Military Review

Project anti-ship missiles KSS

3
Since the end of the forties, several organizations led by OKB-293 have been developing the Cruise anti-ship missile 15XM "Storm". For various reasons, technical, administrative and other characters, the project did not lead to the emergence of a new weapons for fleet. In early 1953, OKB-293 was disbanded, transferring part of the departments and the plant to KB-1. A few months later, a proposal appeared to resume work on the Storm, but it was rejected. The leadership of the industry and the armed forces found that it would take several years to fully bring the 15XM rocket. At the same time, a preliminary draft of a system for a similar purpose already existed. It was decided to finally abandon the Storm and concentrate on an alternative project.


In 1953, the airborne KS-1 “Comet” cruise missile, which was proposed for the destruction of various types of surface targets, was adopted for service. This product had sufficiently high characteristics that could make it a reliable and effective weapon, and not only for marine aviation. Soon after the adoption of the Comet system, the study of the prospects of the KS-1 product as a base for arming other platforms began. First of all, the possibility of installing the "Comet" on ships and special coastal launchers was considered. In the future, this led to the emergence of several interesting projects. Some of them went into operation, while others could not be removed from the test stage.

Work on new weapons based on the KS-1 was launched in accordance with the decision of the Council of Ministers, released in April 1954. The country's leadership demanded the development of anti-ship missile systems of sea and coast-based. They received the symbols KSS and "Arrow". The design was entrusted to two organizations that already had experience in creating guided weapons: KB-1 and OKB-155. The latter, it should be noted, performed most of the work on the Comet project, and therefore he was entrusted with the further development of this rocket. In the future, this allowed us to speed up the work and get the expected results in the shortest possible time.


Scheme rocket KCC. Figure Shirokorad AB Weapons of the domestic fleet. 1945-2000.


According to the plans of the early fifties, in the near future the navy was to receive several light cruisers of the 67 project, equipped with a new type of anti-ship missile system. The basis of the promising missile system was to be the KSS rocket (“Comet - Projectile Aircraft”). To control the rocket, it was proposed to use the ship’s regular radio electronic systems and the new Quiver equipment. This project did not lead to any significant results, but is of great interest. In addition, he allowed to study some features of the use of missiles, which further helped with the creation of new weapons.

The KCC complex should consist of several basic elements. They were a guided cruise missile, a launcher for it, and a set of electronic equipment designed to control shooting, interact with other ship systems, etc. According to reports, all the electronics of the complex was built on the basis of the existing components and assemblies. The launcher had to be developed from scratch, and the KSS rocket was proposed to be made on the basis of the existing KS-1 product.

The development of the Kometa - Projectile rocket was one of the simplest stages of the new project. The base rocket KS-1 has already managed to pass all the tests and entered into service with naval aviation. Thus, the available units no longer required verification. At the same time, however, it was required to provide a new way to take off. The airborne “comet” was dropped from a carrier aircraft at a certain height with a certain initial speed, and the new KSS would have to accelerate and gain altitude independently or with the help of some additional aggregates: a launcher, a starting engine, etc. Thus, a solution to the startup problem was required.

This issue was resolved fairly quickly. To start the KCC proposed to use the rail starting guide and the starting solid-fuel accelerator. In the tail section of the rocket, mounts for a propulsion engine of the type SPRD-15 appeared, up to 40 tons, sufficient for the initial acceleration of the rocket. In addition, the means of attaching the rocket to the launcher were changed: the base CS-1 was suspended under the wing of the carrier, and the sea CSS should start from a beam system installed with the required angle of elevation.


Rocket KS-1 "Comet" under the wing of the Tu-16. Photo of Wikimedia Commons


The rest of the guided missile remained the same. Like the KS-1, it received a streamlined, elongated fuselage with a frontal air intake, resembling units of the MiG-15 fighter. The total length of the rocket reached 8,5 m. It was equipped with an arrow-shaped wing with a span of 4,7 m, as well as an arrow-shaped keel with an intermediate stabilizer. To reduce the size of the rocket in the transport position, the wing received hinges for folding by turning it upwards. In the rear fuselage also provided for mounting for additional vertical tail. The starting weight of the product was 3419 kg, including 479 kg of powder accelerator.

The rocket retained the main engine of the prototype. In this capacity, a turbojet RD-500K engine was used, up to 1500 kg. The fuel system had several tanks with a total capacity of 320 l. A similar supply of fuel allowed the rocket to fly a distance of 100 km. At the same time, the real range of the use of weapons depended on other parameters, primarily on the characteristics of radar stations for detection and guidance. Such means of that time did not differ in high performance, because of which the launch of the KSS over long distances was not possible.

KCC has used a proven and proven guidance system. In the first part of the trajectory, the rocket was supposed to move, taking the signal from the radar guidance and adjusting its position in space. At the same time, the receiver and the barometric altimeter worked. This mode of operation of the equipment was designated by the letter "A". Mode "B" was activated at a distance of several tens of kilometers from the target. Turning to the second mode, the equipment should have captured the target using its own radar homing head. In this case, the carrier highlighted the target, and the GOS received the reflected signal and it should have guided a rocket.

Inside the fuselage of the rocket, a high-explosive warhead weighing 860 kg was placed, sufficient to defeat various ships and conventional enemy ships. The warhead was equipped with a contact fuse, with which it was provided undermining when touching the target.


Scheme launcher CM-58. Figure Shirokorad AB Weapons of the domestic fleet. 1945-2000.


To use the new rocket on advanced warships, the CM-58 turret launcher was developed. She had two guides for missiles of length 12 m and could be induced in azimuth. The elevation angle of the guides was determined in advance and did not change - 10 °. The main tower of the installation had a reservation able to protect the crew and the missiles from some attacks. The installation could be completed with two versions of the cellars for the ammunition with missile systems for launching the launcher. Thus, the nasal ship launcher could receive 11 ammunition of missiles, aft - up to eight.

The calculated method of using the KSS missiles of the prospective anti-ship complex looked as follows. With the help of standard detection means the carrier ship was supposed to monitor the surrounding space. Having found the target, he had to take it on accompaniment and begin preparations for the launch of the missiles. From the corresponding cellar on the rail launcher should submit a rocket. After that, the installation was directed towards the target and launched. By the time of launch, the KSS turbojet engine was supposed to work on take-off mode, however, it was proposed to descend from the guide due to thrust from the solid-fuel accelerator.

The objective of the product SPRD-15 was the rise and initial acceleration of the rocket. After the charge burned, the starting engine was suggested to be shot off. Next, the rocket had to fly to the target independently using a turbojet engine, using different modes of operation of the equipment. After the launch of the rocket, the task of the carrier ship was to accompany the target and to highlight it with the help of the corresponding radar. In the automatic mode, the KSS rocket had to go out to the guidance signal and then work in the “A” mode. At the same time, the flight altitude was of the order of 400 m, the speed was about 1050 km / h, and the direction to the target was kept.

At a distance of the order of 15-20 km from the target, the power of the backlight radar signal reflected by it allowed the rocket's GOS to capture. Further, the work was carried out in the “B” mode with a pointing at the source of the reflected signal until the rocket hit it. The KSS missile, weighing about 2,5-2,8 t, flying at speeds in excess of 1000 km / h, should have caused serious damage to the target, even at the expense of its energy. In addition, the destruction was intensified by undermining the 860-kg warhead. Thus, one KSS missile could inflict significant damage on any ship, even a relatively large one, and the successful hit of several could lead to its guaranteed death.


The cruiser "Admiral Nakhimov" in 1958, after the completion of the tests. Nose tower unlocked launcher filmed. Photo Tsushima.ru/forums


Thanks to the use of a ready-tested tested rocket, the project of an anti-ship complex with an KSS missile was developed in a relatively short time. Already in the year 1955 was ready a full package of technical documentation, which should be used in the preparation of carrier ships. In the same year, an order was issued to re-equip one of the existing ships into the carrier of promising missiles.

As the first carrier of cruise missiles, which was to participate in the trials, the light cruiser “Admiral Nakhimov” of the 68-bis project was chosen. This ship was laid in 1950, launched in 51, and in March 53 became part of the Black Sea Fleet. In 1955, it was decided to re-equip this cruiser with the new 67-EP project, which included the installation of launch equipment and new electronics for the use of KSS missiles. To simplify the rework, the 67-EP project implied the use of new units of relatively simple design.

Due to the experimental nature of the rework, the cruiser “Admiral Nakhimov” has undergone unusual changes. His nose tower was deployed at 90 ° and welded to barbet in this position. Guns blocked at elevation angle 45 °. Directly in front of the tower on the bow of the ship secured the launcher for the KSS rocket. In the middle part of the superstructure, two hangars were placed on two missiles each. Between the hangars and the launcher, paved rail tracks for transport trucks, with the help of which it was proposed to deliver missiles to the ship’s nose.


Side view of the cruiser "Admiral Nakhimov" in the version "67-SI" with a bow launcher CM-58. Figure Bastion-karpenko.ru


The following ships of the 67 project were planned not to be re-equipped from existing cruisers, but to be built from scratch. The main difference between these ships and the 68-bis cruisers was the presence of two CM-58 launchers in front of and behind the superstructure. In 1959, the lead cruiser of the new type, the Admiral Kornilov, was to enter service. On 61, the fourth ship was scheduled for delivery. By the beginning of the construction of new cruisers, it was planned to complete all the tests with the participation of "Admiral Nakhimov."

The first launch of the KSS missile from the Admiral Nakhimov spacecraft took place on January 22, 1956. Later, several more shootings were conducted, during which the behavior of the missiles in the early stages of flight and other features of the promising complex were studied. In early June, launched the second phase of testing, during which the cruiser launched missiles on a conditional target. In order to avoid its destruction, the KSS carried an inert warhead.

Before the start of winter, 17 conducted test launches on a shield target, most of which ended in success. The achievement of positive results was facilitated by the use of ready-made components and assemblies: the authors of the project needed to bring only a few systems, while others had already passed all the checks and met the requirements.

2 December 1956 of the Year "Admiral Nakhimov" started the next shooting. This time seven missiles with a high-explosive warhead were used. The decommissioned cruiser "Stalingrad" of the 82 project was used as a target. The last start of this stage was held on December 22.


Side view of the cruiser of the 67 Ave. with two launchers. Figure Bastion-karpenko.ru


The testing of KSS missiles as part of the Quiver complex on the Admiral Nakhimov cruiser took 11 months. During this time, the 24 rocket was used. 20 start-ups were recognized successful, thanks in part to the defeat of the training goal. Such results opened the way for the KCC to a great future and fleet operation.

In 1957, it was intended to send a missile cruiser to the next modernization. Now he was asked to remove the nose towers with underdeck units, instead of which an experienced CM-58 launcher should be mounted, along with missile storage and supply systems. A similar project to re-equip the light cruiser received the designation 67-SI - "Joint tests". As is clear from the name of the project, in the very near future it was planned to begin a new phase of inspections, as a result of which the missile system could be recommended for adoption.

However, all these plans were never implemented. In the mid-fifties, the armed forces of the Soviet Union were engaged in conducting major reforms, implying the reorganization of various structures, the rejection of some weapons and the development of others. Among others, some projects of promising systems for the Navy came under reduction. One of them turned out to be the 67 missile cruiser project.

Due to numerous disputes in the highest circles, the implementation of the KCC project and the construction of new type of ships were in doubt. Some representatives of the military and political leadership believed that ships like the "Admiral Nakhimov" no longer have real prospects and should be decommissioned, and the construction of new similar cruisers is inappropriate. In addition, there was an insufficiently high potential of KSS missiles when working on surface targets with a displacement of more than 15-18 thousand tons. Thus, clouds were constantly gathering over the new project.


The cruiser "Admiral Nakhimov" after the cancellation. Photo Tsushima.ru/forums


As a result of disputes and discussions among the commanders, by the end of 1956, the production of working drawings for the 67-SI project had virtually ceased. This, in particular, did not allow to proceed to the next modernization of the carrier ship of the missiles and blocked the continuation of work on the KSS project. Over the next few months, the prospects for the new missile complex were vague and repeatedly became the subject of controversy.

Point in stories The KCC project was delivered in July 1957. The result of the next meeting of the Council of Ministers was a resolution that stopped all current work on prospective cruisers with guided missile weapons. The development of the 67 project and the construction of such ships were finally canceled, and the KSS cruise missile project was halted. Further work in the future direction should be continued in the framework of other projects.

All materials on the rocket KSS went to the archive, but the developments were not in vain. A few years before the closure of this project, along with the KSS project, the coast-based Strela system was developed. It was also proposed to equip it with a guided cruise missile based on an aviation KS-1. Thus, some of the main developments on the KSS were implemented in parallel in the Strela and found application, as well as reached mass production and operation in the troops.

The cruiser "Admiral Nakhimov" suffered a different fate. After the completion of the new project, the ship returned some of the available capabilities, which allowed him to return to the service. However, in the middle of 1960, he was expelled from the Navy, after which the ship waited for recycling.


Launcher and rocket of the Sopka C-2 coastal mobile complex. Photo of Wikimedia Commons


Ironically, the only carrier of the new type of anti-ship missiles in the 1961 year was the target for the same weapon, but created in the course of another project. In June, the 61-th cruiser “Admiral Nakhimov” was taken to one of the ranges of the Black Sea Fleet, where it was attacked by the Strela missile complex П-1, installed on the destroyer “Prosperous” of the 56-M project. The P-1 / KSSh missile hit the target with serious damage, due to which it almost sank. However, the cruiser was rescued and returned to base. Soon he was transferred to the break.

Due to the changing views of the command, the KSS cruise anti-ship missile, designed to arm surface ships, has not left the test stage. Thus, the KCC project turned out to be the most unlucky representative of the family of weapons created on the basis of the Kometa KS-1 aviation missile. In parallel with it, the Strela stationary coastal missile system was developed, and later the Sopka mobile coastal system appeared. Both of these complexes included missiles created on the basis of the aviation “Kometa” and for some time were in service, ensuring the protection of the maritime frontiers of the country.

The decision to discontinue 67 family projects had some impact on the further development of domestic warships with guided missile weapons. However, the development of this direction has not stopped. The result of further work was the emergence of a large number of anti-ship missiles for ships, aircraft and coastal complexes.


Based on:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bratishka.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://armoredgun.org/
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Shirokorad A.B. The history of aviation weapons. Short essay. - Minsk: “Harvest”, 1999
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 31 March 2016 08: 44
    +2
    Yes, the coastal missile systems "Sopka / Strela" mentioned here left a noticeable mark in the "missile history" of our Armed Forces. Missile systems were also used in the war between Egypt and Israel ... And in Crimea, as one friend of mine claimed, there were They were finally eliminated only after Ukraine "gained independence."
  2. Amurets
    Amurets 31 March 2016 09: 56
    0
    Author plus. But I want to add this link.
    http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kc-1/kc-1.shtml
  3. Shelest2000
    Shelest2000 31 March 2016 18: 10
    +1
    There is a book by Shirokorad "The Fleet That Destroyed Khrushchev." The moment of development and adoption of anti-ship missiles is described in an interesting way.

Проект противокорабельной ракеты КСС

С конца сороковых годов несколько организаций во главе с ОКБ-293 занимались созданием крылатой противокорабельной ракеты 15ХМ «Шторм». В силу различных причин технического, административного и других характеров проект не привел к появлению нового оружия для флота. В начале 1953 года ОКБ-293 расформировали, передав часть отделов и завод в ведение КБ-1. Через несколько месяцев появилось предложение возобновить работы по «Шторму», однако оно было отклонено. Руководство промышленности и вооруженных сил выяснило, что для полноценного доведения ракеты 15ХМ понадобится несколько лет. При этом уже существовал предварительный проект системы аналогичного назначения. Было решено окончательно отказаться от «Шторма» и сосредоточить силы на альтернативном проекте.

В 1953 году на вооружение была принята крылатая ракета КС-1 «Комета» воздушного базирования, предлагавшаяся для уничтожения надводных целей различных типов. Это изделие имело достаточно высокие характеристики, которые могли сделать его надежным и эффективным оружием, причем не только для морской авиации. Вскоре после принятия на вооружение системы «Комета» стартовало изучение перспектив изделия КС-1 в качестве базы для вооружения других платформ. Прежде всего, рассматривалась возможность установки «Кометы» на корабли и специальные береговые пусковые установки. В дальнейшем это привело к появлению нескольких интереснейших проектов. Часть их дошла до эксплуатации, а прочие так и не удалось вывести из стадии испытаний.

Работы по новому оружию на базе КС-1 стартовали в соответствии с постановлением Совмина, вышедшего в апреле 1954 года. Руководство страны требовало разработать противокорабельные ракетные комплексы морского и берегового базирования. Они получили условные обозначения КСС и «Стрела». Проектирование поручили двум организациям, уже имевшим опыт создания управляемого оружия: КБ-1 и ОКБ-155. Последнее, следует отметить, выполнило большую часть работ по проекту «Комета», поэтому ему и доверили дальнейшее развитие этой ракеты. В дальнейшем это позволило ускорить работы и получить ожидаемые результаты в самые краткие сроки.


Проект противокорабельной ракеты КСС
Схема ракеты КСС. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.


По планам начала пятидесятых годов, в ближайшем будущем военно-морской флот должен был получить несколько легких крейсеров проекта 67, оснащенных противокорабельным ракетным комплексом нового типа. Основой перспективного ракетного комплекса должна была стать ракета КСС («Комета – самолет-снаряд»). Для управления ракетой предлагалось использовать штатные радиоэлектронные системы кораблей и новую аппаратуру «Колчан». Этот проект не привел к каким-либо значительным результатам, но представляет большой интерес. Кроме того, он позволил изучить некоторые особенности применения ракет, что в дальнейшем помогло с созданием нового оружия.

Комплекс КСС должен был состоять из нескольких основных элементов. Это были управляемая крылатая ракета, пусковая установка для нее и набор радиоэлектронного оборудования, предназначенного для управления стрельбой, взаимодействия с другими системами корабля и т.д. По имеющимся данным, вся электроника комплекса строилась на базе имеющихся узлов и агрегатов. Пусковую установку пришлось разрабатывать с нуля, а ракету КСС предложили делать на базе существующего изделия КС-1.

Разработка ракеты «Комета – самолет-снаряд» была одним из самых простых этапов нового проекта. Базовая ракета КС-1 уже успела пройти все испытания и поступала на вооружение морской авиации. Таким образом, имеющиеся агрегаты уже не требовали проверки. При этом, однако, требовалось обеспечить новый способ взлета. «Комета» воздушного базирования сбрасывалась с самолета-носителя на определенной высоте с некоторой начальной скоростью, а новой КСС пришлось бы разгоняться и набирать высоту самостоятельно или при помощи неких дополнительных агрегатов: пусковой установки, стартового двигателя и т.д. Таким образом, требовалось решение проблемы запуска.

Этот вопрос был решен довольно быстро. Для запуска КСС предложили применять рельсовую пусковую направляющую и стартовый твердотопливный ускоритель. В хвостовой части ракеты появились крепления для стартового двигателя типа СПРД-15 тягой до 40 т, достаточной для первоначального разгона ракеты. Кроме того, были изменены средства крепления ракеты на пусковом устройстве: базовая КС-1 подвешивалась под крылом носителя, а морская КСС должна была стартовать с балочной системы, установленной с нужным углом возвышения.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Ракета КС-1 "Комета" под крылом самолета Ту-16. Фото Wikimedia Commons


В остальном управляемая ракета оставалась прежней. Как и КС-1, она получала обтекаемый вытянутый фюзеляж с лобовым воздухозаборником, напоминающий агрегаты истребителя МиГ-15. Общая длина ракеты достигала 8,5 м. Она оснащалась стреловидным крылом размахом 4,7 м, а также стреловидным килем со среднерасположенным стабилизатором. Для уменьшения габаритов ракеты в транспортном положении крыло получило шарниры для складывания поворотом вверх. В хвостовой части фюзеляжа также предусматривались крепления для дополнительного вертикального оперения. Стартовый вес изделия составлял 3419 кг, включая 479 кг порохового ускорителя.

Ракета сохранила маршевый двигатель прототипа. В этом качестве использовался турбореактивный двигатель РД-500К тягой до 1500 кг. Топливная система имела несколько баков общей емкостью 320 л. Подобный запас топлива позволял ракете лететь на расстояние до 100 км. При этом реальная дальность применения оружия зависела от иных параметров, прежде всего от характеристик радиолокационных станций обнаружения и наведения. Подобные средства того времени не отличались высокими характеристиками, из-за чего пуск КСС на большие дальности не представлялся возможным.

КСС использовала уже отработанную и проверенную систему наведения. На первой части траектории ракета должна была двигаться, принимая сигнал с РЛС наведения и корректируя свое положение в пространстве. При этом работали приемник и барометрический высотомер. Такой режим работы аппаратуры обозначался литерой «А». Режим «Б» включался на расстоянии в несколько десятков километров от цели. Переходя на второй режим, аппаратура должна была захватывать цель при помощи собственной радиолокационной головки самонаведения. В таком случае носитель подсвечивал цель, а ГСН принимала отраженный сигнал и по нему должна была наводить ракету.

Внутри фюзеляжа ракеты расположили фугасную боевую часть весом 860 кг, достаточную для поражения различных кораблей и судов условного противника. Боевая часть оснащалась контактным взрывателем, при помощи которого обеспечивался подрыв при касании цели.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Схема пусковой установки СМ-58. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.


Для использования новой ракеты на перспективных боевых кораблях была разработана башенная пусковая установка СМ-58. Она имела две направляющие для ракет длиной 12 м и могла наводиться по азимуту. Угол возвышения направляющих был определен заранее и не менялся – 10°. Основная башня установки имела бронирование, способное защитить расчет и ракеты от некоторых атак. Установка могла комплектоваться двумя вариантами погребов для боезапаса с системами подачи ракет на пусковую установку. Так, носовая пусковая установка корабля могла получать боекомплект 11 ракет, кормовая – до восьми.

Расчетный метод применения ракет КСС перспективного противокорабельного комплекса выглядел следующим образом. При помощи штатных средств обнаружения корабль-носитель должен был следить за окружающим пространством. Найдя цель, он должен был брать ее на сопровождение и начинать подготовку к запуску ракет. Из соответствующего погреба на рельсовую пусковую установку следовало подавать ракету. После этого выполнялось наведение установки в сторону цели и запуск. К моменту пуска турбореактивный двигатель КСС должен был работать на взлетном режиме, однако сход с направляющей предлагалось осуществлять за счет тяги твердотопливного ускорителя.

Задачей изделия СПРД-15 были подъем и первоначальный разгон ракеты. После сгорания заряда стартовый двигатель предлагалось отстреливать. Далее ракета должна была лететь к цели самостоятельно при помощи турбореактивного двигателя, используя разные режимы работы аппаратуры. После пуска ракеты задача корабля-носителя заключалась в сопровождении цели и осуществлении ее подсвета при помощи соответствующей РЛС. В автоматическом режиме ракета КСС должна была выйти на сигнал наведения и далее работать в режиме «А». При этом сохранялась высота полета порядка 400 м, скорость около 1050 км/ч и удерживалось направление на цель.

На расстоянии порядка 15-20 км от цели мощность отраженного ей сигнала РЛС подсвета позволяла ГСН ракеты произвести захват. Далее работа велась в режиме «Б» с наведением на источник отраженного сигнала вплоть до попадания ракеты в него. Ракета КСС, весом порядка 2,5-2,8 т, летящая со скоростью свыше 1000 км/ч, должна была наносить серьезные повреждения цели даже за счет своей энергии. Кроме того, разрушения усиливались подрывом 860-кг боевой части. Таким образом, одна ракета типа КСС могла нанести любому кораблю, даже сравнительно крупному, значительные повреждения, а успешное попадание нескольких могло приводить к его гарантированной гибели.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Крейсер "Адмирал Нахимов" в 1958 году, после завершения испытаний. Носовая башня разблокирована, пусковая установка снята. Фото Tsushima.ru/forums


Благодаря использованию готовой испытанной ракеты, проект противокорабельного комплекса с ракетой КСС был разработан в сравнительно малые сроки. Уже в 1955 год был готов полный пакет технической документации, который следовало использовать при подготовке кораблей-носителей. В том же году появился приказ о переоборудовании одного из имеющихся кораблей в носитель перспективных ракет.

В качестве первого носителя крылатых ракет, которому предстояло участвовать в испытаниях, был выбран легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68-бис. Этот корабль был заложен в 1950 году, спущен на воду в 51-м, а в марте 53-го вошел в состав Черноморского флота. В 1955 году было принято решение переоборудовать этот крейсер по новому проекту 67-ЭП, подразумевавшему установку пускового оборудования и новой электроники для применения ракет КСС. Для упрощения переделки проект 67-ЭП подразумевал применение новых агрегатов сравнительно простой конструкции.

Ввиду экспериментального характера переделки крейсер «Адмирал Нахимов» подвергся необычным изменениям. Его носовую башню развернули на 90° и в таком положении приварили к барбету. Орудия заблокировали при угле возвышения 45°. Непосредственно перед башней на носу корабля закрепили пусковую установку для ракеты КСС. В средней части надстройки разместили два ангара на две ракеты каждый. Между ангарами и пусковой установкой проложили рельсовые пути для транспортировочных тележек, при помощи которых ракеты предлагалось доставлять на нос корабля.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Боковая проекция крейсера "Адмирал Нахимов" в варианте "67-СИ" с носовой пусковой установкой СМ-58. Рисунок Bastion-karpenko.ru


Следующие корабли проекта 67 планировалось не переоборудовать из имеющихся крейсеров, а строить с нуля. Главным отличием таких кораблей от крейсеров проекта 68-бис было наличие двух пусковых установок СМ-58 перед и позади надстройки. В 1959 году в строй должен был войти головной крейсер нового типа «Адмирал Корнилов». На 61-й запланировали сдачу четвертого корабля. К началу строительства новых крейсеров планировалось закончить все испытания с участием «Адмирала Нахимова».

Первый запуск ракеты КСС с корабля «Адмирал Нахимов» состоялся 22 января 1956 года. В дальнейшем были проведены еще несколько стрельб, в ходе которых изучалось поведение ракет на ранних этапах полета и другие особенности перспективного комплекса. В начале июня стартовал второй этап испытаний, в ходе которого крейсер запускал ракеты по условной мишени. Во избежание ее разрушений КСС несли инертную боевую часть.

До начала зимы провели 17 пробных запусков по мишени-щиту, большая часть которых завершилась успехом. Достижению положительных результатов способствовало применение готовых узлов и агрегатов: авторам проекта требовалось довести лишь несколько систем, тогда как другие уже прошли все проверки и соответствовали предъявляемым требованиям.

2 декабря 1956 года «Адмирал Нахимов» приступил к очередным стрельбам. На этот раз были применены ракеты с фугасной боевой частью в количестве семи единиц. В качестве мишени использовался списанный крейсер «Сталинград» проекта 82. Последний пуск этого этапа провели 22 декабря.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Боковая проекция крейсера пр. 67 с двумя пусковыми установками. Рисунок Bastion-karpenko.ru


Испытания ракет КСС в составе комплекса «Колчан» на крейсере «Адмирал Нахимов» заняли 11 месяцев. За это время было использовано 24 ракеты. 20 пусков признали успешными, в том числе благодаря поражению учебной цели. Такие результаты открывали проекту КСС дорогу к большому будущему и эксплуатации флотом.

В 1957 году предполагалось отправить крейсер-носитель ракет на очередную модернизацию. Теперь с него предлагалось снять носовые башни с подпалубными агрегатами, вместо которых следовало смонтировать опытную пусковую установку СМ-58 вместе с системами хранения и подачи ракет. Подобный проект переоснащения легкого крейсера получил обозначение 67-СИ – «Совместные испытания». Как понятно из названия проекта, в самое ближайшее время планировалось начать новый этап проверок, по результатам которых ракетный комплекс мог быть рекомендован к принятию на вооружение.

Тем не менее, все эти планы так и не были реализованы. В середине пятидесятых годов вооруженные силы Советского Союза занимались проведением крупных реформ, подразумевавших реорганизацию различных структур, отказ от одних вооружений и освоение других. Среди прочих под сокращение попали некоторые проекты перспективных систем для военно-морского флота. Одним из них оказался проект крейсера с ракетным вооружением «67».

Из-за многочисленных споров в высших кругах реализация проекта КСС и строительство кораблей нового типа оказались под вопросом. Некоторые представители военного и политического руководства полагали, что корабли наподобие «Адмирала Нахимова» более не имеют реальных перспектив и должны быть списаны, а строительство новых аналогичных крейсеров нецелесообразно. Кроме того, отмечался недостаточно высокий потенциал ракет КСС при работе по надводным целям водоизмещением более 15-18 тыс. т. Таким образом, над новым проектом постоянно сгущались тучи.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Крейсер "Адмирал Нахимов" после списания. Фото Tsushima.ru/forums


По результатам споров и обсуждений среди командования к концу 1956 года фактически прекратился выпуск рабочих чертежей по проекту 67-СИ. Это, в частности, не позволяло приступить к очередной модернизации корабля-носителя ракет и блокировало продолжение работ по проекту КСС. В течение нескольких следующих месяцев перспективы нового ракетного комплекса были туманны и неоднократно становились предметом споров.

Точка в истории проекта КСС была поставлена в июле 1957 года. Результатом очередного заседания Совмина стало постановление, прекращавшее все текущие работы по перспективным крейсерам с управляемым ракетным вооружением. Разработка проекта 67 и строительство подобных кораблей окончательно отменялись, а проект крылатой ракеты КСС останавливался. Дальнейшие работы в перспективном направлении следовало продолжать в рамках иных проектов.

Все материалы по ракете КСС отправились в архив, однако наработки не пропали даром. Еще за несколько лет до закрытия этого проекта параллельно с проектом КСС разрабатывалась система «Стрела» берегового базирования. Ее тоже предлагалось оснастить управляемой крылатой ракетой на базе авиационной КС-1. Таким образом, некоторые основные наработки по КСС параллельно были реализованы в «Стреле» и нашли применение, а также дошли до серийного производства и эксплуатации в войсках.

Крейсер «Адмирал Нахимов» постигла иная участь. После завершения работ по новому проекту кораблю возвратили часть имевшихся возможностей, что позволяло вернуться ему к службе. Тем не менее, в середине 1960 года его исключили из состава военно-морского флота, после чего корабль ждала утилизация.

Проект противокорабельной ракеты КСС
Пусковая установка и ракета подвижного берегового комплекса С-2 "Сопка". Фото Wikimedia Commons


По иронии судьбы, единственный носитель противокорабельных ракет нового типа в 1961 году стал мишенью для такого же оружия, но созданного в ходе другого проекта. В июне 61-го крейсер «Адмирал Нахимов» вывели на один из полигонов Черноморского флота, где он подвергся атаке ракетного комплекса П-1 «Стрела», установленного на эсминце «Прозорливый» проекта 56-М. Ракета П-1 / КСЩ нанесла мишени серьезный ущерб, из-за которого она едва не затонула. Тем не менее, крейсер спасли и вернули на базу. Вскоре его передали на разделку.

Ввиду изменения взглядов командования крылатая противокорабельная ракета КСС, предназначенная для вооружения надводных кораблей, не вышла из стадии испытаний. Таким образом, проект КСС оказался самым неудачливым представителем семейства оружия, созданного на базе авиационной ракеты КС-1 «Комета». Параллельно с ним был разработан стационарный береговой ракетный комплекс «Стрела», а в дальнейшем появилась подвижная береговая система «Сопка». Оба этих комплекса включали ракеты, созданные на базе авиационной «Кометы» и в течение некоторого времени состояли на вооружении, обеспечивая защиту морских рубежей страны.

Решение о прекращении проектов семейства 67 оказало некоторое влияние на дальнейшее развитие отечественных боевых кораблей с управляемым ракетным вооружением. Тем не менее, развитие этого направления не прекратилось. Результатом дальнейших работ стало появление большого числа противокорабельных ракет для кораблей, самолетов и береговых комплексов.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bratishka.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://armoredgun.org/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк. – Мн.: «Харвест», 1999
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Nikolaevich I 31 марта 2016 08:44
    Да,упомянутые здесь береговые ракетные комплексы "Сопка/Стрела" оставили заметный след в "ракетной истории" наших ВС.Применялись ракетные комплексы и в войне Египта с Израилем...А в Крыму,как утверждал один мой знакомый,комплексы "Стрела" были окончательно ликвидированы лишь после "обретения самостийности" Украиной.Существовала и модификация крылатой ракеты комплекса "Сопка" с пассивной тепловой головкой самонаведения,поэтому мог осуществляться и режим "выстрелил и забыл";но при пуске ракет на небольшие расстояния до 20 км .
  2. амурец 31 марта 2016 09:56
    Автору плюс.Но хочется добавить и эту ссылку.
    http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kc-1/kc-1.shtml
  3. Shelest2000 31 марта 2016 18:10
    Есть книга Широкорада "Флот,который уничтожил Хрущев". Интересно описан момент разработки и принятия на вооружение ПКР.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня