Российская газовая программа на Востоке
Позже, в мае 2003-го, ОАО "Газпром" подписал пятилетнее Соглашение о сотрудничестве с корейской компанией "Kogas". В 2008-ом его продлили еще на пять лет и создали постоянную совместную рабочую группу.
Государственная программа по созданию единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока была утверждена в сентябре 2007-го. Также оговаривалась возможность экспорта газа в Китай и страны АТР. Координатором "Восточной газовой программы" был назначен "Газпром".
В июне 2009-го, делегация ОАО "Газпром" посетила Республику Корея, и в ходе визита было подписано очередное соглашение об исследовании возможности поставок газа посредством газотранспортной системы "Сахалин-Хабаровск-Владивосток-Корея".
И, наконец, важнейшим импульсом к реализации газового проекта стали переговоры главы РФ с Ким Чен Иром и президентом Южной Кореи Ли Мён Баком в 2011-ом году. Корейские лидеры объявили о своем участии в данном крупномасштабном проекте.
В Москве состоялась встреча А. Миллера (председателя правления "Газпрома"), министра нефтяной промышленности КНДР и президентом компании "Kogas", на которой была подписан график поставок природного газа из РФ в Южную Корею. Возможно, поставки начнутся уже в 2017-ом году, а объем их будет порядка 10-12 миллиардов кубометров в год.
Однако, между Российской Федерацией и КНДР все еще нет соглашения о совместной работе в газовой сфере. Россия считает необходимым заключение межправительственного соглашения, что создаст надежную правовую почву для реализации газового проекта. "Газпром" собирается взять на себя решение финансовых вопросов, касающихся сооружения газопровода на территории КНДР (с Пхеньяном) длинной около 700 км для поставок газа в Южную Корею. Но неизбежно возникнут проблемы. связанные с прохождение трубопровода через ДМЗ (демилитаризованную зону), и их решение потребует трехсторонних переговоров.
Важно отметить, что реализация данного проекта касается не только экономических, но и геополитических, стратегических аспектов, связанных с вопросами безопасности на Корейском полуострове. Развертка работы над проектом поспособствует установлению доверительных отношений между Севером и Югом Кореи, поможет урегулировать ядерную проблему и укрепить позиции мира и стабильности в СВА (Северо-Восточной Азии). Данные перспективы соответствуют национальным интересам Российской Федерации.
Однако в США, Японии и РК имеются определенные силы, негативно относящиеся к расширению Российской экономической деятельности в регионе. Также данные политические структуры стремятся добиться политической и экономической изоляции Пхеньяна, в надежде, что это приведет к смене действующего режима. Следовательно, совместный Российско-Корейский газовый проект не в интересах некоторых стран.
Вместе с этим стоит отметить, что Пхеньян глубоко заинтересован в реализации газового проекта. В первую очередь, с чисто экономической точки зрения: в среднем, 150 млн. долларов в год для казны - это, как минимум, неплохо. Но идея пустить газопровод по дну глубоководного Японского моря, в обход территории Северной Кореи отвергли как не окупаемую.
Восточный газовый проект выгоден всем его участникам.
К примеру, для РФ - это один из путей осуществления интеграции в восточно-азиатскую экономику, что является основной целью России в данном регионе. В дальнейшем планируются переговоры по вопросам газа с Китаем и Японией.
Со стороны Южной Кореи, зависимость от традиционных Ближне-Восточных источников газа не слишком привлекательна с экономической точки зрения. К тому же прогнозируется стремительный рост углеводородного энергопотребления соседа Корейского полуострова: Японии (в особенности после трагедии "Фукусимы") и КНР, в котором потребление газа превысит данный показатель в Европе.
В связи с этим, открываются неплохие перспективы для реализации российского газа на Китайском и Японском рынке. На сегодняшний день ОАО "Газпром" занимается организацией поставок газа по двум трубопроводам. Объем поставок около 70-ти млрд. кубометров и к 2030-му году объем российского газового экспорта достигнет 13% (тогда как в Европе доля нашего газа - около 30%). Это приведет к неизбежному усилению давления на российский газовый рынок.
Бесспорно, динамичное и устойчивое развитие РК приведет к увеличению потребления газа. Уже сегодня, РК - второй в мире после Японии импортер газа. А кроме того, экономика этой страны на 70% зависит от зарубежных энерго-экспортеров.
На сегодня, политика "газопровода на Восток" разительно отличается от политики прошлых лет тем, что в последнее время Россия перешла от слов к делу. В первую очередь речь идет о прокладке газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Планируется, что протяженность данного трубопровода будет порядка 1800 км, мощность - 30 млрд. кубических метров (завершено строительство первой очереди). Также планируется строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан, длиной 4188 км и мощность 80 млн. т. нефти в год (в 2014 году по плану - завершение строительства второй очереди). Затраты на строительство ВСТО составили около 14-ти млрд. долларов (2 из них были выделены на возведение порта в Козьмино).
Одну из ведущих ролей в реализации столь крупных и дорогостоящих проектов отводится премьер-министру Российской Федерации В. Путина. Именно он приложил усилия для перераспределения финансовых потоков и технических ресурсов России в Восточном направлении. Под его влиянием руководство "Газпрома" приняло решение изъять значительные финансовые средства из проекта по разработке Бованенковского месторождения газа (на полуострове Ямал), целью которого было снабжение Западного потребителя и вложить их в проект Восточного газоснабжения. На сегодняшний день строительство систем трубопровода идет не с типичной для России задержкой, а даже с опережением.
Мы достигли немалых успехов в развертывании крупного трехстороннего газового проекта. Пройден важнейший этап - политическое решение принято. В ближайшем времени стартуют столь же важные переговоры по хозяйственной части, которые должны привести к заключению коммерческого контракта в середине 2012-го года. Будущее проекта Россия-КНДР-РК внушает оправданный оптимизм.
Информация