная авиация

При низких температурах возникает вероятность обледенения крыльев беспилотных летательных аппаратов, что увеличит их вес и может привести к потере управляемости — из-за механической блокировки систем управления. Чтобы обеспечить работу БПЛА при температурах до -35 °С и сильном ветре, Канада и Россия запустили спецпроекты для обкатки «морозоустойчивых» технологий. В позапрошлом году во время августовских учений Канада протестировала модель своего дрона-вертолета. А Россия недавно приступила к испытаниям многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10» для работы в Арктике.

3. Новый корабль-шпион

С середины 1990-х годов Норвегия использует свой военный корабль Marjata для наблюдения за российским Северным флотом. В 2016 году по заказу Норвежской разведывательной службы на воду должен быть спущен новый корабль стоимостью $250 млн — вторая версия Marjata (название было решено сохранить). По размеру он будет как большой пассажирский паром — его длина составит 125 м. Зона действия средств обнаружения и продолжительность автономного плавания увеличатся, так что норвежцы смогут лучше следить за тем, что происходит у них на арктическом «заднем дворе».

4. Подводные роботы

В мае исследовательское судно НАТО Alliance отошло от побережья Норвегии, чтобы провести испытания специальных аппаратов, предназначенных для слежки за подводными лодками в Арктике. Инженеры тестировали глиссеры, работающие за счет движения волн, и новую модель «подслушивающего» робота, сделанного в форме торпеды и использующего бортовые эхолокаторы для регистрации сигналов. Конструкторы утверждают, что следующие модели этого устройства смогут разбрасывать в море целые одноразовые «гирлянды» эхолокаторов, которые сформируют невидимые сети наблюдения за глубинами.

5. Подлодки с ядерным боезарядом

Арктика имеет стратегическое значение для США и России — ведь в случае ядерного конфликта между двумя державами отсюда удобнее всего запускать ракеты с ядерными боеголовками. «Самая короткая траектория между Россией и странами НАТО пролегает именно в Арктике», — комментирует Сим Тек. Именно поэтому Пентагон обеспокоен перемещением российских подводных лодок класса «Борей» (проекты 955, 955А — Прим. ред.), отличающихся низким уровнем создаваемого при движении шума за счет использования водометного движителя. Лодки также оснащены гидроакустическим комплексом дальнего действия, позволяющим засекать цели и опасности на рекордном удалении от ПЛАРБ.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    6 марта 2016 06:45
    Россия вернулась в Арктику и продолжает восстанавливать ранее брошенную инфраструктуры и это радует, статье +
    1. +1
      6 марта 2016 07:08
      Скорее не восстанавливать, а отстраивать заново.
      1. +4
        7 марта 2016 04:25
        laughing Вижу ,что (минусующие)граждане даже не подозревают, до какой степени разрухи за девяностые, и нулевые годы, была доведена эта самая инфраструктура. Попутешествуйте по нашим "северам", да не виртуально ,а реально. Еще раз говорю,у нас, как в той песне,- "До основания, а затем". И так, до сих пор! Именно, заново отстраивают! И да, здесь на севере, несколько иные климатические условия. laughing
        1. +1
          7 марта 2016 10:23
          Цитата: Red_Hamer
          ижу ,что (минусующие)граждане даже не подозревают, до какой степени разрухи за девяностые, и нулевые годы, была доведена эта самая инфраструктура. Попутешествуйте по нашим "северам", да не виртуально ,а реально. Еще раз говорю,у нас, как в той песне,- "До основания, а затем".

          Бывали ,служили, видели. Особенно тяжкое впечатление производит , если знать , что при Советском Союзе там была одна из самых высоких плотностей частей, и понятное дело , они не в чистом поле стояли.
  2. -1
    6 марта 2016 08:31
    Интересно, а как эффективнозаслон работает с малоразмерными целями(целями с малой эпр)?
    1. +1
      6 марта 2016 08:51
      Прямо-Пропорционально снижается дистанция обнаружения. Но зачем? Янки, да, поанируют сбивать наши ракеты, а не бомберы, у наших перехватчиков, на сколько я знаю задача все же сбивать бомберы, а у них эпр от 13 до 100 м^2.

      Вот данные по немодифицированному заслону:

      Дальность обнаружения воздушной цели типа бомбардировщик (ЭПР=19м², с вероятностью 0,5) в переднюю полусферу
      200 км
      -
      Дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель (ЭПР=3м², с вероятностью 0,5) в заднюю полусферу
      35 км
      1. -1
        6 марта 2016 10:35
        А затем, что эпр В2 в передней полусфере +-15градусов несколько меньше метра. А с дозоправками и ф22 могут повстречаться нашим 31 мигам.
        Цитата: RuslanD36
        Прямо-Пропорционально снижается дистанция обнаружения.

        Это не всегда так, т.к. ЭпэПР зависит от длинны волны, а обсалютно монохроматичных рлс нет, плбс возможны режимы работы с синтезом апертуры по времени, накоплением сигнала и пр.
  3. 0
    6 марта 2016 08:40
    Неплохо. Про гиперзвук, правда очень много говорят, а объективно пока не получили стабильноработающую технологию. К тому же кроме гиперзвуковоно самолета понадобится гиперзвуковое вооружение воздух-воздух, а про такие работы я вообще не слышал
  4. +1
    6 марта 2016 10:31
    Расскажу случай.Стою во дворе, под Ростовом на Дону.Вдруг прокатился грохот с юга на север,буквально за несколько секунд.Грохот похож на ракетный,но без треска.Локализованный как в трубе,с одного края неба до другого.Озадаченный хожу до сих пор.Скорее это и был гиперзвук.
  5. +1
    6 марта 2016 10:36
    аэродром Хатанга удалось сохранить. оживить бы Волочанку.
    1. +2
      6 марта 2016 12:46
      Цитата: дудинец
      аэродром Хатанга удалось сохранить. оживить бы Волочанку.

      Хатанга изначально строилась как аэродром подскока для стратегов,в 2003 году там даже "Руслан" садился,правда полосы впритык хватило.Сейчас Ил-76 принимает,но скорее всего полоса требует ремонта.А Волочанка использовалась малой авиацией.Для реактивной авиации там надо новую полосу строить.Если только "Норникель" напрягут на деньги,но наврядли.Им с этого никакого профита нет,опять же кризис,пожадничают.Они вон Алыкель отказались реконструировать в этом году,хотя 2 года об этом кричали,даже отпуска в этом году хотели переносить с учётом реконструкции полосы.
  6. 0
    6 марта 2016 10:54
    А где комментарии типа, лучше бы бедным отдали или дороги построили. или наподобие, а зачем нам Арктика, лучше бы пенсионерам пенсию подняли, или кредиты доступными сделали. или экономику поднимали и развивали. АУАУАУ
  7. +6
    6 марта 2016 11:06
    Как бы ни были хороши и совершенны дальние истребители-перехватчики, радары, БПЛА, разведывательные суда и прочие элементы ПВО – их эксплуатируют и обслуживают в Арктике ( а там часто холодно, ветрено, темно и голодно ) люди. Нужно создавать в этом регионе современную наземную инфраструктуру и такую систему гарантий и льгот, которая способствовала бы притоку сюда рабочей силы и делала бы военную службу здесь достаточно привлекательной. На мой взгляд, это задача ближайших 25-50 лет. За это время можно построить все необходимое, решить, где и какому виду оружия в Арктике отдать предпочтение – ЗРК или истребительной авиации, научить пограничников водить собачьи упряжки и снегоходы, десантировать на ледяные просторы людей, оборудование и боевую технику, метко стрелять в мороз и ветер, производить в достаточном количестве топливо и прочие ГСМ, не замерзающие при низких температурах, словом, осуществить комплекс мер по обеспечению обороноспособности арктического побережья страны.
  8. +2
    6 марта 2016 11:27
    Наши перехватчики типа Миг 31 - шедевр инженерной мысли. До сих пор не превзойдённые БОЕВЫЕ самолёты ( "Черные дрозды" - не в счёт, это разведчики не вооружённые). Аэродинамики законы никто не отменял, гиперзвуковые летательные аппараты будут испытывать чудовищные тепловые нагрузки, энергетика полёта тоже будь здоров - пока что нибудь совершенно невероятное не придумают, гиперзвуковые аппараты в атмосфере - это нонсенс.
  9. +2
    6 марта 2016 12:30
    Автор
    " …ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4−4,3 м (4500 км/ч)."

    Горный стрелок
    "...гиперзвуковые аппараты в атмосфере - это нонсенс."

    Абсолютно верно. Кто пишет о пилотируемом гиперзвуке в атмосфере, тот совершенно не понимает тех проблем, которые при этом нужно решить. В настоящее время и в ближайшем будущем с технической и финансовой сторон эта идея малоосуществима. А вот сам перехватчик при этом должен быть вооружен гиперзвуковыми средствами поражения.
    1. +2
      6 марта 2016 14:38
      Плотность атмосферы разная.Никто не говорит про гиперзвук в нижних слоях атмосферы.Насколько помню,ещё в время испытания МиГ-31 был разработан сложный план по выходу на максимальную скорость в стратосфере.В нижних слоях атмосферы имеет ограничение по скорости 1500 км/ч.Выход с максимальной скорости и высоты был ещё более сложным,т.к нагрев некоторых частей планера(кромки крыльев например )доходил до 300-400 С.Потому и использовали сталь,титан и композиты.Видимо,гиперзвук тоже будет где-то в стратосфере,а крейсерский значительно ниже и медленнее.Найдут решение.Кстати,динамический потолок МиГа-30 км,а практический порядка 20 с небольшим.Ну как то так.
  10. 0
    6 марта 2016 14:13
    Дай бог, чтобы всё поскорее получали войска.
  11. +1
    6 марта 2016 16:22
    Сегодня сразу две статьи про Арктику и это радует.
    Цитата: дудинец
    аэродром Хатанга удалось сохранить. оживить бы Волочанку.

    Аэродромы в Арктике ведь не только для военных нужд. Вот когда при Сердюкове в Тикси аэродром закрыли и гражданские вылететь не могли. Слава богу потом восстановили.
  12. +1
    6 марта 2016 18:32
    Очень душевная статья!!
  13. 0
    6 марта 2016 23:57
    Кто персонально ответил за развал и уничтожение 10-й Краснознамённой Армии ПВО страны, защищавший ВЕСЬ Север - от Полярного круга до Котласа, от Мурманска до Урала - погибшие аэродромы, систему РЛО и БУ, брошенные и пропавшие военные городки?

    Сколько стоит восстановить всё это?
    1. 0
      7 марта 2016 01:44
      А кто у нас вообще за что-то персонально ответил?Про приснопамятную сердюковщину молчу...А развал военного образования-сколько военных вузов закрыли...А военная медицина,а переход с дивизионной структуры на бригадную(а теперь обратно)?Разве за это кто-то ответил?И сколько стоит всё это восстановить? request
    2. 0
      7 марта 2016 16:16
      Цитата: RoTTor
      Кто персонально ответил за развал и уничтожение 10-й Краснознамённой Армии ПВО страны, защищавший ВЕСЬ Север - от Полярного круга до Котласа, от Мурманска до Урала - погибшие аэродромы, систему РЛО и БУ, брошенные и пропавшие военные городки?

      Да никто . Страну почти уничтожили, а в про какую то армию ПВО.
  14. +1
    7 марта 2016 04:07
    Цитата: RoTTor
    Кто персонально ответил за развал и уничтожение 10-й Краснознамённой Армии ПВО страны, защищавший ВЕСЬ Север - от Полярного круга до Котласа, от Мурманска до Урала - погибшие аэродромы, систему РЛО и БУ, брошенные и пропавшие военные городки?

    Сколько стоит восстановить всё это?

    А у нас вообще кто нибудь за что нибудь отвечает? А персонально тем более...Ну если только еще раз Васильеву посадят..... под домашний арест.....не на долго....
  15. 0
    7 марта 2016 23:53
    Kартинка "Взгляд на север" выглядит как кадр из кинофилъма 'Емпайр страйкс бак' - звездные войны
  16. +1
    12 марта 2016 15:20
    К середине 1990 г. было построено 500 Миг-31
    1. 20 сентября 1978 г. во Владимировке из-за пожара двигателей на борту самолёта № 011 пришлось катапультироваться лётчику-испытателю П.М. Остапенко и штурману –испытателю Л.С. Попову
    2. 20 сентября 1980 г. на перехватчике № 303 (третья машина третьей серии), пилот В.Е. Меницкий и штурман В.В. Рындин, произошла утечка топлива, приземлился очень жестко, снёс все загрождения
    3. 4 апреля 1984 г. Миг-31 сорвался в штопор, погиб весь экипаж (А. Федотов и В. Зайцев). Официальная версия: утечка топлива и ошибка пилота. Неофициальная – отказ системы управления самолёта
    4. В 1989 г. в истребительной авиации ПВО СССР произошли 4 лётных происшествий с Миг-31
    5. 13 марта 1991 г. во время полёта над красноярским краем на высоте 1000 м. миг-31 взорвался в воздухе. Два члена экипажа погибли
    6. 30 сентября 1991 г. во время тренировочного полёта у аэродрома Кубинка разбился Миг-31. Один член экипажа погиб
    7. 31 мая 1995 г. в районе Комсомольска – на - Амуре загорелись двигатели Миг-31 на 2-о1 минуте полёта, экипаж катапультировался
    8. 15 ноября 1996 г. в Архангельской области потеряли Миг-31 (майор Стрежельников и капитан Щербанев)
    9. 27 января 1997 г. в Тверской области (по другим данным в Архагельской области) из-за пожара двигателя потеряли миг-31 со всем экипажем
    10. 6 апреля 2000 г. при посадке перевернулся Миг-31, сгорел…………………..полностью.
    К 2000 г. в ВВС РФ числилось 350 машин, из которых с 1981 г. потеряно…………………………………………35 мигов (12 катастроф и 23 аварии), при этом погибли 19 лётчиков
    В настоящее время насчитывалось около 200 машин в семи авиаполках: 458 иап (Котлос), 530 иап (Чугуевка), 712 иап (Канск), 764 иап (Большое Савино в Перми), 790 иап (Хотилово), 865 иап (Елизово и Саваслейке).
    По данным русского минобороны, в январе 2012 г. круглосуточное боевое дежурство несло свыше 30 мигов-31. До 2020 г. планируется модернизировать свыше 60 перехватчиков до уровня БМ.
    11. 1 июня 2006 г. в Хотилово (Тверская область) сгорел миг-31. Основная причина – заводской брак!!!!!
    В августе 2009 г. со ссылкой командующего ВВС РФ А. Зелина на боевой службе находятся 9 эскадрильей модернизированных миг-31
    12. 14 декабря 2013 г. в приморском крае россии в 50 км разбился миг-31, оба лётчики катапультировались. Официальная причина – отказ техники после ремонта
    13. 4 сентября 2014 г. под Армавиром (Россия) разбился Миг-31, пилоты катапультировались
    14. 31 октября 2015 г. во время учений в Камчатском крае разбился МиГ-31, пилоты катапультировались
    15. 25 января 2016 г. в Красноярском крае (Россия) около г. Канск во время учений разбился МиГ-31, пилоты катапультировались
    Второй оператор Миг-31 - Казахстан
    1. 16 февраля 2007 г. при посадке разбился в Карагандинской области, оба пилота погибли
    2. 23 апреля 2013 г. в полете разбился. Пилот погиб, штурман – выжил. Причина – ремонт на авиаремонтном заводе г. Ржев (россия). Рабочие завода могли быть в стельку пьяными