Самые сильные неядерные взрывы в истории

23
Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.

Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.



Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.



Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Самые сильные неядерные взрывы в истории


Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция — порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.



Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.



Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.



Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в истории. Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.



Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.



Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно — полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой — деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.



Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 марта 2016 06:54
    То есть взрыв на кронштадтском форте Павел и взрыв в порту Бакарица слабенькие, или здесь только импортные взрывы?
    1. +5
      17 марта 2016 10:11
      Цитата: КоЩей
      То есть взрыв на кронштадтском форте Павел и взрыв в порту Бакарица слабенькие, или здесь только импортные взрывы?

      А взрывы пароходов Дальстрой в Находке и генерал Ватутин в Нагаево?.Это ссылка на материалы.
      http://masterok.livejournal.com/2209978.html
  2. +15
    17 марта 2016 08:34
    А взрыв под Уфой 4.06 1989 на железной дороге в момент прохождения двух поездов Новосибирск-Адлер в результате утечки на магистральном газопроводе? По разным оценкам мощность объёмного взрыва была до 12 килотон!
    1. Комментарий был удален.
  3. +9
    17 марта 2016 09:00
    Севастопольский взрыв 1942 года в копилку.
    Это про Инкерманские штольни.
  4. +18
    17 марта 2016 09:29
    А как же вот это?
    В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны ("Сдвиг")
    Испытывались две пусковые установки и командный пункт БЖРК.
    Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450 м торцом к центру взрыва.
    Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000 т (Карл!) не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ."

    где - то на 4:25 смотреть


    На полигоне в Плесецке в 650 метрах от ракетного поезда взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой.
    На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел), одна из пусковых установок показала снятие с готовности. Но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса, запуск ракеты был произведен.
    1. +5
      17 марта 2016 19:28
      истинная правда. Я эти мины разгружал. 3 месяца рыба не ловилась.
  5. +7
    17 марта 2016 11:47
    Какая интересная познавательная статья! Огромное спасибо автору! И спасибо коллегам за добавленные факты!
    То есть взрыв на кронштадтском форте Павел и взрыв в порту Бакарица слабенькие, или здесь только импортные взрывы?

    http://rufort.info/library/kalinin3/kalinin3.html (Форт ПАвел)
    http://a29.me/threads/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D

    0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0

    %BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%85-1916-1917-%D0%B3%D0%B3.143/ "Барон Дризен"
    А взрыв под Уфой 4.06 1989 на железной дороге

    http://industrial-disasters.ru/disasters/%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0
    %B0%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D1%83%D1%84%D
    0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80-1989/
    Взрыв под Уфой

    Парни, ссылки! Ссылки!! Не ленитесь!!! hi
  6. +5
    17 марта 2016 12:53
    Еще пару лет назад читал и смотрел видео на Ютюбе про испытания на нашем полигоне в Казахстане. Была заложена тысяча тонн взрывчатки. Так же в полусферу.

    https://youtu.be/0ohT6bw7Re4
  7. 0
    17 марта 2016 13:43
    Кинофильм с самолета по взрыву на немецком острове и американцами в образе сферы вроде когда-то было размещено на "ВО". Найду напишу.
  8. +1
    17 марта 2016 14:19
    Explosion of 500 t TNT - Navy test "Sailor Hat"
  9. 0
    17 марта 2016 14:31
    статья мало информативная, нету мощнейшего взрыва в китайском городе Тяньцзинь в 2015


    еще взрыв в Донецке во время боевых действий
    1. 0
      17 марта 2016 16:00
      Цитата: ivanovich
      статья мало информативная, нету мощнейшего взрыва в китайском городе Тяньцзинь в 2015
      Мне кажется это просто перепечатка, эта статья уже была на ВО года 4-5 назад, если не изменяет память. И описаны далеко не все и не самые мощные взрывы.
      1. 0
        18 марта 2016 00:13
        Цитата: УВБ
        Мне кажется это просто перепечатка, эта статья уже была на ВО года 4-5 назад, если не изменяет память. И описаны далеко не все и не самые мощные взрывы.

        Так все у нас в руках, чтобы дополнить недочеты. Если статья будет идеальной, в принципе значит там не должно быть ни одного комментария - все и так ясно.
  10. 0
    17 марта 2016 15:14
    Я бы добавил взрыв 20 апреля 1944 года в Бергене
  11. +3
    17 марта 2016 15:28
    Еще взрыв в Арзамасе в 1988 году, когда взорвался железнодорожный состав с взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ.
  12. +1
    17 марта 2016 16:30
    Интересные факты и за ссылки всем спасибо
  13. +2
    17 марта 2016 21:10
    Из времен ВОВ стоит упомянуть подкоп на "Зайцевой горе", воронка от взрыва сохранилась до сих пор. Немцев там в фарш превратили взрывом. Возможно в субботу там буду проезжать, сделаю фото воронки
    1. 0
      18 марта 2016 00:14
      Цитата: shturman032
      Возможно в субботу там буду проезжать, сделаю фото воронки

      Буду поглядывать в ветку.Любопытно!
    2. +1
      18 марта 2016 12:37
      Цитата: shturman032
      подкоп на "Зайцевой горе"

      http://kainsksib.ru/123/index.php?showtopic=2955
  14. +1
    18 марта 2016 18:00
    То что я помню с детства.По рассказам родственников из Шатуры.
    Куровская. Забытый взрыв.
    Многим памятны взрывы вагонов, перевозивших взрывчатые вещества, которые произошли в 1988 г. на станциях Арзамас-1 и Свердловск-сортировочный. Но они не были первыми - за 10 лет до них произошла еще одна, сходная по масштабам трагедия.

    Ночью с 5 на 6 декабря 1978 года, в 02:50, на станции Куровская (восток Московской области) произошел взрыв двух вагонов с промышленными взрывчатыми веществами. На станции были очень большие разрушения, в поселке выбиты многие стекла, повалены деревья. Хорошо еще что время было ночное, и людей на платформе и в вокзале почти не было.

    На одном из путей отстаивалась перед утренним рейсом новая электричка - состав ЭР2-1169. Она приняла на себя удар взрывной волны, покореживший несколько вагонов. Впоследствии эти искореженные остатки послужили причиной слухов что электричка прибывала в момент взрыва на станцию с пассажирами, и было много погибших. Но это не так - взрыв произошел глухой ночью.

    http://af1461.livejournal.com/210291.html

    Станция Куровская — крупный железнодорожный узел, через который проходит много различных поездов. На подъездных путях СМП 249 были поставлены 2 вагона со взрывчаткой (около 60 тонн аммонита) для разгрузки на склад гражданской взрывчатки «Взрывпром», что располагался недалеко от станции. Ночью с 5 на 6 декабря в 2:50 неожиданно весь груз детонировал, что вызвало огромный взрыв.
    В результате на месте вагонов образовалась воронка диаметром 60 и глубиной 10 метров. На станции были крупные повреждения, что фактически парализовало движение поездов, так как пути засыпало различными обломками. Ударная волна вызвала разрушения не только на самой станции, но и в соседнем городе Куровское. В частности, в жилых домах на соседних улицах Вокзальная и Свердлова были выбиты окна, а в отдельных домах взрывом снесло даже межкомнатные перегородки. Прилегающий к путям лес был повален. Также рядом с местом взрыва стоял совершенно новый (был построен за пару месяцев до этого) пригородный электропоезд ЭР2-1169, который принял на себя основную силу взрыва, в результате чего из его 12 вагонов 10 было уничтожено. В результате происшествия погибло 2 человека — сторож и рабочий котельной.
    Причина взрыва
    На место взрыва прибыла правительственная комиссия под руководством 1-го секретаря Московского областного комитета КПСС В. И. Конотопа. В результате проведённого расследования было установлено, что взрыв вагонов вызвал сторож, который страдал шизофренией, но сумел скрыть это от медкомиссий. Этот сторож по неопределённым причинам выстрелил в сторону вагонов, в результате чего пуля, пробив деревянную обшивку, попала в груз, чем вызвала его взрыв

    Хотя ,по моему , детонация аммонита от выстрела невозможна.Не очень верится в эту причину..
  15. +1
    19 марта 2016 01:03
    Одним из крупнейших взрывов также считается взрыв после детонации главного арсенала суперлинкора "Ямато". Фот фото с американского самолёта из авиагруппы, участвовавшей в потоплении. Казалось бы мелкие суда рядом - это крейсеры.
  16. 0
    20 марта 2016 16:00
    Взрыв в Бомбее парохода «Форт Стайкин» 14 апреля 1944:

    https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2_%D0%BF
    %D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%C2%AB%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%A1
    %D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%C2%BB&mobileaction=toggle_view_desktop
  17. 0
    21 марта 2016 23:27
    Взрыв Монблана в Галифаксе хорошо описан в сборнике "Как пароход погубил город" (трагедии в Галифаксе там посвящен одноименный рассказ) но даже он меркнет в сравнении с взрывом в Техас-сити из тоже книги (Граната в десять тысяч тон) или взрыва селитры в германии. Вообще всем рекомендую эту книгу там описано много катастроф связанных с водным транспортом. Например суденышко по длине равное ширине Титаника и забравшее при своей гибели народа больше чем он.