Гроза морей, японская премьера

19 марта

110 лет подводному флоту России


19 марта (6-го по старому стилю) 1906 года Николай II подписал указ «О классификации судов военного Российского императорского флота», где «Высочайше повелеть соизволил» включить подводные лодки в отдельный разряд.


Развитие «потаенных судов» шло в стране давно, но первая боевая подлодка «Дельфин» была построена только в 1903-м. Ее удачные испытания доказали возможность производства на отечественных заводах. И 13 августа 1903 года Морское министерство дало указание начать разработку проектов подводных лодок большего водоизмещения.

Гроза морей, японская премьераРусско-японская война нанесла большой урон русскому флоту, что вынудило царское правительство искать пути к восстановлению нарушенного равновесия сил на море. Одним из решений являлась срочная постройка подводных лодок.

В те годы организации для подготовки специалистов-подводников в России не было. Единственным авторитетом в данном вопросе считался капитан 2-го ранга М. Беклемишев. На него и возложили подготовку кадров.

29 января 1905 года на крейсере «Громобой» из отряда, базировавшегося во Владивостоке, состоялось совещание с целью выяснения состояния лодок и степени их готовности к боевым действиям. Были разработаны планы двух вариантов применения. Характерно, что предусматривалось использование лодок в наступательных операциях.

Уже в июне-июле 1905-го восемь подлодок закончили практическую подготовку личного состава и начали нести дозорную службу у островов Русский и Аскольд, оставаясь там сутками. По мере накопления опыта и тренировки личного состава выходили и в отдаленные районы. Об этом стало известно японцам, что отразилось на моральном состоянии их моряков. Об этом хорошо написал Валентин Пикуль в романе «Крейсера»: «Японский флот охватила паника – это не мины, это русские подводные лодки… Если это так, то, кажется, подтверждается секретная информация из Петербурга: балтийские матросы ставили свои подводные лодки на железнодорожные платформы для отправки их на Дальный Восток. Неужели они уже здесь?..»

К концу лета во Владивостоке оказалось 13 подлодок. Но их возможности не отвечали требованиям дальневосточного театра военных действий. Общим недостатком была малая дальность плавания. Морской технический комитет относил их к разряду кораблей прибрежного действия. Тем не менее присутствие подводных лодок стало серьезным фактором.

Они, по мнению многих историков, не только спасли Владивосток от прямого нападения эскадры Камимуры, а после Цусимы – от всей мощи флота адмирала Того, но и заставили задуматься о значении нового морского оружия весь мир.

В России дальневосточный опыт осмыслили не сразу. После длительных дискуссий и перепалок между сторонниками надводных и подводных кораблей пришли к компромиссу, результатом чего и явился императорский указ от 6 марта 1906 года.

Гроза морей, японская премьераИмевшийся опыт строительства и боевого использования показал основное: необходимость специальных кадров для нового вида морского оружия. 8 февраля 1906-го на рассмотрение Государственного совета был вынесен проект организации Учебного отряда подводного плавания. Инициатором выступил участник войны с Японией капитан 1-го ранга Эдуард Щенснович, впоследствии вице-адмирал. По его докладу о необходимости подготовки кадров подводников была назначена комиссия, которая следующим образом сформулировала свое мнение по этому вопросу: «Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких положительных знаний, как подводные лодки; здесь каждый должен точно знать, что ему надо сделать при различных обстоятельствах; ошибки не допускаются, а потому все служащие должны пройти самым основательным образом соответствующий курс в школе и выдержать отлично экзамен по установленной программе».

29 мая было утверждено «Положение об Учебном отряде подводного плавания». Командиром назначили контр-адмирала Щенсновича. На первых порах никаких теоретических занятий не было, обучение проводилось исключительно практически. Кадры черпались из моряков, вошедших в состав отряда, находившегося в Либаве, и уже имевших опыт подводного плавания.

В 1907-м служившие ранее на подлодках офицеры были подвергнуты специальным экзаменам. Выдержавшим их присваивалось звание офицер подводного плавания. В 1908 году система и порядок подготовки обрели окончательную форму. Ученики набирались из специалистов надводного флота. Общая продолжительность прохождения курса офицерами составляла десять месяцев, матросами – от четырех до десяти в зависимости от специальности и степени подготовки.

Все вновь построенные подлодки до 1914 года поступали в Учебный отряд, который осваивал их, укомлектовывал личным составом и после завершения курса подготовки направлял в распоряжение Черноморского и Балтийского флотов. Отряд во Владивостоке также пополнялся подводниками из Либавы.

После 1914-го новое оружие показало свою незаменимость во всех флотах мира. «Подводная лодка являлась центром, вокруг которого развертывались военные, политические и экономические концепции. Она становилась одним из главных факторов войны», – писал в 1936-м военный историк вице-адмирал Александр Шталь. Впоследствии эта оценка полностью подтвердилась.
Автор: Вадим Кулинченко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/29712


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. ovod84 20 марта 2016 07:31
    Насчёт русско японской войны есть хороший сериал японский тучи над холмами, это первый такой случай когда даётся объективная инфо по войне.
  2. кудесник 20 марта 2016 09:42
    Чем больше узнаю о подводном флоте, тем больше испытываю уважения к подводники. Элита флота! Ни в коей мере не принижаю значимости остальных родов войск, но подводники как космонавты, идут в неизвестность.
  3. Кибальчиш 20 марта 2016 14:49
    Ребята, только не надо на Пикуля ссылаться - это сказочник по типу Толкиена
    1. Комментарий был удален.
    2. Витвин 20 марта 2016 15:55
      Игорь, но ведь как популизатор истории он вовсе неплох, с корреляцией на время в которое он писал, многие граждане СССР, только из его книг и узнали о событиях с17,19-начала 20 века, Такова наша российская традиция корректировать историю - постоянно твердя , что она не имеет сослогательного наклонения.
      1. ava09 20 марта 2016 23:36
        Цитата: Витвин
        Такова наша российская традиция корректировать историю

        "Традиция" "корректировать историю" очень дорого обходится тем, в чьём сознании укоренилось искажённое понятие о прошлом. По моему мнению, русский народ достаточно пострадал от таких "популяризаторов", чтобы иметь право назвать их своими именами - лгуны и даже враги. Это в меньшей мере относится к Пикулю и Новикову-Прибою, большей к Шлёцеру, Миллеру, Байеру, Скалигеру и им подобным, коих было не мало. А главное - назвать их "заказчиков".
  4. kvs207 20 марта 2016 20:15
    Цитата: Витвин
    как популизатор истории он вовсе неплох, с корреляцией на время в которое он писал, многие граждане СССР, только из его книг и узнали о событиях с17,19-начала 20 века,

    Точно сказано. Я, когда прочитал его роман "Моонзунд", ещё будучи школьником, начал более усиленно копать историю флота (в меру тогдашних возможностей) и обнаружил, что информация, всё-таки была, например в нашей областной билиотеке, я обнаружил двухтомник «Флот в Первой мировой войне» В. Белли.
  5. DimerVladimer 13 октября 2016 16:00
    Они, по мнению многих историков, не только спасли Владивосток от прямого нападения эскадры Камимуры, а после Цусимы – от всей мощи флота адмирала Того, но и заставили задуматься о значении нового морского оружия весь мир.

    А какой практический смысл был в нападении на Владивосток?
    База флота - без флота, так же бесполезна, как орудие без заряда.
    Владивосток ничем не угрожал ни японскому флоту, ни метрополии, ни коммуникациям - стратегический ноль.
    Риск подрыва на минах, при артиллерийской атаке Владивостока флотом - был весьма велик. В том числе, какое то влияние имели конечно и потаенные суда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня