Гиперзвуковые прототипы Соединенных штатов

В середине ноября этого года Соединенные штаты провели очередные испытания гиперзвукового оружия. По сообщениям конструкторов, испытания прошли успешно.
Гиперзвуковые летательные аппараты – это аппараты, способные развить скорость более пяти М (1М=1.1-1.2 тысячи км/ч). Гиперзвуковые аппараты способны осуществлять динамическое планирование на большие расстояния с сохранением приобретенной скорости.




Проект Falkon
С 2003 года в Соединенных Штатах, согласно перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам «DARPA», проводятся проектно-испытательные работы по созданию гиперзвукового летательного аппарата. Проект получил название «Falkon».
С десяток компаний взяли контракты стоимостью порядка полумиллиона долларов каждый. В 2004 году в рамках «DARPA» контакты получают известные корпорации - «Lockheed Martin Aeronautics Co», «Andrews Space Inc» и «Northrop Grumman Corp». Согласно контрактам стоимостью более миллиона долларов каждый, корпорации должны были спроектировать транспортный гиперзвуковой летательный аппарат.
Перед проектом было поставлено:
-построение транспортной платформы, способной развить гиперзвуковую скорость и нести на себе гипер-ракеты или крылатые ракеты. Возможно использование платформы в невоенных целях;
- построение прототипа Hypersonic Technology Vehicle 1. Испытания отменены;
- построение Hypersonic Technology Vehicle 2. Испытания ведутся;
- построение Hypersonic Technology Vehicle 3. Проект заморожен. Есть неофициальные данные, что, в связи с прошедшими в ноябре испытаниями, работы возобновили;
- построение малогабаритного носителя SLV и двигателя для проектирования Х-41 CAV.
Основная задача – создание новой ракеты «Hypersonic Cruise Vehicle», обладающей возможностью пролететь порядка 20 тысяч километров за 120 минут. Цель – доставка к цели основного блока (выполненного как головная часть ракеты - боеголовка) массой до 6 тонн. Скорость полета около 20 М, полет должен проходить на больших высотах.
Испытания проводятся по следующей схеме: прототип с помощью носителя или самолета поднимается на большую высоту и выводится в горизонтальный полет. Дальше прототип набирает гиперзвуковую скорость, в заданной точке происходит отсоединение летательного аппарата, который начинает динамический полет при сохранении заданной скорости. Летательный аппарат имеет треугольное крыло. Данных о конструкции, фотографиями которых наполнен интернет, практически нет. Похожи ли прототипы на фотографии и чертежи, точно не известно.



Волнолет
Компания «Boeing» представила свою разработку - летательный объект Х-51А «Waverider». Создано 4 прототипа данного проекта.
Согласно техническим требованиям к проекту, Х-51А должен иметь скоростной показатель 7М. после проведения всех испытаний будет принято решение о судьбе гиперзвуковой ракеты Х-51А.
Прототипы построены одноразового использования. После испытаний, ракеты не восстанавливают.
Первые удачные испытания прошли в конце мая прошлого года. Самолет B-52 с изделием X-51A на борту поднялся на высоту 15 000 метров и отсоединил изделие. Х-51А, используя ракетные ускорители, набрала почти 20 000 метров и обладала скоростью в 4.8М, скоростной показатель в 5М ракета преодолела на расстоянии в 21 300 метров над уровнем моря.
После набора 5М включается гиперзвуковой двигатель компании Pratt & Whitney Rocketdyne, который проработал 110 секунд, после чего случился сбой в его работе. Однако двигатель продолжал работать и дальше, пока на 143 секунде полета полностью не отказал. 6Махов ракета X-51A преодолеть не смогла. Конструкторы же быстро заявили, что на испытаниях ракета должна была набрать скорость в 5М, преодоление скорости в 6М результатом не стояло.
Испытания в результате признаны удачными, а результат лучший на данное время.
Но все же полет планировался на гипердвигателе около 4 минут. После совершенного полета было выявлено, что изделие не смогло разогнаться, как запланировано, быстро перегрелось и происходили мелкие сбои при передаче информации на землю.
Следующие испытания прошли в середине июня текущего года. Повторились отказы двигателя, восстановить работу двигателя не смогли. Испытания признаны неудачными. Ведутся работы по выявлению отказов двигателя. Дата следующих испытаний неизвестна.




Неудачи приводят к успеху
Первый полет прототипа Falcon HTV-2 состоялся в конце апреля этого года. Полет проводился с помощью носителя Minotaur IV, который является конверсионным вариантом МБР МХ. Ожидалось, что изделие пролетит за 30 минут более 7.5 тысячи километров. Испытания закончились неудачно.
Согласно имеющимся данным, Minotaur IV вывела изделие на расчетную высоту и разогнала до 20М, это порядка 23 000 км/час. После этого была потеряна вся связь с изделием. Предположительно, имелось нарушение стабилизации, что привело к разрушению при входе в плотную атмосферу.
Следующее испытание происходит в августе 2011 года. В прототипе учтены ошибки первого испытания. Прототип успешно отделяется от носителя при 20М и уходит на динамическое планирование. Однако тут начинается перегрев изделия, и через 540 секунд изделие теряет стабилизацию, что в итоге привело к команде на самоуничтожение. Испытания признаны неудачными.
И вот наконец 17 ноября происходят третьи по счету испытания Falcon HTV-2. Прототип пролетел 3.7 тысячи километров примерно за полчаса и упал в воду в заданном районе. Испытания признаны полностью успешными.

Дополнительная информация.
Некоторые считают Falcon HTV-2 планирующей бомбой, но на самом деле это, скорее, боеголовка с рядом усовершенствований для планирования. Возможно, мы скоро услышим, как Соединенные Штаты вслед за Россией объявят о наличии МБР с гиперзвуковыми боеголовками и о других решениях с применением гиперзвуковых возможностей.
22 ноября глава военного ведомства России заявил на коллегии военного совета, что ВКО, создаваемая в России, справится с любыми ракетами, и с гиперзвуковыми включительно. Россия начала заявлять о наличии гиперзвуковых боеголовок с 2005 года.
Автор:
Джерелейко Роман
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти