Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер

Адмирал Шеер (нем. Admiral Scheer) — немецкий тяжелый крейсер типа «Дойчланд», относящийся к периоду Второй мировой войны. Крейсер был назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Первоначально корабль классифицировался в Германии как броненосец, но в феврале 1940 года официально был классифицирован как тяжелый крейсер. Также распространенным является отнесение данного корабля к классу «карманных линкоров», которое ввели в обиход британцы.

Закладка корабля состоялась 25 июня 1931 года, 1 апреля 1933 года он был спущен на воду, а 12 ноября 1934 года введен в строй. Крейсер проектировался с учетом достаточно жестких условий Версальского договора, согласно которым послевоенная Германия не могла иметь более 6 кораблей в классе линкоров. При этом вновь строящиеся корабли не могли превышать по водоизмещению 10 тысяч тонн, а калибр установленных на них орудий ограничивался 11 дюймами — 280 мм. Всего было построено три корабля типа «Дойчланд» — сам «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее». Корабли незначительно отличались друг от друга. Каждый последующий корабль серии был немного шире и превышал по водоизмещению «Дойчланд».

Главной задачей, которая стояла перед немецкими конструкторами при реализации данного проекта, было создание мощного боевого корабля — океанского рейдера, который не выходил бы за рамки Версальского договора. Самое жесткое ограничение накладывалось на водоизмещение корабля, которое не должно было превышать 10 тысяч тонн. Решить эту задачу немецким инженерам удалось, благодаря свойственной для них склонности к различным инновациям. При постройке корабля очень широко применялась дуговая сварка деталей корпуса (вместо традиционного использования заклепок). Установленные дизельные двигатели компании MAN оказались существенно легче паровых котлов и турбин, которые использовались на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить на борту тяжелого крейсера шесть 283-мм орудий, незначительно увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Все эти решения позволяли ограничивать водоизмещение корабля. Но даже, несмотря на все усилия инженеров, корабль все равно вышел из дозволенных ему ограничений. Стандартное водоизмещение корабля составляло 11 550 тонн, полное — 15 180 тонн. При этом по официальным документам корабль проходил, как не нарушающий условий Версальского договора.


Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер


Admiral Scheer особенности проекта

Вооружение корабля было довольно мощным. Артиллерия главного калибра была представлена шестью 283-мм орудиями SK L/52 C28, которые были размещены в двух трехорудийных башнях — одна в носу и одна на корме. Каждая башня весила примерно 590 тонн и обеспечивала расчетам орудий надежную защиту. Толщина лобовой брони составляла 160 мм, задней — 170 мм, по бокам бронирование башен составляло 85 мм, верхней части 105 мм. Техническая скорострельность установленных орудий позволяла делать 3 выстрела в минуту, но на практике скорострельность редко превышала 2 выстрела в минуту. В боекомплект орудий главного калибра входили три типа снарядов, весивших 300 кг. Среди них были бронебойные, бронебойно-фугасные (с замедлением) и фугасные.

Артиллерия вспомогательного калибра включала в себя 8х150-мм орудий SK L/55 C28, расположенных в 8 башнях вдоль бортов крейсера. По сравнению с орудиями главного калибра защищены они были существенно хуже. Расчеты этих орудий были прикрыты броней толщиной всего 10 мм, более того башни орудий вспомогательного калибра были тесными и неудобными для расчетов. Техническая скорострельность 150-мм орудий составляла 10 выстрелов в минуту, на практике же она редко превышала 5-7 выстрелов в минуту и сильно зависела от условий питания боеприпасами. В боекомплект этих орудий входили бронебойные и фугасные снаряды, весившие по 42 кг.

Зенитная артиллерия была представлена отдельно. Для корабля, который проектировался в 1930-е годы, слабость зенитного вооружения была обыденным делом. Мало, кто тогда мог предсказать, что одним из основных врагов боевых кораблей станет именно авиация. Первоначальное зенитное вооружение «Адмирала Шпеер» и так было усилено по сравнению с крейсером «Дойчланд», оно состояло из шести 88-мм орудий L/78 C/31, а также восьми 37-мм автоматических орудий L/83 C/30, в четырех спаренных установках. Также на крейсере имелось 8 малокалиберных 20-мм автоматов L/65, размещенных в счетверенных установках. В 1939 году все 88-мм зенитные орудия заменили на более мощные 105-мм орудия L/65 C/33. Число и расположение малокалиберных зенитных автоматов постоянно менялось и к концу войны составляло уже 33 единицы, размещенных в одиночных, спаренных и счетверенных установках.

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер


Силовая установка тяжелых крейсеров традиционно была представлена несколькими паровыми турбинами (обычно по одной на винт), пар в которые поступал из паровых котлов (по 2-4 котла на каждую турбину). Такая схема была тяжелой и громоздкой. В связи с версальскими ограничениями для «карманных линкоров» она не подходила. Поэтому на тяжелых крейсерах типа «Дойчланд» немецкие инженеры впервые использовали дизельную силовую установку, которая состояла из 4-х групп двигателей. В каждой из групп находилось по два 9-цилиндровых дизельных двигателя MAN M-9Zu42/58, каждый из которых развивал мощность до 7100 л.с. Суммарная мощность всех 8 дизельных двигателей составляла 56 800 л.с., что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода в 28 узлов.

Инновационным выглядело и бронирование крейсера. Оно отходило от общепринятых правил как мирового, так и немецкого судостроения. На тяжелом крейсере «Адмирал Шеер» широкое применение получила более прочная броня «Вотан», которая была создана на заводах Круппа. На крейсере «Дойчланд» эта броня еще не использовалась. Главными элементами системы бронирования тяжелого крейсера были поясная броня, бронепалуба и броневые переборки. Поясная броня была расположена под углом 13°, она состояла из двух поясов бронеплит — нижнего (80 мм) и верхнего (50 мм). Верхний пояс брони заходил выше, чем на головном крейсере серии, достигая средней палубы. К носу толщина брони постепенно падала, а сам нос крейсера и вовсе не был забронирован. В то же время бронирование кормовой части было усилено и достигало 45 мм. Это было сделано, для того чтобы обеспечить винторулевой установке больше живучести. Толщина бронепалубы и противоторпедной переборки составляла 40 мм, а между верхними броневыми переборками — всего 20 мм. Интересным и не совсем однозначным решением конструкторов стал монтаж продольной броневой 40-мм переборки. С одной стороны она была важным несущим элементом бронепалубы крейсера, а также предохраняла от прямых попаданий в нос, которые были особо опасны из-за слабой защиты. Но с другой стороны такая переборка неоправданно утяжеляла и дисбалансировала «Адмирал Шеер».

Естественно, корабль, который пытались вписать в жесткие рамки ограничений еще на стадии проектирования, имел как свои плюсы, так и минусы. К числу вполне очевидных достоинств крейсеров типа «Дойланд» относили, прежде всего, их артиллерию главного калибра, которая была дополнена достаточно совершенной системой управления огнем. Любой, даже самый хорошо защищенный тяжелый крейсер тех лет был уязвим под обстрелом 283-мм орудий немецких рейдеров. Вторым важным достоинством немецких «карманных линкоров» называли использование в качестве силовой установки дизельных двигателей. Такие недостатки как вибрация и шумность с лихвой компенсировались огромной дальностью плавания, которая делала эти тяжелые крейсера отличными океанскими рейдерами.

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер


Однако были у силовой установки «Адмирала Шеера» и недостатки. Максимальная скорость корабля была недостаточной, она значительно — на 4-5 узлов уступала показателям британских крейсеров тех лет. При этом корабль был построен в точном соответствии с требованиями Кригсмарине. По скорости он превосходил линкоры противника, а по огневой мощи — крейсера. Теоретически это позволяло тяжелому крейсеру успешно вести рейдерскую войну, атакуя слабо охраняемые конвои противника и уходя от боя с его линкорами. На практике же выяснилось, что загнать «карманный линкор» в угол способна даже группа крейсеров без привлечения для этого линкоров. Примером послужила гибель тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее», который был затоплен собственной командой 17 декабря 1939 года, будучи заблокированным англичанами в эстуарии реки Ла-Плата.

Еще одним слабым местом тяжелых крейсеров «Дойчланд» была их броня. Бронирование совершенно не соответствовало наступательным возможностям данных кораблей, даже самый совершенный в этом плане «Адмирал граф Шпее» не был в достаточной мере защищен от огня 203-мм орудий потенциального противника. Ограничение на водоизмещение корабля сказывало свою роль. Также к недостаткам проекта относили наличие на корабле двух вспомогательных калибров — противоминного и зенитного. В реальных условиях 150-мм орудия оказались слабозащищенными и малоэффективными, а тяжелая зенитная артиллерия присутствовала в недостаточном количестве. По мнению специалистов, предпочтительным решением была бы установка на корабль артиллерии универсального калибра — 120-127-мм, как и было предусмотрено первоначальным проектом.

Рейд капитана Кранке

Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» активно использовался Кригсмарине во время Второй мировой войны. Уже 4 сентября 1939 года он стал объектом атаки британских ВВС. В корабль попали три 227-кг бомбы, но все они из-за малой высоты не взвелись и не нанесли кораблю серьезных повреждений. Погиб корабль в самом конце войны, в ночь с 9 на 10 апреля 1945 года, находясь в доке на верфи в Киле, он снова подвергся бомбардировке самолетов британской авиации. Корабль получил 5 попаданий авиабомб, перевернулся и затонул вверх килем. В историю же крейсер вошел в основном двумя рейдерскими операциями. Первая из них, известная как рейд капитана Кранке была удачной, а вот участие в операции «Страна чудес» летом 1942 года, когда крейсер осуществил бомбардировку Диксона, не принесло кораблю особых лавров.

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер
"Адмирал Шеер" в Гибралтаре


Рейд капитана Теодора Кранке с 23 октября 1940 года по 1 апреля 1941 года сделал данный корабль знаменитым, пройдя более 46 тысяч морских миль, он потопил и захватил 16 судов противника, общим водоизмещением 99 тысяч регистровых тонн. Этот рейд позволил кораблю войти в историю, как самому успешному рейдеру Кригсмаирне, действовавшему вплоть до Индийского океана.

23 октября 1940 года «Адмирал Шеер» под командованием капитана I ранга Теодора Кранке покинул Готенхафен и направился в Брунсбюттель в устье Эльбы — начальный пункт своего длительного похода. 30 октября корабль незамеченным миновал Датский пролив и вышел в Северную Атлантику. О том, что немецкий «карманный линкор» вышел в море, в Англии узнали только в конце октября. Условно рейдерство корабля можно было разделить на три этапа: атака на конвой «HX-84», шедший из Галифакса в Великобританию, действия в Атлантике и в Индийском океане.

5 ноября «Адмирал Шеер» потопил свою первую жертву — английское судно «Мопан» (5389 брутто-регистровых тонн, брт). Банановоз послушно остановился и был потоплен 105-мм снарядами за 40 минут, после того, как его команда погрузилась в шлюпки. Вечером того же дня в точке с координатами 52° 45' с.ш. и 32° 13' з.д. немецкий океанский рейдер напал на конвой HX-84, состоявший из 37 судов. Охрану конвоя обеспечивал всего один вспомогательный крейсер «Джервис Бей», который представлял собой вооруженное грузопассажирское судно (14 164 брт). Командующий конвоем адмирал Молтби сразу после обнаружения крупного боевого корабля приказал судам рассредоточиться, а капитан вспомогательного крейсера вступил с «Адмиралом Шеером» в неравный бой. Исход боя был предрешен еще до его начала, «Джервис Бей» был потоплен за 20 минут. Но даже такая небольшая задержка позволила судам конвоя рассредоточиться и поставить дымовые завесы. До наступления ночи немецкий тяжелый крейсер успел пустить на дно 5 судов конвоя, но основной массе кораблей удалось уйти. Жертвами «карманного линкора» стали транспорты «Биверфорд» (10042 брт), «Мэйдан» (7908 брт), «Киебэйн Хэд» (5225 брт), «Тревеллард» (5201 брт) и «Фресно Сити» (4955 брт). Полностью разгромить конвой немецкому крейсеру не удалось, однако его действия заставили англичан на две недели (до 17 ноября) прервать движение трансатлантических конвоев, что в условиях войны было успехом. В то же время очевидным стал тот факт, что силами одного корабля невозможно уничтожить крупный конвой судов, которые рассредоточиваются в разных направлениях.

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер


Англичане оперативно отреагировали на атаку конвоя: линкоры «Нельсон» и «Родней» перекрыли Датский пролив, а линейные крейсеры «Рипалс» и «Худ» — подходы к Бискайскому заливу, блокировав для немецкого тяжелого крейсера пути отхода на базы. Возможно, именно эти действия заставили «Адмирал Шеер» отправиться на юг. 24 ноября он захватил, а затем потопил английский транспорт «Порт-Хобарт» (7448 брт), следовавший в Окленд с грузом, в состав которого входили 5 легких учебных самолетов. Корабль успел подать сигнал о встрече с немецким «карманным линкором», поэтому крейсер снова изменил курс и ушел на восток, к островам Зеленого Мыса.

1 декабря 1940 года «Адмирал Шеер» атаковал и потопил очередной британский транспорт «Трайбсмэн» (6242 брт), который направлялся из Ливерпуля в Калькутту. Так как шлюпку с капитаном судна не удалось перехватить, Кранке снова принял решение поменять курс, вновь направив крейсер в Центральную Атлантику. Днем 18 декабря ему удалось захватить крупный транспорт «Дюкеза» (8652 брт), на борту которого было 3500 тонн мороженого мяса и 13 миллионов яиц. Захваченный корабль было решено использовать в качестве плавучего склада до исчерпания его запасов угля. При этом Теодор Кранке намеренно дал судну возможность передать радиограмму о встрече с рейдером. К этому моменту он получил сообщение о том, что далеко на севере свой первый выход в океан начал тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Хитрость немецкого капитана удалась, англичане направили на юг на перехват «Адмирала Шеера» три корабельных группы, но ячейки раскинутой против него «сети» были очень большими и «карманный линкор» без особых проблем ускользнул, облегчив задачу другому немецкому рейдеру.

Во второй половине декабря крейсер курсировал в Южной Атлантике, где 8 января пополнил запасы топлива и направился на линию между Кейптауном и Фритауном. Здесь он 17 января захватил норвежский танкер «Сандефьорд» (8038 брт), который перевозил примерно 11 000 тонн сырой нефти из района Персидского залива в Англию. На борт захваченного танкера передали 250 пленных и в качестве призового судна отослали в Бордо. В это время капитан «Адмирала Шеера» решил изменить тактику, он начал сближаться с транспортами днем, а не ночью. Для маскировки он начал пользоваться позывными английского военного корабля. Прием имел успех, 20 января рейдер захватил, а затем потопил голландский транспорт «Барнвельд» (5597 брт), который перевозил 5 легким бомбардировщиков для южноафриканских ВВС, 86 грузовых автомобилей и более 1000 тонн боеприпасов и другого военного снаряжения. Несколько часов спустя он потопил британский транспорт «Стэнпарк» (5103 брт) с грузом хлопка на борту. Оба потопленных корабля не успели подать сигнал бедствия.

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер


Рейдерские действия в Атлантике показали, что одиночный корабль, который не обладает информацией о путях следования кораблей противника, обнаруживает их сравнительно редко (6 случаев за 2,5 месяца). При этом данные действия требуют специальных мероприятий по обеспечению его жизнедеятельности, за это время тяжелый крейсер 4 раза пополнял свои запасы с помощью судна снабжения.

3 февраля 1941 года корабль обогнул мыс Доброй Надежды, взяв курс на Мадагаскар. 20 февраля был захвачен танкер «Бритиш Эдвокейт» (6994 брт), который перевозил практически 10 000 тонн нефти и бензина, а позднее — захватил и потопил греческий транспорт «Грегориос» (2546 брт). 21 февраля океанскому рейдеру удалось захватить и потопить канадский транспорт «Кэнэдиен Круизер» (7178 брт), перевозивший ильменит (сырье для производства титана), а 22 февраля — голландский пароход «Рантаупаджанг» (2452 брт), который вез уголь из Дурбана в Сингапур. С двух последних кораблей, ставших жертвами немецкого «карманного линкора», были получены радиограммы. Поэтому британцы предприняли меры, чтобы нейтрализовать тяжелый крейсер. С борта английского крейсера «Глазго», который находился в 140 милях от «Рантаупаджанга», был поднят самолет, которому удалось обнаружить немецкий рейдер. Организованное британцами преследование не смогло привести к уничтожению корабля или установлению с ним постоянного визуального контакта, однако заставило «Адмирал Шеер» вновь вернуться в Атлантику. Рейдерские действия в Индийском океане показали, что в зоне интенсивного судоходства корабль может действовать эффективно — перехватил 4 корабля за 18 дней, но лишь в течение ограниченного времени. Фактически крейсер был вытеснен из зоны действий менее чем за 3 недели.

1 апреля 1941 года корабль без особых приключений вошел в Киль. За 155 дней похода он прошел 46 419 морских миль, потопив один вспомогательный крейсер и захватив и потопив 16 торговых судов общим водоизмещением 99 059 тонн, при этом сам командир крейсера настаивал на цифре 151 000 тонн. Из трех немецких «карманных линкоров» типа «Дойчланд» он стал наиболее успешным рейдером. За совершение этого рейда команда корабля была представлена к наградам, а капитан крейсера получил звание контр-адмирала.

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер
Конец тяжелого крейсера "Адмирал Шеер"


Современные историки оценивают рейд «Адмирала Шеера» не столь однозначно. Безусловно, действия океанского рейдера стали причиной перерывов и нервозности в судоходстве союзников, отвлекли крупные надводные силы для организации сопровождения конвоев, но практический результат не оправдывал затрачиваемых усилий. Немецкие вспомогательные крейсера, которые были замаскированы под гражданские суда, с меньшим риском перемещались по морским путям, а по потопленному тоннажу иногда даже обходили тяжелый крейсер. Именно их использование было более эффективным для рейдерских действий. К тому же действия надводных кораблей оказались несопоставимыми с действиями немецких субмарин, что заставило Кригсмарине со временем отказаться от данной тактики.

Источники информации:
http://warspot.ru/2846-posledniy-reyder
http://wunderwafe.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/05.htm
http://battleships.spb.ru/Germ/Spee/Admiral_Scheer.html
http://fanread.ru/book/4033486/?page=24
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. bionik 18 марта 2016 06:54
    Руины верфи «Дойче Верке» в Киле. В верхней части фотографии видно днище затонувшего и перевернувшегося немецкого линкора «Адмирал Шеер».
    1. Ингвар 72 18 марта 2016 12:04
      Цитата: bionik
      Руины верфи «Дойче Верке» в Киле.

      Это сколько же туда бомб вывалили!? belay
  2. Добрый кот 18 марта 2016 06:55
    Закономерный конец пирата(последнее фото).
  3. bionik 18 марта 2016 06:58
    Установка орудий.
  4. bionik 18 марта 2016 07:00
    Спуск на воду.
  5. рюрикович 18 марта 2016 07:02
    Случай проектирования "Дойчландов" доказывает, что на характеристики корабля влияют не только экономические возможности государства(стоимость), но и политические,идеологические. Это в лишний раз доказывает, что корабль - существо сбалансированное, и то, что можно в него впихнуть отнюдь не означает превосходства. Так что что бы там не говорили многие диванные критики, авторитеты, аналитики и пр. спецы,идеального ничего нету и жертва одних параметров для усиления других всегда проходит по кромке компромисса,обоснованности,логики. hi Плюс
    1. амурец 18 марта 2016 08:38
      Цитата: рюрикович
      Так что что бы там не говорили многие диванные критики, авторитеты, аналитики и пр. спецы,идеального ничего нету и жертва одних параметров для усиления других всегда проходит по кромке компромисса,обоснованности,логики

      А технари так и говорят что новое,это наука компромиссов.В принципе в этих кораблях была применена новая технология сборки корпуса,новая ГЭУ.Это были первые корабли со сварным корпусом и дизель-гидравлической ССУ.Не пойму только,почему тяжёлый крейсер.Согласно Вашингтонским соглашениям от 1922 к тяжёлым крейсерам относились крейсера с артиллерией 8" или 203мм.
      1. Per se. 18 марта 2016 10:00
        Цитата: амурец
        Не пойму только,почему тяжёлый крейсер.Согласно Вашингтонским соглашениям от 1922 к тяжёлым крейсерам относились крейсера с артиллерией 8" или 203мм.
        Немцы не подписывались под этим соглашением, как и СССР (наши тяжёлые крейсера типа "Кронштадт" проектировались под 305 мм, позже, хотели уже с 254 мм, ещё позднее, с подачи немцев перед войной, с 381 мм германскими орудиями). Немецкие же боевые корабли типа "Дойчланд", предназначались для рейдерства, и это, именно, тяжёлые крейсера, лукаво обзначенные немцами, как "броненосцы", и, иронично-недоумённо британцами, как "карманные линкоры". Но, как ни пародоксально, ограничения Версаля, и породили такие корабли (по ограничениям Германия могла строить броненосцы не крупнее 10 000 тонн водоизмещения). Если здесь говорить о компромиссах, то немцы их гениально воплотили, впихнув в корабли всё возможное.
        1. Alexey RA 18 марта 2016 10:40
          Цитата: Per se.
          Немецкие же боевые корабли типа "Дойчланд", предназначались для рейдерства, и это, именно, тяжёлые крейсера, лукаво обзначенные немцами, как "броненосцы", и, иронично-недоумённо британцами, как "карманные линкоры"

          А как ещё можно было немцам классифицировать эти корабли, если по Версальскому договору они могли иметь в составе флота и строить на замену имеющимся только следующие типы кораблей: броненосцы, КРЛ, ЭМ и ММ? wink
          В те времена немцы ещё делали вид, что соблюдают Версальские договорённости.
          Статья 181
          По истечении двухмесячного срока со дня вступления в силу настоящего Договора силы германского военного флота не должны превышать в вооруженных судах:
          6 броненосцев типа "Deutschland" или "Lothringen",
          6 легких крейсеров,
          12 контр-миноносцев,
          12 миноносцев,
          или равного числа судов для замены, построенных, как это сказано в статье 190.
          Они не должны заключать в себе никаких подводных судов.
          Всякие иные военные корабли, поскольку нет противоположного постановления настоящего Договора, должны быть сданы в резерв или получить торговое назначение.

          Статья 190
          Германии воспрещается строить или приобретать какие-либо военные суда, кроме тех, которые предназначены для замены вооруженных единиц, предусмотренных настоящим Договором (статья 181). Указанные выше суда для замены не могут иметь большего водоизмещения, чем:
          10000 тонн для броненосцев,
          6000 " для легких крейсеров,
          800 " для контр-миноносцев,
          200 " для миноносцев.
          Кроме случаев гибели судна, единицы различных классов могут быть заменены только по истечении периода в:
          20 лет для броненосцев и крейсеров;
          15 лет для контр-миноносцев и миноносцев, считая со времени спуска судна.
          1. амурец 18 марта 2016 13:43
            Цитата: Alexey RA

            А как ещё можно было немцам классифицировать эти корабли, если по Версальскому договору они могли иметь в составе флота и строить на замену имеющимся только следующие типы кораблей: броненосцы, КРЛ, ЭМ и ММ? wink
            В те времена немцы ещё делали вид, что соблюдают Версальские договорённости.

            Положения Версальского договора по кораблям я знаю,не могу понять почему немцы переклассифицировали эти корабли? У них же была заложена серия тяжёлых крейсеров типа "Адмирал Хиппер".Правда получилась она не совсем удачной.
            1. Alexey RA 18 марта 2016 14:12
              Цитата: амурец
              Положения Версальского договора по кораблям я знаю,не могу понять почему немцы переклассифицировали эти корабли? У них же была заложена серия тяжёлых крейсеров типа "Адмирал Хиппер".Правда получилась она не совсем удачной.

              А потому что задачи у панцершиффе были чисто крейсерскими. Вот и переклассифицировали их - не по "вашингтонским рамкам ТТХ", а по назначению.

              По "вашингтонской" системе вся тройка панцершиффе со свистом пролетала мимо класса КРТ и приводнялась в классе ЛК. Рядом с "Роднеем", "Королевами", "Колорадо", "Техасом", "Нагато" и "Фусо". laughing

              Оставлять же их в классе броненосцев тоже было как-то не с руки: к тому времени из всего многообразия типов броненосцев в классификации остались только "броненосцы береговой обороны", на которые панцершиффе тоже явно не тянули.
              1. амурец 18 марта 2016 14:22
                Цитата: Alexey RA
                По "вашингтонской" системе вся тройка панцершиффе со свистом пролетала мимо класса КРТ и приводнялась в классе ЛК. Рядом с "Роднеем", "Королевами", "Колорадо", "Техасом", "Нагато" и "Фусо"

                Спасибо!Вот теперь понял.
        2. Цитата: Per se.
          Немцы не подписывались под этим соглашением, как и СССР

          Безусловно. Но справедливости ради отметим, что и немцы и мы подписались под вторым лондонским (заключив англо-германское и англо-советское морские соглашения)
          Цитата: Per se.
          Если здесь говорить о компромиссах, то немцы их гениально воплотили

          Сложно сказать... много точек зрения на сей вопрос. Но Ваша, безусловно, имеет право на жизнь! hi
  6. bionik 18 марта 2016 07:07
    Орудия гл.калибра и торпедные аппараты.
  7. bionik 18 марта 2016 07:14
    По старой морской традиции разбивают бутылку шампанского об борт.
  8. kvs207 18 марта 2016 07:41
    Всё хорошо, но почему крейсер?
    1. Alexey RA 18 марта 2016 10:45
      Цитата: kvs207
      сё хорошо, но почему крейсер?

      Потому что вариантов два: либо крейсер, либо линкор. На линкор панцершиффе не тянут - у них бронепояс тоньше, чем у иных КРЛ. Да и 28-см ГК после ПМВ для ЛК как-то слабоват.
      Значит остаются КР. Тем более, что задачи у панцершиффе - чисто крейсерские.

      А вообще, лучше было бы оставить им немецкую классификацию - броненосцы. Чтобы подчеркнуть, что ни в один вашингтонский класс они не вписываются. smile
    2. AK64 18 марта 2016 22:20
      Всё хорошо, но почему крейсер?


      Потому что по назначению именно тяжёлый крейсер.

      А как ещё его классифицировать? Линкор, что ли? Этот "линкор" боя с легкими крейсерами не выдержал (Ла Плата, 1939).

      Бяка был кораблик, если честно. И правильно замечено что вспомогательные крейсера с той же задачей справлялись нне хуже
  9. Symarokov897 18 марта 2016 07:48
    Я тоже думал что "карманный" линкор......
  10. kuz363 18 марта 2016 08:22
    Да, вот истинные морские державы, которые воевали на всех морях и океанах! Пусть даже Германия была и противником. Читать очень интересно, прямо настоящие приключения. Даже фильм можно снимать
    1. Царь,простоЦарь 18 марта 2016 09:09
      Германия была не противником, гражданин kuz363 (не знаю откуда Вы, флажок замаскирован), а врагом. Приключения????? Ага, для погибших моряков с призов. Фильм????? Где, в России???? Хотя по нынешним временам... "Адмиралъ"....
    2. Vladislav 73 18 марта 2016 10:44
      kuz363.Снимите фильм.Предлагаю тему-как "Адмирал Шеер" расстрелял в Карском море советский ледокольный пароход "Александр Сибиряков"(операция "Вундерланд")...Из 99 человек,в плен взяли 22,судьба остальных думаю понятна.Да и про немецкий плен думаю,объяснять не надо.А для полноты картины,советую съездить куда-нибудь в Заполярье,уплыть подальше и поплавать в море-океане!
    3. Алекс 18 марта 2016 12:04
      Цитата: kuz363
      Читать очень интересно, прямо настоящие приключения.

      Рекомендую две книги:
      Т. Кранке, Й. Бреннеке. "Карманный линкор "Адмирал Шеер" в Атлантике"
      М. Пауэлл. "Последний поход "Графа Шпее"".
      Первая написана самими участниками (командиром и офицером) того самого похода, вторая - со слов пленного капитана танкера "Африка Шелл" Патрика Дава и других, освобождённых в Монтевидео.
  11. Царь,простоЦарь 18 марта 2016 08:22
    Как-то песню оборвал автор на полуслове. Ну рейдер и рейдер, фото оверкиль выложил, а последующую судьбу корабля не описал.

    "Карманный линкор" а точнее "карманные боевые корабли" это английская ироническая характеристика. Броненосец - затем тяжёлый крейсер по классификации кригсмарине.

    Относить к какому-то конкретно типу сложновато, типа нашего "Кирова". Над конструкторами довлел "Версаль".
  12. ignoto 18 марта 2016 09:32
    Теоретически,заменяли выслужившие свой срок броненосцы,поэтому-броненосцы.
    Ограничение водоизмещения,соответственно привело к ограничению скорости.
    Расчеты немцами производились,получалось,что при увеличении водоизмещения примерно на 500 тон,при увеличении длины и улучшения обводов корпуса,при сохранении мощности установки, скорость увеличивается примерно на три узла. Это соответствовало скорости британских крейсеров.
    Бой в устье Ла-Платы -не показатель. Слишком много ошибок немцы допустили.
    Дальнейшего развития тип не получил скорее из-за идеологических мотивов.
    Слишком уж немцам хотелось,чтобы было как у всех. А тяжелые крейсеры у них не получились. А мы,с оглядкой на них, многие идеи воплотили в 68-бис. Не можем без неметчины.
    1. Alexey RA 18 марта 2016 10:59
      Цитата: ignoto
      Бой в устье Ла-Платы -не показатель. Слишком много ошибок немцы допустили.

      Этот бой как раз очень показателен. "Шпее" наткнулся на самое слабое из соединений RN - и на этом его крейсерство закончилось.
      Даже если бы Лангсдорф и нанёс каким-то образом поражение Харвуду - судьба "Шпее" всё равно была решена. Большая часть БК израсходована. Испарители, топливные фильтры и камбуз - выведены из строя.

      Да и вообще сама концепция боевых кораблей-рейдеров для Германии была утопией. Сколько волка не корми, у льва всё равно больше. И пример "Шпее" крайне показателен: ведь группа Харвуда была далеко не одна в южной Атлантике. С юга к месту боя практически подошёл британский КРТ. С севера шла британская АПУГ (АВ, ЛКР, КРЛ). От берегов Африки отходила ещё одна АПУГ.
  13. алпамыс 18 марта 2016 09:45
    как корабль погиб непонятно.

    обстрел корабельной брони фирмы Крупп 1905год разными боеприпасами, толщина брони 70мм





    1. Дядюшка Хо 18 марта 2016 12:23
      Цитата: алпамыс
      обстрел корабельной брони фирмы Крупп 1905год разными боеприпасами, толщина брони 70мм

      поправлю слегка: эти плиты экспонировались на выставке в Дюсселе в 1902-м
      Кстати, наискосок от них макет "А.Ш." в этом зале Немецкого музея.
      1. алпамыс 18 марта 2016 13:23
        Цитата: Дядюшка Хо

        поправлю слегка: эти плиты экспонировались на выставке в Дюсселе в 1902-м
        Кстати, наискосок от них макет "А.Ш." в этом зале Немецкого музея.

        спасиб...отличный музей кстати, не раз бывал в нём.
        1. Дядюшка Хо 18 марта 2016 13:28
          Цитата: алпамыс
          спасиб...отличный музей кстати

          абсолютно) Всегда, когда попадаю, испытываю мальчишеский восторг.
          Кстати, морской музей в Киле не впечатлил, когда первый раз попал. Я, честно говоря, от Киля, "гордости дойче моряков", большего ожидал. Мясник Харрис своими бомбами из него милитаристский дух выбил. Ну, или загнал в дальние уголки загадочной тевтонской души)
          1. алпамыс 18 марта 2016 13:40
            Цитата: Дядюшка Хо
            Цитата: алпамыс
            спасиб...отличный музей кстати

            абсолютно) Всегда, когда попадаю, испытываю мальчишеский восторг.
            Кстати, морской музей в Киле не впечатлил, когда первый раз попал. Я, честно говоря, от Киля, "гордости дойче моряков", большего ожидал. Мясник Харрис своими бомбами из него милитаристский дух выбил. Ну, или загнал в дальние уголки загадочной тевтонской души)

            на севере небыл, а вот в музее фирмы MAN бывал, там тоже тема корабельная присутствует.
            1. Дядюшка Хо 18 марта 2016 13:55
              Цитата: алпамыс
              на севере небыл,

              ну-у, в Лабё следует обязательно побывать) Мемориал и U-995 того стоят!))
  14. Vladislav 73 18 марта 2016 12:00
    Хотелось бы отметить несколько моментов статьи.достаточно спорных. 1.Бронирование"карманников"(конкретно поясная броня)настолько отличалось друг от друга и по толщине,и по расположению поясов,что это скорее не серия,а последовательное развитие одной общей идеи. 2.Цитата автора:"Такие недостатки как вибрация и шумность с лихвой компенсировались огромной дальностью плавания."Так то оно так,и некоторые проблемы удалось решить,но.Повышенная вибрация от облегчённых дизелей и фундаментов двигателей осталась,и выводила из строя точные приборы СУАО и средств связи.Т.е.стрельба на ходах,близких к максимальным была весьма проблематична.Перевод с экономического на полный ход вызывал выброс столба дыма,сравнимого с каким-нибудь угольным пароходом-это к слову о маскировке в рейдерстве. 3.Цитата автора:"На практике же выяснилось, что загнать «карманный линкор» в угол способна даже группа крейсеров без привлечения для этого линкоров. Примером послужила гибель тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее», который был затоплен собственной командой 17 декабря 1939 года, будучи заблокированным англичанами в эстуарии реки Ла-Плата." Никакие крейсера никого не загоняли в угол!Англичане в бою у Ла-Платы вчистую проиграли бой!"Эксетер"Полностью вышел из строя,"Аякс"лишился половины артиллерии,"Ахиллес"испытывал надостаток боезапаса.Я считаю,мнительность Лангсдорффа,деза про"Ринаун" и британское влияние в Уругвае(хотя мог пойти в Буэнос-Айрес,где было сильное прогерманское влияние)сделали своё дело.Чреда ошибок и случайностей позволили англичанам проигранный бой превратить в шумный успех!
    1. Kenneth 18 марта 2016 13:34
      Победа Графа Шпее заключалась в том что он сумел таки удрать от легких крейсеров и укрыться в нейтральном порту. Похожую "победу" одержали немцы в Ютландском бою
      1. Алекс 18 марта 2016 16:56
        Цитата: Kenneth
        Победа Графа Шпее заключалась в том что он сумел таки удрать от легких крейсеров

        Которые даже не пытались его преследовать. А уход в Монтевидео - мера почти вынужденная: "карманник" получил довольно ощутимые повреждения, на ремонт которых необходим был порт.

        В общем, ситуация практически повторилась, как в ПМВ: для нейтрализации эскадры адмирала Шпее (человека, а не крейсера) англичанам вовсе не обязательно было её уничтожать, достаточно было нанести серьёзные повреждения. Без баз, вдали от Германии корабли были бы обречены. Вот только адмирал оказался более грамотным командиром, чем командир тёзки.
        1. Kenneth 18 марта 2016 22:22
          Англичане не просто загнали зайца под лавку но и нагло разделились заперев оюа выхода. Немцу не хватило чести даже на попытку прорыва.
    2. Комментарий был удален.
    3. Дядюшка Хо 18 марта 2016 14:11
      Цитата: Vladislav 73
      1.Бронирование"карманников"(конкретно поясная броня)настолько отличалось друг от друга и по толщине,и по расположению поясов,что это скорее не серия,а последовательное развитие одной общей идеи.

      согласен на 100. И даже по материалам. Считать Лютцов, Шпее и Шеера близнецами было бы не верно.
  15. ВохаАхов 18 марта 2016 13:25
    А это мои обобщенные данные. Если у кого есть что добавить - я только за
    «Адмирал Шеер» потопил:
    1. Всп. крейсер «Джервис Бей» (Англия, 1922) 5.11.40 (14164 т., 167х21х10 м., 15 уз., эк.- 254 чел., 7х1- 152 мм, 2х1- 76 мм)(погибло 189 чел., в т.ч. 16 оф.)
    2. Рефрижераторный пароход «Моран» (Англия) 5.11.40 (5389 брт)(потоплен 105 мм артиллерией)
    3. Пароход «Майд Ан» (Англия, 1925) 5.11.40 (7908 брт)(погибло 91 чел.)
    4. Пароход «Тревелорд» (Англия, 1936) 5.11.40 (5201 брт)(погибло 16 чел.)
    5. Пароход «Кенбан Хеад» (Англия, 1919) 5.11.40 (5225 брт)(погибло 23 чел.)
    6. Пароход «Биаверфорд» (Англия, 1928) 5.11.40 (10042 брт)(погибло 79 чел.)
    7. Теплоход «Фресно Сити» (Англия) 5.11.40 (5225 брт)(погиб 1 чел.)
    8. Рефрижераторный пароход «Порт Хобарт» (Англия) 24.11.40 (7448 брт)(груз в т. ч. 5 легких учебных самолетов)
    9. Пароход «Трайбсман» (Англия, 1932) 1.12.40 (6242 брт)(погибло 8 чел., взято в плен- 14)
    10. Рефрижераторный пароход Дукеса» (Англия) 18.12.40 (8651 брт)(груз- 3539 т. замороженного мяса, 720 т. (13 млн. шт.) яиц)(взято в плен- 99 чел.)
    11. Танкер «Сандефьерд» (Норвегия) 17.01.41 (8038 брт)(гру- 11000 т. нефти)(захвачен как приз)
    12. Транспорт «Барнвельд» (Голландия) 20.01.41 (5597 брт)(груз- 5 легких бомбардировщиков, 86 грузоых автомобилей, 10000 т. боеприпасов)
    13. Пароход «Станпарк» (Англия) 20.01.41 (5103 брт)(груз- хлопок)
    14. Танкер «Бритиш адвокат» (Англия) 3.02.41 (6994 брт)(груз- 10000 т. нефти и бензина)(захвачен как приз)
    15. Транспорт «Грегориа» (Греция) 3.02.41 (2546 брт)
    16. Пассажирский пароход «Канадиен Круисер» (Канада, 1921) 21.02.41 (7178 брт)(груз- ильменит)
    17. Пароход «Рангаупаджанг» (Голландия) 22.02.41 (2452 брт)(груз- уголь)
    1. Дядюшка Хо 18 марта 2016 13:35
      Цитата: ВохаАхов
      Если у кого есть что добавить - я только за

      + один "бристоль", сбитый зенитчиками 4 сентября 39-го smile
  16. ВохаАхов 18 марта 2016 13:37
    Забыл "Сибирякова"
    18. Ледокол «Александр Сибиряков» (СССР, 1909) 25.08.42 (1384 брт, 76,5х10,8х6 м., 2360 л.с., 13 уз., 2х1- 76 мм, 2х1- 45 мм, 2х1- 20 мм)(349 т. груза (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы)
  17. Дядюшка Хо 18 марта 2016 13:40
    а сейчас на месте гибели А.Ш. автостоянка...
  18. Дядюшка Хо 18 марта 2016 13:52
    жетон для расчетов в кантине А.Ш.
  19. 89067359490 18 марта 2016 14:48
    Самая южная могила немецкого солдата.Остров Кергелен.В 1940-1941 там довольно активно отдыхали немецкие рейдера.
  20. Лунатик 18 марта 2016 17:19
    По многим признакам эти "рейдеры" - яхты для руководства и использовались для важных визитов, а рейдерство - попутно в свободное время для прикрытия. Например в "Вундерланде" 43-го Шеер с эскортом отвёз Гитлера на Землю Франца - Иосифа, а пока тот осматривал то ли Древнее то ли новейшее крейсер отошёл к СМП, обстрелял Диксон, стянув туда авиацию противника, затем вернулся за пассажирами, забрал их и отвёз домой.
    Так же и в Ла - Плате Шпее в первую очередь уничтожал что-то важное у себя внутри - для обычного крейсера странно, их и противник мог разрушить, а для узла связи Ставки нормально - их всегда заранее уничтожают.
    Головной корабль назывался "Германия" - в РФ авиакомпания для начальства "Россия"...
    Серийность 3 корабля - как раз для сменного дежурства.
    Комментом выше про визиты рейдеров в южные океаны...
    Севмаш только недавно перестал строить "суперяхты" для кого - то...
    Так что похожего много, просто сейчас самолёты дальше летают.
  21. Cap.Morgan 18 марта 2016 18:12
    Шеер мог бы вырваться и уйти, но англичане убедили капитана что его поджидает целая эскадра. На самом деле сил у бриттов не было. Искуссная дезинформация.
    1. Комментарий был удален.
    2. БМ-13 18 марта 2016 22:14
      Цитата: Cap.Morgan
      Шеер мог бы вырваться и уйти, но англичане убедили капитана что его поджидает целая эскадра. На самом деле сил у бриттов не было. Искуссная дезинформация.

      Вы, очевидно, имели в виду "Адмирала Шпее"?
    3. AK64 18 марта 2016 22:39
      Шеер мог бы вырваться и уйти, но англичане убедили капитана что его поджидает целая эскадра. На самом деле сил у бриттов не было. Искуссная дезинформация.

      Шпеэ. Адмирал Граф Шпеэ.
      Не мог: станция фильтрации топлива была разбита (бронирован кораблик был плохенько для такого тоннажа), и в результате при попытке прорыва дизиля бы сдохли часиков за 10 максимум. (Вот, кстати, и все "приимущества" дизилей)
  22. Устинов 055 055 21 марта 2016 14:33
    Шпеер отличный корабль своего времени, ошибки в использовании его погубили
  23. Алекс_623 3 апреля 2016 13:54
    Цитата: амурец
    ...Не пойму только,почему тяжёлый крейсер.Согласно Вашингтонским соглашениям от 1922 к тяжёлым крейсерам относились крейсера с артиллерией 8" или 203мм...

    И американцы и японцы "забили" на эти соглашения.
    В результате японские тяжелые крейсера оказались сильнейшими в мире, а американцам в свою очередь пришлось строить тяжелые крейсера типа Аляска с ГК 305мм для противодействия японским и немецким крейсерам - которые включали не только «Дойчланды», но и Шарнхорст-Гнейзенау.

    С другой стороны для Шарнхорста-Гнейзенау ещё на проектом этапе предполагали замену башен с тремя 280мм орудия и на башни с двумя 380мм орудиями.
    В таком варианте они по вооружению стали равными равными британским линейным крейсерам Ринаун и Рипалс при значительно лучшей защите.
    Если бы немцы успели вовремя сделать это - американские Аляски а вместе с ними и советские Кронштадты полностью обесценивались бы...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня