Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании

Сверхтяжелые танки в период между двумя мировыми войнами волновали умы конструкторов многих стран мира. Естественно, они не могли оставаться без внимания и в Великобритании, стране, которая и была родиной танка. Уже после начала Второй мировой войны здесь начались работы по созданию танка TOG. И если танк TOG I на сверхтяжелый еще не тянул, то вот версия TOG II, обладающая несуразным внешним видом, весила уже более 82 тонн. А уже в годы войны здесь создали тяжелый штурмовой танк А39 «Tortoise», вес которого достигал 79 тонн. Об этих машинах мы сегодня и поговорим.

Танки TOG

Сверхтяжелый танк TOG II разрабатывался с 1940 по 1944 год, то есть практически на протяжении всей Второй мировой войны. До наших дней дожил единственный экземпляр этой необычной боевой машины, который хранится в танковом музее Бовингтона. Танк получил обозначение TOG (The Old Gang — старая банда), благодаря тому, что над ним работал Альберт Стерн, человек-легенда в танкостроении Британии. Ранее он занимал пост секретаря Первого в мире Комитета сухопутных кораблей, во многом именно благодаря его деятельности и воле в Великобритании в 1916 году и было налажено первое в мире серийное производство танков. В 1939 году Стерн собрал вокруг себя видных единомышленников, которые стояли у истоков создания первых английских танков. Ему удалось заручиться поддержкой Кабинета министров и сформировать Комитет Создания Специальной Машины (SVDC). Учитывая собравшийся коллектив ветеранов танкостроения, данный комитет и прозвали The Old Gang. Главной бедой Стерна было его высокое самомнение, он полагал, что один знает, как создать новый успешный танк. Вместе со своими прославленными единомышленниками, среди которых были Виллиам Триттон, сэр Эрнст Свинтон, сэр Юстас Теннисон и другие, он начал создавать танк, который изначально опоздал на свою войну.


Непосредственные работы над танком TOG начались в феврале 1940 года, когда был изготовлен деревянный макет и пошли заказы на некоторые узлы будущего танка. Уже на первый взгляд внешний вид машины поражал своей архаичностью. Это была высока, узкая и длинная боевая машина, которая априори была неповоротливой. По сути, она и повторяла конструкцию первых танков. Архаичность усиливалось и выбором ромбовидной формы корпуса, пулеметными спонсонами по бортам и траками из никелевой стали времен Первой мировой войны. Впрочем, пулеметные спонсоны исчезли уже на стадии прототипа, однако более современным танк от такого шага не стал. Первоначально в лобовом листе корпуса конструкторы решили установить 75-мм гаубицу, но со временем решились на установку башни кругового вращения. Согласно первым требованиям броня танка должна была выдерживать попадания 47-мм бронебойных снарядов, но в будущем ее толщину все время увеличивали. На прототипе бортовое бронирование доходило до 65 мм. Полевые испытания первого варианта танка состоялись 27 сентября 1940 года. Вес танка, по разным данным составлял от 65 до 71 тонны, а развиваемая им скорость не превышала 13,67 км/ч.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


После молниеносного триумфа, которые немецкие танковые части продемонстрировали во Франции в мае-июне 1940 года, вся архаичность и почти полная бесполезность танка TOG проявилась еще больше. На сцену вступала эпоха подвижных и высокоманевренных танков, в то время как TOG никак не мог ответить на требования своего времени. По-хорошему все работы над этим проектом нужно было сворачивать, но на деле работы над машиной, которая устарела еще на стадии проекта, продолжались. В ходе испытаний быстро установили, хотя это было понятно изначально, что боевая машина совершенно неманевренна из-за того, что обладает узким длинным корпусом, однако с этим сделать было ничего нельзя в силу выбранной конструкции танка. Недостатки еще больше усугублялись тем, что, как и на первых английских танках, на TOG I просто отсутствовала подпружиненная подвеска — небольшие опорные катки попросту были жестко закреплены к корпусу.

Второй проблемой стала электромеханическая трансмиссия. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, который служил для питания двух бортовых двигателей. Штурвал управления танком был связан с изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях потенциометром. Поворот танка производился за счет разницы в скорости вращения гусениц. Во время эксплуатации электродвигатели постоянно перегревались. Во время испытаний 28 мая 1941 года танк вынужден был постоянно совершать остановки, чтобы они могли остыть.

Несмотря на весь ворох проблем, параллельно велась работа по танку TOG II, заказ на который был выдан 6 мая 1940 года. Модель была построена в единственном экземпляре и, скорее всего, предназначалась исключительно для установки башни большего размера, в которой разместилось бы 57-мм орудие. На первых испытаниях на танке стояла деревянная башня с муляжом пушки. Реальная башня разрабатывалась для установки на танк TOG II R (Revised — исправленный), который отличался меньшей на 6 футов длиной и торсионной подвеской опорных катков. Однако TOG II R так и не построили в металле, а изготовленную для него башню поставили вместо деревянного макета на TOG II.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


Пожалуй, главными отличиями TOG II была торсионная подвеска, башня, в которой в итоге появилось 3-х дюймовое орудие QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft, переделанное из зенитной пушки, и другое строение ходовой. Корпус был переделан таким образом, чтобы ветвь гусеницы, миновав заднее колесо опускалась в специальный тоннель, через который она шла вперед, а на выходе из него поднималась, для того чтобы попасть на передний ленивец. Решение с тоннелем было использовано для того, чтобы расширить корпус танка для установки погона большей по размерам башни, получившей более мощное вооружение.

К 1943 году танк решили вооружить 17-фунтовой пушкой в башне, которая была создана компанией Messrs Stothert and Pit. Позднее эта башня появилась на танке А30 Челленджер. В том же году в мае на испытаниях машина вела себя безупречно, однако военные благоразумно отказывались принимать этого монстра на вооружение. Окончательно эта история с «Тогом» завершилась только в 1944 году. Тот факт, что эта эпопея с попыткой создания танка родом из Первой мировой войны спустя 20 лет после ее завершения продолжалась так долго, говорит не только о личном упрямстве и крахе надежд Артура Стерна и его Старой Банды, но и о том, что вместо того, чтобы разрабатывать и выпускать действительно нужные для страны гусеничные боевые машины большое количество инженеров практически всю войну занимались, грубо говоря, ерундой. Работы над танками TOG стали наглядной демонстрацией того, что в годы Второй мировой войны в британском танкостроении сложилась просто бедственная ситуация.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


Тактико-технические характеристики TOG II:

Габаритные размеры: длина — 10 130 мм, ширина — 3120 мм, высота — 3050 мм.
Боевая масса — более 81 т.
Вооружение — орудие OQF 17pdr калибра 76,2 мм и пулемет BESA калибра 7,92 мм;
Бронирование — лоб и борта корпуса — 62 мм, крыша — 25 мм, днище — 12 мм, лоб башни — 63 мм.
Силовая установка — 12-цилиндровый, дизельный двигатель Packsman-Ricardo 12TP, мощностью 600 л.с.
Максимальная скорость — 13,67 км/ч.
Запас хода — 112 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.

A39 Tortoise

Тяжелый штурмовой танк A39 Tortoise должен был стать Матильдой II качественного нового уровня, однако на войну опоздал и он. Несмотря на это машину удалось построить в металле, с 1945 по 1947 годы удалось построить 6 прототипов, один из которых сохранен и поддерживается на ходу. На самом деле «Черепаха» никогда не была танком, по всем признакам это была САУ, так как у A39 отсутствовала башня, а пушка размещалась прямо в боевой рубке. Но по английской классификации САУ не могли быть настолько тяжелыми (вес A39 Tortoise превышал 79 тонн), поэтому ее классифицировали, как тяжелый штурмовой танк. По весу данная машина вплотную приближалась к сверхтяжелым танкам или сверхтяжелым САУ.

В начале 1943 года в Британии уже перестали сомневаться в поражении Германии. Поэтому военные все чаще задумывались над проблемой преодоления долговременных линий обороны противника. Их опасение вызывала «Линия Зигфрида». И хотя опыт предыдущих боев демонстрировал, что время линий «Мажино» кануло в лету, определенные опасения у британских военных все еще сохранялись. Они полагали, что немецкий Западный вал насыщен противотанковыми рвами, бетонными ДОТами и прочими фортификационными сооружениями. По этой причине сухопутным войскам необходим танк, который смог бы длительное время находится под огнем противотанковых средств противника, поражая одновременно его огневые точки. В ходе разработки финального варианта танка с символическим названием «Tortoise» проект претерпел огромное количество переработок, оставив позади себя целую линейку машин от АT-1, AT-2, AT-3 вплоть до AT-18.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


Ходовая часть танка, за которым в итоге закрепился индекс A39, была достаточно оригинальной. На каждый борт имелось по 8 сдвоенных опорных катков, которые были блокированы между собой попарно в 4 тележки, также имелось 6 поддерживающих катков. Фактически из-за огромной массы боевой машины, приближавшейся к 80 тоннам, тележки представляли собой жесткую конструкцию с 4 отдельными опорными катками, два из которых устанавливались на общей оси. Помимо этого конструктивно была предусмотрена возможность демонтажа внешней пары катков, для того чтобы облегчить процесс транспортировки танка и снизить поперечную нагрузку на тележку. Подвеска штурмового танка A39 Tortoise была торсионной. Необычным решением для танкостроения Британии стало переднее расположение ведущих колес с гребневым зацеплением. Направляющие колеса (спицованные) находились сзади. Для того, чтобы хоть как-то компенсировать высокое удельное давление на грунт, на танке были использованы широкие гусеничные траки — 813 мм с центрирующим гребнем.

В носовой части танка А39 перед отделением управления располагалась трансмиссия, которая включала в себя механическую коробку передач Merrit-Brown H51D. Данная коробка через раздельный реверс обеспечивала механику-водителю 6 скоростей вперед и назад и имела бортовые тормоза для управления машиной по курсу. В моторном отделении, которое соответствовало по ширине надстройке корпуса, был смонтирован достаточно мощный бензиновый 12-цилиндровый безнаддувный двигатель Rolls-Royce Mk.V «Meteor», который был включен в контур жидкостной системы охлаждения. Перед двигателем располагался радиатор, а по бокам от него конструкторы расположили два топливных бака разного объема — 245 литров слева и 390 литров справа.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


Утвержденная проектом схема расположения вооружения и внушительные габариты пушки потребовали использования на самой традиционной конструкции боевой рубки или надстройки. По бортам она нависала над ходовой частью штурмового танка. При любой другой форме обеспечить более-менее комфортную работу членов экипажа представлялось невозможным. Наиболее «тяжелой» для выпуска являлась передняя часть надстройки корпуса, толщина бронирования которой достигала 228 мм. Нижняя лобовая деталь корпуса, задняя секция и крыша надстройки представляли собой отдельные отливки, которые приваривались отдельно. По причине общей уникальности боевой машины компоновка боевого отделения смотрелась достаточно оригинально. Экипаж этого мастодонта достигал 7 человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, два заряжающих, стрелок лобового пулемета и стрелок верхней башенки.

Основным вооружением «Черепахи» было противотанковое 37-фунтовое орудие (94-мм), которое размещалось почти в центре лобовой части надстройки. По горизонту пушка наводилась на 20 градусов в обе стороны. Орудие было адаптацией зенитной 3,75-дюймовой артиллерийской системы под новые нужды. Британцы повторили тот же финт, что и немцы со своей знаменитой 88-мм зениткой. В процессе адаптации британцы поработали с противооткатными устройствами, новым стволом, системой прицеливания, однако главным нововведением стало раздельно-гильзовое заряжание. Во время испытаний скорость бронебойного снаряда, выпущенного из этой 94-мм пушки, составила 880 м/с, это было лучше показателей 3,75-дюймовой зениток, но хуже, чем у 88-мм танковых орудий немцев. Впрочем, показанные на испытаниях результаты вполне устроили представителей английской армии.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


Вспомогательным вооружением были три пулемета калибра 7,92-мм. Один из них был врезан в шаровую установку слева от орудия, углы его склонения составляли 35 градусов. Спарка точно таких же пулеметов BESA c углами вертикального наведения от +15 до -10°, находилась в специальной пулеметной башенке, расположенной на крыше боевой машины справа-сзади. Слева от пулеметной башенки находилась командирская башенка кругового вращения с бинокулярным перископом, который был подвижен в вертикальной плоскости и со смотровым прибором. Бинокулярный перископ через повторители был связан с прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка. Дополнительным вооружением тяжелого штурмового танка были дымовые гранатометы, которые отлично зарекомендовали себя на полях сражений Второй мировой войны.

Пока шла сборка первого прототипа боевой машины, война попросту закончилась. В целом же необходимость в тяжелом штурмовом танке отпала еще осенью 1944 года, когда стало понятно, что фортификационные сооружения «Линии Зигфрида» не так страшны, как считалось ранее. На фоне же танков-современников — советского ИС-3 или немецкого Королевского Тигра, считавшийся перспективным А39 смотрелся, мягко говоря, старомодно. Поэтому уже в 1946 году британцы сократили заказ до 12 танков по цене 141 666 фунтов за машину. Но и этот контракт позднее был урезан до 6 единиц. В общей сложности к 1947 году было выпущено 6 комплектов для сборки «Черепах», пять из них превратились в полноценные танки, а шестой применялся как набор запасных частей для них.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Великобритании


Тактико-технические характеристики A39 Tortoise:

Габаритные размеры: длина — 10060 мм (с орудием), ширина — 3900 мм, высота — 3050 мм.
Боевая масса — 79 тонн.
Вооружение — 94-мм орудие QF 32 pounder и 3х7,92-мм пулемета Besa.
Бронирование — лоб корпуса — до 228 мм, лоб рубки — до 228 мм, борт корпуса — 178 мм, борт рубки — 228 мм, крыша — 33 мм.
Силовая установка — 12-цилиндровый бензиновый Rolls-Royce Mk.V «Meteor» мощностью 600 л.с.
Максимальная скорость — 19 км/ч (по шоссе), 6 км/ч (проселок)
Запас хода — 140 км (по шоссе).
Экипаж — 7 человек.

Источники информации:
http://www.vn-parabellum.com/gb/tog-art.html
http://www.tank2.ru/country/england/heavienglish/TOG
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/heavy_a39.htm
http://alternathistory.com/tyazhelyi-shturmovoi-tank-39-tortoise-velikobritaniya
http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. kugelblitz 14 марта 2016 06:35
    А вот обратный пример, правда не реализованный в металле. Развитие шло от легких танков, тоже с технологиями 20х годов. Но результат абсолютно отличный - 30 тонн масса, 90 мм орудие (зенитное), броня 100 мм (лобовая и башни)!!! Маленький заклепочный Тигр на рессорах а-ля Виккерс 6 тонн! wassat



    1. Штык 14 марта 2016 06:58
      Это итальянский Карро Armato Р43. Альтернативное обозначение: Carro Armato Pesante P43
      Начало проектирования: 1942 г.
      Стадия завершения работ: проект отменен после капитуляции Италии в сентябре 1943 г.

      БОЕВАЯ МАССА 26430 кг
      ЭКИПАЖ, чел. 4
      ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
      Длина, мм 5754
      Ширина, мм 2756
      Высота, мм 2500
      ВООРУЖЕНИЕ
      75-мм пушка L.75/34 и 8-мм пулемет Breda образца 1938 г.
      БОЕКОМПЛЕКТ 63-66 выстрелов и 576 патронов
      ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
      оптические прицелы
      БРОНИРОВАНИЕ
      лоб башни – 60 мм
      лоб корпуса – 50 мм
      борт – 45 мм
      корма – 40 мм
      крыша и днище – 20 мм
      маска пушки – 60 мм
      ДВИГАТЕЛЬ
      SPA 342, 12-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 330 л.с.
      ТРАНСМИССИЯ
      механческая с 6-скоростной КПП (5 передач вперед и 1 назад)
      ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
      8 опорных катков собранных в 4 тележки, 4 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
      СКОРОСТЬ
      40 км\ч по шоссе
      1. kugelblitz 14 марта 2016 07:41
        Я про вариант P43bis с 90 мм орудием от зенитной пушки Cannone da 90/53, к слову которая не уступала 88 мм Flak 36.
        Страшный танк мог получится, как в обороне, так и в наступлении для поддержки пехоты. Англицкая 75 мм пищаль конечно тоже хороша, но скорее как противотанковое средство, как понимаю оная стояла на Светлячке.



        Тогда тем более мне не понятно назначение этого гроба а-ля ромбы ПМВ. Стояла бы гаубица о 107-122 мм, то она для штурмового танка смотрелась бы рациональней.

        Например макаронники перед капитуляцией разработали подобную машину со 105 мм орудием, правда тонкошкурую в силу возможностей промышленности.

    2. kalibr 14 марта 2016 07:34
      Кто Вам сказал, что он не реализован? Много их не было. Но сколько-то сделать успехи.
      1. kugelblitz 14 марта 2016 07:42
        Это они Р40 наклепать успели некоторое количество, сыроватый танк получился, фактически опытная серия. Но в целом неплохой довольно.
      2. дядяВасяСаяпин 14 марта 2016 15:00
        Извините, а вы исследования не проводили: почему англичане невпопад танки делали (ТОГи, черепахи, черчили)- опыт ведь был большой. Советское танкостроение "черпало идеи" от англичан в 30-е годы. Да и танки вроде бы англичане делали неплохие, но только как будто на год-другой отставали от потребностей армии. Хотели нахаляву получить технику из штатов? Не было желания спешить с разгромом Германии? Не могли своевременно понять какой танк нужен? Или инженеров-танкостроителей было недостаточно?
    3. Гражданский 14 марта 2016 21:58
      Гдеж вы были(((
    4. Комментарий был удален.
  2. max73 14 марта 2016 06:57
    в "тундре" - "тортик" противник серьёзный....)
    1. дядяВасяСаяпин 14 марта 2016 14:42
      Но от арты не убежит. lol
      1. Alexey RA 14 марта 2016 14:53
        Цитата: дядяВасяСаяпин
        Но от арты не убежит.

        Не бегай от арты - умрёшь уставшим. smile

        P.S. Если окно чата WoT покрылось звёздочками - значит арта работает, и работает точно. laughing
        1. дядяВасяСаяпин 14 марта 2016 16:05
          Если арта не работает звёздочек тоже хватает. sad
          Как говорится арта всегда виновата.
          1. Alexey RA 14 марта 2016 16:17
            Дык... это даже не обсуждается. smile

            Арта кинула и не попала - "мазила".
            Арта кинула и попала - "не туда надо было".
            Арта кинула, попала, туда - "опять артобобёр скрысил фраг".
            И рефреном в каждом случае - "нерфь арту! нерфь арту!"
  3. Vladislav 73 14 марта 2016 08:15
    Очень интересно,спасибо,статье + good Один вопрос:упоминавшийся в связи с TOG сэр Юстас Теннисон-это не сэр ли Юстас Теннисон-д'Эйнкорт? belay Глава кораблестроительного отдела Британского Адмиралтейства? belay Создатель"Могучего Худа", других шедевров кораблестроения? belay Чёрт занёс его в эту старую банду?Или хобби такое-на досуге ерундой заниматься? belay
    1. Alexey RA 14 марта 2016 13:11
      Цитата: Vladislav 73
      Один вопрос:упоминавшийся в связи с TOG сэр Юстас Теннисон-это не сэр ли Юстас Теннисон-д'Эйнкорт?

      Он самый. Sir Eustace Henry William Tennyson d'Eyncourt, 1st Baronet.
      Патриарх британского танкостроения, помнивший ещё разработку Little Willie и председательствовавший в самом первом комитете по вопросам разработки бронированных боевых машин - Landships Committee.
      Цитата: Vladislav 73
      Создатель"Могучего Худа", других шедевров кораблестроения?

      ... включая "большие КРЛ" ("Корейджес" и "Фьюриес"), которые от греха подальше перестроили в АВ, а также эскадренные ПЛ типа "К", известные "битвой у острова Мэй". smile
      Цитата: Vladislav 73
      Чёрт занёс его в эту старую банду?

      Не чёрт, а Уинстон Черчилль - ещё в 1915 году. smile
      1. Vladislav 73 14 марта 2016 19:44
        Цитата: Alexey RA
        Не чёрт, а Уинстон Черчилль - ещё в 1915 году

        Ну значит,я не ошибся! yes
        Цитата: Alexey RA
        ... включая "большие КРЛ" ("Корейджес" и "Фьюриес"), которые от греха подальше перестроили в АВ

        Ну тут все вопросы насчёт появления этих кораблей,да и многих других исключительно к старине Фишеру...С кораблестроительной точки зрения,корпуса,обводы,размерения и проч.на тот момент были весьма и весьма передовыми,на мой взгляд-шедеврами. yes
        1. Alexey RA 15 марта 2016 10:03
          Цитата: Vladislav 73
          Ну значит,я не ошибся!

          Это всё придумал Черчилль во пятнадцатом году! smile
  4. aba 14 марта 2016 08:18
    Да, англичане ещё те затейники: когда были на Кубинке(в 80-е годы прошлого столетия), так сотрудник музея рассказывал про танк с двумя двигателям и двумя механиками, что позволяло танку в обоих направлениях двигаться с одинаковой скоростью. Найти какую либо информацию по нему не могу - уже и не помню как назывался этот танк, скорее это даже был опытный образец.
    aba
    1. gla172 14 марта 2016 09:46
      Цитата: aba
      Да, англичане ещё те затейники


      ........=)Согласен.....
    2. tchoni 14 марта 2016 10:53
      Речь, возможно, шла про " уиппет" там два движка стояло точно. Но, кормовой пост управления был ли, не знаю.
      1. dokusib 14 марта 2016 11:40
        Был. Точно.
  5. Volgobalt 14 марта 2016 09:34
    И у нас затейников хватало! Пока на урале не заработали эвакуированные заводы, порой трактора железом обшивали, устанавливали пулемет и вперед врага пугать. Хоть так но врага сдерживали.
    1. kotvov 14 марта 2016 19:29
      И у нас затейников хватало! ,,
      нам приходилось это делать от безысходности,а англичане вытворяли,видно из-за ,,большого ума,,
  6. Лесной 14 марта 2016 09:40
    Интересный ход мысли английских инженеров - сделать нечто прорывное, застопориться на какое-то время, потом опять делать прорыв и дальше дремать.
  7. guzik007 14 марта 2016 10:29
    A39 Tortoise:
    -------------------
    Почему ЭТО упорно называется танком.когда это по компоновке типичная САУ?
    1. Александр72 14 марта 2016 10:53
      Традиции, сэр!
      А это тяжелый штурмовой танк A39 Tortoise в экспозиции танкового музея в Бовингтоне:
      1. Kars 14 марта 2016 12:53
        На полигоне еще такая есть
    2. Комментарий был удален.
  8. Даос 14 марта 2016 10:33
    "У британских собственная гордость" (с)

    Вообще конечно прихотлив и извилист путь британской инженерной мысли... Никогда бы не думал что традиционный британский чай с молоком может давать такие вот "глюки"... ;-)
    1. Alexey RA 14 марта 2016 13:15
      Цитата: Даос
      Вообще конечно прихотлив и извилист путь британской инженерной мысли... Никогда бы не думал что традиционный британский чай с молоком может давать такие вот "глюки"... ;-)

      ... — Похоже, именно тогда английский конструкторский центр снова накрыло туманом с Гримпенской трясины, явно содержащим нестандартные ингредиенты, — из-за угла ангара послышался знакомый голос. — ПТ с орудиями в спонсонах, представляешь? Практически как у «Горбатой горы» M3 Lee, только значительно, значительно масштабнее! В разы!
      — И после этого кто-то считал французов наркоманскими танками? — рассмеялись в ответ. — Только Первая мировая, только хардкор! Фактически, проектировался самоходный ДОТ на гусеницах, который бы неторопливо ползал где-нибудь на Сомме или под Верденом, расстреливая из уймы пулеметов немецкие шеренги, идущие в психическую атаку под развернутыми знаменами и под барабанный бой!
      — Не понимаю, почему не поступило сверхрационального предложения создать самодвижущееся убежище на стрелковый взвод с использованием железобетона!
      Последовал очередной раскат заливистого хохота. Усы сэра Генри от гнева встопорщились под углом ровно 45 градусов, майор сунул под мышку стек и, чеканя шаг, вышел к грубиянам, осмеливавшимся злословить в адрес британской школы танкостроения.
      Так и есть, ничего неожиданного. Этот нахал Ганс Шмульке, которому только бы позубоскалить, и русский младший лейтенант — белобрысый и курносый. Кажется, его имя Vasiliy.
      — Джентльмены, — сэр Генри надулся как индюк, сдвинул брови и взглянул на чуть смутившихся весельчаков с высоты своего немалого роста. — Я требую объяснений!
      — Извините, герр майор! — козырнул Шмульке. — Обсуждаем проблемы сегодняшнего неудачного теста! Дело в том, что господин Storm выбраковал тридцатишеститонный британский танк с пулеметным вооружением как категорически не подходящий по всем параметрам!
      — Тридцатишести... — повторил было сэр Генри, но внезапно покраснел, потом побелел, затем приобрел нежно-зеленый оттенок. Развернулся на каблуке и уныло побрел прочь.
      — Зря ты его так, — сказал Вася сочувственно глядя вслед майору. — Обидел человека.
      — А я-то тут с какой стороны виноват? — изумился Ганс Шмульке. — Напомню, в 1943 году, когда они планировали создать эту пулеметную каракатицу у нас уже был практически разработан «Королевский Тигр», а вы запустили в серию ИС-1. О, слышишь? Пойдем взглянем, кому господин Storm устраивает очередной разнос...
      (с) gunter-spb
  9. Даос 14 марта 2016 11:36
    Вот я сам технарь, и когда гляжу на какое либо "изделие" я в принципе понимаю т.н. конструкторскую логику. Т.е. почему использовано то или иное решение, почему так скомпонован узел...
    Но глядя на изыски "технического дизайна" британских конструкторов я начисто не понимаю "нафига оно так"?

    при этом боюсь и сами британские конструктора на этот вопрос не ответят... или ответят "традиция, сэр!"
    в общем это похоже мем типа "британских учёных"...
    1. Volgobalt 14 марта 2016 20:54
      Глядя на английские такси было не понятно чего же они такие высокие?!! Оказывается чтобы джентэльмены и леди могли не снимать головные уборы!!!)))))
  10. ivanovbg 14 марта 2016 16:24
    7 человек в экипаже... Это с поваром и стюардом командира танка, что-ли? Как-никак, проект был разработан Комитетом сухопутных кораблей!
  11. Razvedka_Boem 14 марта 2016 17:54
    Корень полагаю лежит в том, что еще на заре рождения автомобиля, английские власти ставили всевозможные препоны для его (автомобиля) развития. В итоге, конструкторы переехали в другие страны.
    Пы.Сы. Н-р нужно было бежать впереди автомобиля, который не мог ехать быстрее 10 км/ч, человеку с флагом. который типа предупреждал всех впереди стоящих о его приближении..)
  12. осетин 14 марта 2016 22:05
    Цитата: Даос

    Но глядя на изыски "технического дизайна" британских конструкторов я начисто не понимаю "нафига оно так"?


    Алексей, это не изыски, это изрыги какие-то, рациональности нет, традиции это неплохо, но вот почему же таких несуразных монстров рождают.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня