Несладкая жизнь генерала Антошки

Несладкая жизнь генерала Антошки


Утром мимо моего окна идёт портфельная армия. Бойцы в ней самые разные: высокие и маленькие, упитанные и худые, с косичками и без. Идут они не в ногу, а кто как: плетутся, бегут, подпрыгивают. В животах у них, как и положено, утренние бутерброды, а в головах – каша из мечтаний, лени и проделок. Но всё равно видно, что это одна армия, и идёт она по общему делу.

А рядом с этой армией, именно рядом, а не в ней, идут бабушка и внук. Они идут медленно, но это объясняется вовсе не тем, что бабушка не может ходить быстро. Мальчик тоже никогда не спешит, он словно несёт на своих плечах не портфель с учебниками, а мешок с камнями. Он очень аккуратно одет, этот мальчик, он хорошо выглядит, и сразу понятно, что ест с аппетитом, учится неплохо и многим интересуется. Но и то, что мешок с камнями не даёт покоя и гонит от мальчика детство, тоже понятно сразу. Я ни разу не видела, чтобы Антон улыбался. А ведь мы знакомы уже пять лет.


Ребята в классе сначала не придали значения тому, что Антон сам сел за последнюю парту, на переменах ни с кем не разговаривал, а смотрел в окно. Потом удивились. Потом «раскусили»: он просто нелюдим! Вслед за этим открытием пришло другое: неженка. На физкультуре Антон бегал хуже всех. На шведской стенке висел, как сосиска, пока другие поднимали «уголок». Пытаясь отжаться от пола, упал и расквасил нос. Все дружно засмеялись, учитель покачал головой и сказал, что нужно заниматься спортом.

- Я хожу на дзюдо, – тихо сказал Антон, и ребята засмеялись ещё громче.
– В солдатиков ты играешь, а не на дзюдо ходишь! – раздалось из строя. – У тебя их полный портфель!
Антон заплакал. Он плакал тоже как-то особенно, я видела. Слёзы появлялись в глазах, но никогда не стекали по щекам. Словно бы, показавшись другим людям, слёзы уходили в сердце и там давали себе волю.

Антон действительно носил в портфеле пластмассовых солдатиков, но никогда ими не играл. Целая армия в полной боевой готовности лежала рядом с учебниками, дожидаясь приказа к атаке. А приказа не было. Наверное, солдатики устали, истомились без дела. Быть может, в строю даже ходили слухи о генерале, который дал им повоевать совсем немножко, а потом навсегда сослал в казарму. Но солдатики привыкли подчиняться приказам. Они уважали своего генерала и любили. Они были мужчинами и понимали, что он стойко переносит свою беду. А что это за беда, они тоже знали.

Антону было года три или четыре, когда он впервые понял, что у него в семье что-то не так. Он чувствовал это и раньше, но не умел анализировать. Вот идут ему навстречу три человека: женщина, мужчина и мальчик. Вроде бы всё, как у него. Мужчина держит мальчика за руку – и его папа тоже идёт так же. Женщина что-то говорит. Антон смотрит на бабушку: она молчит. Но это ничего, бабушка просто устала. Она умеет рассказывать интересные сказки, печёт вкусные блинчики и очень красиво поёт. Мальчик ноет, что он хочет домой. А Антон не ноет, он идёт в театр. Выходило, что у него всё идёт даже лучше, чем у прохожих! Но улыбаться всё равно не хотелось. Что-то было не так, чего-то Антон не заметил…
Но прошло некоторое время – и он понял: вместо мамы у него бабушка. Вот куда ушла улыбка! Её забрала с собой мама! А где же она?..

Он пришёл с этим вопросом к бабушке, Екатерине Ивановне. Она уже знала, что в конце концов это случится. И ответила спокойно и прямо:
- Мама в больнице, Антоша. Только это необычная больница, оттуда домой не пускают.
- Хочу к ней!
– Туда нельзя. Подрастёшь – мы вместе её навестим.
И на глазах у бабушки выступили слёзы. Но - удивительное дело! – по щекам они не потекли. Бабушка плакала так же, как её внук. Она плакала за дочь, которая уже несколько лет находилась в психиатрической лечебнице, за зятя, которого любила как сына, и за Антошку, дороже которого у неё никого нет.

Потихоньку Антон привык к мысли, что он не такой, как все. Он боялся родительских собраний, поскольку на них всегда приходят мамы, а не папы. Он не любил праздников, когда одноклассники приходили с родителями. Он сам сел за последнюю парту, чтобы остаться одному. Учился Антон очень хорошо, ему легко давались русский язык и математика, и скоро стал занимать призовые места на школьных олимпиадах. Учителя ставали его в пример другим: смотрите, как человек учится и ведёт себя! И в такие моменты мальчику становилось совсем худо. Он не хотел, чтобы в классе было ещё двадцать пять таких же Антонов, для них просто не хватило бы парт, ведь все сидели бы по одному. И он не хотел гробового молчания, которое царило бы тогда на переменах. Он хотел дружить с детством, но не знал, как. Ведь улыбку унесла с собой в больницу мама.

Антон знал, что в любой болезни, даже психиатрической, сам человек не виноват. Здесь нет ничего постыдного, ведь болеть не хочет никто. Но всё равно ему было стыдно. Он очень боялся, что ребята узнают про «психушку» и будут его дразнить.
Он носил с собой армию солдатиков, почему-то решив, что их подарила мама, хотя на самом деле пластмассовую армию купил дед. Но не для боя или подкрепления носил с собой солдатиков Антон. В самом критическом случае он хотел подарить армию тому, кто первым скажет о «психушке», чтобы тот замолчал. А наивные солдатики не знали этого и готовились в бой за своего генерала.

Любой, даже самый длинный туннель, не бесконечен. Даже полярная ночь когда-нибудь кончается. Правда, Антон этого не знал, и думал, что в жизни у него всегда всё будет печально. Но чудо случилось.

В классе объявили день защиты природы. И министр образования (есть сейчас такие должности в школах!), тряхнув косичками, объявил, что будет лекция о морских свинках. А на следующий день принёс в класс коробочку, в которой копошилось лохматое и не очень приятно пахнущее чудо по имени Мася.
Министр, запинаясь от волнения, рассказывала, чем питаются морские свинки и как они должны прибавлять в весе. В классе смеялись, зажимали носы и «фукали». А Антон смотрел на Масю и не мог насмотреться.

После урока он подошёл к министру и спросил, можно ли погладить свинку. Министр разрешила и предупредила, что у Маси скоро должны родиться малыши. Антон представил их: крошечные комочки, которые будут пищать и ползать…
– А можно… мне… одного? – спросил он, даже не надеясь на удачу.
Министр сказала, что посоветуется с мамой. А на следующий день дала согласие.

…Малыши уже родились, Антон их видел. И держал на руках, и кормил, и гладил. Он выбрал себе рыжего свинёнка, самого младшего их всей компании, но самого шустрого. И как только малыш окреп, забрал к себе домой.

Странная связь – правда? Улыбка – и морские свинки. Но вот так случилось, нарочно не придумаешь. Наверное, мама не забрала с собой улыбку сына. Улыбка осталась при Антоне, а разбудил её лохматый малыш по имени Мася-2. Смелеет потихоньку Антон. Подружился с «министром», ходят друг к другу в гости, вместе занимаются свинками. «Министр» привела Антона в кружок юннатов при зоопарке — и у мальчишки появился круг общения по интересам. Конечно, беда никуда не ушла и уйдёт не скоро. Но жалким Антон больше не выглядит. Может, и армия солдатиков скоро пригодится своему генералу если не для сражения, то для парада?..

Вместо заключения

Догадываюсь, какой вопрос назрел: причём же тут «Военное обозрение»? Это — текст для какого-нибудь семейного издания или связанного с психологией и педагогикой. Отвечу. Папа Антона — военный, майор, служит в Липецке. Он хороший человек и, наверное, отлично знает своё дело.

Мы не друзья, а просто знакомые. Но чем больше военных я узнаю, тем более вижу подобных примеров: в обычной жизни, в быту или воспитании детей, эти люди, смелые и решительные, часто беспомощны. Наверное, слишком велики различия между двумя мирами, в которых они живут.

Папе очень не повезло: он женился на больной женщине. Но и помочь сыну преодолеть долгую депрессию он не в силах. Папа видит эту депрессию, но не предпринимает никаких попыток избавить от неё сына. Он избегает родительских собраний — туда ходит бабушка. Он любит Антона, покупает ему разные вещи, в том числе и дорогие, но общения, нормального, живого, во время которого можно поделиться переживаниями, у них практически нет. Папа привык к общению другого типа, он теряется, если его слова не воспринимают как приказы. Только раз он побывал в школе и разговаривал с одноклассниками, которые били Антона. Но, успешно управляясь в мире военных, он оказался бессильным перед пацанами, которые не собирались исполнять приказы и действовали по своему уставу.

Может быть, это зависит не от профессии, а от характера человека. Или здесь играет роль ещё что-то — вполне допускаю. Но в моём печальном багаже несколько подобных примеров. Среди них есть наш бывший учитель военной подготовки (помните, существовала такая школьная дисциплина?). Он был подполковник, высокий и грозный, а все пацаны над ним открыто смеялись и однажды заперли в собственном кабинете. Правда, есть в моей житейской копилке и другой пример: как один отец, бывший разведчик (дело было в советские времена, в начале шестидесятых годов) исправил хулигана, который обижал его дочь. Он не ругал его, не грозился, а... позвал в гости. За столом не сказал практически ни одного слова о поведении мальчишки. И со следующего дня его дочь совершенно спокойно проходила мимо этого хулигана.
Жаль, что подобных радостных примером меньше. Но отчего так?..
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. b wassil 16 марта 2016 06:40
    Жизнь штука сложная разные характеры ,разные отношения и общение важнее подарков и даже материальной помощи.
  2. Мэнгел Олыс 16 марта 2016 06:45
    Педагогическая поэма. Понравился стиль письма. Спасибо.
    1. mirag2 16 марта 2016 15:32
      Педагогическая поэма.
      Люблю такие штуки.Люблю детям рассказывать что и отчего происходит.И фильмы оттого,наверное нравятся,типа "Без страха и упрека","Дружок"...Наверное потому что сам в детстве суп в самоваре с товарищем варили.С тем,с которым казы воровали у его деда.
      1. mirag2 16 марта 2016 15:34
        Кашу тут они варили-смех! 25ая минута.
  3. EvgNik 16 марта 2016 07:26
    Спасибо Софья. Хотелось бы узнать где выходила Ваша первая книга, и где её можно найти, хотя бы в электронном варианте? Если он существует, конечно. А из Ваших статей буду для себя составлять книгу рассказов. Ещё раз спасибо.
    1. Софья 16 марта 2016 12:02
      Большое спасибо! Да книга-то не первая, а вообще одна )) на большее меня пока не хватило. В продажу она не поступала, мы с редакцией все раздали по школам, библиотекам и детским больницам. В интернете есть только упоминания о ней. Значительная часть тех документальных рассказов легла в основу материалов "Обозрения" - тех, где о судьбах детей Липецкой области.электронный вариант у меня был, я поищу. Спасибо!
      1. EvgNik 16 марта 2016 13:31
        Вас понял, считаю, что пора уж издать нормальным количеством экземпляров ( кстати, а сколько сейчас считается нормально? Знаю, что выпускают пробную партию, если расходится - выпускают дополнительные тиражи. Я не ошибаюсь?)
        1. Софья 16 марта 2016 19:42
          Спасибо! Кто знает, как получится. А как сейчас считается нормально... Даже не знаю, что сказать. Тираж у меня маленький - всего полторы тысячи. Думала: кто их увидит-то? А через несколько месяцев как пошли звонки... Но самое неожиданное было - когда в школе села Девица Усманского района поставили спектакль по некоторым историям. Сидела и глазам своим не верила.
  4. parusnik 16 марта 2016 07:36
    Жаль, отец Антона весь в работе..бывает так..Но у них общая беда..а они замкнулись друг от друга..хотя это должно их объединить..Спасибо, Софья..
  5. Riv 16 марта 2016 08:35
    Душещипательно... Ситуация выглядит реальной. Что же тут посоветовать?..

    Масутацу Ояма (основатель школы Кекусинкая) сказал: "Если каратэ мешает выполнять свой долг, то следует оставить тренировки." Так же и здесь. Отцу нужно выбрать, какой долг для него важнее: армия, или семья. Если семья, то нужно оставить службу и заняться социальной адаптацией сына.

    Если же все таки важнее служба (а на мой взгляд так и есть), то есть два разумных варианта. Первый: суворовское училище. Там отличные воспитатели, имеющие практику работы как раз с такими подростками. Второй: наладить контакты с местной военно-патриотической организацией. Для военного это проще пареной репы. Объяснить словами свою проблему. Если мальчик попадет в дружелюбно настроенный к нему коллектив, проблема исчезнет сама собой, да и в школе за него будет кому впрячься.

    Ну и самое главное: сам мальчишка не понимает пока, зачем живет. Он пока этот вопрос себе не задал, но задаст. Если не найдет ответа - будет плохо. Я в его возрасте ушел в спорт. Высоких результатов не достиг, но цель была, на тренировках выкладывался и меня за это уважали. В конце концов не всем же быть чемпионами, кто то в команде и сумки таскает...
    Riv
    1. дядяВасяСаяпин 16 марта 2016 10:13
      Да такие ситуации сплошь и рядом. С разными вариантами: развод, смерть родителей, иногда оба живы, но не ладят друг с другом, иногда просто скинули навсегда ребёнка на бабушку мотаясь по гарнизонам, у одного парнишки даже мать живёт с "подругой" (полный п). Всё это всегда отражалось на детях. Но много случаев, когда такие дети вырастали нормальными людьми или становились ими через много лет. Так что удачи Антошке!
  6. Reptiloid 16 марта 2016 09:00
    Большое спасибо за рассказ,Софья!Хотя сюжет рассказа---наше время,для меня он чем-то перекликается со временем прошлым,социалистическом.Родители моей мамы были очень политизированы---оно и понятно.Дедушка---военный,преподаватель Истории Партии и философии в Военной Академии.Бабушка---сначала педагог,потом---партийный работник.Старшие больше ориентировались на ответственную работу,чем на домашний быт.А когда бабушка осталась одна с детьми,то похоже как второй абзац от конца рассказа.До конца жизни (декабрь 2015) бабушку больше интересовали общественно-политические вопросы,чем бытовые.А я это не понимал.
    1. EvgNik 16 марта 2016 09:58
      Похожая ситуация. Родители - учителя в школе. Нагрузка большая, нами заниматься некогда. Воспитанием занималась улица. На лето отправляли к бабушке.Там тоже улица. Правда компании были отличные и мало кто скатился на кривую дорожку. Конечно и драки мальчишеские были, но это редкие эпизоды. Светлое время было, просто замечательное.
      1. дядяВасяСаяпин 16 марта 2016 10:31
        А у меня как раз отец был военный. Две одинаковые гражданские рубашки на 20 лет. По отпускным фотографиям и не поймёшь какой год. И хотя перерыв на обед был часа два, но выходной был один - воскресенье и то только примерно - с 9 до 17:00. Поэтому значительная часть дошкольного детства у меня прошла в военном училище. Более того ,в школьные годы я бывал и в частях отцов своих друзей. В начале 80-х так получалось. Неужели сейчас порядки строже? Может дело в нежелании отца Антона?
  7. stas-21127 16 марта 2016 09:23
    "Папа Антона — военный, майор, служит в Липецке...", не к сирийской ли теме? Отец-летчик всегда на службе, а тут вообще на войне получается, и сыном некогда заняться из-за всего этого. Наши ребята летчики в Липецк же возвращались.
  8. piston 16 марта 2016 10:43
    Психологическая драма? Да нет,- сопли и нытьё. Легко делать выводы про чужую семью. Напиши о своей, только правду, если есть что.
    Липецк - не самое плохое место для прохождения службы. Но дослужившись до майора, легко ли поменять образ жизни и начать всё заново на гражданке? Но будет ли и на "гражданке" "майор" чаще видеться с сыном? Так ли просто трудоустроится, если у тебя чисто военная специализация? Идти работать сторожем? Тоже почетная профессия, но очень не просто почувствовать себя на обочине жизни, перевалив за возраст Христа. А как себя чувствуют в подобной ситуации, по словам автора "беспомощные в быту офицеры" в дальних гарнизонах? - они сами ремонтируют и водопровод и отопление и электропроводку и сантехнику и дежурят в кочегарках.... Иначе не выжить. Да, некоторые не выдерживают таких испытаний и семьи распадаются. Но те, которые проходят такие "чистилища" остаются верными друг другу до конца.
    Мы редко видели своих отцов дома, но мы гордились их работой, потому, что она была нужной и почётной. Дети из военного городка "своих" в обиду никому не давали и за это "местные" нас уважали. Так было во многих гарнизонах, где мне пришлось побывать. С некоторыми друзьями "из детства" мы перезваниваемся до сих пор. Не знаю ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них "опустился на дно жизни". Многие добились в жизни высоких должностей и званий. Я пришёл к выводу, что воспитание детей зависит не от количества времени, которое ты проводишь с детьми (им тоже нужно СВОЁ время), а от ПРИМЕРА, который всегда рядом и ГОТОВ помочь в сложной ситуации.
    Это "творчество" автора мне больше чем не понравилось.
    1. EvgNik 16 марта 2016 11:27
      Цитата: piston
      Это "творчество" автора мне больше чем не понравилось.

      Это ваши проблемы, а не проблемы автора.
    2. 97110 16 марта 2016 14:45
      Цитата: piston
      а от ПРИМЕРА, который всегда рядом
      Плюс.

      Цитата: piston
      Это "творчество" автора мне больше чем не понравилось.
      Минус.

      Каждый хочет, что бы его воодушевляли личным примером. И каждому нужна мама, даже когда ему за ... лет. Ваша позиция от юношеского максимализма? Пройдёт...
    3. Рафаэль_83 16 марта 2016 18:20
      Цитата: piston
      Психологическая драма? Да нет,- сопли и нытьё.

      Да нет, неправда Ваша.
      так уж получилось, что живу я рядом с "центральным" ЗАГСом Кировского р-на Уфы и каждую неделю - кризис, не кризис - вижу свадьбы. А по информации из первых рук - не спрашивайте от кого, разглашение незаконно - 9 из 10 разводятся уже в течение этого же календарного года, и что самое печальное часто с детьми...
      Отец, каким бы звездатым героем, тружеником тыла, ударником труда, "быстропишущим пером" и т. д. он ни был, не сможет заменить ребенку мать - особенно маленькому человечку, что уже осознает себя, но еще не знает свое место в этом огромном и жестоком мире! Одиночные противные примеры только подтверждают исключение из правил.
      Так что, боюсь в ближайшие лет 5-6 нас ждет настоящий вал детей, уже подростков, выросших в неполных семьях с теми или иными серьезными проблемами с хорошим, добрым восприятием мира, уверенностью в себе и т. п.
      С ув. hi
  9. Нонна 16 марта 2016 10:48
    парню нужно суворовское училище.У отца служба - у него нет времени. Бабушка, когда он будет подростком - с ним не справится, женское воспитание не сделает из него мужчину.
  10. Reptiloid 16 марта 2016 11:18
    На мой взгляд, статья для размышлений.Мне она помогла,хотя людей тех нет уже в моей жизни и ничто не изменить кроме моего отношения и моих мыслей,эмоций.Хорошо,если кому-то она поможет в настоящем.Какому-то отцу,какому-то сыну. Я раньше где-то в комментах писал,что при социализме сама атмосфера была другая в обществе,социалистическая.Это и помогало в воспитании."Я,ты,он она ---вместе целая страна!!"Ведь работали очень много---детей часто в круглосуточные ясли-садик отдавали.Или интернат.
  11. инженер 16 марта 2016 11:22
    Всех в суворовское училище ? А почему не в нахимовское ? Или в любую спортивную или техническую секцию ? А может в музыкальную школу ? Здесь простого ответа нет. Нужно знать ребёнка. У каждого есть способности и интересы, а вот понять какие ? Сложно. Счастье это , когда тебя понимают.
  12. матРосс 16 марта 2016 15:16
    Написано хорошо. Таланта литератора Софье не занимать.
    А если по сути, уж простите меня, кто из взрослых, работающих и занятых людей имеет достаточно времени на воспитание детей? А майор в Липецке служит, не в ЗабВО в гарнизоне, да бабушка имеется... Я даже не говорю о том, что утверждение о трудностях общения военнослужащих "вне строя", является, мягко говоря, спорным.
    Статью плюсанул лишь из уважения к художественному дарованию автора hi
  13. Bryanskiy_Volk 16 марта 2016 18:28
    Трагично по сравнению с теми у кого есть оба родителя. А по сравнению с детьми у кого ни родителей, ни семьи вообще нет? Не нужно, в данном случае, так драматизировать семейную ситуацию: как говорится - под каждой крышей свои мыши.
  14. Рафаэль_83 16 марта 2016 19:39
    Но не для боя или подкрепления носил с собой солдатиков Антон. В самом критическом случае он хотел подарить армию тому, кто первым скажет о «психушке», чтобы тот замолчал. А наивные солдатики не знали этого и готовились в бой за своего генерала.

    Вот тут я сидел и натурально пускал слезу... yes
    В 5-м классе меня постоянно лупцевал здоровяк по имени Кирилл, который пришел в наш маленький слаженный коллектив как раз после 3-го (перевелся из другой школы) и сразу невзлюбил меня за то, что я "умник", "очкарик" и вообще... выпендриваюсь. Только в 6-м я узнал, что у него капитальные проблемы в семье (папка милиционер на службе зашивался, а мать... там все сложно было) и сам он был не очень компанейским товарищем. В общем, выпросил я тогда у своих мат. помощь и вместе с дедом, царствие ему небесное, прикупил Кирюхе большой подарок на день рожденья; там и книжки были, и набор фломиков чешских и игрулина для Денди и что-то еще (подзабылось за давностью лет). Как чувствовал, что дарить надо без свидетелей - пацан плакал горючими слезами. Закадычными друзьями мы конечно не стали, но товарищами хорошими были и остались. drinks
    Автор молодчага и пишет очень душевно. Спасибо.
    С ув. hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня