Рокетмэн

8
Рокетмэн


90 лет назад, 16 марта 1926 года, американский изобретатель Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе. И хотя это была всего лишь маленькая и неуклюжая экспериментальная модель, которая взлетела только на 12 метров, фактически она являлась прообразом всех нынешних космических ракет.

Модель имела оригинальную "рамную" схему. Для обеспечения устойчивости в полете Годдард разместил двигатель вверху, а баки с топливом и окислителем - внизу. Топливом служил бензин, окислителем - жидкий кислород, подача этих веществ в камеру сгорания осуществлялась сжатым азотом, то есть, была применена вытеснительная схема питания двигателя, которая и сейчас используется во многих жидкостных ракетах. На заставке слева - Годдард со своим первым изделием незадолго до пуска. Справа - вторая, увеличенная модель, запущенная через месяц.

В американском руководстве не оценили перспективности "игрушек" Годдарда. Несмотря на многократные просьбы, он так и не получил поддержки от государства и был вынужден заниматься своими исследованиями на преподавательские заработки и на деньги спонсоров, которых постоянно не хватало. Тем не менее, в 1926 - 1942 годах он с несколькими помощниками, работавшими "за идею", построил и испытал 35 различных ракет. Несмотря на то, что эти ракеты делались, как говорится, "на коленке", в слабооборудованной мастерской и за копейки, в них были впервые применены многие технические решения, впоследствии ставшие классикой мирового ракетостроения.

Для стабилизации полета использовались газовые рули, работавшие от гироскопического автопилота, камера сгорания и сопло двигателя охлаждались компонентами топлива, а в 1936 году Годдард впервые построил и испытал многокамерный ЖРД. В 1938 году он решил заменить вытеснительную систему подачи турбонасосами, что позволяло значительно облегчить ракету, однако не смог найти фирму, которая согласилась бы за небольшие деньги сделать соответствующий агрегат с необходимыми параметрами.

Наивысшего результата из всех годдардовских ракет достигло изделие L-B, которое 27 февраля 1937 года взлетело на высоту примерно 3000 метров. Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания, причем там они имели щедрое государственное финансирование. На ракетную программу работали сотни инженеров и техников, обладавшие всем необходимым, вплоть до целых заводов. Неудивительно, что к концу десятилетия немцы намного опередили американского "кустаря-одиночку". Уже в декабре 1937 года ракета А-3 достигла высоты 12 км, а в 1942-м следующая модель А-4 поднялась на 83 километра и упала в 193 километрах от точки запуска. Годдард о таких результатах даже не мечтал.

Позже на базе А-4 сделали боевую баллистическую ракету V-2, ставшиую одной из технических сенсаций Второй мировой войны, однако это уже другая история.



Одна из ранних годдардовских ракет без оболочки. Хорошо виден двигатель (еще без рубашки охлаждения), а также сварные баки для топлива, окислителя и сжатого азота.



Сборка более крупной ракеты на стапеле.



Годдард (второй справа) и его добровольные помощники позируют с ракетой "тип 4", которая поднялась на 610 метров.



Доставка ракеты на пусковую позицию. Всё очень скромно, по-деревенски.



Силовая установка ракеты с четырьмя камерами сгорания, запущенной в ноябре 1936 года. К сожалению, эта ракета взлетела всего на 60 метров и взорвалась.



Хвостовая часть одной из наиболее совершенных годдардовских ракет с газовыми и аэродинамическими рулями.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 марта 2016 06:05
    Честно- завидую людям упертым. Особенно в этой стезе. Сам лично экскрименты делал в детстве. ( написано верно экскрименты) . Поэтому счас энергетик- а не ракетчик.
    1. -2
      26 марта 2016 12:42
      Американская пропаганда в действии, с захлебом рассказывают по сути о не удачных экспериментах фермеров... про ФАУ видимо решили умолчать...

      Про ПЕРВЫХ американских Астронавтов и Астронавток все слышали? Вот из той же серии))
      1. +1
        26 марта 2016 19:23
        Успокойте ваш патриотизм - он не к месту. Первый ЖРД сделал американец Годдард. И ничего с этим не поделаешь. Наши, да и немецкие разработки были сделаны позже.
        1. 0
          30 марта 2016 00:30
          К сожалению наша реальность допускает зачастую не справедливость)),и выходит на деле так ,что имя получает не тот кто изобрёл,а тот кто оформил патент и раскрутил изобретение в сми.Это происходит как правило из за отсутствия денежных средств у талантливых людей.Плохо когда весь мир посадили на денежную иглу,всё продаётся и всё покупается,а Русские люди по природе не торгаши,а воины-защитники вот мы и в аутсайдерах у капиталистически развитого Запада.,ну не наше это поле битвы,тут мы играем по чужим правилам и краплёными картами.
          1. 0
            4 апреля 2016 21:19
            Главное чтобы не про "аутсайдеров" Королеве (и даже немного основоположнике) Циолковской :-)
  2. +7
    26 марта 2016 09:00
    К сожалению очень мало известно о работах Роберта Годдарда,хоть и узнал я о нём в детстве,из книг о Циолковском,Цандере.Было о нём написано очень мало.И только из этой статьи я узнал,кто первым применил технические решения,ставшие классикой.Многое почему-то приписывается немцам.Статье плюс.
  3. +5
    26 марта 2016 09:03
    Все новое создается беззаветным трудом подвижников, любящим свое Дело... Первый двигатель Рудольфа Дизеля проработал всего 3 (!) минуты, после чего разрушилась головка и самого Р.Дизеля едва не убило осколками. Подвижники (а их меньше 1% в общей массе людей) видят гораздо дальше, чем все человечество. И они-то своим упорным трудом и продвигают человечество по пути прогресса во всех сферах жизни людей.
  4. +1
    26 марта 2016 14:30
    И этих подвижников много. Любое изобретение рождается не в одной ге
    ниальной голове , а у многих. Затем борьба за приоритет . А разница 3-5 лет максимум. Знания достигаются не одиночками. Сам Ньютон сказал : я смог увидеть дальше , потому что стоял на плечах гигантов.
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    27 марта 2016 14:39
    По-моему был фильм про него. Название не вспомню.
    Поклон таким людям! Именно такие люди двигают челочество вперед. Без них до сих пор мамонтов гоняли бы...
  7. 0
    31 марта 2016 05:26
    Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания

    В 1923 г. профессор Г. Оберт опубликовывает работу "Ракета в космическое пространство", где помимо прочего приведены проекты двухкомпонентных жидкостных двигателей.
    Патент № 484 064 от 24.1926 г. "Жидкотопливная газовая ракета", выдан Г.Шнайдеру.
    Виюне 1927 г. в Бреслау организовывается "Общество межпланетных сообщений" с ежемесячным журналом "Ракета".
    Нестыковочка получается. Вполне возможно, что с начала 30-х годов Годдард начал интересоваться немецкими разработками, ведь именно на это время приходится появление первых немецких жидкостных ракет.