Осень либеральных демократий

13
Осень либеральных демократийЗакон мотивации капитала

Меткое замечание одного из классиков политической экономии о том, что при 300-процентной прибыли у капитала «сносит крышу» и он готов идти на любые преступления, снова подтверждается в мировом масштабе. И обезумевшие от временного успеха сильные мира сего снова разрушают основы собственного процветания.

Не откуда-нибудь, а из отчёта Управления Конгресса США по бюджету следует, что за период 1979-2007 годов доходы богатых - 1% населения Америки – выросли на 275%, а у горстки сверхбогатых этот показатель роста доходов достиг умопомрачительной цифры в 392% (!). И это при том, что налоги для этой категории граждан США, согласно тому же отчёту, снизились на 37% (!). Иначе говоря, «марксов предел беспредела», обозначенный магической цифрой 300%, превзойдён.

Экономиста Маркса можно любить и можно ненавидеть, можно приписывать ему всю ответственность за геополитические потрясения прошлого века, можно восхищаться его предчувствием этих потрясений. Однако отрицать точность его социально-экономического анализа могут ныне только либо полные невежды, либо законченные лицемеры и политические пройдохи.

Так как же эта логика неукротимого стремления к прибыли отражается на восприятии людьми господствующих политико-экономических иллюзий эпохи кризиса глобализма и идеалов либеральных демократий? И о чём нам пыталась поведать суровая осень 2011-го года, осень драматических потрясений в странах исламского мира и впечатляющих бунтов в странах Запада?

Анатомия и динамика глобального кризиса доверия

При внимательном анализе событий последних лет выясняется, что правительствам стран либеральной демократии не удалось удержать банковский капитал в рамках его классической банковской деятельности – торговлей деньгами. И банковский капитал с помощью мощной, длительной и хорошо организованной лоббистской кампании добился легализации своего участия в спекулятивных операциях на различных рынках, в первую очередь – на рынках ценных бумаг, их деривативов, а также на рынках недвижимости. Более того, банковский капитал стал непосредственно вторгаться в процессы мировой экономики и политики, ломая хрупкую международную систему сдержек и противовесов.

Затем в полном соответствии со знаменитым «принципом домино» и в полном несоответствии с либеральной теорией «самоуравновешивающихся рынков», под напором превосходящего всякие разумные пределы «кредитного давления» в «долговых тромбах» кровеносные сосуды мировой экономики, её банковские и биржевые системы стали лопаться и давать сбой, вгоняя мировое хозяйство в состояние глубокого инвестиционного инсульта и обширного потребительского инфаркта.

Затем начались потрясения в социально-политических системах, подрывая авторитарные режимы в странах Магриба и Леванта заодно с либеральными демократиями Евросоюза. Дело дошло до того, что взбунтовались не только доведённые до отчаяния традиционно законопослушные обыватели южного пояса Западной Европы, но и сравнительно обеспеченные граждане Бельгии (для которых выживание с тремя тысячами евро на семью в месяц стало проблематичным!), а также более чем законопослушные граждане Нью-Йорка (акция «Захвати Уолл-Стрит!») и других городов США под многозначительным лозунгом «Wearethe 99%!» (что означает вполне обоснованное требование призвать к ответу 1% преуспевающих и потерявших чувство реальности).

И в конце концов, кризис кредита (кредит по латыни - доверие) в финансовой, производственной, социальной и политической сферах перебросился в самую, казалось бы, несокрушимую «мозговую область» мировой политики – идеологическую. Иначе говоря, кризис доверия стал перемещаться из сферы материального в сферу духовного, напоминая грозовую атмосферу мировой депрессии между Первой и Второй мировыми войнами прошлого столетия.

Повышен «болевой порог» государственного долга США, богатые «северяне» Евросоюза принялись лихорадочно «реструктурировать» долги «неразумных южан», МВФ стал ещё жёстче требовать от должников сворачивания образовательных и социальных программ, превращая суверенитет этих государств в средство возвращения государственного долга. Попутно началось преследование «Викиликса» и прочих возмутителей спокойствия.

Однако при кризисе всей системы попытки локализовать его в одних местах тут же оборачиваются «проколами» в новых, притом самых неожиданных местах: заколебались твердыни «зоны евро» и всполошились академические и университетские умы, обеспокоенные судьбой своих теряющих связь с реальностью научных изысканий в области экономики, политологии, социологии.

Между Сциллой свободы и Харибдой демократии

Популярные политико-экономические доктрины, как это ни странно, чем-то схожи с религиозными учениями: и тем и другим присущи символы веры, системы символического соблазна и насилия, системы подавления инакомыслия, свои священнослужители, толкователи и проповедники, свои еретики. А главное – и тем и другим присущи догматы, воспринимаемые их адептами как истины в последней инстанции.

И точно так же, как многие религиозные учения, политико-экономические доктрины начинают разрушаться, когда их идеальные утопические построения сталкиваются с реальностью. Именно это и происходит сейчас с либерально-демократическими доктринами: тектонические кризисные процессы в мироустройстве, в карманах и умах обывателей порождают процессы рефлексии вселенского масштаба. Кризис бытия неминуемо порождает кризис доверия к господствующим доктринам, кризис веры в разумность и справедливость существующего порядка. Это кризис выражается, прежде всего, в бунте «массового человека» с его обманутыми надеждами на обретение материального благосостояния и душевного равновесия.Кризис бытия определяет кризис сознания, и это сознание начинает критически относиться к доминирующим идеологиям, особенно – к фундаментализму либерально-демократической доктрины.

Критика «слева» догматов этой живучей и хорошо «раскрученной» доктрины предельно радикальна и хорошо известна: данная доктрина освящает и оправдывает логику безжалостной эксплуатации человека человеком и посему изначально асоциальна и аморальна. Более изощренной выглядит критика «справа» такими великими умами, как Кейнс или Валлерстайн, явно обеспокоенными неразумием и алчностью элит, лукаво опирающихся в своих корыстных действиях на такие «антиэлитарные» по своей сути принципы, как свобода и демократия.

Исходя из опыта Великой депрессии, Кейнс сумел убедить властные элиты Запада в необходимости государственного контроля над спекулятивной стихией рынка ценных бумаг и безработицей. Однако уже после Второй мировой войны его мудрые советы были решительно отвергнуты теми, кто воплощает неистребимую тягу капитала к сверхприбылям. Точно так же были оставлены без внимания грозные предупреждения Валлерстайна насчёт опасных последствий экстремистской геополитики TINA (“Thereisnoalternatives!”), предполагающей ничем не сдерживаемые трансграничные перемещения капиталов и сворачивание социальных программ. И все эти предостережения «справа» были заглушены хором защитников либерально-демократической догматики. Пока не грянул кризис, потрясший до основания её символ веры.

Сам концепт «либеральной демократии» кристаллизировался впервые в голове француза Алексиса де Токвиля и был более или менее определённо выражен им в работе «Демократия в Америке» в середине XIX века. Токвиль заявил, что он усматривает возможность сосуществования свободы и демократии в условиях равенства возможностей свободных граждан в сочетании с принципом невмешательства правительства в сферу их экономических и гражданских свобод. Однако равенства возможностей не получилось, без государственного контроля не обошлось.

Удивительное дело, но сам термин «демократия» начисто отсутствует, например, в Декларации независимости США. И тем не менее идеологическая химера союза Свободы (в её частнособственническом понимании) и Демократии (в её понимании как коллективной власти лиц, обладающих хоть какой-то частной собственностью, но, конечно, не индейцев или афроамериканцев) начала своё триумфальное идеологическое восхождение в качестве главной доктрины англо-саксонской модели глобализации.

Химера

В чём состоит изначальная химеричность этой претендующей на глобальное доминирование идеологической доктрины? Свобода частного собственника предполагает укрепление власти тех, кто выиграл гонку за выживание, тогда как демократия предполагает развитие и усиление власти большинства населения, то есть в основном как раз тех «неудачников» в погоне за успехом, которые реально воспользоваться свободой никак не могут. Свобода для сильных вступает в конфликт с властью слабых, и их скрещивание порождает химеру.

Эту доктринальную химеру либеральной демократии академические и университетские теоретики попытались спасти с помощью концепции «среднего класса» мелких частных собственников и служащих, число которых якобы должно непрерывно расти в условиях либеральных демократий. Так красиво мыслилось в теории.

Однако на практике в действие вступил закон диалектических превращений, согласно которому всякая теоретическая утопия с неизбежностью превращается в свою противоположность, в антиутопию, когда «лояльная» и «свободная» рыночная конкуренция в рамках «демократических» прав и свобод обернулась засильем олигархий и монополий, а сами демократические институты превратились в эффективные инструменты увековечивания господства экономических и политических элит.

В бурном развитии информационных технологий многие теоретики конца XX века усмотрели некую новую эру «постиндустриализма» как предвестника новых мировых побед либеральной демократии. Волна электронных «твиттер-революций» в предкризисную эпоху, казалось бы, подтверждала эту авангардную теорию. Однако сам западный «постиндустриализм» быстро свёлся к тому, что Китай взял на себя функции мировой индустриальной державы и стал успешно покрывать потребности Запада в сравнительно дешёвых и относительно качественных товарах. А засилье гигантов информационных технологий на мировом рынке информационных услуг вкупе с беспрецедентно возросшим информационным контролем спецслужб над коммуникациями граждан быстро развеяли иллюзорные ожидания сторонников либеральных доктрин. И никакие «постиндустриальные» информационные технологии не смогли остановить кредитного кризиса – следствия человеческой жадности, упоённой всесилием.

Так теоретическая химера скрещивания свободы и демократии обернулась нескончаемой чередой гражданских, региональных и мировых кризисов и войн. Более того, попытка распространить эту утопическую доктрину либеральной демократии с уровня национальных структур на наднациональные всякий раз обращалась своей противоположностью – диктатом сильных над слабыми. Естественно, под флагом непримиримой борьбы за свободу и демократию «продвинутых» против «отсталых», всего «демократического» против всего «авторитарного» и «тоталитарного».

Опьянение успехом борьбы за власть и богатство определило поведение национальных и мировых элит. И они, вопреки заботам о собственной безопасности и в согласии с законом мотивации элит, выраженным более двух тысячелетий тому назад великим китайским мыслителем Лаоцзы («Путь Человека таков – сильные непременно усиливаются, слабые с неизбежностью слабеют»), а затем в XIX веке переформулированном политэкономом Марксом в виде закона мотивации Капитала, стали подтачивать основы своего существования – кредита, то есть доверия.

Естественно, когда существование человека в условиях мирового кризиса доверия становится невыносимым, отчаявшиеся и нищающие массы, нищающий «средний класс», а также нищающие страны «третьего мира» начинают бунтовать. Тогда корабль мировой экономики вплывает в зону опаснейших рифов между Сциллой свободы и Харибдой демократии. Тогда ломаются национальные и мировые системы сдержек и противовесов, тогда наступает осень либеральных демократий, отмеченная бунтами умнеющих на глазах обывателей, а также лукавыми «демократическими революциями», во время которых элиты вновь пытаются перераспределить власть и богатство в свою пользу, привычно используя либерально-догматический фундаментализм.

Postscriptum

…В самом конце ноября мы с моим старым товарищем, бизнесменом, прекрасным и проницательным человеком, ехали из села Бутучены в Кишинёв сквозь притихшую, задавленную экономическим и политическим кризисом Молдову. Один из его сыновей уехал в США, поскольку победа либеральных сил в Молдове обернулась трагедией для её молодого поколения. И вдруг он неожиданно сказал: «Этот кризис в Европе на совести социалистов в Испании… Всех социалистов вообще. Эта их политика социальной защиты вышла нам всем боком!»

Я ничего ему не ответил – он по-прежнему жил святой верой в то, что либерально-демократическая доктрина являет собой единственно верную путеводную звезду человечества. И мне, непонятно почему, вдруг неожиданно вспомнились насмешливые слова, сказанные королём дипломатии Талейраном о Бурбонах: «Они много пострадали, но ничему не научились!»

За стёклами машины проплывала холодная и тревожная осень. «Осень либеральных демократий…» - почему-то подумалось мне, и я решил взяться за перо…
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Леха е-мое
    -1
    12 декабря 2011 11:31
    ХА - осеннее обострение на почве маниии величия у ПИНДОСОВ.
    1. rysich
      0
      12 декабря 2011 23:31
      Они заставили молится на доллар не только своих граждан, они пытаются это сделать и с нами. Хрен им на рыло звездо - полосатое.
  2. vadimus
    +1
    12 декабря 2011 11:33
    Ох уж эти либерасты и дерьмократы… Пора революцию в америке делать… На своей шкуре пускай испытают…
    1. +4
      12 декабря 2011 11:45
      При 300-процентной прибыли у капитала «сносит крышу»

      США торговали с Германией практически до середины 1944-го. хоть и через подставные компании в нейтральных стран и в это же время торговали (ленд-лиз) с СССР
      1. Леха е-мое
        0
        12 декабря 2011 11:48
        Причем платили созничкам не бумажками а реальным золотом.
  3. badabum
    0
    12 декабря 2011 12:47
    Пиндосам насрать на весь мир, они на шарике одни.
    Время платить по счетам!!!!
  4. 0
    12 декабря 2011 12:59
    Как я понял, любые доктрины и идеологии оказываются ложными. (может ошибаюсь, но сумбурное изложение) Скорее то, что любую благую затею найдутся желающие приспособить под свои нужды. Ну так это очевидно.
    Искажают религиозные учения, искажают экономические теории и проекты пороком жадности и подтверждают сказанное давно, что наступит время и "живые позавидуют мёртвым". Раньше я думал, чтоэто будет космическая катастрофа, а теперь уверен, что это устроят люди потерявшие Сознание.
  5. +1
    12 декабря 2011 14:22
    Ох уж эти либерасты и дерьмократы… Пора революцию в америке делать… На своей шкуре пускай испытают…

    Сенат одобряет беспричинное задержание и пытку американцев

    Ужасающий законопроект, позволяющий задерживать и заключать под стражу на неопределенное время американцев, допрашивать и подвергать пыткам без суда и следствия, был принят Сенатом в четверг с подавляющей поддержкой 93% законодателей.


    Только семь членов Сената США проголосовали против Закона о национальной обороне (National Defense Authorization Act) в четверг, несмотря на предостережения со стороны Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU) и заинтересованных граждан по всей стране, что легализация этого закона будет иметь пагубные последствия для гражданских прав и свобод каждого человека в Америке. Согласно данному законопроекту, американцы могут быть задержаны американскими военными за “связи с терроризмом” без суда и следствия и заключены в тюрьму на неопределенный срок.Кроме того, еще одна поправка в тексте законодательства одобряет пытки утоплением и другие , в настоящее время объявленые вне закона.

    "Это законопроект исторической угрозы американским гражданам", – сообщает Associated Press Кристофер Андерс из ACLU.

    Как считают самые ревностные сторонники законопроекта, история требует, чтобы американцы пожертвовали своей личной безопасностью ради свободы.Сенатор Линдси Грэм, сторонник законодательства, говорит о текущих законах, защищающих американцев, что они являются недостаточно строгими. Будет лучше, – говорит сенатор – если любому человеку, подозреваемому в терроризме, "не станут зачитывать его права Миранды* и не будут назначать адвоката."Грэм добавил, что подозреваемые в терроризме "должны содержаться гуманно в военной тюрьме, где они будут допрошены о том, почему они присоединились к Аль-Каиде, и что они планировали делать для всех нас", хотя сами положения законодательства не выглядят так гуманно. Пытки утоплением, лишением сна и другие методы, признанные вне закона в 2005 Законом против пыток, будут добавлены к сверхсекретному списку одобренных методов допроса, рекомендуемых к использованию на подозреваемых американцах или иностранцах.

    Сенатор-республиканец Келли Айот (Kelly Ayotte) на прошлой неделе заявил, что "террористы не должны быть осведомлены обо всех наших методах допроса заранее", и сенатор Джо Либерман (Joe Lieberman) добавил в ходе дебатов на этой неделе: "Когда член Аль-Каиды или подобной связанной с террористами группой, я хочу... чтобы они были напуганы тем, что с ними произойдет в американском заключении.”"Я хочу, чтобы они не знали то, что именно с ними произойдет,” – добавил сенатор и бывший кандидат в президенты.Они не только не будут знать свого ужасного будущего, но они не будут знать свои права, потому, что они не будут иметь никаких прав.

    "Нам нужна власть, чтобы заключать отдельных лиц в военную тюрьму, поэтому мы не зачитываем их права Миранды", добавляет Келли.

    Хотя законодатели объединились массово поддержав легализацию этого закона по борьбе с террористами, он также легко может быть применен к любому, в том числе к американским гражданам, всего лишь “подозреваемым в связях с терроризмом”.


    Президент США Барак Обама пообещал в прошлом, что наложит вето на законодательство, если оно пройдет через Конгресс, Белый дом официально заявил AP в четверг, что эта опасность остается. Поскольку Обама перед лицом страны на грани экономического краха и День выборов так близок, изменение точки зрения не так уж и невозможно - Закон о национальной обороне на 2012 финансовый год имеет свою стоимость почти на 30 млрд. долларов ниже того, что просил Обама. * – "права Миранды" (которыми обладает задержанный по подозрению в совершении преступления: право хранить молчание во время допроса, право на помощь адвоката и присутствие адвоката при допросе, право не свидетельствовать против себя; эти права были сформулированы Верховным судом США в деле "Миранда против штата Аризона")
  6. Boos24
    0
    12 декабря 2011 15:33
    Скорей бы их разорвало на клочки и 300 лет о них слышать только как о государстве рабов, нет придела ихнему высокомерию
    1. lightforcer
      0
      12 декабря 2011 18:16
      У нас национальная идея - антиамериканизм. А если США не станет, что нам новую идею придумывать что ли? Наше дело правое, а врага найдем.
      1. 0
        12 декабря 2011 20:03
        дА мы бы забыли про них, но ведь они лезут и лезут к нам, вмешиваются в наши дела.
  7. dred
    -1
    12 декабря 2011 17:46
    да хотел бы посмотреть на пендосов
  8. 0
    13 декабря 2011 00:44
    Борятся с Аль-Каидой у себя, и "подкармливая" её, натравливают на другие страны.