Military Review

Donetsk Destroy the center of counterrevolution. Part of 1

7
Donetsk Destroy the center of counterrevolution. Part of 1



The Russian city of Donetsk got a “black drop”: here the trial is going on in the case of Nadezhda Savchenko. She, I think, will remember for a long time this fateful city for her, however, like the Ukrainian Donetsk. These two cities are intertwined with a tourniquet, and few people guess which historical collisions occurred here. I will write about the glorious history of Donetsk, and not about Nadia. I will write about the light, and not about the dark. I want to look at this topic "from the back of the moon," because almost no one wrote about the real case, which thousands of people have been creating here for decades, which are the backbone of our country, its national treasure. We write more about criminals than about normal life.

Donetsk was Gundorovka

At the beginning of the war in 1941, the men of the village went to the front, their wives and mothers were left alone. Weak children and women had no one to protect and feed. Almost everyone found the strength to work to feed his family and soldiers who had fought. The rear and front were one. By the beginning of the war, about seven thousand people lived in Gundorovka, two collective farms were created, and they had already begun to work and produce coal from the Kamensko-Gundorovsky coal area mine. It was considered a blessing, that is, where to work during the war, to help the Motherland in the fight against the German occupiers.

“I will be a tankman,” wrote the student Viktor Nezhivov. - Now, when our wonder-heroes, the red warriors ruthlessly exterminate the enemy, I firmly decided, after graduating from school, to enroll in an armored school. I will put all my strength and knowledge in order to "perfectly" master a military specialty and justify the great title of patriot of my homeland. "

School students worked in the fields to provide food for the soldiers at the front, they tried to help as much as they could, collecting money, underwear, and things.

From the memoirs of V. M. Khununina (Kolesnikova): “My mother, Fedora Petrovna Kolesnikova, worked on the collective farm, my older sister died of illness, even when our troops were retreating from the Ukraine. Father was at the front. Our family had a very hard time, I almost never saw my mother, she worked all the time. When the Germans came to Gundorovka, it was scary, they occupied almost all the houses. ”

Occupation
In July, the advanced parts of the Germans appeared on the hills of the stanitsa village. German infantry was stationed in Gundorovka itself, and artillery was stationed nearby, in Shevyrivka.

The German soldiers standing in the apartments had different attitudes towards the Soviet inhabitants. Of course, first of all they took away cattle, despite the fact that women had several small children. The soldiers laughed when the unfortunate mothers covered the entrance to the cellar with their breasts. As some residents recall, the officers sometimes pitied the kids and gave them sugar, but could shoot them at any moment. The population was in fear.

Vlasov

Everyone who fought for the Motherland is annoyed to realize that among their own were traitors. In Gundorovka there was a battle with the Vlasovists. From the memoirs of G. S. Zdanovich, the commander of the 203 th rifle division: “... From the German trenches,“ Hurray! ”Suddenly rang out, in our direction several hundred soldiers fled. At first, we thought that some military unit was breaking out of the enemy’s rear, so the soldiers did not open fire. But their assumption quickly dissipated: the traitors-Vlasovists went on the attack. With fierce hatred, our fighters fought with traitors to the Motherland! Fifty apostates were forever lying in the very land they had betrayed. ”

Exemption


After the 14 reconnaissance missions in February, 1943 of the year before dawn, the 619 Infantry Regiment under the command of Kornienko Nikolai Ilyich of the 203 Infantry Division of the 63 Army captured the village of Gundorov almost without loss.

Soviet soldiers were immediately shown the place of execution of teenagers and their fathers who went on reconnaissance. Grisha Akulov, Yakov Platonovich Akulov, Lenya Vorobyov and communist Golikov were found in one of the beams with traces of numerous tortures.

The occupation of the village lasted about seven months. But this time was enough to inflict heavy damage.

But no one was discouraged. The next spring, the collective farm started sowing.
Every year on February 14 in Donetsk rallies are held in memory of those killed during the liberation of Gundorovka and the Rostov Region.



War letters yellowness of times
The lines from the letters of the soldiers that they wrote to relatives in Gundorovka: “Dear Nonnochka, do not worry, soon we will destroy the enemy and live in a new way, better. I have no address, write to Kiev, p / o number 90, demand. Kisses, Paul. 24 July, 1941 year.

“Hello, my dear family. Dear friend of my life Nadechka and my daughters Ninochka and Lyusechka, dear mother. Tight all kiss. This is what I never thought I would have to serve at that age, apparently, this is the fate. I ask you, my dears, pray to God for me. Good news, Ivan Skrypnikov, a fellow countryman from Kamensk, is here with me, we are sharing everything with him. I have prepared a parcel, so wait, come to the village council. Hope to be back. No address yet. Kisses, Gypsies. 31 August, 1941 year.

“My dear spouse and children, I inform you that I have not received letters from you for a long time, for which I am reprimanding. I beg you to write, you can not yourself, ask someone. I myself am illiterate and ask Comrade Klepikov, he takes time for me to write you a letter. At least a few words about how you live. The letter is the most joyful thing from home. Do you have fighters? Like a cow, stayed or not? I wish you all the best, hello to family and friends. George Bublichenko. March, 1942 year.

The center of counterrevolution is to destroy!

In December, 1945 of the year, the village of Gundorovskaya was transformed into a working settlement, and 15 of December of 1951 was transformed into the city of Gundorovka as part of the Kamensky District. We can read about the truth of Gundorovka in 1951 year from the correspondent of the Pravda Ilyich newspaper V.Seversky: “Gundorovka is especially beautiful at night. When twilight descends, thousands of electric lights come on in the village, locomotives are buzzing, rumbling, leaving echelons laden with coking coal. Life is boiling rapidly and bubbling. "

Chairman of the Kamensky Regional Council Executive Committee A. Gritsenko stated in an explanatory note to the Chairman of the Supreme Council of the RSFSR M.P. Tarasov the reasons for renaming the town of Gundorovka into the city of Donetsk as follows: less than 10 percent of the number of households and an even smaller percentage of the urban population, moreover, the village is 8 kilometers away from the city center. All this makes an extremely great confusion both in sending and receiving correspondence and creates great inconvenience in the administration of the city. In addition, the village of Gundorovka (as in the official text) in the past was the center of counter-revolutionary generals (Krasnov, Kaledin and Denikin), where they formed their White Guard units to fight the Red Army.


During the period of the legendary offensive of the Red Army against Tsaritsyn, the Gundor White Cossacks tried to prevent this offensive. To this end, they organized an attack on the railway line connecting the railway station Likhaya with the city of Kamensk. All this, taken together, causes legitimate discontent among the working people of the city, the miners with the old name of the city, who have nothing in common with its bad past.

In addition, the city of Gundorovka in its geographical position is located on the banks of the navigable river Seversky Donets, which fully corresponds to its future name - “Donetsk”.

So, 30 June 1955 of the year on the map of our country appeared the new city of Donetsk, the only one with such a name in the Soviet Union before 1961 of the year. After the 1961 of the year, according to the well-known decree of the Twenty-second Congress of the CPSU, all the cities that bore the name of the former leader of all peoples who had ceased to be great, received new names. Thus, the former regional center in the Ukrainian SSR, the city of Stalino was renamed the city of Donetsk.

The administrative center of the region was given this new name because it was located in the Donbass, that is, in the Donetsk coal basin. At that time, no one was embarrassed that at once the two cities carried the same name. After all, the cities of the same name - complete namesake - in the Soviet Union were several dozen.

Front-line editor

Since January 1, the city newspaper has begun to issue 1956. The name she was given exclusively in the spirit of the party - “Donetsk truth”. The first editor of this newspaper was Ivan Antonovich Dremlyuga, a modest man of an interesting fate, of whom all the city newspaper employees, many both regular and non-staff correspondents, recall with great respect. Ivan Antonovich was a front-line soldier, an artilleryman, and fought in the 1941-1942 years near Moscow as part of a forty-five anti-tank cannon platoon.


He rarely shared his personal memories. But from those who managed to be read, it became clear that the front-line endeavor was in the thick of the heat and on the front line, he was full of it. Many were given a ticket to the creative life by Ivan Antonovich, looking and typing the first small notes and tales that the schoolchildren wrote. The only city newspaper had the simplest equipment at its disposal: it was one line-stitching machine (linotype), two flat-bed printing machines and typesetting box office.

Every issue of a newspaper was born with great difficulty. Due to the weak voltage in the city's power grid, the row machine (linotype) did not work well, the metal froze, and the lines were not cast.

In the same issue of the newspaper summed up the past 1955 year. The year when the city of Donetsk appeared on the map of the country. The operating enterprises of the Yugo-Zapadnaya mine No. 1-bis were commissioned. Mastering the production capacity, the miners of the mine successfully completed the coal mining plan. The construction of the Palace of Culture at 530 seats and a summer cinema at 500 seats was completed. For the year of operation, the cinemas of the city were visited by more than 600 thousands of viewers. The plan for the gross collection of cinema installations was successfully completed at 139,9 percent.

By November 1953, the town of Gundorovka, Kamensky District, in terms of the number of settlements and their location, acquired its present appearance. The chain of waste heaps along the road leading to the neighboring Krasnodon district of the Ukrainian SSR to the south-west, the central part of the city, consisting of two sites - the first and the second, and scattered in the steppe remnants of farms of the former yurta of the village of Gundorovsky.


An interesting sound detail of 50's urban life. During the shift in the mines, the cargo and transport department, and the Gundorovsky central processing plant, loud beeps were called out for work. And the grief was to the one who would not be on the horn at his workplace. At the enterprises, there were still those who remembered that for a fifteen-minute delay in the war years it was possible to please at least three months, or even a year in prison.

And over the Donetsk steppe the alarming sounds of a siren of a militarized mine-rescue squad were heard. And when the calculations of the rescuers changed, these sounds were short and they were fed only to test the siren.

But when the siren's howl was long and protracted, with several howling increases, then for all this meant - expect trouble. Somewhere in some mine an accident happened, and the mining wives anxiously looked out of their yards - in which direction did the mine rescuers drive. Is it in the direction of the mine where the husband or father, brother or son worked?

In the memorial year for the residents of the city of 1955, in Donetsk, there were six coal mines that mined on average 4 227 tons of coal per day, of which 3 496 tons of coking coal. By the 40 anniversary of the Soviet power, by November 1957, the Donetskugol trust began to mine 6 094 tons every day, of which 5 069 tons of coking coal.

The main task was coal mining and its enrichment. This involved seven existing and three mines under construction. The main goal is to get as much black gold as possible. Features of coal mining in those early years are consistent, clearly demarcated operations that were performed by individual miners.

In addition to the main professions of machine operators, vrubmashinists, combine operators, the most numerous part consisted of pile drivers who directly mine coal. Then transporter carriers went into the mine, separately - landmen. As a result of the sequence of these operations, very often some sat, waiting for the previous ones to come out. This shortcoming was called perezidka. Later, of course, they came to the organization of a more modern labor technology thanks to the creation of complex brigades. The most courageous and honorable have always stood apart - sinkers, further - lodgers, workers of internal mining vehicles, a large detachment of electrical fitters, repairmen and assemblers, workers of ventilation and safety, water drainage, etc. In a word, coal mining mines, especially in our city (due to explosiveness, sudden emissions, they were classified as “super-category”), were not only difficult and dangerous, but also very complex production.

To be continued ...
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. MarKon
    MarKon 21 March 2016 07: 02
    +2
    I did not know) An interesting addition
  2. parusnik
    parusnik 21 March 2016 07: 45
    +1
    After all, the cities of the same name - full of namesakes - in the Soviet Union were several dozen. ..By the way, in the Donetsk region, near Donetsk, there is the village of Temryuk, the namesake of my city where it came from there, I don’t know .. Even Okay Google can’t answer .. Thank you, Polina .. we look forward to continuing ..
  3. German Titov
    German Titov 21 March 2016 08: 18
    +3
    A very good article. I live the truth in another Donetsk.
  4. siberalt
    siberalt 21 March 2016 11: 42
    +1
    The profession of a miner has always been one of the most dangerous and honorable. But in the USSR they received almost like ministers. At least there was something to risk.
    1. kotvov
      kotvov 21 March 2016 19: 31
      +1
      But in the USSR they received almost like ministers. At least there was something to risk. ,,
      again for money. I worked both in the Soviet Union and in the Russian Federation as a tuner. The salary is probably 2 times more than at the KBC (worked as a rammer), but at the same combine weavers received a little less than the miners received. But you do not take into account work schedule, I often had to work and on holidays (not to mention weekends) I don’t want to talk about the work itself, but as a kid I remember how the sirens tore up the air, somewhere again an accident, maybe someone died.
  5. revnagan
    revnagan 21 March 2016 11: 46
    0
    Well here. Quote:
    “Everyone who fought for the Motherland is annoyed to realize that there were traitors among their own people. There was a battle with Vlasovites in Gundorovka. From the memoirs of GS Zdanovich, commander of the 203rd rifle division:“… From the side of the German trenches there was suddenly a hurray! ", Several hundred soldiers fled in our direction. At first ours thought that some military unit was breaking through from the enemy rear to their own, so the soldiers did not open fire. But their assumption was quickly dispelled: the traitorous Vlasov were on the attack. They fought with fierce hatred. our fighters are against the traitors to the Motherland! Fifty apostates forever remained lying in the very land that they had betrayed. "
    But it is on this resource that many argue that the Vlasovites did not fight against the Red Army, and this, as it were, takes them out of the concept of "traitor." Like, well, they seem to be traitors, but not quite ... They did not fight against their own people ... And there somewhere they punished ... But again, not against their own ... So, it turns out, they fought! However, I would like to be clear on this issue: did the Vlasovites fought against the Red Army, and if so, where and when?
    1. kot28.ru
      kot28.ru 21 March 2016 12: 09
      +1
      You know, about Vlasovites, I used to have a boss, so he defended himself with foam from Vlasov’s mouth, like Yeltsin! What country did he bad, I don’t know, this country now pays him a good pension and provided him with an apartment, but, like that to his homeland, and his uncle served not somewhere in the taiga in SMEs, only that they looked at when they took this service ... He motivated his attitude towards these individuals with a negative attitude towards the Communists, they say that Vlasov was against the system, I told him so he, supporting Hitler, fought against the country, and he fought for his own, at least counting tricks, but he loves retirement from an unloved country!

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1


Российскому городу Донецку досталась «чёрная капля»: здесь происходит процесс по делу Надежды Савченко. Она, думается, надолго запомнит этот судьбоносный для неё город, впрочем, как и украинский Донецк. Два этих города сплелись жгутом, и мало кто догадывается, какие исторические коллизии здесь происходили. Буду писать о славной истории Донецка, а не о Наде. Буду писать о светлом, а не о тёмном. Хочу посмотреть на эту тему «с обратной стороны луны», ведь практически никто не написал о настоящем деле, которые здесь десятки лет создают тысячи людей, которые составляют костяк нашей страны, её национальное достояние. Больше о преступниках пишем, чем о нормальной жизни.

Донецк был Гундоровкой


В начале войны в 1941 году мужчины станицы ушли на фронт, их жены и матери остались одни. Слабых детей и женщин некому было защитить, накормить. Практически все находили в себе силы работать, чтобы прокормить семью и воевавших солдат. Тыл и фронт были едины. К началу войны в Гундоровке проживало около семи тысяч человек, были созданы два колхоза, и уже начали работать и давать уголь шахты Каменско-Гундоровского угольного района. Считалось за благо, что есть, где работать во время войны, чтобы помочь Родине в борьбе с немецкими оккупантами.

«Буду танкистом, — написал ученик Виктор Неживов. — Сейчас, когда наши чудо-богатыри, красные воины беспощадно истребляют врага, я твердо решил, окончив школу, поступить в бронетанковое училище. Я приложу все свои силы и знания, чтобы на «отлично» овладеть воинской специальностью и оправдать великое звание патриота своей Родины».

Учащиеся школы работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием солдат на фронте, они старались помочь, чем могут, собирали деньги, бельё, вещи.

Из воспоминаний В. М. Харуниной (Колесниковой): «Моя мама, Федора Петровна Колесникова, трудилась в колхозе, старшая сестра умерла от болезни, еще когда наши войска отступали с Украины. Отец был на фронте. Нашей семье приходилось очень тяжело, маму я практически не видела, она все время работала. Когда в Гундоровку пришли немцы, было страшно, они заняли практически все дома».

Оккупация
В июле 1942 года на холмах станицы показались передовые части немцев. В самой Гундоровке расположилась немецкая пехота, а неподалеку, в Шевырёвке, расположилась артиллерия.

Стоящие на квартирах немецкие солдаты по-разному относились к советским жителям. Конечно, в первую очередь они отбирали скот, несмотря на то, что у женщин было по несколько маленьких детей. Солдаты смеялись, когда несчастные матери закрывали грудью вход в погреб. Как вспоминают некоторые жители, офицеры иногда жалели малышей и давали им сахар, но в любую минуту могли и расстрелять. Население пребывало в страхе.

Власовцы

Всем, кто сражался за Родину, досадно осознавать, что среди своих находились предатели. В Гундоровке был бой с власовцами. Из воспоминаний Г. С. Здановича, командира 203-й стрелковой дивизии: «…Со стороны немецких окопов вдруг раздалось «ура!», в нашу сторону бежали несколько сот солдат. Сначала наши подумали, что из вражеского тыла прорывается к своим какая-то воинская часть, поэтому солдаты не открывали огня. Но их предположение быстро рассеялось: в атаку шли предатели-власовцы. С лютой ненавистью дрались наши бойцы с изменниками Родины! Пятьдесят отступников навсегда остались лежать в той самой земле, которую они предали».

Освобождение

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1

После проведенных разведок 14 февраля 1943 года перед рассветом 619-й стрелковый полк под командованием Корниенко Николая Ильича 203-й стрелковой дивизии 63-й армии почти без потерь захватил станицу Гундоровскую.

Советским солдатам сразу же показали место расстрела подростков и их отцов, которые ходили на разведку. Гришу Акулова, Якова Платоновича Акулова, Лёню Воробьева и коммуниста Голикова обнаружили в одной из балок со следами многочисленных пыток.

Оккупация станицы продолжалась около семи месяцев. Но и этого времени хватило, чтобы нанести тяжелый урон.

Но никто не упал духом. В следующую весну в колхозе приступили к севу.
Каждый год 14 февраля в Донецке проводятся митинги в память о погибших при освобождении Гундоровки и Ростовской области.

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1


Военных писем желтизна времён
Строки из писем солдат, которые они писали родственникам в Гундоровку: «Дорогая Нонночка, не беспокойся, скоро врага уничтожим и заживем по-новому, лучше. Адреса у меня нет, пиши в Киев, п/о № 90, до востребования. Целую, Павел. 24 июля, 1941 год».

«Здравствуйте, милая моя семья. Милый друг моей жизни Надечка и мои доченьки Ниночка и Люсечка, дорогая мамаша. Крепко всех целую. Вот чего никогда не думал, что придется в таком возрасте служить, видно, судьба такая. Я вас прошу, милые, молитесь за меня Богу. Хорошая новость, со мной здесь земляк из Каменска Иван Скрыпников, мы с ним всем делимся. Я приготовил посылку, так что ждите, придет в сельсовет. Надеюсь, вернусь. Адреса пока нет. Целую, Цыганков. 31 августа, 1941 год».

«Дорогая моя супруга и дети, сообщаю вам о том, что от вас не получал давно писем, за что объявляю выговор. Очень прошу, напишите, не можете сами, попросите кого-то. Я сам неграмотный и прошу товарища Клепикова, он для меня уделяет время, чтобы вам письмо написать. Хоть несколько слов о том, как живете. Письмо — самая из дома лучшая радость. Стоят ли у вас бойцы? Как корова, отелилась или нет? Желаю вам всего хорошего, привет родным и знакомым. Георгий Бубличенко. Март, 1942 год».

Центр контрреволюции — уничтожить!

В декабре 1945 года станица Гундоровская была преобразована в рабочий поселок, а 15 декабря 1951 года — в город Гундоровка в составе Каменского района. О том, как выглядела Гундоровка в 1951 году, мы можем прочитать у корреспондента газеты «Правда Ильича» В.Северского: "Особенно прекрасна Гундоровка ночью. Когда спускаются сумерки, в поселке загораются тысячи электрических огней, гудят паровозы, громыхая, уходят с шахт эшелоны, гружённые коксующимся углем. Бурно кипит, клокочет жизнь».

Председатель исполкома Каменского областного совета А. Гриценко излагал в объяснительной записке председателю Верховного Совета РСФСР М. П. Тарасову причины переименования города Гундоровка в город Донецк следующим образом: «Бывшая станица Гундоровская, вошедшая в состав города Гундоровка и явившаяся основанием названия нового шахтёрского города, составляет менее 10 процентов количества домовладений и ещё меньший процент городского населения, к тому же станица отстоит от центра города на расстоянии в восемь километров. Всё это вносит чрезвычайно большую путаницу как в отправке, так и в получении корреспонденции и создает большие неудобства в административном управлении города. Кроме того, станица Гундоровка (так в официальном тексте) в прошлом явилась центром контрреволюционных генералов (Краснова, Каледина и Деникина), где они формировали свои белогвардейские части для борьбы с Красной Армией.

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1

В период легендарного наступления Красной Армии на Царицын, гундоровские белоказаки пытались помешать этому наступлению. С этой целью они организовали нападение на железнодорожную линию, связывающую узловую железнодорожную станцию Лихая с г. Каменском. Всё это, вместе взятое, вызывает законное недовольство у трудящихся города, шахтеров старым названием города, ничего не имеющих общего с его нехорошим прошлым.

Помимо этого город Гундоровка по своему географическому положению расположен на берегу судоходной реки Северский Донец, что вполне соответствует его будущему названию — «Донецк».

Так, 30 июня 1955 года на карте нашей страны появился новый город Донецк, единственный с таким названием в Советском Союзе до 1961 года. После 1961 года, по известному постановлению двадцать второго съезда КПСС, все города, носившие имя бывшего вождя всех народов, переставшего быть великим, получили новые названия. Так, бывший областной центр в Украинской ССР город Сталино был переименован в город Донецк.

Административному центру области дали подобное новое название потому, что он находился в Донбассе, то есть в Донецком угольном бассейне. В то время никого не смущало, что сразу два города носят одно и то же название. Ведь одноимённых городов — полных тезок — в Советском Союзе было несколько десятков.

Фронтовик-редактор

С 1 января 1956 года стала выходить городская газета. Название ей дали исключительно в партийном духе — «Донецкая правда». Первым редактором этой газеты был Иван Антонович Дремлюга, скромный человек интересной судьбы, о котором все сотрудники городской газеты, многие и штатные, и нештатные корреспонденты вспоминают с большим уважением. Иван Антонович был фронтовиком, артиллеристом, воевал в 1941-1942 годах под Москвой в составе взвода противотанковых пушек «сорокопяток».

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1

Он редко публиковал свои личные воспоминания. Но из тех, которые удалось прочесть, становилось ясно, что фронтового лиха в самом пекле и на передовой он хлебнул сполна. Многим путевку в творческую жизнь дал именно Иван Антонович, посмотрев и напечатав первые маленькие заметки и рассказики, которые писали школьники. Единственная городская газеты получила в свое распоряжение простейшее оборудование: это была одна строкоотливная машина (линотип), две плоскопечатных машины и наборная касса.

С большими трудностями рождался каждый номер газеты. Из-за слабого напряжения в городской электросети плохо работала строкоотливная машина (линотип), металл застывал, и не отливались строки.

В этом же номере газеты подводились итоги ушедшего 1955 года. Года, когда на карте страны появился город Донецк. Вступила в строй действующих предприятий шахта «Юго-Западная» № 1-бис. Осваивая производственную мощность, горняки шахты успешно выполнили план угледобычи. Было закончено строительство Дворца культуры на 530 мест и летнего кинотеатра на 500 мест. За год работы кинотеатры города посетило более 600 тысяч зрителей. План по валовому сбору киноустановками был успешно выполнен на 139,9 процента.

К ноябрю 1953 года город Гундоровка Каменского района по числу поселков и их расположению обрел нынешний вид. Цепочка терриконов вдоль дороги, ведущей в соседний Краснодонский район Украинской ССР на юго-запад, центральная часть города, состоящая из двух площадок — первой и второй, и разбросанные в степи остатки хуторов бывшего юрта станицы Гундоровской.

Донецк. Уничтожить центр контрреволюции. Часть 1

Интересная звуковая деталь городской жизни 50-х годов. Во время пересмены на шахтах, погрузочно-транспортном управлении и на Гундоровской центральной обогатительной фабрике раздавались призывающие на работу протяжные гудки. И горе было тому, кто по гудку не окажется на своем рабочем месте. На предприятиях работали ещё те, кто помнил, что за пятнадцатиминутное опоздание в военные годы можно было угодить как минимум на три месяца, а то и на год в тюрьму.

А ещё над донецкой степью разносились тревожные звуки сирены военизированного горноспасательного отряда. Причем когда менялись расчёты горноспасателей, эти звуки были короткими и подавались они только для проверки работы сирены.

А вот когда вой сирены был длинным и протяжным, с несколькими завывающими нарастаниями, то для всех это значило — жди беды. Где-то на какой-то шахте случилась авария, и шахтерские жены с тревогой выглядывали из своих дворов — в какую сторону поехали машины горноспасателей. Не в сторону ли той шахты, где работал муж или отец, брат или сын?

В памятном для жителей города 1955 году в Донецке работали шесть угольных шахт, которые добывали в среднем за сутки 4 227 тонн угля, из них 3 496 тонн коксующегося. К 40-летию советской власти, к ноябрю 1957 года, трест «Донецкуголь» стал добывать 6 094 тонны каждые сутки, из них 5 069 тонн коксующихся углей.

Основной задачей являлась добыча угля и его обогащение. Этим занимались семь действующих и три строящихся шахты. Главная цель — добыть как можно больше черного золота. Особенности добычи угля в те далекие годы — это последовательные, чётко разграниченные операции, которые выполнялись отдельными горняками.

Помимо основных профессий механизаторов, врубмашинистов, комбайнёров, наиболее многочисленную часть составляли навалоотбойщики, непосредственно добывающие уголь. Затем в шахту шли переносчики транспортёра, отдельно — посадчики. В результате последовательности этих операций очень часто одни сидели, ожидая, когда выйдут предыдущие. Этот недостаток так и назывался «пересидкой». Позже, конечно же, пришли к организации более современной технологии труда благодаря созданию комплексных бригад. Особняком всегда шли самые смелые и почетные — проходчики, далее — крепильщики, работники внутришахтного транспорта, большой отряд электрослесарей, ремонтников и монтажников, работников вентиляции и техники безопасности, водоотлива и т. д. Одним словом, шахты по добыче угля, особенно в нашем городе (из-за взрывоопасности, внезапных выбросов они классифицировались как «сверхкатегорийные»), представляли не только тяжелое и опасное, но и весьма сложное производство.

Продолжение следует…
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. MarKon 21 марта 2016 07:02
    Не знал) Интересное дополнение
  2. parusnik 21 марта 2016 07:45
    Ведь одноимённых городов — полных тезок — в Советском Союзе было несколько десятков. ..Кстати, в Донецкой области, под Донецком,есть село Темрюк, тезка моего города откуда оно там взялось , не знаю..Даже окей Гугл ответить не может..Спасибо, Полина..ждём продолжения..
  3. German Titov 21 марта 2016 08:18
    Очень хорошая статья. Живу правда в другом Донецке.
  4. сибиралт 21 марта 2016 11:42
    Профессия шахтера всегда относилась к наиболее опасным и почетным. Но в СССР они и получали почти как министры. Хотя бы было за что рисковать.
    1. kotvov 21 марта 2016 19:31
      Но в СССР они и получали почти как министры. Хотя бы было за что рисковать.,,
      опять за деньги.я работал и в Советском Союзе,и в Российской Федерации проходчиком.зарплата наверно в 2-а раза больше чем на ХБК(работал набойщиком)но на том же комбинате ткачихи получали чуть меньше,чем получали шахтеры .но вы не учитываете график работ,частенько приходилось работать и по праздникам(не говоря о выходных)о самой работе не хочу говорить,но пацаном помню как сирены разрывали воздух-где-то опять авария,возможно кто-то погиб.
  5. revnagan 21 марта 2016 11:46
    Ну вот.Цитата:
    "Всем, кто сражался за Родину, досадно осознавать, что среди своих находились предатели. В Гундоровке был бой с власовцами. Из воспоминаний Г. С. Здановича, командира 203-й стрелковой дивизии: «…Со стороны немецких окопов вдруг раздалось «ура!», в нашу сторону бежали несколько сот солдат. Сначала наши подумали, что из вражеского тыла прорывается к своим какая-то воинская часть, поэтому солдаты не открывали огня. Но их предположение быстро рассеялось: в атаку шли предатели-власовцы. С лютой ненавистью дрались наши бойцы с изменниками Родины! Пятьдесят отступников навсегда остались лежать в той самой земле, которую они предали»."
    А ведь именно на этом ресурсе многие утверждают,что власовцы не воевали против Красной армии,и это как бы выводит их из понятия "предатель".Типа,ну вроде бы и предатели,но вот и не совсем...Против своих то не воевали...А там где то карательствовали...Но опять же -не против своих...Так что ,оказывается,воевали!Однако хотелось бы ясности в этом вопросе:воевали ли против Красной армии власовцы,и если да,то где и когда?
    1. kot28.ru 21 марта 2016 12:09
      Знаете,по поводу власовцев,был у меня раньше начальник,так он с пеной изо рта власовцев защищал,как и ельцина!Что ему плохого сделала страна-не знаю,эта страна теперь платит ему неплохую пенсию и обеспечила квартирой,но,вот так относиться к своей Родине,а служил дядя не где-нибудь в тайге в МСП,только вот куда смотрели,когда брали на службу такое...Мотивировал свое отношение к сим особям отрицательным отношением к коммунистам,мол,власов был против системы,я ему-так он ,поддерживая Гитлера,воевал против страны,а тот-за свое,хоть кол теши,однако пенсию он от нелюбимой страны ой как любит!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня