Oхота за очередным «Красным Октябрём»: новая русская подводная лодка-убийца (The National Interest, США)

59
Oхота за очередным «Красным Октябрём»: новая русская подводная лодка-убийца (The National Interest, США)


Хотя подводная лодка проекта 705 «Лира», больше известная у нас как «Альфа» (по классификации НАТО — прим. ред.), прославилась, пожалуй, в качестве главного злодея в фильме «Охота за „Красным Октябрём“», в реальной жизни за пределами телеэкрана эта злополучная субмарина оставила изрядное наследство. А все из-за того, что новое поколение подлодок, спускаемых на воду Москвой, будет куда более автоматизированным, чем нынешние, и это будет продолжением того курса, который был начат ещё в конце 70-х в Советском Союзе при работе над созданием наступательных АПЛ проекта 705 класса «Лира».

Хотя подлодки «Альфа» со многих сторон были неудачным экспериментом, в этих субмаринах с титановой обшивкой были впервые апробированы новые передовые технологии. Прочная обшивка позволяла им развивать потрясающую скорость — до 45 узлов, как сообщают некоторые источники, и они могли погружаться на впечатляющую глубину. На самом деле «Лиры» никогда не погружались на глубину порядка 3900 футов: оперативное погружение составляло порядка 2000 футов. К тому же, подлодки были сравнительно маленькими, они вытесняли во время погружения всего лишь 3200 тонн.

Помимо титанового корпуса — что само по себе уже было гигантским новшеством для того времени — субмарина класса «Лира» обладала ещё двумя инновационными деталями. Одна из них — это компактный реактор с жидкостно-металлическим охлаждением, генерировавшим огромную энергию. В целом, в «Лире» использовались два типа свинцово-висмутовых реактора быстрого охлаждения ОК-550 и BM-40. Оба они производили порядка 155 мегаватт энергии и давали кораблю более 40000 лошадиных сил. Результатом этого была невероятная скорость и мощь, достигаемая, однако, ценой высокого уровня шума(впрочем, у субмарины была также и пара электрических пропеллеров по 100 киловатт каждый для тактического маневрирования).

Главным же новшеством «Лиры» была автоматика. Поскольку Советы желали заполучить маленькую скоростную субмарину-перехватчик, экипаж должен был быть небольшим.

Советы смогли уменьшить размер экипажа до 32 офицеров без рядовых матросов. Хотя субмарины класса «Лиры» и были могучим технологическим рывком, тем не менее, вопросы безопасности оставались. «Мы двадцать лет использовали субмарины „Лира“ (проект 705), с 70-х годов по 90-е. Это был многообещающий проект, однако в конце концов мы были вынуждены свернуть его из-за обилия новых технологических идей, осуществлённых одновременно на одном корабле», — приводит портал Lenta.ru слова источника из оборонного ведомства, ссылаясь на государственное агентство «Спутник».

Хотя «Лира» оказалась неудачей, технологии, использовавшиеся при строительстве этой подлодки, проложили путь для новых моделей Кондор (проект 945) и «Щука-Б» (Проект 97) и в конечном итоге — для проекта 885 класса «Ясень» (Северодвинского класса подлодки). Действительно, в сравнении с американскими субмаринами, такими как «Интерцептор» и «SSGN», в российских подлодках гораздо меньшие по численности экипажи, и русские продолжают работу над их дальнейшим сокращением. Источник сообщил изданию lenta. ru, что размер экипажа может быть сокращен до 50-55 человек и в конечном итоге даже доведён до 30 и 40 членов экипажа.

Конечно, учитывая экономическое состояние России, трудно сказать, когда эти подводные лодки будут сделаны на практике, если им вообще суждено появиться.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -72
    1 марта 2016 16:52
    100500 моделей и одна рабочая из новых - 955. Ни чего такой результат... negative
    Дубо"Ясень" похоже на ходовых сгниёт как 22350...
    1. +8
      1 марта 2016 16:55
      Перепечатка недавней статьи. negative
      http://topwar.ru/91461-plany-po-vozrozhdeniyu-sovetskoy-apl-lira-nashli-otklik-v

      -zapadnoy-presse.html
      1. +12
        1 марта 2016 16:58
        Да! чё-то сегодня на ВО повторения-уточнения и с Т-90, и с "Лирой", и с РД-180!
        трудно сказать, когда эти подводные лодки будут сделаны на практике, если им вообще суждено появиться.
        А все америпеды уже обделались от страха! И Дейв Маджумдар - первым! ещё и экономическое состояние России оценивает!
        В клочья, ёЪ!!! Разорвана! Чудило.
        1. +5
          1 марта 2016 17:00
          Пусть дрожат супостаты , их ещё много подарков ждёт от нас и получше "золотых рыбок".
          1. +6
            1 марта 2016 17:26
            Какой-то судак рассуждает о своих страхах.
            И поносит нашу страну между делом.
            На кой ляд это тут размещать-то?
        2. Комментарий был удален.
        3. 0
          2 марта 2016 09:07
          Цитата: ПравдАРМ
          Дейв Маджумдар - первым!

          Да вы что !! wink Это самый крутой аналитег ,он ваще универсальный салдат ЮСА ,все про всех знает !! Одним словом Иксперд ,причем по нему можно точно судить что у нас их сильно удивляет и несказанно раздражает в попытке догнать и понять ,все что он хает явно из этого ряда чумовых идей недоступных янкам в принципе. laughing
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        1 марта 2016 17:29
        Как, опять Маджумдар?
        Админы, это для шутки юмора или на полном серьёзе?
    2. -12
      1 марта 2016 17:05
      Так точно! удачными их не назвать.
    3. +9
      1 марта 2016 17:13
      Цитата: Владимирыч
      100500 моделей и одна рабочая из новых - 955. Ни чего такой результат... negative
      Дубо"Ясень" похоже на ходовых сгниёт как 22350...
      Лишь бы написать, а думаем потом, или вообще не думаем..
      1. +4
        1 марта 2016 17:29
        Читал эту статью пару дней назад на ИноСми
    4. 0
      1 марта 2016 17:32
      Золотая рыбка, концепция правильная...
      1. +1
        1 марта 2016 17:37
        а в чём заключается концепция?
    5. +8
      1 марта 2016 21:39
      Цитата: Владимирыч
      Дубо"Ясень" похоже на ходовых сгниёт

      Вы -- враг!? Скрытый враг...
      Ибо желать, чтобы лодка "сгинула на ходовых", может только враг...
      Либо кретин! (простите за прямоту.)
      1. -6
        1 марта 2016 22:19
        1) Я то как раз не враг.
        2) Где это Вы не уважаемый в моих словах увидели желание
        Цитата: Удав КАА
        чтобы лодка "сгинула на ходовых"
        .
        Это милостевый государь не желание, а плачевная реальность и "Адмирал Горшков" пр. 22350 и "Ясень" 855 "Северодвинск" этому подтверждение.
        ЗЫ.
        И "кретин" это Вы ибо не видите реальности.
        Прошу прощения за прямоту.
    6. +3
      2 марта 2016 14:54
      Цитата: Владимирыч
      Дубо"Ясень" похоже на ходовых сгниёт как 22350...

      Цитата: Владимирыч
      И "кретин" это Вы ибо не видите реальности.

      Уважаемый Вождь краснокожих!
      Разве не вы писали первую фразу?
      Ну, а если вы "не въезжаете" в смысл слова "сгинет", то ко мне-то какие претензии? request
      Я понимаю: для индейца РУССКИЙ язык очень сложен, но все-таки, если хотите, чтобы вас адекватно понимали, подбирайте адекватно смысловой нагрузке РУССКИЕ слова, уважаемый владелец томагавка! yes
      Или проблема в чем-то другом? belay
      В любом случае, предлагаю помнить высказывание В.И.Ленина: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает!" laughing
  2. +2
    1 марта 2016 16:55
    Всё бы ничего,но с такой скоростью теряется главное преимущество субмарины-скрытность!Помню читал об испытаниях Лиры.Акустик сидел глухой!!Уровень децибел зашкаливал!В 70 е не было оружия ее потопить,сейчас же скорость натовских торпед превышает 50 узлов.Тогда какой смысл такой скорости?!
    1. +11
      1 марта 2016 17:25
      Цитата: Magic Archer
      В 70 е не было оружия ее потопить,сейчас же скорость натовских торпед превышает 50 узлов.Тогда какой смысл такой скорости?!

      ))) А почему скорость скажем так "сегодняшней"Лиры" должна оставаться в 70-х годах?
      типа США с 70-х годов двигаются вперед а мы должны и шумность и скорость оставить с 70-х? ))) ну согласитесь это не логично... Если наши возьмутся то скорость и шумность будут согласно требованию от Военных.
      1. +5
        1 марта 2016 17:32
        В 70 е не было оружия ее потопить,сейчас же скорость натовских торпед превышает 50 узлов.Тогда какой смысл такой скорости?!

        Вы серьезно размышляете, что от торпеды нужно сваливать на всех парах???
        Для этого скорость нужна???

        А самолет в таком случае должен сваливать от ракет?
        Быстрее и подальше?

        Выходит главное качество воина бег? laughing
        Типа валим пока живы! laughing laughing laughing
        1. +3
          1 марта 2016 17:58
          Цитата: Храмов
          Выходит главное качество воина бег

          Смысл в том, что Лира в угрожающий период могла сопровождать вражеские АУГ или отдельные авианосцы, при этом оставаясь малоуязвимой для противника. Слышать-то он ее слышал, а вот оперативно прибить было сложновато.
          1. +2
            1 марта 2016 19:55
            Андрей, если не ошибаюсь, Лира могла сделать 180 градусный разворот буквально за пару минут на полном ходу. Как то так, спецы поправьте если что не так. Это как раз одно из преимуществ проекта было - способность реактора очень быстро выходить на максимальные режимы работы ( если не точно описал, звиняйте)
        2. +2
          1 марта 2016 18:15
          А вы считаете что надо медленно и гордо плыть\лететь навстречу торпеде/ракете? А инженеры зачем-то бьются над увеличением скорости лодок, кораблей, самолетов, танков. Турбины какие-то дурацкие ставят, форсажные камеры придумывают, вот же лохи. Нифига не воины, не то что великий воин Храмов wink
          1. +2
            1 марта 2016 18:24
            это не про современные лодки Вы говорите
      2. +2
        2 марта 2016 06:57
        Цитата: Scoun
        Если наши возьмутся то скорость и шумность будут согласно требованию от Военных.

        Не может быть малая шумность на большой скорости - среда не позволит! smile
    2. +5
      1 марта 2016 17:31
      Цитата: Magic Archer
      В 70 е не было оружия ее потопить,сейчас же скорость натовских торпед превышает 50 узлов.Тогда какой смысл такой скорости?!

      ... есть один момент ... на глубине до 400 метров лучшая англицкая торпеда бежит со скоростью 60 уз. на дальность 50 км. примерно 20 минут ... но вот далее уже не все так радужно ... на глубине 600 м. уже 35 уз. на дальность 30 км. и всего 9 минут ... физику ни кто не обманет чем глубже тем плотность воды более ... hi
      П. С. ... 705я "Лира" на полном ходу делала разворот на 180 гр. за 42 секунды ! ...
      1. +10
        1 марта 2016 17:51
        плотность воды не зависит от давления и глубины практически. жидкость несжимаема. плотность воды может меняться при изменении температуры. физику не обмануть ее надо знать.
        1. +3
          1 марта 2016 19:11
          ха ха минусы налепили несогласные с тем что жидкость несжимаема. Жертвы ЕГЭ. Тут только Лаврова цитировать....
      2. AUL
        +6
        1 марта 2016 17:53
        физику ни кто не обманет чем глубже тем плотность воды более ...
        Inok10,физику не надо обманывать, физику учить надо! Вода - субстанция несжимаемая, поэтому плотность воды от глубины не зависит.
        Вот,gas113 опередил...
        1. +3
          1 марта 2016 18:04
          Цитата: AUL
          плотность воды не зависит от давления и глубины практически. жидкость несжимаема. плотность воды может меняться при изменении температуры. физику не обмануть ее надо знать.

          Цитата: AUL
          физику ни кто не обманет чем глубже тем плотность воды более ...
          Inok10,физику не надо обманывать, физику учить надо! Вода - субстанция несжимаемая, поэтому плотность воды от глубины не зависит.
          Вот,gas113 опередил...

          ... а, теперь оба читаем, что об этом пишут Ученые мужи ... и думаем прежде чем умничать ...
          Морская вода, представляющая собой сложный раствор, таким требованиям совершенно не удовлетворяет: ее физические свойства, в том числе и плотность, значительно отличаются от свойств химически чистой воды. В среднем плотность морской воды равна 1,025 грамма на кубический сантиметр. Стало быть, ее литр на 25 граммов тяжелее пресной. Но плотность воды неодинакова по всему Мировому океану, она несколько меняется в зависимости от солености и температуры. Чем выше соленость, тем больше и плотность. Зависимость плотности от температуры обратная: чем вода теплее, тем плотность ее меньше. Так, наименьшая плотность морской воды — 1,022 грамма на кубический сантиметр — была отмечена в поверхностных слоях экваториальной зоны Тихого океана, а наибольшая—1,028 грамма на кубический сантиметр — вблизи океанского дна.

          Даже незначительное изменение плотности морской воды влечет за собой весьма существенные последствия. Так, при охлаждении верхних слоев океана вода становится плотнее и опускается. Навстречу ей устремляются менее плотные глубинные воды. Возникают вертикальные токи. В сочетании с горизонтальными течениями они придают Мировому океану вид слоеного пирога, каждый слой которого характеризуется своими особыми показателями плотности, солености и температуры. Благодаря вертикальным токам вода в океане до известной степени перемешивается, в глубину проникают насыщенные кислородом поверхностные воды, из придонных слоев поднимаются богатые биогенными солями придонные массы воды. Источник: http://www.seapeace.ru/
          ... вода, воде рознь ... разговор за Океанскую, а это сложный раствор ! ... а, не пресная ... hi
          1. +3
            1 марта 2016 18:28
            вот и думайте "ученый муж" о том что пишете. изменения плотности из за разницы температуры и солености мизерны. а зависимость пробега торпеды от глубины зависит от внешнего давления среды которая чем больше тем негативней сказывается на способности расширятся рабочим телам в газогенераторах, движителях и прочих устройствах. к электрическим торпедам не относится. хотя если на них стоит химический электрогенератор то давление может так же влиять на скорость реакции... но плотность воды это практически константа
          2. AUL
            +2
            1 марта 2016 18:32
            Вы сами-то прочли то, что процитировали здесь? Сомневаюсь...
            То, что плотность воды зависит от примесей(солености, в данном контексте) - конечно!
            То, что плотность воды зависит от ее температуры - да ради Бога!
            Но где в данной цитате вы увидели, что плотность зависит от давления(глубины)?
            Не надо передергивать, учите лучше физику!
            ...и думаем прежде чем умничать ...(с)
            Опять gas113 опередил. Вот шустрый! hi
            1. +7
              1 марта 2016 22:49
              Цитата: AUL
              ...и думаем прежде чем умничать ...(с)

              Разрешите вставить свои 5 копеек в разговор умных людей.
              1. С ростом глубины растет максимальная малошумная скорость хода. Это обусловлено тем, что с ростом давления уменьшается кавитация...
              2. Насчет тепловых двигателей и электрических торпед gas113 абсолютно прав.
              3. Глубина влияет на применение ТО. Торпеды, запускаемые из "решеток"ТА самовыходом предпостительнее: меньше шума при ТС. Глубина стрельбы обусловлена прочностью задней крышки ТА и самой торпеды.
              4. Прочностные характеристики корпуса ПЛ дают ряд тактических преимуществ. Можно уйти под слой скачка, либо при поиске стать на стабилизатор глубины в ПЗК и тем самым обеспечить превосходство в Д обн. противника. Сейчас эту функцию выполняют ГАС с протяженной антенной.
              Как-то так. С уважением, hi
              1. +2
                1 марта 2016 23:14
                Цитата: Удав КАА
                Разрешите вставить свои 5 копеек в разговор умных людей.

                ... Всегда с удовольствием послушаю Умного Человека ... hi ... но разговор за плотность шел и не зря были приведены глубины ... 400 м. и 600 м. ... такое явление в Мировом океане как Термоклин, ни кто не отменял ... что это такое ?! и как его едят ?! ... все просто, это глубина в среднем по Мировому океану от 500 до 1000 м. которая является средой смешения поверхностных слоев до 400м., тщательно перемешиваемых ветром с пресной водой и имеющих более высокую температуру и глубинных слоев которые при любом шторме ни как не меняются ... в чем суть ... резкое понижение температуры и увеличение солености воды в этом приграничном слое приводит к резкому увеличению плотности воды и как следствие увеличенному сопротивлению скорости торпеды, в среднем температура падает на 1 гр. на каждые 10 м. вниз ... эффект практически сравним когда вы получаете в лицо на ходу порыв ветра в 30-35 м/с ... и еще в области термоклина падает скорость звука в воде и рефракция звука способна менять свойства. Так, выше термоклина рефракция положительна, в результате чего звуковые лучи отклоняются к поверхности, а ниже отрицательна, и лучи отклоняются ко дну. При этом объект, находящийся в термоклине, остается невидим для сонаров ... что очень любит подплав ... Непосредственно с термоклином связано и явление пикноклина, в среде подводников именуемого «жидким грунтом». Это явление представляет собой резкий скачок плотности воды на глубине. Увеличение плотности слоя воды объясняется либо значительным отличием его температурных характеристик от окружающей воды (то есть термоклином), либо его повышенной соленостью. Подводники иногда используют «жидкий грунт» для фиксации подводной лодки на определенной глубине, это называется «покладкой на жидкий грунт». При этом процессе корабль удифферентовывают с остаточной плавучестью практически до нуля, а затем погружаются или всплывают с небольшим дифферентом. Прекращение или замедление погружения или всплытия говорит о попадании в пикноклин. Затем в уравнительную цистерну принимают небольшое количество воды, и лодка оказывается надежно лежащей на «жидком грунте». ... hi
                1. +2
                  1 марта 2016 23:25
                  Цитата: Inok10
                  Термоклин

                  ... наглядно ... hi
          3. +1
            1 марта 2016 18:36
            залечил!!! good
      3. 0
        1 марта 2016 19:59
        Во во во, и я как раз об этом выше говорил. Это вообще круть какая то! Вдумайтесь просто в это!!!!
    3. +1
      1 марта 2016 18:26
      Вы когда нибудь слышали как,ЦНПК на БО работает?
      Наука ещё 20 лет назад сказала-единственные шумы,которые будут от этой АПЛ это шумы от ВРГр(кавитация+создание возд.пузырей на рулях),как у самолёта -при манёврах видны срывающиеся потоки воздуха.705-й проект и управлялся как самолёт,т.е совершал манёвры не блинчиком.
      ИЦ-головые дедки мне про это рассказывали,Электромагнитные насосы 1к.+ЭД главной тяги - 2-й контур(ненужный).Надеюсь наука и с ЭМ полями справилась.
      У с ЖМТ реактора есть много плюсов,один из них практически мнгновенная локализация утечки теплоносителя+дезактивация.Для обывателей-все в детстве плавили свинец из аккумуляторов ))))Остыл, отодрал, напильником подработал,вот и закидуха.
      Далее додумывайте сами,отнюдь не фантастика.
      Но титановую составляющею корабля менять -бы не стал)))
    4. +1
      1 марта 2016 23:45
      Цитата: Magic Archer
      сейчас же скорость натовских торпед превышает 50 узлов.Тогда какой смысл такой скорости?!

      Иногда скорость нужна, чтобы успеть выйти из зоны обнаружения, при существующей на то возможности.Никто же не будут давать самый полный, если предполагают, что над ними охотники снуют?
  3. +9
    1 марта 2016 16:55
    Зря автор беспокоится о экономическом состоянии России, - надо будет, а в том, что надо уверен, - сделаем. Экономить на новых проектах вооружения нельзя.
    Не будет надежных щита и меча у государства, - все достижения в экономике, науке, культуре, уровне жизни народа, останутся никому не нужными терминами, так как все это может быть уничтожено хорошо вооруженным врагом.
  4. +4
    1 марта 2016 16:55
    Переводчик, чувствуется, абсолютно гражданский человек. smile
    1. +9
      1 марта 2016 17:02
      Цитата: Владимирец
      Переводчик, чувствуется, абсолютно гражданский человек

      Автор статьи - тоже:)))
  5. +7
    1 марта 2016 16:56
    Угу, Лира- неудачный проект- А чего-ж так его боялись? Ничего нового в статье для себя не нашел. Забугорное бла-бла-бла.
  6. HAM
    +1
    1 марта 2016 16:57
    Не сцы,Дейв,появятся!
  7. +5
    1 марта 2016 16:59
    Пусть не волнуются, будут новые подлодки и будет новая "Лира", это "удовольствие" laughing они получат по полной tongue .
  8. +1
    1 марта 2016 17:06
    Наша "Золотая рыбка" кого хочешь заставит дрожать от страха.
  9. +1
    1 марта 2016 17:07
    Смотри ка,у общечеловеков тоже статьи не о чем пишут
    1. -1
      1 марта 2016 22:47
      NI это зарубежный филиал "Вестника Мордовии".
      1. +1
        1 марта 2016 23:57
        Цитата: clidon
        NI это зарубежный филиал "Вестника Мордовии".

        Разве "Вестник Мордовии" печатает мутные статьи, что позволяет себе нередко NI?
        1. 0
          2 марта 2016 15:46
          NI просто рассчитан на "широкого американского читателя", соответствующей риторикой. А так и то и другое копилка слухов.
  10. +3
    1 марта 2016 17:08
    Они всерьез поверили, что Обамка порвал экономику России в клочья? Ну тогда пусть спят спокойно, глубоким и здоровым сном.
    1. +3
      1 марта 2016 17:54
      Обама:
      -Могучая Америка разорвала российскую экономику в клочья!

      Грустный Порошенко поднимает голову:
      -Осмелюсь заметить, ошибочка вышла - не российскую, а украинскую...

      Обама:
      -Да пофиг! Главное, что в клочья!
    2. 0
      1 марта 2016 17:59
      Мы им в страшных снах являться будем. Просыпаются, а тут облом - не сон. belay
  11. +4
    1 марта 2016 17:11
    Чувак ваще не в теме, пересказал своими словами статью из интернета, уложив ентот опус в стандартный забугорный шаблон.
  12. +3
    1 марта 2016 17:52
    Автор пишет,что Лиры 20 лет отработали и это неудача.И то ,что много новинок на ней неудача.В этом как раз и смысл был,отработать новое на одной лодке,промыслов на много лодок не напасёшься.А тут из одной лодки столько информации!И задел на будущее,не нужно гадать,что строить ,уже всё отработано .Делай то,что доступно строителям.Автор больше рыдал,чем сообщал,что то стоящее.
  13. +1
    1 марта 2016 18:03
    "А все из-за того, что новое поколение подлодок, спускаемых на воду Москвой" ни знал что в Москве судостроительная верфь есть - видать они подлодки в Москву реку спускают.
    1. 0
      1 марта 2016 18:17
      Нет , спускают в Москве в канализацию,а этот очередной "маджумар" имел ввиду всю Россию (хотя если вся Россия его будет иметь ввиду,то ему не позавидуешь)!
  14. +4
    1 марта 2016 18:17
    над созданием наступательных АПЛ

    я знаю только одну не наступательную АПЛ в мире и это "украинская" "Запорожье".
  15. +2
    1 марта 2016 18:23
    Хотя «Лира» оказалась неудачей,
    ----------------------------------------
    ...Ага,"неудача" эксплуатировалась 20 лет. такая вот засада.
    1. 0
      1 марта 2016 22:47
      "По мнению Апалькова Ю.В., АПЛ почти не использовались и за 20 лет их активная служба оказалась весьма непродолжительной"
  16. +2
    2 марта 2016 00:00
    Прошло достаточно времени, но к идее ЯЭУ на ЖМТ мы и амы не вернулись. Справедливости ради следует заметить,что первой ПЛА с ЖМТ (Na) на БН была американская лодка Seawolf (1957г). В 1958г -- авария ЯЭУ с выбросом ТН. После этого амы отказались от ЖМТ. Хотя проблема поддержания теплоносителя при Т более 125*С сегодня решена с помощью теплового аккумулятора.
    Основные усилия конструкторов, корабелов, ученых сосредоточены теперь на снижении заметности ПЛ по различным полям (акустическому, тепловому, электромагнитному, радиационному, гидродинамическому). Так в повестку дня встает торсионное, даже "ментальное"! Кажется фантастика, но это уже есть...
    Но ближе к железу. Что мы можем ожидать в ближайшем будущем?
    1. Уменьшение водоизмещения, экипажа, стоимости лодок...минимум на 50%
    2. Снижение уровня шума и заметности ПЛ за счет:
    - перехода к однокорпусной конструкции, одновальной, с водометом в качестве движителя;
    - использования сложной системы амортизации механизмов, размещение их на звукоизолированных платформах, с использованием систем тросовых подвесов, с укрытием механизмов в звукоизолированных камерах, экранирования их от бортов ПЛ;
    - покрытие корпуса ПЛ с обеих сторон звукопоглощающим полимером. Использование "умного" П-Г/А покрытия с внешней стороны корпуса лодки, принимающего излучение ГАС и превращающего его в "естественный шум моря";
    - переход на схему полного электродвижения, а в перспективе на безвальную систему движения. Исчезнет ГТЗА как основной источник шума.
    - размещение оружия вне прочного корпуса лодки;
    - размещение г/а решеток на корпусе ПЛ по всей ее длине.Конформные ГАС большой площади;
    - упрощение корпусных конструкций (непроникаемые перископы, мачты связи, рлс, прлс), замена гидравлических, механических приводов и исполнительных механизмов на электрические. (ЭДСУ, как в самолете!)
    - полная автоматизация в системе боевого управления, применения оружия.
    - отказ от ЦН 1-го контура (уже есть: естественная циркуляция ТН)
    - блочная система вооружения с использованием роботов и автоматов;
    - активная система ПТЗ;
    И возможно еще что-то, что является тайной.
    С уважением, hi