Проект 613 — субмарина с простотой и надежностью винтовки-«трехлинейки»

Проект 613 — субмарина с простотой и надежностью винтовки-«трехлинейки»


13 марта 1950 года заложена головная подлодка проекта 613: самая массовая субмарина русского флота


Опыт Великой Отечественной войны наглядно показал, какую колоссальную роль в боевых действиях на морях и в океанах играют подводные лодки. В войну Советский Союз вступил, имея в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота всего 218 подлодок — почти вдвое меньше, чем составляла численность подводных сил Германии в 1943 году, во время наивысшего расцвета: 432 лодки. А разразившаяся вскоре после Победы новая, на этот раз «холодная» война потребовала резкого увеличения численности субмарин еще и потому, что они составляли существенную часть ударных сил главного геополитического оппонента России — Соединенных Штатов.


Но быстро накачать «подводные мускулы» наша страна, измотанная и обескровленная тяжелейшей войной, могла лишь одним образом: взяв пример с побежденного противника. Ни для кого не было секретом, что в лучшие годы немецкая судостроительная промышленность спускала на воду подлодки едва ли не по одной в два дня. Значит, можно и нужно было воспользоваться этим опытом и наладить собственное производство субмарин поточным методом. А это означало, в том числе, и необходимость тщательно изучить — и возможно, модифицировать под свои нужды — и конструкции немецких подлодок.

Вероятнее всего, именно эти соображения и руководили командованием ВМФ, когда в конце 1944 года оно распорядилось приостановить работы над новым проектом советской средней подлодки, имевшим шифр 608, и заняться анализом трофейных лодок серий VII и XXI. На это ушло полтора года: только в январе 1946-го Главкомат советского ВМФ утвердил новое техзадание на разработку лодки — так на свет появился проект 613. Через два года, 15 августа 1948-го, технический проект новой субмарины был утвержден правительством, а 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком заложили первую дизель-электрическую подводную лодку проекта 613 — С-80 (заказ 801). Через семь с небольшим месяцев, 21 октября, на три четверти готовую лодку спустили на воду и поставили к достроечной стенке, а уже 1 ноября С-80 пришла в Баку, где после дооборудования с 31 декабря 1950 года по 26 апреля 1951 года проходила ходовые испытания. Наконец, 9 июля лодка совершила контрольное глубоководное погружение, а 2 декабря госкомиссия подписала приемный акт. К этому времени на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве уже достраивали еще одну головную подлодку проекта 613 — С-61. Ее заложили 11 апреля 1950 года, спустили на воду 22 июля, вывели на швартовые испытания 12 января 1951 года, затем перевели в Севастополь и 24 мая 1952 года приняли на вооружение.

Всего же за всю историю проекта 613 за семь лет — с 1950 по 1957 год — было построено 215 подлодок. Это сделало субмарины этой серии самыми массовыми в советском флоте за всю историю его существования. Впрочем, лодок могло быть и больше: по первоначальному плану, их собирались построить аж 340 единиц! Но за время, пока шло строительство первой сотни лодок, появились новые, более современные проекты, которые достаточно быстро удалось довести до серийного производства, и в итоге 613-й проект ограничили двумя сотнями лодок с небольшим. 116 из них построил горьковский завод «Красное Сормово», 72 — завод в Николаеве, 16 — Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде и 11 — Завод имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

Фактически в годы наиболее активного строительства лодок проекта 613 советский флот получал по одной новой субмарине этого типа в пять дней! А добиться таких небывалых темпов производства удалось за счет существенной рационализации и технологизации постройки лодок. Впервые в отечественной практике при строительстве подлодок широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Кроме того, на скорости постройки сказалось и то, что разработчики проекта 613 вместе с производственниками добились максимальной унификации деталей изделий и материалов, вовсю применяли агрегативность (то есть геометрическую и функциональную взаимозаменяемость отдельных элементов и узлов) при сборке механизмов и устройств и сумели практически избавиться от традиционной в то время ручной пригонки элементов при монтаже.

Проект 613 — субмарина с простотой и надежностью винтовки-«трехлинейки»

Модификации подводных лодок проекта 613. Фото: www.deepstorm.ru


Стоит ли после этого удивляться тому, что в кратчайшие сроки советский флот не только сумел нарастить «подводные мускулы», но и получил в свое распоряжение лодку, которая пользовалась доброй славой у подводников. Достаточно сказать, что из 215 субмарин потеряны были только две — редчайший результат для любого флота мира!

Что же представляли собой «шестьсот тринадцатые»? Это были простые, можно даже сказать, в чем-то примитивные субмарины классической двухкорпусной конструкции, имевшие три отсека-убежища, десять цистерн главного балласта, два дизельных двигателя мощностью 2000 л.с. каждый и два электродвигателя по 1350 л.с. Дизели разгоняли лодку до скорости 18,5 узлов и позволяли ей пройти в надводном положении до 8500 миль. Под электромоторами лодки проекта 613 могли идти в подводном положении с максимальной скоростью 13,1 узел, а запас хода на аккумуляторах составлял 352 мили. Вооружены все лодки были шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм — четырьмя носовыми и двумя кормовыми. Кстати, торпеды, которыми вооружались «шестьсот тринадцатые», могли иметь и ядерные боевые части. Кроме того, лодки первых серий имели и артиллерийское вооружение: обязательный 25-миллиметровый спаренный зенитный автомат 2М-8 в переднем ограждении рубки, а некоторые еще и универсальную спаренную артустановку СМ-24-ЗИФ калибра 57 мм, которая размещалась за рубкой. Но постепенно от орудий и артавтоматов отказались, что позволило сократить экипаж с 53 до 52 человек (из них 10 офицеров), а главное, увеличить подводную скорость хода за счет лучшей обтекаемости корпуса.

У советских подводников лодки проекта 613 заслужили подлинное уважение не только своей надежностью и простотой в обращении и управлении, но и непритязательностью. Пусть эти субмарины не были лучшими в мире, и даже не были лучшими в России, но они позволили быстро восстановить подводный флот и сделать это, не прилагая нечеловеческих усилий и не отвлекая людские ресурсы на слишком сложное обучение личного состава. В этом смысле «шестьсот тринадцатые» были очень похожи на мосинскую винтовку-«трехлинейку»: хотя она и не была лучшей в мире, но она наилучшим образом соответствовала требованиям и возможностям именно русской армии, за счет чего и продержалась на вооружении почти век.

Такая же судьба была уготована и подлодкам 613-го проекта. Они стояли на вооружении до 1990 года, а последние из них были пущены на слом в 1991 году. Например, из 54 подводных лодки проекта 613, которые входили в состав 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота СССР, в 1990 году в строю оставались 18 субмарин, большинство из которых были построены в 1954-56 годах. Кстати, именно лодки проекта 613 из состава 14-й дивизии были теми самыми субмаринами, ради которых в Балаклаве (там размещался штаб дивизии и две бригады ее состава) был построен знаменитый «объект 825» — подземная база с проходным каналом, предназначенная для укрытия лодок в случае ядерного удара, а также включавшая в себя арсенал атомного оружия и защищенный командный пункт дивизии с узлом специальной связи.

А еще именно «шестьсот тринадцатые» стали первыми российскими подлодками, вышедшими на международный рынок. В 1954 году рабочие чертежи и техническая документация на подлодки проекта 613 были переданы Китаю, для которого в Советском Союзе были построены и первые три лодки «китайской» серии, затем в разобранном виде перевезенные на китайскую верфь в Шанхае и там уже спущенные на воду. Кроме того, 12 субмарин проекта 613 были переданы Индонезии, 10 — Египту, четыре ходили под флагом Албании, по столько же служили в военно-морском флоте КНДР и Польши, три — в Сирии, две — в Болгарии, и одна на Кубе. В НАТО эти самые известные советские подлодки заслужили кодовое имя «Виски» — что, как ни странно, тоже подчеркивало их массовость и распространенность. Да и голова у западных моряков, неожиданно для себя столкнувшихся с массовым присутствием русских субмарин в Мировом океане, болела от этих встреч ничуть не хуже…
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/proekt-613--submarina-s-prostotoy-i-nadejnostyu-vintovkitrehlineyki-22045.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 57
  1. Nehist 20 марта 2016 06:23
    Насколько помню в основу этой лодки легли конструктивные решения германских лодок проектов XXI и XXIII. Добротная лодки участницы Карибского кризиса. В Улиссе их много стояло раньше
    1. gregor6549 20 марта 2016 06:46
      И память Вас не подводит, хотя многие годы этот факт усиленно замалчивался. А то что признавалось , например тот же шноркель, преподносилось как решения не вполне эффективные, но от которых на советских лодках и не думали отказываться
      1. Генералиссимус 20 марта 2016 06:52
        Зато сейчас слишком муссируется... 611пр "эти русские" с чего копировали?
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. Штык 20 марта 2016 07:05
          Цитата: Генералиссимус
          611пр "эти русские" с чего копировали?

          В конструкции подлодки заметно существенное влияние немецкиих подлодок класса XXI, а некоторые механизмы были унифицированы со строившимся одновременно проектом 613.Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов.
          1. dauria 20 марта 2016 12:02
            заметно существенное влияние немецкиих подлодок класса XXI


            Ну и что. Немку испытывали и копировали идеи все- американцы, англичане , наши . Даже французам дали при делёжке флота.
            В 21-м типе не столько новинок в конструкции ( фактически это классическая дизелюха) , сколько в технологии производства, придуманной немцами. Они перешли к сборке готовых секций . Верфи ( 3 штуки) клепали лодки из отсеков , уже напичканных оборудованием . И от разных поставщиков. А это уже требования точности машиностроения.
            Вот и вышли к декабрю 44-го на темпы "1 лодка в 1 день "
      2. svp67 20 марта 2016 07:28
        Цитата: gregor6549
        А то что признавалось , например тот же шноркель, преподносилось как решения не вполне эффективные, но от которых на советских лодках и не думали отказываться

        Необходимость такого устройства напрашивалась с самого момента появления ПЛ. И в результате уже во время РУССКО-ЯПОНСКОЙ войны, ДВЕ РУССКИЕ ПЛ "Кета" и "Скат" использовали подобные устройства...
        1. амурец 20 марта 2016 08:09
          Цитата: svp67

          Необходимость такого устройства напрашивалась с самого момента появления ПЛ. И в результате уже во время РУССКО-ЯПОНСКОЙ войны, ДВЕ РУССКИЕ ПЛ "Кета" и "Скат" использовали подобные устройства...

          Подобное устройство было и на ПЛ Акула.Покрайней мере первый раз я прочитал в журнале ТМ.О тайне гибели ПЛ"Акула" и создате РДП Н.Гудиме.А это ссылка на ВО посвящённое ПЛ "Акула". О РДП см в комментариях.
          http://topwar.ru/21196-podvodnaya-lodka-akula.html
        2. Альф 20 марта 2016 21:09
          Цитата: svp67
          Необходимость такого устройства напрашивалась с самого момента появления ПЛ.

          При восхвалении шнорхеля постоянно забывают о его принципиальных недостатках.
          1. При работе шнорхеля акустика ничего не слышит.
          2. При сильной волнении вода может попасть в воздухозабор дизеля. Тогда гидроудар и все.
          3. При работе шнорхеля расход топлива возрастает, а скорость увеличивается немного.
          Торчащая из воды головка воздухозабора засекается РЛС сантиметрового диапазона.
          1. derik1970 21 марта 2016 08:11
            1.Акустик не слышит потому что работает дизель, шноркель необходим для работы дизеля для питания воздухом которого он и создавался когда лодка находится в погруженном состоянии. Шноркель это дыхательная труба.
            Шно́ркель (нем. Schnorchel — дыхательная трубка), шнорхель, устройство для работы двигателя под водой (РДП), устройство для компрессоров (УДК) — устройство на подводной лодке для забора воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания под водой, а также для пополнения запасов воздуха высокого давления и вентиляции отсеков.
            У всякого устройства свои недостатки!!! hi
            1. AK64 21 марта 2016 19:19
              Акустик не слышит потому что работает дизель, шноркель необходим для работы дизеля для питания воздухом которого он и создавался когда лодка находится в погруженном состоянии. Шноркель это дыхательная труба.
              Шно́ркель (нем. Schnorchel — дыхательная трубка), шнорхель, устройство для работы двигателя под водой (РДП), устройство для компрессоров (УДК) — устройство на подводной лодке для забора воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания под водой, а также для пополнения запасов воздуха высокого давления и вентиляции отсеков.
              У всякого устройства свои недостатки!!!


              Вам Альф првильно сказал - да Вы не поняли.

              В чём выгода шнорхеля, в сравнении скажем с движением в надводном положении? При движении под шнорхелем лодка слепа и глуха, в то время как сам шнорхель заметен в сантиметровом диапазоне. Далее, движение под шнорхелем на дизеле опасно -- и Альф объяснил почему. (И поэтому Немцы первоначально не использовали его для дизеля -- только для вентиляции и пополнения воздуха.)

              Примущество шнорхеля только одно -- когда радар у противника уже есть, но малый шнорхель этот радар засечь ещё не может. Если радара у противника нет, то лучше пользоваться надводным ходом. Если же у противника есть хорошие радары, способные засечь шнорхель -- то опять лучше им не пользоваться: засекут, а ты и не узнаешь!
              1. Альф 21 марта 2016 20:17
                Цитата: AK64
                Вам Альф првильно сказал -

                Благодарю !
      3. go21zd45few 20 марта 2016 11:13
        Спасибо автору,увидел снимок и вспомнил молодость.В 60 годах прошлого века
        самые лучшие годы моей молодости отданы службе на СФ на пл 613 проекта порт приписки Линахамари.Очень надёжная ПЛ,если на ней подготовленный экипаж.
        Проект 613 это лодки прибрежного действия,и несмотря на это мы ходили ниже нулевого меридиан.Так что для своего времени лодка соответствовала предъявляемым требования.
        1. Тихас 20 марта 2016 21:47
          Мой отец на Тихом океане служил на такой в конце 60х.
          А я в Печенге.В инженерно-саперном.
      4. python2a 20 марта 2016 13:33
        От шнорхелей отказались по причине их чрезмерной опасности и ненадёжности работы.
      5. AK64 20 марта 2016 15:39
        А то что признавалось , например тот же шноркель, преподносилось как решения не вполне эффективные,


        Вот только шнорхель сами немцы скопировали у голланцев
      6. Вояка Гамильтон 20 марта 2016 23:11
        Первый шноркель был изобретен Николаем Гудимом, командиром русской подводной лодки «Скат», и Борисом Сальяром, заведующим плавмастерской транспорта «Ксения». Устройство изготовили в мастерской «Ксении», установили на «Скате» и испытали 19 октября 1910 года. Впервые серийно шноркель стал выпускаться и применяться во время Второй мировой войны в ВМС Германии. На Русском флоте устройство называется РДП - "работа дизеля под водой" Капитан второго ранга Николай Алексеевич Гудим командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». Погиб вместе с подводной лодкой "Акула" при выходе к Мемелю 15 ноября 1915г.
        1. Вояка Гамильтон 20 марта 2016 23:39
          Господа, не надо фантазировать... Модное словечко " шнорхель", добавляющее "особою таинственность" немецким Кригсмарине, переводится - ТРУБА. Устройство РДП, "Работа Дизеля под Водой" , является важнейшим устройством на современных дизельных подводных лодках.
        2. AK64 21 марта 2016 01:42
          Впервые серийно шноркель стал выпускаться и применяться во время Второй мировой войны в ВМС Германии.


          Ещё раз для особо упёртых: тот шнорхель что был у немцев они цельно-передрали с голланской конструкции.


          Germany defeated the Netherlands in 1940; their capture of O-25 and O-26 was a stroke of luck for the Kriegsmarine (German navy). The Dutch O-21 series was operating a device named a snuiver (sniffer). The Dutch navy had been experimenting as early as 1938 with a simple pipe system on the submarines O-19 and O-20 that enabled them to travel at periscope depth operating on its diesels with almost unlimited underwater range while charging the propulsion batteries. The system was designed by the Dutchman Jan Jacob Wichers.
          1. Вояка Гамильтон 21 марта 2016 10:57
            Зачем бездумно фантазировать на форуме взрослым людям:
            Цитата: python2a
            От шнорхелей отказались по причине их чрезмерной опасности и ненадёжности работы.
            - когда это устройство обязательно для современных подводных кораблей Или:
            Цитата: AK64
            Вот только шнорхель сами немцы скопировали у голланцев

            , -какая разница, у кого немцы скопировали ....никто не подвергает сомнению их мрачный гений - белокурых бестий на белом коне, но есть исторический факт установки и применения этого устройства русскими военными моряками задолго до второй Мировой войны ,что говорит о серьёзной технической подготовке русского морского корпуса. Хотите доказать, что этого не было, доказывайте, но мне это не интересно hi laughing
            1. AK64 21 марта 2016 19:12
              , -какая разница, у кого немцы скопировали

              разница велика: здесь упирают в копирование советскими немецкого. так вот немцы ЭТО тоже скопировали. то есть копирование не является исключительно советским "творческим приёмом".

              ....никто не подвергает сомнению их мрачный гений - белокурых бестий на белом коне, но есть исторический факт установки и применения этого устройства русскими военными моряками задолго до второй Мировой войны ,что говорит о серьёзной технической подготовке русского морского корпуса. Хотите доказать, что этого не было, доказывайте, но мне это не интересно


              Я хоть слово про это сказал?
              Нет -- не сказал.
              Ну так поздоавляю Вас соврамши, гражданин.

              В целом же:
              (1) тот русский шнорхель был слишком примитивен чтобы быть практичным. О проблемах шнорхелей выше уже написано рядом коллег -- а уж если ещё и конструкция недостаточно проработана... Тогда он просто опасен.
              (2) шнорхеля делали почти все: их делали бритиши, итальянцы, и прочие... Все были более-менее примитивны -- практически как и тот что на Акуле -- и поэтому не прижились. Везде малые выгоды при риске.
              (3) первым более-менее практичным шнорхелем был именно голланский -- именно его-то и скоммунизили немцы.

              Вы про это, естественно, не знаете, потому что русская Вики, которую Вы беззастенчиво копи-пастите про это не пишет. Так Вы на английскую Вики иногда переключайтесь -- она гораздо полнее.
              1. Вояка Гамильтон 22 марта 2016 10:37
                Я в отличии от Вас, всё это беззастенчиво своими руками потрогал и не один год . Лучше "покопи-пастите" чего-нибудь, кому-нибудь...
    2. svp67 20 марта 2016 07:10
      Цитата: Nehist
      Насколько помню в основу этой лодки легли конструктивные решения германских лодок проектов XXI и XXIII.

      Куда уж без них...
      Одно вот такое вот высказывание автора, показывает как он играет фактами
      В войну Советский Союз вступил, имея в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота всего 218 подлодок — почти вдвое меньше, чем составляла численность подводных сил Германии в 1943 году, во время наивысшего расцвета: 432 лодки.

      А не мог ли автор напомнить, а сколько у кригсмарин было ПЛ на 22 июня 1941 года. Ну так, для объективности
  2. Штык 20 марта 2016 06:53
    Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

    Подводная лодка С-189 - музей в Санкт-Петербурге.
  3. 677 20 марта 2016 07:00
    Основные участницы Карибского кризиса-то были 641 проекта Б-4,Б-36,Б-59,Б-130.
    677
  4. инженер 20 марта 2016 08:14
    Это был уже прошлый век. Рпксн с атомной энергетической установкой. Эти стали основой подводного флота и у сша и у нас. Против прогресса не попрёшь.
  5. Александр72 20 марта 2016 09:13
    В истории советского подводного судостроения серия подводных лодок 613-го проекта стала самой многочисленной. Однако, средние подводные лодки пр.613 по своим боевым возможностям (вооружению, автономности и т.д.) значительно уступали современным им большим подводным лодкам (в частности отечественным пр. 611 и даже немецким XXI серии времен войны). Они по сути являлись существенно улучшенными кораблями той же базовой концепции, что и печально знаменитые немецкие лодки VIIC серии, хотя значительно и превосходили их, а тем более, советские подводные лодки довоенных проектов по уровню своего совершенства. Высокая надводная скорость в сочетании с развитым артиллерийским вооружением (первоначально устанавливавшимся на этих субмаринах) предполагали энергичный маневр в надводном положении, что уже с 1944 года оказалось очень проблематичным для немецких субмарин на Атлантике. При движении в режиме под РДП автономность ПЛ 613-го проекта оказывалась уже зачастую недостаточной для активных боевых действий на океанских коммуникациях наших бывших союзников, а уж тем более – у побережья США (для повышения автономности 35 лодок переоборудовали по проекту 613В). На вооружении первоначально имелись только прямоидущие торпеды для поражения надводных целей. Существует вполне обоснованная точка зрения ряда видных военно-морских специалистов: с одинаковыми затратами материальных ресурсов вместо 215 средних подводных лодок пр.613 гораздо выгоднее было бы построить 140 больших пр.611. Однако в кратчайшие сроки построить крупную серию больших подводных лодок было бы очень сложно, тем более что строить на Сормовском судостроительном заводе большие лодки 611-го проекта тогда не было возможности. Поэтому решение о строительстве большой серии лодок пр.613 во многом было вынужденным - требовалось как можно быстрее оснастить ВМФ СССР современными (пусть и относительно) подводными лодками - Холодная война была в разгаре и в любой момент могла перейти в "горячую стадию" - основной задачей ПЛ в этой войне это действия на коммуникациях противника в Северной Атлантике. Для этого требовалось иметь в строю как можно большое количество ПЛ. Лодки пр.613 не будучи самыми совершенными и современными, тем не менее отвечали этим требованиям и к тому же их можно было быстро строить большой серией. Эти же лодки стали учебной партой для советских командиров- подводников, в дальнейшем служивших на субмаринах-атомоходах. Я считаю, что эти лодки стали этапными в истории советского подалава.
    Честь имею.
  6. Yarik 20 марта 2016 09:29
    Фактически в годы наиболее активного строительства лодок проекта 613 советский флот получал по одной новой субмарине этого типа в пять дней!

    М-да...социализм vs капитализм в наиболее убогой его форме, Российской.
    1. Гардемарин 20 марта 2016 16:01
      Да хватит уже Родину хаять. За что ни возьмётесь - все в России плохо. Начните с себя - сделайте уже Родине хорошо без слез и соплей ((
      1. AK64 20 марта 2016 16:20
        Да хватит уже Родину хаять. За что ни возьмётесь - все в России плохо. Начните с себя - сделайте уже Родине хорошо без слез и соплей ((


        Можно подумать, кто-то ему позволит "сделать Родине хорошо без слез и соплей"
    2. Альф 20 марта 2016 21:13
      Цитата: Yarik
      Фактически в годы наиболее активного строительства лодок проекта 613 советский флот получал по одной новой субмарине этого типа в пять дней!

      М-да...социализм vs капитализм в наиболее убогой его форме, Российской.

      Американцы в 2МВ авианосец за месяц строили-прекрасно.
      Наши подлодку за пять дней спускали-плохо.
      Выражение "двойные стандарты"ни о чем не говорит ?
  7. 2s1122 20 марта 2016 11:02
    Возможно наше военное руководство делая ставку именно на подводный флот в даный момент выбрало правельную стратегию,потому-что морей и океанов омываюсчих государство много но все они холодные.Теплое только чорное море.
  8. rudolff 20 марта 2016 11:06
    Моя первая лодка. Застал их еше в бытность Ленкома на плавпрактике на ВМБ в Лиепае в 80-х. После той практики любая лодка иного проекта казалась верхом совершенства! Запомнил на всю жизнь.
    1. ВАС 20 марта 2016 14:32
      Практику после 3-го курса проходил в Балаклаве на 644 пр.Остальные практики и службу на 970м.Запомнилась практика и стрельба первая на всю жизнь.
    2. Mister22408 23 марта 2016 21:16
      belay Аналогично. Совпадение 100%.1-й ф.(китаец). drinks
  9. Kenneth 20 марта 2016 11:19
    Суперлодка. После окончания испытаний ни одной крупной аварии. Кроме там какого то столкновения
    1. 677 21 марта 2016 06:11
      К сожалению аварии были, как раз головная С-80(хоть и переделанная по 644пр.) в 1961 году погибла со всем экипажем в Баренцевом море.Столкновение было на ТОФ в 81 году с рефрежиратором (С-178,часть экипажа спаслась).Ну шведский комсомолец С-363,так-небольшое навигационное происшествие.В целом выходит что из 215 лодок сама по себе погибла только одна.
      677
      1. go21zd45few 21 марта 2016 12:34
        677. Гибель пл С-80 в Баренцевом была следствием ошибки экипажа.Вместо заболевшего матроса БЧ-5,в море взяли приписного,матроса с другой пл,ошибка заключалась в том что приписной матрос во время срочного погружения в место
        того чтобы закрыть клапан РДП,работа дизеля под водой, открыл его.Его не предупредили об особенностях донного оборудования.Если на его родной пл
        клапан закрывался в одну сторону то на данной пл в противоположную, то есть ПЛ затонула по ошибочным действиям экипажа.
  10. rudolff 20 марта 2016 11:42
    Там не столько лодка супер, сколько люди, которые на ней служили. Вот уж кто действительно - супер. На волне болтанка такая, что желудок выворачивает наизнанку, под водой "плачет" где только можно, где-то воздух травит, масло гонит... Ржавчина нарастает мгновенно. Романтика на грани экстрима.
    1. go21zd45few 20 марта 2016 18:01
      Вы дорогой мой несёте чушь,за 4 года службы на пл 613 проекта я не заметил ни соплей,ни травли воздуха а тем более течки масла.Всё зависит от экипажа. Да и желудок при шторме не выворачивает, значит у вас организм плохо переносит качку. Мы попадали в 8,это когда лодка выписывала восьмёрку при качке.моряки поймут о чём я говорю, и не один член экипажа не травил, кроме лейтенанта
      БЧ5, молодого только из училища. Экипажи лодок проекта 613 называли тружениками моря. %
      1. rudolff 20 марта 2016 21:16
        go21zd45few, Георгий, зачем спорить с очевидным и очевидное же доказывать? Вы в каких годах служили на этих кораблях? Судя по всему, в 60-70х? Охотно верю, что тогда они были в надлежащем состоянии. Я говорю о 80-х и о конкретной ВМБ. Старшим практики был наш начальник курса. Дословно его слова: "Мужики, у меня практика в училище тоже была на этих лодках. И нам тогда говорили, мол служить вы будете уже на других. Пока училище закончите, 613-х уже не будет на флоте! Ну вот... теперь я вам говорю тоже самое. Служить будете на других! Наверное... " Это дословно.
        Лодки были по сути неходовые. При дифферентовке под перископом, она не просто "плакала", она текла! На вопрос командиру о глубине погружения, ответ: 50 метров предел. Плановых ремонтов не было со времен царя Гороха. В некоторых местах (видел сколы в прочной рубке), слои краски на два-три пальца. И воздух травило, и масло гнало везде, где только возможно. В таком состоянии лодок в первой линии я больше не встречал. Экипажи некомплект. Из новшеств, только "коробочка" радиостанции спутниковой связи, которую с гордостью показывали всем гостям.
        1. rudolff 20 марта 2016 21:39
          Ну и о выворачивании желудков. Извините, но железные редко встречаются. Все зависит от наплаванности. Если в море постоянно, то привыкаешь. Если время от времени, вывернет любого с непривычки. На той же лиепайской ВМБ довелось еще выйти в море на МРК. В проливной зоне возле Швеции попали в хорошую волну. Всего навсего 5 баллов. Но для МРК 5 баллов, это предел мореходности. На третий день в нормальном состоянии оставался только исполняющий обязанности командира корабля (приписной со штаба) и механик, остальные полуживые, с зелеными физиономиями. Матросы штабелями в гиропосту. Стрельбы отменили. По возврашении в базу, час не могли пришвартоваться, дезориентация почти полная. Так что... Всяко бывает. Морскими волками сразу не рождаются, ими становятся со временем.
          1. Наган 21 марта 2016 03:43
            Цитата: rudolff
            Ну и о выворачивании желудков...попали в хорошую волну. Всего навсего 5 баллов....Морскими волками сразу не рождаются, ими становятся со временем.

            За Горацио Нельсоном, по слухам, всю если не жизнь, то служебную карьеру, носили ведро, потому что мутило его с малейшей качки. И ничего, командовал флотом, да так что дай Бог всякому адмиралу с самыми большими звездами.
            Мне тоже приходилось попадать в 5 баллов, правда не на МРК, а то ли на Royal Princess, то ли на Norvegian Gem - уже не помню. Переносил неплохо, не тошнило, и аппетит никуда не делся, а что особенно запомнилось, так это прибой в бассейне, покуда из него не спустили воду.

            Hillary for prison 2016!!!
            1. rudolff 21 марта 2016 09:58
              Наган, так я потому и указал, что МРК, что водоизмещение меньше 1000 тонн. 5 баллов для него предел мореходности. Не знаю, сколько у него "по паспорту" ограничение по применению вооружений, но вероятно ниже, потому что на 5 баллах он был точно не боеспособен. Проходили мимо рыболовецких посудин, раза в два меньше, так те вообще винты из воды показывали. А вот в проливной зоне встретились с немецким фрегатом, так визуально его вообще не особо "колыхало". Все относительно. С тех пор я с умывальником больше "не разговаривал". Хотя бывало и мутило конкретно. У лодок своя "специфика". Вахта на ходовом мостике при бортовой, это нечто.
          2. go21zd45few 21 марта 2016 09:00
            rudolff/ Прошу простить великодушно,я не хотел вас обидеть.Да я служил в 60 годы прошлого столетия, к 80 годам лодки данного проекта по моему были сняты с вооружения. Причина если в начале 60 предельная глубина погружения составляла 250 м, то к 68 году она уже была 180 м.Поэтому согласен с вами что в 80 годах это были тренажёры. P.S. В Ленинграде была великолепная учебная база подводников КУОП, Краснознамённый учебный отряд подводного плавания, на Васильевском острове,с великолепной материально-технической и учебно тренировочной базой.Во времена перестройки всё это оказалось никому не нужным.
            1. rudolff 21 марта 2016 09:54
              go21zd45few, Георгий, да все нормально. Я догадался, что Вы служили, когда 613-я лодка была в "расцвете лет". Я же застал ее, когда она доживала последние годы. В 80-х они еще были на вооружении. А те из лиепайской бригады, что еще были на ходу, в начале 90-х перегнали с базированием на Кронштадт и только потом уже пошли "на иголки". Я сам в Питере учился, во ВВМУППе на штурманском. Потом служил на севере в 24-й ДиПЛ. Но ту практику на всю жизнь запомнил.
  11. Горный стрелок 20 марта 2016 11:42
    Хорошее сравнение - подлодка - трёхлинейкам. Простая до примитивизма и безотказная. В общем, тридцатьчетвёрка подводного плавания.
  12. болот 20 марта 2016 13:01
    Давно было дело,читал что первые подлодки отливались из чугуна,секциями в "ямах",потом скреплялись между собой клепками или болтами-правда или вымысел.
    P.S мажет кто нибудь из любителей "водоемов"даст ссылку на сайт с чертежами обычных лодок,плоскодонки,с возможностью навески мотора.Алюминий и стекловолокно не интересует,под рукой только сталь.Буду благодарен.
  13. kvs207 20 марта 2016 13:01
    Цитата: Штык

    Подводная лодка С-189 - музей в Санкт-Петербурге.

    Был я на ней на экскурсии. Впечатлился условиями службы.
  14. chunga-changa 20 марта 2016 13:10
    имея в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота всего 218 подлодок — почти вдвое меньше, чем составляла численность подводных сил Германии в 1943 году, во время наивысшего расцвета: 432 лодки.

    Ну вот что ты будешь делать, любят наши авторы сравнивать пень с берёзой.
    На "218"(212,219) советских ПЛ, у германии в 1941 году было около 200шт. как бы уже другое соотношение, правда? И "всего 218 подлодок" выглядит уже немного иначе.
    Дарю идею озабоченным соотношениями авторам. К 1914 году, РИФ имел около двадцати ПЛ, что вообще в 201,5 раз меньше чем у "Германии в 1943 году, во время наивысшего расцвета", почему бы так не сравнивать, цифры вообще крутые получаются.
  15. Шарнхорст 20 марта 2016 15:46
    Налицо недальновидность генералитета и партийного руководства. Уже в 44-м атакам немецких ПЛ подвергалось не более 2 % атлантических конвоев союзников. И 200 советских ПЛ послевоенных с имеющимися ПБ не чета 400 нацистским с ПБ на побережье Атлантики. Против ПЛО англосаксов наступили на немецкие грабли - готовились к войне 39-го года!
  16. Serg65 20 марта 2016 19:17
    Автору. Сергей, не обижайтесь это сугубо моё мнение....613 проект, это легенда ВМФ СССР и мне кажется ваш рассказ о этих лодках немного суховатый, похож на доклад.
    Я бы начал немножко по другому.....
    30 июля 1944 года в 19.00, выбрасывая за борт мусор, радист катерного тральщика КМ-910 старший матрос Николай Бондарь прямо под катером увидел тёмный силуэт субмарины. Эта случайность повлекла за собой гибель немецкой подлодки U-250 потопленной морским охотником М-103 под командованием гвардии старшего лейтенанта А.П. Коленко. Эту дату и этот случай вполне можно считать началом работ по проекту 613. С 1942 года в СССР разрабатывался проект подводной лодки под кодом «пр.608», но после изучения U-250 ХХI серии в январе 1946 г. нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов утвердил задание на проектирование подлодки пр.613.
    Цитата: Шарнхорст
    Против ПЛО англосаксов наступили на немецкие грабли - готовились к войне 39-го года!

    laughing Один пример дружище! 14 декабря 1959 ПЛ С-360 под командованием капитана 3-го ранга В. С. Козлова в течении 1-ГО ЧАСА находилась внутри ордера из 5-ти вымпелов во главе ТКР "Де Мойна"! К стати на борту крейсера находился 34-й президент США господин Эйзенхауэр! Лодка несколько раз выходила в учебную торпедную атаку на крейсер!!! Вот такие они "немецкие грабли" bully
    1. Serg65 20 марта 2016 19:31
      Последняя лодка 613 проекта-С"С-229" теперь "УТС-247", 247-й отдельный дивизион ПЛ ЧФ, Севастополь, Южная бухта.
  17. kvs207 20 марта 2016 19:56
    Рубка "Эски"
  18. kvs207 20 марта 2016 19:56
    Вид на носовые торпедные аппараты
  19. kvs207 20 марта 2016 19:57
    Торпедный аппарат
  20. гордый 20 марта 2016 22:56
    Цитата: svp67
    Цитата: Nehist
    Насколько помню в основу этой лодки легли конструктивные решения германских лодок проектов XXI и XXIII.

    Куда уж без них...
    Одно вот такое вот высказывание автора, показывает как он играет фактами
    В войну Советский Союз вступил, имея в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота всего 218 подлодок — почти вдвое меньше, чем составляла численность подводных сил Германии в 1943 году, во время наивысшего расцвета: 432 лодки.

    А не мог ли автор напомнить, а сколько у кригсмарин было ПЛ на 22 июня 1941 года. Ну так, для объективности
  21. гордый 20 марта 2016 23:08
    Если мне память не изменяет то во Вторую Мировую Войну (1939 год) Германия вступила имея всего 50 ПЛ-это включая лодки всех серий то-есть с 1 по 7 поэтому на мой взгляд, не таким уж и слабым был подводный флот у СССР на момент начала войны Другое дело эффективность его применения враждующими сторонами- а здесь факты говорят сами за себя!
  22. aba 22 марта 2016 02:19
    13 марта 1950 года заложена головная подлодка проекта 613: самая массовая субмарина русского флота

    А может все же советского?!
    aba

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня