Military Review

Anti-submarine torpedo SET-53 and its modifications

3
In the early fifties, in connection with the emergence of new weapons and technologies, specialists from leading countries engaged in transforming the appearance of submarine forces of military fleets. A fundamental possibility has emerged of equipping submarines with rocket armament, which made it possible to create a new class of equipment - in the future it will become one of the elements of strategic nuclear forces. At the same time, it became necessary to create hunter submarines that would search and destroy enemy submarines, as well as the development of anti-submarine surface ships. For their weapons required a new torpedo. By the end of the fifties, a torpedo SET-53 was created in our country, designed specifically to attack enemy submarines.


It should be noted that the work on specialized anti-submarine self-guided torpedoes started in 1950 year. Then the experts of the Research and Mine-Torpedo Institute (NIMTI) conducted a series of studies, and also developed the first version of the project. Initially it was assumed that promising weapon will be based on the design of the new torpedo SAET-50. This product was equipped with a single-plane guidance system and could hit enemy surface ships. For combat work on submarines, more sophisticated equipment was needed, capable of searching for targets and directing a torpedo in two planes. Thus, the new project was reduced to the development of an updated guidance system and the adaptation of the basic torpedo for the installation of such equipment.

The first research on new topics started at the very beginning of the fifties. Torpedo received the symbol "Item 238". Its development was led by designer V.M. Shakhnovich. He proposed several original technical solutions, and was also one of the authors of the new test methodology. Through the use of this technique, it became possible to test torpedoes even on ice-covered reservoirs, which seriously reduced the time needed to complete all the necessary work. It is noteworthy that the new test method was tested in practice during the tests of the new anti-submarine torpedo.


Museum sample torpedoes SET-53. Photo of Wikimedia Commons


The design of the “238 Product” ended in the 1954 year. At the same time on the Lake Ladoga underwent ice tests, which showed the main advantages and disadvantages of the development. In the course of the checks, information was collected with the help of which NIMTI specialists continued to improve the project. This stage of work lasted about a year. In 1955, the leadership of the industry and the Ministry of Defense ordered the project to be transferred to the designers of the Scientific Research Institute-400 (now the Central Research Institute Gidropribor) and the SKB of the Engine plant. The first chief designer was V.A. Golubkov, and later his place was taken by V.A. Polikarpov. Despite the change of developer, the project "238" was completed successfully.

According to the results of the first tests on Lake Ladoga, the project “Product 238” was finalized. In the design of the torpedo and its guidance systems made some changes aimed at improving the reliability and overall improvement in performance. In this case, the most common features of the torpedo remained unchanged. Similar improvements allowed in 1956 to transfer design documentation to the Engine plant, which manufactured the first experimental batch of new torpedoes.

The use of the existing torpedo SAET-238 as the basis for the “50 Product” led to the borrowing of the main aggregates. The new project used the existing case (with an increase in length and other design changes), as well as a power plant based on a battery and an electric motor. The layout of the case remains the same. In the head part, under the thin fairing, a receiving antenna of the hydroacoustic guidance system was placed; behind it was a fighting compartment, behind which was placed a battery. The feed was given under the control system and the engine with the shafts of two coaxial screws. The caliber of the product was 533 mm, length - 7,8 m. The mass of the torpedo exceeded 1470 kg.

An interesting feature of the torpedo "Product 238" was the presence of a significant amount of free space filled with air. One of the participants in the development of domestic torpedoes, R.A. Gusev, in his memoirs "This is the torpedo life" recalled that because of too large empty volumes, the torpedo "Product 238" had a positive buoyancy. As the experts explained, these “bubbles” were left on purpose, with a foundation for the future. In the near future it was supposed to equip the torpedo with a new battery, which could require more space in the body.

Anti-submarine torpedo SET-53 and its modifications
Torpedo SAET-50M - the predecessor of the SET-53. Photo Militaryrussia.ru


To search and defeat underwater targets, the “238 Product” received a new homing system developed under the guidance of V.I. Kolesnikova and S.G. Polesko. The composition of this equipment torpedoes were introduced several individual devices that were responsible for performing various tasks. So, at the first stage of work, after exiting the torpedo tube, the depth control system should control the maneuvers of the weapon. At first, she should work independently, and after switching on the homing equipment, according to her commands. Initially, depth control systems were proposed on the basis of a bellows-pendulum device (SMP) and on the basis of a hydrostatic contactor (GZ-III). Comparisons have shown that the SMP device has higher characteristics and therefore it is necessary to equip the torpedo with them.

At a distance of several hundred meters from the carrier (after 30-40 seconds of movement) the torpedo should have included a homing system. This device, which was a passive hydroacoustic station, was based on the ideas and solutions used in the CAET family projects. At the same time, the new system was noticeably reworked in order to ensure the search for targets in two planes. The main element of the system, the antenna, was made in the form of a cylindrical block with two receivers located one above the other. In addition, there was a movable shutter that moved along the surface of the antenna and covered a certain part of it. The antenna and the shutter were placed inside a sealed enclosure filled with ethylene glycol. The objective of this fluid was to damp oscillations from the shutter, which interfered with the normal operation of the antenna and created unnecessary interference.

As in the case of the SAET torpedoes, the homing system of the “238 Products” should have used the reverse magnetostriction phenomenon (it is the Willary effect). Under the action of vibrations emanating from the target, the antenna receivers had to deform, due to which the state of their magnetization changed. The torpedo electronics monitored such changes, compared signals from two receivers, and took them into account when aiming at the target. Thus, the difference in signal strength from the upper and lower receivers allowed us to determine the direction to the target in the vertical plane. To determine the direction in the horizontal, a movable shutter was used: the signal strength was automatically compared with the receivers at its different positions.

The proposed homing equipment operated at a frequency of 25 kHz. The sensitivity of the antenna made it possible to detect an enemy submarine going at a speed of at least 9 nodes at a distance of no more than 600 m. A search was made for targets at a depth from 20 to 200 m in a sector width 120 ° (60 ° left and right from the longitudinal axis of the torpedo). In case of loss of hydroacoustic contact, a special algorithm for the operation of automation was provided for. The torpedo remained at the current depth and continued searching for the target. After a new discovery, she continued to be led to her, until the moment of collision.

The torpedo "Item 238" received a fighting compartment with a weight of 287 kg, sufficient to cause fatal damage to any existing and promising submarines at that time. In order to increase the effectiveness of the attack by a group of engineers led by A.V. Miroshkina created a new proximity fuse based on a speaker system. This device provided for undermining the warhead when passing close to the target, regardless of the angle of the meeting with it. In the event of an unsuccessful attack in the design of a torpedo, a self-destroyer was envisaged. As recalled R.A. Gusev, this device required a lot of accuracy from torpedoists. When mistreated with a torpedo, the self-liquidator would fly out of the hull at high speed, threatening equipment damage and personal injury.


The design of the guidance system. Figure Wunderwafe.ru


In the central compartment of the housing housed the battery. The first version of the “238 Product” received a lead-acid battery of type B-6-IV, borrowed unchanged from the torpedo of SAET-50. This product weighed about 460 kg and gave out current with an average power of 870 A. Behind the battery, next to the control system, was the birotational PM5-3МУ electric motor with 46 kW power. A feature of this engine and its predecessors was the use of rotating anchors and stator, which were connected with the shafts of two coaxial screws. Such an engine design made it possible to eliminate complex transmission assemblies and thereby reduce the weight and noise of the power plant.

The first version of the power plant based on the B-6-IV battery allowed the torpedo to reach speeds up to 23 nodes and cover the distance to 6 km. In the future, the project was redesigned. The old battery was replaced with a new T-7, which made it possible to bring the range to 7,5 km while maintaining speed characteristics. Interestingly, the following upgrades to the 238 project, among others, implied the use of new batteries.

In 1956, the Leningrad plant “Engine” received from the research institute-400 a set of necessary documents, according to which the first experimental batch of 8 torpedoes was assembled. In the same year, torpedoes were tested on Lake Ladoga and the Black Sea. Factory tests were successful, after which the torpedo presented to the customer. In 1957, state tests that were deemed successful were passed. According to the results of all inspections, the “Product 238” was put into service under the designation SET-53 - “Self-guided electric torpedo, project 1953 of the year”. There is also information on the use of the designation "Raccoon-1". The corresponding order was issued in 1958 year. Serial production of new weapons was mastered by the engine plant.

Almost immediately after the start of mass production of the basic torpedoes SET-53, the development of a project for its modernization began. Engineers SKB plant "Engine" under the leadership of GA. Kaplunov made some changes in the design of the weapon and the composition of its units. The main innovation was the use of a new silver-zinc battery TC-3 with enhanced performance. Later, the TC-3 battery was replaced with the 3-3 product. The torpedo also received a leveling system and an electro-hydro-optical course instrument. Measures were taken to reduce the noise of the power plant. As a result of the modernization, the weight of the torpedo increased to 1490 kg. The range also increased: a new battery allowed the torpedo to pass 14 km.

In 1963-64, the updated SET-53 passed the full range of tests, the results of which were put into service. The updated product received the official designation SET-53M. In serial production, SET-53M changed the base torpedo.


Control equipment units. Figure Wunderwafe.ru


An interesting modification of the SET-53 was the TEST-68 torpedo, adopted for service in 1969. This product, created by SKB of the Dvigatel plant and TsNIIAG, received a telecontrol system through the wires. It was proposed to place coils for winding control wires on board the torpedo and on the carrier. At the same time, the homing system was maintained. It was proposed that the Office of Wires be implemented before homing is turned on. TEST-68 had some drawbacks in comparison with other weapons, but it was quite actively used fleet.

In 1967, the first export version of the SET-53 torpedo - SET-53E was developed. Within the framework of this project, the designers of the special design bureau of the Engine plant have equipped the base torpedo with some other components. In particular, the design of the homing system was changed, and another instrument of the course was used. In 1975, a torpedo SET-53МЭ appeared, developed on the basis of SET-53М. Like its predecessor, it had some differences from the base model.

The torpedo SET-53 was the first domestic weapon of its class, designed to destroy submarines. These submarines, as well as surface ships having compatible 53-cm torpedo tubes could use these torpedoes. The temporary lack of alternatives, as well as a successful design led to the corresponding results. The torpedoes SET-53 quickly became widespread and were able to win the respect of sailors.

The operation of the torpedoes SET-53 and SET-53М lasted until the eighties, helped by the reliability of such weapons and sufficiently high performance, further improved after upgrading the early sixties. There were some problems, but in general, the torpedo proved to be good. R.A. Gusev mentions that in 1978, the Mine-Torpedo Institute conducted a study of the training use of torpedoes by the Northern Fleet over the past 10 years. It turned out that, despite the emergence of new weapons, the aging SET-53 and SET-53М proved to be one of the most frequently used samples. For the period reviewed, about 200 shots were fired with such torpedoes - a quarter of all firing. Some products survived 40 shots, after each passing minor repairs and returning to service. During the firing practice, only 2% of the used products were lost, and in all cases it was about so-called. human factor.

With all the success, the torpedoes of the SET-53 were not without flaws. In addition to the already mentioned self-killer, capable of flying out of a torpedo and causing injury or damage to equipment, there were some other features that could lead to negative consequences. For example, there were losses of personnel associated with the use of ethylene glycol in the homing system. This substance is 3-th hazard class and therefore can not be used as an alcoholic beverage. Those who forgot about it paid with health or life.


Instruments torpedoes SET-53 outside the hull. Photo Militaryrussia.ru


Also neglect of torpedoes could lead to an explosion of combustible gases. Lead-acid and some other batteries tend to release hydrogen, both gaseous and bound. To avoid an explosion, the torpedo's battery compartment should be regularly ventilated. Failure to comply with these requirements led to the risk of an explosion. For example, according to the book "This is torpedo life," the typical cause of "cotton" was the accumulation of dangerous gases due to the lack of ventilation for about one and a half months, as well as the use of incorrect measuring devices. If you use a megohmmeter with a voltage not 100 V (recommended) but more powerful on 500 V when checking the insulation of a fighting compartment, a spark may appear on the primary relay of an amplifier of a proximity fuse that can ignite dangerous gases.

Some features of the design of the torpedo, namely the presence of air chambers inside the hull, led to curious cases. At the beginning of the seventies in the Northern Fleet, an instructional shot torpedo TEST-68 was made. Torpedolov went to the area of ​​ascent of the product, but did not find it. After two days of searching, in accordance with the instructions, they stopped searching and headed to the base. The design of such torpedoes was provided for so-called. The drowning plug is a special device that, after 48 hours after the shot, opens the valve and lets water into the body, flooding the weapon. The plug worked properly and started to draw water inside the torpedo, but the remaining air did not let the product sink. Five days later, he was accidentally discovered by a ship passing by. Only after that the torpedo caught and returned to the base.

The first customer and main operator of the torpedoes SET-53 was the navy of the Soviet Union. From the end of the sixties, torpedoes in versions “E” and “ME” were delivered to the GDR and India. According to some reports, it was the Indian sailors who only used this weapon in real combat. December 4 1971, the Indian destroyer D141 Rajput, submerged the Pakistani Navy submarine Gazi. According to one version, the submarine was destroyed by depth charges, according to another - by a torpedo SET-53 in the export version.

The emergence of the first national antisubmarine torpedoes SET-53 allowed to solve an important task in time, which became relevant in connection with the development of the submarine fleet. A fairly successful design and relatively high performance ensured long-term operation of such weapons. Despite the emergence of new types of weapons, SET-53 and SET-53M were operated until the eighties, after which they were written off due to moral and physical obsolescence. By this time, not less successful samples of torpedo weapons were adopted, which allowed not only to preserve, but also to increase the potential of the anti-submarine means of the fleet.


Based on:
http://flot.com/
http://militaryparitet.com/
http://wunderwafe.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-465.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Gusev R.A. Such is the torpedo life. - S.-PB.: Willow, 2003
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Dimon19661
    Dimon19661 22 March 2016 09: 33
    0
    Good article, thanks.
    1. Hammer
      Hammer 22 March 2016 12: 54
      0
      Yeah, I agree. And what about the topic "physicist" - something was born or was it completely closed?
      1. mine
        mine 22 March 2016 22: 42
        -1
        Quote: Hammer
        Yeah, I agree. And what about the topic "physicist" - something was born or was it completely closed?

        wait a bit
        soon this "poet of stories" will "get" to her

        I think that fantasy will be green

        :)
    2. mine
      mine 22 March 2016 21: 35
      -1
      Quote: Dimon19661
      Good article

      hmm ...
      afffftor has no idea about the topic from the word ABSOLUTELY
      nor
  2. m262
    m262 22 March 2016 21: 32
    0
    The series is just super! Rested from ukrasrach!
    1. mine
      mine 22 March 2016 22: 40
      -1
      Quote: m262
      The series is just super! Rested from ukrasrache!

      take a better rest good fiction (instead of this brain juice)
      there will be more benefit
      and less harm
      :)
  3. mine
    mine 25 March 2016 08: 47
    -1
    Quote: SEERs
    vi special? can write an article? Not?

    1. SPECIALIST
    2. Wrote
    3. A lot (some are on this site)
    smile

Противолодочная торпеда СЭТ-53 и ее модификации

В начале пятидесятых годов, в связи с появлением новых вооружений и технологий, специалисты ведущих стран занялись преобразованием облика подводных сил военных флотов. Появилась принципиальная возможность оснащения подлодок ракетным вооружением, что позволяло создать новый класс техники – в дальнейшем он станет одним из элементов стратегических ядерных сил. Одновременно с этим возникла необходимость в создании подлодок-охотников, которые будут искать и уничтожать субмарины противника, а также в развитии противолодочных надводных кораблей. Для их вооружения требовалась новая торпеда. К концу пятидесятых годов в нашей стране была создана торпеда СЭТ-53, предназначавшаяся именно для атаки подлодок противника.

Следует отметить, работы по тематике специализированных противолодочных самонаводящихся торпед стартовали еще в 1950 году. Тогда специалисты Научно-исследовательского минно-торпедного института (НИМТИ) провели ряд исследований, а также разработали первый вариант проекта. Изначально предполагалось, что перспективное оружие будет основываться на конструкции новой торпеды САЭТ-50. Это изделие оснащалось одноплоскостной системой наведения и могло поражать надводные корабли противника. Для боевой работы по подводным лодкам требовалась более совершенная аппаратура, способная искать цели и наводить торпеду в двух плоскостях. Таким образом, новый проект сводился к разработке обновленной системы наведения и адаптации базовой торпеды для установки подобной аппаратуры.

Первые исследования по новой тематике стартовали в самом начале пятидесятых годов. Торпеда получила условное обозначение «Изделие 238». Его разработкой руководил конструктор В.М. Шахнович. Он предложил несколько оригинальных технических решений, а также был одним из авторов новой методики испытаний. За счет применения этой методики появилась возможность проводить испытания торпед даже на водоемах, покрытых льдом, что серьезно сокращало сроки выполнения всех необходимых работ. Примечательно, что новая методика испытаний была опробована на практике именно в ходе тестов новой противолодочной торпеды.


Противолодочная торпеда СЭТ-53 и ее модификации
Музейный образец торпеды СЭТ-53. Фото Wikimedia Commons


Проектирование «Изделия 238» завершилось в 1954 году. Тогда же на Ладожском озере прошли подледные испытания, показавшие основные преимущества и недостатки разработки. В ходе проверок были собраны сведения, при помощи которых специалисты НИМТИ продолжили совершенствование проекта. Этот этап работ продолжался примерно год. В 1955 году руководство промышленности и министерство обороны распорядились передать проект конструкторам НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор») и СКБ завода «Двигатель». Новым главным конструктором сначала стал В.А. Голубков, а позже его место занял В.А. Поликарпов. Несмотря на смену разработчика, проект «238» был завершен успешно.

По результатам первых испытаний на Ладожском озере проект «Изделие 238» был доработан. В конструкцию торпеды и ее систем наведения внесли некоторые изменения, направленные на повышение надежности и общее улучшение характеристик. При этом самые общие особенности торпеды остались без изменений. Подобные доработки позволили в 1956 году передать конструкторскую документацию на завод «Двигатель», который изготовил первую опытную партию новых торпед.

Использование в качестве основы для «Изделия 238» существующей торпеды САЭТ-50 привело к заимствованию основных агрегатов. В новом проекте использовался имеющийся корпус (с увеличением длины и другими изменениями конструкции), а также силовая установка на основе аккумуляторной батареи и электрического двигателя. Компоновка корпуса осталась прежней. В головной части под тонким обтекателем помещалась приемная антенна гидроакустической системы наведения, за ней располагалось боевое отделение, позади которого поместили батарею. Корма отдавалась под системы управления и двигатель с валами двух соосных винтов. Калибр изделия составлял 533 мм, длина – 7,8 м. Масса торпеды превышала 1470 кг.

Интересной особенностью торпеды «Изделие 238» было наличие значительного количества свободного пространства, заполненного воздухом. Один из участников разработки отечественных торпед, Р.А. Гусев в своих мемуарах «Такова торпедная жизнь» вспоминал, что из-за слишком больших пустых объемов торпеда «Изделие 238» имела положительную плавучесть. Как объясняли специалисты, эти «пузыри» были оставлены специально, с заделом на будущее. В самое ближайшее время предполагалось оснастить торпеду новой батареей, которая могла потребовать больше места в корпусе.

Противолодочная торпеда СЭТ-53 и ее модификации
Торпеда САЭТ-50М - предшественник СЭТ-53. Фото Militaryrussia.ru


Для поиска и поражения подводных целей «Изделие 238» получило новую систему самонаведения, разработанную под руководством В.И. Колесникова и С.Г. Полеско. В состав этого оборудования торпеды были введены несколько отдельных приборов, отвечавших за выполнение разных задач. Так, на первом этапе работы, после выхода из торпедного аппарата, контролировать маневры оружия должна была система управления по глубине. Сначала она должна работать самостоятельно, а после включения аппаратуры самонаведения – по ее командам. Изначально предлагались системы управления по глубине на основе сильфонно-маятникового прибора (СМП) и на базе гидростатического замыкателя (ГЗ-III). Сравнения показали, что прибор СМП имеет более высокие характеристики и поэтому торпеду следует оснащать именно им.

На расстоянии в несколько сотен метров от носителя (после 30-40 секунд движения) торпеда должна была включать систему самонаведения. Этот прибор, являвшийся пассивной гидроакустической станцией, основывался на идеях и решениях, использовавшихся в проектах семейства САЭТ. При этом новую систему заметно переработали с целью обеспечения поиска целей в двух плоскостях. Основной элемент системы, антенну, выполнили в виде цилиндрического блока с двумя приемниками, расположенными один над другим. Кроме того, имелась подвижная шторка, перемещавшаяся вдоль поверхности антенны и закрывавшая определенную ее часть. Антенна и шторка помещались внутри герметичного кожуха, заполненного этиленгликолем. Задачей этой жидкости было гашение колебаний от шторки, мешавших нормальной работе антенны и создававших ненужные помехи.

Как и в случае с торпедами САЭТ, система самонаведения «Изделия 238» должна была использовать явление обратной магнитострикции (оно же эффект Виллари). Под действием вибраций, исходящих от цели, приемники антенны должны были деформироваться, из-за чего менялось состояние их намагниченности. Электроника торпеды следила за подобными изменениями, сравнивала сигналы с двух приемников и учитывала их при наведении на цель. Так, разница в силе сигнала с верхнего и нижнего приемника позволяла определить направление на цель в вертикальной плоскости. Для определения направления в горизонтальной использовалась подвижная шторка: автоматически производилось сравнение силы сигнала с приемников при разных ее положениях.

Предложенная аппаратура самонаведения работала на частоте 25 кГц. Чувствительность антенны позволяла засекать подводную лодку противника, идущую со скоростью не менее 9 узлов на дистанции не более 600 м. Обеспечивался поиск целей на глубине от 20 до 200 м в секторе шириной 120° (по 60° влево и вправо от продольной оси торпеды). На случай потери гидроакустического контакта с целью предусматривался специальный алгоритм работы автоматики. Торпеда оставалась на текущей глубине и продолжала поиск цели. После нового обнаружения она продолжала наводиться на нее, вплоть до момента столкновения.

Торпеда «Изделие 238» получила боевое отделение весом 287 кг, достаточное для нанесения фатальных повреждений любым существовавшим на тот момент и перспективным подлодкам. С целью повышения эффективности атаки группой инженеров под руководством А.В. Мирошкина был создан новый неконтактный взрыватель на основе акустической системы. Этот прибор обеспечивал подрыв боевой части при проходе рядом с целью, вне зависимости от угла встречи с ней. На случай неудачной атаки в конструкции торпеды предусматривался самоликвидатор. Как вспоминал Р.А. Гусев, это устройство требовало от торпедистов большой аккуратности. При неправильном обращении с торпедой самоликвидатор с большой скоростью вылетал из корпуса, грозя повреждениями техники и травмами личного состава.

Противолодочная торпеда СЭТ-53 и ее модификации
Конструкция системы наведения. Рисунок Wunderwafe.ru


В центральном отсеке корпуса размещалась аккумуляторная батарея. Первый вариант «Изделия 238» получил свинцово-кислотную батарею типа В-6-IV, без изменений заимствованную у торпеды САЭТ-50. Это изделие весило около 460 кг и выдавало ток средней силой 870 А. Позади батареи, рядом с системой управления, находился биротативный электродвигатель ПМ5-3МУ мощностью 46 кВт. Особенностью этого двигателя и его предшественников было применение вращающихся якоря и статора, которые были связаны с валами двух соосных винтов. Такая конструкция двигателя позволяла исключить сложные агрегаты трансмиссии и тем самым уменьшить вес и шумность силовой установки.

Первый вариант силовой установки на базе батареи В-6-IV позволял торпеде развивать скорость до 23 узлов и преодолевать расстояние до 6 км. В дальнейшем проект был переработан. Старую батарею заменили новой Т-7, которая позволила довести дальность хода до 7,5 км при сохранении скоростных характеристик. Интересно, что следующие модернизации проекта «238», среди прочего, подразумевали применение новых батарей.

В 1956 году ленинградский завод «Двигатель» получил от НИИ-400 комплект необходимых документов, по которым была собрана первая опытная партия из 8 торпед. В том же году торпеды были испытаны на Ладожском озере и Черном море. Заводские испытания прошли успешно, после чего торпеду предъявили заказчику. В 1957 году прошли государственные испытания, признанные успешными. По результатам всех проверок «Изделие 238» было принято на вооружение под обозначением СЭТ-53 – «Самонаводящаяся электрическая торпеда, проект 1953 года». Также имеются сведения о применении обозначении «Енот-1». Соответствующее распоряжение вышло в 1958 году. Серийное производство нового оружия было освоено заводом «Двигатель».

Почти сразу после начала серийного производства базовой торпеды СЭТ-53 началась разработка проекта ее модернизации. Инженеры СКБ завода «Двигатель» под руководством Г.А. Каплунова внесли некоторые изменения в конструкцию оружия и состав его агрегатов. Главным нововведением стало использование новой серебряно-цинковой батареи ТС-3 с повышенными характеристиками. Позже батарею ТС-3 заменили изделием 3ЭТ-3. Также торпеда получила систему креновыравнивания и электрогидрооптический прибор курса. Были приняты меры, направленные на снижение шумности работы силовой установки. В результате модернизации вес торпеды увеличился до 1490 кг. Также выросла дальность хода: новая батарея позволяла торпеде проходить 14 км.

В 1963-64 годах обновленная СЭТ-53 прошла весь комплекс испытаний, по результатам которых была принята на вооружение. Обновленное изделие получило официальное обозначение СЭТ-53М. В серийном производстве СЭТ-53М сменила базовую торпеду.

Противолодочная торпеда СЭТ-53 и ее модификации
Агрегаты аппаратуры управления. Рисунок Wunderwafe.ru


Интересной модификацией СЭТ-53 стала торпеда ТЭСТ-68, принятая на вооружение в 1969 году. Это изделие, созданное СКБ завода «Двигатель» и ЦНИИАГ, получило систему телеуправления по проводам. На борту торпеды и на носителе предлагалось размещать катушки для намотки проводов управления. Одновременно с этим сохранялась система самонаведения. Управление по проводам предлагалось осуществлять до включения самонаведения. ТЭСТ-68 имела некоторые недостатки, в сравнении с другим оружием, однако достаточно активно применялась флотом.

В 1967 году был разработан первый экспортный вариант торпеды СЭТ-53 – СЭТ-53Э. В рамках этого проекта конструкторы СКБ завода «Двигатель» оснастили базовую торпеду некоторыми другими компонентами. В частности, была изменена конструкция системы самонаведения, а также использован другой прибор курса. В 1975 году появилась торпеда СЭТ-53МЭ, разработанная на базе СЭТ-53М. Как и предшественник, она имела некоторые отличия от базовой модели.

Торпеда СЭТ-53 была первым отечественным оружием своего класса, предназначенным для уничтожения подводных лодок. Применять эти торпеды могли как субмарины, так и надводные корабли, имеющие совместимые 53-см торпедные аппараты. Временное отсутствие альтернатив, а также удачная конструкция привели к соответствующим результатам. Торпеды СЭТ-53 быстро получили широкое распространение и смогли завоевать уважение моряков.

Эксплуатация торпед СЭТ-53 и СЭТ-53М продолжалась до восьмидесятых годов, чему способствовала надежность такого оружия и достаточно высокие характеристики, дополнительно улучшившиеся после модернизации начала шестидесятых годов. Имелись некоторые проблемы, но в целом торпеда показала себя с хорошей стороны. Р.А. Гусев упоминает, что в 1978 году Минно-торпедный институт провел исследование учебного применения торпед Северным флотом за последние 10 лет. Выяснилось, что, несмотря на появление нового оружия, устаревающие СЭТ-53 и СЭТ-53М оказались одними из наиболее часто применяемых образцов. За рассмотренный период было выполнено около 200 выстрелов такими торпедами – четверть от всех стрельб. Некоторые изделия пережили 40 выстрелов, после каждого проходя мелкий ремонт и возвращаясь в эксплуатацию. Во время учебных стрельб потеряли лишь 2% использованных изделий, причем во всех случаях речь шла о т.н. человеческом факторе.

При всех успехах, торпеды СЭТ-53 не были лишены недостатков. Помимо уже упомянутого самоликвидатора, способного вылететь из торпеды и нанести травмы или повредить оборудование, имелись некоторые другие особенности, способные привести к негативным последствиям. К примеру, имелись потери личного состава, связанные с применением этиленгликоля в системе самонаведения. Это вещество относится к 3-му классу опасности и поэтому не может употребляться в качестве алкогольного напитка. Забывавшие об этом расплачивались здоровьем или жизнью.

Противолодочная торпеда СЭТ-53 и ее модификации
Приборы торпеды СЭТ-53 за пределами корпуса. Фото Militaryrussia.ru


Также халатное отношение к торпедам могло привести к взрыву горючих газов. Свинцово-кислотные и некоторые другие батареи имеют свойство выделять водород, как газообразный, так и в связанном виде. Во избежание взрыва следовало регулярно вентилировать аккумуляторный отсек торпеды. Несоблюдение этих требований приводило к риску взрыва. К примеру, согласно книге «Такова торпедная жизнь», типичной причиной «хлопка» было скопление опасных газов из-за отсутствия вентиляции в течение примерно полутора месяцев, а также применение неправильных измерительных приборов. Если при проверке изоляции боевого отделения применять мегаомметр с напряжением не 100 В (рекомендовано), а более мощный на 500 В, то на первичном реле усилителя неконтактного взрывателя появится искра, способная поджечь опасные газы.

Некоторые особенности конструкции торпеды, а именно наличие воздушных камер внутри корпуса, приводили к курьезным случаям. В начале семидесятых годов на Северном флоте был произведен учебный выстрел торпедой ТЭСТ-68. Торпедоловы вышли в район всплытия изделия, но не нашли его. После двух суток поисков, в соответствии с инструкциями, они прекратили поиски и направились на базу. В конструкции подобных торпед предусматривалась т.н. заглушка потопления – специальное устройство, которое через 48 часов после выстрела открывает клапан и впускает воду внутрь корпуса, затапливая оружие. Заглушка сработала штатно и начала набирать воду внутрь торпеды, но оставшийся воздух не дал изделию затонуть. Через пять дней его случайно обнаружило проходившее мимо судно. Только после этого торпеду выловили и вернули на базу.

Первым заказчиком и основным эксплуатантом торпед СЭТ-53 стал военно-морской флот Советского Союза. С конца шестидесятых торпеды в версиях «Э» и «МЭ» поставлялись в ГДР и Индию. По некоторым данным, именно индийские моряки единственный раз использовали это оружие в реальном бою. 4 декабря 1971 года индийским эсминцем D141 Rajput была затоплена подлодка ВМС Пакистана Gazi. По одной версии, субмарину уничтожили глубинными бомбами, по другой – торпедой СЭТ-53 в экспортной версии.

Появление первой отечественной противолодочной торпеды СЭТ-53 позволило своевременно решить важную задачу, ставшую актуальной в связи с развитием подводного флота. Достаточно удачная конструкция и сравнительно высокие характеристики обеспечили длительную эксплуатацию подобного оружия. Несмотря на появление более новых типов вооружения, СЭТ-53 и СЭТ-53М эксплуатировались до восьмидесятых годов, после чего были списаны ввиду морального и физического устаревания. К этому времени на вооружение были приняты не менее удачные образцы торпедного вооружения, позволившие не только сохранить, но и повысить потенциал противолодочных средств флота.


По материалам:
http://flot.com/
http://militaryparitet.com/
http://wunderwafe.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-465.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Dimon19661 22 марта 2016 09:33
    Хорошая статья ,спасибо.
    1. Hammer 22 марта 2016 12:54
      Угу, согласен. А что у нас с темой "физик" - что-то родилось или ее закрыли совсем?
      1. mina 22 марта 2016 22:42
        Цитата: Hammer
        Угу, согласен. А что у нас с темой "физик" - что-то родилось или ее закрыли совсем?

        чутка погодите
        скоро сей "стихоплет рассказов" и до нее "доберется"

        думаю та фентези будет зело забористой

        :)
    2. mina 22 марта 2016 21:35
      Цитата: Dimon19661
      Хорошая статья

      мда ...
      аффффтор не имеет представления о теме от слова АБСОЛЮТНО
      ни
  2. m262 22 марта 2016 21:32
    Серия просто супер! Отдохнул от укросрачей!
    1. mina 22 марта 2016 22:40
      Цитата: m262
      Серия просто супер!Отдохнул от укросрачей!

      возьмите лучше отдохнуть хорошую фантастику (вместо этого сока мозга)
      пользы будет больше
      а вреда меньше
      :)
  3. mina 25 марта 2016 08:47
    Цитата: SEERs
    ви спец? может статейку напишите? Нет?

    1. СПЕЦ
    2. НАПИСАл
    3. Много (некоторые есть и на этом сайте)
    smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня