Military Review

First bankers

7
How did banking come into being? The professor, doctor of economics Valentin Katasonov tells about the civilizational roots of this phenomenon.



Ivan Aivazovsky, "Venice". Xnumx

Both in the field of theology (theology) and in the sphere of practical church policy, Catholicism, after separation from Orthodoxy, took the path of small (at first glance not very visible) reforms, concessions, relaxation, which prepared the conditions for the Reformation.

What caused these concessions and relief?

First, the pressure of real life: capitalism appeared and strengthened without fail in Europe (for example, the emergence of capitalist policy cities in southern Italy).

Secondly, the fact that the Catholic Church, especially large monasteries, was forced to do housekeeping, and too rigid restrictions and prohibitions prevented it from carrying out economic activities. First of all, prohibitions or restrictions on private property, income from the lease of land and other property, the use of hired labor, the issuance and receipt of loans.

Thirdly, the aspiration of the Roman throne to strengthen its political influence on kings and princes. For this, money was needed, and a lot of it. The maintenance of the usual monastic economy does not earn such money. Big money all the more demanded the removal of church restrictions (or closing the eyes to the violation of these restrictions). The Church could receive (and received) big money using mainly two means: usury and the trade in indulgences.

Most clearly, the discrepancy between what the western church preached and what happened in the real life of Christian Europe can be seen in the example of usury. The official position of the Church in relation to usury is the most intransigent, tough and even cruel somewhere. Despite the discrepancies between the eastern and western churches in the dogmatic sphere, they did not observe any fundamental differences on the question of usury. Eastern and Western churches were guided by the decisions of the ecumenical councils. The first Council of Nicaea, 325, forbade clergy to engage in usury. The ban was later extended to laymen.

IN THE WESTERN CHURCH, GROWTH EQUITY DEVELOPED TO THE SIN OF SODOMY


In the western church, the question of usury, perhaps, was paid even more attention than in the east. There usury was equated with the sin of sodomy. In the West, during the early Middle Ages, the proverb “Money does not generate money” appeared. The Catholic scholastics explained that the receipt of interest, which is calculated taking into account the term of the loan, is in fact “time trade”, and time belongs only to God, therefore usury is an encroachment on God. The moneylender sins continuously, because even during his sleep an increment of interest occurs. In 1139, the Second Lateran Council decided: “Who takes interest, should be excommunicated and taken back only after the strictest penance and with the greatest care. Perpetrators of interest cannot be buried according to Christian custom. ” In 1179, Pope Alexander III forbids a percentage on pain of being deprived of the sacrament. In 1274, Pope Gregory X imposes a more severe punishment — expulsion from the state. In 1311, Pope Clement V imposes a punishment in the form of complete excommunication.

However, in parallel there were other processes. The crusades, which began in 1095, gave a powerful impetus to the enrichment of the church elite at the expense of the booty obtained by the crusaders. In this sense, the Fourth Crusade is particularly significant, the apogee of which was the plundering of the capital of Byzantium, Constantinople in 1204. According to various estimates, the cost of mining ranged from 1 to 2 million silver marks, which exceeded the then annual income of all European countries.

The sharp increase in the income of the Church led to the fact that it had the opportunity to give money to grow. It should also be borne in mind that such incomes taught the priesthood to high standards of consumption (in other words, to luxurious life), therefore, in cases where income fell, it tried to compensate for these falls by borrowing.

First bankers

King Aragon Alphonse bequeathed to the Templars some of his estates

The financial and usury activity of the Order of the Templars, or the Templars, looked particularly sharp contrast against the background of the church ban on usury. It is noteworthy that initially this order was called "Beggars Knights" (1119). After the papal blessing and tax exemption in 1128, the Knights of the Order became known as Templar. Historians claim that the Knights of the Order in poverty did not last long. One of the sources of their wealth was booty, obtained as a result of the looting of Constantinople in 1204 (by the way, the Templars managed to plunder the city again in 1306). Another source of income of the Order was voluntary donations. For example, Alphonse I the Wrangler, the warlike king of Navarre and Aragon, bequeathed to the templar some of his estates. Finally, going to the Crusades, the knights-feudal lords handed over their property under the supervision (as they would say now in the trust management) of the brothers-Templar. But only one out of ten took the property back: some knights died, others remained to live in the Holy Land, others joined the order (their property became common under the statute). The Order had an extensive network of strongholds (more than 9 thousand commandors) throughout Europe. There were also several headquarters - a tamplion. The two main headquarters were in London and Paris.

The Templars were engaged in a variety of financial transactions: settlements, currency exchange, transfer of funds, safekeeping of property, deposit operations and others. However, in the first place were credit operations. Credits were given both to agricultural producers, and (first of all) to princes and even to monarchs. The Templars were more competitive than Jewish usurers. They gave loans to "solid borrowers" under 10% per annum. Jewish money lenders served mainly small customers, and the price of their loans was about 40%.

As you know, the Order of the Templars was defeated at the beginning of the XIV century by the French king Philip IV the Beautiful. He was assisted in this by Pope Clement V. More than 1 million full-bodied livres were seized from the Templars (for comparison: the construction of a medium-sized knight’s castle then cost XIVUMX-1 thousand livres). And this is not counting the fact that a significant part of the funds of the order were evacuated outside France before it was destroyed.

TEMPLARS GAVE LOANS TO "SOLID" CUSTOMERS UNDER 10% YEAR


Usury in medieval Europe was not only practiced by the Templars, but also by many other persons who formally belonged to the Catholic Church. It is primarily about usurers, whose offices were located in such Italian cities as Milan, Venice and Genoa. Some historians believe that the Italian bankers of the Middle Ages are descendants of those usurers who lived in these places even in the era of the Roman Empire and belonged to the Latins. In ancient Rome, not Roman citizens were engaged in usury, but Latins, who had truncated rights and obligations. In particular, they were not covered by the Roman laws on punishments for usury.

Already in the XIII century, banks were in any large Italian city. The entrepreneurs needed to earn money on international trade. Speaking of medieval Venice, historian Andrei Vajra emphasizes that its merchants were able to accumulate the initial capital due to their unique position between Byzantium and the Western Roman Empire: “Politically tacking between the Byzantine and Western Roman empires, it [Venice. “VK] seized control of the main commodity and cash flows of that time.” Many merchants became bankers, leaving, however, the former trading business.


Gabriel Metsu, "Pawnbrother and Weeping Woman." Xnumx

Very businesslike, “creative” relations have developed between the Italian bankers and the Holy See. Bankers actively credited the pope and his entourage, and the Roman throne “covered” these bankers. First of all, he turned a blind eye to the violation of the ban on usury. Over time, bankers began to credit the priesthood throughout Europe, and the Roman throne used an “administrative resource,” forcing their subordinates to fully fulfill their obligations to bankers. In addition, he put pressure on the feudal debtors, threatening them with excommunication from the Church in the event of non-fulfillment of obligations to creditors. Among the bankers who credited the throne, the Florentine houses of Mozzi, Bardi and Peruzzi were particularly prominent. However, in the 1345 year they went bankrupt, with the consequences of bankruptcy spread far beyond Italy. In fact, it was the first global banking and financial crisis. It is noteworthy that he broke out in Catholic Europe long before the Reformation and the emergence of Protestantism with its "spirit of capitalism."

AFTER FAILURE OF THE ENGLISH KING IN PAYMENTS TO FLORENTIAN GROWERS EUROPE AFFECTED THE FINANCIAL CRISIS


The English king Edward III got into big debts to the Florentine banking houses due to the fact that he had to pay the expenses for the war with Scotland (in fact, the Hundred Years War began with this). Edward III lost the war and was forced to pay indemnities. Payments were made again at the expense of loans received from Italian bankers. The crisis arose as a result of the fact that in 1340, the king refused to return his debt to bankers. At first, the banking houses of Bardi and Peruzzi burst, and then 30 related companies went bankrupt. The crisis has spread throughout Europe. It was not just a banking crisis. "Defaults" declared the Papal Curia, the Kingdom of Neapolitan, Cyprus, a number of other states and kingdoms. After this crisis, well-known banking houses Cosimo Medici (Florence) and Francesco Datini (Prato) took the place of the ruined creditors of the Holy See.

Speaking of banking in medieval Europe, we must not forget that, along with active (credit) operations, banks have become increasingly powerful in deploying passive operations - raising funds to deposit accounts. The owners of such accounts were paid interest. This further corrupted the Christians, forming in them the consciousness of the bourgeois-ranty, who, like a moneylender, did not want to work, but live on interest.


Quentin Mussys, "Changed with his wife." About 1510 – 1515

In modern terms, Italian city-states acted as offshore companies in medieval Catholic Europe. And not only in the financial and economic sense (special tax regime, etc.), but also in the religious and spiritual. These were "islands" where the norms of economic ethics of Catholicism did not act or acted in a very truncated form. In fact, these were already “islands of capitalism”, which in various ways infected the entire Catholic Europe with the “spirit of capitalism”.

The famous German historian, the founder of geopolitics, Karl Schmitt, wrote about the political, economic, and spiritual-religious uniqueness of Venice (against the background of medieval Europe): “For almost half a millennium, the Republic of Venice was considered a symbol of maritime domination and wealth that grew up in maritime trade. She achieved brilliant results in the field of big politics, she was called “the most outlandish creature in stories economy of all time. " Everything that fanatical Anglomans inspired to admire England in the 18th – 20th centuries, had already been the cause of admiration for Venice: great riches; advantage in diplomatic art; tolerance of religious and philosophical views; refuge of freedom-loving ideas and political emigration ".

The Italian city-states with their “spirit of capitalism” gave impetus to the well-known Renaissance, which manifested itself both in art and in philosophy. As they say in all textbooks and dictionaries, Renaissance is a system of secular humanistic world views based on a return to the culture and philosophy of the ancient world. From this we can conclude that this is the revival of ancient paganism and a departure from Christianity. The Renaissance made a significant contribution to the preparation of conditions for the Reformation. As Oswald Spengler accurately noted, "Luther can only be explained by the Renaissance."

AT THE OFFICIAL BAN, ON THE PERCENT OF THE LAST, IT TURNS INTO THE MAIN ROD OF THE WHOLE FINANCIAL SYSTEM OF CATHOLICISM


It is difficult to overestimate the corrupting influence of usury on the Christian consciousness of a medieval European. This is what Olga Chetverikova, a researcher of Catholicism, writes on this subject: “Thus, having tightly tied herself to usury, the Roman curia became essentially the personification and hostage of commercial transactions, in the interests of which both law and law were violated. With a formal ban on interest, the latter became the main pivot of the entire financial system of Catholicism, and this dual approach had a fatal effect not only on the development of the economy, but also, most importantly, on the consciousness of a Western person. In the conditions of complete discrepancy between teaching and practice, there was a split in the public consciousness, in which adherence to moral standards assumed a purely formal character. ”

However, usury was not the only sinful deed, which in the Middle Ages Catholics were semi-legally (or half-open). Both ordinary and belonging to the church hierarchy. The latter actively practiced simony — trade in church offices. One of the bishops of Fleur described the enrichment mechanism using simony as follows: “The archbishop ordered me to transfer gold sousas to 100 to get a bishop's office; if I had not transferred to him, I would not have become a bishop ... I gave gold, received a bishopric, and at the same time, if I did not die, I would soon compensate my money. I ordain priests, consecrate deacons, and receive gold, which is gone from there ... In the Church, which is the property of God alone, there is almost nothing that could not be given for money: the bishopric, the priesthood, the diaconate, the lower ranks ... of baptism. ” The spirit of love of money, mercy and covetousness penetrated and firmly established within the church fence in Western Europe. It is obvious that cases like the one that Bishop Fleur described were not isolated, but massive. They contributed to the spread of this spirit throughout Western European society. At the same time, they undermined the credibility of the Catholic Church, provoked discontent among the congregation and part of the ordinary priesthood. In Catholicism, a crisis was ripening, which ended in the Reformation.
Author:
Originator:
http://историк.рф/special_posts/первые-банкиры/
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Samen
    Samen 22 March 2016 12: 46
    +4
    "Double Standards" is an old European toy!
    Speaking of Templars:
    As historians write, the last bank office (castle) of the Templars is Vyborg. And somewhere in its vicinity, the remains of the taplier "common" were buried.
  2. cap
    cap 22 March 2016 14: 06
    +2
    “In the Church, which is the property of God alone, there is almost nothing that would not be given for money: episcopacy, priesthood, deaconhood, lower titles ... baptism.” The spirit of love of money, money-grubbing and covetousness penetrated and firmly established itself within the church fence in Western Europe. Obviously, cases like the one described by Bishop Fleur were not isolated, but massive. They contributed to the spread of this spirit throughout Western European society. At the same time, they undermined the credibility of the Catholic Church, aroused discontent among the parishioners and part of the ordinary priesthood. the crisis that ended with the Reformation. "

    The reformation will occur in the world of money. The wait is not long.
    The interest rate is prohibited in Islam. Is this the root of the problem?
    The antagonism between ideologies is clearly visible.
  3. Hlavaty
    Hlavaty 22 March 2016 15: 08
    +2
    Jewish moneylenders served mainly small customers, and the price of their loans was approximately 40%.


    Key phrase for understanding the problem. Jews gave other nations a religion that forbids usury, while they themselves remained with their own religion, which allowed usury ("... give to a foreigner in growth, but do not give to your brother in growth, so that the Lord your God will bless you in everything that is done with your hands, on the land into which you go to take possession of it" Old Testament: Deuteronomy - so is also part of the Torah: Chapter 23).

    Thus, the followers of Judaism received a tremendous advantage over Christians. Moreover, not only economic, but also political - all the popes and kings are in debt.
  4. Nehist
    Nehist 23 March 2016 02: 49
    0
    And what does the described time have to do with banking? In fact, the ancient Phoenicians already had banks since they came up with the money. And about ancient Rome there’s nothing to say, there bankers flourished in full! So in the days of Christianity, it was a streamlined procedure and there was nothing new in it as it is now!
  5. Cartalon
    Cartalon 23 March 2016 10: 51
    +1
    A good article about how affordable credit appeared and the European economy went uphill, although the author didn’t mean it at all
  6. cedar
    cedar 24 March 2016 19: 11
    +2
    The article covers only a small part of usury; Katasonov has written entire books on this subject. It is understandable, today the whole world is entangled with debts and there is not a single country, not a single nation and not a single person who would not directly or indirectly pay the money-lenders - bankers for debts. He paid the debt in fact, not with money, but with the soul, which they exhaust from us in a variety of ways, and the principal assistant to them in this murderous affair!
  7. pafegosoff
    pafegosoff 24 March 2016 19: 43
    +1
    At us, usury is protected more than any secret object.
    All these fukanya about "collectors" and raiders - for a diversion.
    Ordinary Russians not only do not own anything, but they themselves have already been laid three times in London City and Manhattan.
    Someone needs to drive the Russians into a debt hole and rot there?
    They say, "Don't gamble!" "Don't use drugs!" "Do not eat or drink poison!" "Do not borrow at wild interest rates!"
    And then the victim is pushed all of the above: "Take it! Try it! A little - not harmful!"
    And then, when "the fish is on the hook," they happily hook, with a shout: "But we warned you! It’s our own fault - he pecked! Now - in the pan!"
    And everything is legal! The structure breeds criminals and prepares a self-destructive mechanism. Why is the apparatus preparing destruction? Who does he serve? Whose is he? Where does that spider guarding the web live? Is there an effective insecticide?

Первые банкиры

Как зарождалось банковское дело? О цивилизационных корнях этого явления рассказывает профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов

Первые банкиры

Иван Айвазовский, «Венеция». 1844

И в сфере теологии (богословия), и в сфере практической церковной политики католицизм после отделения от православия пошёл по пути мелких (на первый взгляд не очень видимых) реформ, уступок, послаблений, которые подготовили условия для Реформации.


Чем были обусловлены эти уступки и послабления?

Во-первых, давлением реальной жизни: капитализм явочным порядком появлялся и укреплялся в Европе (к примеру, возникновение капиталистических городов-полисов в Южной Италии).

Во-вторых, тем, что католическая церковь, особенно крупные монастыри, вынуждена была заниматься хозяйством, а слишком жёсткие ограничения и запреты мешали ей осуществлять хозяйственную деятельность. Прежде всего запреты или ограничения на частную собственность, доходы от аренды земли и другого имущества, использование наёмного труда, выдача и получение кредитов.

В-третьих, стремлением Римского престола усилить своё политическое влияние на королей и князей. Для этого нужны были деньги, причём немалые. Ведением обычного монастырского хозяйства таких денег не заработаешь. Большие деньги тем более требовали снятия церковных ограничений (или закрытия глаз на нарушение этих ограничений). Большие деньги Церковь могла получать (и получала), используя преимущественно два средства: ростовщичество и торговлю индульгенциями.

Наиболее наглядно расхождение между тем, что проповедовала западная церковь, и тем, что происходило в реальной жизни христианской Европы, видно на примере ростовщичества. Официальная позиция Церкви в отношении ростовщичества — самая непримиримая, жёсткая и где-то даже жестокая. Несмотря на расхождения между восточной и западной церквями в догматической сфере, по вопросу ростовщичества принципиальных отличий у них не наблюдалось. Восточная и западная церкви руководствовались решениями вселенских соборов. Первый Никейский собор 325 года запретил духовным лицам заниматься ростовщичеством. Позднее запрет был распространён и на мирян.

В ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ РОСТОВЩИЧЕСТВО ПРИРАВНИВАЛОСЬ К ГРЕХУ СОДОМИИ


В западной церкви вопросу ростовщичества, пожалуй, уделялось даже больше внимания, чем в восточной. Там ростовщичество приравнивалось к греху содомии. На Западе ещё во времена раннего Средневековья появилась пословица «Деньги не порождают деньги». Католические схоласты разъясняли: получение процентов, которые начисляются с учётом срока кредита, — это фактически «торговля временем», а время принадлежит только Богу, следовательно, ростовщичество есть посягательство на Бога. Ростовщик грешит непрерывно, так как даже во время его сна происходит прирастание процентов. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 году папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274-м папа Григорий Х устанавливает более строгое наказание — изгнание из государства. В 1311-м папа Климент V вводит наказание в виде полного отлучения от Церкви.

Однако параллельно происходили другие процессы. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году, дали мощный толчок обогащению церковной верхушки за счёт полученной крестоносцами добычи. В этом смысле особенно знаменателен Четвёртый крестовый поход, апогеем которого явилось разграбление столицы Византии Константинополя в 1204 году. По разным оценкам, стоимость добычи составила от 1 до 2 млн марок серебром, что превышало тогдашний годовой доход всех европейских государств.

Резкий рост доходов Церкви привёл к тому, что у неё появились возможности давать деньги в рост. Также надо иметь в виду, что подобные доходы приучили священство к высоким стандартам потребления (проще говоря, к роскошной жизни), поэтому в тех случаях, когда доходы падали, оно стремилось компенсировать эти падения заимствованиями.

Первые банкиры

Король Арагона Альфонс завещал тамплиерам часть своих имений

Особенно резким контрастом на фоне церковного запрета ростовщичества выглядела финансово-ростовщическая деятельность ордена храмовников, или тамплиеров. Примечательно, что первоначально этот орден назывался «Нищие рыцари» (1119). После папского благословения и освобождения от налогов в 1128 году рыцари ордена стали именоваться храмовниками. Историки утверждают, что рыцари ордена в бедности пребывали недолго. Одним из источников их богатства была добыча, полученная в результате разграбления Константинополя в 1204-м (кстати, ещё раз пограбить город тамплиерам удалось в 1306 году). Другой источник доходов ордена составляли добровольные пожертвования. Например, Альфонс I Спорщик, воинственный король Наварры и Арагона, завещал тамплиерам часть своих имений. Наконец, уходя в Крестовые походы, рыцари-феодалы передавали своё имущество под наблюдение (как сказали бы сейчас, в трастовое управление) братьев-тамплиеров. Но назад имущество забирал лишь один из десяти: одни рыцари погибали, другие оставались жить на Святой земле, третьи присоединялись к ордену (их имущество по уставу становилось общим). Орден имел разветвлённую сеть опорных пунктов (более 9 тыс. командорий) по всей Европе. Было также несколько штаб-квартир — тамплей. Две основные штаб-квартиры находились в Лондоне и Париже.

Тамплиеры занимались самыми разными финансовыми операциями: расчётами, обменом валют, переводом средств, доверительным хранением имущества, депозитными операциями и другими. Однако на первом месте находились кредитные операции. Кредиты выдавались как сельскохозяйственным производителям, так и (в первую очередь) князьям и даже монархам. Тамплиеры были более конкурентоспособны по сравнению с еврейскими ростовщиками. Они выдавали кредиты «солидным заёмщикам» под 10% годовых. Еврейские ростовщики обслуживали в основном мелких клиентов, и цена их кредитов составляла примерно 40%.

Как известно, орден тамплиеров был побеждён в начале XIV века французским королём Филиппом IV Красивым. В этом ему помогал папа Климент V. У тамплиеров изъяли более 1 млн полновесных ливров (для сравнения: постройка рыцарского замка средних размеров тогда обходилась в 1–2 тыс. ливров). И это не считая того, что значительную часть средств ордена перед его разгромом эвакуировали за пределы Франции.

ТАМПЛИЕРЫ ВЫДАВАЛИ КРЕДИТЫ «СОЛИДНЫМ» КЛИЕНТАМ ПОД 10% ГОДОВЫХ


Ростовщичеством в средневековой Европе занимались не только тамплиеры, но и многие другие лица, которые формально принадлежали к католической церкви. Речь идёт прежде всего о ростовщиках, чьи конторы находились в таких городах Италии, как Милан, Венеция и Генуя. Некоторые историки считают, что итальянские банкиры Средних веков — потомки тех ростовщиков, которые жили в этих местах ещё в эпоху Римской империи и относились к латинам. В Древнем Риме ростовщичеством занимались не римские граждане, а латины, имевшие усечённые права и обязанности. В частности, на них не распространялись римские законы о наказаниях за ростовщичество.

Уже в XIII веке банки были в любом сколь-нибудь крупном итальянском городе. Капиталы, необходимые для занятия ростовщичеством, предприниматели сумели заработать на международной торговле. Говоря о средневековой Венеции, историк Андрей Ваджра подчёркивает, что первоначальный капитал её купцы сумели накопить благодаря своему уникальному положению между Византией и Западной Римской империей: «Политически лавируя между Византийской и Западной Римской империями, она [Венеция. — В.К.] захватила под свой контроль основные товарные и денежные потоки того времени». Многие купцы превратились в банкиров, не оставляя, впрочем, прежнего торгового дела.

Первые банкиры

Габриэль Метсю, «Ростовщик и плачущая женщина». 1654

Между итальянскими банкирами и Папским престолом сложились очень деловые, «творческие» отношения. Банкиры активно кредитовали папу и его окружение, а Римский престол «прикрывал» этих банкиров. В первую очередь закрывал глаза на нарушение запрета на занятие ростовщичеством. Со временем банкиры стали кредитовать священство по всей Европе, а Римский престол использовал «административный ресурс», заставляя своих подчинённых в полном объёме выполнять обязательства перед банкирами. Кроме того, он оказывал давление на феодалов-должников, угрожая им отлучением от Церкви в случае невыполнения обязательств перед кредиторами. Среди банкиров, кредитовавших престол, особенно выделялись флорентийские дома Моцци, Барди и Перуцци. Однако в 1345 году они обанкротились, причём последствия банкротства распространились далеко за пределы Италии. По сути, это был первый мировой банковский и финансовый кризис. Примечательно, что он разразился в католической Европе задолго до Реформации и появления протестантизма с его «духом капитализма».

ПОСЛЕ ОТКАЗА АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЯ В ВЫПЛАТАХ ФЛОРЕНТИЙСКИМ РОСТОВЩИКАМ ЕВРОПУ ПОРАЗИЛ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС


Английский король Эдуард III влез в большие долги перед флорентийскими банкирскими домами в связи с тем, что ему потребовалось оплачивать расходы на войну с Шотландией (фактически с этого началась Столетняя война). Войну Эдуард III проиграл и вынужден был выплачивать контрибуции. Выплаты осуществлялись опять-таки за счёт кредитов, полученных от итальянских банкиров. Кризис возник в результате того, что в 1340 году король отказался возвращать свой долг банкирам. Сначала лопнули банкирские дома Барди и Перуцци, а затем обанкротились ещё 30 связанных с ними компаний. Кризис распространился на всю Европу. Это был не просто банковский кризис. «Дефолты» объявили Папская курия, Неаполитанское королевство, Кипр, ряд других государств и королевств. После этого кризиса место разорившихся кредиторов Папского престола заняли известные банкирские дома Козимо Медичи (Флоренция) и Франческо Датини (Прато).

Говоря о банковской деятельности в средневековой Европе, нельзя забывать, что наряду с активными (кредитными) операциями банки стали всё мощнее разворачивавать пассивные операции — привлечение средств на депозитные счета. Владельцам таких счетов выплачивались проценты. Это дополнительно развращало христиан, формируя у них сознание буржуа-рантье, желающего, подобно ростовщику, не трудиться, а жить на проценты.

Первые банкиры

Квентин Массейс, «Меняла с женой». Около 1510–1515

Выражаясь современным языком, итальянские города-государства выступали в средневековой католической Европе своеобразными офшорами. И не только в финансово-экономическом смысле (особый режим налогообложения и т.п.), но также в религиозно-духовном. Это были «островки», где нормы хозяйственной этики католицизма не действовали или действовали в весьма усечённом виде. По сути, это были уже «островки капитализма», которые разными способами заражали «духом капитализма» всю католическую Европу.

Известный немецкий историк, основоположник геополитики Карл Шмитт писал о политической, экономической и духовно-религиозной уникальности Венеции (на фоне средневековой Европы) следующее: «Почти половину тысячелетия республика Венеция считалась символом морского господства и богатства, выросшего на морской торговле. Она достигла блестящих результатов на поприще большой политики, ее называли «самым диковинным созданием в истории экономики всех времен«. Всё, что побуждало фанатичных англоманов восхищаться Англией в XVIII–XX веках, прежде уже было причиной восхищения Венецией: огромные богатства; преимущество в дипломатическом искусстве; толерантность в отношении религиозных и философских взглядов; прибежище свободолюбивых идей и политической эмиграции».

Итальянские города-государства с их «духом капитализма» дали толчок хорошо известному Возрождению, которое проявило себя как в искусстве, так и в философии. Как пишут во всех учебниках и словарях, Возрождение — система светских гуманистических взглядов на мир на основе возврата к культуре и философии античного мира. Отсюда можно заключить, что это возрождение античного язычества и отход от христианства. Ренессанс внёс немалый вклад в подготовку условий для Реформации. Как точно заметил Освальд Шпенглер, «Лютера можно объяснить только Ренессансом».

ПРИ ОФИЦИАЛЬНОМ ЗАПРЕТЕ НА ПРОЦЕНТ ПОСЛЕДНИЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В ГЛАВНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ВСЕЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАТОЛИЦИЗМА


Трудно переоценить развращающее влияние ростовщичества на христианское сознание средневекового европейца. Вот что по этому поводу пишет исследователь католицизма Ольга Четверикова: «Таким образом, крепко связав себя с ростовщичеством, Римская курия сделалась по существу олицетворением и заложницей коммерческих сделок, в интересах которых нарушались и право, и закон. При официальном запрете на процент последний превратился в главный стержень всей финансовой системы католицизма, и этот двойной подход роковым образом сказывался не только на развитии экономики, но и, самое главное, на сознании западного человека. В условиях полного расхождения между учением и практикой происходило раздвоение общественного сознания, при котором следование нравственным нормам принимало чисто формальный характер».

Впрочем, ростовщичество было не единственным греховным делом, которым в Средние века полулегально (или полуоткрыто) занимались католики. Как рядовые, так и принадлежащие к церковной иерархии. Последние активно практиковали симонию — торговлю церковными должностями. Один из епископов Флера следующим образом описал механизм обогащения с помощью симонии: «Архиепископ приказал мне для получения епископской должности передать 100 золотых су; если бы я не передал ему, я бы не стал епископом… Я дал золото, получил епископство, и в то же время если я не умру, то вскоре компенсирую свои деньги. Я рукополагаю священников, посвящаю в диаконы и получаю золото, оттуда ушедшее… В Церкви, являющейся собственностью одного только Бога, нет почти ничего, что не давалось бы за деньги: епископство, священство, диаконство, низшие звания… крещения». Дух сребролюбия, стяжательства и лихоимства проник и прочно обосновался внутри церковной ограды в Западной Европе. Очевидно, что случаи, подобные тому, который описал епископ Флера, были не единичными, а массовыми. Они способствовали распространению этого духа во всём западноевропейском обществе. Одновременно они подрывали доверие к католической церкви, вызывали недовольство среди прихожан и части рядового священства. В католицизме вызревал кризис, который закончился Реформацией.
Автор: Валентин КАТАСОНОВ
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/первые-банкиры/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Сэмэн 22 марта 2016 12:46
    "Двойные стандарты" - старинная еврогейская игрушка!
    К слову о Храмовниках:
    Как пишут историки, последний банковский офис (замок) тамплиеров - Выборг. И где-то в его окрестностях закопаны остатки таплиерского "общяка".
  2. кеп 22 марта 2016 14:06
    "В Церкви, являющейся собственностью одного только Бога, нет почти ничего, что не давалось бы за деньги: епископство, священство, диаконство, низшие звания… крещения». Дух сребролюбия, стяжательства и лихоимства проник и прочно обосновался внутри церковной ограды в Западной Европе. Очевидно, что случаи, подобные тому, который описал епископ Флера, были не единичными, а массовыми. Они способствовали распространению этого духа во всём западноевропейском обществе. Одновременно они подрывали доверие к католической церкви, вызывали недовольство среди прихожан и части рядового священства. В католицизме вызревал кризис, который закончился Реформацией."

    Реформация произойдет и в мире денег.Ждать осталось недолго.
    Ссудный процент запрещен в исламе.Не тут ли корни проблемы?
    Явно просматривается антагонизм между идеологиями.
  3. Hlavaty 22 марта 2016 15:08
    Еврейские ростовщики обслуживали в основном мелких клиентов, и цена их кредитов составляла примерно 40%.


    Ключевая фраза для понимания проблемы. Евреи дали другим народам религию, которая запрещает ростовщичество, при этом сами остались со своей религией, которая им ростовщичество разрешала ("...иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею" Ветхий Завет : Второзаконие - так же является частью Торы : Глава 23).

    Тем самым последователи иудаизма получили колоссальное преимущество перед христианами. Причем не только экономическое, но и политическое - все папы и короли в должниках.
  4. Nehist 23 марта 2016 02:49
    А какое отношение описываемые времена имеют к банковскому делу? Вообще-то банки были уже у древних финикийцев с тех пор как они придумали деньги. А уж про древний Рим и говорить не чего,там банкирщина процветала во всю! Так что во времена христианства это была отлаженая процедура и ни чего нового в ней не было как и сейчас!
  5. Cartalon 23 марта 2016 10:51
    Хорошая статья о том как появился доступный кредит и Европейская экономика пошла в гору, хоть автор совсем не то имел ввиду
  6. кедр 24 марта 2016 19:11
    Статья освещает лишь малую часть ростовщичества, у Катасонова на эту тему написаны целые книги. Оно и понятно, сегодня весь мир опутан долгами и нет ни одной страны, ни одного народа и ни одного человека, который бы прямо или косвенно не платил ростовщикам - банкирам по долгам. Платил по факту долг не деньгами, а душою , которую они самыми разными способами выматывают из нас и ссудный процент им в этом человекоубийственном деле главный помощник!
  7. pafegosoff 24 марта 2016 19:43
    У нас ростовщичество охраняется сильнее любого секретного объекта.
    Все эти фуканья о "коллекторах" и рейдерах, - для отвода глаз.
    Простым россиянам не только ничего не принадлежит, но и сами они уже трижды заложены в Лондон-Сити и на Манхаттене.
    Кому-то нужно загнать россиян в долговую яму и сгноить там?
    Говорят: "Не играй в азартные игры!" "Не употребляй наркотики!" "Не ешь и не пей отраву!" "Не бери в долг под дикие проценты!"
    И тут же толкают жертве всё перечисленное: "Возьми! Попробуй! Немножко - не вредно!"
    А затем, когда "рыбка на крючке", радостно подсекают, с криком: "А ведь мы - предупреждали! Сам виноват - клюнул! Теперь - на сковородку!"
    И Всё - законно! Структура плодит преступников и готовит саморазрушающий механизм. Зачем аппарат готовит разрушение? Кому он служит? Чей он? Где живет тот паук, охраняющий сеть? Есть ли эффективный инсектицид?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня