Новости индийской программы строительства авианосцев
В последних числах февраля британское издание The Times сообщило, что командование ВМС Индии определилось со своими планами относительно авианосца INS Viraat. Этот корабль был построен в Великобритании в конце пятидесятых годов под именем HMS Hermes, а в середине восьмидесятых его передали индийскому флоту. Ввиду большого возраста этот авианосец уже не может продолжать полноценную службу, из-за чего в течение нескольких последних лет военное ведомство Индии строит дальнейшие планы. В конце февраля появились новые сведения о предполагаемой судьбе корабля.
В обозримом будущем авианосец INS Viraat планируется списать и перестроить. После ремонта и модернизации боевой корабль станет плавучей гостиницей. В рамках проекта переоборудования на борту авианосца появится около 500 гостиничных номеров, рестораны, ночной клуб и другие объекты туристической направленности. По некоторым данным, переоборудования корабля будет стоить порядка 115-120 млн долларов США. Сроки начала подобных работ и примерное время введения плавучей гостиницы в эксплуатацию пока не уточнялись.
Так же в конце февраля появились очередные сообщения о планах Индии по строительству новых кораблей с авиационной группой на борту. Согласно прошлогодним новостям, индийские военно-морские силы желают получить корабль водоизмещением порядка 65 тыс. тонн, длиной 300 м и шириной 70 м. Большой популярностью среди руководителей флота при этом пользуется предложение об оснащении такого корабля атомной энергетической установкой, хотя пока, по некоторым данным, не исключается применение иных агрегатов. Важнейшей особенностью возможного тендера станут условия строительства нового корабля. Проект авианосца должен быть представлен зарубежными компаниями, но строительство авианосца в обязательном порядке должно вестись на индийских верфях.
По данным зарубежной прессы, перспективный авианосец получит имя INS Vishal и будет оставаться в строю порядка 50 лет. Именно подобные планируемые сроки эксплуатации привели к появлению предложения об использовании атомной энергетической установки. Тем не менее, подобные вопросы еще, по-видимому, не решены и окончательный облик корабля пока не сформирован. Так же отсутствуют сведения о завершении работ по формированию требований к составу авиационной группы.
Сообщается, что авианосец «Вишал» должен будет нести до 54 самолетов различных типов разного назначения. Конкретный состав авиагруппы, по понятным причинам, пока не определен. Более того, при решении этого вопроса индийские военные могут столкнуться с определенными трудностями. Так, известно о планах унификации палубных самолетов с имеющимися типами авиационной техники военно-воздушных и военно-морских сил. Таким образом, круг претендентов сужается, но в дальнейшем ситуация может измениться.
В качестве потенциальной «полезной нагрузки» для авианосца INS Vishal могут рассматриваться истребители МиГ-29К/КУБ российского производства и французские Dassault Rafale M. Как стало известно в конце февраля, промышленность Франции уже предпринимает попытки заинтересовать потенциального покупателя своим предложением. Французское издание TTU пишет, что в конце января высокопоставленная французская делегация посетила Индию с целью предложить командованию ВМС палубную версию истребителя «Рафаль». Насколько успешными были визит и переговоры в его рамках – не уточняется.
Данные о предполагаемом облике перспективного авианосца для ВМС Индии пока не получили официального подтверждения. Кроме того, индийское министерство обороны еще не объявило о начале тендера на разработку его проекта. Таким образом, техническое задание может пока находиться на стадии формирования с соответствующими последствиями для дальнейшего хода работ. Тем не менее, отсутствие полноценных документов и решения об официальном старте работ не помешало появлению весьма интересных публикаций в прессе.
1 марта российское издание «Известия» сообщило о возможном исходе будущего тендера. Издание напоминает, что в будущем тендере на разработку нового авианосца для Индии участвуют США и Франция. При этом, однако, индийские военные склоняются к выбору российского предложения. Утверждается, что основой для нового индийского авианосца может стать российский проект 23000Э «Шторм», предложенный Крыловским государственным научным центром. Информация об этом проекте, а также макет корабля впервые были представлены широкой публике в прошлом году на форуме «Армия-2015». По понятным причинам, проект 23000Э пока является лишь поводом для многочисленных обсуждений и споров.
Согласно опубликованным данным, проект «Шторм» подразумевает строительство корабля водоизмещением 100 тыс. тонн длиной порядка 300 м и шириной 40 м. Подобные размеры позволят кораблю взять на борт до сотни летательных аппаратов разных классов и типов. Для выполнения полетов самолеты смогут использовать носовой трамплин и угловую палубу, оснащенные четырьмя стартовыми позициями. Корабль предлагается оснащать котлотурбинной или атомной энергетической установкой.
Сообщается, что одним из главных плюсов российского проекта, в сравнении с зарубежными предложениями, является готовность разработчика передать заказчику все необходимые технологии. Индийское руководство в настоящее время реализует программу «Сделано в Индии», целью которой является максимальная локализация производства важной продукции на собственных предприятиях. В таком случае Россия, как утверждается, сможет передать индийской стороне всю необходимую документацию и технологии для строительства авианосца.
Другие потенциальные участники тендера, США и Франция, имеют некоторые проблемы в этом отношении. Так, Соединенные Штаты крайне редко передают лицензии на производство сложной техники. Подобный подход практикует и Франция, которая уже не первый год спорит с индийскими военными относительно методов строительства истребителей Rafale для ВВС Индии. Индийская сторона желает получить документацию и технологии, которые позволят ей строить самолеты самостоятельно, а Франция не намерена сотрудничать в таком ключе.
Нельзя исключать, что в дальнейшем события будут развиваться именно по прогнозу «Известий», однако ситуация вокруг программы строительства новых авианосцев достаточно сложна и вряд ли приведет к требуемым результатам быстро и просто. Строительство очередного авианосца планируется с конца прошлого десятилетия, но до недавнего времени какие-либо реальные подвижки в этом деле не наблюдались. Лишь в июле 2015 году Индия разослала запрос об условиях постройки нового авианесущего корабля. Этот документ получили Россия («Рособоронэкспорт»), США (Lockheed Martin), Франция (DCNS) и Великобритания (BAE Systems). Тогда же стали известны примерные параметры требуемого авианосца: водоизмещение 65 тыс. тонн, длина порядка 300 м и возможность оснащения атомной энергетической установкой.
Какие документы получила Индия в результате своего запроса – пока неизвестно. Кроме того, отсутствуют достоверные данные и о ходе анализа предложений. Таким образом, индийские военные уже могли определиться с выбором, но пока не смешат оглашать его. Также необходимо отметить, до сих пор не был начат официальный тендер, по результатам которого будет подписан соответствующий контракт. Почему Индия медлит с проведением важнейших этапов подготовки к строительству – до конца не ясно.
В силу недостатка полноценной информации остается только строить догадки. При этом поверхностное рассмотрение вопроса может привести к выводу о правдоподобности прогноза «Известий». Россия в текущей ситуации действительно имеет хорошие шансы на получение будущего контракта. Этому, прежде всего, поспособствует существующая политика поставки техники и предоставления различных технологий.
Напомним, Великобритания попросту не располагает технологиями строительства кораблей с атомными энергоустановками. Соединенные Штаты предпочитают не делиться критически важными технологиями, что может вывести их из конкурса. Таким образом, основными претендентами на контракт оказываются Россия и Франция, готовые не только представить проект, но и поделиться некоторыми технологиями. Интересно, что в результате оригинального индийского подхода к строительству техники контракт могут получить обе страны.
Так, портал «Защищать Россию» отмечает, что в последние годы Индия практикует «синтетический» подход к строительству авианесущих кораблей. К примеру, авианосец «Викрамадитья» был построен в России и оснащается российским оборудованием, а также вооружен самолетами марки «МиГ». При этом на нем в ближайшем будущем установят зенитные комплексы израильского производства.
Еще более интересен с такой точки зрения корабль INS Vikrant, достраиваемый в настоящее время. Его корпус был спроектирован в Италии, двигатели поставлены Соединенными Штатами, электроника изготовлена итальянскими и израильскими компаниями, за самолеты, вертолеты и вспомогательное оборудование для их эксплуатации отвечает Россия, а системы противовоздушной обороны разных типов поставляются сразу несколькими странами. Наконец, сборка всех систем в единое целое осуществляется на индийском судостроительном заводе. Результатом такого необычного подхода должен стать современный авианосец с достаточно высокими характеристиками.
Вспоминая подобный подход, авторы портала «Защищать Россию» предполагают, что новый авианосец INS Vihsal может быть результатом совместной работы нескольких стран. Вполне вероятным они называют разработку конструкции корабля французской промышленностью при использовании российской энергетической установки на основе ядерного реактора. Следует отметить, Россия и Франция, в силу известных причин, являются основными претендентами на поставку авиационной техники и, как следствие, авиационно-технических средств корабля.
Отдельный вопрос – сроки строительства нового корабля. В настоящее время планируется, что «Вишал» начнет службу в 2025 году. На данный момент подобные предположения подтверждаются только косвенно. Так, до 2020 года индийский флот должен получить авианосец «Викрант», после чего у промышленности появится возможность сосредоточить усилия на строительстве следующего корабля этого класса. Кроме того, на разработку проекта требуется много времени, что так же не позволит завершить программу строительства сравнительно быстро.
Также следует учитывать, что в настоящее время индийские специалисты работают с представленной документацией от компаний из четырех стран, но пока не спешат объявлять о начале тендера. Это так же может сказаться на сроках строительства корабля. Еще одним фактором, негативно влияющим на сроки начала строительства, может стать затягивание переговоров с подрядчиками, связанное с разными планами и пожеланиями.
Индия намеревается развивать свой авианесущий флот, а также поддерживать промышленность и повышать ее потенциал. Осуществлять подобные планы предлагается при содействии третьих стран. В контексте строительства нового авианосца Vishal зарубежная помощь будет состоять в разработке проекта и содействии в налаживании производства необходимых компонентов на индийских предприятиях. В результате ВМС Индии получит новый корабль с авиационной группой, а промышленность освоит самостоятельное строительство подобной техники. Очевидно, что текущая программа будет продолжаться несколько следующих лет, но это не означает, что она не представляет интереса и за ней не стоит следить.
По материалам сайтов:
http://thetimes.co.uk/
http://ttu.fr/
http://izvestia.ru/
http://defendingrussia.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Информация