"Бестер-1" приступил к дежурству на Тихоокеанском флоте

"Бестер-1" приступил к дежурству на Тихоокеанском флоте


Уникальный глубоководный поисково-спасательный аппарат АС-40 «Бестер-1», построенный на Адмиралтейских верфях, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию, до прихода на Тихоокеанский флот нового судна «Игорь Белоусов» выполняет задачи, находясь на борту «Алагеза».


ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЛЮС ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ


Проектанты назвали его «Бестер», взяв за основу уникальную породу осетровых рыб (гибрид белуги и стерляди), которая, как утверждают специалисты, отличается феноменальными качествами. Сам «Бестер-1» – это тоже своего рода гибрид, органично сочетающий в себе функции миниатюрной подводной лодки и глубоководного аппарата.

Построенный для базирования на борту спасательного судна «Игорь Белоусов», уникальный спасательный аппарат предназначен для непосредственного спасения экипажей затонувших подводных лодок на глубинах более 700 м.

Проект, разработанный ОАО «ЦКБ «Лазурит», вместил в себя множество опытно-конструкторских разработок, которые были успешно реализованы на практике: система навигации, принципиально новые движительно-рулевые комплексы, система наведения посадки и крепления к аварийной подводной лодке – поворотная камера присоса, которая позволяет проводить эвакуацию людей при крене до 45 градусов. Для сравнения, все предыдущие спасательные аппараты, построенные в нашей стране и за рубежом, могли оказывать помощь терпящему бедствие экипажу при крене аварийной подводной лодки не более 15 градусов.

Новое изобретение представляет собой камеру стыковки в нижней части подводного аппарата с устройством центрирования и подтягивания к комингс-площадке подводного объекта, что позволяет повысить безопасность спасаемого экипажа, которого эвакуируют с огромной глубины.

Увеличилось и количество спасаемых, внутри «Бестера» одновременно могут разместиться 22 человека. Благодаря системам регенерации кислорода на всех в спасательном аппарате хватит на 10 часов. Кроме того, новая система поточной вентиляции позволяет начать декомпрессию спасаемых подводников уже в процессе всплытия, что сокращает время последующего нахождения людей в барокамерах.

ТИТАН: ОПЫТ ВОСТРЕБОВАН


Строительство спасательного глубоководного аппарата «Бестер-1» вернуло Адмиралтейские верфи к направлению, которым заводские специалисты не занимались уже более 20 лет, – работа с титановым сплавом.

Востребованным оказался опыт, накопленный на предприятии в 70–90-х годах прошлого столетия при строительстве подводных лодок 705-го проекта и атомных глубоководных станций.

Официально «Бестер» является головным заказом, но практически на верфях был построен опытный корабль. При его строительстве специалисты предприятия впервые столкнулись с новыми автоматизированными системами управления, в основе которых присутствуют элементы космической техники: пульты, поворотная камера.

Спуск «Бестера» на воду состоялся в июле 2013 года. После достройки и отработки программы швартовных начались межведомственные, заводские ходовые и государственные испытания, финальный этап которых был проведен летом и осенью 2015 года. Его итоги подтвердили соответствие аппарата всем тактико-техническим характеристикам, заложенным в проекте.

НАМ ПОКОРИЛАСЬ ГЛУБИНА!


Завершающий выход в море в сентябре 2015-го предполагал комплексные испытания, в программу которых входило множество задач: допоиск условно аварийной подводной лодки, стыковка с ней и глубоководное погружение аппарата на 212 м.

«Все происходило по-настоящему. В испытаниях участвовала действующая лодка Балтийского флота «Выборг», которая специально ложилась на грунт для того, чтобы мы могли к ней пристыковаться, – рассказал ответственный сдатчик корабля старший строитель Игорь Андреев. – Непосредственно в глубоководном погружении участвовали 10 человек: экипаж, представители промышленности, военной приемки и госкомиссии. Погружение проходило с остановками на 50, 100, 150 и 200 м. Зависали буквально на пару минут, осматривались в отсеках, чтобы убедиться, что все в порядке, и двигались дальше. На глубине 212 м проверили работу манипуляторов, насосов, двигателей и системы управления. Все прошло без замечаний: нырнули, проверили оборудование, всплыли. В общей сложности аппарат провел на глубине около часа, вся процедура погружения-всплытия заняла около двух часов. Всего же в ходе последнего этапа испытания «Бестер-1» совершил около 20 погружений».

Всплытие «Бестера» происходило при волнении в 4 балла, что позволило выполнить еще один пункт испытаний – проверить мореходные качества аппарата в штормовых условиях. И сам «Бестер», и все участники погружения испытание штормом выдержали.

Завершающий пункт госиспытаний – глубоководное погружение на глубину около 800 м – будет выполнен на Тихом океане, после включения аппарата в состав Военно-морского флота России.

Приемный акт о завершении строительства спасательного глубоководного аппарата «Бестер-1» был подписан 3 ноября 2015 года. Члены Государственной комиссии отметили, что аппарат полностью соответствует заданным тактико-техническим характеристикам и способен справляться со всеми поставленными перед ним задачами.


На борту поисково-спасательного судна «Алагез». Фото предоставлены ОСК

К МЕСТУ БАЗИРОВАНИЯ

14 декабря «Бестер-1» автотранспортом отправили в Тверь, где он был погружен в самолет и для проверки надежности крепления прошел летные испытания. Техническую поддержку в подготовке аппарата к авиаперелету и его последующей сборке в месте базирования оказывали сотрудники Адмиралтейских верфей.

В канун 2016 года военно-транспортный самолет со спасательным глубоководным аппаратом «Бестер-1» на борту приземлился на одном из аэродромов Владивостока. Транспортировка уникального груза прошла успешно.

Как сообщил начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота России Дамир Шайхутдинов, до перебазирования на Тихоокеанский флот спасательного судна «Игорь Белоусов», которое в настоящее время проходит отработку боевых задач на Балтийском флоте и готовится к межфлотскому переходу, «Бестер» будет выполнять задачи, находясь на борту поисково-спасательного судна «Алагез».

«Бестер-1» по своим характеристикам не имеет аналогов в мире, и с принятием его в состав сил поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота возможности по оказанию помощи попавшим в аварийные ситуации подводникам существенно расширятся», – заключил Дамир Шайхутдинов.

К ПРОДОЛЖЕНИЮ ГОТОВЫ


Строительство «Бестер-1» стало очередным этапом развития традиций предприятия ОСК Адмиралтейские верфи в области глубоководного кораблестроения и создания опытных, высокотехнологичных наукоемких заказов.

В 2000 году Военно-морскому флоту России был передан автономный глубоководный аппарат «Русь», а в 2011-м – «Консул». Сегодня оба аппарата находятся в строю, а в конце 2015 года АГА «Русь» успешно погрузился на 6180 метров в Атлантике.

«Бестер» стал 77-м глубоководным аппаратом, построенным на нашем предприятии, – подчеркнул генеральный директор верфей Александр Бузаков на церемонии подписания приемного акта спасательного глубоководного аппарат. – Сегодня на верфях есть производственные мощности, технологии и специалисты для строительства глубоководной техники, и мы готовы к продолжению работы в этом направлении».
Автор:
Светлана Васильева
Первоисточник:
http://nvo.ng.ru/armament/2016-03-18/13_bester.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти