Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии

К вопросу создания сверхтяжелых танков в Германии обратились, как и во многих других странах, еще во время Первой мировой войны. Однако настоящую славу снискал не проект K-Wagen, а более поздние проекты. Сверхтяжелый танк Maus сегодня является одним из самых узнаваемых и знаменитых танков в истории, хотя был собран всего в двух экземплярах и не принимал участия в сражениях. Неплохую известность приобрел и другой сверхтяжелый танк Третьего рейха — E-100, чья узнаваемость в массах напрямую связана с компьютерными играми.

K-Wagen

В марте 1917 года Ставка главного командования и Инспекция автомобильных войск немецкой армии совместно сформулировали требования к новому сверхтяжелому танку массой около 150 тонн. Привести в движение такого монстра должна была силовая установка из двух бензиновых двигателей мощностью 250-300 л.с. каждый. Бронирование танка должно было составить 30 мм, что позволило бы обеспечить защиту от огня полевой артиллерии калибром до 75 мм. Вооружить новую боевую машину планировалось четырьмя орудиями калибра 57-77 мм, четырьмя 7,92-мм пулеметами и двумя огнеметами. Длина танка превышала 10 метров, что позволило бы машине преодолевать рвы шириной до 4 метров. 28 июня 1917 года Военное министерство утвердило проект нового сверхтяжелого танка «K-Wagen» (Kolossal-Wagen или просто Kolossal).


Разработку сверхтяжелого танка решили поручить Р. Фолльмеру, одному из самых талантливых немецких инженеров, который параллельно уже вел работы по тяжелому танку A7V и легкому LK-I. Программа постройки сверхтяжелых танков выглядела масштабно: планировалось создать 100 таких боевых машин при первоначальном заказе в 10 штук. Расчетная стоимость одного танка составляла около 500 тысяч рейхсмарок — огромную по тем временам сумму. При этом перед немецкими конструкторами стояла очень сложная задача, так как большинство деталей и узлов им предстояло спроектировать заново.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Влияние на проектировщиков немецкого сверхтяжа оказали британские ромбовидные танки, которые не отличались особой подвижностью, но несли достаточно мощное вооружение и были в состоянии преодолевать траншеи и рвы шириной до 3 метров. Именно от английских танков была заимствована компоновка с удлиненным корпусом и гусеницами, которые полностью его охватывали. Размещение вооружения в спонсонах по бортам корпуса также было заимствовано у англичан. Но в целом компоновка немецкого танка K-Wagen отличалась оригинальностью, экипаж был размещен в два яруса, а корпус делился на 4 отсека.

В передней части корпуса имелись места для трех пулеметов, два из которых были расположены по бортам, а один в лобовом бронелисте с незначительным смещением в левую сторону. В средней части корпуса танка располагалось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих механиков-водителей располагались за пулеметными установками и не имели никаких смотровых приборов. Управление танком должен был осуществлять его командир, который совместно с артиллерийским офицером располагался на верхнем ярусе и был защищен специальной бронированной башенкой цилиндрической формы с верхним люком, для лучшего обзора в ней имелось 6 смотровых щелей. Так как K-Wagen должен был получить радиостанцию, расположенную по центру боевого отделения, здесь же разместили и место радиста. По бортам боевой машины расположили большие спонсоны, в которых должны были быть установлены по две 77-мм пушки капонирного типа с полуавтоматическим затвором и два 7,92-мм пулемета. При этом передняя часть спонсона изначально проектировалась так, чтобы обеспечить максимально возможный сектор обстрела из орудий. Фактически при проектном размещении вооружения был обеспечен практически круговой сектор обстрела за исключением небольшого сектора в корме танка.

Третий и четвертый отсеки танка были моторно-трансмиссионными. Уже на стадии расчетов стало ясно, что даже установка 300-сильных двигателей не сможет дать боевой машине нормальной удельной мощности, поэтому было принято решение поставить на танк два двигателя Diamler-Benz мощностью 650 л.с. каждый. Для обслуживания данных двигателей выделялись два механика, которые также должны были вести огонь из кормовых пулеметных установок. Рядом с двигателями находились топливные баки, общий объем которых составлял 3000 литров. Непосредственно над двигателями находились две выхлопных трубы. Для обеспечения доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от работающих двигателей имелись 4 вентиляционных люка, расположенных в крыше корпуса, и по 3 люка на каждом из спонсонов.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Танк получался большим по всем параметрам, не исключением стал и размер его экипажа. Полный экипаж танка должен был состоять из 22 или 27 танкистов. В последнем варианте он имел бы следующий состав: командир, артиллерийский офицер, два водителя, 12 артиллеристов, 8 пулеметчиков, 2 механика и радист. В Ставке полагали, что для каждого орудия требуется штатный расчет, это же касалось и пулеметов, которым полагался пехотный расчет — стрелок и заряжающий, отсюда и такой большой экипаж.

Не менее оригинально смотрелась и ходовая K-Wagen. В отличие от британских танков тех лет катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к самому корпусу танка, а к тракам гусениц. Траки гусеницы являлись составными, они собрались при помощи заклепок и болтов. В движение гусеничная цепь приводилась ведущим колесом, расположенным в корме, она перемещалась по рельсовым направляющим, которые целиком охватывали корпус танка. При этом верхние ветви гусениц, с передними и задними нисходящими ветвями, прикрывались бронированной крышей, которая переходила в изогнутые бронированные экраны.

Постройка первых танков началась в апреле 1918 года, однако быстрое завершение Первой мировой войны остановило все работы по этому проекту. К этому моменту на заводе уже был практически собран первый экземпляр сверхтяжелого танка, для второй боевой машины были готовы корпус и все основные агрегаты, за исключением двигателей. Однако поражение Германии в войне и последующее подписание Версальского мира поставили крест на этом проекты, все наработки просто пошли на слом.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Тактико-технические характеристики K-Wagen:
Габаритные размеры: длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м (3,1 м без спонсонов), высота — 3,3 м (2,9 м по крыше).
Боевая масса — 150 т.
Вооружение — 4х77-мм орудия, 7х7,92-мм пулеметов MG.08.
Бронирование — лоб и борта корпуса — 30 мм.
Силовая установка — два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя «Даймлер» мощностью 2х650 л.с.
Максимальная скорость — 7,5 км/ч.
Экипаж — 22-27 человек.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Panzerkampfwagen VIII «Maus» представлял собой сверхтяжелый танк, который был спроектирован в гитлеровской Германии, работы над машиной шли в период с 1942 по 1945 год, руководил ими известный немецкий конструктор Фердинанд Порше. «Маус» стал самым крупным по боевой массе танком среди всех, которые когда-либо были построены в металле (188,9 тонн). Всего удалось построить два экземпляра машины, которые не принимали участия в боевых действиях. В апреле 1945 года при приближении к Кумерсдорфскому полигону частей Красной Армии немцы решили уничтожить оба прототипа сверхтяжелых танков, так как их нельзя было эвакуировать. Оба танка «Маус» были взорваны, однако значительным разрушениям подвергся лишь один. В настоящее время в мире имеется только один сохранившийся образец данного танка, который удалось собрать из частей обеих машин, он находится в коллекции Бронетанкового музея в Кубинке.

Танк Maus отличался очень мощным вооружением, расположенным во вращающейся башне. В состав экипажа грозной машины входили 6 человек: командир танка, командир орудий, 2 заряжающих, радист и механик-водитель. Поперечными перегородками корпус танка был разделена на 4 отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное. В носовой части танка располагалось отделение управление. Здесь были сидения мехвода (с левой стороны) и радиста (с правой стороны), контрольные и измерительные приборы, приводы управления, радиостанция, коммутационная аппаратура и баллоны огнетушителей. В днище корпуса перед сидением радиста имелся люк, предназначенный для аварийной эвакуации из танка. В нишах бортов были размещены два топливных бака, общая емкость которых составляла 1560 л. В крыше корпуса над местом механика-водителя и радиста был расположен люк, который закрывался броневой крышкой, а также перископический прибор кругового обзора радиста и смотровой прибор мехвода.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Сразу за отделением управления находилось моторное отделение, в котором находились: в центральном колодце — двигатель, в нишах бортов — масляные и водяные системы охлаждения, масляный бак и выхлопные коллекторы. За моторным отделением в средней части корпуса располагалось боевое отделение, в котором располагалась большая часть боеприпасов, а также агрегат для питания электромотора поворота башни и подзарядки аккумуляторных батарей. В центральном колодце, находящемся под полом боевого отделения, располагались блок главных и вспомогательных генераторов и одноступенчатый редуктор. Вращение от двигателя, находящегося в моторном отделении, передавалось на генератор через одноступенчатый редуктор.

Над боевым отделением корпуса на специальных роликовых опорах располагалась вращающаяся башня с вооружением. В ней находились сидения командира орудия, командира танка и двух заряжающих, а также спаренная артиллерийская установка и отдельно размещенный пулемет, приборы прицеливания и наблюдения, механизмы поворота башни с электромеханическим и ручным приводами, а также остальная часть возимого боекомплекта. В крыше было сделано два люка-лаза, которые закрывались бронекрышками. В кормовой части танка располагалось трансмиссионное отделение, где были расположены тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, бортовые редукторы и тормоза.

Вооружение и бронирование сверхтяжелого танка были на очень высоком уровне. Вооружение состояло из спаренной орудийной установки — 128-мм танковой пушки образца 1944 года — KWK44 (61 снаряд) и 75-мм танковой пушки KWK40 (200 снарядов), а также отдельно расположенного 7,92-мм пулемета MG-42. На разных стадиях проекта предусматривалась также установка в башне зенитной 20-мм пушки МС.151/20 вместо пулемета MG-42, а также мортирок, предназначенных для постановки дымовых завес и даже огнеметной установки, которая могла появиться на корме танка. Стоит отметить, что 128-мм танковая пушка была на тот момент самым мощным орудием в немецкой армии, она обладала клиновым горизонтальным затвором, который открывался вручную в правую сторону. Противооткатные устройства орудия находились сверху по бокам ствола.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Бронекорпус танка был сварным, он собирался из катанных бронелистов толщиной от 40 до 200 мм, обработанных на среднюю твердость. В отличие от остальных танков Германии «Маус» не имел в лобовом и кормовом листе корпуса щелей или люков, которые могли снизить его противоснарядную стойкость. При этом лобовые и кормовые катаные листы корпуса размещались под рациональными углами наклона, а бортовые бронелисты — вертикально. Башня сверхтяжелого танка, также как и корпус, являлась сварной. Она собиралась из литых деталей и катаных броневых листов гомогенной брони средней твердости. Лобовая часть башни была литой, она имела цилиндрическую форму и толщину 210 мм, бортовые и кормовые листы башни были плоскими, катаными, их толщина также составляла 210 мм.

Силовая установка данного мастодонта была комбинированной. Двигатель внутреннего сгорания приводил в работу электрогенератор, который вырабатывал ток, необходимый для двух электродвигателей, которые и приводили машину в движение. На прототипах стояли разные двигатели. На одном 12-цилиндровый Daimler-Benz МВ 509 жидкостного охлаждения, развивавший мощность 1080 л.с., представлявший собой специально адаптированный для работы в танке авиационный двигатель. Второй прототип был оборудован дизельным двигателем Daimler-Benz МВ 517.

Интересной особенностью было то, что танк просто не мог из-за своей массы преодолевать реки по автомобильным мостам. Танки через реки планировалось переправлять по дну парами. При этом «Маус» полностью герметизировался, но переправлялся без экипажа, он управлялся и получал электропитание по кабелю с другого танка, который в это время оставался на берегу.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Два построенных в Германии «Мауса» массой более 180 тонн, также как и их сверхтяжелый собрат времен первой мировой войны — K-Wagen — не приняли участия ни в одном бою. Любопытным представляется тот факт, что обе боевых машины создавались тогда, когда ход мировых войн развивался не в пользу Германии. Именно в этих условиях немецкое руководство выдавало задание и находило ресурсы на постройку этих стальных монстров. Оба раза конструкторами закладывался в сверхтяжелые танки ряд оригинальных решений и идей, но оба раза эти колоссы из металла оказывались в роли мертворожденного чада.

Тактико-технические характеристики Maus:
Габаритные размеры: длина корпуса — 9030 мм (с пушкой вперед — 10 200 мм), ширина корпуса — 3670 мм, высота — 3660 мм.
Боевая масса — 188,9 т.
Вооружение — 128 мм орудие KwK-44 L/55 и 75-мм орудие KwK-40, один 7,92-мм пулемет MG-42.
Бронирование: лоб корпуса — 200 мм, борт — 185 мм, корма — 160 мм, лоб башни — 210 мм, борта башни — 210 мм.
Силовая установка — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, мощностью 1080 л.с.
Максимальная скорость — 20 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.

E-100

К моменту представления проекта танка E-100 военной комиссии, которое состоялось уже в 1944 году, был сделан вполне адекватный вывод о том, что производство даже одного опытного сверхтяжелого танка станет очень дорогим удовольствием. Принимая во внимание этот факт, для танков «Maus» и Е-100 было решено использовать одну унифицированную башню. В остальном фирмы-конкуренты могли действовать по своему усмотрению в рамках выданного им технического задания. Удивительно, но именно сверхтяжелый танк E-100 из всей Е-серии оказался наиболее завершенным. Работы над ним начались еще в июне 1943 года, к весне 1944 года проект танка был готов.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


В отличие от танка «Маус» другой немецкий сверхтяжелый танк сохранил классическую компоновку, являясь развитием проектного ряда Е-серии. В передней его части находилось отделение управления, в котором слева было место механика-водителя, справа — радиста. Среднюю часть танка занимало боевое отделение, над которым должна была быть установлена четырехместная башня массивной формы. Первоначально это должна была быть башня танка «Maus» с тем же комплектом вооружения. Но в перспективе стали рассматривать варианты с установкой на танк 150-мм и 170-мм орудий с длиной ствола 38 калибров. В качестве основного вооружения в итоге была выбрана 150-мм пушка, а башня была перепроектирована. Боезапас для 150-мм орудия состоял бы из 32 выстрелов.

В ходовой танка Е-100 использовались обрезиненные опорные катки диаметром 900 мм, направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления имели заднее расположение. Система подвески, которая была создана доктором Лёром из компании MAN, оказалась достаточно удачной и позволила уменьшить и без того очень большую массу танка — вместо торсионов на нем планировалось применить более легкие спиральные пружины Бельвилля. Данный технический ход позволял также расположить в днище танка эвакуационный люк. Принимая во внимание большую проектную массу — около 140 тонн, было предусмотрено два варианта гусениц — боевые шириной 1000 мм и более узкие — транспортные.

Силовая установка первого прототипа танка E-100 состояла из бензинового 12-цилиндрового двигателя Maybach HL230 P30, развивавшего мощность всего 700 л.с. и коробки передач Maybach OG 401216В. Такого двигателя для танка было явно недостаточно, удельная мощность составила бы примерно 5 л.с. на тонну, однако ничего более мощного немецкая военная промышленность представить на тот момент не могла. В перспективе на серийных танках должен был появиться 1200-сильный двигатель Maybach HL234, теоретически его планировалось довести до стадии серийного производства к 1945 году.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Танк Е-100 отличался чрезвычайно мощным бронированием. Верхняя лобовая деталь корпуса и корма имели толщину 150 мм (верхняя лобовая деталь была установлена под углом наклона 45 градусов, корма — 30 градусов). Бортовое бронирование составляло 120 мм, при этом верхняя часть борта и верхняя ветвь гусеницы были прикрыты массивными экранами обтекаемой формы толщиной 50-мм. Эти бронефартуки для удобства транспортировки танка могли сниматься. Лобовое бронирование башни в итоге должно было составить 240 мм, толщина бортов, расположенных под углом 30 градусов, должна была составить 200 мм.

Если сравнивать два немецких сверхтанка Второй мировой войны, то по суммарной огневой мощности Е-100 превзошел бы «Maus», однако фактически 150-мм артиллерийская установка для него поставлена так и не была. Помимо этого защищенность Е-100 была бы выше, благодаря более рациональным углам наклона бронеплит и появлению массивных бортовых экранов. Оценочная масса танка была ниже — 140 тонн и немецкие инженеры не оставляли надежд на то, что с 1200-сильным двигателем этот стальной гигант смог бы развить скорость в 40 км/ч при движении по шоссе. В любом случае, по мнению создателей, Е-100 должен был обладать лучшими тактико-техническими характеристиками, чем танк компании Porsche. Во многом работы над танком Е-100, возможно, велись лишь «в пику» команде Фердинанда Порше, работавшей над Маусом.

Поставку башни для сверхтяжелого опытного танка Е-100 должна была осуществить фирма Krupp. Так как от установки 128-мм орудия отказались в пользу более мощной артсистемы, были внесены изменения и в конструкцию башни, что не способствовало ускорению работ по ее выпуску. К июню 1944 года была готова ходовая часть танка и корпуса. Башню, вооружение и большую часть внутреннего оборудования установить на эту боевую машину так и не успели. Единственный прототип танка Е-100 (ходовая часть) был захвачен войсками союзников весной 1945 года на полигоне Хайстенбек около города Падеборне.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии


Тактико-технические характеристики Е-100:
Габаритные размеры: длина корпуса с пушкой вперед — 10 270 мм, ширина корпуса — 4480 мм (с экранами), высота — 3320 мм.
Боевая масса — около 140 т.
Вооружение — 150 мм орудие KwK44 L/44 (32 выстрела) и 75-мм пушка (200 выстрелов), один 7,92-мм пулемет MG-42.
Бронирование: лоб корпуса (верх) — 150 мм, борт — 120 мм, корма — 150 мм, лоб башни — 240 мм, борта башни — 200 мм.
Силовая установка — Maybach HL234 мощностью 1200 л.с.
Максимальная скорость — 38-40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 120 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.

Источники информации:
«K-Wagen»/«Großkampfwagen». Сверхтяжелый танк // AviArmor. URL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/k-wagen.htm.
Сверхтяжелый танк «Маус» // kubinkamuseum. URL: http://kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208&Itemid=410.
Стаценко А. Сверхтяжёлые танки: стальные великаны // Warspot. URL: http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany.
Коломиец М. В. E-100 и другие немецкие танки 1945 года. Последняя надежда панцерваффе. М.: Эксмо; Яуза, 2013. 96 с.
Материалы из открытых источников.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 57
  1. kugelblitz 16 марта 2016 06:46
    Немцы тут конечно разошлись не на шутку, да и круговое бронирование вряд ли его спасло. Скорее вызвало бы очередную гонку калибров, ибо на базе ИСУ-152 уже пытались ставить чудовищную БЛ-10. Тут ни у Мауса, ни у Е-100 по ходу шансов не было бы.

    1. Megatron 16 марта 2016 09:41
      Интересной особенностью было то, что танк просто не мог из-за своей массы преодолевать реки по автомобильным мостам. Танки через реки планировалось переправлять по дну парами. При этом «Маус» полностью герметизировался, но переправлялся без экипажа, он управлялся и получал электропитание по кабелю с другого танка, который в это время оставался на берегу.


      Идея хорошая конечно, но мне кажется на дне большинства рек он бы куда нибудь в ил закопался или в яму попал и остался бы там уже навсегда, попробуй вытащи такую махину!
      1. AKuzenka 16 марта 2016 11:01
        Инженерную разведку никто не отменял.
        1. crazyrom 16 марта 2016 22:22
          Цитата: kugelblitz
          на базе ИСУ-152 уже пытались ставить чудовищную БЛ-10

          На каждую хитрую попу у нас найдётся подходящий болт с резьбой soldier
      2. Cap.Morgan 16 марта 2016 23:59
        Пошёл бы по дну. Немцы имели такое оборудование для тигров.
      3. дяденька 17 марта 2016 20:34
        это было опробовано на фердинандах/элефантах
      4. 19001900 20 марта 2016 20:37
        Вытаскивать а зачем ?? Отличная опора для нового моста :)
    2. CRASH. 16 марта 2016 10:31
      Если мне не изменяет память, БЛ10 выстрелила 1 раз, ИСУ пошла на ремонт, а от БЛ10 решили отказаться, слишком мощная, а война шла к концу.
      1. Kars 16 марта 2016 10:41
        Гитлер фармит Мышь
        1. алпамыс 16 марта 2016 11:28
          Цитата: Kars
          Гитлер фармит Мышь

          классная фота
        2. Alexey RA 16 марта 2016 11:40
          Тренировочный бой клана немцефилов: Смотрите - теперь у нас есть топ-10!
      2. kugelblitz 16 марта 2016 13:33
        Скорее БЛ-10 начала бы раньше стрелять, чем эти монстры начали нормально ползать. wassat
  2. parusnik 16 марта 2016 07:46
    В отличии от советских, родились мёртвыми...
    1. Лунатик 16 марта 2016 09:20
      Корпуса для Мауса заказывались 2 сериями - 130 и дополнительная 70 шт... немного странно для несуществующего танка. Для Е-100 тоже делали много корпусов.
      1. Alexey RA 16 марта 2016 12:38
        Цитата: Лунатик
        Корпуса для Мауса заказывались 2 сериями - 130 и дополнительная 70 шт... немного странно для несуществующего танка.

        А это, похоже, фишка немецкого танкопрома - опережающий заказ первой серии для сокращения сроков налаживания серийного производства. smile

        Если Вы помните, то по "тиграм" был такой же заказ: по 3 машины опытной партии и 100 машин первой серии. Причём заказ на серию был выдан до испытаний, до принятия танка на вооружение и даже до окончательного выбора победителя в конкурсе на ТТ. В результате, Порше после проигрыша в конкурсе пришлось из этих корпусов делать "фердинанды".
        1. Cap.Morgan 17 марта 2016 00:02
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: Лунатик
          Корпуса для Мауса заказывались 2 сериями - 130 и дополнительная 70 шт... немного странно для несуществующего танка.



          Если Вы помните, то по "тиграм" был такой же заказ: по 3 машины опытной партии и 100 машин первой серии. Причём заказ на серию был выдан до испытаний, до принятия танка на вооружение и даже до окончательного выбора победителя в конкурсе на ТТ. В результате, Порше после проигрыша в конкурсе пришлось из этих корпусов делать "фердинанды".

          До сих пор помним тигр Порше.
          Всего то 90 машин было , а какую память оставил...
          1. Лунатик 18 марта 2016 10:15
            Первый танк - троллейбус, тем и интересен.
  3. Fotoceva62 16 марта 2016 08:28
    Всё это, конструкторский и технический тупик. «Сумрачный тефтонский гений», победа над здравым смыслом. В то время как вермахт требовал массовый танк , ему предлагали вот такое Г....? Полный маразм: сложность, никакая подвижность и проходимость и даже как подвижные форты они себя не оправдывали ( рота средних танков предпочтительнее) .Крайности , они до добра не доводят!
    1. kardan 16 марта 2016 09:56
      Цитата: Fotoceva62
      Всё это, конструкторский и технический тупик. «Сумрачный тефтонский гений», победа над здравым смыслом. В то время как вермахт требовал массовый танк , ему предлагали вот такое Г....? Полный маразм: сложность, никакая подвижность и проходимость и даже как подвижные форты они себя не оправдывали ( рота средних танков предпочтительнее) .Крайности , они до добра не доводят!


      Согласен! Вообще введение новой-сырой техники в во время ведения войны дело не самое простое, что уж говорить об этих исполинах. В одной из книг, о немецких танках, автор резюмировал, что целесообразнее было ограничиться выпуском Pz VI "Тигр" и Pz IV с башней от Pz V "Пантера".
  4. амурец 16 марта 2016 08:31
    Никогда не понимал стремления к гигантизму в наземной технике.Всё эти разработки,я имею ввиду всю серию танков,описанных в этой серии статей,тяжёлые,маломощные и малопроходимые машины.Хотя отдельные технические решения вызывают уважение.Пример:танк Менделеева.По моему только в шведском танке STRV-103 серийно устанавливалась гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом.Если я ошибаюсь,знатоки меня поправят.
    1. goose 16 марта 2016 11:56
      Цитата: амурец
      По моему только в шведском танке STRV-103 серийно устанавливалась гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом.Если я ошибаюсь,знатоки меня поправят.

      Ошибаетесь. Я бы сказала, - как минимум, еще японские танки имеют такую особенность Тип-74, Тип-90, Тип-10, STB-1. Корейский К-2. Американский М-803. И даже наша Армата.

      Из более легких образцов, которые не совсем танки, вообще не хватит пальцев на ладонях.
      1. амурец 16 марта 2016 23:50
        Цитата: goose
        Ошибаетесь. Я бы сказала, - как минимум, еще японские танки имеют такую особенность Тип-74, Тип-90, Тип-10, STB-1. Корейский К-2. Американский М-803. И даже наша Армата.

        Читайте внимательно комментарии.Гидропневматическая подвеска и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом,это две разные вещи.Посмотрите внимательно как производится разгрузка ходовой при выстреле из пушки в танке Менделеева или вертикальное наведение пушки в шведском STRV-103,а не плавность перемещения пятой точки во время движения АБТ.
    2. kalibr 18 марта 2016 19:55
      Еще на японских, послевоенных, включая последний.
  5. стер 16 марта 2016 08:58
    Любой монстр - прежде всего предел технологических возможностей. Что Маус да и Фердинанд показали. Как и ранее наш Т-35. Даже Тигр-7 был уже на пределе. И наши ИС-3 (не самая совершенная техника) и потом Об. 279 были чересчур сложны. В реальности в серию входили машины не столь громоздкие, но более подвижные. Например, Т-10. Хотя на Западе после сильного технического рывка и стали делать танки весом по 60-70 тонн, но уже на ином уровне. И они не смогли превзойти по своим возможностям более легкие Т-62, Т-72, Т-80, Т-90. Даже Т-14 Армата и то легче.

    Тем смешнее и нелепее выглядят в игре Ворд Танк все эти бумажные, оставшиеся на стадии проекта или макета "супермашины" типа "бачат", Е-50 и Е-100 и целой своры других. Они даже превосходят по характеристикам реальные танки. Видимо, разработчики мечтали - эх, если бы, да мы бы как дали!...
    Жизнь все расставляет по местам.
    А проекты супермашин все же полезны - с использованием этих замыслов создают реальную технику.
    1. obana 16 марта 2016 09:20
      Цитата: стер
      Тем смешнее и нелепее выглядят в игре Ворд Танк все эти бумажные, оставшиеся на стадии проекта или макета "супермашины" типа "бачат", Е-50 и Е-100 и целой своры других.

      Вот поэтому даже и пробовать играть не стал (посмотрел, увидел, подумал, что муть это всё), когда прям повальная мода была в WoT.
      1. дядяВасяСаяпин 16 марта 2016 09:50
        WoT - это не симулятор, а просто командная игра, в которой вместо эльфов и гоблинов танки. И реальные характеристики техники в ней пожертвованы в пользу играбельности. С одной стороны создатели игры популяризировали среди молодёжи бронетехнику и чуть-чуть военную историю, а с другой создали ложные представления о бронетехнике.
        1. стер 16 марта 2016 10:18
          А кроме того, выставили технику СССР в плохом свете.
          1. Alexey RA 16 марта 2016 11:51
            Цитата: стер
            А кроме того, выставили технику СССР в плохом свете.

            В плохом? Скажите спасибо, что реализм принесён в жертву играбельности.

            Если бы картошка смогла в реализм, то по полям боёв ползали бы Т-34 с обзором 200-250 метров, без связи, развивающие не более 12 км/ч и глохнущие при попытке переключить скорость. Ах да, и с 10-12 бронебойными снарядами в БК... и хорошо ещё, если это будут БР-350А, а не УШ.
            И никакого панорамного обзора у прицела: либо смотришь в подслеповатые приборы наблюдения, либо переключаешься на прицел с потерей линии взгляда. Причём одновременно вращать башню и смотреть в прицел тоже было бы невозможно:
            Доступ к пусковому маховику электропривода затруднен снизу корпусом электромотора, слева смотровым прибором и корпусом башни, справа налобником и прибором ПТ-6. Поворот башни в любую сторону возможен лишь при условии отклонения головы от налобника прибора ПТ-6, т.е. вращение башни фактически производится вслепую…

            Вручную же башню приходилось вращать двумя руками...
            В первых числах апреля месяца с/г, при проверке согласно техусловий величины усилия на рукоятке поворотного механизма на машинах со смонтированными пушками Ф-34, поступившими в марте месяце, было установлено, что усилие на рукоятке, требующееся для проворачивания башни, достигает 30-32 кг…
            С ужасом думаю - как бы картошка реализовала усилия на рычагах управления в 30-35 кг и усилие на на маховике ручного привода башни в 30 кг. belay
            1. стас57 16 марта 2016 15:48
              Цитата: Alexey RA
              Если бы картошка смогла в реализм

              как там у Уланова...
              "Если пытаться описать начало ВОВ терминами игры, это будет выглядеть примерно следующим образом. На поле боя с одной стороны выехала рандомная команда, где было 3 стоковых Т-34 и 2 КВ-1 с экипажами в 50%, подкрепленных десятком БТ и Т-26 с экипажами в 75%. Общаться между собой они могли только в чате. Противник же был представлен спаянной клановой ротой из взвода топовых PzKpfw III, с поддержкой от светляков на PzKpfw II и артой, его действия координировались по голосовому каналу.
              Конец был немного предсказуем."
            2. IS-80 16 марта 2016 21:19
              Цитата: Alexey RA
              С ужасом думаю - как бы картошка реализовала усилия на рычагах управления в 30-35 кг и усилие на на маховике ручного привода башни в 30 кг.

              Для релизьму надо такое усилие на клавиатуре сделать. smile
        2. Комментарий был удален.
        3. Алекс 16 марта 2016 15:08
          Цитата: дядяВасяСаяпин
          с другой создали ложные представления о бронетехнике.

          А также о той самой военной истории. На моё замечание один такой кухонный "танкист" ответил: хочешь реальности - иди в армию.
          1. Алекс 16 марта 2016 17:14
            А коментарий к "минусу" будет? А то я уже порядком подустал от этих мелких под...ёров из кустов...
    2. Алекс 16 марта 2016 15:06
      Цитата: стер
      Видимо, разработчики мечтали - эх, если бы, да мы бы как дали!...

      WoT - типичная 3D-альтернативная история. Особенно умиляет "прокачка" танков...

      P.S. WoWS - там вообще полёт ничем не ограниченной фантазии...
      1. Alexey RA 16 марта 2016 17:50
        Цитата: Алекс
        P.S. WoWS - там вообще полёт ничем не ограниченной фантазии...

        Дык... корабликов наделали много меньше, чем танчиков. Даже у янки не хватит моделей, чтобы заполнить все уровни веток. Вот и пошли в ход "бумажные кораблики".

        Скажите спасибо, что у Лесты в WoWS хотя бы пикировщики пикируют. smile
        А то в Лестовских "Стальных монстрах/Pacific Storm" они упорно отказывались это делать на протяжении трёх патчей. Под конец за вопрос о пикировщиках на форуме начали банить. smile
        1. Алекс 16 марта 2016 19:31
          Цитата: Alexey RA
          Под конец за вопрос о пикировщиках на форуме начали банить.

          Круто, ничего не скажешь...
    3. aiden 16 марта 2016 17:53
      я уже как то писал, что видимо у разработчиков wot предки воевали за фрицев, раз они так любят немецкую технику и завышают ей параметры, а советской наоборот занижают. Но ничего, я на ИСУ-152 с бл-10 эту разницу компенсирую.
      1. Alexey RA 16 марта 2016 19:05
        Цитата: aiden
        я уже как то писал, что видимо у разработчиков wot предки воевали за фрицев, раз они так любят немецкую технику и завышают ей параметры, а советской наоборот занижают.

        Да ладно!

        Заниженные параметры советской техники - это, видимо, квас, регулярно попадавший прямо в цель с вертухана. smile
        Или ранняя Су-26 с трёхстволкой. Или Т-50-2. Или летающий на теоретически максимальной скорости Т-34.
        1. IS-80 16 марта 2016 21:23
          Цитата: Alexey RA
          Заниженные параметры советской техники - это, видимо, квас, регулярно попадавший прямо в цель с вертухана.
          Или ранняя Су-26 с трёхстволкой. Или Т-50-2. Или летающий на теоретически максимальной скорости Т-34.

          Т-34 гнет, КВ-1с гнет, КВ-1 гнет, Т-34-85 гнет, КВ-220 2 гнет, КВ-85 гнет, ИС-2-гнет. Это та самая плохая советская техника с заниженными параметрами. smile
      2. Megatron 17 марта 2016 08:50
        Можно вообще про эту ..... господню (wot) не писать?
        В каждой теме про танки, начинают копошиться эти самые "танкисты".
  6. naGua 16 марта 2016 09:46
    И наши ИС-3 (не самая совершенная техника)

    Дружище, Вы немного ошибаетесь. На 1945 год Ис-3, насколько известно, по совокупности ТТХ, был самым совершенным тяжелым танком.
    1. CRASH. 16 марта 2016 10:35
      И парад этих ИС3 в Берлине, возможно предотвратил операцию "немыслимое" Черчиля с Рузвельтом.
      1. макс702 16 марта 2016 20:42
        Цитата: CRASH.
        И парад этих ИС3 в Берлине, возможно предотвратил операцию "немыслимое" Черчиля с Рузвельтом.

        Нее предотвратил разгром Англоамериканских войск скорее всего..Вы уж извините но в сухопутных операциях против армии СССР образца 1945 г ловить всем остальным было нечего.. Наши же тоже считали и проводили штабные игры и по ним группировке "союзников" жизни отводилось 2-3 недели , это были расчеты с опорой на реальный опыт и возможности в отличии от №головокружения от успехов" у англов с янками.. Война с Японией доказала это на 100%..
  7. 31rus2 16 марта 2016 10:20
    Уважаемые,как посмотреть,а у мауса сдвоенная пушка в башне не чего не напоминает?,а разделение танка на отсеки?,любой опыт даже тупиковый ,это новые разработки и как показывает история все новое,хорошо забытое старое,посмотрите на современные САУ,разве не напоминает тот же Е-100,только в современной обработке
    1. goose 16 марта 2016 11:58
      Вооружение Мауса спорное, но логичное, но вот прогрессивное разнесенные бронирование не факт, что уступило бы Е-100. Но в сумме, проект Е-100 выглядит посовременнее, конечно.
    2. Fotoceva62 16 марта 2016 11:59
      Со сдвоенной артсистемой возились не только немцы, америку они не открыли. Разделение на отсеки? А при компоновке и размещении эн.установки это давало какие то преимущества? С современными САУ «мышь» и Е-100 роднит только то, то они на гесеницах. На фоне ИС_2;3 и ИСУ152;122, выглядят не лучшим образом.
  8. Даос 16 марта 2016 10:43
    Ну идею сверхтяжёлых танков точно так же как и линкоров окончательно похоронила авиация. Бесполезно иметь "непробиваемую броню" если от поражения сверху машина всё равно уязвима.
    1. abc_alex 16 марта 2016 11:34
      На тот момент пикировщики ушли в прошлое всилу развития автоматической малокалиберной зенитной артиллерии, штурмовики не имели надежного средства для поражения танков в движении. А попадания бомбой с обычного бомбера в танк -- случай единичный. Именно в конце войны немцы вплотную занялись производством ПВО поля боя. Flak-30 и Flak-38 устанавливали на колесные шасси всю войну. Танковым дивизиям придавался моторизованный зенитный дивизион.
      четырёхствольную 2-cm Flakvierling 38 устанавливали на танковое шасси. Как и более мощный 37-мм зенитный автомат 3,7 cm Flak 36.

      Это я перечислил только то, что немцы могли вывести на поле боя вместе с танками. А просто в поле там было куча всего от 20 до 50 мм.
      1. Даос 16 марта 2016 12:01
        На тот момент появились ПТАБы и их применение из КМБ. ;-)
        ПВО у немцев всегда было неплохим но ствольная артиллерия даже на самоходном гусеничном шасси не способна прикрыть поле боя... Это реальность. А воздушная изоляция этого самого поля спокойно останавливало танки даже не поражая их. И уж тем более сверхтяжи с их мизерной подвижностью и запасом хода...
  9. alovrov 16 марта 2016 11:17
    Не существует способа найти правильный путь не впадая в крайности. Крепкие задним умом могут сколько угодно стебаться над конструкторами прошлых времен, но это свидетельствует только о высоком уровне альтернативной одаренности означенных интернет-аналитигов.
  10. minirulet 16 марта 2016 11:19
    Цитата: kugelblitz
    Немцы тут конечно разошлись не на шутку, да и круговое бронирование вряд ли его спасло. Скорее вызвало бы очередную гонку калибров, ибо на базе ИСУ-152 уже пытались ставить чудовищную БЛ-10. Тут ни у Мауса, ни у Е-100 по ходу шансов не было бы.


    В условиях полного господства в небе авиации союзников, это была тем более глупая идея. Один заход штурмовика и нет МЯУСА)
  11. abc_alex 16 марта 2016 11:21
    Цитата: Fotoceva62
    Всё это, конструкторский и технический тупик. «Сумрачный тефтонский гений», победа над здравым смыслом. В то время как вермахт требовал массовый танк , ему предлагали вот такое Г....? Полный маразм: сложность, никакая подвижность и проходимость и даже как подвижные форты они себя не оправдывали ( рота средних танков предпочтительнее) .Крайности , они до добра не доводят!


    Учите историю. :)
    Все тяжелые танки вермахта массовыми не были. Ни в смысле производства ни в смысле применения. Производились штучно с огромными трудозатратами и сводились в отдельные батальоны, используемые для прорыва укрепленных линий обороны.
    Так и в данном случае сверхтяжи вряд ли стали бы крупносерийными, Таких танков не нужно много, это машины для специальных операций, прорыва хорошо укрепленных позиций.
    По сути они по идеологии аналогичны Т-35. В танковой доктрине вермахта не было самого понятия "основной танк".
    А в 1944 году немцы предприняли работы по унификации платформ. Базой для среднего танка выбрали Пантеру, базой для легкого чешский Хетцер. Да и в серии "Е" есть не только этот монстр:

    E-10 — малый разведывательный танк и истребитель танков массой около 15 тонн. Должен был вооружаться 75-мм пушкой Pak 40 L/48.
    E-25 — танк массой около 25—30 тонн. Должен был вооружаться 75-мм пушкой Pak L/70.
    E-50 — средний танк массой около 50 тонн.
    E-75 — тяжёлый танк массой около 75-80 тонн.
    E-100 — сверхтяжелый танк массой 130—140 тонн, альтернатива сверхтяжелому танку «Maus».


    У нас принято порой выставлять немцев завершающего период войны несколько сумасшедшими. Иронизировать над их гонкой за "вундервафлей". Хотя в реале они отлично понимали какие танки делать массово а какие штучно.

    Тот же самый Маус вообще проектировался как средство усиления оборонительный рубежей, этакая подвижная огневая точка, перемещающаяся до капонира.
    1. Алекс 16 марта 2016 15:19
      Цитата: abc_alex
      Таких танков не нужно много, это машины для специальных операций, прорыва хорошо укрепленных позиций.
      Это какие, простите, лини обороны немцы собирались прорывать в конце 1944-начале 1945-го? Нечего за генералов додумывать, они с самого начала понимали бредовость этих разработок и рассматривали их скорее как подвижные ДОТы, чем танки поля боя. Короче говоря, единственное место, где от них может быть и был бы толк - это не ПРОРЫВ, а УСИЛЕНИЕ обороны.

      Цитата: abc_alex
      Тот же самый Маус вообще проектировался как средство усиления оборонительный рубежей, этакая подвижная огневая точка, перемещающаяся до капонира.
      Э-воа как! Какой ловкий кульбит: сначала "танк для прорыва обороны", теперь для усиления. Вы, батенька, как-то одной логической линии придерживайтесь.
  12. gla172 16 марта 2016 11:27
    Цитата: Fotoceva62
    Всё это, конструкторский и технический тупик. «Сумрачный тефтонский гений», победа над здравым смыслом.

    Согласен....
    1. амурец 16 марта 2016 14:09
      Цитата: gla172
      Цитата: Fotoceva62
      Всё это, конструкторский и технический тупик. «Сумрачный тефтонский гений», победа над здравым смыслом.

      Согласен....

      Ну вообще-то эти пушки предназначались для уничтожения объектов и укреплений французкой линии Мажино.Построено их всего две пушки.А вот это чисто "политическая пушка."
      http://crypto.hut2.ru/kolossal.html
      1. gla172 16 марта 2016 15:25
        Но по своей сути была столь же бессмысленна....сколько снарядов выпущенных из неё достигли цели?
        1. амурец 17 марта 2016 00:05
          Цитата: gla172
          Но по своей сути была столь же бессмысленна....сколько снарядов выпущенных из неё достигли цели?

          А вы почитайте "Подвиг 30-й батареи" или другие книги о штурме Севастополя.Там есть и фото наших разрушенных батарей 30-й и 35-й.И почитайте о пушках Густав и Дора.Кстати вот ссылка на 30-ю ББ.
          http://topwar.ru/89927-bronebashennaya-batareya-30-simvol-oborony-sevastopolya.h
          tml
    2. alovrov 16 марта 2016 19:10
      Некто Ф.Гальдер написал про Дору в своем дневнике - "Произведение искусства. Впрочем совершенно бесполезное". Так что поосторожнее с обобщениями про гений и тупик.
    3. Комментарий был удален.
  13. jurikberlin 16 марта 2016 20:48
    Цитата: kardan
    ограничиться выпуском Pz VI "Тигр" и Pz IV с башней от Pz V "Пантера".

    довелось общаться с ещё живыми немецкими танкистами ветеранами.они наоборот говорили,что слишком распылили средства и ресурсы на танковый ,,зверинец,,
    надо было т-4 прокачивать,как сделали мы с тридцатьчетвёркой. тигры и пантеры конечно доставили много проблем,но изменить уже ничего не смогли,ибо дороги,трудоёмки и сырые.многие тупо из за поломок даже на линию огня не могли выдвинуться.а в 44-м ещё и руда из швеции перестала поступать.сталь стала ни к чёрту по качеству.даже у королевского тигра при прямом попадании довольно слабых зарядов от башни кусками отлетала броня.
  14. Ратник2015 16 марта 2016 23:33
    Цитата: kardan
    В одной из книг, о немецких танках, автор резюмировал, что целесообразнее было ограничиться выпуском Pz VI "Тигр" и Pz IV с башней от Pz V "Пантера".

    Возможно, хотя некто Гудериан был несколько другого, но сходного мнения. Но промышленные концерны убедили некоего Гитлера в том, что супертяжи всё же вырулят. Ну вырулили...

    Цитата: naGua
    На 1945 год Ис-3, насколько известно, по совокупности ТТХ, был самым совершенным тяжелым танком.

    Футуристичным по дизайну, но с рядом внутренних проблем. Не стоит переоценивать. хотя танк классный.

    Цитата: макс702
    Нее предотвратил разгром Англоамериканских войск скорее всего..Вы уж извините но в сухопутных операциях против армии СССР образца 1945 г ловить всем остальным было нечего.

    Любителям "пролонгировать" войну в 1945 в войну между Западом и СССР скажу простую вещь : не надо недооценивать силы Запада и переоценивать мощь СССР. У Европы и особенно США были неистощимые как человеческие, так и и экономические ресурсы. СССР был полностью истощён 4 годами войны, человеческие ресурсы тоже были вычерпаны до края.

    И вспомните Арденны зимой 44-45 гг. Немцы технически были более продвинуты чем СССР, да и числом значительны, и тоже считали что сбросят союзников в Ла-Манш. Результат напомнить ?

    Цитата: abc_alex
    У нас принято порой выставлять немцев завершающего период войны несколько сумасшедшими. Иронизировать над их гонкой за "вундервафлей". Хотя в реале они отлично понимали какие танки делать массово а какие штучно.

    Это да. Особенно это видно в авиации. Рейху нехватило буквально нескольких месяцев или полгода для выхода на качественно иной уровень, который позволил бы уверенно захватить господство в воздухе и тогда война могла бы пойти совершенно непредсказуемым образом.

    Цитата: jurikberlin
    надо было т-4 прокачивать,как сделали мы с тридцатьчетвёркой.
    Нет, у Рейха небыло столько ресурсов, чтобы делать Т4 в количествах, сравнимых с Т34 или Шерманами; фишка немцев была в том чтобы качеством преодолеть количество. Но "не смогла я, не смогла...".
  15. Вездеходчик 17 марта 2016 06:16
    Цитата: дядяВасяСаяпин
    WoT - это не симулятор, а просто командная игра, в которой вместо эльфов и гоблинов танки. И реальные характеристики техники в ней пожертвованы в пользу играбельности. С одной стороны создатели игры популяризировали среди молодёжи бронетехнику и чуть-чуть военную историю, а с другой создали ложные представления о бронетехнике.


    К моему сожалению все знают про WOT, но менее популярна зато более реалистичная WAR THUNDER от наших разработчиков, в ней хоть упор сделан на реализм, учитывается толщина,наклон брони, расположение боекомплекта, агрегатов и т.д. И никаких вам маркеров и подсветок противника за кустами.
  16. Комментарий был удален.
  17. Комментарий был удален.
  18. Riv 17 марта 2016 09:09
    https://m.youtube.com/watch?v=gDv7URm_2PE

    как то так... :)
    Riv
  19. shturman032 17 марта 2016 22:16
    На фотографиях Маус с макетом башни и советские офицеры на нем, т.е. когда они его захватили башни там не было.
  20. dvg1959 18 марта 2016 21:35
    А как же танки "Антанты". В первую мировую были такие бронеавтомобили и танки: "Остин", "Марк" и другие. А во вторую мировую были "Т - 35" , "Т - 34 - 85" и другие. У немцев одни панцеры и стиг.
  21. 2005Aleksey 3 апреля 2016 18:27
    Хорошие танки, но у нас тоже не хуже.
    1. dvg1959 3 апреля 2016 19:47
      Да, Росийские танки лучшие в мире.
      Не зря СССР называли "Танковой державой".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня