Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Предыдущая статья серии: Силы специальных операций: В любое время, в любом месте! Часть 1

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Бронеавтомобиль M-ATV категории MRAP производства американской компании Oshkosh Defence

Категория MRAP


Ни одна из упомянутых в первой части статьи машин категории ITV не имеет встроенной баллистической защиты, хотя для особых задач могут устанавливаться такие модульные комплекты, как например Modular Armour Protection Installation Kit (MAPIK) компании Jankel. Эти броневые листы обеспечивают защиту от пуль калибра до 7,62 мм, а также от осколков ручных гранат.

Тем не менее, эпоха машин категории MRAP пока не подошла к своему концу, поскольку многие силы специальных операций (ССО) продолжают использовать подобные транспортные средства, включая бронеавтомобиль Bushmaster производства компании Thales. Эта платформа обеспечивает защиту штурмовых подразделений во время проникновения в район цели, а также огневую поддержку за счет дистанционно управляемого боевого модуля. Эта машина была весьма популярна в коалиционных силах действовавших на Ближнем Востоке последние десять лет, но будет вполне эффективна и при выполнении противоповстанческих задач внутри любой страны, если сложная ситуация заставит развернуть там военные платформы.

Ярким примером сохранения позиций машин категории MRAP является покупка польскими специальными войсками 45 патрульных бронеавтомобилей. На вооружение подразделений рейнджеров «Агат» поступят машины M1240A1 M-ATV MRAP компании Oshkosh Defence, которые были закуплены по соглашению с Управлением военного сотрудничества минобороны США по контракту стоимостью 8 миллионов долларов.

За десять лет службы в Афганистане этот бронеавтомобиль принес большую пользу американским ССО, поскольку повстанцы активно применяли против них самодельные взрывные устройства (СВУ). Машина M1240A1 M-ATV имеет полную массу 14700 кг, включая полезную грузоподъемность 2200 кг. Впрочем, из-за своей массы и ширины почти 2,5 метра этот автомобиль не может относиться к категории ITV.

Бронеавтомобиль M-ATV для Польши будет сконфигурирован для перевозки, по меньшей мере, пяти польских спецназовцев и их снаряжения, а на сам автомобиль может устанавливаться различное вооружение, включая 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы, 40-мм автоматические гранатометы и противотанковые управляемые ракеты. По данным компании Oshkosh Defence, максимальная скорость машины составляет 105 км/ч и максимальный запас хода 510 км.

Подобно рейнджерам американской армии и группе обеспечения британских сил специального назначения польское спецподразделение «Агат» используется в качестве штурмовой единицы, способной обеспечить охранение других групп специальных операций, которые хотят выполнять противоповстанческие задачи в относительно безопасной обстановке. Представители спецподразделений утверждают, что машины категории MRAP могут хорошо зарекомендовать себя в подобного рода задачах. Тем временем, польское командование ССО намеревается организовать тендер, в соответствии с которым в рамках программы польского министерства обороны Pegaz ожидается поставка до 500 многоцелевых платформ для специальных сил. Этим крупным тендером заинтересовались такие компании как General Dynamics, Krauss-Maffei Wegmann и Thales. В случае реализации этой программы первые поставки машин (какая бы не была выбрана) намечены на 2017 год. Впрочем, точная концепция закупаемой машины еще должна быть утверждена.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Морской спецназ проходит обучение проникновению на берег подводным или надводным способом. ССО НАТО в настоящее время рассматривают возможность использования в подобных задачах автоматических и моторизованных досок для серфинга, а также гидроциклов

На море

Другими направлениями оперативной деятельности, которым уделяется большой внимание со стороны международного сообщества ССО и в которые вкладываются крупные средства, являются морские, прибрежные и речные районы действий. Специальные подразделения, действующие в каждом из этих районов, должны решать свои собственные, присущие только этим средам, сложнейшие задачи.

Все более популярной в этом «водном мире» становится тенденция применения гидроциклов и других одиночных водных плавсредств, которые выступают в тех же ролях, что и мотоциклы и квадроциклы, используемые ССО на суше, то есть хорошо подходят для разведывательных задач и задач защиты своих сил. В типичных операциях обеспечения подвижности войск водители мотоциклов и квадроциклов действуют в качестве разведчиков, определяющих для крупных колонн колесных боевых машин и самоходных установок вооружения маршруты через подчас труднопроходимую местность. Они также используются в качестве разведывательных средств, позволяя скрытной разведгруппе, действующей на вражеской территории, успешно избегать противника и возможных засад.

В сентябре 2015 года Командование Силами специального назначения ВМС США выпустило запрос информации по гидроциклу «Swimmer Rescue Craft» для использования отрядами катеров специального назначения, действующими под командованием 3-й и 4-й групп сил специальных операций ВМС. Каждая из этих групп включает подразделение специальных средств доставки, задачей которого является обеспечение транспортировочными средствами и катерами разведывательно-диверсионных отрядов для заброски в район операций.

Впрочем, представитель американского командования силами специальных операций (USSOCOM) высказал предположение, что кроме очевидного применения в качестве спасательных средств во время боевой подготовки, гидроциклы должны использоваться в береговых и прибрежных операциях с особым акцентом на их способность работать в условиях высокого прибоя. ВМС США, потребности которых составляют «несколько» десятков гидроциклов, выбрали для себя аппараты серий Yamaha FX-HO и FX-SVHO. Первые гидроциклы FX-HO и FX-SVHO были поставлены USSOCOM в сентябре 2015 года. Эти аппараты пойдут на вооружение групп спецназа ВМС, действующих в различных районах, включая Центральную и Южную Америку, а также Азиатско-Тихоокеанский регион, где морская разведка могла стать вероятным боевым применением этих гидроциклов.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Гидроциклы FX-SVHO закупило американское Командование силами специальных операций

Еще одной платформой, используемой в настоящее время специальными подразделениям НАТО (особенно в Европе), является гидроцикл GuardRunner шведской компании Proteum, которая описывает его как «систему, позволяющую проникнуть в прибрежные и речные зоны, куда другие катера и лодки не могут пройти». Аналогично концепции американского флота первоначальные варианты гидроцикла GuardRunner предназначались для операций поиска и спасения в ходе боевых действий. Тем не менее, европейские спецподразделения расширили круг задач для этой платформы. В соответствии с их концепциями этот гидроцикл может использоваться для проникновения и выхода из районов целей, а также обеспечения огневой поддержки.

По словам представителя компании Proteum господина Фримана, гидроцикл GuardRunner может использоваться в районах «быстрых рек и внутренних водоемов», а также «на мелях, между скал, рифов и в шхерах», где любые скоростные лодки или катера подвергаются опасности и вполне могут перевернуться или получить повреждения. Кроме того, он сказал, что GuardRunner мог бы использоваться при взятии на абордаж малых и крупных судов при проведении противоповстанческих действий и операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также для транспортировки личного состава с берега на судно и обратно.

На платформе могут разместиться один или два оператора, вооруженные штурмовыми винтовками, снайперскими винтовками, пистолетами и устройствами наблюдения. Это чрезвычайно быстрое и подвижное надводное средство незаменимо для морского спецназа, особенно при действиях сразу на нескольких гидроциклах, когда обеспечивается серьезная взаимная поддержка.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

"Военизированный" гидроцикл компании Proteum GuardRunner уже прошел боевое крещение в неназванных европейских спецподразделениях

Гидроцикл GuardRunner имеет длину 3,6 метра, сухую массу 350 кг и полезную грузоподъемность 400 кг. Максимальная скорость аппарата составляет до 40 узлов (74 км/ч), а максимальная дальность плавания 70 морских миль (129,6 км). Представитель компании Proteum добавил, что «GuardRunner позволяет быстро достичь берега и возвратиться обратно», заметив при этом, что четырехтактный бензиновый двигатель может в скором времени получить альтернативу в виде дизельного варианта. «Мы работаем над дизельным вариантом, он будет длиннее и шире, и вполне возможно, что на него можно будет устанавливать вооружение, в том числе 5,56-мм и 7,62-мм пулеметы».

В настоящее время нераскрываемое количество гидроциклов состоит на вооружении шведской группы специальных операций и норвежского морского спецназа, а также еще одного спецподразделения НАТО, которое использует их в операциях по борьбе с наркотиками в прибрежных и речных районах Южной и Центральной Америки.

Один из военнослужащих спецподразделения рассказал о том, как такая платформа может использоваться во время скрытных разведывательных операций. В качестве примера анонимный спецназовец частично раскрыл способ выполнения операции. Группа незаметно проникает в район операции на гидроциклах. Это, как правило, недоступное место высадки; по прибытии на место, перед тем как продолжить выполнение задания пешком, группа маскирует и прячет свои аппараты. Это может быть затопление гидроциклов недалеко от берега, зарывание их в песок или перевертывание вверх дном и укрытие их термозащитным материалом. По завершении разведывательной задачи «наездники» возвращаются к своим «коням» и, убедившись, что их схроны не обнаружены, быстро возвращают гидроциклы в рабочее состояние, выходят на них из зоны операции и возвращаются на базу.

В качестве альтернативы спецназовец рассказал о том, что британские ВВС также рассматривают возможность применения высокоточных управляемых систем воздушного обеспечения, например парашютов семейства JPAD компании Airborne Systems, для доставки гидроциклов в район операций при содействии воздушно-десантных сил. К другим вариантам относится подвешивание гидроцикла к вертолету, а также погрузка его в машину категории ITV, перевозимую внутри транспортного вертолета. Подразделения ССО НАТО постоянно развивают эти тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий, а также принципы боевого применения.

Еще одной платформой, которая недавно стала доступна для подразделений морского спецназа, является автоматическая надводная доска USB (Unmanned Surface Board) компании Proteum, которая описывает ее «как тактически значимое, бесшумное, легкое и маневренное решение с автономными опциями». Аппарат USB, управляющийся за счет распределения массы, представляет собой платформу в виде доски для сёрфинга, которая позволяет одному оператору или большим группам проникать почти бесшумно и малозаметно в район цели. Полный вес USB составляет 35 кг; эта доска была продемонстрирован впервые на выставке DSEI 2015 в Лондоне.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2
Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Надводная доска USB (Unmanned Surface Board) с водометным движителем

По словам представителя компании Proteum, Швеция и Великобритания рассматривают возможность боевого применения этой платформы в самых разных специальных задачах. Аппарат USB может работать на скоростях от трех до 25 узлов (5,5 км/ч – 46,3 км/ч), имеет максимальную оперативную дальность плавания до 150 морских миль (277,8 км) при скорости три узла. Доска USB работает от литиевого аккумулятора, который обеспечивает движение на разных скоростях в течение 60 минут и приводит в действие водометный движитель с импеллером диаметром 100 мм.

Доска USB, изготовленная из кевлара и углеродного волокна, приводится в движение электродвигателем с гребным винтом; она устойчива к воздействию соленой воды и имеет низкую магнитную сигнатуру. Доска USB имеет несколько захватных устройств для управления, допускающих различные варианты размещения оператора, а также места крепления его оружия. Аппарат USB имеет максимальную грузоподъемность 180 кг при общей массе всего 35 кг. Господин Фриман добавил, что доставка USB может осуществляться различными способами, включая выгрузку с судна-носителя. «Доставку аппарата с такой небольшой массой могут обеспечить самые разные платформы, при этом расширяется зона действий командос, а также повышается гибкость, скорость и скрытность. Аппарат использовался в реальной спецоперации на одном из отдаленных островов».

«Аппарат может применяться и для других задач, например для поиска и спасения в ходе боевых действий и разведывательных задач в гаванях, где заброску USB фактически невозможно обнаружить, – заявил Фриман. – При очень низких акустических, радиолокационных и инфракрасных сигнатурах аппарат USB очень трудно обнаружить даже в яркий солнечный день. Этот аппарат использовался в одной из операций, во время которой спецподразделения проверяли зону, где по сообщениям имелись плавучие мины».

Доска, ее дистанционное управление по Bluetooth и движитель изготавливаются по специальным требованиям и нацелены на максимальную эффективность при одновременном упрощении обслуживания и ремонта. В доске также имеется разъем для подводного планшета Alleco Alltab, с сенсорным экраном которого можно работать в водолазных перчатках. На данный момент подводный планшет не способен управлять доской, но используется для ее включения. В перспективе планшет сможет связываться по сети с другими электронными устройствами боевого пловца.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2
Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2


Представитель компании-производителя планшета сказал, что он может использоваться на глубинах 15 метров, а доработанный вариант Pro способен выдержать погружение на глубину до 150 метров. «Планшет Alltab позволяет боевым пловцам во время ныряния собирать данные, фотографировать, получать доступ к картам и другим материалам».

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Подводный аппарат сухого типа, предлагаемый компанией Lockheed Martin для программы Drу Combat Submersible

После нескольких подобных, но закрытых программ, в сентябре 2015 года управление закупок командования USSOCOM выпустило запрос информации для своей программы по подводному аппарату сухого типа Drу Combat Submersible (DCS), целью которой является разработка «подводного мобильного средства сухого типа со шлюзом для пловцов». Ожидается, что программа будет базироваться на готовом коммерческом подводном аппарате, который будет доработан для работы в ССО. Этот проект представляет собой дальнейшее развитие технологии автоматического подводного аппарата Unmanned Underwater Vehicle (UUV), которая традиционно отводит этим малоразмерным аппаратам роль средств разминирования и поисково-спасательных операций. Американский флот имеет потребность в такой системе поддержки специальных операций, заключающейся в проведении подводной разведки и в борьбе с минами. Предполагается, что подводный аппарат DCS будет запускаться из торпедных аппаратов атомных подводных лодок класса Virginia, а также с боевых кораблей прибрежной зоны класса Freedom и Independence.

Мокрая работа

USSOCOM также готовит к выпуску требование по дальнейшему совершенствованию снаряжения, используемого спецподразделениями во время операций противодействия, быстрого реагирования и обнаружения и задержания судов, ведущих незаконную деятельность на море.

Целью программы по костюмам для морского спецназа MASS (Maritime Assault Suit System) и Lightweight MASS является разработка снаряжения и предметов одежды, которые бы подходили для морского и наземного применения, а также десантирования с воздушных и морских судов. Одно из направлений – это разработка единого костюма с уплотнением шеи и запястий, позволяющего морскому спецназу комфортно переходить между вышеупомянутыми средами. Традиционно личный состав морского спецназа должен был иметь для специальных задач разные комплекты одежды и снаряжения. Например, сухие костюмы для более традиционных наземных и корабельных операций и операций на борту морского судна, и «мокрые» костюмы для проникновения в район операции под водой. Концепция программы MASS предусматривает ношение военнослужащими легкого единого костюма в самых сложных боевых условиях в отличие от предыдущей концепции использования экипировки разных типов.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2
Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Варианты экипировки морского спецназа MASS, предлагаемые разными разработчиками

Представитель командования USSOCOM сказал, что основные направления работы по экипировке MASS и L-MASS заключаются в том, чтобы «предоставить пользователю комфортную систему, обеспечивающую наибольший уровень управления испарением воды и способную сохранять свои прочностные свойства при выполнении повседневных задач». Далее он продолжил: «Костюмы MASS и L-MASS сохранят владельца сухим в экстремальных условиях, на воде и суше, в любую погоду. Они не будут мешать типичным движениям или физической активности, включая плавание, бег, физический контакт и т.д., а также обращению с оружием. Оба варианта должны быть легкими, удобно облегать тело и должны сохранять владельца сухим как можно дольше, при этом при погружении в воду не должно быть значительного прироста массы. Костюмы MASS/L-MASS, все компоненты и конструктивные особенности будут совместимы с индивидуальным снаряжением (разгрузочные системы, бронежилет, головной убор, перчатки и обувь/ласты), используемым в боевых операциях и во время боевой подготовки. Кроме того, определена потребность в застежках-молниях для надевания и ослабления верхней одежды, носках, плечевых, набедренных и наголенных карманах, при этом особое внимание уделяется снижению шума, создаваемого материалом при выполнении скрытых задач. Пока в командовании USSOCOM не говорят о том, когда выберут разработчика костюмов MASS и LMASS для последующей закупки.

Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Подразделения морского спецназа все больший акцент делают на прибрежные и речные операции, при этом Командование специальными операциями ВМС США рассматривает альтернативные комплекты экипировки для упрощения перехода между морской и наземной средами

Продолжение следует
Перевод: Alex Alexeev

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. kostyan77708 17 марта 2016 06:42
    Дмитрий Анатольевич? laughing
    1. Symarokov897 17 марта 2016 08:23
      тоже служил????
    2. yushch 17 марта 2016 08:47
      Не,это не он. У Дмитрия Анатольевича всего при себе айпэд и айфон,а у этого нет,значит он не настоящий Дмитрий Анатольевич. laughing
  2. Sashka 17 марта 2016 12:17
    Ну и наку.Й нам надо выставлять фото их бравых морпехов и прочих?! Их крутые причиндалы, форму, транспорт?! Крутое выражение лица?! Эт чтоб мы боялись чтоль?! Иль происходит запугивание народа перед предстоящей попыткой интервенции?! Мол, смотрите, какие крутые рейнджеры придут?! Куда уж вашим Бровкиным Иванам, вооруженными лопатами, с ними воевать?! Лучше сразу в плен!!!
    если автор хотел дать справку об врагах, так делай это сдержанно и лаконично, укажи где отстаем... Ну а так расхваливать......
    Доброго времени суток!
  3. dvg1959 17 марта 2016 13:14
    У нас в этом направлении, тоже всё в порядке. Просто, это мало публикуется. И по характеристикам, я думаю, не хуже.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня