Паркетник Duster для румынской армии

Некоторые гражданские разработки со временем приходятся ко двору военным. В автомобильной отрасли такое происходило не раз. Вот и румынский автопроизводитель Dacia, входящий в состав концерна Renault в качестве дочернего предприятия, представил румынским военным сразу несколько версий своего бестселлера — кроссовера Duster, который в России известен как Renault Duster (Рено Дастер). Этот паркетный внедорожник засветился на военных парадах в 2013 и 2014 годах, а в 2015 году журналистам была представлена версия этого армейского кроссовера на гусеничном ходу.

Компания Dacia была основана в Румынии в 1967 году при непосредственной технической помощи и поддержке французской компании Renault. После распада социалистического блока предприятие вернулось в лоно компании, благодаря которой и было основано. В 1998 году Дачия стала дочерним предприятием концерна Рено. Благодаря переходу на выпуск современных и быстро ставших популярными моделей бюджетных машин (Logan, Sandero, Duster) выпуск автомобилей румынского автопроизводителя существенно вырос.

Компактный кроссовер Renault Duster (или, по-простому, паркетник) был представлен публике 8 декабря 2009 года. Машина, которая была создана в техноцентре концерна Рено в Гвианкуре, была представлена под дочерней маркой Дачия для европейского рынка. С английского Duster переводится как «пыльник», то есть внедорожник, или предназначенный для пыльных дорог автомобиль. Позднее на рынке были представлены версии под брендом Рено, которые производились в России, Бразилии, Индии и Колумбии. Машина оказалась достаточно популярной. Уже в 2014 году был произведен миллионный Duster. Такого показателя удалось добиться за 4 года с момента запуска модели в серийное производство. Юбилейный экземпляр паркетника сошел с конвейера в Бразилии. Стоит отметить, что наибольшим спросом автомобиль пользовался на российском рынке, где к тому моменту реализовали более 150 тысяч автомобилей Renault Duster. В России продажи этого паркетника обошли показатели рынков Франции, Бразилии, Индии и Германии, которые все вместе и составили пятерку наиболее заинтересованных в автомобиле стран.


Паркетник Duster для румынской армии


Рено Дастер, который долгое время оставался в России одним из наиболее доступных кроссоверов, хорошо известен и пользовался стабильным спросом. Однако в Румынии, где базируется компания Dacia, а именно под этой маркой автомобиль продается в Европе, этот паркетник считают чуть ли не национальным достоянием. Оригинальную версию этого автомобиля построили специально ко Дню национального единения. Национальный день Румынии отмечается ежегодно 1 декабря. В 2013 году во время парада в Бухаресте в честь данного праздника впервые была продемонстрирована специальная версия популярного компактного кроссовера — Dacia Duster Army, которая была создана инженерами RTR — Renault Technologie Roumanie.

Армейский вариант Дастера отвечает всем стандартам НАТО и был создан для нужд армии Румынии. Данная модель получила бронезащиту кузова (от стрелкового оружия), дополнительную защиту двигателя, трансмиссии, топливного бака и заднего дифференциала. На автомобиле появилась съемная лебедка, крепления, предназначенные для транспортировки машины по воздуху, армейские фары и две внешних розетки 12V и 24V. На версии, которая была показана на параде, на крыше паркетника имелась дистанционно управляемая пулеметная турель. Также во время парада были показаны и версии Дастера для специальных служб: пограничный, полицейский и пожарный варианты автомобиля.

Ровно через год 1 декабря 2014 в Бухаресте показали еще один вариант автомобиля. В этот раз публике показали разведывательный автомобиль на базе пикапа — Dacia Duster Pickup. Новая машина в кузове пикап — продукт разработки независимой кузовостроительной компании Romturingia, которая расположена в городе Арджеш. При этом проект, как и ранее, был реализован при непосредственной поддержке инженерного центра RTR. Особенностью данной версии стала установка в кузове специальной подъемной мачты, оснащенной комплексом разведывательной аппаратуры, которая в состоянии вести наблюдение в любое время суток и в любых, даже сложных метеорологических условиях. Новая версия разведывательного автомобиля на базе Duster предназначена для сил быстрого реагирования, пограничников, а также армейских артиллерийских подразделений.

Паркетник Duster для румынской армии


В 2015 году была представлена новая модель армейского внедорожника. На этот раз общественности и журналистам был представлен Дастер «лаптежник», который румынские инженеры переобули в гусеницы. Если заранее набрать ход, такой кроссовер-трактор в состоянии невозмутимо проехать практически по любому бездорожью. Стоит отметить, что подобные разработки можно встретить в разных странах. К примеру, в России также существуют варианты автомобилей УАЗ на гусеничных тележках и полностью на гусеничном ходу. Новый Duster был представлен журналистам именно на гусеничных тележках. Его гусеничные модули являются съемными и предназначены для передвижения лишь в самых сложных условиях бездорожья. В остальное время они заменяются на обычные колеса, на которых кроссовер и передвигается, в том числе на парадах.

Как отметили журналисты Авто Mail.Ru, которые тестировали новую версию армейского внедорожника на полигоне концерна Renault в Титу, закамуфлированный Дастер со 110-сильным дизельным двигателем под капотом, идет как будто ему на «колеса» повесили гири. Инертные гусеничные модули не спешат раскручиваться, даже если водитель дает полный газ, а их сопротивление так велико, что, замешкавшись при переключении передач, можно моментально потерять скорость и эластичный дизельный двигатель, хорошо знакомый по серийным моделям, ситуацию не выправит. В то же время машина напоминает настоящий трактор, выбрав заранее передачу и скорость можно легко преодолеть практически любую трассу. Гусеничный Duster любит предварительный расчет, но в состоянии провезти приноровившегося водителя практически везде.

В Румынии сегодня контрактная армия, но армейский Duster явно проектировали в расчете на неопытных призывников, которых в случае чего можно будет очень легко обучить автомобильному мастерству и всем премудростям езды по бездорожью. В салоне армейской версии этого гусеничного автомобиля практически ничего не поменялось и все знакомо: руль, три педали, органы управления — все расположено также как и в популярном гражданском кроссовере, даже штатную музыку оставили на месте. Да и в техническом плане автомобиль не сильно отличается от гражданского собрата — стандартный 1,5-литровый дизель, трехрежимный полный привод, механика. Основным отличием является лишь наличие пульта светомаскировочной системы Blackout.

Паркетник Duster для румынской армии
Фото auto.mail.ru


Понятно, что данная версия Дастера скорее вынужденная и конверсионная. В настоящее время в мире можно встретить много примеров установки универсальных комплектов гусеничного хода на автомобили, при этом главным образом речь идет об утилитарных рамных внедорожниках, которые обладают очень хорошим запасом прочности. В то же время в Румынии после кончины автомобильной марки ARO, кроме Duster, других легковых моделей автомобиля внедорожного плана не осталось совсем. Отсюда и родились в этой стране такие версии как Duster-снегоуборщик или Duster-сельская «скорая помощь», а также Dacia Duster Army, который мог бы пригодиться военным. При этом обходились румынские инженеры сугубо подручными средствами.

На крыше армейский Duster возит запасное колесо, что еще раз подчеркивает, что основным движителем для автомобиля по-прежнему являются обыкновенные внедорожные колеса. Его гусеничные модули — все равно, что последний аргумент, когда приходится эксплуатировать машину в тяжелых условиях — в заболоченной местности или горных заснеженных районах. При смене места дислокации «переобувка» автомобиля с колес на гусеницы и обратно занимает примерно 45 минут. Постоянно же ездить на гусеницах не рекомендует и сам производитель.

При этом гусеницы не единственный элемент, который в случае необходимости можно снять. Лебедка и наружный каркас безопасности также съемные. При передвижении на колесном ходу наружный каркас, возможно, и не так нужен, а вот если автомобиль в гусеничном варианте заберется в дебри, может и пригодиться. В то же время защитный панцирь под днищем армейская версия носит постоянно — двигатель, коробка передач, топливный бак и задний редуктор были прикрыты дополнительной броней.

Паркетник Duster для румынской армии
Фото auto.mail.ru


Помимо хорошей проходимости гусеничной версии, относительной простоты и защиты основных узлов и агрегатов от повреждений, у покрытого камуфляжной раскраской Дастера имеются и другие военные таланты. К ним можно отнести такелажные крепления, которые позволяют перевозить автомобиль, к примеру, под брюхом вертолета или десантировать с парашютной системой. Достаточной массивный «фаркоп» позволяет вывезти на позицию легкую пушку, а вместо «запаски» на крыше может появиться дистанционно управляемый пулеметный модуль. В случае необходимости этот кроссовер даже может стать мобильным источником энергии, в наличии имеются герметизированные розетки на 12В, 24В и 220В, которые в состоянии запитать почти любое оборудование, которое может понадобиться в полевых условиях.

Самой же главной фишкой армейского Дастера, которую можно встретить в обыкновенном гражданском салоне, является система Blackout. Этот пульт с тумблерами на передней панели предельно прост по своему внешнему виду и позволяет водителю активировать режим светомаскировки. При активации данной системы моментально выключаются фары, салонные светильники и прочие яркие приборы. Горят лишь специализированные армейские «софиты», которые направлены строго вниз на дорогу и потому не видны с воздуха. При их использовании водитель может обеспечить автомобилю движению в колонне, существенно облегчив себе жизнь использованием приборов ночного видения.

Паркетник Duster для румынской армии
Фото auto.mail.ru


В целом можно отметить, что румынские инженеры каждый год предлагают военным все новые варианты армейского Дастера, пока речь идет только о прототипах. Румынская армия данную машину на вооружение не приняла, переговоры о поставках продолжаются. Вот и катается этот военный паркетник пока что лишь по полигонам да улицам Бухареста во время ежегодных парадов, ожидая решения своей судьбы.

Источники информации:
https://auto.mail.ru/article/56170-laptezhnik_zachem_duster_nadel_gusenicy
http://www.zr.ru/content/news/599017-v-rumynii-pokazali-voennyj-variant-dacia-duster
http://industrial-news.com/?p=867
http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/544413
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. РПК 10 марта 2016 06:57
    До того жиденькая и тоненькая подвеска на дастере,без слёз не глянешь,думаю,что эти фокусы румынских деятелей,не от большого ума
    1. Комментарий был удален.
    2. Zaurbek 10 марта 2016 09:58
      Интересно, муфту убрали из схемы 4х4? По идее, тут нужен подключаемый механически задний (из-за схемы) привод.
    3. Лiцьвiн 10 марта 2016 20:43
      Да, Вы правы - "+++". Буквально 2 дня назад товарищь подвозил меня на своем новом прибретении - "Рено-Дастере" 2015 г.в. Я его не обижал - просто сказал, что машина нормальная. А про себя подумал - такое "цыганское (т.е. румынское) счастье" я бы себе ни в жизни не купил бы. Да еще за 14 тыс. долларов. Красная цена этой жестянки - 5 тыс. американских целковых.
      У меня на даче стоит "Ауди-100 С-3 Квадро" 1986 г.в. - вот это аппарат, в кузове до сих пор нет серьезной ржавчины, в движок никто не лазил, точный пробег не известен. Зато по бездорожью "Ауди" этого "Дастера" обставит на раз, хотя она легковушка, а дастер - паркетник. Да и по комфорту езды новый "Дастер" с "немецкой старушкой" не сравнится - ей 30 лет, а шумоизоляция и мягкость хода лучше многих новых автосов.

      До полноценного армейского внедорожника "Дастеру" как "черепахе бегом до Луны". Если бы цыганам нужен был внедорожник для армии, то нужно было возродить производство джипов "АРО" периода "советской власти". Те хоть были по проходимости нечто вроде нашего "УАЗа".
      Коротко можно сказать - КАКАЯ В РУМЫНИИ АРМИЯ, ТАКИЕ И ДЖИПЫ ДЛЯ НЕЕ.
      1. макс702 10 марта 2016 23:28
        Цитата: Лiцьвiн
        Коротко можно сказать - КАКАЯ В РУМЫНИИ АРМИЯ, ТАКИЕ И ДЖИПЫ ДЛЯ НЕЕ.

        Не скажите батенька! Тут недавно была статья как румыны на Т-55 на учениях отодрали американцев на "Абрамсах".. Так что видимо по меркам НАТО румыны не такие же и плохие вояки..
        1. Лiцьвiн 11 марта 2016 12:54
          Приходили "ромалы" к нам вместе с "бошами" в июне 1941 года. Так наши морпехи их чуть ли не до "Бухареста" загнали во время знаменитоого рейда. Если бы не немцы, то "ромалы выбыли бы из игры" еще осенью 1941 года. Вояки блин. Древние даки может и были хорошими воинами если даже с древними римлянами воевали. Но дело в том, что современые "румыны" имеют такое же отношение к дакам, как "итальянцы" к древним римлянам. Последний "римлянин" был Бенито Мусолини, он скончался 28 апреля 1945 года.
      2. fzr1000 11 марта 2016 00:20
        Дастер пройдет 80т.км. за 1.5 года по волнистому грейдеру на скорости 100км/ч или по рабитому асфальту на 60 км/ч и подвеска будет как новая, пройдет по осенней глине за думпером и по весенней лесной дороге за лесовозом. Проверено на личном опыте. А Ауди и прочие, ползающие на брюхе повозки, разберутся на болты и гайки от такой эксплуатаци за 20т. Км.
        И Дастер—это Франция, на авто которой , полАфрики ездит, с ее "прекрасными" дорогами. Да, и современные Ауди сейчас-дорогое ведро.
        1. Лiцьвiн 11 марта 2016 13:37
          Уважаемый fzr1000. "Дастер" - это телега, закосившая под внедорожник. Наша "Нива" ВАЗ-2121 советской сборки - это ДА, была машина, взявшая Даккар в 1976 году. Что до "Ауди-Квадро С3", то Вы плохо разбираетесь в машинах. Моей старушка "образца 1982 года" уже 30 лет (1986 г.в.), а она все едет и едет, и "конца ей не видно". Полный привод позволяет ей делать чудеса и уж она точно пройдет там, где и "Дастер". Вон последннее "приключение" - в феврале вытаскивал из грязи товарищей, поехавших на охоту на полноприводном "Ниссан Х-Трейл" и севшим в лесу "на попу". По проселку и трассе эти машины вообще не сопоставимы. Комфорт и шумоизоляция в старой "Ауди" на три порядка выше чем у нового "Дастера". Мой друг, купивший "Дастер" 2015 года, уже жалуется на "сверчки" в салоне, и это в машине с пробегом 8 тыс. Внутреннее оформление салона дизайном назвать сложно - панель "дизайнеров от рено" вообще вытащена где-то из 80-х годов.

          Что касается французских машин, на которых, по Вашему "ездит пол-Африки", то только там, в бывших французских колониях им и ездить, больше они ни на что не годны. И уж точно, что Франция это не законодатель мод в автопроме и ее большая тройка: "Собака", "Елка" и "Пи...а" (по шутливому названию логотипов французских брендов) никогда не дотянутся до "славы и истории" большой немецкой тройки - "Мерсу", "Ауди" и "БМВ". К слову, у нас в семье (у жены) были представители лучшего французского бренда - "Пежо", 7 летняя "406" и 8 летняя "607". Я замучися эти "ведра с болтами" по сервисам таскать - все проблемы с электрикой, то люк не закрывается, то не заводится, то клиамт глючит, то двери заблокируются. Ни одна из многочисленых немецких машин ("Мерсы-W123,124,211" и "Ауди-80 Б-2, Б-3, Б-4", 100/А6 С-3, С-4, С-5), на которых мы езлили и ездим, нам столько проблем не доставляли и не выкачали столько нервов и денег, как "французский автопром", от которого мы "умыли руки".

          Ну и объективно - "Дастер" никогда не доживет до 30 лет, как моя "Ауди", которая может еще 15-20 лет проездит. И это при том, что кузов в "Аудюхе" до сих пор без дыр, есть локальные очаги поверхностной коррозии. Движок никто не перебирал. Полный привод работает как часы. Пробег там сейчас что-то около 370 тыс., но на самом деле вообще не известный, точно скручен предыдущими владельцами - эту машину я у "мелких приграничных коммерсантов" по случаю прикупил недорого 6 лет назад. У "мелких контрабандистов" такие "Аудюхи" в почете, даже не "Нива" ВАЗ 21-21. Какой там "Дастер".
          1. kostella85 12 марта 2016 13:15
            Что машины 80-90 х годов были качественнее нынешних - факт. Современные алюминиевые немцы - ведра с аллюминиевыми болтами, например, на х6 гарантия 1 год!!!!! и это авто за 5000000!!!! рублей!
            А про Кисок, Птичек, и Пи .... сек(французов у нас так называют:) и говорить нечего....
            1. Лiцьвiн 13 марта 2016 23:24
              kostella85 - абсолютно правы. Беда современного автопрома (всего без исключения) "в погоне за клиентом". Машины утратили весь запас прочности своих "бабушек" и "прабабушек". Немцы по качеству сдали очень сильно, но ведь истина то, что автопроизводители других стран, которые и раньше были аутсайдерами в автопроме, тоже скатились еще ниже. Цель современных "дельцов от автопрома" - максимально удешевить машину за счет сокращения материалоемкости, применения дешевых сталей и др. материалов. Отсутствие "запаса прочности" пытаются компенисровать какими-то ерундовыми электронными "прибамбасами". Ну и что толку с того нового корыта, которое через 5-7 лет нужно перекрашивать, мотор которого может не дожить до 150 тыс. км. и при этом он не может быть подвергнут капремонту поскольку "является одноразовым". Жалко, что "прошли те времена, когда во главе автоконцернов стояли талантливые инженеры правильной ориентациии (по-женщинам), а сами машины делали из чугуна и стали".
    4. fzr1000 11 марта 2016 00:24
      Пустая болтовня. Дастер по подвеске = Логан, а у него она одна из самых крепких. Румыны не имееют никакого отношения к Рено. Что касается военного варианта Дастера, то тут без комментариев.
      1. kostella85 12 марта 2016 13:11
        Как Ваш Дастер проедет около 100 т. км., так расскажите какой Дастер (Логан, Сандеро, Х-рей)неубиваемый. Посмотрите цену первых логанов на авито, и все понятно станет.
  2. кудесник 10 марта 2016 07:06
    ещё одни конструкторы появились. эрзац-БТР? не такая уж нищая страна, могли б что-то нормальное замутить.
  3. кобальт 10 марта 2016 07:25
    Так и до броневелосипедов дойдут, одним словом - румыны и есть румыны.
    1. vadsonen 10 марта 2016 20:23
      В Эстонской армии обычные (велосипеды) применяют и ничего. На последнем параде их, правда, не показали...
    2. Комментарий был удален.
  4. Hooks 10 марта 2016 07:50
    "Армейский вариант Дастера отвечает всем стандартам НАТО и был создан для нужд армии Румынии".
    Вот здесь и надо определиться - для наты или для Румынии сей "шушпанцер". Прошлую весну замучился вытаскивать этих дустеров из грязи, в эту весну опять придётся. Ну не ехает он в колесном варианте по глине.
    На предпоследнем фото запаска для гусянки - это шедевральные...
  5. a.s.zzz888 10 марта 2016 07:59
    Соревнуются с укрокаклами - кто идиотней соорудит шушпанцер! laughing
  6. Грибоедофф 10 марта 2016 07:59
    Детский сад какой-то. Абсолютно не практичный автомобиль. Разве что ИГИЛ втихоря толкнуть. Да боюсь и они не заценят военный автомобиль из кроссовера.
  7. казак волгский 10 марта 2016 08:05
    что - то странное по меньшей мере..........
  8. bionik 10 марта 2016 08:09
    Нива 4х4 Джунгли.
  9. sailor52 10 марта 2016 08:21
    Очень круто.
    Шойгу рвёт на себе волосы от зависти.
    Говорят, готов менять 1 румынский "дастер" на 1Ту-160.
  10. Олегмог 10 марта 2016 08:33
    А мне пикапчик глянулся! Что то к нам такие не возят..!
    1. kostella85 12 марта 2016 13:19
      С одинарной кабиной делают только кузовные ателье во франции и румынии, а вот в бразилии на заводе делают пикапчик со сдвоеной кабиной и на удлиненой базе, смотрится, кстати очень не плохо, погуглите...
  11. Stiletto 10 марта 2016 08:54
    Это они еще про УАЗ "Патриот" не знают. wink Лично мне, как владельцу Дастера, на это убожество в его военном исполнении без слез даже глядеть не хочется. Одно достоинство - цена низкая. На этом достоинства заканчиваются.
  12. pigkiller 10 марта 2016 09:10
    Паркетный БТР для паркетной армии. Главное - понатыкать флажков.
  13. Lyapis 10 марта 2016 09:37
    Ого, а что, так тоже можно делать!? belay
    Тогда предлагаю для нашего Министерства обороны свой проект подобной машинs Лада-ХРЕН (X-RAY рейдовый ночной).
    За основу взят серийный х-рей (импортозамещение!!),на него установлена башня от БМП-3(хорошая огневая мощь при приемлемых размерах), защита представлена комплексом "Штора" и противокумулятивными экранами из сетки-рабицы натянутой на стальную раму (опционально можно заменить на сетки от панцирных кроватей или стандартные блоки динамической защиты). Лучшая проходимость обеспечивается заменой стандартных колес на комазовские, а так же добавления ковша-отвала (можно заменить на минный трал). Для действий в ночных условиях добавлена мощная фара-искатель.
    Для обозначения гос.пренадлежнасти на борту машины изображена стильная красная звезда. wassat
    Думаю всем очевидно, что это очень перспективный проект, жизненно необходимый нашей армии.
    В то же время я осознаю, что этот проект ещё не совершенен и потому буду рад любым дельным советам и замечаниям. laughing
  14. Лопатов 10 марта 2016 10:58
    Странно... Как по мне, вполне адекватное решение. К примеру, для комендантской службы.

    Патамушторумыны?
    Интересно, а если бы статья начиналась "Вслед за Бундесвером..."
    1. Marssik 10 марта 2016 21:40
      Зачем "комендачам" пулемет?
      1. Лопатов 10 марта 2016 22:41
        Цитата: Marssik
        Зачем "комендачам" пулемет?


        MRAP-ов на каждый перекрёсток не напасёшься. А так- поставил машинку в "карман" из бетонных блоков или мешков с песком, вот и огневая точка.
        1. mizantrop 11 марта 2016 00:45
          Как вариант поставить в "карман" пулеметную тачанку на арабский манер. Бюджетно , брутально ,местами даже забавно... Или дустер лучшее ?
    2. datur 13 марта 2016 00:30
      А не тяжеловат для него упр пулемет!!!!
  15. Kaban45 10 марта 2016 14:31
    Движок слабоват, да и подвеску надо усиливать для брони, пушки и др. обвеса. А с музыкой ездить веселей!))
  16. the47th 10 марта 2016 15:39
    А веди были в Румынии вполне себе внедорожные ARO 244, 324 - простые, проходимые, дешёвые, надёжные. А теперь армию закупают легковушки. Такими темпами, в недалёком будущем, армии мира на УАЗ молиться будут. И вопрос дня: зачем Дастеру с гусеничными движителями на крыше запасное колесо?
    1. klopik3 10 марта 2016 19:23
      А наши всё равно круче
  17. Kaban45 10 марта 2016 15:50
    Что бы сильней прижимало к земле на скорости!))
  18. отто меер 10 марта 2016 16:18
    Подумаешь "пыльник" на маттраках! Красная армия все равно всех сильней!
  19. Гюнтер 11 марта 2016 00:27
    Понимаю когда игиловские нищеброды дармовые внедорожники Toyota переоборудуют для военной и
    террористической деятельности.
    Похоже ухайдукали румыны советский задел, теперь могут только левые калаши да подобные шушпацери рожать:-)
  20. Гюнтер 11 марта 2016 06:09
    Хотя до ливийских бармалеев румынам как до Луны(надо ещё поработать над дизайном), но движутся они в верном направлении:
    https://pbs.twimg.com/media/CcfGJpqWwAAMzOt.jpg
  21. OlfRed 11 марта 2016 07:18
    ждем лошадей с турелями laughing hi
  22. CTABEP 15 марта 2016 11:47
    Лавры "Тойоты" не дают покоя, но им в производстве джихад-мобилей пока равных нет. Да и пулемет жиденько - ЗУшку надо в кузов, или хотя бы спарку ДШК - тогда все по фен-шую:).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня