Разведчики в небе над Амазонкой

11


В одном из предыдущих номеров «НВО» подробно рассказывало об истории создания и особенностях конструкции и эксплуатации радиотехнического комплекса (РТК) типа FSR-890 «Эриай», разработанного шведскими специалистами. Именно такой комплекс был выбран и для установки на самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), которые в рамках реализации национальной программы патрулирования бассейна реки Амазонки SIVAM (Sistema de Vigelancia de Amazonia), затем переименованной в SIPAM, решили заказать себе и военно-воздушные силы Бразилии. При этом в качестве платформы для размещения данного РТК был выбран авиалайнер бразильской разработки и производства.

«БРАЗИЛИЯ» СТАНОВИТСЯ АВАКСОМ


Первоначально разработка нового самолета ДРЛОиУ для бразильских ВВС в рамках вышеуказанного проекта осуществлялась на базе авиалайнера EMB-120 «Бразилия» (Brasilia), причем сразу в двух вариантах: собственно самолет ДРЛОиУ с надфюзеляжной антенной РЛС радиотехнического комплекса «Эриай», получивший обозначение EMB-120EW («EW» – от «Early Warning», то есть «раннее обнаружение» или в более широком плане «ДРЛО»), и разведывательный самолет, или, как его еще называют, самолет дальнего радиолокационного наблюдения или самолет дистанционного зондирования, отличительной особенностью которого стало подфюзеляжное расположение антенны РЛС с синтезированной апертурой луча, получивший обозначение EMB-120RS («RS» от «Remote Sensing», что можно перевести как «дистанционное зондирование»).

Впервые о работах по данной программе представители бразильской авиастроительной компании «Эмбраер» объявили в 1995 году. Впрочем, после предварительной оценки проекта командование бразильских ВВС сделало выбор в пользу продолжения данного проекта уже на базе планера нового регионального авиалайнера EMB-145 (ERJ-145), разработанного и выпускаемого компанией «Эмбраер». Соответствующий контракт был выдан последней в 1997 году. При этом также создавались две модификации: самолет ДРЛОиУ EMB-145SA с надфюзеляжной антенной РЛС радиотехнического комплекса «Эриай», получивший военное обозначение R-99A (в 2008 году бразильские ВВС изменили обозначение на E-99), и самолет дальнего радиолокационного наблюдения EMB-145RS с РЛС с синтезированной апертурой луча с антенной, размещенной в подфюзеляжном обтекателе, получивший военное обозначение R-99B (с 2008 года – R-99).

«ГЛАЗА» И «ЧЕЛЮСТИ» ЗАЩИТНИКОВ АМАЗОНИИ


Самолет ДРЛОиУ R-99A (EMB-145SA) предназначен для решения традиционных задач, характерных для авиационных комплексов данного класса, а именно: контроль воздушного пространства; поиск и обнаружение воздушных, наземных и надводных целей и выдачи по ним разведывательных данных и данных целеуказания на свои командные пункты и средства поражения; управление и наведение своих истребителей; патрулирование пограничных районов и акваторий (границ) и эксклюзивной (исключительной) экономической зоны государства, в том числе в целях выявления различной противозаконной деятельности и обеспечения поисково-спасательных операций; решение задач в интересах обеспечения управления полетами и различных других задач.

Примечательно, что высокая потребность бразильских ВВС в самолете ДРЛОиУ была вызвана даже не столько необходимостью решать военные задачи, сколько наличием серьезной угрозы для национальной безопасности Бразилии со стороны наркоторговцев и контрабандистов. Особенно со стороны первых, поскольку широко используемый ими основной способ перевозки наркотиков – небольшими самолетами на малых и сверхмалых высотах – не позволял бразильским пограничникам и военным эффективно выявлять их, отслеживать и перехватывать. Легкомоторный самолет, летящий над самыми кронами деревьев, да еще и зачастую в кромешной темноте или в плохую погоду, был просто недоступен для наземных РЛС и истребителей бразильских вооруженных сил.

Переломить данную ситуацию смогли только самолеты ДРЛОиУ R-99A, оснащенные высокоточной РЛС с активной фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения. Кроме того, самолеты R-99A используются бразильскими военными в качестве воздушного ретранслятора, обеспечивающего помехоустойчивую и защищенную радиосвязь между наземными постами (пунктами управления) и находящимися в воздухе на патрулировании легкими штурмовиками А-29 (военное обозначение самолета EMB-314 ALX, выпускаемого бразильской компанией «Эмбраер»), которые сами бразильцы называют не иначе как «челюстями» системы SIPAM/SIVAM.

Конструктивные особенности самолета R-99A в части, касающейся размещения элементов радиотехнического комплекса «Эриай», в целом оказались идентичны тем, что характерны для рассмотренного ранее самолета ДРЛОиУ шведских ВВС. Однако в отношении другого специализированного оборудования и бортовых систем, размещенных на бразильском самолете ДРЛОиУ, отличия есть и в ряде случаев весьма существенное. В том числе и в конструктивном плане.

Естественно, что самолет ДРЛОиУ R-99A (EMB-145SA) имеет существенные отличия и от базового самолета – регионального авиалайнера EMB-145 (ERJ-145). Наиболее заметными внешними отличиями R-99A (EMB-145SA) от авиалайнера EMB-145 являются установленный над фюзеляжем обтекатель антенны РЛС радиотехнического комплекса «Эриай», а также модифицированное хвостовое оперение. Кроме того, самолет имеет усиленную конструкцию, оснащен усовершенствованной вспомогательной силовой установкой (ВСУ), новыми авионикой, радиосвязным оборудованием и системой управления полетом, а также имеет топливную систему увеличенной емкости и оснащен турбовентиляторными двигателями AE3007A1S производства компании Rolls-Royce, развивающими на 20% большую тягу, чем силовая установка на базовом гражданском самолете.

Состав экипажа R-99A насчитывает от семи до десяти человек, в том числе два пилота, тогда как остальные члены экипажа – это операторы целевой аппаратуры (систем ДРЛОиУ, РЭБ и пр.). По данным зарубежных источников, максимальная дальность обнаружения воздушных целей установленной на самолете РЛС составляет 450 км, а максимальная дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель» достигает 350 км.

После оценки проекта командование ВВС Бразилии в рамках программы SIVAM (SIPAM) разместило заказ на пять таких самолетов с поставкой первого в 2002 году. Выкатка первого летного экземпляра нового самолета состоялась в мае 1999 года, первый полет он выполнил 22 мая того же года, а на вооружение самолет был принят в 2001 году. К июлю 2002 года, когда начала функционировать система, созданная в рамках программы SIVAM (SIPAM), были поставлены два самолета R-99A.

Разработанный по заказу бразильских ВВС самолет ДРЛОиУ оказался настолько привлекательным с точки зрения удачного соотношения цены и качества, то есть возможностей, что в декабре 1998 года партию из четырех таких самолетов заказали ВВС Греции, которые получили в греческих ВВС обозначение Erieye EMB-145H AEW&C. Поставки самолетов греческому заказчику осуществлялись в период с декабря 2003 года по конец 2004 года. Один из данных самолетов в 2011 году использовали в рамках операции, проводившейся группировкой вооруженных сил стран – членов НАТО в Ливии.

ДАЛЬНИЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ НАДЗОР


Вторым авиационным комплексом специального назначения, созданным по заказу ВВС Бразилии на базе планера авиалайнера EMB-145 (ERJ-145), стал самолет дальнего радиолокационного наблюдения R-99B (EMB-145RS). Его отличительной особенностью стало применение интегрированной РЛС с синтезированной апертурой луча IRIS (Integrated Radar Imaging System) производства канадской компании MacDonald Dettweiler, антенна которой размещена в подфюзеляжном радиопрозрачном обтекателе. Дальность обнаружения РЛС достигает 100 км.

При этом в состав радиотехнического комплекса самолета R-99B кроме основной РЛС было решено также включить следующие системы:

– комбинированную оптико-электронную поисковую систему переднего обзора «Скайболл» («Skyball») с телевизионной и тепловизионной подсистемами;

– мультиспектральную поисковую систему «Дедал» («Daedalus»), работающую в нескольких диапазонах (ультрафиолетовый, видимая часть спектра и инфракрасный);

– систему радио- и радиотехнической разведки (COMINT/ELINT), а также иное целевое оборудование.

В отличие от первой модификации самолет R-99B (EMB-145RS) в первую очередь предназначен для решения задач по контролю за наземной (надводной) обстановкой в бассейнах рек (одним из побудительных мотивов для создания данного самолета стала необходимость обеспечения эффективного контроля за огромным по площади и труднодоступным с земли бассейном реки Амазонка), картографирования местности, исследования природных ресурсов и пр.

Особую значимость высокая разрешающая способность бортовой РЛС с синтезированной апертурой луча имеет для решения задачи по поиску в дикой бразильской сельве хорошо спрятанных нарколабораторий, перевалочных пунктов и потаенных лесных троп (дорог), а также аэродромов и взлетно-посадочных полос, сооруженных наркодельцами для своего воздушного флота.

Высокий потенциал самолетов R-99B можно оценить хотя бы по такому факту: три машины всего за 10 дней могут выполнить картографирование территории площадью около 1,5 млн кв. км. При этом в рамках программы SIVAM (SIPAM) самолеты R-99B осуществили с высокой разрешающей способностью картографирование бассейна реки Амазонки, площадь съемки составила 5,2 млн кв. км.

В целом благодаря своей уникальной аппаратуре самолеты дальнего радиолокационного наблюдения R-99B смогли удачно дополнить самолеты ДРЛОиУ R-99A и вместе с ними позволяют надежно контролировать воздушную, наземную и надводную обстановку в целях обеспечения национальной безопасности Бразилии и поддержания порядка и безопасности в важном для страны и всего региона бассейне реки Амазонки.

Бортовое оборудование самолетов семейства R-99A/B включает: систему предупреждения столкновения в воздухе TCAS II; систему предупреждения столкновения с землей GPWS; датчик сдвига ветра; пилотажно-навигационный комплекс; два радиовысотомера, систему инструментальной посадки и др. Приборное же оборудование кабины самолетов включает ряд многофункциональных индикаторов и другое соответствующее оборудование, в частности индикатор на фоне лобового стекла и систему отображения параметров работы двигателей и оповещения экипажа.

ВВС Бразилии заказали три самолета типа EMB-145RS, которые, как уже указывалось, получили военное обозначение R-99B. Первый самолет был облетан в марте 2000 года, поставка первой машины была выполнена в июле 2002 года, а передача заказчику всех самолетов R-99A/B была завершена в декабре 2003 года. Все самолеты – R-99A и R-99B – входят в состав 6-й авиагруппы и дислоцируются в настоящее время на военно-воздушной базе Анаполис.

Еще одним заказчиком самолетов данного семейства стали мексиканские ВВС. Они приобрели один самолет ДРЛОиУ типа EMB-145SA, которому в Мексике было присвоено военное обозначение R-99 (самолет поставлен в июне 2004 года), и два самолета дальнего радиолокационного наблюдения EMB-145RS, которые используются в качестве морского патрульного самолета и получили обозначение Р-99 (EMB-145MP). Отличительными особенностями морской патрульной версии самолета являются отсутствие мультиспектральной системы и РЛС, а также наличие четырех подкрыльевых пилонов для подвески средств поражения (торпед, противокорабельных ракет).

В заключение следует отметить, что по настоящее время компания «Эмбраер» построила и передала заказчикам 16 самолетов семейства R-99A/B, в том числе 11 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления R-99A, три самолета дальнего радиолокационного наблюдения R-99B и два морских патрульных самолета Р-99. При этом производство модификации R-99A не завершено и на сегодня компания-производитель имеет заказ на две машины, а также опционы на поставку еще семи таких самолетов. Базовая каталожная стоимость самолетов семейства R-99A/B составляет около 80 млн дол., а стоимость летного часа оценивается в 2000 долл. По данным американского специализированного сайта Military Periscope, стоимость программы разработки авиационных комплексов R-99A и R-99B составила примерно 300 млн долл.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    7 марта 2016 07:11
    Интересно зачем такой стране как Мексика такие самолеты, кого собрались выслеживать в дальней морской зоне, соседи у них ходят и так как у себя дома.
    1. -3
      7 марта 2016 07:57
      Цитата: Spartanez300
      зачем такой стране как Мексика такие самолеты

      По-ходу Амазонка в Бразилии, а это Южная, а не Центральная (с Северной) Америка. С географией напряжёнка? Учителя в школе плохие были? Или тяжёлое детство и деревянные игрушки?
      1. +3
        7 марта 2016 11:13
        Цитата: papik09
        По-ходу Амазонка в Бразилии, а это Южная, а не Центральная (с Северной) Америка. С географией напряжёнка? Учителя в школе плохие были? Или тяжёлое детство и деревянные игрушки

        Из статьи.

        Еще одним заказчиком самолетов данного семейства стали мексиканские ВВС. Они приобрели один самолет ДРЛОиУ типа EMB-145SA, которому в Мексике было присвоено военное обозначение R-99 (самолет поставлен в июне 2004 года), и два самолета дальнего радиолокационного наблюдения EMB-145RS, которые используются в качестве морского патрульного самолета и получили обозначение Р-99 (EMB-145MP).
        1. 0
          23 мая 2016 02:13
          Цитата: РУСС
          Из статьи.

          Еще одним заказчиком самолетов данного семейства стали мексиканские ВВС.

          И шо теперь? Амазонка переместилась в Центральную Америку из-за этого?
  2. 0
    7 марта 2016 07:21
    стоимость программы разработки авиационных комплексов R-99A и R-99B составила примерно 300 млн долл.

    Наверное вот ответ на ваш вопрос.
    1. 0
      8 марта 2016 14:51
      стоимость программы разработки...


      Вообще-то, боковой обзор с синтезированной апертурой задачка непростая. Все эволюции по скорости , высоте, крену , тангажу надо учитывать. Сохранить отраженный сигнал весь целиком на радиочастоте с учетом амплитуд и фаз, потом сложить и получить картинку. Раньше это делалось на фотопленке, потом на земле после обработки прокручивали плёнку под когерентным лучом. Если научились оцифровывать на несущей , запоминать и складывать в реальном времени- это уже предвестник цифровой ФАР. Пусть 9 ГГц несущая. 18 ГГЦ- выборки квантования плюс время на арифметику- АЦП такой шустрости -это серьёзно.
  3. +8
    7 марта 2016 07:55
    находящимися в воздухе на патрулировании легкими штурмовиками А-29 (военное обозначение самолета EMB-314 ALX, выпускаемого бразильской компанией «Эмбраер»), которые сами бразильцы называют не иначе как «челюстями» системы SIPAM/SIVAM.
    Вот они эти самые "челюсти".Видно лётчикам перевозящим наркоту хорошо платят и они очень рисковые ребята,если отваживаются летать в зоне где рыскают эти зубастики.Ведь если разведчик наведёт на нарушителя такой самолёт,то шанс быть разорванным в клочья весьма велик.Да и против партизан всевозможных такие самолёты успешно действуют.
    П.С.Который с клыками это уже не бразильские ВВС(Angola),ведь пользуется спросом штурмовичок.
  4. +7
    7 марта 2016 08:16
    Цитата: papik09
    Цитата: Spartanez300
    зачем такой стране как Мексика такие самолеты

    По-ходу Амазонка в Бразилии, а это Южная, а не Центральная (с Северной) Америка. С географией напряжёнка? Учителя в школе плохие были? Или тяжёлое детство и деревянные игрушки?

    Во первых в статье указывается о приобретении Мексикой данных самолетов,во вторых детство у меня было хорошее и по географии я учился на 5,и в третьих не удивительно что под таким флагом процветает грубость и хамство.Думаю на все ваши вопросы я ответил.
  5. +1
    7 марта 2016 08:23
    партию из четырех таких самолетов заказали ВВС Греции, которые получили в греческих ВВС обозначение Erieye EMB-145H AEW&C.
    Нато,Натой...а греки получили эти самолёты,чтобы противостоять турецкой армии.Дерзкие турки чувствуют себя практически безнаказанно совершая рейды над греческой территорией.Но,просто греки не хотят идти на обострение с вероятностью перерастания в полномасштабную войну.А так-то подловить нарушителей и наказать у них возможность есть.Как и контролировать ситуацию в зоне черноморских проливов,кстати.
    1. +1
      7 марта 2016 09:08
      Цитата: Громобой
      Нато,Натой...а греки получили эти самолёты,чтобы противостоять турецкой армии.

      Скорее для того чтобы лоханки с эмигрантами засекать.
      1. +1
        7 марта 2016 10:55
        Вряд ли в начале 2000-ых перед Афинами так остро стояла проблема мигрантов.А вот "война в воздухе" носит ожесточённый для мирного времени характер.
        Начиная с 1996 года происходят регулярные воздушные столкновения между ВВС двух стран-участниц НАТО, которые привели к гибели двух лётчиков с обеих сторон. В 1996 году греческим многоцелевым истребителем «Mirage-2000EG» был перехвачен турецкий F-16D, — погиб турецкий лётчик Неил Эрдоган, а в 2006 году турецкий F-16 столкнулся с греческим F-16, греческий пилот Костас Иликиас не смог катапультироваться и погиб. В 2012 году произошёл затяжной условный воздушный бой между двумя звеньями F-16 ВВС Греции и Турции, спровоцированный турками, тогда обошлось без жертв.
        Что является самым важным в этих внезапных и опасных схватках без объявления войны, это подлётные оперативные направления турецких истребителей, которые неожиданно появляются над цепью греческих островов с Северо-Восточного, Восточного и Юго-Восточного оперативных направлений, т.е. турки отрабатывают территориальную операцию по завоеванию господства в воздухе, которую они рассматривают в качестве будущего решения вопроса принадлежности Эгейского моря.http://army-news.ru/2015/07/grecheskie-i-tureckie-vvs-v-egejskom-spore-4-mili-pr
        etknoveniya/
  6. +4
    7 марта 2016 10:13
    Довелось и не раз полетать в качестве пассажира на регулярных рейсах авиакомпании "Эйр Астана" сообщением Караганда - Алма-Ата на самолете Embraer EMB-190. Впечатления - самые положительные. Что меня удивило - лайнер латиноамериканский, но по уровню комфорта и удобства пассажиров не уступает именитым "Боингам" и "Эрбасам".
    На мой взгляд это весьма удачная практика - создавать самолеты ДРЛОиУ ближней зоны для решения таких специфических задач, как поиск и борьба с наркоторговлей на базе пассажирских лайнеров - такие самолеты и при изготовлении и при эксплуатации будут однозначно дешевле, чем самолеты специальной разработки. Равно как и создание и эксплуатация легких штурмовиков на базе турбовинтовых УТС.
    На фото лайнер Embraer EMB-190 компании "Эйр Астана":
  7. +1
    7 марта 2016 17:34
    Ну такие самолёты всем нужны. Не одни мы такие умные. Глядя на всё это, нам нужно повысить темпы строительства и создания таких комплексов, у нас их не так много.