Победители вражеских ракет

30
Победители вражеских ракет


4 марта 1961 года советская противоракета В-1000 впервые в мире осуществила перехват и поражение боеголовки баллистической ракеты
К началу 50-х годов прошлого века ядерная бомба уже стала главным оружием и главным фактором мировой политики. В Советском Союзе были достигнуты первые успехи в разработке зенитных ракет ПВО, способных поражать тяжелые и высотные бомбардировщики, несущие ядерное оружие.

Но технический прогресс, особенно в военной сфере, никогда не стоит на месте. На смену самолету с ядерной бомбой пришла ракета с атомной боеголовкой. И если бомбардировщики еще можно было перехватить с помощью высотных истребителей или первых ракет ПВО, то технических средств борьбы с баллистическими ракетами в начале 50-х годов XX века не было даже на чертежах.

Военные руководители нашей страны прекрасно осознавали эту опасность. В августе 1953 года высшему руководству СССР поступило так называемое письмо семи маршалов. Среди подписавших его были Жуков, Василевский, Конев и другие герои недавних битв Второй мировой войны.

Советские маршалы предупреждали о новой опасности: «В ближайшее время ожидается появление у вероятного противника баллистических ракет дальнего действия как основного средства доставки ядерных зарядов к стратегически важным объектам нашей страны. Но средства ПВО, имеющиеся у нас на вооружении и вновь разрабатываемые, не могут бороться с баллистическими ракетами…».

Сбить ракету могла только ракета — самолеты и зенитная артиллерия тут были бессильны. Но в то время не имелось ни средств управления, ни необходимых для такой точности вычислительных машин. На первом совещании по поводу создания противоракеты один из его участников даже воскликнул: «Это такая же глупость, как стрельба снарядом по снаряду…». Но опасность, которую несли нашим городам ядерные боеголовки в неуловимых ракетах, не оставляла выбора.

Первые исследования проблем противоракетной обороны были начаты в декабре 1953 года, вскоре для этих целей было создано специальное конструкторское бюро СКБ-30. Его возглавил специалист в области зенитных ракет подполковник Григорий Кисунько. До этого он создавал первый комплекс ПВО Москвы С-25, который мог сбивать стратегические бомбардировщики. Теперь предстояло «научить» ракеты сбивать ракеты.

Экспериментальная система противоракетной обороны получила кодовое наименование — Система «А». Для ее испытания был создан огромный, в 80 тысяч квадратных километров, специальный полигон Сары-Шаган в степях Казахстана. В 1957 году десятки объектов на новом полигоне строили 150 тысяч солдат.

Для успешного создания противоракетной Системы «А» необходимо было решить массу сложнейших технических задач: разработать собственно противоракету, способную быстро маневрировать, создать для нее надежные системы связи, управления и обнаружения вражеских баллистических ракет.


Баллистическая ракета Р-12. Фото: kollektsiya.ru

Сама противоракета разрабатывалась конструкторским бюро Петра Грушина в подмосковном городе Химки. До этого именно Грушин создал первые ракеты, способные сбивать высотные самолеты.

Но в связи с высокими скоростями ракет, куда более высокими, чем у самых быстрых самолетов, управление противоракетой должен был полностью осуществлять компьютер, а не человек-оператор. Для середины прошлого века это была сложнейшая задача. Новая экспериментальная противоракета, оснащенная компьютером, получила имя В-1000.

Для противоракеты создавались две боеголовки. Одна «специальная» — с атомным зарядом, чтобы поражать вражеские ракеты в стратосфере на большом расстоянии ядерным взрывом. Неядерная боеголовка была осколочной, состоявшей из 16 тысяч шариков с ядром из твердого, почти как алмаз, карбида вольфрама.

К лету 1957 года Система «А» научилась «видеть» летящие баллистические ракеты, через год расстояние обнаружения увеличили до 1000 километров. Теперь предстояло научиться сбивать ракету на высоте за облаками. При этом противоракета должна была поражать именно боеголовку, отличая ее от отделяющихся ступеней корпуса ракеты.

Первые пробные запуски противоракет для перехвата баллистических ракет в 1960 году закончились серией неудач. Основной проблемой было взаимодействие наземных радиолокационных станций с компьютером противоракеты.

Однако к весне 1961 года эти сложнейшие технические проблемы удалось решить. 4 марта 1961 года состоялся первый в истории человечества удачный перехват баллистической боеголовки управляемой ракетой.

Баллистическая ракета Р-12, которой предстояло стать целью, была запущена с полигона Капустин-Яр в Астраханской области. Радиолокационная станция Системы «А» обнаружила запущенную ракету на расстоянии 1500 километров, автоматикой была вычислена ее траектория, и осуществлен пуск противоракеты.

Пролетев к цели 60 километров, противоракета В-1000 на высоте 25 километров взорвалась примерно в 30 метрах от летящей боеголовки. Чтобы понять сложность задачи, достаточно указать, что боеголовка летела со скоростью свыше 2500 км/ч. В результате поражения шрапнелью из карбида вольфрама боеголовка ракеты Р-12 с весовым эквивалентом ядерного заряда разрушилась и частично сгорела в полете.

Задача по перехвату баллистической ракеты была успешно решена. Если раньше территория нашей страны была абсолютно беззащитна против ракет с ядерными боеголовками, то отныне ситуация стала меняться, страна получила свой «ракетный щит». 4 марта 1961 года можно по праву считать не только большой победой, но и днем рождения войск противоракетной обороны.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    7 марта 2016 07:27
    Системы «А»
    еще один из проектов, которые курировал Берия. Много чего можно сказать, про этого человека, но то что это один из самых эффективных менеджеров СССР, наверное мало кто оспорит.
    1. +5
      7 марта 2016 08:08
      Нет, самым эффективным менеджером у нас навсегда останется Сердюков. smile
      1. +14
        7 марта 2016 09:38
        Это да, все зависит от того, что считать критерием "эффективности" и эффективности. Хотя как утверждает народная мудрость "ломать - не строить". И поэтому Берия Л.П. был все-таки более эффективным менджером - он строил и построил очень многое, как бы кто к нему не относился. А "маршал Табуреткин" в основном прославился на ниве развала армии. К счастью его вовремя "ушли". Жаль что его "заслуги" не были оценены по достоинству - ему бы лобзиком тайгу валить или снег пехотной лопаткой зимой в Сибири убирать. Пока снег не кончится.
        О противоракетной системе А прочитал в этой статье: http://warfiles.ru/show-110917-martovskiy-triumf-v-1000.html.
        А вот фото генерал-лейтенанта-инженера Григория Кисунько - руководителя специализировавшегося на противоракетной обороне СКБ-30, выделившегося из тогдашнего КБ-1, которое сегодня называется НПО «Алмаз».
        1. +5
          7 марта 2016 11:12
          Цитата: Александр72
          Берия Л.П. был все-таки более эффективным менджером - он строил и построил очень многое, как бы кто к нему не относился.

          Полностью согласен!
      2. +1
        7 марта 2016 10:49
        Цитата: Николай К
        Нет, самым эффективным менеджером у нас навсегда останется Сердюков.

        Ну только если в кавычках
    2. +7
      7 марта 2016 15:53
      Цитата: svp67
      Системы «А»
      еще один из проектов, которые курировал Берия. Много чего можно сказать, про этого человека, но то что это один из самых эффективных менеджеров СССР, наверное мало кто оспорит.

      Удивительно, что до сих пор в отношении Берии как в прочем и Сталина у государства нет официальной позиции. Как вылили на них грязь еще в конце восьмидесятых, так и дальше льют. Первый канал недавно "сляпал" очередной сериал "Тальяночка", где переврали действительность той эпохи до гротеска. Сложилось впечатление, что режиссер Звездаков сюжетную линию переписывал с методички госдепа. Берию выставили не просто злодеем, а в придачу и идиотом - этакий злобный мчудак озабоченный вопросом - как побольше невинных на лесоповал загнать и собственных генералов как класс уничтожить.
      1. -1
        8 марта 2016 20:46
        Помои льют не переставая, вот и думай, что у нас за "наша" власть.
  2. 0
    7 марта 2016 07:31
    Плюс однозначно.Первый блин не получился комом.К сожалению,не смог открыть диск с фильмом "Тайны забытых побед о создании и испытании ПРО в Советском Союзе.В нём много интересного.
    1. 0
      7 марта 2016 08:23
      [media=<iframe%20src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-524993&id=105075
      075&hash=1caec6c1424cd1e1"%20width="607"%20height="360"
      %20frameborder="0"></iframe>] он?
  3. +4
    7 марта 2016 08:48
    Американский Найк-Зевс смог перехватить только с ядерной боеголовкой, пролетая на расстоянии (барабанная дробь) .... 2 километра!!! Главное первые, а неважно как. wassat
    Как с суборбитальными полетами астронавтов...
  4. +2
    7 марта 2016 08:56
    Участвовал в строительстве более поздней системы А-135. Размах строительства, был необыкновенный.
  5. +1
    7 марта 2016 10:12
    Не знал про ракеты В-1000, спасибо автору!
  6. +1
    7 марта 2016 11:07
    Вообще спасибо Вашему Сайту, грамотные материалы найти сегодня в куче хлама очень трудно.
  7. +3
    7 марта 2016 12:49
    Хорошая статья - заслуженный +!
    Но есть маленькая неточность:
    Чтобы понять сложность задачи, достаточно указать, что боеголовка летела со скоростью свыше 2500 км/ч.
    2500м/с должно быть, 2500км/ч это чуть больше 2М, что для ПВО тех времен особо сложной целью не являлось...
  8. 0
    7 марта 2016 13:16
    У автора ошибки. Система наведения ракеты в 1000 радиокомандная. Никакого компьютера на ракете не стояло. Вся вычислительная техника и рлс находились на земле. Почитайте книгу Кисунько : исповедь главного конструктора. Очень живо и интересно.
    1. +1
      7 марта 2016 14:39
      Но в связи с высокими скоростями ракет, куда более высокими, чем у самых быстрых самолетов, управление противоракетой должен был полностью осуществлять компьютер, а не человек-оператор. Для середины прошлого века это была сложнейшая задача. Новая экспериментальная противоракета, оснащенная компьютером, получила имя В-1000.

      У автора статьи нет ни слова о том, что компьютер стоял на борту противоракеты, однако, если читать так же как это сделали вы, можно подумать, что человек-оператор управлял ракетой, сидя в ее кабине. А Кисунько обязательно почитаю, спасибо. hi
  9. +1
    7 марта 2016 19:06
    Цитата: Толстый

    У автора статьи нет ни слова о том, что компьютер стоял на борту противоракеты, однако, если читать так же как это сделали вы, можно подумать, что человек-оператор управлял ракетой, сидя в ее кабине. А Кисунько обязательно почитаю, спасибо. hi


    Автор пишет:"Основной проблемой было взаимодействие наземных радиолокационных станций с компьютером противоракеты" -складывается впечатление, что компьютер установлен непосредственно в ракете.
  10. +4
    7 марта 2016 20:55
    Значит я читать по-русски не умею. Противоракета , оснащённая компьютером , означает, что компьютер находится на её борту. А это не верно. Эвм была введена в контур наведения ракеты. А наводилась ракета с земли и никакой головки самонаведения на ней не было. И даже подрыв бч осуществлялся по команде с земли.
  11. -4
    8 марта 2016 16:00
    Во Вьетнаме ЗУР с трудом сбивали обычные реактивные самолеты 1-2 поколения.
    По одному самолету пускали 3-4 ракеты.
    Ни компов, ни надежных радаров ПВО тогда не существовало.

    Поэтому, я думаю, это было классическое "подстроенное" испытание.
    Мишень летела прямо на место пуска противо-ракеты, причем время пуска и время
    перехвата были вычислены заранее.

    Припомните, как сбивали Пауэрса в 1962 году. А ведь его самолет был в разы-разы
    более простой мишенью, чем БР.
    1. 0
      8 марта 2016 18:21
      Профиль полета имитатора цели там однозначно был..
      Но банально все "подстроить" - это весьма далеко от всякой возможной реальности.
      Начнем с того что на самой ракете куча аналоговых вычислителей в контурах обратных связей и профилировке полета. Сама ракета включена в общий контур управления с земли. В то время там тоже могли стоять только аналоговые вычислители и подобные штучки..

      А вот сделать вероятностный анализ профилей управления и в соответствии с ним сделать настройку всех этих вычислителей - вот тут "я снимаю шляпу"...
    2. 0
      8 марта 2016 19:02
      вояка ух, пауэрса лягнули первой же ракетой, КОТОРАЯ МОГЛА ДОСТАТЬ - страна то большая. впрочем, как и над кубой - первой же ракетой зарядили.
      а то, что ИСПЫТАНИЕ сбития мбр было "подстроено" - ракета летела по заданной траектории - так по другому ракету и не собьёшь - она должна зайти в радиус поражения.
    3. Комментарий был удален.
    4. -1
      8 марта 2016 20:53
      Все пыхтим?
      1. 0
        10 марта 2016 09:40
        Пыхтим, значит.
  12. 0
    8 марта 2016 19:02
    Цитата: voyaka uh
    Во Вьетнаме ЗУР с трудом сбивали обычные реактивные самолеты 1-2 поколения.
    По одному самолету пускали 3-4 ракеты.
    Ни компов, ни надежных радаров ПВО тогда не существовало.

    Поэтому, я думаю, это было классическое "подстроенное" испытание.
    Мишень летела прямо на место пуска противо-ракеты, причем время пуска и время
    перехвата были вычислены заранее.

    Припомните, как сбивали Пауэрса в 1962 году. А ведь его самолет был в разы-разы
    более простой мишенью, чем БР.


    Сложно сказать, ракета-то другая. Хотя, могу согласиться с тем, что на том уровне задача действительно была на грани решаемости. Даже подстроить тогда такое, имхо, было проблемой...
  13. 0
    8 марта 2016 22:06
    Цитата: voyaka uh

    ....
    Поэтому, я думаю, это было классическое "подстроенное" испытание.
    Мишень летела прямо на место пуска противо-ракеты, причем время пуска и время
    перехвата были вычислены заранее....



    Чем, впрочем, спустя 50 лет и занимаются ваши братья yankee при испытаниях своей возможной ПРО Не далеко ушли, однако.
    1. -1
      9 марта 2016 18:30
      "при испытаниях своей возможной ПРО Не далеко ушли, однако."////

      В том то и дело! Отсюда мои сомнения.
      В СССР на боевое дежурство были поставлены только ракеты ПРО
      с ядерной боеголовкой - подрыв в воздухе на небольшой высоте.
      И только вокруг Москвы.

      Сейчас в России только существующая система С-400 справляется с перехватом БРСД,
      и разрабатываемая С-500 - аналог Иджис.
      А в Америке - Пэтриот (на конечном участке спуска) и Иджис (в космосе).
      При том, что радары сегодня на порядки
      точнее тех - из 60 годов, а компы в миллион раз быстрее.

      Поэтому я предполагаю, что с испытаниями 60-х годов что-то подделали,
      хотя, конечно, В-1000 была огромным прыжком вперед и развила ракетное ПВО
      немерянно.
      1. -1
        9 марта 2016 19:45
        В Бауманке нам читал лекции по математике профессор Савельев...
        Он в среднем возрасте принимал участие в разработке ракет и нам рассказывал о том времени..

        ..Подходит как-то ко мне специалист-электронщик по разработке системы управления и просит помочь разобраться с математикой одной их проблемы.. Мы посмотрели...проанализировали - там работы серьезному институту на два года... Специалист покачал головой - А мне надо побыстрее, скажем за пол-часа.. Потом он ушел, что-то "на пальцах" считал и через пол-дня притаскивает (!) нечто что выглядит как нормальное решение данной проблемы...

        И было видно, что профессор-математик чувствовал уважение когда нам это рассказывал...

        Так что надо учиться "считать на пальцах" - это реально самое крутое..
  14. 0
    9 марта 2016 05:27
    Первые исследования проблем противоракетной обороны были начаты в декабре 1953 года, вскоре для этих целей было создано специальное конструкторское бюро СКБ-30.
    Цитата: svp67
    Системы «А»
    еще один из проектов, которые курировал Берия. Много чего можно сказать, про этого человека, но то что это один из самых эффективных менеджеров СССР, наверное мало кто оспорит.

    26 июня 1953 года Л. П. Берия был арестован по обвинению в шпионаже и заговоре с целью захвата власти.
    23 декабря 1953 года в 19 часов 50 минут расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР. Тело было кремировано в печи 1-го Московского крематория (на Донском кладбище).

    Чего то я не понял, кто кого курировал, и причем здесь Берия. А насчет "эффективности" этого "менеджера", историки до сих пор не могут разобраться и еще долго будут разбираться. Сколько он народа положил на этих проектах, которые действительно курировал, сотни тысяч, миллионы?
  15. 0
    22 марта 2016 18:19
    хорошо, но мало... :))