Разрушитель дотов: советская САУ «Объект 212»

Начавшаяся в конце ноября 1939 года война против Финляндии обернулась не легкой победоносной прогулкой, как предполагало советское руководство. Части РККА столкнулись с упорным сопротивлением хорошо подготовленной и обученной финской армии, которая используя естественные природные преграды и заранее подготовленные укрепления, оказала упорное сопротивление. Особенно ожесточенные бои развернулись на Карельском перешейке, где советские войска увязли в так называемой линии Маннергейма. Здесь имелось примерно 150 пулеметных одноуровневых дотов, а также 7 более мощных дотов второго поколения, которые сами финны назвали «миллионниками».

Данная линия обороны была гораздо слабее лини Мажино и даже недостроенной линии Молотова, однако финны тактически грамотно расположили свои огневые точки на местности, обеспечили тщательную маскировку и насытили линию обороны пехотными частями. Еще одним преимуществом даже небольших финских огневых точек было большое количество амбразур, что позволяло легко осуществлять маневр огнем. Увязнув в этой линии обороны, советское командование окончательно осознало тот факт, что армия нуждается в специализированной самоходной установке, которая позволяла бы бороться с долговременными оборонительными сооружениями противника.


Первой разработкой в этом направлении был тяжелый танк КВ-2, однако он являлся лишь полумерой, на смену этой боевой машине со временем должна была прийти тяжелая САУ, известная как объект 212, вооруженная еще более мощным орудием. С точки зрения огневой мощи у КВ-2 были очевидные недостатки. Для того чтобы разместить 152-мм гаубицу М-10 во вращающейся башне танка ее ствол пришлось укоротить. При этом и ранее характеристики по борьбе с железобетонными сооружениями у М-10 были не самыми выдающимися. Бронепробития в 90 мм с дистанции один километр было явно недостаточно для борьбы с финскими дотами «миллионниками».

Внешний вид самоходной установки 212, вид сбоку


Тактико-технические требования на проектирование новой самоходной установки для борьбы с дотами, которую планировалось вооружить 152-мм орудием, были подготовлены в конце августа 1940 года. Разработкой машины занялся Кировский завод, где ей присвоили индекс «212». Как пишет Юрий Пашолок исторический консультант компании Wargaming, в заводской переписке САУ несколько раз называли «объект 212», однако это не значит, что данное обозначение было официальным. Это была вторая гусеничная машина с подобным индексом. По теме «212» также создавалась БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) на шасси тяжелого танка КВ. Однако работа по БРЭМ так и не вышла из стадии создания полноразмерного макета. Общее руководство работами в рамках темы «212» осуществлял Ж. Я. Котин, а старшим инженером машины стал Ц. Н. Гольбурт.

На проведение работ по теме «212» было выделено финансирование в размере двух миллионов рублей. 100 тысяч рублей выделялось на разработку технического проекта, 25 тысяч рублей на создание макета, 300 тысяч рублей на подготовку чертежей, 75 тысяч рублей на доработку чертежей, 1 миллион 100 тысяч рублей — на изготовление опытного образца САУ, 100 тысяч рублей — на проведение испытаний и 300 тысяч рублей — на ремонтные работы. Стоит отметить, что в эту стоимость не была включена стоимость вооружения самоходки.

Для вооружения САУ была выбрана 152,4-мм пушка большой мощности Бр-2. Данное орудие устанавливалось и на СУ-14 образца 1937 года. Эта пушка была создана в КБ завода «Баррикады». На сравнительных испытаниях предпочтения отдавались орудию Б-30 аналогичного калибра, за него были члены НИАПа и АКУКС, однако Артиллерийское управление по не вполне понятным причинам сделало выбор в пользу орудия Бр-2. Выбор этот оптимальным не был, так как сама пушка обладала целым рядом конструктивных недостатков, а ее опытный образец практически был разрушен в ходе испытаний. Несмотря на это с 1937 по 1940 год было выпущено 37 таких орудий, которые позднее вошли в состав тяжелого пушечного полка Резерва Верховного Главного Командования и приняли участие в Великой Отечественной войне.

Пушка большой мощности Бр-2


Орудие при всех своих недостатках (низкая мобильность, трудоемкость производства, небольшая живучесть ствола) обладало большой мощностью. В номенклатуре боеприпасов данного орудия были бетонобойные снаряды 53-Г-551 массой 49 кг и осколочно-фугасные 53-ОФ-551 массой 48,9 кг. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 880 м/с, максимальная дальность выстрела — 25 км, для орудий Бр-2 с мелкой нарезкой — 27 км. В случае попадания любого из двух этих снарядов в танк или бронемашину тех лет итогом было их полное разрушение. 152-мм пушка большой мощности Бр-2 была в состоянии пробить броню толщиной 155-мм при встрече под прямым углом с дистанции 2300 метров. Бетонобойный снаряд этого орудия согласно расчетам мог пробить железобетонную стенку толщиной 2 метра, отмечает Юрий Пашолок. Именно такой толщины были стены дотов линии Маннергейма. Установив данное орудие на танковое шасси решался вопрос низкой мобильности пушки, а имеющейся мощности орудия было достаточно, для того чтобы бороться с укреплениями и подготовленной эшелонированной обороной противника.

Для того чтобы разместить эту мощную артиллерийскую систему на танковом шасси, пришлось брать за основу базу от танка Т-220, который также известен как КВ-220 и «Объект 220». От тяжелого танка КВ он отличался доработанной ходовой частью. Количество опорных катков было увеличено с 6 до 7, при этом в задней части расстояние между ними было сокращено, а в средней (менее нагруженной) — увеличено. Количество поддерживающих катков осталось неизменным — по 4 на каждый борт. При этом в виду изменения компоновки трансмиссия и ведущее колесо переносилось вперед, а направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц теперь находилось в задней части. Подвеска САУ осталась независимой торсионной.

В целом проектируемая на Кировском заводе САУ «212» напоминала экранированную СУ-14-1, особенно актуальным это сравнение было в компоновке боевого отделения. На САУ объект 212 силовая установка была расположена в центральной части корпуса, а трансмиссия и ведущие колеса впереди. Также в носовой части располагалось отделение управления, здесь нашлось место лишь для механика-водителя. Боевое отделение самоходки размешалось в кормовой части и частично в средней части корпуса в массивной рубке. С одной стороны, такое решение вело к увеличению габаритов САУ, с другой, оно призвано было обеспечить удобство работы расчета. Помимо этого кормовое размещение рубки позволяло конструкторам свести к минимуму вылет 152-мм пушки Бр-2 за габариты самоходки.

Танк Т-220, на базе которого планировалось создать САУ 212


САУ получилась достаточно крупной, но на фоне своего предшественника, которым была самоходка СУ-14, она была меньше. Ощущение громоздкости создавала большая кормовая рубка. Но при размещении такого большого орудия, каким было Бр-2 (длина ствола 47,2 калибра, 7170 мм), спроектировать рубку меньших размеров было просто невозможно. Корпус самоходки должен был быть сварным, его планировалось собирать из катаных бронелистов толщиной 60, 50, 30 и 20 мм.

Оценочная масса самоходки приближалась к 65 тоннам при использовании лобовых бронелистов толщиной 60 мм. И это при том, что первоначальные тактико-технические требования предусматривали лобовое бронирование новой САУ на уровне 75 мм. Для того чтобы привести в движение такого монстра, требовался очень мощный двигатель. В качестве основного варианта силовой установки планировалось использовать форсированный дизельный двигатель В-2 с приводным центробежным нагнетателем. Обычная версия этого 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя водяного охлаждения развивала 500 л.с. Форсированный двигатель, который планировалось установить на САУ проекта 212, должен был развивать мощность 850 л.с. Такой двигатель позволил бы самоходке развивать максимальную скорость хода до 35 км/ч, а запас хода машины по шоссе должен был составить 200 км.

Оборонительным вооружение самоходки должны были стать как минимум два пулемета ДТ калибра 7,62-мм. Один пулемет планировалось установить в кормовой части боевой рубки, а другой на турели на крыше боевого отделения, он исполнял бы роль зенитного пулемета. Возимый боезапас орудия Бр-2 должен был составить 47 выстрелов раздельного заряжания. Для сравнения боекомплект танка КВ-2 состоял из 36 выстрелов. Внешнюю связь должна была обеспечить радиостанция 71-ТК-3М со штыревой антенной, внутреннюю связь между членами экипажа САУ, скорее всего, планировалось обеспечить при помощи переговорных устройств типа ТПУ-3 и ТПУ-3Бис-Ф.

Продольный разрез САУ «212»


Согласно первоначальным планам первый образец новой САУ должен был быть готов к 1 декабря 1940 года. Однако в планы вносились значительные коррективы в связи с наличием большого количества замечаний и проблем, которые вскрылись в процессе проектирования боевой машины. Согласно отчету ГАБТУ КА по опытным работам, к январю 1941 года на Кировском заводе удалось изготовить ряд агрегатов для новой самоходки. Помимо этого был закончен технологический проект, а чертежи были переданы на Ижорский завод, где должны были собрать бронекорпус. К тому моменту на работы по теме «212» уже потратили 1,5 миллиона рублей. Согласно отчету Кировского завода, 5 марта 1941 года с Ижорского завода пришел комплект корпусных деталей. Однако сборка корпуса САУ затягивалась по причине отсутствия полного комплекта деталей, часть из которых производилась силами Кировского завода. На этом работы по созданию «истребителя дотов» фактически были завершены, к концу марта 1941 года Кировскому заводу стало совсем не до САУ.

11 марта 1941 года в Генштаб пришел доклад разведывательного управления, который рассказывал о состоянии военной промышленности Третьего рейха. Среди прочего в нем говорилось о том, что немцы готовят к запуску новые тяжелые танки, самый большой из которых будет обладать массой порядка 90 тонн. Эти разведданные были ошибочными, но привели к тому, что в СССР изменились планы по выпуску тяжелых танков. Вместо Т-150, который в измененном виде должен был выпускаться как КВ-3, началась проработка другого танка. В то же время были инициированы работы по более тяжелым боевым машинам, которые станут известны как КВ-4 и КВ-5. Работы по этим тяжелым танкам практически задвинули проекта САУ 212 «на полку».

И все же работы по созданию «истребителя дотов» не прекратились сразу же после начала Великой Отечественной войны. Война лишь заморозила работы по данному проекту, который и так с марта 1941 года уже был в подвешенном состоянии. Однако отменять его еще не собирались. Данная тема была закреплена за ленинградским предприятием вплоть до августа 1941 года. Лишь в августе ее наконец-то передали на Уральский завод тяжелого машиностроения — УЗТМ. Это свердловское предприятие обладало достаточно внушительным опытом проектирования и постройки артиллерийских систем. Помимо всего прочего, с 1941 года это предприятие стало смежником ЧТЗ по производству башен и корпусов для танков КВ-1. Заводское КБ, которое возглавлял Ф. Ф. Петров, к тому моменту уже успело накопить богатый опыт разработки разнообразных артиллерийских систем, в том числе и тяжелых. Однако реального опыта в проектировании и производстве гусеничных боевых машины ни КБ, ни завод тогда не имели.

Модель САУ в игре World of tanks


В очередной раз тема «212» была поднята в ноябре 1941 года. Причина интереса к проекту была прозаичной. Из-за проведенной в стране эвакуации заводов и снятия с СТЗ и ЧТЗ производства тракторов, практически прекратился выпуск артиллерийских тягачей. Появилась реальная угроза того, что в перспективе тяжелые артиллерийские системы просто нечем будет перевозить. Для того чтобы выправить ситуацию, в план работ на 1942 год решили включить целое семейство самоходной артиллерии. Первым номером в этом списке снова значился «Истребитель дотов», вооруженный 152-мм пушкой Бр-2 и построенный на шасси из агрегатов тяжелого танка КВ. Однако уже весной 1942 года проект 212 окончательно отправился на задворки истории.

САУ под индексом 212 так и не смогла выйти из стадии изготовления корпуса, который так никогда и не был до конца собран. Однако, даже если бы самоходку удалось построить, едва ли ее судьба сложилась удачным образом. Самоходка получалась очень тяжелой и большой, она обладала узкой специализацией. Производство машины напрямую зависело от выпуска пушки Бр-2, которая сама не являлась лучшим орудием в своем классе, ее выпуск был полностью прекращен еще в 1940 году. При этом ориентировочная стоимость самоходки составляла 1,5 миллиона рублей, а предварительный объем производства даже по первоначальным планам не превышал 12 машин. Разрабатываемый со второй половины 1940 года «истребитель дотов» представлял собой тупиковую ветвь развития тяжелых САУ Советского Союза.

Источники информации:
http://warspot.ru/5335-ohotnik-na-doty
http://panzer-journal.ru/history/tank_history/istoriya-sau-obekt-212.html
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/obj212a.htm
http://alternathistory.com/nesostoyavshiisya-sovetskii-ferdinand-sau-obekt-212a
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1999_01/p10.php
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти