Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Франции

37
С выходом на поле боя танков у конструкторов разных стран появилась в голове мысль о том, что значительные размеры боевой машины позволят обеспечить максимально возможное бронирование, а значит, и неуязвимость для огня противника. В то же время большая грузоподъемность помогла бы усилить вооружение. В попытках реализовать эту концепцию, начиная с периода Первой мировой войны и вплоть до окончания Второй мировой войны, конструкторы разных стран мира разработали сотни проектов сверхтяжелых боевых машин огромных размеров и массы.

Сверхтяжелыми танками называют танки, массогабаритные характеристики которых выходят за рамки принятые для тяжелых танков. Обычно к подобным боевым машинам относят образцы, выделяющиеся огромными размерами и большой массой (более 80 тонн). Идея создания сверхтяжелого танка — это попытка разработки танка неуязвимого, который можно было бы использовать для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника без сопутствующих тяжелых потерь в технике. Работы по созданию таких стальных монстров довольно активно велись во многих странах, которые обладали развитым танкостроением и бронетанковыми войсками (в частности, в Великобритании, Франции, Германии, СССР). Однако в подавляющем большинстве случаев данные проекты не имели материального воплощения, оставаясь лишь «бумажными» разработками. При этом во Франции в самом конце Первой мировой войны создали сверхтяжелый танк прорыва Char 2C, который даже удалось запустить в мелкосерийное производство.

Char 2C

Танк Char 2C (в некоторых источниках обозначается как FCM 2C) — это созданный во Франции сверхтяжелый танк. Его разработка была произведена еще в годы Первой мировой войны, но в боевых действиях танк участия не принимал. Char 2C стал крупнейшим по метрическим размерам среди всех танков, которые когда-либо принимались на вооружение и вторым по величине из когда-либо построенных в металле, уступив лишь российскому «Царь-танку» на колесном шасси.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Франции


Танк создавался для прорыва сильно укрепленных линий обороны в условиях позиционной войны и стабильной линии фронта. Он находился на вооружении французской армии вплоть до начала Второй мировой войны, однако, как и близкий к нему советский тяжелый танк Т-35, к этому моменту безнадежно устарел технически и морально. Несмотря на это, существование такого «сухопутного линкора» на вооружении армии Франции в течение практически 20 лет подтолкнуло многие государства к разработке собственных сверхтяжелых танков.

В своем роде Char 2C, конечно же, был уникальной боевой машиной. История этого танка началась в 1916 году, когда Генштаб французской армии выдал задание на разработку тяжелого танка прорыва, который должен был прийти на замену танкам поддержки Schneider CA.1 и St.Chamond M1916, от которых французские военные были не в восторге уже на момент их появления. При разработке нового танка французы учли опыт англичан, создавших «ромбовидные» танки Mk.I и Mk.II. Рассмотрев поступившие проекты танков, наиболее перспективным был признан проект компании FCM.

Основным вооружением танка стала 75-мм пушка АРХ 1897, которая располагалась в башне с сектором обстрела в 320 градусов. Дополнительное вооружение боевой машины состояло из четырех 8-мм пулеметов Hotchkiss, один из которых размещался в кормовой башне, два по бортам корпуса (под основной башней) и еще один — в передней части корпуса танка. Под стать вооружению было и бронирование, которое могло противостоять снарядам наиболее распространенной в годы Первой мировой войны 77-мм немецкой полевой пушки 7.7 cm FK 16. Лобовой лист корпуса имел толщину 45 мм, бортовые листы — 30 мм. По бронированию орудийной башни точной информации нет, однако обычно указывается, что она защищалась 35-мм броней. В целом такое бронирование танка было по меркам той войны более чем адекватным. Более того, вплоть до 1930-х годов оно могло защитить танк от любой противотанковой артиллерии. Даже к моменту начала Второй мировой войны танк Char 2C все еще оставался малоуязвим для снарядов, выпущенных из основной противотанковой пушки Вермахта — Pak 35/36.



Компоновку этого танка тяжело было отнести к удачным. В передней части корпуса находилось отделение управления, за ним размещалось боевое отделение (орудийная башня была рассчитана на 4-х человек), далее находился моторно-трансмиссионный отсек, а завершало все кормовое боевое отделение. Для того, чтобы привести в движение машину массой под 70 тонн, понадобился сдвоенный двигатель — два карбюраторных «Mercedes» GIIIa мощностью 180 л.с. каждый. Силовая установка находилась практически ровно в центре корпуса танка, однако из-за ее размеров и установки дополнительного оборудования систему выхлопа и радиостанцию конструкторам пришлось вынести наверх, закрыв бронированным кожухом. Именно этот кожух и «съел» недостающие 40 градусов от кругового сектора обстрела главной орудийной башни.

Сложной была и трансмиссия танка. Каждый из двигателей приводил в действие отдельный генератор постоянного тока, после чего они подавали энергию на электромотор, который приводил в действие соответствующую гусеницу боевой машины. В случае выхода из строя одного из двигателей питание электромоторов переключалось на один генератор, после чего танк весом более 70 тонн мог передвигаться лишь со скоростью пешехода.

Ходовая часть танка была выполнена по аналогии с британской: она имела много катков, а гусеницы полностью обхватывали корпус боевой машины. Ромбовидная форма корпуса позволял легче преодолевать рвы и валы. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, 5 направляющих и 3 поддерживающих ролика. Передние колеса было ведущими, задние — направляющими. Наличие пружинной подвески обеспечивало гиганту довольно плавный ход, в отличие от английских танков с жесткой подвеской. Проходимость боевой машины была впечатляющей даже по современным меркам. За счет своей большой длины танк мог спокойно преодолевать рвы шириной до 4-х метров, взбираться на вертикальную стенку высотой до 1,2 метра и преодолевать вброд водные препятствия глубиной до 1,6 метра. В то же время большая масса позволяла танку легко сокрушать инженерные препятствия противника и деревья.



На поля сражений Первой мировой войны танк опоздал, а после ее завершения надобность в нем отпала. Первоначальный заказ из 700 танков быстро срезали всего до 10 боевых машин. Сделано это было и по финансовым соображениям. Один легкий танк FT-17 стоил 100 тысяч франков, в то время как Char 2C обходился бюджету разоренной войной страны в 2 миллиона франков в ценах 1920 года. Помимо всего прочего, этот тяжелый танк оказался очень трудным в эксплуатации и «прожорливым». В среднем силовая установка потребляла 12,8 литра топлива на каждый километр пути. Так что огромного 1280-литрового топливного бака едва хватало на 100 км движения по шоссе, при движении по пересеченной местности запас хода был еще меньше. Немалые денежные средства нужно было тратить на обслуживание машины и обучение экипажа. В результате после выпуска 10-го танка, который сдали лишь в 1922 году (после завершения войны торопиться было некуда), от производства дополнительных танков Char 2C просто отказались. Благодаря своей малочисленности каждый из танков получил собственное имя, что еще больше роднило его с боевым кораблем.

Танки спокойно эксплуатировались в межвоенный период и до 1938 года привлекались для проведения разного рода маневров, в армии им по-прежнему отводили роль машин прорыва. С началом боевых действий на территории Франции в 1940 году батальон данных танков, которые уже являлись устаревшими, был отправлен к театру боевых действий. 15 мая 1940 года железнодорожный состав с танками Char 2C был блокирован в Маасе в 40 километрах от Нофшато. Здесь на станции скопилось множество составов, при этом стоящий впереди состав с топливом горел, машинисты и механики локомотивов бежали, повредив подвижный состав. В этих условиях, не имея возможности выгрузить тяжелые машины с платформ, экипажи танков уничтожили технику и отступили на автотранспорте. При этом уничтоженными оказались не все танки, позднее немцы захватили Char 2C за номером №99, который не был полностью выведен из строя. По всей видимости, французы слишком торопились и повредили лишь некоторые узлы и агрегаты танка, который немцы затем переправили в Германию и даже показывали в Берлине на выставке трофейного вооружения. Таким образом, танк, который опоздал на Первую мировую войну, не смог повоевать и во Вторую мировую, запомнившись главным образом своими размерами.



Тактико-технические характеристики Char 2C:

Габаритные размеры: длина корпуса — 10 270 мм, ширина корпуса — 3000 мм, высота — 4090 мм.
Боевая масса — 70-74 тонны
Бронирование: лоб корпуса — 45 мм, борт — 30 мм, корма — 25 мм, днище — 15-18 мм, крыша — 10 мм.
Вооружение — 75-мм пушка и 4 х 8-мм пулемета.
Силовая установка — два карбюраторных двигателя Mercedes GIIIa мощностью 2х180 л.с.
Максимальная скорость — 15 км/ч (по шоссе).
Запас хода — до 150 км.
Экипаж — 13 человек

FCM F1

В начале 1930-х годов французским военным стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. При этом французская военная мысль все еще полагала, что новая война также будет носить позиционный характер, как и Первая мировая, а значит, потребность в сверхтяжелых танках прорыва по-прежнему существует. Конкурс на создание новой машины был объявлен в ноябре 1936 года. Изначально заданием предусматривалось создание танка массой «всего» 45 тонн, но с броней, способной выдержать обстрел из 75-мм орудия с дистанции 200 метров. Уже к февралю 1938 года, когда появились первые эскизы будущих танков (свои проекты предлагали 3 фирмы), стало очевидно, что втиснуть требуемые в ТТХ характеристики в 45 тонн просто нереально, поэтому в новом техническом задании масса боевой машины уже не оговаривалось. Это позволило французским инженерам из компании FCM развернуться на полную катушку, спроектировав танк, вставший наравне с немецким «Маусом», которого еще не было даже в проекте.

Главной задачей для проектируемого стального монстра должна была стать борьба с немецкими укреплениями Западного вала (Линией Зигфрида), расположенными на франко-германской границе. В чем-то новый танк, получивший обозначение FCM F1, был аналогичен советским тяжелым танкам Т-100 и СМК, но французские инженеры смогли внести в проект «изюминку». На F1 они планировали поставить две башни, орудия в которых должны были иметь разную специализацию и бороться с разными целями, однако для своей боевой машины французы выбрали необычную компоновку. В передней части корпуса танка размещалось отделение управления, за которым была установлена малая башня с 47-мм пушкой. В средней части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение, в корме — основная башня с 90-мм орудием и боевое отделение. Если бы проект бы реализован на практике, бронирование танка превзошло бы все существующие на тот момент машины: лобовая броня — 120 мм, борта корпуса — 100 мм.



Ходовая часть танка FCM F1 была обычной для французской школы танкостроения. Как и на тяжелом танке В1, в ней было сохранено большое количество опорных катков, а конструкция траков осталась практически неизменной хотя гусеницы и стали шире, чтобы выдерживать сильно выросшую массу танка. Уже на раннем этапе проектных работ было принято решение отказаться от первоначально планируемой 75-мм пушки в пользу более мощного 90-мм орудия, рассматривался и вариант с использованием 105-мм пушки. Дополнительное пулеметное вооружение танка было расположено следующим образом: в малой башне с левой стороны от орудия, по обоим бортам основной башни и в корме основной башни со смещение в левую сторону, всего 4 пулемета.

Уже на стадии проектирования вес боевой машины вырос до 140 тонн. Чтобы сдвинуть с места такую массу стали на танк решили ставить два двигателя, остановив выбора на 550-сильных дизелях Renault, которые работали в паре с электротрансмиссией. Но даже силовой установки в 1100 л.с. для такой массы было явно недостаточно, и расчетная скорость движения по шоссе едва ли превысила бы 24 км/ч.

Еще на стадии проектирования у этого сверхтяжелого танка имелось немало противников в Генштабе. Часть французских офицеров справедливо считала, что строительство подобных двухбашенных танков, пусть и с невиданной 120-мм броней, отнимает ресурсы и время, которые можно было направить на выпуск более полезных танков B1bis. Да и боевая ценность FCM F1 многим виделась весьма сомнительной. Принимая во внимание соотношение длины танка к его ширине, которое равнялось примерно 3,5:1, ходовые его качества оказались бы на уровне советского пятибашенного Т-35. А из-за огромной массы передвижение этого мастодонта по заболоченному или мягкому грунту не представлялось возможным, да и выдержать 140-тонный танк мог далеко не каждый мост.



Несмотря на все эти обоснованные сомнения, технической комиссией танк FCM F1 был одобрен и компании FCM был выдан предварительный заказ на постройку 12 таких машин. Первый танк должен был быть собран в мае 1941 года, после чего планировалось наладить выпуск сверхтяжелых танков с темпом 3-4 машины в месяц. Помимо этого французские военные выдвинули условие по увеличению бортового бронирования до 120-мм, что повысило бы массу боевой машины еще на 5 тонн, а скорость передвижения по шоссе упала бы до 20 км/ч. Как нетрудно догадаться, Вторая мировая война и быстрое поражение французской армии оставили данный проект нереализованным. Работы по проектированию данной боевой машины были прекращены в середине июня 1940 года, а все имеющиеся по проекту заготовки, по всей видимости, были уничтожены.

Тактико-технические характеристики FCM F1:

Габаритные размеры: длина — 10 530 мм, ширина — 3100 мм, высота — 4210 мм.
Боевая масса — 140-145 тонн.
Бронирование: лоб корпуса — 120 мм, борт — 100-120 мм.
Вооружение: одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и 4 х 7,5-мм пулемета.
Силовая установка — два двигателя Renault V12 KGM мощностью 2х550 л.с.
Максимальная скорость — 20-24 км/ч.
Запас хода — до 100 км (по шоссе).
Экипаж — до 12 человек.



Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm2c.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm_f1.htm
http://alternathistory.com/maus-po-frantsuzski-ili-sverkhtyazhelyi-tank-proryva-fcm-f1?mini=calendar%252F2015-10
http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany
Материалы из открытых источников
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 марта 2016 06:17
    Интересная статья +
    Вообще описываемый в статье танк на начало ВМВ для немецких танков был исходя из приведенных характеристик лютой имбой... жаль не было реального применения дойче панцер-гренадерен были бы весьма не рады встрече с этой монстрой.
    1. +7
      11 марта 2016 09:03
      Цитата: Сахалинец
      новый танк, получивший обозначение FCM F1, был аналогичен советским тяжелым танкам Т-100 и СМК, но французские инженеры смогли внести в проект «изюминку». На F1 они планировали поставить две башни


      у меня другая инфа по FCM 1...
      зказ на разработку танка прорыва,был получен в 1916 году,инциатором выступил бригадный генерал, Жан-Батист Эстьен.
      заказ на на разработку тяжелого танка (танка прорыва)получили сразу несколько фирм — "Рено", "Шнейдер","Сен-Шамон", и "Средиземноморское Общество Железноделательных заводов и верфей" , в сокращении FCM.
      по ТТХ, масса танка должна составить 38 тонн, вооружение — 105-мм пушка, бронирование не меньше 30-мм.,двигатель мощностью 200 л/с. фирмы "Pено".

      основным же требованием заказчика(МО) было размещение орудия во вращающейся башне!!
      !!!!

      инженеры FCM уже к лету 1917 года создали прототип с индексом FCM 1A.
      FCM 1A - 1917 год.
      1. 0
        11 марта 2016 09:10
        к 1918 году было построено ещё 2- прототипа, FCM 1В и FCM 1С (массой 62-тонны и длиной 9,31 метра).
        1. +1
          11 марта 2016 09:26
          в 1936-1940 годах,французское командование возвратилась к идеи строительства тяжелых штурмовых танков, или, во французской классификации, "Char de forteresse"(танки-крепости).

          в 1938 и 1939 годах военное министерство выдает ТТХ, на сверхтяжелый двухбашенный танк.

          AMX сделаля эскиз/проект,2- башенного танка,массой в пятьдесят тонн, дав название танку "Tractuer C".
          чертеж-эскиз AMX "Tractuer C".

    2. 0
      12 марта 2016 16:35
      это история. А, её необходимо беречь.
  2. +11
    11 марта 2016 06:50
    спасибо - хорошая статья - познавательно.......
    1. +5
      11 марта 2016 11:04
      казак волгский
      Спасибо за фото!
      Не по теме.
      Хорошо, что еще здесь не заставляют писать:
      "На фотографиях изображены сцены курения" wink
      С уважением...
      1. Комментарий был удален.
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. +2
    11 марта 2016 07:14
    Главная башня у 2С хорошая, а все остальное шлак, была бы адекватная платформа для такой башни было бы круто, а так уг полное.
  9. +2
    11 марта 2016 07:45
    При этом французская военная мысль все еще полагала, что новая война также будет носить позиционный характер, как и Первая мировая, а значит, потребность в сверхтяжелых танках прорыва по-прежнему существует....Т.е. научного "тыка" не было?..Танк разрабатывался на основе существовавшей концепции..
  10. +3
    11 марта 2016 07:54
    Французские военнослужащие производят крепление тяжелого танка Char 2C №95 «Турень» (Touraine) на специальной железнодорожной платформе для перевозки танков 2C.
    Танк из состава 2-й роты 51-го батальона тяжелых танков. Командир батальона майор Фурне. 16 июня 1940 года танк был взорван своим экипажем у деревушки Мёз из-за невозможности выгрузиться с железнодорожной платформы без наличия специального подъемного оборудования.
  11. +2
    11 марта 2016 07:57
    М-д-а-а!До чтения этой статьи,мне была знакома немного иная "версия" гибели Char 2С :эшелон с "супертанками" разбомбила немецкая авиация...Ещё:в статье указывается вес 2С-"под 70"тонн...Но я припоминаю статью,где утверждалось,что танки 2С до войны успели "подвергнуться" модернизации...( скорей всего-отдельные "экземпляры") в результате-вес "модернизированных образцов" увеличился до 81 тонны...
  12. +6
    11 марта 2016 07:58
    Немецкий офицер на французском тяжелом танке Char 2C №90 «Пуату» (Poitou), уничтоженном на железнодорожной платформе в районе деревни Мёз в Лотарингии. Танк из 1-й роты 51-го батальона тяжелых танков. Командир батальона майор Фурне.
    16 июня 1940 года танк был взорван своим экипажем у деревушки Мёз.Обращает на себя внимание, что машину обстреливали из противотанковых орудий на предмет определения характеристик бронепробиваемости.
  13. +4
    11 марта 2016 08:04
    ...позднее немцы захватили Char 2C за номером №99... который немцы затем переправили в Германию и даже показывали в Берлине на выставке трофейного вооруженияФранцузский тяжелый танк Char 2C №99 «Шампань» (Champangne).
    Машина из состава 1-й роты 51-го батальона тяжелых танков. Командир батальона майор Фурне.
    Машина досталась немцам в исправном состоянии. Танк был захвачен частями 10-го танкового полка 8-й танковой дивизии Вермахта. После захвата танк был направлен в Германию на полигон в Куммерсдорф. Дальнейшая судьба танка не известна.
    1. +3
      11 марта 2016 08:15
      Танк Char2C№99, стоящий на железнодорожной платформе в районе деревни Мёз в Лотарингии.Надпись на борту «Еrbeuten Pz.Rgt.10» танк захвачен частями 10-го танкового полка 8-й танковой дивизии Вермахта.
      1. +6
        11 марта 2016 08:43
        Цитата: bionik
        Танк Char2C№99, стоящий на железнодорожной платформе


        этот так же стоит на Ж/Д,платформе,но похоже что танк Char 2,подорван экипажем...
  14. +2
    11 марта 2016 08:18
    Мдя. Французы всегда отличались нетривиальным техническим мышлением, в части, касающейся бронетехники. Вспомним качающуюся башню амх13.
    И пр. технические решения. Такое ощущение, что французам мешает излишняя мечтательность :-)
    1. +3
      11 марта 2016 09:00
      Похоже французский автопром имеет достойных предшественников
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      11 марта 2016 11:22
      Цитата: tchoni
      Мдя. Французы всегда отличались нетривиальным техническим мышлением, в части, касающейся бронетехники. Вспомним качающуюся башню амх13.
      И пр. технические решения. Такое ощущение, что французам мешает излишняя мечтательность :-)

      но, тем не менее, танковая классика родилась именно во Франции)
      1. +2
        11 марта 2016 13:22
        Именно по этому и родилась, что не боялись эксперимента. Знаете как бывает? ради грамма золота тонну пустой породы надо промыть. Но, в целом и общем, сооружения, конечно, грандиозные.
  15. +1
    11 марта 2016 08:58
    На этом фоне Т-35 не кажется таким уж ком.
  16. +3
    11 марта 2016 09:14
    Char 2C стал крупнейшим по метрическим размерам среди всех танков, которые когда-либо принимались на вооружение и вторым по величине из когда-либо построенных в металле, уступив лишь российскому «Царь-танку» на колесном шасси.
    На счёт принятых на вооружение не спорю, а вот на счёт построенных в металле ест конкурент: "Маус".
    Боевая масса - 189 т (против 70-74 или 81 модернизированных)
    Габариты - 10200х3670х3660 (против 10270х3000х4090) [длина почти совпадает, ширина больше, высота меньше]

    Основным вооружением танка стала 75-мм пушка АРХ 1897, которая располагалась в башне с сектором обстрела в 320 градусов.
    ...Именно этот кожух и «съел» недостающие 40 градусов от кругового сектора обстрела главной орудийной башни.
    Он их не только "съел", он превратил башню с круговым вращением в мотающуюся, как маятник. В общем, для ПМВ хорошая кувалда линии обороны прошибать. А вот к какой войне готовились французские генералы во второй половине 30-х годов, что такие танки заказывали - не понятно.

    В чем-то новый танк, получивший обозначение FCM F1, был аналогичен советским тяжелым танкам Т-100 и СМК, но французские инженеры смогли внести в проект «изюминку».
    И в чём "изюминка"? В различной специализации башен? Так и на наших многобашенных они тоже разное вооружение несли и для разных задач предназначались. Или весь "изюм" только в большем калибре основного орудия? Тоже мне, "кулинарные" изыски.
    1. +4
      11 марта 2016 09:36
      Цитата: Алекс
      На счёт принятых на вооружение не спорю, а вот на счёт построенных в металле ест конкурент: "Маус".

      сравнение габаритов,FCM F1 и Maus.
    2. +3
      11 марта 2016 11:53
      Цитата: Алекс
      А вот к какой войне готовились французские генералы во второй половине 30-х годов, что такие танки заказывали - не понятно.

      Встречал в нескольких публикациях, что Минфин Франции той поры, предъявлял к танкам как и кораблям требование по эксплуатации в строю в течении не менее 15лет и неохотно выделял деньги на новые разработки,требуя модернизации существующего парка.Впервые я это прочитал пацаном в книге Мостовенко "Танки"в начале 60-х годов.Потом я читал ещё несколько раз,в разных изданиях разных авторов.Поэтому и запомнилось
  17. +1
    11 марта 2016 12:20
    29 фото с Char 2C Ссылка: http://www.worldwarphotos.info/gallery/france/tanks-france/char-2c/
  18. +4
    11 марта 2016 15:09
    Вчера один альтернативно одаренный автор по фио Вячеслав Шпаковский тиснул на сайте статейку в стиле резуна "Кировские монстры" (+109 между прочим) , где утверждал, что тупые сталинские генералы заставляли не очень умных сталинских конструкторов клепать дебильные тяжелые и сверхтяжелые КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Хотелось бы послушать как в то время Сталин заставлял этим же самым заниматься немцев, французов, англичан и чуть позже американцев.
    1. +3
      11 марта 2016 16:21
      Цитата: alovrov
      Вчера один альтернативно одаренный автор по фио Вячеслав Шпаковский тиснул на сайте статейку в стиле резуна "Кировские монстры" (+109 между прочим) , где утверждал, что тупые сталинские генералы заставляли не очень умных сталинских конструкторов клепать дебильные тяжелые и сверхтяжелые КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Хотелось бы послушать как в то время Сталин заставлял этим же самым заниматься немцев, французов, англичан и чуть позже американцев.

      Я Вам больше скажу - в разгроме отмобилизованной французской армии в 1940 (не просто армии, а армии-победительницы в Первой Мировой) тоже Сталин виноват. smile
      И в том, что Британия, имевшая опыт ПМВ и сама разрешившая рейху строить подводные лодки (в нарушение Версаля), оказалась неготова к очередной битве за морские коммуникации - тоже кровавыйтиран виноват!
  19. +1
    11 марта 2016 16:40
    моменту безнадежно устарел технически и морально
    это нам сейчас известно!
  20. 0
    11 марта 2016 17:28
    Раз сверхтяжёлый, то по идее и сверх бронированный. А тут понимаешь какой то слонопотам с дрищавой картонной бронёй. Хотя может быть я ошибаюсь и для своего времени броня на уровне, но по моему в целом танчик так себе.
  21. +1
    11 марта 2016 21:02
    А у нас был "т-35" у него 5 башен.
  22. +1
    11 марта 2016 21:56
    Большое спасибо за статью.+++++.
  23. +4
    12 марта 2016 20:45
    вот - наверное самое хорошее изображение ........ рядом видимо прицеп от танкетки снабжения - рено уе
  24. 0
    3 апреля 2016 16:34
    Цитата: tchoni
    Мдя. Французы всегда отличались нетривиальным техническим мышлением, в части, касающейся бронетехники. Вспомним качающуюся башню амх13.
    И пр. технические решения. Такое ощущение, что французам мешает излишняя мечтательность :-)

    Ну по FT-17 этого не скажешь - исключительно удачное решение, особенно на фоне английских, немецких и других французских моделей.
  25. 0
    3 апреля 2016 17:04
    Цитата: Alexey RA

    Я Вам больше скажу - в разгроме отмобилизованной французской армии в 1940 (не просто армии, а армии-победительницы в Первой Мировой) тоже Сталин виноват. smile
    И в том, что Британия, имевшая опыт ПМВ и сама разрешившая рейху строить подводные лодки (в нарушение Версаля), оказалась неготова к очередной битве за морские коммуникации - тоже кровавыйтиран виноват!

    Несомненно - виноват!
    Такой группировки авиации как в операции Гельб - да ещё и на таком ограниченном пространстве - Люфтваффе никогда уже не смогли сконцентрировать!
    Почему?
    Да потому что со своих восточных рубежей и Люфтваффе и Вермахт выгребли все что было возможно - граница с СССР была оголена полностью!
    Румыния тогда ещё не упала в объятия Оси - где же тогда Вермахт и Люфтваффе получили необходимое для ведения войны количество ГСМ?
    Да это "лучший друг физкультурников" подсуетился - эшелоны с нефтью шли из СССР в Германию нескончаемым потоком.

    Так что в быстром поражении Франции виноват - в том числе - и лично-персонально "друг всех физкультурников"!

    А вот 21-го июня 41-го года - и несомненно такая дата это совершенно случайное совпадение!!! - РАФ провели первую бомбардировку из серии операций РАФ под кодовым названием «Цирк» - не слышали про такую операцию, не?
    Тогда 300 британских бомбардировщиков под прикрытием истребителей бомбили объекты на территории Германии!

    Интересно - как бы себя почувствовал дорогой наш, любимый Адольф Алозьич если бы эдак числа 8-го мая 40-го года триста ДБ-3 и СБ ошушщештвили налет на тот же Берлин?..

    И ещё одно интересно: как бы выглядела операция Барбаросса - если бы в июне 41-го Черчилль позволил немцам перебросить все силы Вермахта и Люфтваффе из Африки и Западной Европы на восток, к границам СССР? - Возле Урала в таком случае Вермахт остановился бы?

    Но налета ВВС РККА на Берлин не последовало - а последовали составы ГСМ и заверения руководства Рейха в дружбе советского и германского народов навек, с последующими поздравлениями по случаю победы над англо-французскими поджигателями войны!


    Так что тут вы совершенно правы - наш пострел везде поспел!
  26. 0
    3 апреля 2016 17:37
    Цитата: Галич Кос
    Раз сверхтяжёлый, то по идее и сверх бронированный. А тут понимаешь какой то слонопотам с дрищавой картонной бронёй. Хотя может быть я ошибаюсь и для своего времени броня на уровне, но по моему в целом танчик так себе.

    Так на момент проектирования он и был супербронированный - противотанковой артиллерии на тот момент не существовало в принципе.
    А для остальных видов оружия 45мм лоб и 30мм борт это реально противоснарядное бронирование - практически полная 100%-ная защита.
    Такая броня даже для начала ВМВ неплохо смотрелась - Т-34 закончил войну с близкими параметрами бронирования.