Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)

До появления межконтинентальных баллистических ракет основным средством доставки ядерного оружия были бомбардировщики с большой дальностью полета. Кроме того, предлагались некоторые другие средства доставки. Так, до определенного времени ведущие страны мира работали над проектами стратегических крылатых ракет, способных нести ядерные боевые блоки и лететь на дальность в несколько тысяч километров. Появление новых МБР привело к сворачиванию подобных проектов, однако одна из таких крылатых ракет не только прошла испытания, но и была принята на вооружение. В течение недолгого времени вооруженные силы США эксплуатировали ракету Northrop SM-62 Snark.

Американская программа разработки стратегических крылатых ракет стартовала в середине сороковых годов. Изучив отечественные и зарубежные проекты ракетной техники, командование военно-воздушных сил Армии США в августе 1945 года выдало технические требования к перспективному оружию. Требовалось разработать крылатую ракету со скоростью полета порядка 600 миль в час (около 960 км/ч) и дальностью 5000 миль (8000 км) с возможностью несения боевой части весом 2 тыс. фунтов (около 900 кг). Следующие несколько месяцев промышленность занималась предварительной проработкой проекта подобного оружия.

В январе 1946 года компания Northrop Aircraft представила предварительный проект новой крылатой ракеты с иными характеристиками. Имеющиеся технологии позволяли построить ракету с дозвуковой скоростью и дальностью порядка 3000 миль (4800 км). Вскоре военные потребовали переделать проект в соответствии с новыми требованиями. Теперь следовало разработать два варианта крылатых ракет с разными характеристиками. Одна должна была иметь дозвуковую скорость и дальность 1500 миль (2400 км), другую следовало сделать сверхзвуковой с дальностью до 5000 миль. Полезная нагрузка обеих ракет задавалась на уровне 5000 фунтов (около 2300 кг).


Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Серийная ракета SM-62 Snark в музее. Фото Rbase.new-factoria.ru


В соответствии с новым распоряжением военных компания «Нортроп» начала работы по двум новым проектам. Дозвуковую ракету назвали MX-775A Snark, сверхзвуковую – MX-775B Boojum. Также на ранних стадиях проекта Snark применялось альтернативное обозначение SSM-A-3. Названия проектов, «Снарк» и «Буджум» были взяты из произведения Льюиса Кэрролла «Охота на снарка». Согласно этому стихотворению, снарк был загадочным существом, обитающим на дальнем острове. Буджум, в свою очередь, являлся особо опасной разновидностью снарка. По какой причине Джон Нортроп выбрал именно такие названия для двух новых проектов – неизвестно. Тем не менее, названия себя оправдали: разработка «Снарка» оказалась не менее сложным делом, чем охота на его литературного тезку.

Предварительные работы по двум проектам продолжались до конца 1946 года, после чего начались проблемы. В самом конце 46-го военное ведомство приняло решение о сокращении расходов, в том числе и за счет закрытия некоторых новых проектов. Обновленный оборонный бюджет подразумевал закрытие проекта MX-775A Snark, но позволял продолжить разработку MX-775B Boojum. Дж. Нортроп не согласился с этим решением, из-за чего был вынужден начать переговоры с командованием военной авиации. В ходе длительных переговоров ему удалось отстоять проект «Снарк», хотя для этого потребовалось изменить техническое предложение. Теперь предлагалось довести дальность полета ракеты MX-775A до 5 тыс. миль, а стоимость отдельной ракеты (при серии в 5 тыс. единиц) сокращалась до 80 тыс. долларов. Завершить разработку проекта планировалось за два с половиной года. По расчетам Дж. Нортропа, больше половины требуемых усилий следовало приложить к разработке систем наведения.

Руководителю авиастроительного предприятия удалось отстоять проект MX-775A. В начале 1947 года военные решили возобновить его разработку. Одновременно с этим было пересмотрено предыдущее решение относительно проекта MX-775B. Проект ракеты «Буджум», ввиду большой сложности, был переведен в категорию долгосрочных исследований. Эти работы дали результат гораздо позже, причем уже в рамках следующего проекта.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Один из ранних прототипов MX-775A в полете. Фото Designation-systems.net


Работы по проекту «Снарк» продолжились, однако разработка этой ракеты была связана с массой трудностей. Для выполнения поставленных требований конструкторам пришлось провести массу новых исследований и решить большое количество специфических задач. Кроме того, проект столкнулся с непониманием или даже противодействием со стороны некоторых военачальников. В теории межконтинентальная крылатая ракета действительно могла взлететь с территории США и доставить ядерную боевую часть на территорию потенциального противника. Однако уже первые стадии проекта наглядно показали, насколько трудно создать такое оружие, и насколько дорогим оно будет. Кроме того, сказывался консерватизм командования, которое больше рассчитывало на привычные бомбардировщики. Стоит отметить, что критики проектов MX-775A и MX-775B в некоторых вопросах были правы, что в дальнейшем было подтверждено на практике.

Непонимание некоторых военачальников в дальнейшем несколько раз приводило к изменению планов. Так, в 1947 году был утвержден график, согласно которому следовало провести 10 испытательных пусков новой ракеты. Первый запуск был запланирован на весну 1949 года. Из-за сложности проекта компания-разработчик не успела начать испытания в установленные сроки, что привело к активизации противников проекта. Указывая срыв сроков, в 1950 году они смогли продавить сокращение проекта. На этот раз к аргументам о сомнительной концепции с неоднозначными перспективами добавились факты срыва сроков. Тем не менее, и на этот раз Дж. Нортроп и некоторые представители командования смогли спасти проект «Снарк» и продолжить его разработку.

Тем временем военные уже составили предполагаемую методику применения пока еще не существующего оружия. Планировалось, что крылатые ракеты MX-775A Snark будут использоваться в качестве средства первого удара, обеспечивающего дальнейшую работу стратегических ядерных сил. Целью «Снарков» должны были стать радиолокационные станции и другие объекты противовоздушной обороны Советского Союза. Таким образом, первым ударом крылатых ракет планировалось «выбивать» ПВО, после чего в дело должны были вступать стратегические бомбардировщики с ядерными бомбами на борту. Именно они должны были уничтожать основные объекты командования, промышленности и войск.

Первый полет перспективной крылатой ракеты не состоялся в 1949 году, как того требовал график. Тем не менее, к этому времени компания Northrop Grumman уже начала сборку первого прототипа, который в ближайшем будущем должен был выйти на испытания. Интересно, что прототип ракеты должен был заметно отличаться от готового серийного изделия. Так, первые проверки предполагалось провести с использованием ракет проекта N-25. В дальнейшем на их основе планировалось создать новую полноценную боевую ракету.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Общая компоновка ракет семейства "Снарк". Рисунок Alternalhistory.com


Ракета N-25 представляла собой типичный самолет-снаряд, предназначенный для поражения наземных целей. Она получила цилиндрический фюзеляж с оживальными носовым и хвостовым обтекателем, стреловидное крыло и хвостовое оперение, состоящее только из крупного киля. Общая длина этого изделия составляла 15,8 м, размах крыла – 13,1 м. Взлетный вес определили на уровне 12,7 т. В качестве силовой установки был выбран турбореактивный двигатель Allison J33. Его поместили в хвостовой части фюзеляжа, рядом с аппаратурой управления. Среднюю часть ракеты отдали под топливные баки, а в носовой поместили весовой имитатор боевой части.

Прототип N-25 предполагалось использовать для проверки летных характеристик ракеты, что сказалось на некоторых его особенностях. Его оснастили радиокомандным управлением: управлять ракетой предполагалось с самолета, оснащенного необходимой аппаратурой. Кроме того, опытную ракету оснастили убираемым лыжным шасси и тормозным парашютом для посадки после пробных полетов. Взлетать она должна была со специальной пусковой установки.

Изначально первый полет ракеты MX-775A планировался на 1949 год, однако эти сроки были сорваны. В силу сложности проекта и постоянных проблем первые прототипы N-25 были построены только в 1950 году, а первый успешный полет состоялся в апреле 51-го – через два года после изначально указанных сроков. Испытания радиоуправляемого самолета-снаряда на базе Холломэн (шт. Нью-Мексико) показали принципиальную возможность реализации существующих планов, а также позволили проверить планер и силовую установку.

Для испытаний были построены 16 изделий N-25. До марта 1952 года был выполнен 21 испытательный полет. В ходе этих проверок радиоуправляемые ракеты развивали скорость до М=0,9 и находились в воздухе до 2 часов 46 минут. Большая часть испытаний завершилась неудачей, из-за чего до весны 52-го дожили только пять ракет из 16 построенных. Одной из причин многочисленных неудач была специфическая аэродинамика ракеты, из-за которой изделия летали с большим углом тангажа, буквально задрав нос.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Старт ракеты. Фото Wikimedia Commons


Дальнейшее применение изделия N-25 или его использование в качестве основы для боевой работы не представлялось возможным. Еще в середине 1950 года ВВС обновили требования к перспективной ракете, которые потребовали серьезной переработки проекта. Военные потребовали увеличить вес полезной нагрузки до 3200 кг, обеспечить возможность кратковременного сверхзвукового броска для прорыва ПВО противника, а также повысить точность наведения. КВО на максимальной дальности не должно было превышать 500 м.

Для выполнения обновленных требований пришлось начать разработку нового проекта, получившего фирменное обозначение N-69A Super Snark. Эта ракета в целом основывалась на существующих наработках, однако отличалась от N-25 большими размерами, новым двигателем и другими агрегатами. Сохранился обтекаемый фюзеляж, вмещавший все необходимое оборудование, а также вновь было использовано высокорасположенное стреловидное крыло. Сохранилось и хвостовое оперение без стабилизатора. Управление по крену и тангажу теперь осуществлялось при помощи управляемых плоскостей крыла.

Конструкция планера оказалась достаточно удачной и соответствовала всем требованиям. С некоторыми доработками тех или иных агрегатов она в дальнейшем использовалась в новых модификациях «Супер-снарка». Общая длина ракеты составляла 20,5 м, размах крыла уменьшился до 12,9 м. Стартовая масса изделия N-69A была задана на уровне 22,2 т.

Из-за увеличения габаритов и веса конструкции понадобился новый двигатель. Обновленную ракету оснастили турбореактивным двигателем J71 фирмы Allison. Его задачей был разгон ракеты до скоростей порядка 800-900 км/ч с возможностью кратковременного «рывка» на сверхзвуковой скорости. Для первоначального разгона при взлете предлагалось использовать два твердотопливных ускорителя.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Взлет. Хорошо видна работа стартовых ускорителей. Фото Rbase.new-factoria.ru


Предложение о применении ускорителей привело к необходимости проведения дополнительных испытаний. В середине 1952 года фирма Northrop Aircraft построила три весовых макета ракеты N-69A, которые применялись в бросковых испытаниях. В ноябре того же года начались испытания второго варианта ускорителя. До весны 53-го выполнили четыре пуска доработанных ракет N-25, в которых применялось по два ускорителя с тягой 47 тыс. фунтов (порядка 21,3 т). По результатам испытаний для применения с боевой ракетой были выбраны парные ускорители с тягой по 130 тыс. фунтов (59 т) каждый, работавшие 4 с. Этого было достаточно для подъема ракеты и предварительного разгона перед включением маршевого двигателя.

К моменту начала бросковых испытаний проект MX-775A вновь столкнулся с проблемами административного характера. Командование потребовало перевести испытания с базы Холломэн на авиабазу Патрик (шт. Флорида). Строительство новых объектов, необходимых для проверок ракет, потребовало много времени, из-за чего в течение нескольких следующих лет испытания проводились на старом месте.

К середине пятидесятых годов специалисты «Нортроп» разработали новый вариант проекта Super Snark, отличавшийся от базового составом оборудования и некоторыми другими особенностями. Такой вариант ракеты получил рабочее обозначение N-69B. В 1954-55 годах были проведены несколько новых испытательных пусков. Постоянные проверки и доработки позволили усовершенствовать конструкцию, однако полностью ликвидировать все недостатки не удалось. Тем не менее, уже в 1955 году проект «Снарк» получилось довести до полноценных испытаний с атакой учебных целей. Однако и в этом случае далеко не все пуски были удачными.

В мае 1955 года произошло событие, которое в дальнейшем привело к появлению новой модификации ракеты. Очередная опытная ракета успешно долетела до района цели, но не смогла поразить ее, упав на значительном расстоянии от нее. В связи с этой неудачей появилось новое предложение, касавшееся способа применения боевой нагрузки. Теперь требовалось сделать боевую часть отделяемой. Выходя в район цели, ракета должна была сбрасывать ядерный боезаряд, после чего тот по баллистической траектории должен был падать на цель. Оставшиеся агрегаты ракеты следовало подрывать, создавая массу ложных целей, затрудняющих перехват боевого блока. Подобный способ применения оружия, по расчетам, позволял сбрасывать боевой блок с расстояния порядка 80 км от цели.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Отделение боевой части в полете. Фото Wikimedia Commons


Обновленный проект с обозначением N-69C был разработан к осени 1955 года. 26 сентября состоялся первый запуск такой ракеты. В ноябре была создана еще одна новая модификация – N-69D. Она представляла собой доработанную версию ракеты с литерой «C», оснащенную двигателем Pratt & Whitney J57. Использование такого двигателя позволило снизить расход топлива, благодаря чему расчетная дальность полета достигла требуемых значений. Кроме того, ракета N-69D должна была нести сбрасываемые подвесные топливные баки.

При этом самым главным нововведением проекта «D» была астроинерциальная система наведения, которая позволяла ракете самостоятельно выходить на цель. Разработка подобных систем стартовала еще в конце сороковых годов, но первые опыты с применением астроинерциальной навигации на летающих лабораториях были проведены только в начале пятидесятых. К середине десятилетия была создана система, пригодная для установки на крылатую ракету.

В теории инерциальная навигация с астрокоррекцией позволяла повысить точность следования указанному курсу, но на практике все было гораздо сложнее. Проблемы с силовой установкой или планером были почти решены, однако имелись неполадки систем наведения, которые вновь приводили к авариям. Пожалуй, самый известный и интересный неудачный запуск ракеты N-69D состоялся в декабре 1956 года. Ракета взлетела с флоридской базы и направилась в указанный район Атлантического океана. В ходе полета испытатели потеряли связь с запущенной ракетой, из-за чего испытания признали неудачными. Потерянную ракету нашли только в 1982 году. Из-за проблем с навигационной системой она добралась до воздушного пространства Бразилии и упала в джунглях.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Схема серийной ракеты SM-62. Рисунок Lozga.livejournal.com


В июне 1957 года начались испытания новой модификации ракеты, N-69E. Крылатые ракеты этой версии фактически представляли собой предсерийные изделия. К моменту появления этого варианта «Снарка» основные вопросы конструкции были отработаны, а большая часть недостатков была устранена. При этом, однако, удалось исправить далеко не все недостатки. Сохранялась масса проблем, а кроме того, характеристик готового изделия по-прежнему оставляли желать лучшего. Ввиду невозможности выполнения изначальных требований техническое задание к проекту MX-775A несколько раз корректировалось. То же произошло и перед созданием ракеты N-69E. Очередная версия требований отличалась от первой рядом параметров. В частности, планировалось дополнительно повысить дальность полета, но требования к точность опять были смягчены.

Стратегическая крылатая ракета последней опытной модификации имела длину 20,5 м и крыло размахом 12,9 м. Взлетная масса составляла 21,85 т, два стартовых ускорителя весили еще 5,65 т. Ранета оснащалась турбореактивным двигателем J57 тягой 46,7 кН, что позволяло ей развивать скорость до 1050 км/ч. Практический потолок задавался на уровне 15,3 км, максимальная дальность полета достигла 10200 км. Ракета получила астроинерциальную навигационную систему, которая позволяла поражать цели на максимальной дальности с КВО 2,4 км. Предусматривалась отделяемая боевая часть типа W39 с термоядерным зарядом мощностью 3,8 мегатонн.

Параллельно со строительством и испытаниями ракет N-69E руководство Пентагона и промышленности пытались определить будущее перспективной ракеты. Она имела ряд характерных преимуществ перед существующими средствами доставки ядерного оружия, но при этом не была лишена характерных минусов. Ракета Snark имела большую дальность полета, позволявшую выполнять поставленные задачи, и приемлемую точность попадания в указанную цель. С точки зрения скорости ракета почти не отличалась от существующих бомбардировщиков. Кроме того, сторонники проекта напирали на экономические особенности проекта. Несмотря на сложность и дороговизну, ракета «Снарк» была примерно в 20 раз дешевле новейших бомбардировщиков фирмы Boeing.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Ракета Snark в полете. Фото Wikimedia Commons


В 1958 году новую ракету приняли на вооружение под обозначением SM-62. В течение нескольких следующих лет предполагалось сформировать несколько соединений, вооруженных такими ракетами. Тем не менее, многочисленные сложности привели к тому, что в итоге на дежурство было поставлено только одно ракетное крыло. Первые серийные ракеты были переданы войскам в самом начале 1958 года. Ими вооружили 702-е стратегическое ракетное крыло (база Преск Айл, шт. Мэн). Вскоре соединение произвело несколько учебных запусков.

Учебные пуски ракет, как и в случае с испытаниями, производились в сторону Атлантического океана. Далеко не все пуски, выполненные расчетами войск, завершились удачным поражением учебных целей. В большинстве случаев происходил отказ тех или иных узлов, из-за чего ракеты падали в океан. Прибрежный район Атлантики около базы вскоре получил прозвище Snark infested waters – «воды, кишащие снарками». Тем не менее, были и успешные запуски. Впервые военным удалось поразить учебную цель в апреле 1959 года.

Вскоре начались попытки развернуть ракеты SM-62 Snark на других базах, но из-за сложности требуемых работ и необходимости строительства различных объектов эти работы не увенчались успехом. Их попросту не успели завершить до 1961 года, когда было принято окончательное решение о дальнейшей судьбе всего проекта.

Официально ракеты SM-62 состояли на вооружении с 1958 года. Однако это не было полноценной службой с боевым дежурством. Компания-разработчик продолжала доводку ракет, в том числе и путем доработки уже поставленных изделий. Одновременно с этим строились новые стартовые комплексы, командные пункты и другие объекты. Все эти работы удалось завершить только к концу 1960 года.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Серийная ракета в музее. Фото Fas.org


Полностью боеготовым 702-е крыло признали только в феврале 1961 года. К этому времени на базе соединения было построено 12 пусковых установок, на которых в состоянии постоянной готовности располагалось по одной ракете. В случае получения приказа личный состав базы должен был осуществить немедленный запуск всех ракет, нацеленных на объекты Советского Союза. Из-за дозвуковой скорости на полет к цели ракете требовалось несколько часов.

Необходимо напомнить, что с самого начала работ проект «Снарк» стал объектом критики со стороны военачальников и политиков. Прежде всего, поводом для негативных отзывов являлись сомнительная концепция дозвуковой крылатой ракеты с межконтинентальной дальностью и низкая надежность готовых изделий. В дальнейшем список тем критики пополнился новыми пунктами. Кроме того, к началу шестидесятых крылатые ракеты SM-62 стали сравнивать с новейшими баллистическими ракетами Titan. При схожей стоимости они были проще в эксплуатации, надежнее и эффективнее. Также концепция межконтинентальной баллистической ракеты позволяла развивать такое оружие со значительным повышением основных характеристик.

В начале 1961 года новым президентом США стал Джон Ф. Кеннеди. Администрация Кеннеди решила провести несколько важных реформ, в том числе в области вооружений. Очередной анализ проекта Snark показал недопустимо низкое соотношение стоимости и эффективности этой разработки. Следствием этого стало распоряжение руководства страны о прекращении всех работ по проекту и снятии ракет с вооружения. В конце марта 1961 года Дж. Кеннеди в своем выступлении раскритиковал ракеты SM-62. В июне того же года министр обороны распорядился расформировать 702-е стратегическое ракетное крыло и снять с вооружения имеющиеся крылатые ракеты. Полноценная служба соединения продолжалась менее четырех месяцев. Часть имевшихся в войсках ракет была утилизирована, некоторые изделия передали нескольким музеям.

В основе проекта MX-775A / N-25 / N-69 / SM-62 лежала неоднозначная концепция крылатой ракеты с межконтинентальной дальностью. Проектом предлагалось создание самолета-снаряда, способного взлететь с территории США и поразить цель на территории Советского Союза. Решение подобной задачи с технологиями уровня конца пятидесятых годов было крайне трудным делом, что привело к соответствующим последствиям. Конструкторы компании Northrop Aircraft столкнулись с массой разнообразных проблем, решение которых потребовало серьезных затрат времени, сил и денег. В результате поставленная конструкторская задача, в целом, была выполнена, однако надежность готовой техники оставляла желать лучшего.

Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
Музейный образец. Фото Designation-systems.net


Усилия инженеров, Дж. Нортропа и военных, поддерживавших проект, позволили довести ракету SM-62 до службы в войсках, однако все недостатки не были исправлены, что сказалось на ее дальнейшей судьбе. Смена руководства страны, а также появление новых вооружений поставили точку в истории проекта Snark. Кроме того, на этом завершились все попытки приспособить крылатые ракеты класса «земля-земля» для использования в качестве стратегического вооружения. В дальнейшем предлагались иные оригинальные идеи, однако проекты «классических» крылатых ракет стратегического назначения позже не разрабатывались.

Необходимо отметить, что проект SM-62, несмотря на неудачное завершение, привел к появлению единственной стратегической межконтинентальной крылатой ракеты, которой удалось дойти до эксплуатации в войсках. В пятидесятых и шестидесятых годах в мире было создано сразу несколько проектов подобного вооружения, однако до серийного производства и использования в войсках дошло только изделие «Снарк». Прочие проекты были закрыты на более ранних стадиях, когда были выявлены чрезмерная сложность создания подобных систем и отсутствие реальных перспектив в свете текущего развития ракетной техники.


По материалам сайтов:
http://fas.org/
http://designation-systems.net/
http://strategic-air-command.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. sevtrash 9 марта 2016 10:59
    Дальность впечатляет.
    Было бы интереснее, если автор представил профиль полета, включая высоту, предполагаемые цели, вероятность поражения целей и вероятную эффективность советской ПВО.
    1. инженер74 9 марта 2016 12:50
      Дальность, вероятно, считали как у "Трайдент-2" - 11300 без б/ч, 7700 с б/ч, так что 10000 это, скорее всего, относится к "пустой" ракете. smile
      Профиль полета у неё высотный по всей дальности, иначе астронавигация не работает и расход топлива растет в разы...
      Очередная "победа" техники над разумом...
      ИМХО
  2. Rus2012 9 марта 2016 11:00
    Из-за дозвуковой скорости на полет к цели ракете требовалось несколько часов.
    ... :)))

    1. До 10 часов, если до целей в глубине СССР.
    2. Советская Буря-Буран - проектировались и были созданы уже сверхзвуковыми!
    3. Р-7 и Р-16 - на корню "обнулили" "Шарки"

    "Шарки" и учитывая "Бомарки" - видим истинные аппетиты "пилильщегов" пинтагана и правительства... :)))

    Внизу советская Буря
    ТТХ
    Крейсерская скорость,
    число М 3,1 ÷ 3,3
    Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
    Расчётная дальность, км 8 500
    Годы разработки 1954 - 1960 годы
  3. dauria 9 марта 2016 11:00
    Интересный был конструктор. Не боялся неустойчивых схем. Вот это летающее крыло в то же время разрабатывалось. И на ракете не применил горизонтального оперения. Чем-то похож на немца Липпиша и нашего Чижевского.
  4. kugelblitz 9 марта 2016 12:38
    Ну в тот момент американцам деваться было некуда, так Атласы были по началу еще более ненадежными. Наши конструктора тоже проектировали похожие, но в итоге ушли в сторону Бури, как и американцы разрабатывали Навахо.
    В целом баллистические Р-7 и позже Титан-1 поставили крест на них, переход на другие виды топлива окончательно похоронил их. Идею реализовали уже в КР базирующихся на ракетоносцах, а ныне и летящих по низковысотной траектории.

    Например наша Х-20

  5. serverny 9 марта 2016 23:58
    Автор удобно умолчал о "сущей мелочи" - хотя теоретическое КВО составляло около 2,4 км, на практике таких результатов редко удавалось добиться, наименьшее отклонение на испытаниях составило 7,5 км.
  6. rubin6286 10 марта 2016 12:29
    Статья интересная, познавательная. Появлению термина «крылатая ракета» предшествовал другой термин - «самолет-снаряд», реализованный впервые на немецком ФАУ-1 во время Второй Мировой войны. В послевоенные годы работы по созданию и совершенствованию подобного оружия возобновились и получили дальнейшее развитие с созданием ядерного и термоядерного оружия. С уменьшением массово-геометрических характеристик ядерных боеприпасов и совершенствованием реактивных авиационных двигателей появилась возможность создания стратегических «самолетов-снарядов», обладающих значительной дальностью и высотой полета. Управляемый самолет-снаряд SM-62 «Снарк» класса «земля-земля» ( именно таково его название, указанное в « Альбоме военных самолетов и реактивных снарядов США, Великобритании, Канады, Франции и Швеции» М.Воениздат МО СССР, 1959 г.) был единственным в мире самолетом-снарядом, официально принятым на вооружение и наиболее совершенным на тот период.
    Вот его ТТД:
    Макс.скорость: 1000 км/час;
    Высота полета: свыше 15 000 м;
    Макс.дальность: 10 000 км.
    Тип боевого заряда: Ядерный или термоядерный;
    Количество и тяга основных двигателей: 1 ТРД х 4500 кг;
    Количество и тяга стартовых ускорителей: 2 РДТТ х 15000 кг;
    Стартовый вес: 22000 кг;
    Длина : 21 м;
    Размах крыла: 12,8 м;
    Система наведения: Астроинерционная
    Назначение: Межконтинентальный стратегический управляемый самолет-снаряд для поражения наиболее важных объектов глубокого тыла. Состоит на вооружении частей ВВС США.
    Преимуществом «Снарка» была его низкая стоимость, в сравнении со стоимостью стратегических бомбардировщиков, а недостатком – низкая точность поражения объектов и отсутствие маневрирования над целью. Если бы в конце 50-х годов для «Снарка» удалось создать комплексную систему управления, подобную той, что несколько позднее была применена на баллистических ракетах, сделав КВО от цели в пределах 500-700 м. в сочетании с отделяемой ГЧ и средствами преодоления ПВО, от стратегических бомбардировщиков, в принципе, можно было бы отказаться.
    Следующим типом управляемого самолета-снаряда был американский управляемый реактивный снаряд класса «воздух-земля» GAM-63 «Раскал». Я надеюсь. что на сайте «ВО» о нем будет тоже рассказано, тем более, что подобные конструкции создавались и в СССР.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня