Goldfish



The K-162 submarine (“Anchar”, in the classification of NATO - PAPA) was laid 28 December 1963 in Severodvinsk and commissioned 31 December 1969. The boat received its second name “Golden Fish” because of the high cost opportunities. The submarine was set to speed in the 44,7 node (more than 80 km / h), which to date has been an absolute world record for submarines.


28 August 1958 was adopted by the party and government decree "On the creation of a new high-speed submarine with new types of power plants and the development of research, development and design work for submarines." The priority tasks were to increase the speed of the underwater stroke and the depth of the dive compared to the submarines of the 1-th generation in a half to two times. It was planned to create a power plant of reduced dimensions with a decrease in the total specific weight of reactors and turbines in 1,5 - 2 times, a new small-sized missile anti-ship complex with an underwater launch, distance-based high-speed two-plane torpedoes that can be used at dive depths that are twice as large as at boats of existing projects. It was supposed to introduce new structural materials, allowing, in combination with the adoption of other measures, to reduce the displacement and size of submarines. All this was to ensure the qualitative superiority of Soviet submarines over promising American submarines. As part of this decree, TsKB-16 of the State Shipbuilding Committee (now SPMBM Malakhit) began the development of an experimental high-speed nuclear submarine of the 661 project (code “Anchar”). Works on this topic were considered by the leadership of the shipbuilding industry as the highest priority. A very unusual requirement was put forward before the creators of the ship - to abandon the use of previously mastered technical solutions, materials and equipment. Everything is just new, the most promising! The Central Research Institute No. 661 (now the Central Research Institute named after Academician A.N. Krylov) took an active part in the work on the 45 project. The institute investigated both the ship’s own issues related to the creation of a new nuclear-powered ship and the combat effectiveness of a high-speed submarine. Considered three alternative basic structural materials for the manufacture of durable housing - steel, aluminum or titanium. In the end, it was decided to choose a titanium. This made it possible to drastically reduce the mass of the hull (and, consequently, the displacement of the ship). Thus, one of the most important unmasking signs of the boat, its magnetic field, was significantly reduced. As a result, in 1959, the government issued a decree on the creation of titanium alloys for the manufacture of sheet metal, stampings, forgings, pipes, etc.
After considering two types of reactors - a simpler and more advanced water-to-water and promising liquid metal (primary coolant - lead and bismuth alloy) - the first was chosen as the most realistic in terms of creation, although it has the worst specific parameters.

14 basic and six additional versions of the pre-sketch project were worked out. Considered alternative submarine armament: cruise missiles with the submarine launch “Amethyst”, created under the guidance of General Designer V.N.Chelomey, KR with surface launch (Chief Designer G.M. Beriev) or new torpedoes of increased power that were at that time under development. The choice of the main armament required a comparative assessment of the effectiveness of submarine variants. As a result of research conducted by CRI-45, preference was given to the version with the Amethyst missiles. A government decree on the development of the world's first cruise missile with an underwater launch was issued on 1 on April 1959, and on 9 on April of the same year, the sub-draft design of the submarine was approved. The development of the technical design of SSGNs of the 661-th project was completed in December. 1960. Powerful nuclear power engineering combined with new hull lines provided the submarine with unique speed characteristics. In accordance with the project, the ship was to develop a maximum underwater speed of at least 37 - 38 nodes, which exceeded the speed of any warship of the US Navy. Designing the SSGN was conducted under the direction of the chief designer N.N.Isanin (later he was replaced by N.F. Shulzhenko). The main observers from the Navy were Yu. G. Ilyinsky, and then - V. N. Markov. A total of more than 400 organizations and enterprises were involved in the work on the program.

An experienced submarine was designed to assess the basic tactical and technical characteristics, to test in practice the effectiveness of new types of weapons and technical equipment, as well as to master the construction of a submarine hull made of titanium alloy. The combat mission of the ship was the fight against aircraft carriers and high-speed escort ships. During the design and construction of the boat, the technology of welding of hull structures made of high-strength titanium alloys, the manufacture of castings, forgings, reinforcement and other products were tested. To work with titanium at the Northern machine-building enterprise, it was necessary to create special workshops and other premises. For carrying out static and dynamic tests, the semi-gage compartments SMT60-1 and DMT60-2 were manufactured (the first was tested in the dock chamber, and the second - at the sea testing range).

Goldfish


In 1962, at the Northern Machine-Building Enterprise, the manufacture of the first frames and shells of the durable hull of the 661-th project began. However, the first tests of elements of hull structures made of titanium alloy failed, and additional work was required. As a result, the official laying of the submarine 661-th project was carried out in Severodvinsk only 28 December 1963.

The high degree of novelty and complexity of the project led to a long period of its implementation. Work on the creation of the ship lasted a total of over 11 years. The delay in construction was also affected by the low rates of supply of titanium in short supply at that time, which was also badly needed by aircraft manufacturing and rocket production. As a result, the submarine, which received the tactical number K-162, was launched only 21 in December 1968, 13 in December 1969, she entered the factory running tests. During testing at 92% power plant at a relatively shallow water range (water depth - 200 m, running depth - 100 m), the maximum underwater speed equal to 42 nodes was obtained, which significantly exceeded the design parameters (38 nodes). Thus, the world speed record for submarines, previously held by the ships of the 671 project (33,5 node), was set. The fastest American ALL developed only 30 nodes. Later, when the power plant reached full capacity and at a deep-water polygon, even better results were obtained - the 44,7 node (when forcing the power plant it was possible to briefly exceed the 45 nodes). It is still the absolute world speed record for submarines.

The SSGN of the 661 project had a two-shell architecture. Durable case, made of titanium alloy, was divided into nine compartments:
- 1-th (upper) and 2-th (lower) compartments having the shape of a figure of eight, formed by two intersecting circles with a diameter of 5,9 m each (torpedo tubes with spare ammunition and a fast-loading device were placed in them);
- 3-th - living quarters, nutrition unit, saloon, batteries;
- 4-th - CPU, power management post, residential unit;
- 5 - reactor;
- 6-th - turbine;
- 7 - turbogenerator;
- 8-th - auxiliary machinery compartment (refrigerators, compressor machines, water desalination plant);
- 9 st - steering gear and bilge post.




The stern end of the boat was made bifurcated in the form of two axially symmetric conical shaft fairings with a distance between them of the order of 5 m (in everyday use this decision was called “pants”). Hydrodynamic optimization of the shape of the aft tip was achieved due to its elongation with small angles of the waterline in the diametral plane and the use of elongated propeller shafts with fairings that allow installation of propellers of the optimum diameter for a given rotation frequency.
Power plant power 80 000 l. with. included two autonomous groups (right and left sides). Each group combined the B-5P nuclear power plant, the GTZA-618 turbo-gear unit, and the OK-3 turbo-generator of alternating three-phase current with 2x3000 kW. The nominal thermal power of two atomic water-to-water type reactors was 2х177,4 mW, and the steam generating capacity of the PUF at normal reactor power was 2x250 tons of steam per hour.

The reactors developed for the boat of the 661 project had a number of original features. In particular, the pumping of the primary coolant was carried out according to the “pipe in pipe” scheme, which ensured the compactness of nuclear power plants under high thermal stress. In this case, the reactors operated not only on thermal neutrons, but also with the participation of the fission of the nuclear "fuel" of fast neutrons. To supply the main consumers of electrical energy, an alternating three-phase current of voltage 380 V and frequency 50 Hz was adopted. A significant innovation was the rejection of the use of diesel generators: as an emergency source, a powerful rechargeable battery was used, consisting of two groups of silver-zinc batteries of the 424-III type along the 152 element each. On board the ship there was the Sigma-661, an all-wide navigation complex, providing underwater and under-ice navigation.

The automatic control of the ship was carried out through the control system at the course and depth of the Spar, the emergency trimming and failure prevention system Tourmaline, as well as the control system for the general ship systems, devices and outboard openings Signal-661.

The MHC-300 “Rubin” hydroacoustic complex provided detection of noisy targets with simultaneous automatic tracking of two of them with delivery of data to the missile and torpedo control systems. weapons. The circular detection of the enemy GAS signals operating in the active mode, as well as their identification with the determination of bearing and distance, were provided. To detect anchor mines, the ship had GAS "Radian-1". To monitor the air and surface situation, the submarine was equipped with the PNZN-9 anti-aircraft aperture periscope with an optical coordinate transmitter. The lifting device made it possible to lift the periscope from depth to 30 m at speeds up to 10 nodes and waves to 5 points. There were RAK-101 and MTP-10 radars, as well as the Nichrom state identification system. For two-way ultra-high-speed classified radio communications with coastal command posts, other ships and aircraft interacting with a submarine, there was a modern (by the standards of 1960-s) radio communication equipment. The ship was equipped with a radio intelligence system, which provides for the search, detection and direction finding of operating enemy radio stations. The main armament was presented by the Amethyst anti-ship missile system with 10 cruise missiles deployed in inclined containers positioned outside the robust hull. The maximum firing range was 70 km. The launch of the rocket was carried out from a submerged position from a depth of 30 m from a container previously submerged by the intake water. Immediately after exiting the container, the starting engine worked and the wing opened, and in the surface position the sustained solid-fuel engine was activated. The rocket complex also included equipment for pre-launch control, instruments for the onboard control system for rocket shooting, related to the hydroacoustic complex, the control complex for torpedo shooting, the navigation complex, as well as the course and depth control stabilizer. The launcher provided storage, transportation, remote pre-launch preparation and launch of cruise missiles without access to the container. KR were taken aboard the ship in a state fully equipped for launch. They were securely stored and launched during a three-month stay at sea. The entire rocket ammunition could have been fired in two volleys, the interval between which was three minutes (according to experts, this was a major tactical drawback of the project, which hampered the effective use of the SSGN in the main objectives - aircraft carriers). In the fore end of the submarine there were four 533-millimeter torpedo tubes (the total ammunition load - 12 torpedoes), which ensured bubble-free shooting from depth to 200 m. Torpedo shooting was controlled by the automated system Ladoga-P-661. On tests, K-162 demonstrated high maneuverability in both vertical and horizontal planes. Possessing unique speed and maneuvering characteristics, combined with a powerful sonar complex with a long detection range, the SSGN of the 661 project could quickly deploy in a given area of ​​combat operations, as well as select a vantage point for using weapons and making repeated attacks, which greatly expanded it combat capabilities compared with nuclear projects of other projects. The boat was a kind of laboratory, where in natural conditions the development of new types of weapons and weapons was carried out. Much of what was created for this experienced submarine was later used on new ships of other projects. Trial operation of the ship began in 1970. and ended in December 1971. In September, the 1971 K-162 entered the first combat service, during which the ship passed from the Greenland Sea to the Brazil Basin, to the equator, performing a number of tasks together with other submarines and surface ships. The aircraft carrier Saratoga was escorted. At the same time, the American ship repeatedly tried to break away from the submarine, developing a speed of more than 30 nodes, however, it failed to achieve the desired result. Moreover, the submarine, carrying out maneuvers, sometimes ahead of the American ship. During the two and a half months spent on the march, the boat floated to the surface only once.



After the completion of trial operation, the K-162 underwent repairs in Severodvinsk and in 1974 it returned to the fleet combat fleet.

In the West, the 661 project boat was named Papa (“Papa”). In our fleet, it was called the “Golden Fish” (some time ago this very prestigious nickname wore the ALL of the 645 project).

Initially, it was assumed that after the head (experimental) submarine of the 661 project was built, another tab of 10 serial ships of this type would follow. However, in the future, the number of serial SSGNs was reduced to five, then to three, and in the new five-year plan adopted in 1964 they decided to limit themselves to the construction of one nuclear-powered 661 project. This was largely due to the lack of titanium in the country, as well as technological difficulties that significantly delay the construction of such a unique ship. In 1970, the question of laying a series of SSGNs of an advanced project, 661M, was again discussed. Three variants of the submarine, differing in displacement (from 5197 to 6208 t), underwater speed (39 - 42 node), GEM (43 000 - 55 000 hp) and other parameters were worked out. However, by this time serial construction was already deployed which did not possess such high speed characteristics, but much cheaper and low-noise submarines of the 670 project, having comparable strike power. In addition, significant changes were required to the missile firing system of the SSGN 661 project: to fire all 10 cruise missiles in one salvo, it was necessary to radically alter the submarine's possession system at the starting depth, and this entailed major changes in the design and , as a result, caused the increase in displacement.

Not satisfied with the fleet and the high underwater noise of the ship. The increased level of intrinsic acoustic noise hampered the operation of the hydroacoustic complex. Under these conditions, it was decided to abandon the serial construction of nuclear submarines based on the 661 project. Proposals for upgrading the K-162, including the installation of the P-120 rocket complex with subsequent replacement with the Granat complex, have not received development. K-162 was in the ranks of the Northern Fleet until 1988, after which it was withdrawn to the reserve, and later transferred to recycling.

The only titanium submarine sent for scrap
25.07.2008 11:00
The 23 of July at Sevmash was used for the disposal of a nuclear submarine of the K-162 project, reports the news agency Rosbalt-North.
Specialists from the Zvezdochka shipyard will deal with the dismantling of the boat, which came down from the Sevmash stocks in due time. As the General Director of Sevmash Nikolay Kalistratov noted, the record of the Golden Fish boat has not yet been beaten, including by the Americans who tried to create such projects.
The submarine K-162 (“Anchar”, in the classification of NATO - PAPA) was laid 28 December 1963 in Severodvinsk and commissioned 31 December 1969. The boat received its second name “Golden Fish” for its hull was made from a unique titanium alloy that had a golden hue. The submarine was set to speed in the 44,7 node (more than 80 km / h), which to date has been an absolute world record for submarines.
In March, the 1989 of the Golden Fish was taken out of service of the Navy and since then has been standing idle at the berth of the NSR with a non-loaded active zone.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Золотая рыбка

Золотая рыбка


АПЛ К-162 («Анчар», в классификации HАТО – PAPA) была заложена 28 декабря 1963 г. в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 г. Свое второе название «Золотая рыбка» лодка получила из-за высокой стоимости и исключительных боевых возможностей. Hа АПЛ была установлена скорость в 44,7 узла (более 80 км/ч), что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок.

28 августа 1958 г. было принято партийно-правительственное постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новых типов энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». В качестве первоочередных ставились задачи увеличения скорости подводного хода и глубины погружения по сравнению с АПЛ 1-го поколения в полтора - два раза. Намечалось создание энергетической установки уменьшенных габаритов со снижением суммарного удельного веса реакторов и турбин в 1,5 - 2 раза, нового малогабаритного ракетного противокорабельного комплекса с подводным стартом, дальноходных скоростных двухплоскостных торпед, способных использоваться при глубинах погружения, вдвое больших, чем на лодках существовавших проектов. Предполагалось внедрение новых конструкционных материалов, позволяющих в комплексе с принятием других мер снизить водоизмещение и размеры АПЛ. Все это должно было обеспечить качественное превосходство советских подводных лодок над перспективными американскими субмаринами. В рамках данного постановления в ЦКБ-16 Государственного комитета по судостроению (ныне - СПМБМ «Малахит») началась разработка опытной высокоскоростной атомной подводной лодки проекта 661 (шифр «Анчар»). Работы по данной теме рассматривались руководством судостроительной промышленности как наиболее приоритетные. Перед создателями корабля выдвигалось весьма необычное требование - отказаться от применения ранее освоенных технических решений, материалов и оборудования. Все - только новое, наиболее перспективное! В работах над проектом 661 принимал активное участие ЦНИИ № 45 (ныне - ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова). Институтом исследовались как собственно «корабельные» вопросы, связанные с созданием нового атомохода, так и вопросы боевой эффективности скоростной подводной лодки. Рассматривалось три альтернативных основных конструкционных материала для изготовления прочного корпуса - сталь, алюминий или титан. В конечном итоге было решено выбрать титан. Это позволяло резко снизить массу корпуса (а следовательно и водоизмещение корабля). Таким образом, значительно уменьшался один из важнейших демаскирующих признаков лодки - ее магнитное поле. В результате в 1959 г. вышло постановление правительства о создании титановых сплавов для изготовления листового проката, штамповок, поковок, труб и т.п.
После рассмотрения двух типов реакторов - более простого и освоенного водо-водяного и перспективного жидкометаллического (теплоноситель первого контура - сплав свинца и висмута) - был выбран первый как более реальный по срокам создания, хотя и обладающий худшими удельными параметрами.


Было проработано 14 основных и шесть дополнительных вариантов предэскизного проекта. Рассматривались альтернативные варианты вооружения подводной лодки: крылатые ракеты с подводным стартом «Аметист», создаваемые под руководством генерального конструктора В.Н.Челомея, КР с надводным стартом (главный конструктор Г. М. Бериев) или новые торпеды повышенной мощности, находившиеся в то время в стадии разработки. Выбор основного вооружения потребовал сравнительной оценки эффективности вариантов АПЛ. В результате исследований, проведенных ЦНИИ-45, предпочтение было отдано варианту с ракетами «Аметист». Правительственное постановление о разработке первой в мире крылатой ракеты с подводным стартом вышло 1 апреля 1959 г., а 9 апреля того же года был утвержден предэскизный проект подводной лодки. Разработка технического проекта ПЛАРК 661-го проекта завершилась в декабре 1960 г. Мощная атомная энергетика в сочетании с новыми обводами корпуса обеспечивала подводной лодке уникальные скоростные характеристики. В соответствии с проектом корабль должен был развивать ма¬ксимальную подводную скорость не менее 37 — 38 узлов, что превосходило скорость любого боевого корабля ВМС США. Проектирование ПЛАРК велось под руководством главного конструктора Н.Н.Исанина (позже его сменил Н. Ф. Шульженко). Главными наблюдающими от ВМФ являлись Ю. Г.Ильинский, а затем — В. Н. Марков. В работах по программе было задействовано в общей сложности более 400 организаций и предприятий.

Опытная подводная лодка предназначалась для оценки основных тактико-технических характеристик, проверки на практике эффективности новых образцов вооружения и технических средств, а также освоения постройки корпуса АПЛ из титанового сплава. Боевым назначением корабля являлась борьба с авианосцами и скоростными кораблями охранения. В ходе проектирования и строительства лодки была отработана технология сварки корпусных конструкций из высоко-прочных титановых сплавов, изготовление из них отливок, поковок, арматуры и других изделий. Для работы с титаном на Северном машиностроительном предприятии потребовалось создание специальных цехов и других помещений. Для проведения статических и динамических испытаний были изготовлены полунатурные отсеки СМТ60-1 и ДМТ60-2 (первый испытывался в док-камере, а второй — на морском полигоне).

Золотая рыбка


В 1962 г. на Северном машиностроительном предприятии началось изготовление первых шпангоутов и обечаек прочного корпуса лодки 661-го проекта. Однако первые испытания элементов корпусных конструкций из титанового сплава завершились неудачей, потребовалось проведение дополнительных работ. В результате официальная закладка подводной лодки 661-го проекта была осуществлена в Северодвинске лишь 28 декабря 1963 г.

Высокая степень новизны и сложности проекта обусловили длительные сроки его реализации. Работы по созданию корабля продолжались в общей сложности более 11 лет. На задержке строительства сказались и низкие темпы поставки дефицитного в то время титана, в котором остро нуждались также авиастроение и ракетостроение. В результате подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 г. 13 декабря 1969 г. она вышла на заводские ходовые испытания. В ходе испытаний при 92%-ной мощности силовой установки на относительно мелководном полигоне (глубина акватории — 200 м, глубина хода — 100 м) была получена максимальная подводная скорость, равная 42 узлам, что значительно превысило расчетные параметры (38 узлов). Таким образом, был установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок, ранее удерживаемый кораблями 671-го проекта (33,5 узла). Наиболее скоростные американские АЛЛ развивали лишь 30 узлов. В дальнейшем при выходе ГЭУ на полную мощность и на глубоководном полигоне были получены еще более высокие результаты — 44,7 узла (при форсировании энергетической установки удалось кратковременно превысить 45 узлов). Это и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом скорости для подводных лодок.

ПЛАРК 661-го проекта имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков:
- 1-й (верхний) и 2-й (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания);
- 3-й — жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы;
- 4-й — ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок;
- 5-й — реакторный;
- 6-й — турбинный;
- 7-й — турбогенераторный;
- 8-й — отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка);
- 9-й — рулевые приводы и трюмный пост.

Золотая рыбка


Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была Достигнута за счет ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.
Энергетическая установка мощностью 80 000 л. с. включала две автономные группы (правого и левого бортов). Каждая группа объединяла атомную паропроизводящую установку В-5Р, турбозубчатый агрегат ГТЗА-618 и автономный турбогенератор переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 2х3000 кВт. Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 2х177,4 мВт, а паропроизводительность ППУ при нормальной мощности реактора - 2х250 т пара в час.

Реакторы, разработанные для лодки 661-го проекта, имели ряд оригинальных особенностей. В частности, прокачка теплоносителя первого контура осуществлялась по схеме «труба в трубе», что обеспечивало компактность ЯЭУ при высокой тепловой напряженности. При этом реакторы работали не только на тепловых нейтронах, но и с участием реакции деления ядерного «топлива» быстрых нейтронов. Для питания основных потребителей электрической энергии был принят переменный трехфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Существенным нововведением стал отказ от использования дизель-генераторов: в качестве аварийного источника использовалась мощная аккумуляторная батарея, состоящая из двух групп серебряно-цинковых аккумуляторов типа 424-III по 152 элемента каждая. На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подледное плавание.

Автоматическое управление кораблем осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», система предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также система управления общекорабельными системами, устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661».

Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РАК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». Для двухсторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х гг.) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника. Основное вооружение было представлено противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» с 10 крылатыми ракетами, размещенными в наклонных контейнерах, рас¬положенных побортно вне прочного корпуса. Максимальная дальность стрельбы составляла 70 км. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 30 м из предварительно затопленного заборной водой контейнера. Сразу после выхода из контейнера срабатывал стартовый двигатель и раскрывалось крыло, а в надводном положении включался маршевый твердотопливный двигатель. В состав ракетного комплекса входила также аппаратура предстартового контроля, приборы бортовой системы управления ракетной стрельбой, связанные с гидроакустическим комплексом, комплексом управления торпедной стрельбой, навигационным комплексом, а также стабилизатором управления курсом и глубиной. Пусковая установка обеспечивала хранение, транспортировку, дистанционную предстартовую подготовку и старт крылатых ракет без доступа в контейнер. КР принимались на борт корабля в окончательно снаряженном для старта состоянии. Обеспечивалось их надежное хранение и запуск в течение трехмесячного пребывания в море. Весь ракетный боекомплект мог быть выпущен в двух залпах, интервал между которыми составлял три минуты (по мнению специалистов, это являлось крупным тактическим недостатком проекта, затруднявшим эффективное применение ПЛАРК по основным целям — авианосцам). В носовой оконечности подводной лодки размещалось четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата (суммарный боекомплект — 12 торпед), обеспечивающих беспузырную стрельбу с глубины до 200 м. Управление торпедной стрельбой осуществлялось посредством автоматизированной системы «Ладога-П-661». На испытаниях К-162 продемонстрировала высокие маневренные качества как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Обладая уникальными скоростными и маневренными характеристиками, сочетающимися с мощным гидроакустическим комплексом, обладающим большой дальностью обнаружения, ПЛАРК 661-го проекта могла осуществить быстрое развертывание в заданном районе боевых действий, а также выбрать выгодную позицию для использования оружия и производства повторной атаки, что значительно расширяло ее боевые возможности по сравнению с атомоходами других проектов. Лодка представляла собой своеобразную лабораторию, где в натурных условиях осуществлялась отработка новых образцов оружия и вооружения. Многое из того, что было создано для этой опытной подводной лодки, в дальнейшем было использовано на новых кораблях других проектов. Опытная эксплуатация корабля началась в 1970 г. и закончилась в декабре 1971 г. В сентябре 1971 г. К-162 вышла на первую боевую службу, в ходе которой корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины, в район экватора, выполняя ряд задач совместно с другими ПЛ и надводными кораблями. Велось сопровождение авианосца «Саратога». При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, однако достичь желаемого результата ему не удалось. Более того, АПЛ, осуществляя маневры, иногда опережала американский корабль. За два с половиной месяца, проведенных в походе, лодка всплывала на поверхность всего один раз.

Золотая рыбка


После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла ремонт в Северодвинске и в 1974 г. вновь вернулась в боевой состав флота.

На Западе лодка 661-го проекта получила название Papa («Папа»). У нас на флоте ее называли «Золотой рыбкой» (несколько раньше это весьма престижное прозвище носила АЛЛ 645-го проекта).

Первоначально предполагалось, что после постройки головной (опытной) субмарины 661-го проекта последует закладка еще 10 серийных кораблей этого типа. Однако в дальнейшем число серийных ПЛАРК сократили до пяти, затем до трех, а в принятом в 1964 г. новом пятилетнем плане вообще решили ограничиться постройкой одного атомохода 661-го проекта. В значительной степени это объяснялось нехваткой в стране титана, а также технологическими трудностями, значительно затягивающими сроки строительства столь уникального корабля. В 1970 г. вновь обсуждался вопрос о закладке серии ПЛАРК усовершенного проекта — 661М. Было проработано три варианта подводной лодки, отличающихся водоизмещением (от 5197 до 6208 т), подводной скоростью (39 — 42 узла), ГЭУ (43 000 — 55 000 л.с.) и другими параметрами. Однако к этому времени уже было развернуто серийное строительство не обладавших столь высокими скоростными характеристиками, но значительно более дешевых и малошумных подводных лодок 670-го проекта, имеющих соизмеримую ударную мощь. Кроме того, требовалось внесение существенных изменений в систему управления ракетной стрельбой ПЛАРК 661-го проекта: для выстреливания всех 10 крылатых ракет в одном залпе было необходимо радикально переделать систему одержания подводной лодки на стартовой глубине, а это влекло за собой внесение серьезных изменений в проект и, как следствие, обусловливало рост водоизмещения.

Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность корабля. Повышенный уровень собственных акустических помех затруднял работу гидроакустического комплекса. В этих условиях от серийной постройки атомных подводных лодок на основе 661-го проекта было решено отказаться. Не получили развития и предложения по модернизации К-162, включающие установку ракетного комплекса П-120 с последующей заменой на комплекс «Гранат». К-162 находилась в строю Северного флота до 1988 г., после чего была выведена в резерв, а в дальнейшем — передана на утилизацию.

Единственная титановая АПЛ отправлена на лом
25.07.2008 11:00
На «Севмаше» 23 июля проводили на утилизацию атомную подводную лодку проекта К-162, передает корреспондент ИА «Росбалт-Север».
Утилизацией лодки, сошедшей в свое время со стапелей «Севмаша», будут заниматься специалисты судоремонтного завода «Звездочка». Как отметил генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов, рекорд лодки «Золотая рыбка» до сих пор не побит, в том числе американцами, которые пытались создать подобные проекты.
АПЛ К-162 («Анчар», в классификации HАТО – PAPA) была заложена 28 декабря 1963 г. в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 г. Свое второе название «Золотая рыбка» лодка получила за то, что ее корпус был изготовлен из уникального титанового сплава, имевшего золотистый оттенок. Hа АПЛ была установлена скорость в 44,7 узла (более 80 км/ч), что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок.
В марте 1989 г. «Золотая рыбка» была выведена из боевого состава ВМФ и с тех пор простаивала у причала СМП с невыгруженной активной зоной.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 7
  1. ПАТРОН 17 августа 2011 12:36
    Велось сопровождение авианосца «Саратога». При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, однако достичь желаемого результата ему не удалось. Более того, АПЛ, осуществляя маневры, иногда опережала американский корабль-вот,когда америкосам было не до смеха,наверно испытали шок.Ещё слышал,что все сварные швы после такой скорости загладились,и то что не одна торпеда на тот момент просто не смогла бы догнать эту подлодку!
    ПАТРОН
    1. svvaulsh 17 августа 2011 12:51
      Цитата: ПАТРОН
      все сварные швы после такой скорости загладились


      Я вроде бы слышал, что корпус ПЛ обклеивают резиновыми матами.
      svvaulsh
      1. sub307 9 августа 2013 14:40
        Обклеивать начали несколько позже.
      2. Умничка 18 декабря 2014 16:08
        Резиновое покрытие на этих ПЛ и705-м проекте не применялось. Это появилось позже.
      3. Комментарий был удален.
  2. профессор 17 августа 2011 12:50
    Уникальный корабль и сейчас нашел-бы себе достойное место на службе Родине!
  3. 755962 30 августа 2011 16:39
    продолжайте удивлять!!!
    755962
  4. 1969с9691г. 31 октября 2013 10:42
    более 2 процентов союзного бюджета "коту под хвост".Не умели економить.скорость скоростью но это боевой корабль и его скорость стала "ахиллесовой пятой".от авиации и торпеды не уйти слышно за сотни км.тише едеш живее будеш.
    1969с9691г.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня