Метаморфозы потаенного судна

26
«Убийцы авианосцев» обходились в десять раз дешевле самих авианосцев

Если дизель-электрические субмарины в просторечии называли «нырялками» из-за необходимости частого всплытия на подзарядку аккумуляторных батарей, то с появлением атомной энергетики встал вопрос о чисто подводном корабле с большой скоростью хода.

Первая и Вторая мировые войны доказали ценность подводных лодок в завоевании господства на море. Они создавали угрозу не только морским и океанским коммуникациям, но и крупным надводным кораблям и целым соединениям. А в подводной дуэли субмарина способна бороться и с себе подобными. Все это было учтено в послевоенном развитии военно-морского искусства, а появление нового вида энергетики и передового оружия (ракет) поставило вопрос о создании принципиально нового типа подводных лодок.

Автономность не ограничена


Ядерная энергетика снимает проблему дальности плавания. А на его длительность накладывают ограничения лишь физиологические особенности человеческого организма. И тем не менее автономность подводной лодки в несколько раз выше, чем надводного корабля. Важная особенность – скрытность и способность подлодок действовать в любых погодных условиях. Нет ограничений и по акваториям. Даже льды Арктики не помеха.

“ После трагедии «Курска» лодки проекта 949А были выведены в резерв. Возможно, этого и добивались американцы ”
Наше подводное атомное судостроение по ряду направлений было лидером. Мы первыми создали крылатые ракеты с подводным стартом, широко применили титан в строительстве корпусов. До сих пор за нами мировой рекорд подводной скорости (42 узла, проект 661 «Золотая рыбка»), максимальная глубина погружения (более тысячи метров, проект 685 К-278 «Комсомолец») и многие другие достижения.

Все это создало известный паритет с флотами США и НАТО. Именно подводные силы оказали наибольшее сдерживающее влияние в противостоянии блоков в период холодной войны. И проиграл ее, надо признать, никак не флот.

Поисковые работы по созданию атомной подводной лодки начались в СССР уже в 1949 году. В 1950-м об этих исследованиях были конфиденциально оповещены некоторые командующие флотами, в первую очередь Северным, где предполагалось внедрение нового «изделия». 9 сентября 1952 года Сталин подписал постановление Совета министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627».

В Москве в обстановке чрезвычайной секретности были оформлены две группы конструкторов и ученых: группа В. Н. Перегудова проектировала собственно корабль, а команда, возглавленная Н. А. Доллежалем, разрабатывала энергоустановку для него. Научным руководителем всех работ назначили директора института атомной энергии АН СССР академика А. П. Александрова.

Проект первого советского атомохода создавался на основе большой отечественной дизель-электрической лодки проекта 611. Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта, получившей шифр «Кит», была весной 1953 года передана ленинградскому СКБ-143 («Малахит»). Параллельно конструировалось главное оружие нового корабля – торпеда Т-15, правда, в дальнейшем от нее отказались. О масштабах работ по созданию первой отечественной атомной субмарины говорит тот факт, что к участию было привлечено 135 предприятий и организаций, в том числе 20 КБ и 80 заводов – поставщиков различного оборудования.

Метаморфозы потаенного судна


Торжественная церемония официальной закладки лодки состоялась 24 сентября 1955 года. 9 августа 1957-го АПЛ была спущена на воду, а 14 сентября произведена загрузка ядерных реакторов. С 3 июля 1958 года лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания. В январе 1959-го К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 году, и АПЛ стала полноценным боевым кораблем Северного флота. После похода к Северному полюсу подводной лодке присвоили название «Ленинский комсомол», ее эксплуатация продолжалась до 1991-го. К слову, АПЛ 627-го проекта К-3 значительно превосходила первенца американского атомного подводного флота – лодку SSN 571 «Наутилус», спущенную на воду на год раньше К-3 и прослужившую до 1980-го.

Все первое неизведанно и часто преподносит сюрпризы, но и дает опыт. В августе 1967 года при возвращении с боевой службы на «Ленинском комсомоле» возник пожар, унесший жизни 39 подводников, в том числе моего однокурсника – командира БЧ-3 капитана 3-го ранга Льва Каморкина, ценой своей жизни спасшего корабль.

После списания К-3 существовали планы ее переоборудования в музей. В КБ «Малахит» разработали соответствующий проект. Но из-за обстановки в стране о нем приказано было забыть. Сейчас появилась надежда осуществить этот проект в Санкт-Петербурге. Готовая к установке К-3 находится в Северодвинске.

Время специализаций


Удачная эксплуатация первых атомоходов, а также развернутая гонка вооружений в 60–70-е годы прошлого столетия дали мощный толчок развитию направления. В СССР появляются атомные подводные крейсеры различного назначения – торпедные многоцелевые, с крылатыми ракетами для борьбы с авианосными соединениями, с баллистическими ракетами стратегического назначения.

Конечно, у всех на слуху стратегические подводные ракетоносцы, так называемые РПК СН с нашей стороны и ПЛАРБ у вероятного противника. Да, угроза колоссальная, но, естественно, возникает вопрос: кто их будет охранять и уничтожать?

Поэтому стали строиться многоцелевые лодки, с которых не снималась задача борьбы с надводными силами противника, но основным становилось слежение за ПЛАРБ в готовности нанесения по ним удара с началом боевых действий. В Мировом океане начались гонки субмарин друг за другом.

Наиболее типичными представителями класса многоцелевых атомоходов стали проекты 671, 671РТ, 671 РТМ и, конечно, 705, 705К, так называемые лодки-истребители. Эти и некоторые другие разработки вынесли основную тяжесть холодной войны в океане. Только один малоизвестный факт. К-147 (проект 671), оборудованная новейшей, не имеющей мировых аналогов системой слежения за АПЛ противника по кильватерному следу, 29 мая – 1 июля 1985 года под командованием капитана 2-го ранга В. В. Никитина приняла участие в учениях подводных лодок Северного флота «Апорт». Было выполнено шестисуточное непрерывное слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар» (тип «Лафайет»).

Особую головную боль вероятному противнику создали наши многоцелевые АПЛ 3-го поколения, получившие шифр «Щука-Б». Типичным представителем является вступивший в строй «Гепард» (К-335). О нем много шумели в 2000 году, на борту побывал сам президент. К сожалению, в настоящее время особого движения в совершенствовании лодок этого направления в стране не наблюдается.

Как потеряли 15 «Курсков»


США и их сателлиты для завоевания господства на море сделали ставку на авианосно-ударные соединения (АУС). Для борьбы с этой угрозой появились проекты атомоходов, основным оружием которых стали крылатые ракеты. Вначале такие АПЛ могли наносить удары не только по АУС, но и по береговым объектам. Лодки этого класса, одним из представителей которых явился проект 675, наши флотские острословы прозвали «раскладушками», а американцы – «ревущими коровами». ВМФ получил их 29. Несмотря на недостатки (надводный старт ракет, большую шумность и другие), они сыграли заметную роль для развития направления, в результате чего появились проекты 670, 667АТ… Отсюда вышла и знаменитая рекордсменка «Золотая рыбка».

В сентябре 1971-го К-162 проекта 661 заступила на первую боевую службу. Корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. Выполнил ряд задач совместно с другими подлодками и надводными кораблями. Велось сопровождение авианосца «Саратога». Он пытался оторваться от нашей субмарины, развивая скорость более 30 узлов, но не удалось. Более того, «Золотая рыбка» осуществляла маневры, опережая действия авианосца. За 90 суток похода АПЛ всплывала на поверхность всего раз.

Но для борьбы с атомными авианосцами типа «Нимитц» ранее созданные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) уже не годились. Был разработан проект 949А («Антей»). Головной крейсер К-206 («Мурманск») вошел в строй в апреле 1980 года. Предполагалось построить 20 ПЛАРК данного типа, но…

По состоянию на середину 80-х лодка проекта 949А обходилась в 226 миллионов рублей, что по тогдашнему курсу равнялось лишь 10 процентам от стоимости многоцелевого авианосца «Рузвельт» (2,3 миллиарда долларов без учета авиакрыла).

Американцам эти лодки создали особую головную боль. Им дали говорящее название «убийцы авианосцев». Было построено 15 лодок этого проекта. Но после трагедии ПЛАРК «Курск» субмарины вывели в резерв. Возможно, этого и добивались американцы, когда убедились в превосходстве лодки после похода «Курска» в Средиземное море.

Между тем при правильной морской политике субмарины этого проекта способны эффективно выполнять свои задачи до 2020-х годов.

Моряки в квадрате


В ходе холодной войны основной задачей противостоящих блоков было пугание друг друга ракетно-ядерным ударом. Поэтому самым многочисленным классом атомных подводных лодок стали РПК СН.

Начиная с проекта 658, представителем которого была всемирно известная своей аварией К-19, названная «Хиросимой», стремительно строились другие образцы. Наибольшее число дал 667-й проект, начиная с 667А. Рубка головного К-137 как памятник будет установлена в Санкт-Петербурге, в гавани Васильевского острова, рядом с лодкой-музеем Д-2.

Верхом совершенства лодок стратегического назначения стали тяжелые крейсеры проекта 941 (шифр «Акула») ТРПК СН. Они были построены по типу подводного катамарана, что дало повод к возникновению иронического прозвища «водовозы». Но вооружение этого проекта не вызывало и тени улыбки. Его ракеты были способны поражать любую точку земного шара. К сожалению, ушедший в запас главком В. Куроедов в 2005 году росчерком пера вывел эти лодки из боевого состава флота…

Наш подводный флот славен в первую очередь своими людьми. Они особой закалки. Не зря говорят, что подводник не профессия, а судьба. В народе нас иногда называют дважды моряками или моряками в квадрате. Почему? Догадаться нетрудно.

О службе на первых подводных лодках Валентин Пикуль писал: «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты, любящие свое дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности»… Эти слова верны и по отношению к сегодняшним подводникам, особенно офицерам. Но есть ли у них стимул к такой службе – вопрос. Построить «железо» легче, чем воспитать кадры специалистов.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    7 марта 2016 06:27
    Низкий поклон морякам подводникам.
    1. +4
      7 марта 2016 11:58
      Солидарен с вами - после гибели Курска матрасники не столько радовались гибели корабля сколько потерей нашим ВМФ высокопрофессионального экипажа
  2. +18
    7 марта 2016 06:53
    Честно говоря какой-то сумбур. Поток сознания. И автор, "батоны" вполне себе ходят. Что за "резерв" в который они выведены.? И 15 штук! не обсчитались ли?
    1. -6
      7 марта 2016 07:07
      Цитата: Алсеерз
      Честно говоря какой-то сумбур. Поток сознания. И автор, "батоны" вполне себе ходят. (1)Что за "резерв" в который они выведены.? И (2)15 штук! (3)не обсчитались ли?

      Много вопросов задаёте! Не шпиён часом?
    2. +10
      7 марта 2016 07:48
      Цитата: Алсеерз
      И 15 штук! не обсчитались ли?

      Одиннадцать, в строю восемь, вроде.
      На счёт дважды моряков и моряков в квадрате, не, не слышал. Подплав слышал.
      Царствие мужикам, небесное
    3. 0
      7 марта 2016 19:54
      Цитата: Алсеерз
      Честно говоря какой-то сумбур. Поток сознания.

      не обращайте внимания, у этого афффтора так было всегда
  3. +2
    7 марта 2016 07:46
    "Моряки в квадрате"
    Моряки в кубе - по моему больше подходит, по всем параметрам.
  4. +1
    7 марта 2016 08:00
    Подводники это элита флота. У меня есть знакомый медик, в своё время ходил на убийце авианосцев, даже сдал на допуск к самостоятельному управлению АПЛ, тогда экипаж был только из мичманов и офицеров. После похода на пирсе собиралась толпа посмотреть как офицеры швартуются. Очень интересный человек, много рассказывал о походах. Сожалел, что сняли с вооружения данный тип лодок. Сложны в эксплуатации.
    1. 0
      7 марта 2016 19:58
      Цитата: кудесник
      У меня есть знакомый медик

      wink
      Цитата: кудесник
      в своё время ходил на убийце авианосцев, даже сдал на допуск к самостоятельному управлению АПЛ, тогда экипаж был только из мичманов и офицеров.

      НМС на СУ?!?! laughing
      ну и два десятка "матросских душ" там просто НЕ МОГЛО НЕ БЫТЬ winked
      Цитата: кудесник
      Сожалел, что сняли с вооружения данный тип лодок. Сложны в эксплуатации.

      это "кого сняли" ?!?! - "батоны" !?!?
      а если 670(М) и "раскладушки" - то что там "сложного"?!?
      1. +2
        7 марта 2016 20:20
        Видимо про 705 толкует, но либо не понял знкомого либо звездит. На дежурство по ПЛ действиельно мог допустится. А вот на СУ сказки венского леса...
        1. -1
          7 марта 2016 20:29
          вероятно так
          1. 0
            8 марта 2016 00:37
            Не мешайте Кудеснику легенду творить! Был же в кригсмарине случай, когда пилюлькин лодку в базу вернул... А чем советская клистерная трубка хуже?! Это же советский Айболит! Партия скажет: "Надо!", дохтур ответит:" Есть!"...
            1. +1
              9 марта 2016 13:34
              Цитата: KakoVedi
              Был же в кригсмарине случай, когда пилюлькин лодку в базу вернул..

              Насчет Кригсмарине не скажу...А вот, что после подрыва на мине из офицеров остался только док и он привел лодку в Полярный -- факт!
              Цитата: KakoVedi
              А чем советская клистерная трубка хуже?!

              Сразу видно ... не подводник, вы батенька! К доку на корабле отношение особое! Мы все с болячками, вон один меня спрашивал "не какал ли я раком"...И с этим к доку тоже...А еще попи...ть, по душам поговорить, за жизнь, ректификатом разжиться, когда "подошва" надоела... Да мало ли чего.
              Ну, а если апендикс -- то он царь и бог и архангел Михаил в одном лице...
              Мы любили своего дока, и никогда не давали в обиду.
              А насчет -- СУ... пуля, слитая на лету, повисшая лапшой на ушах благодарного слушателя, наверное "под литру".
              1. 0
                9 марта 2016 22:00
                Бедный доктор! Хотелось сказать: "...Бедный Йорик!"... А что так, в прошедшем времени?! Аль залюбили? Берите пример с политработников! У них - жил, жив, вечно живой... А позвольте полюбопытствовать за подводного Асклепия, который лодку в Палермо привел?! Что за чудо чудное?!
  5. +4
    7 марта 2016 09:18
    Не берусь обсуждать статью, но восхищаюсь подводниками. Я наверное бы побоялся выбирать такую профессию. Автор удачно вспомнил В.Пикуля. Помните что ответил офицер подводник на вопрос, а сколько вы получаете?
    1. +2
      7 марта 2016 12:41
      Платить им столько --сколько захотят !!! Нормальные люди на Этом плавать не будут !!! Николай 2
      1. +3
        10 марта 2016 03:57
        цитировать царя который загубил Российскую империю, вверг ее в пучину кровавых и позорно проигранных войн,загубил себя и всю свою семью на мой взгляд как то не хорошо что ли...
    2. -1
      7 марта 2016 20:01
      Цитата: в.казаков
      Автор удачно вспомнил В.Пикуля. Помните что ответил офицер подводник на вопрос, а сколько вы получаете?

      это байка
      как и весь Пикуль
    3. 0
      8 марта 2016 00:40
      Напрасно! Как профессия весьма и весьма... Специализаций много! С деньгами так себе, но... За деньгами - это в другое место! Как дедушко Сорос! На биржах мухлевать.
  6. +3
    7 марта 2016 09:19
    Может вы сгущаете краски, но вот например АПЛ "Омск" ТОФа регулярно выходит в походы.

    http://pressa-tof.livejournal.com/256284.html 26 декабря, 2014

  7. +7
    7 марта 2016 09:42
    Чё то автор мутит what : Лодки пр.949А в строю - аж 8 единиц. Может и списаны после "Курска" некоторые,но это скорее всего первые рыбки этого проекта,чистые 949. Да и на мнение американцев нам вроде бы уже начхать,что там они хотят и добиваются, благо не "Ельцин" у руля lol
  8. +3
    7 марта 2016 10:34
    Главное что сейчас строительство АПЛ и РПК СН в приоритете для страны, и даже никакие "кризисы" не остановят их строительство. И разработчики уже думают над следующим поколением лодок, и престиж военной профессии поднимается и люди начинают чувствовать , что нужны своей Родине.
    1. -1
      7 марта 2016 20:03
      чутка реалий
      http://vpk-news.ru/articles/21481
  9. +5
    7 марта 2016 12:20
    проект 661 носил шрифт «Анчар» и прозвище "золотая рыбка" автору поточнее с бы с определениями а то как то не............
    1. +1
      7 марта 2016 13:03
      "Золотой рыбкой" последовательно обзывали 645 (627 с реактором с ЖМТ - опытовая), 661 и потом - 705. "Переходящий приз Подплава" :)
      1. +2
        8 марта 2016 00:43
        Ну наконец-то нашелся военнообзорец определивший что такое "Золотая рыбка" на флоте СССР. Только 705-ые к ним не относились. Они по другой теме.
        1. +3
          8 марта 2016 06:49
          Иногда 705-е тоже называли "золотыми рыбками", было такое, но основная "рыбеха" - это 661 проект. Кто и куда выводил "батоны"? И служат, и ремонтируются, что говорит об их дальнейшем использовании. Меня только терзает вопрос об использовании "жирных" торпед. Если окончательно "похоронили", то зря.
          Сама статья вызвала какое-то состояние обкуренности. Впечатление, что автор в легком алкогольном опьянении надергал цитат из разных мест и даже не потрудился связать их смысловыми переходами. Может праздники длинные повлияли?
          1. 0
            8 марта 2016 13:48
            С 65-76 похоже все. Однако, ей на замену разрабатывалась "толстая" торпеда с ДУ на унитарном топливе (как у "Физика").
            Вот тут спекуляции на тему:
            http://militaryrussia.ru/blog/topic-463.html
            http://militaryrussia.ru/blog/topic-491.html

            И 65-76А вроде бы как с вооружения не снята:
            http://militaryrussia.ru/blog/topic-461.html
            1. 0
              8 марта 2016 15:20
              Цитата: Bersaglieri
              Вот тут спекуляции на тему:http://militaryrussia.ru/blog/topic-463.htmlhttp://militaryrussia.ru/blog/t
              opic-491.htmlИ 65-76А вроде бы как с вооружения не снята:http://militaryrussia.ru/blog/topic-461.html

              не надо тащить сюда лижвые (т.е. г.DIMMI большой любитель приврать от себя) и тупые измышления с милитарираша

              по торпедам (и ВМФ) там не "нуль" - а отрицательное значение

              ДСТ разрабатывалась в начале 80х для 3 поколения, но ее "зарубили" (к большому сожалению), и на 3 доработали 65-76 (ставшей 65-76А)
              не смотря на то что сисемы по перекиси ремонтировали и обслуживали даже в конце 2000, реально на 65-76 можно ставить крест (т.к. без ремонта их выдавать в БК нельзя)
  10. +1
    7 марта 2016 13:01
    Не в резерве, а в ремонте. Модернизируют 949А , меняют ПУ на УКСК.
    Вывели в утилизацию только два 949-ых.
    1. 0
      7 марта 2016 18:48
      уже давно распилили один 949а.
      а просветите на какой из 949а поставили укск?
  11. -3
    7 марта 2016 16:32
    Калибры летят над волнами не выше 3 метров на дозвуковых скоростях, стартуют с надводных ракетных кораблей и из подводных ракетоносцев,а с помощью навигации спутников могут попасть в уязвимую точку самого крутого авианосца типа "Джеральд Форд" уже подлетая на гиперзвуке....а с ядерной боеголовкой могут ликвидировать и авианосную группировку
    1. +5
      7 марта 2016 16:37
      Цитата: lagnic2013
      ...а с ядерной боеголовкой могут ликвидировать и авианосную группировку

      Малчик)) иди играй в Варкрафт - сайт для взрослых дядей
      1. +3
        7 марта 2016 22:55
        А вот не факт!
        Тут таких ыскпердов из третьего подьезда большинство.
        Что и пугает.
  12. -1
    7 марта 2016 19:50
    абсолютно тупая и бездарная статья, давно завравшегося афффтора
    Наконец, еще об одной "версии" В. Кулинченко. В "Дуэли", N21 за 1999 г. он пишет: "Автор этого материала испытал "удовольствие" подводного столкновения в Баренцевом море на глубине 80 м еще в ноябре 1967 г. ...
    "Не буду повторять свой рассказ о столкновении атомной подводной лодки СФ "К-131" с английской дизельной подлодкой в ноябре 1967 г. Скажу только - я был тогда на ней помощником командира, столкновение произошло в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море при изменении "К-131" глубины погружения с 80 м на 69 и уменьшении скорости хода с 17 до 12 узлов. Это очень важный момент для понимания всего процесса "случайных" столкновений, так как под водой отсутствует один очень важный фактор наблюдения за целью - визуальный или зрительный. Тогда, как говорят, мы отделались "легким испугом", без жертв, но повреждения были серьезные с обеих сторон. Англичане тогда, да и позже, об этом случае не спешат распространяться".
    К сожалению, я не читал рассказ Кулинченко "Столкновение под водой" и не отсылал материалы в США, но, насколько мне известно, "К-131" в ноябре 1967 г. ни с какой подводной лодкой не сталкивалась.
    В ноябре 1967 г. "К-131" вышла в район Баренцева моря на учения, или, как тогда говорили, "для сдачи задач". Вместе с экипажем шел обеспечивающий из штаба дивизии. При погружении на глубину 30 м из-за ошибки экипажа лодка провалилась на глубину 120 м и зацепила днищем грунт.
    ...
    Расследование подтвердило, что ситуация возникла из-за грубой ошибки ....
    Моряки, выполняющие команды "центрального", говорили, что командовал тогда погружением помощник командира (сразу оговорюсь, что не уверен в достоверности этой версии). Это был на тот момент молодой (27 лет) розовощекий, с маленькой, слегка напоминающей птичью, головой капитан III ранга, получивший от моряков прозвище "еб...й в рот". (Чтобы казаться старше и солидней, он через каждые 2-3 слова петушиным фальцетом вставлял эту фразу, что очень потешало экипаж.)
    Почему же у В. Кулинченко чуть ли не официально проходит версия о столкновении "К-131" не с грунтом, а с иностранной ПЛ? Рискну предположить, что в штабе дивизии или Северного флота решили таким образом скрыть от высшего руководства аварийную ситуацию. В те времена между флотами шло соревнование, и подобная ситуация резко ухудшала показатели...
    ... Наверное у читателя данной статьи может возникнуть вопрос, почему я так самоуверенно опровергаю специалиста-подводника В. Кулинченко. Дело в том, что, как и Кулинченко, я имею отношение к подводному флоту, в том числе и атомному (служил с 1964 по 1968 г. на Северном флоте в городах Северодвинске и Североморске). Кроме того, по странному совпадению подводная лодка, на которой я служил, как и упоминавшаяся В. Кулинченко, имела индекс... "К-131". И по не менее странному совпадению фамилия помощника командира была... Кулинченко и звали его Вадим.
    Валерий МУСТЯЦ, Луганск
    P.S. Несмотря на некоторые резкие выражения в стиле "Дуэли", я абсолютно ничего не имею лично против капитана I ранга Кулинченко. Он был сравнительно неплохим специалистом, экипаж, хотя и посмеивался над ним, относился к нему в общем неплохо. Но если ты уж вышел на страницы газеты не как журналист, а как специалист, то, извини, истина дороже.

    http://www.duel.ru/199941/?41_6_1
  13. 0
    7 марта 2016 19:53
    anodonta (1)  Сегодня, 08:14
    Странная мода появилась на "ВО" - по любому случаю хаять руководство российского ВМФ. То у них В.И. Куроедов флот без ПЛ оставил, то В.В. Чирков - без тральщиков. Впечатление такое создаётся, что авторы подобных статеек - владельцы волшебных палочек, и дай им командование над флотов - они все его проблемы одним мановением руки решат! А вот разобраться, какие именно причины заставили руководство ВМФ вывести из состава флота данные корабли либо лень, либо неинтересно - сенсации не получится!


    Мусье ,те блесните своим "ЫнтЫлЭктом" - "объясните" как так флот оказался ВООБЩЕ БЕЗ СОВРЕМЕННЫХ противоминных кораблей (НИ ОДНОГО !) и какими такими "основаниями" г.Чирков "обосновывает" этот (а их еще много) "болт" на реальную боеспособность ВМФ
  14. +1
    8 марта 2016 13:53
    Цитата: кудесник
    даже сдал на допуск к самостоятельному управлению АПЛ


    НМС сдал на СУ корабля ... Химик один такой был, и то, командиром назначили в техполк. А доктор, скорее всего, побегал с зачётным листом вахтенного офицера, и то, в своём экипаже.
  15. 0
    8 марта 2016 19:42
    Блямба-корямба, не каждый сможет под водой идти рядом с атомной бомбой!
  16. 0
    10 марта 2016 22:36
    Построить «железо» легче, чем воспитать кадры специалистов

    Не уверен. "Железо" построить тоже большие специалисты нужны. Даже наверное Великие специалисты.Но "техника в руках дикаря всегда останется куском металла". Это не я сказал, а Карл Маркс. Не зря всегда к обучению экипажа причастны представителей строителей "железа", при передаче на вооружение