Гусеничные роботы Вермахта в бою

21
Неправильно было бы считать, что боевые роботы и беспилотные аппараты — это достояние исключительно современных армий. Разработка подобных устройств велась еще во время Первой мировой войны, а к моменту начала Второй мировой войны в этой области были достигнуты первые ощутимые успехи. Именно во время этого вооруженного конфликта на поле боя появились первые роботы. Правда, несовершенство оборудования тех лет значительно снижало боевую эффективность дистанционно управляемых машин. Так или иначе, и советские предвоенные проекты создания телетанков, и немецкие гусеничные дистанционно-управляемые машины навсегда вошли в историю.

Первые попытки создания телеуправляемых машин предпринимались в Германии еще в годы Первой мировой войны. Тогда изобретатель по фамилии Флеттнер вполне успешно демонстрировал свою «сухопутную торпеду» на четырех колесах. Данная «торпеда» управлялась по проводам и предназначалась для транспортировки огнемета и разрезания проволочных заграждений.

Работы в этом направлении были возобновлены в Германии лишь в 1930-е годы. Теперь здесь задумались над созданием малых минных тральщиков Minenraumwagen. В 1939 году компания «Боргвард» разработала радиоуправляемую машину, получившую обозначение SdKfz 300 B-I. Данная гусеничная машина обладала массой 1,5 тонны и оснащалась небольшим двигателем мощностью 29 л.с., который позволял ей развивать скорость 5 км/ч при движении по ровной местности, запас хода машины составлял всего 18 км. Металлический корпус устанавливался на шасси с тремя опорными катками. Данная тележка-тягач буксировала сцепку, которая состояла из нескольких тяжелых зубчатых колес. При наезде данных колес на противопехотную или противотанковую мину происходил взрыв.

SdKfz 300 B-I


Всего с 1939 по май 1940 года в Германии было собрано 50 таких машин. Управление этим минным тральщиком осуществлялось оператором, который находился в специально переоборудованном для этих целей танке Pz.Kpfw.I Ausf.B. Командирский танк получил обозначение Kleiner Panzer Befehlswagen I (Sd.Kfz.265). Это был легкобронированный танк с пулеметным вооружением, который оснащался двумя радиостанциями: приемной Fu2 и приемо-передающей Fu6, его экипаж состоял из 3-х человек. Эта же боевая машина была центром радиоконтроля для «Богварда» B-II.

В апреле 1940 года в Германии была заказана разработка новой радиоуправляемой танкетки «Богвард», получившей обозначение B-II. Всего планировалось изготовить 100 таких машин. Новый минный трал превосходил предшественника в размерах и массе (около 2,3 тонн) и имел более мощный 6-цилиндровый двигатель мощностью 49 л.с. Ходовые качества машины удалось улучшить за счет использования новой подвески, в которую включили по одному дополнительному опорному катку с каждого борта, запас хода вырос до 30 километров.


SdKfz 300 B-II


Необходимо отметить тот факт, что обе модели относились к числу экспериментальных. Были построены только прототипы, которые были приписаны к саперной роте Mineraeum-Kompanie. Также на базе B-II был создан плавающий вариант танкетки (амфибия), которая известна под названием Ente («Утка»). Данные машины использовались лишь в тренировочных целях и для испытаний на полигоне в Куммерсдорфе. Возможно, они не пошли в серии, так как немецкие генералы решили, что дешевле и проще разминировать минные поля, используя танковые минные тралы и саперов. В любом случае до 1943 года все работы по проектированию радиоуправляемых минных тралов были прекращены, что не мешало разработке других радиоуправляемых боевых машин.

Радиоуправляемая танкетка «Богвард» В-IV

Начиная с 1943 года, некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач стали придавать подразделения управляемых по радио машин, получивших обозначение В-IV (Sd.Kfz.301). Это была дистанционно-управляемая по радио танкетка, в Советском Союзе подобные машины именовали «телетанкетками». Танкетка «Богвард» В-IV представляла собой машину на гусеничном ходу небольших габаритов, управление которой осуществлялось из командирских танков (Т-III, T-IV, StuG40 и других машин). На борту такая танкетка несла сбрасываемый контейнер, в котором содержался заряд взрывчатого вещества. Основным предназначением танкетки было проведение взрывных работ, а также разведки местности и системы обороны противника.



В положении «Временное наставление по использованию радиотанкеток» командование Вермахта определяло роль танкеток В-IV на поле боя следующим образом:

— проведение разведки обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем выявления минных полей и вызова на себя огня противотанковых средств, вскрытия системы обороны противника;
— проведение разведки местности с целью определения ее проходимости для бронетехники (болота, ложбины, крутые скаты, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и т.д.);
— разрушение путем подрыва оборонительных сооружений полевого типа, а также долговременных оборонительных сооружений;
— уничтожение путем подрыва тяжелых танков противника;
— осуществление подрыва мостов и иных инженерных сооружений при невозможности использовать для этих целей саперов;
— поражение живой силы противника (в радиусе до 40 м — убойное действие, до 80 м — временный вывод солдат из строя.)

В более поздних документах, которые затрагивали вопросы использования данных машин, перечень решаемых задач был расширен за счет добавления дегазации местности и ослепления противника с помощью постановки перед его позициями дымовых завес. Если танкетки B-IV использовались для дегазации местности, то в контейнер вместо взрывчатки помещали необходимое дегазационное оборудование. Для задач по задымлению местности на танкетке устанавливались устройства для постановки дыма.

Гусеничные роботы Вермахта в бою


Радиоуправляемая танкетка В-IV была построена на специально созданной базе и обладала сварным бронекорпусом. Он собирался из листового железа разной толщины. Лобовые листы корпуса машин версии Ausf.A изготавливались из катанной гомогенной брони толщиной 8-мм, помимо этого, на более поздних образцах, для усиления бронезащиты, на бортах и корме машины устанавливались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм бронещитки над отделением управления. Наиболее массивной из трех версий танкеток В-IV была машина в исполнении Sd.Kfz.301 Ausf.С, которая весила 4,85 тонны, ее длина составляла 4100 мм, ширина — 1830 мм, высота — 1250 мм. Клиренс танкетки составлял 270 мм.

На танкетке был установлен 2,25 литровый четырехтактный 6-цилиндровый двигатель, развивавший мощность 49 л.с. Силовая установка находилась в корме корпуса с левой стороны. Запускался двигатель при помощи стартера мощностью 1 л.с. или с помощью рукоятки. Для движения машины на марше на ней имелось ручное управление, вел ее механик-водитель. В бою или во время проведения разведки танкеткой по радио управлял оператор из специального танка или САУ управления.



Питание двигателя осуществлялось от двух топливных баков общей емкостью 75 литров. При этом эксплуатировалась танкетка на бензине с октановым числом 70-74. Механизм трансмиссии радиоуправляемой танкетки состоял из четырехскоростной автоматической коробки передач (2 вперед и 2 назад) и гидротрансформатора. Ведущими колесами были передние, задние — направляющими. Опорные каткие (по 5 на борт) были двойными, с резиновым бандажом. Подвеска — торсионная, с расположением торсионных валов на одной оси.

Каждая танкетка В-IV оснащалась коротковолновым радиоприемником EP-3, блоком реле системы взрыва и электронным дешифратором. С помощью радиосигнала оператор мог запустить и остановить двигатель, а также осуществлять движение (вперед и назад), менять скорость, осуществлять повороты и останавливать машину. Также он производил сброс и подрыв заряда взрывчатки массой до 500 кг. Напряжение бортовой сети машины составляло 12 В. Сброс контейнера, в котором располагалась взрывчатка, и последующий подрыв осуществлялись по радио путем замыкания цепи электровзрывателя. При помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который под воздействием собственного веса скатывался с переднего наклонного бронелиста танкетки.

Всего было разработано 3 серийных модификации радиоуправляемой танкетки B-IV:

Sd.Kfz.301 Ausf.A
Главным отличием от двух других машин были гусеничные траки, обладавшие резиновыми подушками. Ведущее колесо танкетки вместо зубьев имело цилиндрические ролики и было устроено по такому же принципу, что и ведущее колесо на бронетранспортерах «Ганомаг». На машину ставили двигатель Borgward 6M, развивавший мощность 49 л.с. Боевая масса не превышала 3,45 тонн. Всего было произведено 616 танкеток данной версии, а также 12 прототипов.

Sd.Kfz.301 Ausf.B
На этой машине антенна была перенесена вперед, также изменения коснулись конструкции ходовой части, ведущее колесо танкетки в связи с переходом на новые траки стало абсолютно другим (как на танке). Всего было произведено 260 танкеток данной версии.

Sd.Kfz.301 Ausf.C
На танкетке появился более мощный двигатель Borgward 6B, развивавший мощность 78 л. с., благодаря его установке, максимальная скорость выросла до 40 км/ч. Также на машине было улучшено бронирование. Все это привело к росту массы танкетки до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (лоб, оба борта и корма), крыша и днище — 6-мм. Помимо этого, место механика-водителя (который вел танкетку на марше) переместилось к левому борту. Всего было произведено 305 танкеток данной версии.



Впервые данные телетанкетки были применены в боевых условиях во время операции «Цитадель». Основной их задачей стало проделывание проходов в минных полях, которые достаточно плотно прикрывали все опорные пункты обороны советских войск. При решении данной задачи танковые роты радиоуправления понесли очень серьезные потери. Об эффективности данных машин споры не утихают по сей день, и вопрос этот достаточно сложный. Однако уже первое реальное применение показало, что эффективно управлять танкетками можно на расстоянии до 1 километра, а не 1,5-2 как изначально задумывалось. К тому же местность на поле боя, которая была изрыта воронками от снарядов и авиабомб, траншеями и окопами затрудняла их использование. Не способствовала их эффективность и полузакрытая местность. Лес, высокий кустарник и болотистый грунт также делали применение радиоуправляемых танкеток невозможным.

Применение немцами нового типа боевой техники не осталось незамеченным советским командованием, которое оперативно выработало рекомендации войскам. Специалисты ГБТУ Красной Армии для борьбы с телетанкетками предписывали следующее:

— телетанкетки необходимо уничтожать на расстоянии не ближе 20 метров от танка и 100 метров от человека;
— основным средством борьбы с этой радиоуправляемой машиной является противотанковое ружье на дистанции прямого выстрела, а также артиллерия всех калибров;
— при использовании стрелкового оружия (винтовка, пулемет) с бронебойными пулями бортовую броню танкетки можно пробить с дистанции 50-75 метров;
— попадания пуль в верхний край контейнера с взрывчаткой могут вызвать детонацию. Помимо ходовой части самыми уязвимыми местами танкетки для вывода ее из строя являются центр правого борта (радиоаппаратура) и левый борт от середины до кормы (силовая установка);
— САУ и танки, помимо уничтожения телетанкетки огнем пушки и пулеметов могут противодействовать ей с помощью совершения маневра, так как при уходе боевой машины с линии атаки радиоуправляемой танкетки оператор, управляющий машиной на расстоянии, не в состоянии своевременно направить ее вслед за танком (САУ);
— В случае если телетанкетка не имеет контейнера с взрывчаткой, она может поражаться любым способом и с любого расстояния, так как не несет на себе никакого вооружения.



Самоходная мина «Голиаф»

Специально для поражения вражеской бронетехники в Германии была создана и небольшая радиоуправляемая танкетка-торпеда, известная как Sd.Kfz.302 «Goliath» (Leichter Ladungstrager), она была разработана на базе трофейного французского образца производства компании Kergesse. Эти самоходные мины выпускались тремя немецкими компаниями, уже известной «Borgward», а также «Zundapp» и «Zachertz». Производилась танкетка в двух модификациях — Sd.Kfz.302 (E-Motor) с электромотором и Sd.Kfz.303 (V-Motor) с обычным двигателем внутреннего сгорания. Всего с апреля 1942 года по январь 1945 года в Германии было выпущено 7569 таких самоходных мин, что позволяет говорить о них, как о массовом виде вооружений.



Французы создали опытный прототип танкетки Engin K Kegress к весне 1940 года и даже успели провести все испытания, однако почти готовый к серийному выпуску образец был потоплен ими в Сене во время вторжения немецких войск во Францию. Немцы не поленились поднять разработку со дна реки и отправить в Германию для всестороннего изучения на заводе «Боргвард», который с конца 1930-х годов работал в области разработки телеуправляемых механизмов для нужд армии. Инженеры «Боргварда» разобрали французскую машину на винтики и тщательным образом изучили. Именно на ее основе и была создана ими собственная телетанкетка, которая была отправлена в серийное производство.

Гусеничная самоходная мина «Голиаф» представляла собой танкетку без экипажа, которая управлялась по проводу на расстоянии. «Голиафы» использовались в гитлеровской армии с 1943 года и до конца Второй мировой войны. Небольшая гусеничная машины имела примерно следующие размеры — 150х85х56 см. При весе в 400 кг она могла нести до 75-100 кг взрывчатки, предназначенной для уничтожения танков противника, его полевых укреплений и различных зданий и сооружений. Длины кабеля хватало, чтобы управлять танкеткой на расстоянии до 700 метров.



Корпус «Голиафа» делился на 3 отсека: в переднем размещалось взрывчатое вещество, в среднем механизмы управления устройством, в заднем — катушка с трехжильным кабелем. В версии с электродвигателем две 12 В аккумуляторные батареи «Varta» должны были обеспечивать эксплуатацию танкетки в течение 40-50 минут без проведения подзарядки батарей. Электродвигатели располагались в гусеничных обводах. Такая танкетка была малошумной, но это было одно из немногих ее преимуществ. Со временем от версии с электродвигателем отказались, так как она была сложнее и дороже. Одна такая танкетка стоила примерно 3 тысячи рейсхмарок. К тому же такие машины было достаточно трудно чинить, особенно в полевых условиях. Поэтому со временем немцы перешли на выпуск самоходных торпед SdKfz. 303 с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 0,7 литра и мощностью 12 л.с.

Специально для транспортировки телетанкеток «Goliath» была создана двухколесная тележка, которую должны были катить два человека. Однако данная тележка была предназначена для транспортировки устройства расчетом непосредственно на поле боя, на большие расстояния танкетку перевозили в кузове грузовиков.



Управление телетанкеткой «Голиаф» осуществлялось оператором с помощью пульта, который подключался к машине при помощи кабеля. На пульте имелись два рычажка: с правой стороны вверху был рычажок для поворотов машины вправо или влево, а с левой стороны — рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Подрыв самоходной мины осуществлялся поворотом ключа, который оператор вставлял в пульт. Скважина для ключа находилась ниже рычажка контроля движения танкеткой.



Первой боевой операцией, в которой приняли участие танкетки «Голиаф», стало сражение на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» телетанкетки входили в состав 654-го противотанкового дивизиона, который был вооружен самоходными установками «Фердинанд». Эффективность данных устройств в боевых условиях оказалась низкой. Сказывалось низкая проходимость, зависимость от местности, небольшая скорость движения. Также выяснилось, что запас хода устройств очень мал, не превышал одного километра. При движении по пересеченной местности аккумуляторные батареи быстро разряжались, иногда их хватало всего на 5-8 минут работы. Попасть такой самоходной миной в движущийся танк противника было практически нереально, а для уничтожения инженерных объектов часто не хватало имеющегося заряда взрывчатки. В то же время при использовании против неподвижных целей танкетки были более эффективны. В советских донесениях были отмечены случаи, когда немецкие танкетки взрывались рядом с советскими танками, нанося им повреждения и выводя из строя. Также известно, что телетанкетки «Голиаф» использовались во время подавления Варшавского восстания в 1944 году. Немцы использовали их для разрушения уличных баррикад.

К недостаткам подобных телетанкеток, кроме недостаточной проходимости, относили небольшую скорость — до 10 км/ч, слабое бронирование (максимум 10 мм) и зависимость от кабеля, который в бою легко повреждался осколками снарядов и мин, также его можно было легко перерубить саперной лопаткой. Несмотря на то, что таких танкеток было выпущено более 7,5 тысяч, успешным это оружие не считалось. Существенным недостатком была также высокая стоимость. Версии с электродвигателем стоили 3 тысячи рейсхмарок, для сравнения: противотанковое 75-мм орудие Pak 40 стоило 12 тысяч рейсхмарок. В этом плане версии с двигателем внутреннего сгорания обходились немцам дешевле, их стоимость удалось снизить примерно втрое — до 1000 рейсхмарок, но и эти машины не спасли Третий рейх от поражения.



Источники информации:
http://masterok.livejournal.com/2769150.html
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/sd.kfz.301.htm
http://warspot.ru/1363-boevye-roboty-vermahta
http://alternathistory.livejournal.com/381523.html
http://www.tehnikapobedy.ru/sd300.htm
http://42.tut.by/454152
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 марта 2016 06:54
    Спасибо!!!! Неплохая статья......... не ново но познавательно и обобщено.
    1. +1
      4 марта 2016 09:49
      Полностью с вами согласен !
  2. +4
    4 марта 2016 07:12
    Солдаты Вермахта разгружают с транспортной тележки телетанкетку Sd.Kfz 302.
  3. +6
    4 марта 2016 07:18
    Солдат США рассматривает «Голиафы» (SdKfz 302).
  4. +9
    4 марта 2016 07:24
    В СССР первый "телетанк" появился в 1930 году (ТТ-18), в 1934 году ТТ-26 "Титиан" и ТТ-27
    1. +1
      4 марта 2016 09:45
      Цитата: Serg65
      В СССР первый "телетанк" появился в 1930 году (ТТ-18)

      ЕМНИП, "Танк типа М" 1927г.
      1. 0
        4 марта 2016 20:15
        Цитата: Цеппелин-мл.
        Цитата: Serg65
        В СССР первый "телетанк" появился в 1930 году (ТТ-18)

        ЕМНИП, "Танк типа М" 1927г.

        ОСТЕХБюро также разработало торпедные катера с телеуправлением. Были также единичные, неудачные случаи применения, как огнемётных танков, так и катеров.
        Вобщем идея несколько опередила уровень тогдашней технологии. Мысли были верные, а вот техническое воплощение оставляло желать лучшего.
        Бекаури , руководитель бригады разработчиков, будучи не в состоянии предоставить Сталину удовлетворительные результаты многолетней работы , сгинул в лагерях.
    2. +1
      4 марта 2016 09:59
      Да,конечно же....можно бы и "уместить" здесь "матерьяльчик" про советские "телетанкетки"...Материала,в общем-то,не так уж и много.
  5. +3
    4 марта 2016 07:32
    Неправильно было бы считать, что боевые роботы и беспилотные аппараты — это достояние исключительно современных армий. ...Да как-то вот, так не считаем..и не считали.. wink У кого-то читал,у советских солдат был простой способ борьбы с "Голиафом", удар сапёрной лопаткой по проводу, а на захваченных "Голиафах" даже катались..Спасибо за представленную статью..
    1. +8
      4 марта 2016 09:59
      По поводу катания красноармейцев на трофейном "Голиафе" ничего не скажу. Но есть фото трофейных "Боргвардов". Дело в том, что Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков по понятным причинам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».
      Вот собственно и само фото:
  6. +5
    4 марта 2016 08:01
    Называть радиоуправляемые и управляемые по проводам транспортные средства - роботами, по моему неправильно. Робот должен сам менять свое поведение в зависимости от внешних условий, без влияния со стороны оператора. Вот название ТЕЛЕТАНКИ - правильное.
    1. +2
      4 марта 2016 09:55
      Дык...современные"средства" так же "неправильно" называть "роботами"... what ! Но называют же ! request
  7. +1
    4 марта 2016 08:49

    Первой боевой операцией, в которой приняли участие танкетки «Голиаф», стало сражение на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» телетанкетки входили в состав 654-го противотанкового дивизиона, который был вооружен самоходными установками «Фердинанд». Эффективность данных устройств в боевых условиях оказалась низкой. Сказывалось низкая проходимость, зависимость от местности, небольшая скорость движения.

    мне попадался отчет оп использованию этой хренотени под курскком.
    дело в том, что ее просто было не видно в траве уже через 50-100 метров, управляли то им явно не с вышки, а в боевых условиях из окопа.

    Об эффективности данных машин споры не утихают по сей день, и вопрос этот достаточно сложный.

    313 и 314 роты богвардов тож "не зажгли"

    кстати им скасибо за оставленные на минах Фердмнанды- их проходы просто потерялись в бою
    хотя идея не плоха
  8. +2
    4 марта 2016 08:49
    Давно уже читал про уникальный случай связанный с этими машинами. Запамятовал подробности, примерно так. Взорвавшись от прямого попадания при тралении - такая танкетка уничтожила подле себя машину управления и танк прикрытия. Говорилось что это единственный случай уничтожения трех единиц бронетехники одним выстрелом. Если кто помнит, опишите подробней, я чет повторно искал и не нашел.
    1. +2
      4 марта 2016 19:04
      Исаев пишет об этом случае в книге "От трагедии Харькова, до Курского прорыва".
      1. 0
        4 марта 2016 19:28
        Спасибо! А то уж думал альцгеймер пришел.
    2. 0
      4 марта 2016 20:18
      Цитата: blizart
      Давно уже читал про уникальный случай связанный с этими машинами. Запамятовал подробности, примерно так. Взорвавшись от прямого попадания при тралении - такая танкетка уничтожила подле себя машину управления и танк прикрытия. Говорилось что это единственный случай уничтожения трех единиц бронетехники одним выстрелом. Если кто помнит, опишите подробней, я чет повторно искал и не нашел.

      Как то не верится.
      Не знаю , что из себя представляла машина управления, но танк прикрытия - эта всё таки танк. Чтоб его повредить нужно прямое попадание, а не взрыв рядом пусть даже и очень мощного фугаса.
  9. +3
    4 марта 2016 09:42
    Японский проект Нагаяма, 1929г. В 30-м был свернут в связи с бесперспективностью.
  10. +1
    4 марта 2016 09:44
    Французы, вроде, были пионерами.
    Torpille Terrestre (Франция, 1915).
    Масса машины 200кг.
    Функция: самоподрыв. Грузоподъемность, приблизительно, около 40кг.
    Управление по проводам.
    Разработчики - инженеры Обрио и Габэ.
  11. +1
    4 марта 2016 09:55
    Неплохо. Хотелось бы еще видеть подобную статью по морским роботам тех лет. Дистанционно упрааляемым торпедам, катерам и минам.
  12. +3
    4 марта 2016 10:03
    Танкетка «Богвард» В-IV представляла собой машину на гусеничном ходу небольших габаритов, управление которой осуществлялось из командирских танков (Т-III, T-IV, StuG40 и других машин).

    у B-IV было предусмотрено место мехвода. На марше управлялся водителем.
    1. 0
      4 марта 2016 17:43
      Таким танкеткам скорости побольше и можно было бы на них лётать на передке,раненных отвозить,БК подвезти. Милое дело с прицепом конечно.
  13. +2
    4 марта 2016 10:09
    Богвард 1 и 2 ("утка", в центре) с бефельсвагеном Sd.Kfz.265
    Куммерсдорф, 1940
  14. +4
    4 марта 2016 10:19
    Мне иногда кажется, что у нацистов работал какой-то инженер из будущего. Реактивные самолеты и ракеты, радиоуправляемые боевые роботы, малозаметные для радаров самолеты,ракеты ПВО. Фантастика какая-то.
    1. +1
      4 марта 2016 12:02
      Цитата: Kaiten
      Мне иногда кажется, что у нацистов работал какой-то инженер из будущего. Реактивные самолеты и ракеты, радиоуправляемые боевые роботы, малозаметные для радаров самолеты,ракеты ПВО. Фантастика какая-то.

      Дело не в нацистах. Дело в том, что война подстёгивает развитие техники.

      В ту же Первую Мировую немцы применяли беспилотные катера с телеуправлением - 1917 год, повреждён монитор "Эребус". Союзники использовали неуправляемые ракеты воздух-воздух для поражения "Цеппелинов". А на подходе у них уже были "летающие бомбы":
      Предполагалось, что к весне 1919 г. "бомба" сможет доставить нагрузку в 450 кг на расстояние в 75 миль с точностью в 1,5 мили, что оказывало бы сильный мораль­ный эффект при бомбардировках городов. Стоимость серийных бомб составила бы 2500 долларов.
      Другим известным проектом был "Баг" (Bug), разрабатываемый уже по заказу армии США. Он должен был иметь взлетный вес в 250-280 кг, все боевой части 40-80 кг, дальность полета свыше 60 км и скорость в 90 км/ч. Фюзеляж и крылья из папье–ма­ше, фанеры и картона, двигатель в 34 л. с. из алюминия и чугуна обеспечивали стоимость при массовом выпуске всего в 575 долларов. На стойке крыла устанавли­вался аэролаг. Когда количество оборотов аэролага совпадало с расчетным, специ­альный механизм отстыковывал крыло и "Баг" уже "настоящей" бомбой пикировал на цель.
      (с) Е.Белаш
    2. +1
      4 марта 2016 17:41
      Забыл добавить о серийных летающих тарелках Вермахта.
  15. Riv
    0
    4 марта 2016 18:26
    Скорцени в мемуарах о "Голиафах" отзывался восторженно. То-ли не знал о результатах их боевого применения, то-ли рассматривал именно как прототип диверсионного вооружения.
  16. +1
    4 марта 2016 23:11
    "ВУНДЕРВАФЛИ"
  17. 0
    5 марта 2016 23:04
    Давайте вспомним ещё "Фантомас разбушевался"
    Том тже была радиоуправляемая торпеда на колёсиках и, кстати, тоже французская :-)
    Изобретатели :-)
  18. 0
    7 марта 2016 01:05
    Очень качественно написанная статья ! Автор поднял практически весь имеющийся материал по дистанционно-управляемым самоходным танкеткам-минам. Неплохой всплеск технического гения. Насколько практично ? трудно сказать, хотя Скорцени можно поверить, не и не лжец в общем то. Стоят ли уличные баррикады такой разработки ? - вряд ли.

    Есть мнение что главной целью их создания была подготовка к штурму "Линии Мажино", а так потом просто были безхозным имуществом.

    На Советско-германском фронте знаю единственный успешный случай применения - на Курской дуге.
  19. 0
    13 августа 2017 05:52
    А где боевое применение?