Рокетмэн

Рокетмэн


90 лет назад, 16 марта 1926 года, американский изобретатель Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе. И хотя это была всего лишь маленькая и неуклюжая экспериментальная модель, которая взлетела только на 12 метров, фактически она являлась прообразом всех нынешних космических ракет.

Модель имела оригинальную "рамную" схему. Для обеспечения устойчивости в полете Годдард разместил двигатель вверху, а баки с топливом и окислителем - внизу. Топливом служил бензин, окислителем - жидкий кислород, подача этих веществ в камеру сгорания осуществлялась сжатым азотом, то есть, была применена вытеснительная схема питания двигателя, которая и сейчас используется во многих жидкостных ракетах. На заставке слева - Годдард со своим первым изделием незадолго до пуска. Справа - вторая, увеличенная модель, запущенная через месяц.


В американском руководстве не оценили перспективности "игрушек" Годдарда. Несмотря на многократные просьбы, он так и не получил поддержки от государства и был вынужден заниматься своими исследованиями на преподавательские заработки и на деньги спонсоров, которых постоянно не хватало. Тем не менее, в 1926 - 1942 годах он с несколькими помощниками, работавшими "за идею", построил и испытал 35 различных ракет. Несмотря на то, что эти ракеты делались, как говорится, "на коленке", в слабооборудованной мастерской и за копейки, в них были впервые применены многие технические решения, впоследствии ставшие классикой мирового ракетостроения.

Для стабилизации полета использовались газовые рули, работавшие от гироскопического автопилота, камера сгорания и сопло двигателя охлаждались компонентами топлива, а в 1936 году Годдард впервые построил и испытал многокамерный ЖРД. В 1938 году он решил заменить вытеснительную систему подачи турбонасосами, что позволяло значительно облегчить ракету, однако не смог найти фирму, которая согласилась бы за небольшие деньги сделать соответствующий агрегат с необходимыми параметрами.

Наивысшего результата из всех годдардовских ракет достигло изделие L-B, которое 27 февраля 1937 года взлетело на высоту примерно 3000 метров. Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания, причем там они имели щедрое государственное финансирование. На ракетную программу работали сотни инженеров и техников, обладавшие всем необходимым, вплоть до целых заводов. Неудивительно, что к концу десятилетия немцы намного опередили американского "кустаря-одиночку". Уже в декабре 1937 года ракета А-3 достигла высоты 12 км, а в 1942-м следующая модель А-4 поднялась на 83 километра и упала в 193 километрах от точки запуска. Годдард о таких результатах даже не мечтал.

Позже на базе А-4 сделали боевую баллистическую ракету V-2, ставшиую одной из технических сенсаций Второй мировой войны, однако это уже другая история.

Рокетмэн


Одна из ранних годдардовских ракет без оболочки. Хорошо виден двигатель (еще без рубашки охлаждения), а также сварные баки для топлива, окислителя и сжатого азота.

Рокетмэн


Сборка более крупной ракеты на стапеле.

Рокетмэн


Годдард (второй справа) и его добровольные помощники позируют с ракетой "тип 4", которая поднялась на 610 метров.

Рокетмэн


Доставка ракеты на пусковую позицию. Всё очень скромно, по-деревенски.

Рокетмэн


Силовая установка ракеты с четырьмя камерами сгорания, запущенной в ноябре 1936 года. К сожалению, эта ракета взлетела всего на 60 метров и взорвалась.

Рокетмэн


Хвостовая часть одной из наиболее совершенных годдардовских ракет с газовыми и аэродинамическими рулями.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/451718.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Связист 26 марта 2016 06:05
    Честно- завидую людям упертым. Особенно в этой стезе. Сам лично экскрименты делал в детстве. ( написано верно экскрименты) . Поэтому счас энергетик- а не ракетчик.
    1. Byshido_dis 26 марта 2016 12:42
      Американская пропаганда в действии, с захлебом рассказывают по сути о не удачных экспериментах фермеров... про ФАУ видимо решили умолчать...

      Про ПЕРВЫХ американских Астронавтов и Астронавток все слышали? Вот из той же серии))
      1. Kenneth 26 марта 2016 19:23
        Успокойте ваш патриотизм - он не к месту. Первый ЖРД сделал американец Годдард. И ничего с этим не поделаешь. Наши, да и немецкие разработки были сделаны позже.
        1. warriordima 30 марта 2016 00:30
          К сожалению наша реальность допускает зачастую не справедливость)),и выходит на деле так ,что имя получает не тот кто изобрёл,а тот кто оформил патент и раскрутил изобретение в сми.Это происходит как правило из за отсутствия денежных средств у талантливых людей.Плохо когда весь мир посадили на денежную иглу,всё продаётся и всё покупается,а Русские люди по природе не торгаши,а воины-защитники вот мы и в аутсайдерах у капиталистически развитого Запада.,ну не наше это поле битвы,тут мы играем по чужим правилам и краплёными картами.
          1. FooFighter 4 апреля 2016 21:19
            Главное чтобы не про "аутсайдеров" Королеве (и даже немного основоположнике) Циолковской :-)
  2. амурец 26 марта 2016 09:00
    К сожалению очень мало известно о работах Роберта Годдарда,хоть и узнал я о нём в детстве,из книг о Циолковском,Цандере.Было о нём написано очень мало.И только из этой статьи я узнал,кто первым применил технические решения,ставшие классикой.Многое почему-то приписывается немцам.Статье плюс.
  3. drags33 26 марта 2016 09:03
    Все новое создается беззаветным трудом подвижников, любящим свое Дело... Первый двигатель Рудольфа Дизеля проработал всего 3 (!) минуты, после чего разрушилась головка и самого Р.Дизеля едва не убило осколками. Подвижники (а их меньше 1% в общей массе людей) видят гораздо дальше, чем все человечество. И они-то своим упорным трудом и продвигают человечество по пути прогресса во всех сферах жизни людей.
  4. инженер 26 марта 2016 14:30
    И этих подвижников много. Любое изобретение рождается не в одной ге
    ниальной голове , а у многих. Затем борьба за приоритет . А разница 3-5 лет максимум. Знания достигаются не одиночками. Сам Ньютон сказал : я смог увидеть дальше , потому что стоял на плечах гигантов.
  5. Комментарий был удален.
  6. dakty 27 марта 2016 14:39
    По-моему был фильм про него. Название не вспомню.
    Поклон таким людям! Именно такие люди двигают челочество вперед. Без них до сих пор мамонтов гоняли бы...
  7. Trouble 31 марта 2016 05:26
    Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания

    В 1923 г. профессор Г. Оберт опубликовывает работу "Ракета в космическое пространство", где помимо прочего приведены проекты двухкомпонентных жидкостных двигателей.
    Патент № 484 064 от 24.1926 г. "Жидкотопливная газовая ракета", выдан Г.Шнайдеру.
    Виюне 1927 г. в Бреслау организовывается "Общество межпланетных сообщений" с ежемесячным журналом "Ракета".
    Нестыковочка получается. Вполне возможно, что с начала 30-х годов Годдард начал интересоваться немецкими разработками, ведь именно на это время приходится появление первых немецких жидкостных ракет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня