"Чёрт" Павел

Эта история настолько потрясающая, что иногда похожа на вымысел. Но я услышала её от внучки человека, о котором пойдёт речь. И пересняла фотографию. Она неважного качества, но и время было давнее.

Сразу прошу прощения, если допущу в тексте технические ошибки: я не сильна в паровозах. В этом материале меня волнует судьба человека, его воля, характер и удивительная тяга к добру.

Забегая вперёд, скажу ещё одна: герой публикации — ветеран Великой Отечественной войны, он погиб под Сталинградом. Но время, отданное фронту, отмечено ещё тремя ранениями и лечением в госпиталях. Поэтому вышло так, что наград этот ветеран не имел.


Но вернёмся назад, в давным-давно...

В 1868 году на железнодорожной линии Москва – Воронеж построили станцию, которую назвали, как и соседнее крупное тогда ещё село, - Грязи. Вскоре отсюда потянулись рельсы в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой…

Днём и ночью пели песню колёса. Возили по железным дорогам тяжёлые грузы, решая важные промышленные задачи. Без устали смотрели вдаль машинисты, в поту и копоти трудились кочегары. Каждый делал своё дело и не страшился испытаний. А они выпадали часто, и какие!..

Кочегар Павел Фёдорович Бурманов родился и вырос в Грязях. Родители всю жизнь трудились на земле. А Павлик с детства хотел стать художником-резчиком. Откуда взялась эта тяга?..

Инструмент у него был один – большой старый нож, переделанный отцом из косы. Но помогали мальчику фантазия, смекалка и терпение. И оттого дом Бурмановых был не похож на другие. С улицы посмотришь – ничем не примечателен, а внутри – совсем иное дело. Мебель украшена узорами, на брёвнах стен поселились невиданные звери и птицы. Быть может, Паша действительно стал бы художником, но случилось несчастье: родители заболели тифом. У мальчика была коса, и у смерти – коса. Только у Паши она косила древесную нить, а у смерти – жизни...

Чтобы прокормиться, юноша стал работать кочегаром на паровозе. Труд тяжёлый: почти весь путь нужно стоять у топки. Жара, угольная пыль, тяжёлый воздух. Кочегаров в то время называли чертями. В их лица на всю жизнь въедалась копоть, и оттого они становились землисто-серыми.

«Чёрт» Павел работал на паровозе Эр 773-50, который возил грузы в Елец и обратно. В дорогу кочегар всегда брал небольшой деревянный сундучок. А в нём лежал и тот самый нож, переделанный из косы, и одиннадцать вырезанных из дерева картин. Их Павел создал в далёкое время, когда родители были живы и он думал, что станет художником.

Тиф, одно время затихнувший, снова наточил свою косу и отправился в Грязи. Врачи боролись с ним, как могли, но люди умирали. Все ждали приезда доктора из Ельца – говорили, что он специалист по этой болезни и умеет её побеждать. Только доктор всё не ехал… И тогда машинист паровоза, на котором работал Павел, вызвался доставить в Грязи этого врача. Ведь паровоз возил грузы до Ельца и обратно.

Осенним утром Эр 773-50 прибыл в Елец. Павел отправился искать доктора – машинисту не разрешалось отлучаться от паровоза. Елец Бурманов знал хорошо, но попробуй найти кого-либо без точного адреса… Помогли прохожие: врач был известен в своём городе. Павел отыскал нужный дом, постучался. Дверь открыл человек, тяжело опирающийся на костыли.

– Вы ко мне?
– Вы доктор? Я из Грязей, там тиф. Помогите! Врачи нашей больницы говорят, что вы обещали приехать, очень ждут.
– Голубчик, я давно бы уже приехал, – сказал врач, – но сломал ногу и не мог добраться до Грязей.
– Мы на паровозе! – воскликнул Павел. – Прошу вас, едем с нами!

Через час доктор уже находился рядом с машинистом. Они тронулись в путь…

Дорога от Ельца до Грязей не очень длинная. Но тогда, на втором десятке двадцатого века, паровозы ходили медленнее современных. А угля требовалось много. И надо же такому случиться! Павел понял, что угля в топке не хватит, чтобы добраться до Грязей. И взять его негде. Остановится машина – не приедет туда врач, не вылечит людей…

Павел скинул с себя телогрейку и бросил в огонь. Всё равно рядом с печуркой всегда нестерпимо жарко. Правда, у него была только одна телогрейка, а впереди зима…

Сразу стало понятно, что и этого топлива не хватит. Ведь одежда горит гораздо быстрее, чем уголь. Павел в отчаянии огляделся вокруг. И вспомнил: в вагоне машиниста стоит сундучок. Тот самый, в котором одиннадцать картин и нож, переделанный из косы…

Быстро, чтобы не успел погаснуть огонь, побежал кочегар к машинисту. Схватил сундук, принёс в топку. Открыл его… На своего создателя смотрели гордые олени, величавые лоси, добродушные медведи. Наверное, они обрадовались тому, что после долгой темноты наконец-то увидели свет. В последний раз смотрел на них художник. Рука его на мгновение замерла, ведь картины были единственной ниточкой, связывающей его с мечтой далёкого детства. Но в Грязи нужно было обязательно доставить доктора, чтобы спасти жизнь многих людей…

***

Уже давно нет на свете Павла Фёдоровича Бурманова. Он погиб в Великую Отечественную, защищая Сталинград. Ушёл из жизни и его единственный сын, тоже Павел.

"Чёрт" Павел


А в городе Грязи, на автовокзале, стоит паровоз Эр 773-50 – точно на таком когда-то приехал из Ельца доктор. Паровоз этот – памятник всем железнодорожникам. Но для Антонины Павловны Бурмановой, внучки кочерага, этот паровоз – семейная реликвия. Когда она проходит мимо, вспоминает деда.

А на фотографии Павел — второй слева. Сделана она в Мичуринске, где он некоторое время работал.

"Чёрт" Павел
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 78
  1. Riv 11 марта 2016 06:02
    Душещипательно. Но к сожалению паровоз на паре килограммов дров проедет от силы метров двадцать, так что зря он картины-то сжег. А скорее всего это просто выдумка.
    Riv
    1. V.ic 11 марта 2016 06:48
      Цитата: Riv
      паровоз на паре килограммов дров проедет от силы метров двадцать, так что зря он картины-то сжег

      Паровоз не ж/д состав. Что там в первом законе Ньютона оговорено? Если на тело не действует сила, то оно находится в состоянии покоя / либо в состоянии равномерного прямолинейного движения. Ещё: иногда профиль пути позволяет двигаться под горку с некоторым ускорением. Одним словом = не стоит разрушать красивую легенду.
      1. Riv 11 марта 2016 07:46
        Ну про меня тут уже говорили, что я отравлен высшим техническим образованием.

        Проблема паровоза в том, что у него очень мал КПД. Он не виноват, это особенность паровой машины. И топливо ему требуется жечь постоянно, едет он под горку, или даже стоит. Меньше, конечно, но требуется. Первый закон Ньютона тут ни при чем. Если в топку угля, или дров не закинуть, то котел остынет и нипакататься. Зато есть и достоинство: топливо годится любое. Хоть хомячки, лишь бы горели. Кончился уголь, вылез, срубил пару елок, поехал дальше. Если уж легенду разрушать до конца (технофашизм рулит!), то за время стоянки, пока доктору ногу доламывали, паровоз угля спалил наверное не меньше, чем пока ехал.

        "Как закалялась сталь" читали? Как они там героически узкоколейку тянули... Она и нужна была, чтобы лес валить. Вот только почему они там не додумались поставить на рельсы пару теплушек и платформу с пулеметом? Не закалка стали получилась бы, а сплошной курорт с трехразовым горячим питанием. И бандиты на километр не подошли бы. Но... у нас не искали легких путей.
        Riv
        1. Комментарий был удален.
      2. амурец 11 марта 2016 08:38
        Цитата: V.ic
        Цитата: Riv
        паровоз на паре килограммов дров проедет от силы метров двадцать, так что зря он картины-то сжег

        Паровоз не ж/д состав. Что там в первом законе Ньютона оговорено? Если на тело не действует сила, то оно находится в состоянии покоя / либо в состоянии равномерного прямолинейного движения. Ещё: иногда профиль пути позволяет двигаться под горку с некоторым ускорением. Одним словом = не стоит разрушать красивую легенду.

        Согласен полностью.Статье плюс.Если это легенда,то красивая легенда.Если правда то честь и хвала таким людям.Если есть давление в котле,то не 20-ть метров,а поболее проедет.Были случаи,что тендер под метлу выметали,жгли телогрейки и масла,что стояли в бидонах для смазки паровоза и тендера.Кочегар паровоз не топит,топит помощник машиниста.Кочегар отвечает за тендер.
        1. Riv 11 марта 2016 10:15
          Я же говорю: у нас не ищут легких путей... Уголь? Не запасли. Давайте в топку отрабоку, фуфайки, остановимся дров напилить...

          А знаете, зачем белогвардейцы Камо в паровозную топку засунули? Он угля мало запас, на перегон не хватило. С тех пор на ихнем белогвардейском паровозе уголь никогда не кончался невовремя.
          Riv
          1. амурец 11 марта 2016 10:47
            Цитата: Riv
            А знаете, зачем белогвардейцы Камо в паровозную топку засунули? Он угля мало запас, на перегон не хватило. С тех пор на ихнем белогвардейском паровозе уголь никогда не кончался невовремя.

            Ну во-первых не Камо,а Лазо.Это Ссылка на гибель Камо.
            http://www.great-country.ru/content/lib/geroi_grazhdanskoj/kamo.php
            Ну а во-вторых причины разные были:то уголь низкокачественный,то на светофоре или семафоре долго продержат.Бывало и так что на промежуточных складах топлива не было.Я паровозы застал только на базах запаса.В эксплуатацию, иногда запускали нефтянку,маневровый паровоз с отоплением на мазуте,для работы на пожароопасных объектах,когда отправляли маневровые тепловозы в ремонт или стажировались молодые машинисты паровозов,для резервных колонн МПС,на случай войны.На тепловозах и электровозах отработал ремонтником 12 лет.
            1. Aleksander 11 марта 2016 11:33
              Цитата: амурец
              Я паровозы застал только на базах запаса

              Помню, что еще в конце 60-х ездили пассажирские составы с настоящими паровозами на линии Вязьма-Калуга.
              1. амурец 11 марта 2016 12:16
                Цитата: Aleksander
                Помню, что еще в конце 60-х ездили пассажирские составы с настоящими паровозами на линии Вязьма-Калуга.

                На ЗабЖД, на ветке Белогорск-Благовещенск П-36 ходили до1976 года.Нефтянку запускали в начале 1980-х годов.
            2. Riv 11 марта 2016 12:32
              Точно, Лазо! Поправили. Но причина была та самая, гарантирую. :)
              Riv
              1. V.ic 11 марта 2016 14:03
                Цитата: Riv
                Точно, Лазо!

                А Сибирцева и Луцкого тоже за уголёк? Я думал за убеждения и практическую борьбу за власть Советов...
            3. ydjin 11 марта 2016 16:03
              У нас в Южно-Сахалинске вплоть до 90-х годов в районе северного виадука стояло огромное количество трофейных японских паравозов. Как говорили мобрезерв на случай войны. Угля и дров в то время на Сахалине было с избытком! Но потом новый НЭП и капитализм, всё ушло на металлолом! То что СССР берёг на оборону, ушлые новорусские дельцы пустили на личный карман! Да что тут говорить, бумзаводы, РМЗ, всяческие базы, шахты поиватизировали после исскуственного банкротства и резали на металлосжачу!
              1. амурец 12 марта 2016 00:39
                Цитата: ydjin
                У нас в Южно-Сахалинске вплоть до 90-х годов в районе северного виадука стояло огромное количество трофейных японских паравозов. Как говорили мобрезерв на случай войны.

                Приказ об утилизации устарешей и трофейной техники вышел кажется в 1970 году.В 1972 году в утиль сдавались такие агрегаты,закачаешься.Зарядовые и осветительные станции,дюймовый инструмент,да много ещё чего.По советским законам,пустить всё это в продажу,в частные руки,было невозможно.Средства производства.А уничтожить,не хватало средств и рабочих рук.Вот и получилось,что весь этот хлам стоял как запас.По советским нормам,при сдаче в металлолом на все детали ,особенно номерные,должны были быть оформлены акты на списание.Когда однажды принесли акты на списание и приказ о премировании по сдаче металлолома,я не удержался и спросил:"А при чём здесь секретарь-машинист?"Так мне показали такую пачку документов которые она отпечатала,что по весу было 100/1 или на тонну металлолома десять килограмм всевозможных актов на списание,утилизацию, и прочей писанины.Вот и стоял весь этот хлам как запас.Больше положенного сдашь,план увеличат,меньше положенного,накажут.
          2. Profan 12 марта 2016 04:29
            Только не Камо, а Лазо, это совершенно разные люди. Повнимательнеенадо быть, если такие суждения высказываете.
    2. Свелес 11 марта 2016 07:07
      и зачем такие слезоточивые статейки на топво с утра? это как то связано с обороноспособностью страны?
      1. EvgNik 11 марта 2016 09:19
        Цитата: Свелес
        и зачем такие слезоточивые статейки на топво с утра? это как то связано с обороноспособностью страны?

        Крепите, крепите обороноспособность. С утра до вечера. И не плачьте (умоляю) по полученным минусам.
        1. Свелес 11 марта 2016 09:46
          Цитата: EvgNik
          репите, крепите обороноспособность. С утра до вечера. И не плачьте (умоляю) по полученным минусам.


          да я не плачу это вы плачьте ,держите сам минус...
    3. 73bor 11 марта 2016 11:55
      Паровоз Эр работал на угле ,были модификации на мазуте, а вот паровоз на последней фотографии мог топиться и дровами там котёл совершенно другой конструкции! Легенды возникают когда опускают якобы не важные детали! Как железнодорожник скажу ,что у паровоза скорее кончится вода чем топливо(уголь),с дровами сложнее горят быстро ,а так вполне реально -кончились дрова, бригада кидала в топку всё что может гореть (могли просто нарубить дров) заодно и картины спалил но в качестве сухого розжига!
      1. амурец 11 марта 2016 12:28
        Цитата: 73bor
        Паровоз Эр работал на угле

        На Дальнем Востоке в основном использовались бурые угли Райчихинского месторождения.А они горели как дрова.А с водой вы правы.На американских паровозах серии ЕА и Ем приходилось часто добавлять воду.Дальневосточные дороги первыми получили американские паровозы, поставленные по Ленд-Лизу и последние,в 1973 году перешли на тепловозную и электровозную тягу.
        1. 73bor 11 марта 2016 17:50
          На тепловозную тягу перешли в 1956 году по всей сети дорог! Но в местах с малоинтенсивным движением ходили долго!
    4. pesny2006 11 марта 2016 13:13
      НО хорошая выдумка. Наша, русская. О добре
  2. Pvi1206 11 марта 2016 07:22
    Статья посвящена силе духа русского народа, благодаря которой есть ещё такая страна, Россия, на планете Земля.
    Но большинство комментаторов - материалисты, им это трудно воспринять...
    1. Riv 11 марта 2016 07:47
      "Как закалялась сталь" читали? Как они там героически узкоколейку тянули... Она и нужна была, чтобы лес валить. Вот только почему они там не додумались поставить на рельсы пару теплушек и платформу с пулеметом? Не закалка стали получилась бы, а сплошной курорт с трехразовым горячим питанием. И бандиты на километр не подошли бы. Но... у нас не искали легких путей.
      Сила духа же!
      Riv
  3. parusnik 11 марта 2016 07:33
    Спасибо,Софья..за Ваши статьи..Они необходимы в наше время..
  4. Reptiloid 11 марта 2016 07:55
    Спасибо,Софья. Статья эта,как и другие Ваши статьи,---патриотическая.Некоторые Ваши сюжеты я племяннику рассказывал.Знаю,что родители потом ему стали что-то из Военного Архива читать.А потом он кое что просит из Арсенала.Хотя мелкий. Наш человек!
  5. sevtrash 11 марта 2016 09:16
    Нечто вроде сказки. Машинист и кочегар "позабыли" загрузить необходимое количество топлива? Отсутствие какого-нибудь контроля за этим на станции? Как бы нормальна остановка состава в поле, блокировка путей стоящим составом, организация подвоза/перегрузки топлива к локомотиву? Автор хочет сказать, что такая степень безответственности от нескольких человек сразу и всей системы железнодорожного транспорта возможна?
    Степень необходимости доктора тоже, скорее, преувеличена. Не говоря о возможности его работы с переломом ноги. По Вики тиф возникает в неблагоприятных санитарных условиях, завшивленности, и т.д. А основное лечение -антибиотики, которых тогда, вроде как и не было.
    Ну и роль картин в качестве топлива - по меньшей мере сомнительна. "Небольшой деревянный сундучок", стоявший в "вагоне машиниста" (что за вагон машиниста при паровозе?), в нем 11 картин (может фигурок? Их ножом вырезать проще, в отличии от картины).
    Вывод - можно было и покачественнее придумать.
    1. EvgNik 11 марта 2016 09:27
      Цитата: sevtrash
      Вывод - можно было и покачественнее придумать.

      Ни фига то вы не поняли. Искать в легенде или легендированной были какое то рациональное зерно, да вы лучше сказку "Колобок" рационально разберите на составляющие. Это ведь тоже можно сделать? Чисто американизированное мышление.
      А Софье - огромное спасибо за статью.
      1. Aleks тв 11 марта 2016 09:53
        Цитата: EvgNik
        Искать в легенде или легендированной были какое то рациональное зерно, да вы лучше

        Евгений,
        good yes
        1. EvgNik 11 марта 2016 17:06
          Алексей, спасибо, обидно понимаешь, когда молодь наших женщин обижает. hi
      2. sevtrash 11 марта 2016 10:25
        Цитата: EvgNik
        Ни фига то вы не поняли. Искать в легенде или легендированной были какое то рациональное зерно, да вы лучше сказку "Колобок" рационально разберите на составляющие. Это ведь тоже можно сделать? Чисто американизированное мышление.

        Сказки обычно для детей пишут. Детство заканчивается, сказки тоже. Видимо, не для всех. Может для любителей сказок и легенд отдельную тему на сайте сделать? Типа "Сказки для взрослых"? Или "Лапша на уши"? Некоторым нравится. Даже спасибо говорят. wassat
        1. EvgNik 11 марта 2016 16:07
          Детство заканчивается не тогда, когда перестаёшь читать сказки, а когда становишься покойником. А для любого возраста сказка - потребность. Вырос - пошли дети, потом внуки, правнуки. Так что сказка проходит с человеком всю жизнь. А те кто по этой статье минусуют - просто недоросли. Не нравится статья - пройди мимо не позорься, лапша то у вас на ушах висит. Западная.
          1. sevtrash 11 марта 2016 20:39
            Цитата: EvgNik
            Детство заканчивается не тогда, когда перестаёшь читать сказки, а когда становишься покойником. А для любого возраста сказка - потребность. Вырос - пошли дети, потом внуки, правнуки. Так что сказка проходит с человеком всю жизнь. А те кто по этой статье минусуют - просто недоросли. Не нравится статья - пройди мимо не позорься, лапша то у вас на ушах висит. Западная.

            А чего Вас так колотит от чужого мнения? Нравится вам "колобок" читать, читайте на здоровье. Или про "Курочку рябу". Для чего на сайте статьи и комментарии? Для того, чтобы посюсюкать? "Ах, какая чудненькая статья! Просто мусик-пусик. На тебе плюсик!"
            А сказочников по жизни хватает. То одни, то другие сказки рассказывают, лапшу вешают. И здесь сказочка - для кого? Что, получаете удовольствие, когда Вас, наверное взрослого человека, считают детсадовцем и впаривают непонятно что? Ну если нравится - другое дело. Мне - нет и я высказал свое мнение. А Ваши запреты - кому другому запрещайте.
    2. 73bor 11 марта 2016 18:02
      Выше читайте коменты ,про болезни не скажу не знаю но про снабжение локомотива топливом-тогда это не теперь и между паровозом Эр и паровозом на нижнем фото нет ничего общего!
  6. Идиот 11 марта 2016 09:36
    Ему надо проанализировать "Волшебника из страны Оз" или "Джека, победителя великанов". Потрясающе правдивые и фактообразующие сказания. Ложь отсутствует по определению.
  7. Aleks тв 11 марта 2016 09:48
    Спасибо, Софья.)))
    love

    А тем кто "не понял" рассказа-Легенды, можно пояснить следующее:
    Значит до вас, в свое время, паровоз с врачем, ехех...не доехал.
    Жаль.
    1. sevtrash 11 марта 2016 10:39
      Цитата: Aleks тв
      Значит до вас, в свое время, паровоз с врачем, ехех...не доехал.

      Может не нужен был? А к автору доехал? И помог?
      1. Aleks тв 11 марта 2016 11:17
        Цитата: sevtrash
        Может не нужен был? А к автору доехал? И помог?

        Для тех, до кого "паровоз с врачом не доехал", есть волшебный телефон 03.
        Оператору так и сказать:
        - Не понимаю смысл Легенд и Былин.
        Помогут - точно помогут.
        Как-то так...
        request
        1. Aleks тв 11 марта 2016 11:39
          Цитата: Aleks тв
          Как-то так...

          Чуть для улыбки:

          Заблудился как-то крестоносец в своих странствиях, забрел в пустыню.
          День идет, два идет. Коня сожрал, снаряжение и броню бросил, токмо меч из своей крестоностской вредности оставил.
          Видит впереди оазис с озером и...Змей Горыныч трехголовый на берегу сидит.
          Не думая, крестоносец бросился в бой...
          День бьються, два.
          Упали оба полумертвые на берегу.
          Тут мимоходом Илья Муромец проходил - раны им перевязал, напоил и под навес в тенек положил.
          Змей приподнял единственную здоровую голову и спрашивает:
          - слышь, крестоносец, а ты чего хотел то ?
          - я ? Это...Воды попить.
          - ну дак и пил бы...


          ......
          Только не спрашивайте что в пустыне Илья делал...)))
          wink
  8. loha 11 марта 2016 09:52
    первый паровоз серии эр был выпущен в 1934 году на Муромском паровозоремонтном заводе
    а на фото скорей всего послевоенный эр сделаный на заводе Моваг в Румынии по репотриации их там для ссср до 56 года производили. А история конечно очень хорошая, побольше таких бы, потому что если у какого нибудь памятника есть история то у него и душа Появляется.
    1. Riv 11 марта 2016 10:17
      Это чешского производства паровоз памятником поставили. Завод Шкоды.
      Riv
  9. tolancop 11 марта 2016 10:40
    Легенда красивая, но ВРЕДНАЯ. А вредна она своей неправдоподобностью которая торчит напоказ. Любому человеку, хотя бы пару раз топившему простую печку, очевидно, что телогрейкой и парой деревяшек паровоз не протопишь, хмыкнут они за пару минут и все. А маленькая ЛОЖЬ рождает БОЛЬШОЕ недоверие...
    1. Aleksander 11 марта 2016 11:38
      Цитата: tolancop
      А маленькая ЛОЖЬ рождает БОЛЬШОЕ недоверие...


      К НАСТОЯЩИМ подвигам.
    2. sevtrash 11 марта 2016 21:07
      Цитата: tolancop
      А маленькая ЛОЖЬ рождает БОЛЬШОЕ недоверие...

      К автору в том числе
  10. RPG_ 11 марта 2016 10:47
    История трогательная, но сразу заметно что выдумана.
  11. казак волгский 11 марта 2016 11:01
    Спасибо за Статью Софья!!!! Пронзительно - пусть и легенда..........но в ней Душа есть!
  12. домохозяйка 11 марта 2016 12:54
    Народное творчество судить нельзя, а надо зреть в корень - это так выражена память о хорошем человеке, и сочинили всё это люди, не имеющие никакого отношения к паровозам, может, соседи, может, приятели. А вы - КПД, КПД...
  13. стас57 11 марта 2016 13:13
    рассказ для детей, не более.
    спорить о значительности или тех стороне глупо
  14. miv110 11 марта 2016 14:12
    Цитата: loha
    первый паровоз серии эр был выпущен в 1934 году на Муромском паровозоремонтном заводе
    а на фото скорей всего послевоенный эр сделаный на заводе Моваг в Румынии по репотриации их там для ссср до 56 года производили. А история конечно очень хорошая, побольше таких бы, потому что если у какого нибудь памятника есть история то у него и душа Появляется.

    Не по репатриации (возвращение на родину эмигрантов), а по репарации!
    1. loha 13 марта 2016 19:39
      Спасибо за замечание, учту.
  15. Тартарий 11 марта 2016 15:45
    Человек погибший в Сталинграде не может быть ветераном...))
    Я учился на машиниста электровоза и заодно паровоза в техшколе после техникума и службы в СА, в 1988-й году...
    Скажу так - только безграмотный машинист без смеха станет смотреть как помоха и кочегар швыряют в топку одежду и всякие щепочки... - это курам на смех... Если только не для растопки, хотя на паровозе было море ветоши (концов)...
    Представьте себе машиниста паровоза как супер специалиста не только в своей отрасли, в сравнении по уровню знаний..., когда у него в ответственности больше ста точек замеров допусков и зазоров на всём паровозе, которые большинство размещены кроме спец.щупов на хитром молотке машиниста, плюс тяма по управлению не простыми механизмами и понятие вождения поезда с вагонами, соединёнными по сути ниточками-автосцепками (а когда сцепки были вовсе не авто?)...
    Молодыми машинисты паровозов редко становились (я в СССР обкатался в 25-ть), так что тут машинист стопудово в зрелом возрасте, да в те времена представьте, каким матёрым во всех смыслах монстром был тот машинист...
    Так что описанный случай - байка, которая говорит мне лично не о геройстве, а об отчаянии локомотивной бригады, которая по удивительным причинам не оснастила локомотив положенными по должностной инструкции средствами.
    В те времена расценили-бы как диверсию на ЖД - расстрел машинисту, остальных на нары, а если бы повезло и ущерб не значительный, то как халатность - минимум понижение каждого в бригаде в должности, а максимум - срок.
    1. Татьяна 11 марта 2016 20:47
      Тартарий
      описанный случай - байка, которая говорит мне лично не о геройстве, а об отчаянии локомотивной бригады, которая по удивительным причинам не оснастила локомотив положенными по должностной инструкции средствами.
      В те времена расценили-бы как диверсию на ЖД - расстрел машинисту, остальных на нары, а если бы повезло и ущерб не значительный, то как халатность - минимум понижение каждого в бригаде в должности, а максимум - срок.

      Вы не учитываете одного, что в Грязях свирепствовала эпидемия тифа!!! (Жаль, что в статье не указан год, когда произошла эта история.)
      Но у меня родственник умер там – в Грязях - от тифа в 1921 году как раз в эпидемию, будучи в там командировке из Воронежа, он работал на ж/д.
      А ведь тиф не разбирает врач ты, или член локомотивной бригады, или член ЧК и т.п. В тифе тогда в Грязях валялись и умирали все БЕЗ профессионального РАЗБОРА! Отсюда и с поездом могли быть не лады, и локомотивная бригада без опыта, и наказывать за это было просто некому. Иными словами, был форс-мажор.
      Так что описанный случай похож на правду.
      1. sevtrash 11 марта 2016 20:58
        Цитата: Татьяна
        В тифе тогда в Грязях валялись и умирали все БЕЗ профессионального РАЗБОРА!

        А что за зверь такой - "профессиональный разбор"?
        Цитата: Татьяна
        и локомотивная бригада без опыта

        С улицы запрыгнули?
        Хотелось бы надеяться, что авторы будут больше уважать своих читателей и делать хотя бы правдоподобные статьи.
        1. Татьяна 12 марта 2016 07:28

          sevtrash
          Цитата: Татьяна
          В тифе тогда в Грязях валялись и умирали все БЕЗ профессионального РАЗБОРА!

          А что за зверь такой - "профессиональный разбор"?
          Ну, я имела в виду, что во время эпидемии тифа в городе в 1921 году может заболеть каждый, вне зависимости от рода своих занятий, т.е. независимо от свой профессии. При этом все функции людей в социуме сбиваются. Например, Вы пришли к должностному лицу, например начальнику склада, или кладовщику, а их нет на месте - умерли и заменить их было неким или же "новенькие" ещё не успели войти в курс дела, потому что по рабочей цепочке болезнью из дела "выбиты" ещё и другие сотрудники. В такой форс-мажорной ситуации может оказаться, что и спросить не с кого, и спрашивать некому.
          Когда Вы заключаете какой-нибудь деловой договор, то там есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах, которые снимают с обеих сторон ответственность за невыполнение данного договора.
          Чего тут не понять? Всё просто.
          1. sevtrash 12 марта 2016 10:09
            То есть, Вы выдумали некое словосочетание "профессиональный разбор", вставили его большими буквами в качестве объяснения что в Грязях все (уже просто все) валяются и умирают и требуют срочного привоза врача со сломанной ногой?
            И еще и дальше
            Цитата: Татьяна
            Когда Вы заключаете какой-нибудь деловой договор, то там есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах, которые снимают с обеих сторон ответственность за невыполнение данного договора.
            Чего тут не понять? Всё просто.

            Да уж, действительно, что тут не понять wassat
  16. Софья 11 марта 2016 18:26
    Уважаемые форумчане, спасибо вам всем!
    Добавлю от себя вот что, пусть поначалу оно будет казаться не к месту. Когда юная пионерка-героиня Надя Богданова (я о ней здесь писала) объявила о том, что осталась жива, её на передачу пригласил сам Смирнов. К ней, пережившей все ужасы, полетели письма. И однажды пришло письмо от врача. Наверное, он был очень хороший врач. Так вот, он написал, что Надя (к тому времени у неё уже было четверо детей) просто не может быть матерью, если всё рассказанное ею - правда. её обливали на морозе ледяной водой, били раскалёнными шомполами, расстреливали. Она сутки лежала в снежной яме, потом была практически слепой. Какая мать? весь врачебный опыт говорил, что женщина, пережившая такое в период детства, физически не сможет иметь детей. Получалось, либо рассказ Нади - выдумка, либо дети - приёмные. И этот врач в письме просил не морочить людям головы. Надя выступила на страницах газеты (не помню, какой именно) и сказала, что, кроме клятвы, доказать ей свою правоту нечем.
    Не буду я обвинять во лжи родственницу Павла. Не стану разрушать их семейную реликвию. Зачем?! разве она учит злу или бросает тень на кого-то из людей? Нет. Может быть, за древностию лет, какие-то детали "уплыли" - не знаю. вполне допускаю, что в этой истории есть и вымысел. Но что картины были - точно, я видела из резную мебель, которую Павел делал до войны. И что он был очень добрым человеком - тоже точно.
    Отдельно - о сказках для детей. Напрасно вы, Стас, о них с таким пренебрежением. Можно подумать, сами родились, согласно штатному расписанию и должностной инструкции и с детства читали только методические пособия.
    И отдельное спасибо Евгению Николаевичу.
    1. sevtrash 11 марта 2016 20:52
      Цитата: Софья
      Когда юная пионерка-героиня Надя Богданова (я о ней здесь писала) объявила о том, что осталась жива, её на передачу пригласил сам Смирнов. К ней, пережившей все ужасы, полетели письма. И однажды пришло письмо от врача. Наверное, он был очень хороший врач. Так вот, он написал, что Надя (к тому времени у неё уже было четверо детей) просто не может быть матерью, если всё рассказанное ею - правда. её обливали на морозе ледяной водой, били раскалёнными шомполами, расстреливали. Она сутки лежала в снежной яме, потом была практически слепой. Какая мать? весь врачебный опыт говорил, что женщина, пережившая такое в период детства, физически не сможет иметь детей. Получалось, либо рассказ Нади - выдумка, либо дети - приёмные. И этот врач в письме просил не морочить людям головы. Надя выступила на страницах газеты (не помню, какой именно) и сказала, что, кроме клятвы, доказать ей свою правоту нечем.


      Сильно сомневаюсь в такой категоричности врача. Медицина, насколько понимаю (как и все разумные люди), наука далеко не всегда точная, диагнозы и прогнозы вероятностные разной степени. Хотя совсем бы не исключил и другой вариант. Учитывая "правдоподобность" Вашего основного рассказа.
      1. Софья 11 марта 2016 23:40
        Точно так же, как Вы сомневаетесь в категоричности врача, он, видимо, сомневался в правдивости Богдановой.
        http://topwar.ru/83597-nadya-bogdanova-eto-vam-ne-barbi.html
        Вот, кстати, тот текст, там есть и фото с передачи Смирнова. Но текст, конечно, мною выдуманный, а фото поддельное)
        1. sevtrash 12 марта 2016 00:07
          Цитата: Софья
          Точно так же, как Вы сомневаетесь в категоричности врача, он, видимо, сомневался в правдивости Богдановой.

          Вообще-то я сомневаюсь в Вашей правдивости, не знаю - вольной или невольной, но уж с фактами, похоже, Вы обращаетесь весьма вольно.
          Поэтому и действия и даже само существование Ваших героев в реальности начинает казаться сомнительным.
    2. стас57 11 марта 2016 23:00
      Отдельно - о сказках для детей. Напрасно вы, Стас, о них с таким пренебрежением. Можно подумать, сами родились, согласно штатному расписанию и должностной инструкции и с детства читали только методические пособия.

      вы мне?
      я десять лет занимаюсь поиском, столько же читаю документы про войну, знаю уже на достаточном уровне, и чем больше знаю, тем больше перестаю уважать журналистику, пишущую про ту войну "на коленке", или как былину о татаромонголах и лыцарях.

      что есть паровоз?
      охрененно сложная машина и управление им- это искусство, это вам кажется, что бросил в топку пару веток и поехал. Ха.
      Это пренебрежение к специальности машиниста, неуважение к тяжкому труду, к трудовому подвигу и профессионализму.
      вы бы не про телогрейку писали, а узнали как он там реально доехал, а заодно посмотрите фильм "коммунист" и подумали, а нафига он там деревья валил...
      поэтому это сказка для детей, и некоторые "дети" расстогались...
  17. Софья 11 марта 2016 18:28
    И вот что ещё нашла об этом памятнике, который на фотографии.


    Каждого прибывающего в город Грязи Липецкой области встречает памятник паровозу-труженику. Он был установлен в 1998 году. Этот черный красавец недаром является важной достопримечательностью города.

    Паровоз «Э» был самым надежным паровозом дореволюционной постройки. За годы выпуска с1912 по 1957 год с конвейера сошло более 11 тысяч единиц. Он стал рекордсменом и по массовости, и по времени, в течение которого паровоз находился в производстве.

    В годы войны он выполнял основной объем перевозок пассажиров и важных грузов по всей стране. Грязи являются важным железнодорожным узлом и значимость работы паровоза-труженика в военное время трудно переоценить. Благодарные жители поместили его на специальный постамент возле вокзала.

    Каждый приезжий старается обязательно сфотографироваться на фоне доблестного паровоза, ведь он является еще и кинозвездой. Он снимался во многих кинолентах, которые рассказывают о событиях того времени. Именно такой паровоз можно увидеть в киноленте «Офицеры», «Место встречи изменить нельзя».

    Но особенность именно грязевского локомотива в том, что на его корпусе выгравирован «Реквием паровозу». Проникновенные строки, который неизвестный автор посвятил героическому паровозу, не оставят равнодушным никого.
    1. EvgNik 11 марта 2016 19:30
      Софья, ещё раз спасибо за статью. Честное слово, мне как читателю со стажем 63 года(читательского) очень понравилась. И извините, что среди нас попадают непорядочные люди. В семье не без урода. Пишите, продолжайте, буду следить за Вашими публикациями. smile love
    2. стас57 11 марта 2016 23:09
      Цитата: Софья
      И вот что ещё нашла об этом памятнике, который на фотографии.


      Паровоз «Э» был самым надежным паровозом дореволюционной постройки. За годы выпуска с1912 по 1957 год с конвейера сошло более 11 тысяч единиц. Он стал рекордсменом и по массовости, и по времени, в течение которого паровоз находился в производстве.


      плохо искали.

      «Чёрт» Павел работал на паровозе Эр 773-50,

      ок

      ГРЯЗИ. ПАМЯТНИК ПАРОВОЗ ЭР-773-50
      Построен Чехословацким заводом ČKD (заводской номер 2839) в 1952 году.
      Был установлен в 1998 году в честь 60-летия города в районе автовокзала.

      http://parovoz.com/history/existing/index.php?ID=592

      э?
      А в городе Грязи, на автовокзале, стоит паровоз Эр 773-50 – тот самый, на котором когда-то приехал из Ельца доктор. Тот самый, в печурке которого почти сто лет назад сгорели картины, вырезанные из дерева Павлом Фёдоровичем.

      это же ваш текст?

      и это ваш?
      Павла Фёдоровича Бурманова. Он погиб в Великую Отечественную, защищая Сталинград.

      ну и расскажите мне как он спалил телогрейку и погиб под сталинградом, на паровозе выпущенном через 10 лет после гибели
      1. Софья 12 марта 2016 00:02
        По поводу паровоза - приезжайте в Грязи и посмотрите все сами. Потому как в инете данных много. Вы нашли одни - я другие. Помнится, все там же я видела, что этот памятник вообще установили в начале 21 века. Далее. Вы, видимо, наткнулись на мою работу в печатном издании - да, там была эта ошибка, и я её давно уже исправила. Потому как изначально ошибка эта была не моя, а корректорская - я её тогда проморгала, потому как писала, находясь на больничном.. Иначе зачем бы я сейчас переделывала текст? Кстати, в одной из прежних моих публикаций Вы, вероятно, видели и крупную фотографию Павла, и извещение о том, что он пропал без вести. Это я, по-видимому, нарисовала?
        выше Вы писали о том, что глупо спорить о значительности. И зачем же тогда спорите?
        О сказках и детях - жаль, что Вы не поняли. Вот честно и без сарказма, жаль. А о "коленке", на которой пишут о войне - тот же Шубин так, к примеру, большинство своих стихов написал, даже когда уже с фронта вернулся.
        1. стас57 12 марта 2016 09:30
          Цитата: Софья
          По поводу паровоза - приезжайте в Грязи и посмотрите все сами. Потому как в инете данных много. Вы нашли одни - я другие
          ну приеду, посмотрю номер и?Ваша статья станет правдивей?при этом я и так вижу соответствие необходимым параметрам:
          Производство «послевоенного» паровоза было развернуто в 1946 году на заводах Решица и Малакс (Румыния), Маваг (Венгрия), ЧКД и Шкода (Чехословакия) и Цегельски (Польша). Венгрия и Румыния, как бывшие союзники фашистской Германии, поставляли паровозы в счет репараций. Указанные заводы тоже были ослаблены прошедшей войной, и одними из главных требований к заказываемым паровозам становились предельная простота и однотипность. Поэтому основой проекта послужил Эр Коломенского завода проекта П-28 1943 года. Паровоз комплектовался тендером типа СО17, более ёмким, на тележках с двойным подрессориванием. Изменились передние лестницы, прожектор; все устройства, установленные на котле, собрали в одном удлиненном колпаке. Всего было выпущено 2,7 тыс. Эр послевоенной серии, половина их построена в Венгрии на заводе МАВАГ. Производство продолжалось до 1957 г

          Софья, есть специализированные книги по технике-Раков например, есть сайты, есть такой сайт как трайнпикс или сайт паровоз, где вся техника отслеживается по КРП, по депо, по ТЧ.
          не зависимо от косяка корректуры, это паровоз произведен после войны, и его автор не мог на нем спалить телогрейку ни сто, ни 70 лет назад, и погибнуть потом под Сталинградом. Это ваш промах, ваша недоработка.

          именно поэтому я не люблю современную журналистику- там косячек, там пропуск, там натяжка а в итоге- душещипательная статья.

          Софья, просто уважайте нас, своих читателей.
      2. sevtrash 12 марта 2016 00:16
        Цитата: стас57
        ну и расскажите мне как он спалил телогрейку и погиб под сталинградом, на паровозе выпущенном через 10 лет после гибели

        Да уж, для некоторых "писателей" это не важно, что они подтасовали и придумали факты, для них главное придумать душещипательный рассказик, набросать туда для правдивости "фактов" - и пусть, проглотят. И ведь глотают и спасибо говорят. wassat
  18. Bryanskiy_Volk 12 марта 2016 01:01
    Хорошо, что "ЧЁРТ" был не лётчиком - на горящей телогрейки точно бы не долетели laughing
    Мало что ли реальных героев в нашей стране, зачем фейки полировать?
  19. afdjhbn67 12 марта 2016 02:03
    Цитата: Riv
    зачем белогвардейцы Камо в паровозную топку засунули

    Возможно имели ввиду С.Лазо.. но смысл у вас верный +
  20. Софья 12 марта 2016 07:28
    Эх, мужчины, сколько же у вас сарказма-то. А если бы сюда написала сама внучка Павла ( благо, она женщина пожилая) вы бы её тут растерзали, мне кажется. И доказали бы ей, и весьма убедительно, что Павел ничего не сжигал, да и самого Павла не было вообще - все это выдумки, а фотографию она в своём альбоме чужую хранит. А в Грязях ко Дню Победы около паровоза будут устанавливать на тёплое время года стенд о Павле. Приезжайте и разнесите их всех там, чтобы сказки не сочиняли.
    1. sevtrash 12 марта 2016 11:17
      Цитата: Софья
      Эх, мужчины, сколько же у вас сарказма-то. А если бы сюда написала сама внучка Павла ( благо, она женщина пожилая) вы бы её тут растерзали, мне кажется. И доказали бы ей, и весьма убедительно, что Павел ничего не сжигал, да и самого Павла не было вообще - все это выдумки, а фотографию она в своём альбоме чужую хранит.

      Вот такие "писатели" и делают из чего-то хорошего комедию. Вы это сами хоть понимаете? Неужели трудно поработать хотя бы чуть-чуть, связать факты, не выдумывая их, проверить, ссылки указать.
      1. Софья 12 марта 2016 17:31
        А Вы сами хоть понимаете, что материалы пишут не только по ссылкам в интернете, сидючи дома, но и общаясь с живыми людьми? Я ездила сначала в школу в Грязах (4), где мне впервые рассказали о Павле. Потом нашла номер его внучки, была у неё, записывала и пересняла фото. Я Вам должна указать ссылку на её страницу в социальных сетях? Так её нет. И поймите Вы, наконец, что этот материал о характере человека, о том, на что он способен в критический момент. Да, решение сжечь картины скоропалительное, необдуманное, но кто знает, как поступил бы он, что сделал? вот, к примеру, когда было совещание о том, чем посмертно наградить Андрея Смыслова, который себя взорвал вместе с "Градом" в Афганистане, сказали: "Высшую награду давать нельзя - можно было и иначе поступить, если вдуматься". А не было у Андрея времени вдумываться. И у Павла не было. И думали ли Вы, каково было бы этой женщине читать комментарии, если бы она умела пользоваться компьютером? Вот мимо этого Вы почему-то с лёгкостью проходите, здесь вроде и нет ничего. Подумаешь - судьба человека. Вот плюнуть в кого-нибудь - это дело другое.
        1. sevtrash 12 марта 2016 19:21
          Цитата: Софья
          Вот мимо этого Вы почему-то с лёгкостью проходите, здесь вроде и нет ничего. Подумаешь - судьба человека. Вот плюнуть в кого-нибудь - это дело другое.

          Никто относительно сути главного героя/его поступка плохого не скажет. Но вот Вашими стараниями этот настоящий или мнимый случай превратился в комедию с естественным недоверием и к Вам и к Вашей истории. А Вы этого не понимаете. Вспомнил, в Вашей статье о панфиловцах тоже были непроверенные факты. Похоже, для Вас это правило - использовать непроверенные/выдуманные факты. И там и здесь Вы негодуете - подумаешь, это не главное. Можно еще раз повторить то, чего Вы или не способны или не хотите понять - своими противоречащими здравому смыслу и реальности придумками/фактами Вы извращаете/нивелируете реальную или выдуманную историю. Возможно хорошая история превращается в малореальное событие вплоть до комедии. Впрочем, похоже это бесполезно. request
          1. Софья 12 марта 2016 20:35
            И какие же не непроверенные факты были в материале о панфиловцах? Найдите в интернете книгу Ивана Александровича Нарциссова "В объективе война", есть она и в библиотеках страны. А не найдёте - я вам сканы перешлю. Все портреты и истории о панфиловцах взяты оттуда, о чем я сразу написала. Он служил вместе с ними. И я писала о том, что, когда читаешь эти строки, понимаешь, что подвиг был, хотя речь идёт не о тех двадцати восьми, а о других людях. В чем вы углядели выдумку и как читали в таком случае текст, раз уже и воспоминания фронтовиков для вас - повод для подозрения?
            1. стас57 12 марта 2016 22:49
              И какие же не непроверенные факты были в материале о панфиловцах?
              я вам там написал, и Тут скажу, вы осознано, теперь я уверен в этом, сработали на скандальчике- на смешении истории 28 и всей героической дивизии.
              Ведь можно было написать что то типа - "я хочу вам поведать не про легендарных 28, а про всю героическую дивизию..", но вы 2 абзаца пересказывали вики.

              Касательно сказнного выше, sevtrash прав.
              вы подошли к вопросу формально, не проработали материал, и когда вас ткнули носом в лажу, а вы начали прикрываться внуками и родней героев , которые типа во всем виноваты- так рассказали.
              нет, виноваты вы.
              виноваты в слабом знании вопроса, и в попытке натяжки паровоза с памятника к вполне возможной истории с машинистом.
              А теперь, как верно заметил sevtrash к вам нет веры, а через вас и к тем людям, чьи истории вы творчески переработали.
              еще раз, плохой работой вы бросили тень на тех людей, и обижаться надо на себя , а не на сарказм.

              пс.
              . А если бы сюда написала сама внучка Павла ( благо, она женщина пожилая) вы бы её тут растерзали,

              Нет, все бы поняли- что женщина ошиблась, что память подвела,ну бывает, не профи, на край ей бы тактично намекнули...
              Но вы не внучка Павла, вы т.н. профессиональный журналист, вы обязаны отвечать за каждое написанное вами слово.
              Так отвечайте!
              1. Софья 13 марта 2016 12:46
                Как же Вы текст о панфиловцах читали, если во втором же абзаце пропустили строки о том, что речь идёт в газетных публикации не о тех 28 бойцах?! И о том, что эти люди - герои, что это штрихи к общему портрету дивизии, и, прочитав о них статьи современника, веришь в бессмертный подвиг, который сейчас чернят. А из Википедии там всего пять строк, а не два абзаца, - как пример того, что утверждают чернители памяти. Как же Вы читали и оставляли комментарии, если смотрели не то, что через строку, а через абзацы?! неудивительно, что Вы нашли смешение фактов.

                А в случае с Павлом - опять же, первый абзац внимательно читали? Я написала о том, что история кажется фантастичной, но я виделась с Антониной, пересняла фото. Сразу попросила извинения за технические ошибки - посмотрите на абзац-то!! И написала, что привожу рассказ внучки затем, чтобы раскрыть силу духа человека. Причём тут прикрывание другим? Поэтому сомневаюсь я, что Вы поняли бы, если бы это написала она. Если Вы читаете с целью "найти и обезвредить" - то Вы, конечно, найдёте и обезвредите. Поэтому я и в Грязи Вас к маю приглашала - стенд посмотреть. А самое лучшее - приехали бы к Антонине и раскопали участок ей, а то она одна живёт, помочь некому картошку посадить.
                1. стас57 15 марта 2016 09:08
                  два абзаца.

                  повторю, то что вы там куда то сьездили и что то пересняли не дает вам права гнать пургу, даже для "раскрытия духа"

                  а, вообще понятно, я не я и вообще красотуля, а все ошибки-это потому что вы мужики такие
                  1. Софья 15 марта 2016 17:18
                    Я тоже повторю: внимательно же Вы читали. Вот цитата из того материала: "Вот выдержка из Википедии: «Бой с данными подробностями не упоминается ни в советских, ни в немецких донесениях... Информация о том, что сведения о бое были получены в госпитале от смертельно раненного участника боя Натарова, сомнительна, поскольку Натаров погиб за два дня до боя, 14 ноября... Не существует такой военной тактики, с помощью которой 28 легковооружённых солдат в условиях равнинной местности могли бы успешно противостоять более чем пятидесяти наступающим танкам при поддержке мотопехоты...» Это всё уместилось в пять строк одного абзаца.
                    Не буду в ответ обзывать Вас и принижать, это как-то низковато. Как прежде, приглашаю на картошку к Антонине Павловне. Но это, конечно, не так почётно, как оставлять комментарии в Интернете. И времени больше отнимает.
  21. Reptiloid 12 марта 2016 09:05
    Да,хорошо разоблачать. А лучше Укро СМИ разоблачать или CNN.Да малоли кого.
    Наверно,действительно,лучше поехать к стенду и людей послушать.9 мая уже скоро.
  22. Гронский 12 марта 2016 12:38
    Цитата: Riv
    Ну про меня тут уже говорили, что я отравлен высшим техническим образованием.

    Это прекрасно, вот только непонятно для чего в этом случае разводить теоретические выкладки? Ради поддержания завышенной самооценки?
    Ведь и так всем понятно, что от пары-тройки поленьев паровоз далеко не уедет. Но разве не достоин уважения поступок человека, наступившего на свою мечту ради спасения других? "За други своя" так сказать.
  23. super.ufu 13 марта 2016 12:12
    согласен, что техническая сторона подрывает веру в статью

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня