Тест-драйв танка Т-72Б3: «ПМ» рычит, но не стреляет

177


На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.

В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.

Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги. Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.

Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.
«Боевой» специфики машины никто не отменял: на педали сцепления и особенно тормоза здесь нужно давить изо всех сил, разгибая ногу в колене и упираясь пятой точкой в кресло. Зато 39-литровому дизелю абсолютно все равно, насколько плавно вы отпускаете сцепление, а средняя педаль чаще используется в качестве так называемого «горного тормоза»: если продавить ее почти до пола, срабатывает фиксатор. На равнинной местности «горный тормоз» служит отличным «ручником».


Качаем трицепс
Не верьте журналистам, которые жалуются, что в Lamborghini трудно садиться. Тот, кто научился аккуратно опускать себя в люк танка, запросто запрыгнет хоть в болид «Формулы-1».


Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!

На ходу танк… легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.

Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.

Тест-драйв танка Т-72Б3: «ПМ» рычит, но не стреляет




Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.

Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.

Какой ты, на фиг, танкист?




Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял.

Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды.

На улице снег и грохот исполинского дизеля, а в шлемофоне — тепло, тишина и спокойный голос командира взвода, старшего лейтенанта Александра Зайцева.
177 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 марта 2016 06:18
    Ндааа, последнее фото напоминает т-34 времен Великой отечественной. Синяя изолента умиляет, а ничем не прикрытая область на башне в районе пушки просто шокирует.
    "В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно."
    А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?
    1. +28
      19 марта 2016 06:33
      Цитата: почти дембель
      А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?

      Сложный вопрос. С одной стороны вроде и да нужно, с другой - а от засветки по глазам (и последующим зайчиком) как избавиться?
      Впрочем думаю технический свет внутри таки есть.
      1. +6
        19 марта 2016 07:53
        Российским парням любая техника по плечу!
        Хоть танк, хоть Бугатти!
        1. +1
          20 марта 2016 12:29
          немножко видео про наши танки:https://www.youtube.com/watch?v=uTGM1n8CYyQ https://www.youtube.com/watch?v=o-ax3a0Oxtk https://www.youtube.com/watch?v=Nqhe1KQJxm0 https://www.youtube.com/watch?v=l-4eJF7LREk http://ok.ru/video/64806863440857-1
          1. 0
            22 марта 2016 05:38
            Спасибо за видео. Я думал что укропы врут про бурятские броне кавалерийские войска. Они и правда существуют и наводят ужас в пьяных мозгах укрополитикоф.
      2. +4
        19 марта 2016 12:47
        Цитата: ShadowCat
        Сложный вопрос. С одной стороны вроде и да нужно, с другой - а от засветки по глазам (и последующим зайчиком) как избавиться?
        Впрочем думаю технический свет внутри таки есть.

        Кинуть светодиодную ленту и делов то..
        1. +41
          19 марта 2016 15:15
          Да есть там свет, только корреспонденту тяму не хватило его включить. Плафон с синим стеклом. И всё видно и не слепит. И вентилятор, как правило, стоит у каждого члена экипажа (если не посвинтили шаловливые ручки), можно включить при желании.
          1. +15
            19 марта 2016 15:33
            Цитата: Bad_gr
            Да есть там свет

            с Т-72 фоток не нашёл, что бы плавфон был виден, но вот фото Т-80 и Т-55 - плафон стоит там, где и должен стоять:


            Тренажёр танка Т-72
            1. gjv
              +6
              19 марта 2016 18:44
              Цитата: Bad_gr
              с Т-72 фоток не нашёл

              Т-72Б3, приборы, а на второй фотке и пол-плафона видно.

              1. +12
                19 марта 2016 21:45
                кстати сказать:
                "... На сайте госзакупок появилась размещенная АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» информация о намерении заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведении капитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». Начальная (максимальная) цена договора составляет 32,262 млн рублей. Срок действия договора - до 31 декабря 2017 года. ..."http://gurkhan.blogspot.ru/2016/03/154-723.html#more

                Танки, вроде бы, Т-72б3, но они несколько другие. Обратите внимание на башенку по центру в задней части танка. Сия приблуда (командирский прибор кругового обзора) не только добавляет глаз танку, но и позволяет командиру стрелять с пушки.
                + "реликт" в защите и движок в 1130 лошадок.
                А это уже кое что.
                1. +5
                  20 марта 2016 03:05
                  Цитата: Bad_gr
                  Танки, вроде бы, Т-72б3, но они несколько другие

                  Это Т-72Б3М или Т-72Б4. Стрелять командир не может. Его прицел позволяет автоматически навести пушку туда, куда он смотрит, по нажатию одной кнопки.
                  Насчет реликта - не факт. Я читал, что там все тот же Контакт-5. request
                2. 0
                  20 марта 2016 19:11
                  Это одна кобыла на 50 кг веса?Да он летать должен!!
                3. 0
                  20 марта 2016 19:23
                  ...и движок в 1130 лошадок.

                  к ОГОРЧЕНИЮ описаная Вами модификация с 1130 л/с - для танкового биатлона, а в войска идет танк с движком 840 л/с и панорамного тепловизионного прибора командира там тоже нет.
                  1. +7
                    20 марта 2016 21:12
                    Цитата: killganoff
                    ...и движок в 1130 лошадок.

                    к ОГОРЧЕНИЮ описаная Вами модификация с 1130 л/с - для танкового биатлона, а в войска идет танк с движком 840 л/с и панорамного тепловизионного прибора командира там тоже нет.

                    А по ссылке, которую я дал, сходить не судьба ?

                    "........заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведении капитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». ....
                    ........
                    Что касается варианта Т-72Б3 с усиленной защитой, то о создании такой модификации заявлял в июне 2015 года на форуме «Армия-2015» заявил главный конструктор НПК «Уралвагонзавод» Андрей Терликов. «Для новой модификации Т-72Б3 подготовлен комплект дополнительной защиты, – проинформировал Терликов. – В ближайшее время эту модификацию планируем запустить в серийное производство». По словам Терликова, новая модификация Т-72Б3 получила также танковый дизельный двигатель В2Ф мощностью 1130 л.с. «Механик-водитель получил автоматизированный комплекс управления, который самостоятельно предупреждает о повреждениях и авариях, а рабочее место командира оснащено панорамным прицелом», – добавил представитель «Уралвагонзавода». «Эта модификация зарекомендовала себя с наилучшей стороны», – подчеркнул Терликов.

                    Предположительно, речь идет о модификации танка Т-72Б3, впервые продемонстрированной во время "Танкового биатлона-2014" летом 2014 года и неофициально именуемой в различных источниках как Т-72Б3М или Т-72Б4.
                4. 0
                  22 марта 2016 02:06
                  система целеуказания стоит давно. еще на бмп-2 была. командир смотрит в прицел, по бокам 2 ручки с кнопками, захватывает цель, нажимает на кнопку целеуказания, стабилизатор делает свое дело в горизонтальной плоскости, наводчику остается скорректировать высоту цели в вертикалке и нажать спуск

                  это далеко не новинка
            2. 0
              20 марта 2016 17:31
              Хочу отметить что сразу видно рабочую лошадку (корреспондент) и выставочную модель.
              Не сочтите за обиду) Просто тут говорили как внутри не кошерно, я пытался найти для аналогии Абрамс юзающийся изнутри. Как то не получилось.
              1. 0
                21 марта 2016 22:20
                Совсем недавно было тут видео панорамы Абрамса изнутри. Видео снято хуситами в Йемене. О захваченном танке и последующем его подрыве.
          2. +1
            20 марта 2016 19:06
            А я то голову ломаю! Кто такую ахинею написал)))) Оказывается-корреспондент....Трактористы! Требую опровержения...))))))))
        2. +1
          19 марта 2016 15:22
          А светодиодная лента не засвечивает сетчатку?)
          1. 0
            21 марта 2016 21:14
            Профессиональные музыканты могут прекрасно играть в полной темноте. Кода машина - продолжения тебя - за чем свет? Настоящий профессионал должен быть по колено в гильзах...
      3. +1
        19 марта 2016 19:20
        Цитата: ShadowCat
        с другой - а от засветки по глазам (и последующим зайчиком) как избавиться?

        слабый красный свет решает проблему засветки.
      4. +3
        20 марта 2016 11:41
        на последней фото углядел 2 плафона светильника.. серенькие такие.. один слева от триплекса второй левее рычага коробки передач.. wink
        1. 0
          20 марта 2016 12:36
          правее рычага
      5. 0
        21 марта 2016 19:10
        А вы не думайте, свет от приборов обеспечивает какую то видимость внутри. По крайней мере на остановке. Другое дело что в походном положении органы управления не видно, если голову вниз на наклонишь. Тогда только на ощупь, либо потеря визуального контакта с дорогой. С триплексом ещё хуже. А ПНВ, либо триплексы слепят. Это когда заходишь в темное помещение из солнечного места. Не зря пираты один глаз всегда закрывали перед абордажем непрозрачной повязкой. В тёмном трюме открыв закрытый глаз всегда видно лучше
      6. 412
        0
        21 марта 2016 23:48
        Там вполне достаточно освещения,на последнем снимке слева отлично виден плафон освещения приборной панели,их в отделении управления три
        и еще плафон деж освещения сзади вверху.Лампочки закрыты колпачком имеющим щелевую створку ,это вам не на диване танчики гонять.
    2. +18
      19 марта 2016 07:04
      Там не только синяя изолента,по-моему там трубки воздушные к монометру идут,а воздушные трубки на бронетехнике всегда синие.
      1. +3
        19 марта 2016 07:49
        Подскажите, для чего на НЛД наших танков эти болты?
        1. -12
          19 марта 2016 07:55
          Чтобы откручивать и затем закручивать.

          Кожухи декоративные надо же чем-то крепить.
          1. +4
            19 марта 2016 08:03
            Цитата: сиби
            Чтобы откручивать и затем закручивать.

            Кожухи декоративные надо же чем-то крепить.

            Ну я же серьёзно интересуюсь... На Т-62 то же "декоративные кожухи"?
            1. +7
              19 марта 2016 08:20
              Ндааа, последнее фото напоминает т-34 времен Великой отечественной. Синяя изолента умиляет, а ничем не прикрытая область на башне в районе пушки просто шокирует.

              Нельзя забывать что танк очень старый, разработка началась в 1963, а принят на вооружение в 1973. Думаю сейчас в кабине Т90 или Т80 всё совсем по другому. Ещё стоит понимать что наши проектировщики кроме кульманов и ватманов с карандашами никогда ничего не видели. Честь и хвала им что в таких условиях умудрялись делать такие машины.
              1. +41
                19 марта 2016 09:27
                Ещё стоит понимать что наши проектировщики кроме кульманов и ватманов с карандашами никогда ничего не видели.


                Простите. Но со времён Кошкина все конструкторы у него не просто "бывали" на танкодроме, а полностью проходили подготовку и сдавали нормативы на получение квалификации и механика-водителя , и заряжающего, и командира. Так что сказки про "блондинок" , рисующих "железо", может и подходят к теперешним временам. Но уж точно не ко временам того же Брежнева.
              2. +2
                19 марта 2016 10:05
                Танк машина очень функциональная. Кроме того, сколько времени живет танк на поле боя? Вот...
            2. +38
              19 марта 2016 11:22
              Всяку хрeнь крепить laughing

              К примеру, колейный минный трал, ЭМ трал, бульдозерное оборудование



              Вот тут чуть подробнее: http://gurkhan.blogspot.ru/2011/09/blog-post_1896.html
              1. +2
                19 марта 2016 12:38
                Цитата: Лопатов
                Всяку хрeнь крепить

                Не дошел до поста :) !! Даже картинка такую же нашел ..
            3. +17
              19 марта 2016 15:33
              На нижнем наклонном броневом листе что ли? Так это для крепления допоборудования. Например минного трала или бульдозерного оборудования.
            4. Комментарий был удален.
            5. +1
              19 марта 2016 23:06
              Ну наверное коробки КДЗ закреплять или дополнительную броневую защиту
            6. +3
              20 марта 2016 01:02
              Трофейный египетский Т-62. Танковый музей. Латрун. Израиль.
            7. 0
              20 марта 2016 01:03
              Трофейный египетский Т-62. Танковый музей. Латрун. Израиль.
            8. +1
              20 марта 2016 20:00
              Минный трал на эти болты крепится. Начиная с Т54-55 на всех есть.
            9. +1
              20 марта 2016 20:15
              Для крепления минных тралов,"лопаты", ковша и прочего инженерно-сапёрного оборудования. Приводится в действие вся эта беда пневматикой.Примерно, можно посмотреть здесь http://www.saper.etel.ru/texnica/kmt-5m.html
            10. 0
              21 марта 2016 20:45
              Для крепления минного трала каткового или нажимного.
        2. +6
          19 марта 2016 08:27
          для установки бульдозерного отвала.....не?....и установки оборудования
          1. +5
            19 марта 2016 08:50
            Ну да. Отвал, системы разминирования.
        3. +5
          19 марта 2016 12:37
          Цитата: Prapor-527
          Подскажите, для чего на НЛД наших танков эти болты?

          Для крепления трала .
        4. 0
          19 марта 2016 12:39
          Система самоокапования
        5. +4
          19 марта 2016 22:36
          Цитата: Prapor-527
          Подскажите, для чего на НЛД наших танков эти болты?

          Ни разу не танкист,но подозреваю что это крепление лопаты самоокапывания,или самозакапывания -надеюсь танкисты знают нафига . wink
        6. +1
          20 марта 2016 09:09
          Цитата: Prapor-527
          Подскажите, для чего на НЛД наших танков эти болты?

          Для крепления КМТ (Колейный Минный Трал)
        7. +1
          20 марта 2016 12:29
          Минные тралы там крепятся.
        8. 0
          21 марта 2016 05:43
          вот так взяли и рассказали ........раскрыли гос тайну
        9. 412
          0
          21 марта 2016 23:55
          Это для крепления дополнительного навесного оборудования в частности минного трала.
        10. 0
          22 марта 2016 00:46
          Для крепления противоминных тралов.
    3. +10
      19 марта 2016 09:45
      "освещение установить не судьба?"
      Если кто не заметил то освещение имеется, которое прекрасно видно на последнем фото, подсветка в ногах и с лева, такая продолговатая коробочка над панелью приборов.
      "ничем не прикрытая область на башне в районе пушки"- в этой области находится бронированная маска пушки а чехол предохраняет сопрягающиеся детали маски и корпуса от попадания грязи и пыли.
    4. +4
      19 марта 2016 10:01
      Выбран очень бюджетный вариант на 79 млн рублей/танк вроде. Причем большая часть бюджета идет на капитальный ремонт приходящего танка.

      Из новшеств там только прицельная система Сосна.

      Можно было бы добавить ТИУС, в частности наиболее просимое (панель облегчает работу, выводит правильные относительно состояния чеклисты на запуск, а также предотвращает порчу техники в результате неверных процедур, что распространено) - компьютер для мехвода, но денег на это не выделили.
      1. +8
        19 марта 2016 23:26
        Цитата: donavi49
        Выбран очень бюджетный вариант на 79 млн рублей/танк вроде. Причем большая часть бюджета идет на капитальный ремонт приходящего танка.

        Да, но с 2016 ситуация начала меняться - появится долгожданный ДЗ "Рефлекс" и экраны на МТО. Кроме того, ходят слухи (Defence.ru и др.) об установке КАЗ Арена-Э. И помимо пробной партии в 32 машины и заказанных на 2017 год 154 все Т-72Б3 будут модернизированы до уровня Б3М.

        Цитата: почти дембель
        Синяя изолента умиляет, а ничем не прикрытая область на башне в районе пушки просто шокирует.

        Вы там где изоленту заметили? Синий провод - это еще НЕ изолента :)
    5. +5
      19 марта 2016 10:16
      Цитата: почти дембель
      А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?

      Повесьте у себя в машине над головой люстру.... Тогда возможно подобные вопросы отпадут сами собой......
    6. Комментарий был удален.
    7. +3
      19 марта 2016 10:24
      слово "осмотреться" не синоним слова "видно", Карл. а зачем Вам вообще на что-либо смотреть в танке кроме дороги в перескоп и нескольких датчиков слева?освещение там есть и его достаточно для выполнения работы мехвода, а мощная лампа будет садить аккумулятор. энергосберегающих/светодиодных ламп тогда не было, ВСУ тоже на т-72б3 отсутствует, а современные модернизаторы этот вопрос обошли стороной- не им же в танке воевать. да и светомаскировку никто не отменял.
      1. 412
        0
        22 марта 2016 00:03
        При движении в походном положении на щиток механика который устанавливается перед люком крепится коробочка с тремя лампочками сигнализации о перегреве воды и масла и падении давления масла,это для того чтобы не заглядывать в люк на приборы.
    8. +3
      19 марта 2016 11:15
      Цитата: почти дембель
      ...освещение установить не судьба?

      А вы считаете, что внутри танков вообще освещения нет? Вы пробовали ездить ночью на машине с включенным освещением салона? Внутри да, все видно, но снаружи...
      1. +16
        19 марта 2016 13:18
        Хороший парень Сергей Апресов, но не успел освоить танк. Не его вина конечно, времени не хватило.
        "Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!"
        Стартер для наших танков - резервный запуск. Основной запуск всех наших танков с дизельным двигателем - воздухом. Стартером - резервный. Был, есть и будет.

        "Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно". Конечно БКП (их два) включают и выключают передачи в зависимости от положения рычага. Но есть и плавный поворот без выключения передачи на затормаживаемом борту (возможно я не так сформулировал - прошло так много годов когда учил и служил на Т-80, 64, но суть для специалистов понятна). Для переключения передач есть БКП с приводами управления.

        "Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды".
        Экипаж танка должен не только устранить простейшие неисправности, но и выполнить основные работы ТО (согласно ТО и ИЭ). Причем здесь "вес гусеничных звеньев". Заменить не только трак, но и гусеничную ленту (поменять местами) учили в еще в Советской Армии.
      2. Комментарий был удален.
    9. +4
      19 марта 2016 13:48
      А что синяя изолента применялась только в 20 веке и более её применять нельзя?На счёт освешения-думаю у нас совсем не дибилы трудятся в КБ и на рем заводах.А зона вокруг пушки не защищённая ДЗ,вот это именно то,что сложно объяснить.
    10. 0
      19 марта 2016 14:02
      Че, не патриот что ли? (сарказм) laughing
      1. 0
        19 марта 2016 14:34
        Место возле пушки действительно не прикрыто активом. И тому есть объяснение - если рядом с пушкой такая блямба рванет - пушку наверно снесет. Но почему там брезент? под ним наверное броня таки есть. Или нет?
        1. +1
          19 марта 2016 23:28
          Цитата: cumastra1
          И тому есть объяснение - если рядом с пушкой такая блямба рванет - пушку наверно снесет.

          Не снесет. Смотрите на башни Т-72Б2 и всех Т-90. Кроме того, на сайте Уралвагонзавода Т-72 именно с полностью прикрытой ДЗ башней.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            20 марта 2016 07:19
            Заранее прошу прошения за невежество,насчет брезента вокруг пушки просветите пожалуйста. Если в курсе конечно. Неужели там правда щель? Не верится.
            1. 0
              20 марта 2016 07:44
              Цитата: cumastra1
              асчет брезента вокруг пушки просветите пожалуйста

              Вам выше уже ответили, Вы не заметили просто..

              Цитата: GoRa66
              "ничем не прикрытая область на башне в районе пушки"- в этой области находится бронированная маска пушки а чехол предохраняет сопрягающиеся детали маски и корпуса от попадания грязи и пыли
        2. 412
          0
          22 марта 2016 00:08
          В районе маски пушки и передней части башни самая толстая многослойная броня пробить ее очень проблематично,ДЗ оснащаются участки башни и корпуса с самым тонким бронированием.
      2. 0
        19 марта 2016 14:34
        Место возле пушки действительно не прикрыто активом. И тому есть объяснение - если рядом с пушкой такая блямба рванет - пушку наверно снесет. Но почему там брезент? под ним наверное броня таки есть. Или нет?
    11. +3
      19 марта 2016 14:40
      Цитата: почти дембель
      Ндааа, последнее фото напоминает т-34 времен Великой отечественной. Синяя изолента умиляет, а ничем не прикрытая область на башне в районе пушки просто шокирует.
      "В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно."
      А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?

      Сразу видно, у человека представление об армии основано на открытках к 23-му февраля. Эксперддд.
      1. +10
        19 марта 2016 17:01
        Цитата: ARES623
        Сразу видно, у человека представление об армии основано на открытках к 23-му февраля. Эксперддд.

        Просто некоторым людЯм думается, что все трубочки и проводочки должны быть уложены один к одному по бортам и подальше и закрыто симпотяшными панельками, в идеале вообще, за такие деньжищи-то, обшитыми кожей с краясявшными строчками и неоновой подсветочкой под днище, чисто как у чОтких пацаноФ wassat .
    12. +2
      19 марта 2016 15:29
      Цитата: почти дембель
      А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?
      А кто сказал, что его там нет? Корреспондент? Если сей достопочтеннейший муж не смог найти, как включить освещение в отделении управления, то это совершенно не значит, что освещения там нет. А она там, таки есть!
      1. +1
        19 марта 2016 18:14
        Ну он же сказал,что до танкистов,ему как до звезд! drinks
    13. +13
      19 марта 2016 16:27
      Цитата: почти дембель
      Ндааа, последнее фото напоминает т-34 времен Великой отечественной

      Это фото реального (грязноватого) отделения управления учебно-боевого танка, а танки, в том числе и Т-34 и Т-72Б3, действительно, отдалённо похожи. Синие трубки - это трубки воздушной системы, в отделении управления имеются баллоны для сжатого воздуха (воздушный запуск двигателя и гидропневмоочистка приборов наблюдения) Место около пушки без ДЗ - там самая толстая комбинированныя броня, хотя коробочку Контакта, наверное, можно бы установить.
      Освещение установлено - синеватый свет вполне позволяет "осмотреться", да ещё отдельно имеются плафончики подсветки приборов и все стрелки светятся в темноте зелёненьким цветом.
      Не делайте выводов из впечатлений дилетанта. smile Его задача всего лишь выразить эти впечатления, а не давать пояснения.
      В частности по совершению поворотов он слышал звон, но сразу не догадался, что включение на передачу ниже в той КП рычаг которой м/в потянул на себя произойдёт лишь в том случае, если он потянул его до упора. А вот если слегка, то гусеница будет лишь слегка отставать и танк поворачивать по свободному радиусу поворота.
      Иначе бы управлять машиной при скорости 35-45 км на дороге с твёрдым покрытием было бы невозможно...
      Правда автор и совершенно справедливо утверждает: "Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды."
    14. +1
      19 марта 2016 21:06
      Здравствуйте почти дембель, я тоже голову ломал почему такой большой участок на башне не прикрит ДЗ, но если посмотрите на второе фото статьи то сразу поймете что если туда была ДЗ то мехводу ни голову как следует не показать ни как следует в люк залезть.
      1. +4
        19 марта 2016 23:05
        Цитата: nedgen
        Здравствуйте почти дембель, я тоже голову ломал почему такой большой участок на башне не прикрит ДЗ, но если посмотрите на второе фото статьи то сразу поймете что если туда была ДЗ то мехводу ни голову как следует не показать ни как следует в люк залезть.

        Вечер добрый.
        hi


        Но на 72Б2 не мешает, на 90 не мешает... Да даже на модернизированных 72А с "Контакт-1" не мешало.
        А на БЗ... Мешает.
        Хм.

        Вот фото Т-90С.
        Почему то механу «Бхишме» ничего не мешает.
        Почему ? Не пойму.
        request
        Обясните, а то я, танкист, немного не понимаю - что мешает сделать нестандартный блок ДЗ с поворотом башни на 32-0 для выкарабкивания механа ?
        Лисапед уже в древности изобретен, даже индусы на нем рассекают.)))
        1. +1
          20 марта 2016 03:34
          Цитата: Aleks тв
          Почему то механу «Бхишме» ничего не мешает.
          Почему ? Не пойму.

          не смогу дать ссылку, т.к. это на каком-то видео из Сирии видел, но обратил внимание, что на попавшем в кадр Т90, даже его небольшой просвет между пушкой и ДЗ был закрыт приваренной коробкой Контакт-1. Оголенные борта башни были кустарно прикрыты приваренной решеткой с заталканными под нее мешками с камнями.
          1. +1
            20 марта 2016 11:04
            Фото с одной из выставок. Предлагаемый вариант бронирования.

            Интересно, исходя из какого опыта придуман такой вариант ?
    15. 0
      20 марта 2016 12:34
      2 плафона освещения на последнем фото- левее триплекса и правее рычага коробки передач(серенькие такие)
    16. 0
      20 марта 2016 22:22
      Цитата: почти дембель
      Ндааа, последнее фото напоминает т-34 времен Великой отечественной. Синяя изолента умиляет, а ничем не прикрытая область на башне в районе пушки просто шокирует.
      "В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно."
      А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?

      Как то излишне резки Вы. С Т-34 видимо не знакомы. Про освещение лучше бы вообще молчали, специфика такая у танков -подсвечиваются лишь приборы ибо через приборы наблюдения ночью будет виден "внутренний" свет. Вообще внутренний свет есть( например светильник освещения боеукладки, светильник освещения щита мех.вод, еще есть розетка для подключения переносной лампы), но включается не при открытии люка (как в авто). Область на башне , является основной броней и уж точно не подходит под термин "ничем не прикрытая", но в этом Вы правы - не обоснованно при модернизации устанавливать устаревшую динамическую защиту, особенно при наличии Реликта.
    17. 0
      20 марта 2016 23:41
      На этом фото все и видно: включен плафон дежурного освещения, видно плафоны освещения приборов(в красных прямоугольниках)
    18. -2
      21 марта 2016 06:17
      Кататься на танке не воевать на нем же. Вы правы защита этого танка так себе, деньги тупо попилили при его последней модернизации, где то были статьи на сайте по этой теме. hi
    19. -1
      22 марта 2016 05:28
      Диванный эксперт (мат дальше)
  2. +6
    19 марта 2016 06:23
    Крутотенечка.
    Простота управления танком — кажущаяся.

    Поэтому практика, практика и еще раз практика.
  3. +23
    19 марта 2016 06:55
    Танк - серьезная и дорогая машина. А 19-ти летние пацаны гоняют на них, как в деревне, на мопедах, и ничего. Все-таки классная у нас молодежь. И танкисты у нас, если судить по танковому биатлону- совсем не худшие в мире! Танк не водил, а БРДМ - приходилось. Поначалу - тоже - ничего не видно, обзорность почти нулевая. Но мозг как то приспосабливается. В обычное авто садишься после - как голый на площади...
    1. +2
      19 марта 2016 09:40
      Цитата: Горный стрелок
      Поначалу - тоже - ничего не видно, обзорность почти нулевая. Но мозг как то приспосабливается.

      хочешь - не хочешь, а приспосабливаешься, хотя по началу удивляешься как на нем народ ездит, особенно после автомобиля.
    2. +9
      19 марта 2016 15:08
      Никогда не учился на танкиста,но служа в разведбате,в роте был танковый взвод. Сначала было три т62,их меняли на 72-ки. Принимать 72-ки ездил сам,как командир роты. Гнать обратно(340 км) тоже сам,плюс два КВ(механики на подмене). Замечательно,по дороге два перевала,узкая дорога,ничего,танк управляется очень легко,шли по танковой дороге ,она параллельно асфальтовой трассе. Периодически попадались камазы,шаланды ,так шел на ровне с ними или обгонял,казахи в шоке были. Короче танк вполне для средне-обученного механника водителя. ТО 1,частично ТО2 тоже под силу ими же сделать,ведь мы делали,не имея ни одного танкиста 72-ка.
  4. +1
    19 марта 2016 07:10
    Интересно как с этим делом ( посадка, эргономика мест экипажа и прочее ) обстоит в Армате?
    1. +3
      19 марта 2016 10:29
      есть видео с видом из кабины, вроде не плохо, напоминает боинг но только вместо лобовых стекол жк мониторы. напрягает только 2 люка на 3 члена экипажа.
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    19 марта 2016 07:31
    Жаль что МО выбрало именно эту не совсем удачную комплектацию

    http://topwar.ru/35631-t-72b3chto-eto-za-zver-chast-1.html
  7. Комментарий был удален.
  8. +7
    19 марта 2016 07:58
    Цитата: почти дембель
    А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?

    А представьте себе: темная ночь, а в низинке стоит танк, бодро маякующий через триплексы отблесками включенного установленного по вашей просьбе светодиодного внутреннего освещения. Вроде и двигатель выключен, и броня давно остыла, ну никак "Джавелин" не захватывал, да только мехвод решил "осмотреться", потому что расположение органов управления в него в учебке не вбили. Сколько жить танку? Ответ: до включения оператором "Джавелина" режима прямого выстрела.
    P.S.: Модель и марку типа прилетевшего на огонек боеприпаса можете менять на своё усмотрение.
    1. +8
      19 марта 2016 09:41
      А представьте себе: темная ночь,...


      Ну, ночь и в авиации бывает, а может , и на флоте smile . У нас на тумблерах, ручках, стрелках и.т.д был беленький состав- он слабо светился. Кроме того слабое красное освещение шкал приборов было и слабо светились табло. Этого хватало, и глаза переносят запросто взгляд на приборы- взгляд на местность без "перенастройки". smile А вот любое загорание табло полностью - замечалось моментально.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      19 марта 2016 13:40
      Цитата: Earnest
      А представьте себе: темная ночь, а в низинке стоит танк, бодро маякующий через триплексы отблесками включенного установленного по вашей просьбе светодиодного внутреннего освещения. Вроде и двигатель выключен, и броня давно остыла, ну никак "Джавелин" не захватывал, да только мехвод решил "осмотреться", потому что расположение органов управления в него в учебке не вбили. Сколько жить танку? Ответ: до включения оператором "Джавелина" режима прямого выстрела. P.S.: Модель и марку типа прилетевшего на огонек боеприпаса можете менять на своё усмотрение


      Представил. А зачем мне механику-водителю включать какое-то "светодиодное освещение" внутри чтобы мех-вод "осмотрелся, потому что....". Механику достаточно и тех средств освещения в режиме полного или неполного освещения. Хотя мех-вод. не сложно обучить запуску двигателя в условиях затемнения (есть такой режим у освещения). Но, как ПТУР летит на свет освещения отделения управления танка через триплекс? Это что то новое и революционное в системе управления ПТК.
    4. +2
      19 марта 2016 13:47
      Цитата: Earnest
      Вроде и двигатель выключен, и броня давно остыла, ну никак "Джавелин" не захватывал

      Для "Джавелина" вообще побарабанно. Ему пол градуса теплее или пол градуса холоднее хватит.

      А вот на свет в триплексах он не полетит адназначно.

      Другое дело, что светомаскировка нужна для предотвращения обнаружения обычной оптикой- эт да.
      1. +2
        19 марта 2016 23:32
        Цитата: Лопатов
        Для "Джавелина" вообще побарабанно.

        А если серьезно, то неужели "Джавелин" такое уж вундерваффе? Если да, то почему нет никаких наработок по нашим ПТРК и массовому внедрению средств противодействия. Или достаточно одного грамотного применения танка с пехотой?
  9. +2
    19 марта 2016 08:09
    Цитата: Prapor-527
    Подскажите, для чего на НЛД наших танков эти болты?

    Крепление минного трала
    1. +1
      19 марта 2016 08:27
      Цитата: kolkulon
      Крепление минного трала

      А у Т-62 и на ВЛД такие же болты, то же для минного трала?
      1. +8
        19 марта 2016 08:34
        Цитата: Prapor-527
        Цитата: kolkulon
        Крепление минного трала

        А у Т-62 и на ВЛД такие же болты, то же для минного трала?


        Только это правда т-55.
        1. +3
          19 марта 2016 08:40
          Спасибо! Доходчиво.
  10. +1
    19 марта 2016 08:26
    Молодых танкистов нужно учить опыту,особенно Войны в Сирии и без поблажек.
    1. +1
      19 марта 2016 10:33
      И чему же вы их хотите научить, по Сирийской войне, - как не попадать в засады или уворачиваться от противотанковых ракет - это невозможно сделать ни на одном танке.
      1. +1
        19 марта 2016 11:43
        С чего Вы решили, что это невозможно?
        1. +1
          19 марта 2016 16:53
          Потому что засаду из танка вскрыть ни кто не сможете, как и сопровождающая пехота и противотанкову ракету на подлёте вы тоже не увидите.
    2. +7
      19 марта 2016 13:37
      Сирия в плане подготовки танкистов мало что дала нового. Нам бы начать использовать в обучении опыт Афганистана и первой чеченской.

      А то, блин, дожили, танковый ротный не в курсе, почему на обочину дороги выезжать не стоит.

      Помню, сам удивлялся молодым летёхой с того, как те, кто первую чеченскую прошли, в люки ныряли, стоило только антенной провод над дорогой зацепить. А потом под Бамутом БМПшка сняла антенной растяжку ОЗМки. Тех, кто на броне сидел, посекло очень нехило. И так, блин, и не разобрались, когда растяжку поставили, потому как сапёры попросту не знали такого метода, и могли прошляпить с утреца её. Ну висит полёвка, и висит, значит так и надо...
      1. +3
        19 марта 2016 16:40
        Цитата: Лопатов
        Сирия в плане подготовки танкистов мало что дала нового.

        "Война – искусство простое; я дал шестьдесят сражений и, право, не узнал ничего, чего не знал бы уже после первого."
        Наполеон Бонапарт
        Главное, наверное, не в наличии опыта как такового, а в наличии военного, который этот опыт, прекрасно известный, хочет и, главное, может применять.
        1. +1
          19 марта 2016 16:58
          В войне которая идёт в Сирии одного опыта уже недостаточно - на первый план выходят средства защиты техники и военнослужащих.
  11. +1
    19 марта 2016 08:42
    Цитата: Prapor-527
    Спасибо! Доходчиво.


    Незачто. hi
  12. +2
    19 марта 2016 11:03
    Уважаемые критиканы, а вы танк ближе трех метра видели хоть раз, или все по фото судите? hi
    1. +3
      19 марта 2016 11:54
      Конечно видели и эксплуатировали.А вы знаете что такое АЗР?
      1. +1
        19 марта 2016 12:51
        Цитата: Чисайна
        .А вы знаете что такое АЗР?

        laughing good
        Лучше про "дельта Д" спросить...
        yes

        Жаль что в личке нет имени.
        1. +1
          19 марта 2016 13:05
          Всегда было интересно, что значит "Р" в "АЗР" Чтобы с АЗС не перепутали?

          Приветствую
          1. +2
            19 марта 2016 13:16
            Цитата: Лопатов
            Всегда было интересно, что значит "Р" в "АЗР" Чтобы с АЗС не перепутали?

            Приветствую

            Рад слышать.
            hi

            Автомат Защиты Релейный.
            Вроде так, если не ошибаюсь, наставления по эксплуатации далеко лежат.
            1. +1
              19 марта 2016 13:26
              У нас более всего АЗС были распространены. То ли "сети", то ли "самолётный" В зависимости от фантазии преподавателя "железной" кафедры.
            2. +2
              19 марта 2016 16:33
              Цитата: Aleks тв
              Автомат Защиты Релейный.

              Моё почтение! hi
              В моей версии автомат защиты разрывом, что, впрочем, несколько не меняет сути дела. Впрочем в авиации такая же штука называется вроде как АЗС.
              1. 0
                19 марта 2016 22:08
                Цитата: алексеев
                Цитата: Aleks тв
                Автомат Защиты Релейный.

                Моё почтение! hi
                В моей версии автомат защиты разрывом, что, впрочем, несколько не меняет сути дела. Впрочем в авиации такая же штука называется вроде как АЗС.

                Рад слышать.)))
                hi

                Да без разницы, Релейный он или Разрывом, главное не забывать, когда плюхаешься в броню:
                - все АЗРы вперед !
                laughing
                drinks
                1. +2
                  19 марта 2016 22:14
                  А в Т-62 (Т-55) стоят не автоматы, а плавкие предохранители, как в обыкновенной машине.
                  В боевых условиях совсем не айс.
        2. +1
          19 марта 2016 13:08
          Да и про 3(три)деревянных предмета тоже.
          1. 0
            19 марта 2016 13:40
            Цитата: Чисайна
            Да и про 3(три)деревянных предмета тоже.

            laughing
            И почему танкисты получку 16 числа получают....
            fellow
            Вах-вах...)))
            Тепло все это вспоминается.
            1. +1
              19 марта 2016 22:13
              Цитата: Aleks тв
              И почему танкисты получку 16 числа получают....

              Кстати, а почему ?)))
              Думал что поржем, а так никто и не откликнулся...
              Дизелисты, ау !...
              wink
              1. +2
                20 марта 2016 12:52
                Масло МТ-16П(мы-танкисты,16-го получка!). Не?
                1. 0
                  20 марта 2016 16:57
                  Цитата: Nirag013
                  Масло МТ-16П(мы-танкисты,16-го получка!). Не?

                  Эдуард,
                  good
                  Ниже есть ночная переписка.)))
          2. +1
            19 марта 2016 13:52
            Цитата: Чисайна
            Да и про 3(три)деревянных предмета тоже.

            Бревно, досыльник и голова командира танка?
            1. +2
              19 марта 2016 14:00
              Бревно,досыльник и любой из трëх членов экипажа,может механик-водитель.
  13. 0
    19 марта 2016 11:24
    Даже ы в свое время сказали, если бы дьявол хотел изобрести танк, он бы изобрел Т-72
    1. +3
      19 марта 2016 13:23
      наша разведка не раз через ад дорогу сокращала (а че место тихое спокойное, сухо и тепло, да и народ дружелюбный), вот по пути чертежи и прихватила.
  14. +2
    19 марта 2016 11:33
    Цитата: Вадим237
    И чему же вы их хотите научить, по Сирийской войне, - как не попадать в засады или уворачиваться от противотанковых ракет - это невозможно сделать ни на одном танке.

    На танке только самолет догнать не возможно, все остальное дело рук экипажа, его смекалка, обученность и опыт hi
    П.С. Ах да, про условия боевой задачи забыл сказать, тут еще есть фактор того как выполнение задачи организует и обеспечит командование soldier
    1. +1
      20 марта 2016 17:07
      Это всё хорошо до тех пор, как вы говорите, пока сам не воюешь.
  15. +1
    19 марта 2016 11:35
    "каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак" странно звучит. Всегда считал, что трак это часть гусеницы.
    1. +2
      19 марта 2016 12:38
      Я думаю, мы простим огрехи автору, не так ли?! А за статью ему благодарность читателей!
  16. +5
    19 марта 2016 12:02
    Бытовой оргазм журналиста. Дали на танчике покататься.
    1. +1
      19 марта 2016 19:00
      я бы тоже так за-кончить не отказался.
      Не довелось в ВВС на танке поездить wink
  17. 0
    19 марта 2016 12:04
    Цитата: ILDM1986
    напрягает только 2 люка на 3 члена экипажа.

    У американцев, 3 люка на четверых, и что?
    1. +6
      19 марта 2016 12:42
      Заряжающего негра можно списать в расходники. :)
  18. +2
    19 марта 2016 12:07
    Приборы все светятся, раньше фосфорные, а провода трубочки - неисправность легче найти и на скрутку smile
    1. +3
      19 марта 2016 22:16
      Ладно бы фосфорные, а то радиоактивные, в детстве на самолетном кладбище снимали и я всему классу рисовал на них гробы и скелеты - очень популярно было. И естественно, никакого представления о радиации у нас не было...
      А ещё колеса из магниевого сплава на опилки переводили и поджигали - вот это было да...
  19. +1
    19 марта 2016 12:40
    Мой знакомый сказал что когда он впервые влез на место мехвода Т72, то сразу понял что он за мир.
  20. +4
    19 марта 2016 12:47
    По поводу критиков защиты башни, поставьте "динамику" в критикуемое место и заберитесь на место механика-водителя, сразу отпадут пара вопросов.
    По поводу освещения (хотел сказать салона, автомобилистский навык, елки!) боевого отделения. Освещение там есть, поверьте, и, для условий бронетехники, весьма хорошее.
    Пара слов об "изоленте", вы вообще под капот авто давно заглядывали? Все кабеля уложены в (!!!) черную гофру, трубки вовсе не окрашены. А теперь представьте, вам надо разобраться не в одном пучке проводов, а в нескольких. Не с тремя трубками гидравлики автомобиля, а с десятком магистралей разного назначения и давления. Как без окраски вы в них разберётесь, если вы с машиной общаетесь лишь первый месяц!?

    А по поводу самой статьи - однозначное спасибо автору!
    1. 0
      19 марта 2016 13:27
      В репортажах из Сирии в той проплешине стоят пара блоков контакт-1, это конечно не пятерка, но и не фиговый листок.
    2. +3
      19 марта 2016 14:06
      Цитата: Severok
      По поводу критиков защиты башни, поставьте "динамику" в критикуемое место и заберитесь на место механика-водителя, сразу отпадут пара вопросов.

      как то ведь он в свой люк попадает ?
  21. +7
    19 марта 2016 13:02
    Мне понравилась статья.
    Для журналиста, впервые попавшего в танк написано очень толково и по простому.
    Молодец.)))
    smile

    Разрешите поностальгировать...
    feel
    Цитата из рассказа:
    ...«з.а-р.я-ж.а.й»… пропел мелодию ржавый матюгальник на Вышке…
    Эмоции закончились, пошла Работа… Действуем только на «навыках привычки»…
    Вскочил на броню, откинул люк наводчика (не до стопора…, до «стопора» только младенцы люк откидывают, когда внутрь «черепашки» ныряют), окунул нижнюю часть тела в зево брони, схватился одной рукой за скобу на люке и… выпрямив колени, упал в чрево танка ( и люк закрыл и сидушку снегом от сапог не изгваздал). Закантарил люк (в Чехии мы потом так не делали… , люк всегда держали открытым), соединил «маму с папой»- тангенту ТПУ и пристягнул её на «пуговку» комбеза, поджав «ларинги» к горлу… Обернулся в право – Колян уже закончил анкологичную «процеДУРУ» со связью…
    - Загружаем?
    -Ага.
    … Все выражения и словосочетания… без слов – на понимающих кивках головы и взглядов глазами… а как иначе, иначе хрен успеешь....

    http://topwar.ru/39373-strelba-vkladnym-stvolom-1.html
    http://topwar.ru/39374-strelba-vkladnym-stvolom-2.html

    А это рассказ как раз провождение на танкодроме:
    http://topwar.ru/20955-staryy-tankist.html

    ........
    Что-то задела меня эта простенькая статья, ностальгия снова проснулась, редиска..........
    За нас. Мазута.
    drinks
    1. +5
      19 марта 2016 13:23
      Меня больше всего ностальгия грызёт, когда вспоминаю, как усиленный мотострелковый батальон заводился...

      Лето, половина пятого утра, в шесть колонн стоим, пехота, танкистов две роты, артиллерии дивизион и миномётка, разведка, связь, сапёры... Свежесть, роса, птички поют, отцы- командиры пехоту матерками подгоняют...

      И тут зам. командира полка на КШМке встаёт и рукой "заводись"... Земля, блин, дрожит

      Вот что такое настоящий "дизельный туман", а не то, что за него всякие хипстеры принимают
      1. +3
        19 марта 2016 13:28
        Цитата: Лопатов
        И тут зам. командира полка на КШМке встаёт и рукой "заводись"... Земля, блин, дрожит

        Ага, есть такое...)))
        yes
        1. +2
          19 марта 2016 13:41
          И этот звук характерный, МЗА а потом двигатель... Аж в груди стеснение 8)))
          1. +3
            19 марта 2016 13:58
            Цитата: Лопатов
            И этот звук характерный, МЗА а потом двигатель... Аж в груди стеснение 8)))

            smile
            МЗН.

            А потомв о бязательной программе начинается концерт под названием:
            "Кто-то опять, б..., не завелся" с веселым матом и танцами на галстуках.
            winked
            1. +2
              19 марта 2016 14:11
              Главное в полку было вывести машины за парк, даже те которые находились на ТР (не говоря о ТО). Машины не на ходу оставляли за парком, а сами уходили в запасный район.
            2. Комментарий был удален.
            3. +2
              19 марта 2016 14:21
              Цитата: Aleks тв
              МЗН.

              Эт у вас. У нас агрегат

              Цитата: Aleks тв
              А потомв о бязательной программе начинается концерт под названием:
              "Кто-то опять, б..., не завелся" с веселым матом и танцами на галстуках.

              И с командиром с досыльником, контролирующим технику безопасности.
              Бряк по кумполу
              - За что?
              - Когда трос порвёт, намного больнее будет
              Казалось бы, чего тут интересного может быть?

              То ли дело пехота. Хрясь со всей дури носом задней в корму передней... Завелась. Двое с брони слезли, оторванный кормовой люк подняли, проволокой прикрутили... лепота!
  22. 0
    19 марта 2016 13:59
    Т72 Б3 окрестили "Упрощенный отлет" просто посмотреть, как экономно навесили ДЗ)) 1 попадание, и все отлетело.
    1. 0
      19 марта 2016 17:05
      Одно хорошее попадание ПТУРом и с этого танка башня слетит, а от современных БОПСов этот танк вообще ни какой защитой не обеспечен.
  23. 0
    19 марта 2016 14:11
    Спасибо за статью! Как будто сам прокатился! lol
  24. 0
    19 марта 2016 16:39
    танки это наше все!
  25. +2
    19 марта 2016 16:46
    Этой публикации однозначный плюс... Отличная машина. Ни кто и не не посмеется над 5 скромнымм еврожмононостями аппар-ата...
    ПС Автомат заряжания неблагополучно плох... Досылатель? Упс...Моя специальность уничтожать "машины прорыва", прости господи, я не промахнусь прямой наводкой из Лб*10 по любому об..... Мне бы мои 2 выстрела... ... По нормативу.....
  26. +1
    19 марта 2016 17:17
    ездили летом в часть на экскурсию. пока залез пока вылез из т-72 б3 наверно пол час прошло. удивился тогда как это экипажи на время усаживаются и выпрыгивают smile
    1. +5
      19 марта 2016 18:56
      Цитата: ЦУС-ВВС
      ездили летом в часть на экскурсию. пока залез пока вылез из т-72 б3 наверно пол час прошло. удивился тогда как это экипажи на время усаживаются и выпрыгивают smile

      Я на Т-62 служил. Не знаю как сейчас, а тогда был ещё норматив по одеванию ОбщеВойскового Защитного Комплекта внутри танка: по команде запрыгивали в танк, одевались, выпрыгивали из танка и строились всем экипажем перед танком. Время отключали по последнему. В норматив вписывались.

      Вот такая вот хрень. Впукли-выпукли ....
      А проштрафившиеся в этом всём ещё и бегали.
      1. +2
        19 марта 2016 22:11
        Цитата: Bad_gr
        Вот такая вот хрень. Впукли-выпукли ....
        А проштрафившиеся в этом всём ещё и бегали.

        Володь,
        good
        Так оно и было.
        До сих пор помню как извивался под броней, пытаясь защелкнуть "крокодилы" на ОЗК.
        А фигли ? Все равно бегали все потом...)))
        yes
        1. +2
          19 марта 2016 22:30
          Цитата: Aleks тв
          защелкнуть "крокодилы" на ОЗК

          smile А у нас их называли "выпукли" и "впукли". Не шучу, так и учили: та, что пирамидкой - "выпукля".
  27. +5
    19 марта 2016 18:17
    Статья не плохая! По поводу танка-Ражно! Я понимаю что после моего коммента меня не заминусует только ленивый! Видит Бог я не имею ничего против МО ВСРФ, я искренне восхищаюсь Шойгу и Борисовым, но не могу понять какой "умный" дал добро принять это "модернизированное" убожество на вооружение? Где ДЗ по Бортам которое было у обычного т72б, хотя-бы в районе МТО решетчатые экраны прилепили, и то польза хоть какая-то была, пулемет и тот дистанционным сделать не додумались Я понимаю что во время боя генералы будут далеко, но чисто по человечески -парней-танкистов жалко! Одним словом -у данного танка слишком много недостатков для нынешнего времени, и писать о нем лишний раз -просто издевательство! Удачи Вам братья-танкисты!
    1. +3
      19 марта 2016 20:39
      А за что минусовать? все и так понимают, да и хорошая статья в двух частях об т-72бз была, там все подробненько расписано что это за зверь.
      1. +1
        19 марта 2016 23:42
        Дело в том что в статье неплохо написано про сам танк:про плавный ход,ХОРОШУЮ управляемость и мощный двигатель, забывая о том что основное назначение данной машины-воевать, а не гонять на" Танковом биатлоне"
  28. 0
    19 марта 2016 21:12
    ура-патриотический бред профана. negative
    Вот нормальная статья:
    http://topwar.ru/35631-t-72b3chto-eto-za-zver-chast-1.html
    http://topwar.ru/35591-t-72b3chto-eto-za-zver-chast-2.html
    1. +4
      19 марта 2016 22:23
      Цитата: rubidiy
      ура-патриотический бред профана. negative
      Вот нормальная статья:
      http://topwar.ru/35631-t-72b3chto-eto-za-zver-chast-1.html
      http://topwar.ru/35591-t-72b3chto-eto-za-zver-chast-2.html

      Да нормальная эта сегодняшняя статья.
      Это же здорово что простой журналист смог ухватить АЗЫ управления машиной и более-менее толково их расписать.
      На воне..., тьфу, блин извините... На фоне иных журналюг этот парень выглядит очень достойно.
      В Учебку его, будет толк.
      yes

      Уж поверьте мне как врачу, который и написал "рецепт" про Б3 по вашей ссылке.
      Признателен, что ту статью еще читают.
      С Мазутным приветом,
      drinks
      1. +3
        20 марта 2016 03:17
        Цитата: Aleks тв
        С Мазутным приветом,

        да Ваша статья - едва ли ни самая полезная на всем ресурсе. До сих пор ничего более толкового и конкретного не встречал.
        Увы, но ура-патриотизм сегодня зашкаливает. Статьи пишут исключительно "для домохозяек", так что уже смотрю на статьи, как та, под которой комментирую, через фэйспалм. :)

        Очень хотелось бы, чтобы Вы и о Т-72Б3М написали, если выпадет возможность его пощупать. drinks
        1. 0
          20 марта 2016 17:10
          Цитата: rubidiy
          Цитата: Aleks тв
          С Мазутным приветом,

          да Ваша статья - едва ли ни самая полезная на всем ресурсе. До сих пор ничего более толкового и конкретного не встречал.
          Увы, но ура-патриотизм сегодня зашкаливает. Статьи пишут исключительно "для домохозяек", так что уже смотрю на статьи, как та, под которой комментирую, через фэйспалм. :)

          Очень хотелось бы, чтобы Вы и о Т-72Б3М написали, если выпадет возможность его пощупать. drinks

          Спасибо )))
          Рад что понравилось.
          winked
          Про Б3М - это ведь не серийный танк.
          Эту машину выпустили ограниченной партией для биатлона. Втыкая всякие приблуды думали ведь не о "нужности для службы", а про "нужности для биатлона")))
          wink
    2. +1
      19 марта 2016 23:44
      Спасибо за ссылку, сегодня непременно прочту
  29. +3
    20 марта 2016 00:12
    Очень похожие ощущения на военной кафедре мне перепали.. мы только на 64-ках и 80-ках катались, хотя учили Т-72А. Чего так и не понял - как можно одновременно вести танк и говорить, рычаги же отпустить надо, чтоб тангенту нажать.. У меня в шлемофоне было слышно чертовски фигово. Рычаг надо тянуть плавно, не дергать, чем сильнее тянешь тем сильнее поворачивает.. Тормоза мертвые.
    Умилял ручной дворник на триплексе :)
    Танк реально идет очень плавно, глотает даже здоровые ямы. Газ с большим ходом, можно спокойно вдавить до упора.. сидеть удобно, в принципе, мы сидели "по боевому". Видно в триплекс все прекрасно. Про грязь на кресле никто особо не парился, кинули там тряпочку какую-то.

    И почему танкисты получку 16 числа получают....
    МТ-16П :)
    1. +4
      20 марта 2016 00:26
      Цитата: IT-Prof
      МТ-16П :)

      Тезка -
      good
      Мы Танкисты - 16 Получка.

      Масло двиглов Т-72 (В-46-6 и семейство В-84).

      Ну что дальше ?
      А фули тут думать, наливай как учили...)))
      drinks drinks drinks
  30. +1
    20 марта 2016 05:08
    Цитата: rubidiy
    Цитата: Bad_gr
    Танки, вроде бы, Т-72б3, но они несколько другие

    Это Т-72Б3М или Т-72Б4. Стрелять командир не может. Его прицел позволяет автоматически навести пушку туда, куда он смотрит, по нажатию одной кнопки.
    Насчет реликта - не факт. Я читал, что там все тот же Контакт-5. request


    По-моему с этого прицела командир может стрелять.
  31. +1
    20 марта 2016 10:33
    Интересная статья. Прочитал с большим удовольствием. Всегда было интересно как водить танк. И комменты очень даже расширили кругозор.
    Танк всегда мечтал поводить...
    Тут как-то попался инструктаж по вождению танка для студентов.
    https://www.youtube.com/watch?v=xzJd-uOAMOI
    То же доходчиво объясняет. А главное,все понятно. Садись и вперед!
    Читал как-то инструкцию по запуску двигателя Т-55(или чего-то еще более раннего). Там все очень даже не так просто (две кнопки!) Правда смысл тот же.
  32. 0
    20 марта 2016 17:15
    7 вперед и 1 назад?

    У Меркава-4: 5 передач вперед и 4 назад.
    У леопарда-2: 6 вперед и 4 назад.
    Рвать из-под огня задним ходом - распространенный прием в бою.
    Ведь боком поворачиваться для разворота смертельно опасно.
    Странно, что за столько лет не сделали симметричную коробку.
    А как на Армате?
    1. +1
      20 марта 2016 18:11
      Цитата: voyaka uh
      Странно, что за столько лет не сделали симметричную коробку.
      А как на Армате?

      На Армате у коробки есть реверс. Сколько передач вперёд столько же и назад.
      Да это и логично, ведь один и тот же блок ставится на машину с задним расположением двигателя и с передним (Т-14, Т-15)
      Кстати сказать ВСУ стоит штатно в моторном отсеке. Не поршневой вариант, турбина.
    2. 0
      20 марта 2016 19:41
      Видимо наши конструкторы верят в наших танкистов, они не отступают, потому и задний ход не нужен!

      На правах шутки*)
  33. 0
    20 марта 2016 18:45
    Цитата: bolat19640303

    Но, как ПТУР летит на свет освещения отделения управления танка через триплекс? Это что то новое и революционное в системе управления ПТК.

    bolat19640303, я не говорил, что ПТУР наводится на свет. Я говорил, что наблюдатель заметит танк со светом, пробивающимся через триплексы. Изнутри наружу. Как в авто со включенным освещением салона. И тогда танку долго не жить. А конкретно про "джавелин"... Насколько помню, у "джавелина" два режима наведения - удар сверху и прямой выстрел (выбирается без захвата цели ГСН). Посмотрите статьи здесь же, на ВО, в разделе "Арсенал". А уважаемый "почти дембель" не подумал, что светомаскировка нужна не только для наружных световых приборов, но и для систем внутреннего освещения.
  34. +1
    20 марта 2016 19:39
    Супер! Классная статья! Блин, аж самому захотелось посидеть за рычагами*)
  35. -1
    20 марта 2016 20:01
    Походу,под псевдонимом Сергей Апресов,пишет блондинка....
  36. +1
    20 марта 2016 20:23
    Спасибо Автору! Сразу вспомнил молодость, хорошо "погонял" на 72-ке. Тридцать три года прошло, а хочется снова за рычаги (надеюсь в люк пролезу - шутка).
    К вопросу управляемости: поскольку трансмиссия танка гидромеханическая, имеются ввиду бортовые коробки передач, то она, трансмиссия, позволяет плавно маневрировать. Иначе, любой манёвр на высшей передаче отправлял бы машину в неуправляемый полёт. Что не раз наблюдал.
    Педаль горного тормоза действительно, очень тугая, но сцепление нормальное по усилию и позволяет трогаться с места как на передачах с 1 по 3 и резко, так и начать движение почти незаметно. Так что трюк с гвоздём вполне осуществим.
    Подсветка в боевом отделении есть, но организована так, что бы не засвечивать оптику и зрение.
    Всё описанное мной относится к Т72 конца 70 начала 80-х годов. Да всё то же и к Т64, водил в учебке, только 64-ка ещё мягче.
  37. 0
    21 марта 2016 08:51
    Не хотел бы я быть танкистом... Снаружи кажется здорово, но как представлю что творится в бою, а ты сидишь в этой тесной коробке... Лучше уж пешочком..
  38. +1
    21 марта 2016 13:04
    Цитата: почти дембель
    Ндааа, последнее фото напоминает т-34 времен Великой отечественной. Синяя изолента умиляет, а ничем не прикрытая область на башне в районе пушки просто шокирует.


    Не быть тебе дембелем, где ты там изоленту увидел? Это провода синего цвета, стянутые металлическими хомутами, а не изолента. Чем по Вашему "область на башне в районе пушки" должна быть "прикрыта", что бы Вас не "шокировать"?

    Цитата: почти дембель
    "В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно."
    А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?


    Кстати, на фото освещение включено. Предлагаете поставить на танк окна? Что бы было светло и красиво? laughing
  39. +2
    21 марта 2016 13:38
    Автор не упомянул МАССУ!!!
    Незачет!
  40. 0
    21 марта 2016 13:48
    Цитата: jekasimf
    Походу,под псевдонимом Сергей Апресов,пишет блондинка....


    Не...он не блондинкО...автор статьи Апресов, цельный главред журнала "Популярная механика" русскоязычной версии американского журнала "Popular Mechanics", и его утверждение "Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял" является весьма аффторитетным икспердным мнением, особенно если сравнивать с массой самого "зебестного" танка всех времен и народов М1 Абрамс в 57-62 тонны. bully
  41. 0
    21 марта 2016 14:37
    Цитата: почти дембель
    А это вообще вводит в недоумение, освещение установить не судьба?


    В машине часто с включенным салонным светом ездишь...?
  42. +1
    21 марта 2016 17:56
    Что то никогда в процессе службы у меня не возникали вопросы со слыбым освещением. Даже при ночных стрельбах. Там ведь всё на автомате делаешь, освещение будет только мешать в ПНВ смотреть, это если ночью, а если днем, естественного освещения через триплексы хватало. То что комфорта маловато, соглашусь. А в шлемофоне, комбезе или бушлате танковых вроде бы острые углы и железки твердые и не замечались. Чтоб понять и полюбить эту технику, надо с ней пожить ежедневно годик-другой...
  43. 0
    21 марта 2016 19:38
    Приятно было узнать мнение знатоков .Короче Т-72Б3 еще послужит Родине .
    1. 0
      21 марта 2016 21:23
      У Игоря Растеряева есть хорошая песня - Комбайнеры. Жаль нет такой-же про танкистов. Сам служил на самоходе 2п24 (круг). про резкое сцепление = брехня и непрофессионализм.
  44. Rec
    0
    22 марта 2016 01:02
    Большой снаружи, а внутри понапичкано всего особо не развернешься. Как из них танкисты выпрыгивают за секунды.