Зенитно-ракетная система «Даль»

Зенитно-ракетная система «Даль»


В 1955 году после периода опытной эксплуатации и доводки на вооружение была официально принята первая отечественная зенитно-ракетная система С-25, известная также как «Беркут». Система противовоздушной обороны Москвы С-25 состояла из двух колец, включавших в себя 56 зенитно-ракетных комплексов на капитальных бетонированных позициях и десятки обзорных РЛС. Размещение внешнего «кольца» из 36 стационарных комплексов на удалении около 100 км от центра Москвы при дальности пуска первых вариантов зенитных ракет В-300 - 20-25 км, сделало возможным отодвинуть рубеж перехвата и перекрыть зоны поражения 2-3 комплексами. Это теоретически позволяло с большой долей вероятности отразить налёт нескольких групп дальних бомбардировщиков, прорывающихся к Москве с разных направлений. Однако данная схема построения защиты являлась весьма затратной, так как требовала сооружения по периметру прикрываемого объекта многочисленных стартовых позиций. О масштабах капитального строительства при принятии на вооружение зенитной системы С-25 говорит хотя бы то, что для её создания и обслуживания потребовалось создание сети дорог, которые после объединения превратились в Московскую кольцевую автомобильную дорогу. Естественно, что позволить себе защиту других городов системами аналогичными той, что была развёрнута вокруг Москвы, в стране, которая только начала отстраиваться после разрушительной войны, не могли.

В середине 50-х годов министр радиопромышленности В.Д. Калмыков и известный конструктор авиационной и ракетной техники С.А. Лавочкин вышли на руководство страны с предложением о создании перспективной дальнобойной многоканальной зенитно-ракетной системы стационарного базирования. Благодаря дальности 160-200 км и высоте поражения 20 км, новая ЗРС могла бы эффективно защищать прикрываемые объекты без сооружения многочисленных позиций по периметру. ЗРС, получившая обозначение «Даль», должна была производить одновременный обстрел десятью ракетами десяти целей. Радиотехнические средства обнаружения и наведения проектируемой ЗРС должны были функционировать не в секторном, а в круговом режиме. Это давало возможность отказаться от кольцевого построения элементов противовоздушной системы и перейти к компактному централизованному размещению, требующему гораздо меньших затрат на сооружение огневых и технических позиций. Н.С. Хрущёв, питавший слабость к ракетной технике и искренне считавший, что ракетами можно заменить другие виды вооружений, несмотря на большой технический риск и новизну ряда решений, встретил данный проект весьма благосклонно.


Зенитно-ракетная система «Даль»


Предполагалось, что система «Даль» будет защищать большую часть промышленно-административных центров СССР. На первом этапе планировалось возведение позиций под Ленинградом и Баку. Размещение такой зенитной системы в Подмосковье при использовании инфраструктуры С-25 позволило бы в несколько раз повысить возможности ПВО столицы. Многократное перекрытие воздушного пространства зенитными ракетными комплексами «Даль» с эшелонированным размещением элементов системы и увеличением дальней границы зоны поражения в несколько раз позволило бы довести расчетную эффективность по поражению воздушных целей до 0,96.

24 марта 1955 года вышло постановление Совета министров СССР, согласно которого задавалась разработка многоканальной зенитно-ракетной системы большой дальности «Даль». Самонаводящиеся на конечном участке траектории ЗУР должны были поражать цели на дальности до 160 км, на высотах 5-20 км при скоростях полета цели 1000-2000 км/ч. Радиолокаторы системы должны были обнаруживать цели на удалении 300-400 км. Вывод ракет в радиокомандном режиме должен был осуществляться на удаление 10-15 км от цели. Планировалось, что опытные образцы аппаратуры наведения и ракет будут готовы в первом квартале 1958 года. Во втором квартале 1959 года планировалось начало заводских испытаний. Сроки, заданные для создания наземной аппаратуры и зенитных ракет были очень сжатыми. К 1960 году для проведения полигонных испытаний промышленность должна была изготовить комплекты аппаратуры двух стрельбовых каналов и 200 ЗУР системы «Даль».

При увеличении дальности по сравнению с системой С-25 в 6-8 раз, радиокомандный метод наведения ЗУР уже не мог обеспечить требуемой точности без использования «специальных» боевых частей. Поэтому было решено применить комбинированный метод наведения ракет на цель, с радиокомандным наведением на основной части траектории и с радиолокационным самонаведением на конечном участке полета к цели. По тем временам это было беспрецедентное техническое решение, весьма сложное в реализации и по современным меркам.

Многоканальность ЗРС реализовывалась за счет обзора воздушного пространства узким вращающимся лучом РЛС. Для новой зенитной системы реализован не применявшийся до этого метод передачи информации на ракету «на проходе» лучом радиолокатора системы передачи команд. Также был применён новый рациональный способ кодирования передаваемых на борт ракеты сигналов наведения. Предполагалось, что при таком методе наведения с частотой периодах обзора пространства 5 - 10 секунд уровень среднеквадратичных ошибок в определении азимута будет составлять всего 8 -10 угловых минут, а погрешность в определении дальности составит – 150-200 метров. Практика показала, что в реальности ошибка получалась в несколько раз больше. Тем не менее, полученная точность определения координат воздушных целей и наводимых на них ракет была вполне достаточной для нормального функционирования всего контура наведения при использовании на ракетах аппаратуры самонаведения на конечном участке. Управление боевой работой ЗРС «Даль», сопровождение целей и ракет и выработка команд наведения осуществлялось электронно-вычислительной машиной – так называемой управляющей машиной наведения.

При принятой дальности пуска ЗУР радиолокационный контроль на траектории полёта ракеты был невозможен без использования сигнала бортового ответчика. Радиосигнал, вырабатываемый ответчиком, был гораздо заметней слабого отраженного сигнала ракеты. Поэтому при создании системы управления ракетами на участке сближения с целью до захвата аппаратурой самонаведения было решено использовать систему активного запроса-ответа и передачи команд на борт ракеты.

В Постановлении СМ СССР от 11 октября 1957 года уточнялись сроки разработки и характеристики основных элементов системы. Для ЗУР были приняты следующие параметры: дальность поражения целей на высотах 3-20 км - 150-160 км, стартовая масса 6500-6700 кг, масса боевой части - 200 кг.

Зенитно-ракетная система «Даль»


На практике зенитная ракета комплекса «Даль» - 5В11 (изделие «400») несколько отличалась от заданных параметров. Стартовая масса ракеты увеличилась до 8760 кг. Длина ракеты с приёмником воздушного давления - 16,2 м, размах крыльев маршевой ступени - 2,7 м, диаметр твердотопливного стартового ускорителя - 0,8 м, диаметр маршевой ступени - 0,65 м.

Внешне изделие «400» сильно напоминала увеличенную в размерах ракету В-750 ЗРК С-75, но при этом была длиннее, приблизительно, на 5 метров. Переход от вертикального старта, реализованного в ракетах системы С-25, к наклонному позволил уменьшить гравитационные потери скорости. Двухступенчатая схема обеспечила по сравнению с ЗУР В-300 более оптимальные разгонные характеристики.

Зенитно-ракетная система «Даль»


Еще одним Постановлением СМ СССР от 11 ноября 1957 года НИИ-244 задавалась разработка и создание радиолокатора кругового обзора П-90 «Памир». Эта РЛС должна была стать «глазами» зенитной системы «Даль». Согласно техзаданию, станция могла обнаруживать воздушные цели типа Ил-28 на дальности до 400 км.

Зенитно-ракетная система «Даль»


В 1961 году РЛС П-90 «Памир» была принята на вооружение, в дальнейшем она использовалась для обнаружения самолетов и выдачи целеуказания перехватчикам и ЗРК. На базе этой радиолокационной станции был создан радиолокационный комплекс большой производительности «Холм», являвшийся, в свою очередь, элементом системы «Луч». Централизованная система «Луч» предназначалась для управления совместными действиями истребительной авиации и зенитных ракетных частей Войск ПВО страны.

Для проведения испытаний системы «Даль» на полигоне ПВО Сары – Шаган была выделена площадка № 35. Испытания опытных образцов зенитных ракет начались с большой задержкой. Это было связано с высокой степенью новизны и сложностью систем ЗУР 5В11. Первоначально в первой ступени планировалось использовать ЖРД, но в дальнейшем было решено применить твердотопливный реактивный двигатель.

Первый пуск в бросковом режиме состоялся в декабре 1958 года. В 1959 году провели еще 12 пусков для отработки двигателей и аппаратуры ракет. В целом ракеты проявили себя не плохо, но дальнейший этап испытаний сдерживался неготовностью активной головки самонаведения и наземной радиоэлектронной аппаратуры.

Зенитно-ракетная система «Даль»


Много времени заняла переделка наземного пускового комплекса. После ряда аварийных ситуаций и инцидентов во время запуска в итоге остановились на относительно лёгкой ферменной подъемно-пусковой установке ППУ-476, весившей около 9 тонн, что было сравнимо со стартовым весом ракеты и являлось очень неплохим показателем. В отличие от других советских ЗРК Войск ПВО СССР, ракета 5В11 подвешивалась снизу пусковой балки. В дальнейшем такой вариант подвески был принят преимущественно для морских зенитно-ракетных комплексов.

По результатам первых испытаний ракета прошла доработку с целью упрощения конструкции и подготовки к старту, коме того потребовалось изменение формы рулей. Весной 1960 года начались испытания ЗУР, оснащённых ГСН. Ввиду отсутствия штатных радиолокационных средств, сопровождение цели и ЗУР, вывод ракеты в район цели после пуска осуществлялся с помощью кинотеодолитов, предназначенных для траекторных измерений в ходе проведения испытаний. После сопряжения теодолитов с электромеханической системой регистрации пространственного положения оптической оси с нештатным контуром управления ракетой, удалось использовать теодолиты для сопровождения ракеты и цели.

В условиях практически идеальной прозрачности воздуха и неограниченной видимости оказалось возможно уверенно удерживать в центре поля зрения одного кинотеодолита обстреливаемую цель, а другого – наводимую ракету. По данным, вырабатываемым приборными комплексами теодолитов, штатные устройства радиокомандного наведения системы «Даль» определяли текущие угловые координаты цели и ракеты, выдавая радиокоманды управления для вывода ЗУР в зону захвата цели головкой самонаведения. Во время одного из таких пусков цель была захвачена ГСН и успешно перехвачена в режиме самонаведения. Таким образом, полигонный образец зенитно-ракетной системы продемонстрировал принципиальную возможность стрельбы управляемыми ракетами на заданную дальность и подтвердил правильность построения контура управления.

Зенитно-ракетная система «Даль»


Не дожидаясь окончания испытаний, советское военно-политическое руководство приняло решение о строительстве капитальных позиций зенитно-ракетной системы «Даль» под Ленинградом. Всего вокруг северной столицы собирались развернуть пять зенитно-ракетных полков.

Зенитно-ракетная система «Даль»

Спутниковый снимок Google earth: подготовленные капитальные позиции для развёртывания ЗРС «Даль» неподалёку от села Лопухинка в Ленинградской области.

Возведение позиций ЗРС «Даль» велось в районах поселков Лопухинка, Корнево, Первомайское. На каждой из строящихся позиций предполагалось развернуть полк зенитной ракетной системы в составе пяти зенитно-ракетных дивизионов.

Зенитно-ракетная система «Даль»


До окончательного прекращения работ по системе «Даль» силами военных строителей были возведены бетонные основания для стартовых позиций, хранилища ракет, бункеры управления и убежища для личного состава. По сравнению с циклопическими масштабами капитальных сооружений системы С-25, зенитно-ракетная система «Даль» смотрелась куда скромней. Но и она требовала немалых вложений в наземную инфраструктуру.

Справедливости ради стоит сказать, что такая спешка во многом была оправдана. До начала 70-х годов американские дальние бомбардировщики вели боевое патрулирование с термоядерным оружием на борту, летая вдоль воздушных границ, и Ленинград был очень уязвим для их ударов. Можно также вспомнить, что строительство капитальных позиций С-25 вокруг Москвы также началось задолго до того, как эта система успешно завершила испытания и была принята на вооружение. В 50-е годы в СССР, находящемся на взлёте развития авиационных и ракетных технологий, ничего невозможного не было.

9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль» на полигоне «Сары-Шаган» от сердечного приступа скоропостижно скончался генеральный конструктор ОКБ-301 Семён Алексеевич Лавочкин. Его ранняя смерть стала одной из причин, по которым комплекс «Даль» так и не был принят на вооружение. После смерти С.А. Лавочкина главным конструктором был назначен Михаил Михайлович Пашинин. Этот, безусловно, очень грамотный и прекрасно знающий техническую сторону дела специалист не обладал авторитетом и пробивными качествами Лавочкина, у него не было столь необходимых знакомств в высших военных и партийных структурах. В знак признания заслуг выдающегося конструктора ОКБ-301 было переименовано в «Завод им. С.А. Лавочкина».

В 1960 году было осуществлено ещё четыре испытательных пуска ракет. Но к тому моменту стало ясно, что в существующем виде комплекс не может быть принят на вооружение. Разработка усовершенствованной аппаратуры самонаведения «Зенит-2» и управляющей машины наведения затянулись. Кроме того, система определения координат воздушных целей и перехватывающих их ракет не подтвердила требуемых точностных характеристик. Сложилась парадоксальная ситуация: конструкторам удалось создать зенитную ракету, соответствующую требованиям военных, а большая часть наземной радиоэлектронной аппаратуры была не готова.

В 1961 году испытания продолжились. В ходе испытаний произвели ещё 57 пусков ракет, из них три по реальным целям. Пуски производились по самолетам-мишеням Ил-28 и МиГ-15, а также по парашютной мишени, при этом Ил-28 и парашютная мишень были сбиты.

Последние усилия по доводке зенитной системы «Даль» до состояния, приемлемого для Государственных испытаний, были предприняты в 1962 году. К тому моменту лётные испытания системы длились уже четыре года, но из-за ненадежной работы и регулярных отказов бортовых систем наведения ЗУР и комплекса наземной аппаратуры добиться удовлетворительных результатов не удалось. Все старания специалистов «Завода им. С.А. Лавочкина» и НИИ-244, занимавшегося разработкой наземной радиоэлектронной составляющей, оказались тщетны.

Окончательно работы по системе «Даль» были закрыты правительственным решением в декабре 1962 года, что не позволило завершить полный цикл полигонных испытаний опытного образца зенитно-ракетной системы. Работы полностью прекратились в 1963 году, не помогло даже совместное обращение руководства «Завод им. С.А. Лавочкина» и НИИ-244 в правительство с обещанием изготовить и довести до серийного производства мобильный вариант ЗРС «Даль-М». К тому моменту на вооружение Войск ПВО страны начал массово поступать гораздо более простой и дешевый ЗРК С-75 и велись работы по созданию дальнобойного ЗРК С-200.

«Семьдесятпятка» не обладала такой дальность пуска и была одноканальной по цели, но от многоканальной зенитной системы «Даль» она выгодно отличалась многократно меньшей стоимостью, относительной простотой, не требовала возведения дорогостоящих стационарных позиций и имела возможность перебазирования. Кроме того, руководство министерства обороны в значительной мере пересмотрело свои взгляды на роль дальнобойных стационарных ЗРК в деле обеспечения защиты от ядерных ударов. По сравнению с первой половиной 50-х, когда единственным средством доставки ядерного оружия на большие расстояния были стратегические бомбардировщики, в 60-е стало очевидно, что в ближайшей перспективе их заменят межконтинентальные баллистические ракеты, против которых дорогостоящие многоканальные стационарные противосамолётные системы были не эффективны.

Через два года после смерти С.А. Лавочкина бывшее ОКБ-301 было передано в распоряжение Главного конструктора В.Н. Челомея. В связи с этим, в 1963 году была резко изменена тематика работ, проводимых конструкторским коллективом. Все усилия «Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина», ставшего филиалом № 3 в составе ОКБ-52, сосредоточились на разработке космических аппаратов и доводке и производстве противокорабельных ракет. Из собственного задела продолжились работы только по модернизации мишеней Ла-17М и беспилотных разведчиков Ла-17Р.

В дальнейшем нишу несостоявшейся ЗРС «Даль» отчасти занял ЗРК большой дальности С-200. В вариантах С-200В и С-200Д – «Духсотка» существенно превзошла «Даль» по дальности пуска ЗУР. Благодаря более рациональной компоновке, при сравнимой стартовой массе длина ЗУР комплексов С-200 получилась существенно меньшей. Это не только облегчало транспортировку и заряжание ракет, но и повышало эксплуатационную перегрузку. Как известно, в ходе боевого применения ЗРК С-75, ракеты которого были весьма тонкими и длинными, иногда переламывались в попытке перехватить интенсивно маневрирующую цель. Впрочем, ЗРК С-200 был одноканальным по цели и имел гораздо более простую систему наведения. К тому же, хотя и достаточно ограниченно, но комплекс С-200 всех модификаций имел возможность манёвра на местности, чего система «Даль» была напрочь лишена.

Некоторые наработки и опыт, полученные при создании и испытаниях ЗРС «Даль», были в дальнейшем использованы при создании других зенитных комплексов, систем телеуправления и радиолокаторов. Так что утверждать, что пользы от создания «Дали» не было, и народные деньги были выброшены на ветер, будет не правильно. Справедливости ради стоит сказать, что разработчики серьёзно переоценили свои возможности в деле создания сложнейшей многоканальной зенитной системы, а, самое главное, возможности советской радиоэлектронной промышленности. Во многом «Даль» опередила своё время. Самым негативным образом на судьбе зенитной системы сказалась смерть С.А. Лавочкина. В нашей стране ЗРС со сравнимыми характеристиками по дальности и количеству одновременно обстреливаемых целей появилась только в конце 80-х. На качественно новом уровне проектные данные не принятой на вооружение «Дали» были реализованы в мобильной многоканальной ЗРС с твердотопливными ЗУР – С-300ПМ.

Зенитно-ракетная система «Даль»


Но в 1963 году история ЗРС «Даль» окончательно не завершилась. Еще в течение долгого времени ракеты 5В11 демонстрировались на парадах, будучи предметом гордости для рядовых советских граждан и источником дезинформации и «пугалом» для западных разведок. Впервые изделия «400» провезли во время военного парада по Красной площади 7 ноября 1963 года, то есть сразу, после того как работы по зенитной системе были свёрнуты. В комментариях, озвучиваемых дикторами, говорилось, что данные ракеты являются «высокоскоростными беспилотными перехватчиками воздушно-космических целей». С 1964 года ракеты системы «Даль» несколько раз демонстрировались на военных парадах в городе на Неве.

Зенитно-ракетная система «Даль»


Первоначально в США ракеты 5В11, с учётом их габаритов и стремительных форм, посчитали перехватчиками разрабатываемой в СССР системы противоракетной обороны. Как раз в это время просочилась информация об испытаниях советских противоракет системы «А». В дальнейшем западные эксперты долго принимали изделия «400» за ЗУР комплекса С-200, который до середины 80-х годов оставался секретным, не демонстрировался на парадах и не поставлялся за рубеж.

Зенитно-ракетная система «Даль»


Кроме демонстрации на парадах, часть ракет в целом и «препарированном» виде служила учебными и наглядными пособиями в военных и гражданских учебных заведениях. После того как наша страна перешла на «рыночный путь развития», практически все они были сданы на металлолом. Единственный известный автору уцелевший образец зенитной ракеты системы «Даль» находится в Артиллерийском музее в Санкт – Петербурге.

По материалам:
http://www.astronautix.com/lvs/dal.htm
http://pvo.guns.ru/dal/dal.htm
http://bastion-karpenko.narod.ru/Dal_NB_1_98.pdf
http://infowsparcie.net/wria/o_autorze/pzr_system_dal_album_ru.html
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. Rashid 22 марта 2016 08:07
    Небольшая ошибочка в начале статьи. Кольцо позиций ПВО не превратилось в МКАД, а составило два рубежа, опоясанных двумя кольцами - малым московским кольцом и большим московским кольцом (соответственно, первая и вторая бетонки).
    1. oborzevatel 22 марта 2016 09:29
      Цитата: Rashid
      Небольшая ошибочка в начале статьи. Кольцо позиций ПВО не превратилось в МКАД, а составило два рубежа, опоясанных двумя кольцами - малым московским кольцом и большим московским кольцом (соответственно, первая и вторая бетонки).

      Совершенно верно.
      Правильное замечание.
    2. Bongo 22 марта 2016 10:41
      Цитата: Rashid
      Кольцо позиций ПВО не превратилось в МКАД, а составило два рубежа, опоясанных двумя кольцами - малым московским кольцом и большим московским кольцом

      Так или иначе, МКАД во многом появилась благодаря С-25.
      1. 505506 23 марта 2016 07:02
        Уже не первый раз, автору показывают его ошибки, и причем ошибки эти, не касаются информации об оружии.Сергей, сильны вы в знаниях об оружии,ну, не касайтесь сторонних, не ваших, тем. Пожалуйста!
        1. zyablik.olga 24 марта 2016 12:15
          Цитата: 505506
          Уже не первый раз, автору показывают его ошибки

          Не ошибается только тот кто ничего не делает request Впрочем, то что сооружение системы ПВО Москвы и МКАД связаны между собой - это очевидный факт. Или вы Роман с этим не согласны? Так в чём здесь ошибка?
          1. 505506 25 марта 2016 02:41
            Ольга, "превратилась в МКАД", и "появление МКАД связано с сооружением системы ПВО", это все же разные вещи. А, вы, почему-то упорно не замечаете моей настойчивой просьбы к Сергею, не затрагивать темы в которых он не силен, и почему то обосновываете это сентенцией,Не ошибается только тот кто ничего не делает.
  2. Инжeнeр 22 марта 2016 09:30
    Лавочкин был гением - первые реактивные истребители Союза были лучшими именно его работы. Они были легче, маневреннее и быстрее тех же Яков и Мигов. Первый реактивный самолет Ла-176, преодолевшим сверхзвуковой барьер, был именно самолет Лавочкина. Не путайте с ракетопланом американцев Х-1, он первый был с ракетным двигателем. Жаль, что ему не дали работать в этом направлении. Но, талантливый человек талантлив во всем. И ракеты, и космические аппараты - все было ему по плечу.
    1. Bongo 22 марта 2016 10:40
      Цитата: Инжeнeр
      Лавочкин был гением - первые реактивные истребители Союза были лучшими именно его работы. Они были легче, маневреннее и быстрее тех же Яков и Мигов.

      Согласен! yes Но справедливости ради стоит сказать, что его Ла-15 по комплексу боевых характеристик проиграл МиГ-15.

      Хотя по отзывам лётчиков Ла-15 это был очень приятный в пилотировании самолёт.
      1. амурец 22 марта 2016 11:26
        Цитата: Bongo
        Но справедливости ради стоит сказать, что его Ла-15 по комплексу боевых характеристик проиграл МиГ-15.

        Привет! Сергей!По Ла-15.Красивая была машина ,но увы малотехнологичная. По комплексу "Даль".Идеи были заложены прекрасные и выполнить их можно было,но на том уровне развития электроники,активные головки самонаведения создать было невозможно.В добавок и смерть Лавочкина не добавила энтузиазма сотрудникам КБ.Мне кажется,что неудачи с "Бурей" и трудности с головкой самонаведения "Дали" и повлияли на А.С.Лавочкина не в лучшую сторону.А в остальном считаю твоё мнение правильным.Именно этот ЗРК дал направление разработки С-200 и С-300.И деньги не были потрачены зря,так как многие элементы этого комплекса производились серийно и применялись в ПВО страны.Не знаю,осталась или нет,но по-моему РЛС "Памир" стояла на аэродроме "Дзёмги".
        1. Bongo 22 марта 2016 11:33
          Цитата: амурец
          По комплексу "Даль".Идеи были заложены прекрасные и выполнить их можно было,но на том уровне развития электроники,активные головки самонаведения создать было невозможно.

          Николай, привет! Согласен, довести до ума радиолокационную АГСН в то время было малореально. К тому же были очень большие проблемы и с наземными элементами комплекса "Даль". Возможно, если бы разработчики не замахнулись бы на самонаведение шансы на принятие на вооружение были.
          Насчёт Дзёмог ты заблуждаешься.

          Там стояла П-35/37
          1. Фалкон 22 марта 2016 11:43
            Цитата: Bongo
            довести до ума радиолокационную АГСН в то время было малореально.


            Привет Сергей!
            Я аж опешил, когда в статье прочитал про АГСН, сначала думал может ИК хоть, но потом дошел до РЛАГС. Опередить время должен был этот комплекс!
            Ракеты "монстроузные" у него. Не слабый ОТРК на них мог выйти.
            1. Bongo 22 марта 2016 11:57
              Цитата: Фалкон
              Привет Сергей!
              Я аж опешил, когда в статье прочитал про АГСН, сначала думал может ИК хоть, но потом дошел до РЛАГС. Опередить время должен был этот комплекс!
              Ракеты "монстроузные" у него. Не слабый ОТРК на них мог выйти.

              Привет Кирилл! В очередной раз убеждаюсь, что публикации определённой направленности читает очень узкий и постоянный круг людей. request Большинству любителей кидаться шапками это не интересно. Комплекс "Даль" был конечно для своего времени уникальный,но с такими габаритами и массой ЗУР я с трудом представляю его обслуживание. Тягачи с гораздо более короткими ракетами ЗРК С-200 и то частенько на крутых поворотах переворачивались, когда лезли в сопки на стартовые позиции.
              1. Фалкон 22 марта 2016 12:17
                Цитата: Bongo
                Привет Кирилл! В очередной раз убеждаюсь, что публикации определённой направленности читает очень узкий и постоянный круг людей.

                drinks
                Цитата: Bongo
                Большинству любителей кидаться шапками это не интересно.


                А что делать, политика сайта такая... Мнения не в строчку - бан. Поэтому и куча ура патриотов только. Зато рейтинг и деньги наверное!
                Я принципиально тут не открываю ничего, кроме тех обзоров. Все остальное в другом месте.

                Цитата: Bongo
                с такими габаритами и массой ЗУР я с трудом представляю его обслуживание.

                Ага, 16 метров - почти Тополь-М belay
                1. Bongo 22 марта 2016 13:35
                  Цитата: Фалкон
                  А что делать, политика сайта такая... Мнения не в строчку - бан. Поэтому и куча ура патриотов только. Зато рейтинг и деньги наверное!

                  Насчёт бана сложный вопрос what По крайней мере откровенных нациков, хамов и тролей тоже беспощадно банят. Вспомни того же Касандера с его подземными ЗРК lol Интересно под каким ником он опять всплывёт?
                  1. Фалкон 22 марта 2016 14:09
                    Цитата: Bongo
                    Насчёт бана сложный вопрос По крайней мере откровенных нациков, хамов и тролей тоже беспощадно банят. Вспомни того же Касандера с его подземными ЗРК Интересно под каким ником он опять всплывёт?


                    Это да. Ну тут же как - нельзя ругать Россию. Т.е. сайт военно - Патриотический. Что в общем то хорошо. Вот только что такое Патриотизм - вопрос философский. Одно дело строй воспевать и царей, а другое о народе думать. Ну это конечно сложная тема.

                    На счет Кассандры, он в тот же день зарегился под ником rotparcS))))
                    Пока больше не всплывал.
                    1. Bongo 22 марта 2016 14:13
                      Цитата: Фалкон
                      Это да. Ну тут же как - нельзя ругать Россию. Т.е. сайт военно - Патриотический. Что в общем то хорошо. Вот только что такое Патриотизм - вопрос философский. Одно дело строй воспевать и царей, а другое о народе думать. Ну это конечно сложный вопрос.

                      Тут как клуб по интересам, каждый находит то, что ему ближе. Хотя как я заметил люди грамотные и отдающие себе отчёт в происходящем - "царя" не хвалят. no Всё таки патриотизм и путинизм - это не синонимы.
                      Цитата: Фалкон
                      На счет Кассандры, он в тот же день зарегился под ником rotparcS))))

                      Как узнал?
                      1. Фалкон 22 марта 2016 14:20
                        Цитата: Bongo
                        Хотя как я заметил люди грамотные и отдающие себе отчёт в происходящем - "царя" не хвалят.


                        Скорее исключение. Ну я бы еще глубже капнул в этом вопросе...

                        Цитата: Bongo
                        Всё таки патриотизм и путинизм - это не синонимы.


                        Вот это ты правильно сформулировал! Именно это я и имел ввиду!

                        Цитата: Bongo
                        Как узнал?


                        В теме, в который мы с ним зацепились, когда его забанили. Я туда вечером зашел и был комент, в известном стиле negative , от нового пользователя rotparcS (мне ответил). На утро его тоже удалили.
                      2. Bongo 22 марта 2016 14:31
                        Цитата: Фалкон
                        На утро его тоже удалили.

                        Вот видишь, администрация сайта тоже не зря хлеб ест!
                    2. ФАНТОМ-АС 22 марта 2016 14:17
                      Цитата: Фалкон
                      Одно дело строй воспевать и царей, а другое о народе думать. Ну это конечно сложная тема.

                      мдяя... В самую точку!
                      Как и наши ЗРК good
                  2. Cap.Morgan 22 марта 2016 21:49
                    Цитата: Bongo
                    Цитата: Фалкон
                    А что делать, политика сайта такая... Мнения не в строчку - бан. Поэтому и куча ура патриотов только. Зато рейтинг и деньги наверное!

                    Насчёт бана сложный вопрос what По крайней мере откровенных нациков, хамов и тролей тоже беспощадно банят. Вспомни того же Касандера с его подземными ЗРК lol Интересно под каким ником он опять всплывёт?

                    Меня например вообще непонятно за что забанили.
                    Сказали матом ругался. Но цитату привели не мою.
                    Штука в том что я не поддерживал мнение большинства форумчан. В этом всё и дело.
                    1. амурец 23 марта 2016 00:06
                      Цитата: Cap.Morgan
                      Штука в том что я не поддерживал мнение большинства форумчан. В этом всё и дело.

                      Каждый имеет право на своё мнение,пусть ошибочное,но своё.Иначе у нас будет стадо,стая,назовите как хотите.Но общество будет только тогда,когда каждый будет думать и высказываться по своему.А его мнение будет учитываться и не будет подавляться в угоду какому- либо вождю.Здесь я полностью с вами согласен.
              2. амурец 22 марта 2016 15:23
                Цитата: Bongo
                В очередной раз убеждаюсь, что публикации определённой направленности читает очень узкий и постоянный круг людей.

                Ну это понятно!Здесь собираются технари или те кто служил в подобных войсках.Я имею ввиду всю армию.А шапкозакидательские темы,ну что-же обычно по выходным ничего интересного по технике и оружию нет,можно и посмотреть.Можно даже и поспорить.Там не все шапкозакидатели,есть умные и рассудительные люди.Сегодня тоже интересная тема есть,о патриотизме.Просто по любой тематике есть те кто вдумчиво читает,а кто-то на скоряк,по диагонали,лишь бы коммент оставить.
              3. неглавный 22 марта 2016 21:23
                Цитата: Bongo
                публикации определённой направленности читает очень узкий и постоянный круг людей. request Большинству любителей кидаться шапками это не интересно

                Ну почему же, я хоть и не любитель, но и не ПВОшник, не артиллерист, не флотский, но всегда с интересом читаю статьи и комментарии на эти темы. Вот только не встреваю в споры профессионалов,т.к. это просто глупо! И я думаю, что я не одинок!
            2. амурец 22 марта 2016 12:18
              Цитата: Фалкон
              Я аж опешил, когда в статье прочитал про АГСН, сначала думал может ИК хоть, но потом дошел до РЛАГС. Опередить время должен был этот комплекс!

              Кирилл!Привет!Первые АГСН наши генералы требовали на ЗРК С-25.Спасибо маршалу Жукову,тот сразу понял суть проблемы и сказал что ждать в ближайшее время головки самонаведения,а тем более малогабаритные, в ближайшее время не стоит.Это было в нескольких книгах:"Ракеты во круг Москвы","Ракетные леса Подмосковья",у Широкорада,уже не помню как называлась книга,помню что по ракетному вооружению.Создать АГСН в тех условиях и при той элементной базе можно,но энергопотребление и габариты были большими.Даже производство микроминиатюрных радиоламп диаметром 6мм и 10мм только осваивалось.Посмотри старые справочники по радиоэлектронике,там есть и габариты и энергопотребление.
              1. Фалкон 22 марта 2016 12:29
                Цитата: амурец
                Кирилл!Привет!Первые АГСН наши генералы требовали на ЗРК С-25.Спасибо маршалу Жукову,тот сразу понял суть проблемы и сказал что ждать в ближайшее время головки самонаведения,а тем более малогабаритные, в ближайшее время не стоит.Это было в нескольких книгах:"Ракеты во круг Москвы","Ракетные леса Подмосковья",у Широкорада,уже не помню как называлась книга,помню что по ракетному вооружению.Создать АГСН в тех условиях и при той элементной базе можно,но энергопотребление и габариты были большими.Даже производство микроминиатюрных радиоламп диаметром 6мм и 10мм только осваивалось.Посмотри старые справочники по радиоэлектронике,там есть и габариты и энергопотребление.


                Приветствую Николай!
                Интересный факт, генералы как обычно живут в мечтах.
                В итоге ракеты нужно было бы делать гораздо крупнее...
          2. амурец 22 марта 2016 12:39
            Цитата: Bongo
            Возможно, если бы разработчики не замахнулись бы на самонаведение шансы на принятие на вооружение были.

            Наши высшие военначальники видели решение многих проблем именно в самонаведении.Но они не видели проблем в нашей промышленности.Особенно в радиоэлектронике.Вспомни историю создания ЗРК С-75.Только из-за отсутствия компонентов сначала создавались ЗРК 10-ти сантиметрового диапазона,потом 6-сантиметрового.В 80-е унас ещё были проблемы с высоковольтными электроизоляцонными лаками.Для ответственных изделий использовались лаки производства ГДР.Вот это отсутствие малогабаритных радиокомпонентов и явилось проблемой при создании малогабаритных АГСН.
            1. AUL 22 марта 2016 21:17
              Цитата: Bongo
              В очередной раз убеждаюсь, что публикации определённой направленности читает очень узкий и постоянный круг людей.
              Ну это понятно!Здесь собираются технари или те кто служил в подобных войсках.Я имею ввиду всю армию.А шапкозакидательские темы,ну что-же обычно по выходным ничего интересного по технике и оружию нет,можно и посмотреть.Можно даже и поспорить.Там не все шапкозакидатели,есть умные и рассудительные люди.

              Именно поэтому я перестал просматривать ветку новостей. Эти истеричные "Уря!", "Бабло пилят" и "Всех порвем!" уже тошноту вызывают. Детвора ветку захватила и лайки собирает.
              AUL
              1. Cap.Morgan 22 марта 2016 21:43
                Цитата: AUL
                Цитата: Bongo
                В очередной раз убеждаюсь, что публикации определённой направленности читает очень узкий и постоянный круг людей.
                Ну это понятно!Здесь собираются технари или те кто служил в подобных войсках.Я имею ввиду всю армию.А шапкозакидательские темы,ну что-же обычно по вы ходным ничего интересного по технике и оружию нет,можно и посмотреть.Можно даже и поспорить.Там не все шапкозакидатели,есть умные и рассудительные люди.

                Именно поэтому я перестал просматривать ветку новостей. Эти истеричные "Уря!", "Бабло пилят" и "Всех порвем!" уже тошноту вызывают. Детвора ветку захватила и лайки собирает.

                На любом сайте теперь так.
                Война штука сложная и кровавая.
                И никакие развесёлые распевы под гармошку с балалайкой неуместны.
  3. 31rus2 22 марта 2016 16:38
    Спасибо ,читал про "Даль",но так подробно и обстоятельно в первые,как же все таки много зависит от одного человека,это и сам проект и принятое решение Хрущевым,по разработке,хорошо,что наработки и сама идея нашла свое воплощение,хоть и намного позже
    1. iouris 22 марта 2016 16:54
      От одного человека зависит много, но не всё. Всё зависит от системы. Сколько "незаменимых" лежит на мемориальных кладбищах. Другое дело, что культура генеральных конструкторов передаётся по мере эволюции системы. Здесь временных разрывов быть не может, поэтому слава генеральным конструкторам советской оборонной промышленности!
      1. амурец 22 марта 2016 23:55
        Цитата: iouris
        От одного человека зависит много, но не всё.

        Согласен,но не во всём.Примеры:после смерти Королёва борьба между Мишиным и Глушко за лидерство не пошла на пользу нашей космонавтике.С.П.Королёв и В.П.Глушко уравновешивали друга.После смерти С.А.Лавочкина Пашинин не потянул КБ-301,не потому,что был плохим конструктором,а потому что не имел веса и авторитета С.А Лавочкина.

        Цитата: iouris
        Другое дело, что культура генеральных конструкторов передаётся по мере эволюции системы. Здесь временных разрывов быть не может, поэтому слава генеральным конструкторам советской оборонной промышленности!

        А вот здесь согласен полностью.Пример Ильюшина С.В.Он присмотрел себе замену и постепенно стал вводить в систему Г.В.Новожилова и получилось что С.В. Ильюшин передал своё КБ в надёжные руки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня